Либерализм и тоталитаризм

Хрестоматия

Либеральные партии России

«Каждому гражданину обеспечивается свобода совести и вероисповедания. Никакие преследования за исповедуемые верования и убеждения, за перемену или отказ от вероучения не допускаются. Отправление религиозных и богослужебных обрядов и распространение вероучений свободны...»


Любая хрестоматия по социально-политической мысли сильно проиграла бы, если бы в ней не нашлось места для рассказа о либеральных партиях России, которые существовали до революции 1917 г., и их программах. Воспользуемся сборником «Программы политических партий России. Конец XIX — начало XX вв.» и дадим информацию по трем партиям: Конституционно-демократической партии, партии «Союз 17 октября» и по Партии прогрессистов.

Конституционно-демократическая партия

Конституционно-демократическая партия, с января 1906 г. к своему основному названию добавившая новое — Партия народной свободы, представляла собой левый фланг российского либерализма. Она была одной из крупнейших и наиболее влиятельных политических организаций дооктябрьской России. Образованная на своем первом съезде 12-18 октября 1905 г. в Москве, к весне следующего, 1906 г. она насчитывала в своих рядах более 50 тыс. членов. Кадеты, чьим идеалом политического устройства являлась парламентарная конституционная монархия английского типа, явились серьезной политической оппозицией самодержавию. Представители этой партии доминировали в первых двух Государственных думах, выступили ядром образованного в августе 1915 г. "Прогрессивного блока". Своей оппозиционной деятельностью они внесли определенный вклад в расширение фронта борьбы против царского режима и тем способствовали его падению. В качестве членов кабинета Временного правительства кадеты стояли у истоков российской демократической государственности.

Велика роль конституционных демократов в развитии русской политической культуры. Это неудивительно, если учесть, что курс этой партии определяли виднейшие представители российской интеллигенции: П.Н.Милюков, братья князья Павел и Петр Долгоруковы, князь Д.И.Шаховской, академик В.И. Вернадский, профессора С.А. Муромцев, В.М. Гессен, А.А. Корнилов, академик П.Б. Струве и другие. Среди кадетов было довольно много профессоров крупнейших российских университетов, популярных адвокатов, видных ученых-историков, правоведов, экономистов, земских и общественных деятелей, литераторов и публицистов. Социальное лицо кадетской партии определялось преимущественно интеллигенцией и либеральным поместным дворянством.

Дума

Работа избирательной комиссии
в I Государственную Думу (СПб)

По своему типу партия кадетов приближалась к западноевропейским парламентским партиям. Особенностью мировоззрения конституционных демократов являлось стремление поставить во главу угла то, что сегодня называется правами человека. Именно из-под пера кадетского автора (С.Л.Франка) вышел "Учредительный закон о вечных и неотъемлемых правах российских граждан", конструировавший идеальную модель правового государства. Раздел "Основные права граждан", открывавший кадетскую программу, сохранялся в ней на всем протяжении существования партии без каких-либо существенных изменений.

Иной, подверженной влияниям политической конъюнктуры, оказалась судьба программного раздела, посвященного проблемам государственного устройства России. В октябре 1905 г., когда исход революции еще не был ясен, соответствующий параграф программы партии был изложен в нарочито туманной формулировке (см. § 13). Однако уже на втором партийном съезде (январь 1906 г.) обстоятельства заставили кадетских руководителей высказаться яснее. "Россия, — читаем в этом же параграфе программы образца 1906 г., — должна быть конституционной и парламентарной монархией. Государственное устройство России определяется Основным законом" [1]. Кроме того, съездов была принята программная резолюция по вопросу об Учредительном собрании [2].

Реакцией кадетов на события февраля 1917 г. явилось новое изменение § 13 программы. В марте этого года по решению VII партийного съезда была принята его новая формулировка, согласно которой желательным для России государственным устройством объявлялась демократическая парламентская республика. Соответственно была изменена редакция и § 15 программы. В новой (1917 г.) формулировке речь в нем шла уже не просто об "участии" народного представительства в осуществлении законодательной власти, а об его исключительном праве.

Вплоть до 1917 г. кадетская программа включала 8 разделов. По решению IX съезда партии, проходившего в июле 1917 г., в нее вошли еще два — церковный и военно-морской. Общим для всех разделов программы кадетской партии было стремление радикально реформировать государственные и общественные институты России.

Программа Конституционно-демократической партии. [1905 г.]

I. Основные права граждан

1. Все российские граждане, без различия пола, вероисповедания и национальности, равны перед законом. Всякие сословные различия и всякие ограничения личных и имущественных прав поляков, евреев и всех без исключения других отдельных групп населения должны быть отменены.

2. Каждому гражданину обеспечивается свобода совести и вероисповедания. Никакие преследования за исповедуемые верования и убеждения, за перемену или отказ от вероучения не допускаются. Отправление религиозных и богослужебных обрядов и распространение вероучений свободны, если только совершаемые при этом действия не заключают в себе каких-либо общих проступков, предусмотренных уголовными законами. Православная церковь и другие исповедания должны быть освобождены от государственной опеки.

3. Каждый волен высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно обнародовать их и распространять путем печати или иным способом. Цензура, как общая, так и специальная, как бы она не называлась, упраздняется и не может быть восстановлена. За преступления и проступки, совершенные путем устного и печатного слова, виновные отвечают только перед судом.

4. Всем российским гражданам предоставляется право устраивать публичные собрания как в закрытых помещениях, так и под открытым небом для обсуждения всякого рода вопросов.

5. Все российские граждане имеют право составлять союзы и общества, не испрашивая на то разрешения.

6. Право петиций предоставляется как отдельным гражданам, так и всякого рода группам, союзам, собраниям и т.п.

7. Личность и жилище каждого должны быть неприкосновенны. Вход в частное жилище, обыск, выемка в нем и вскрытие частной переписки допускается только в случаях, установленных законом, и не иначе как по постановлению суда. Всякое задержанное лицо в городах и других местах пребывания судебной власти в течение 24-х часов, а в прочих местностях Империи не позднее, как в течение 3-х суток со времени задержания, должно быть или освобождено, или представлено судебной власти. Всякое задержание, произведенное без достаточного основания или продолженное сверх законного срока, дает право пострадавшему на возмещение государством понесенных им убытков.

8. Никто не может быть подвергнут преследованию и наказанию иначе, как на основании закона — судебной властью и установленным законом судом. Никакие чрезвычайные суды не допускаются.

9. Каждый гражданин пользуется свободой передвижения и выезда за границу. Паспортная система упраздняется.

10. Все вышеозначенные права граждан должны быть введены в основной закон Российской Империи и обеспечены судебной защитой.

11. Основной закон Российской Империи должен гарантировать всем населяющим Империю народностям помимо полной гражданской и политической равноправности всем гражданам право свободного культурного самоопределения, как-то: полную свободу употребления различных языков и наречий в публичной жизни, свободу основания и содержания учебных заведений и всякого рода собраний, союзов и учреждений, имеющих целью сохранение и развитие языка, литературы и культуры каждой народности и т.п. [3]

12. Русский язык должен быть языком центральных учреждений, армии и флота. Употребление наряду с общегосударственным местных языков в государственных и общественных установлениях и учебных заведениях, содержимых на средства государства или органов самоуправления, регулируется общими и местными законами, а в пределах их — самими установлениями. Населению каждой местности должно быть обеспечено получение начального, а по возможности и дальнейшего образования на родном языке [4].

II. Государственный строй

13. Конституционное устройство российского государства определяется основным законом.

14. Народные представители избираются всеобщею, равною, прямою и тайною подачей голосов, без различия вероисповедания, национальности и пола [5].

Партия допускает в своей среде различие мнений по вопросу об организации народного представительства, в виде одной или двух палат, из которых вторая палата должна состоять из представителей от органов местного самоуправления, реорганизованных на началах всеобщего голосования и распространенных на всю Россию.

15. Народное представительство участвует в осуществлении законодательной власти, в установлении государственной росписи доходов и расходов и в контроле за законностью и целесообразностью действий высшей и низшей администрации.

16. Ни одно постановление, распоряжение, указ, приказ и тому подобный акт, не основанный на постановлении народного представительства, как бы он ни назывался и от кого бы ни исходил, не может иметь силы закона.

Дума

Депутаты I Государственной Думы
(слева направо) А.Ф.Аладьин, И.В.Жилкин, С.В.Аникин

17. Государственная роспись, в которую должны быть вносимы все доходы и расходы государства, устанавливается не более как на один год законодательным порядком. Никакие налоги, пошлины и сборы в пользу государства, а равно и государственные займы не могут быть устанавливаемы иначе, как в законодательном порядке.

18. Членам собрания народных представителей принадлежит право законодательной инициативы.

19. Министры ответственны перед собранием народных представителей, членам которого принадлежит право запроса и интерпелляции [6].

III. Местное самоуправление и автономия

20. Местное самоуправление должно быть распространено на все Российское государство.

21. Представительство в органах местного самоуправления, приближенное к населению путем учреждения мелких самоуправляющихся единиц, должно быть основано на всеобщем, равном, прямом и закрытом голосовании без различия пола, вероисповедания и национальностей, причем собрания высших самоуправляющихся союзов могут быть образованы путем избрания собраниями низших таких же союзов. Губернским земствам должно быть предоставлено право вступать во временные и постоянные союзы между собою.

22. Круг ведомства органов местного самоуправления должен простираться на всю область местного управления, включая полицию безопасности и благочиния, и за исключением лишь тех отраслей управления, которые в условиях современной государственной жизни необходимо должны быть сосредоточены в руках центральной власти, с представлением в пользу органов местного самоуправления части средств, поступающих в настоящее время в государственный бюджет.

23. Деятельность местных представителей центральной власти должна сводиться к надзору за законностью деятельности органов местного самоуправления, причем окончательное решение по возникающим в этом отношении спорам и сомнениям должно принадлежать судебным учреждениям.

24. После установления прав гражданской свободы и правильного представительства с конституционными правами для всего Российского государства должен быть открыт правомерный путь в порядке общегосударственного законодательства для установления местной автономии и областных представительных собраний, обладающих правом участия в осуществлении законодательной власти по известным предметам, соответственно потребности населения.

25. Немедленно по установлении общеимперского демократического представительства с конституционными правами, в Царстве Польском вводится автономное устройство с сеймом, избираемым на тех основаниях, как и общегосударственное представительство, при

условии сохранения государственного единства и участия в центральном представительстве на одинаковых с прочими частями империи основаниях. Границы между Царством Польским и соседними губерниями могут быть исправлены в соответствии с племенным составом и желанием местного населения, причем в Царстве Польском должны действовать общегосударственные гарантии гражданской свободы и права национальности на культурное самоопределение и должны быть обеспечены права меньшинства.

26. Финляндия. Конституция Финляндии, обеспечивающая ее особенное государственное положение, должна быть всецело восстановлена. Всякие дальнейшие мероприятия, общие Империи и Великому Княжеству Финляндскому, должны быть впредь делом соглашения между законодательными органами империи и Великого Княжества.

IV. Суд

27. Все отступления от начала судебных уставов 20 ноября 1864 года, устанавливающих отделение судебной власти от административной (несменяемость, независимость и гласность суда и равенство всех перед судом), как внесенные позднейшими новеллами, так и допущенные при самом составлении уставов, упраздняются. В этих видах прежде всего: а) не подлежит никаким ограничениям правило о том, что никто не может быть подвергнут наказанию без вошедшего в силу приговора компетентного суда; b) всякое вмешательство министра юстиции в назначение на судейские должности или перемещение судей, а тем более в производство судебных дел, устраняется. Судьи наград не получают; с) ответственность должностных лиц определяется на общем основании; d) компетенция суда присяжных определяется исключительно тяжестью наказания, назначенного в законе безотносительно к роду дел, причем однако этой компетенции во всяком случае подлежат все преступления государственные и против законов о печати. Суд с сословными представителями упраздняется. Компетенции выборного мирового суда подчиняются и дела волостной юстиции. Волостной суд и институт земских начальников упраздняются. Требование имущественного ценза как для замещения должности мирового судьи, так и для отправления обязанностей присяжного заседателя отменяются; е) восстановляется принцип единства кассационного суда; f) адвокатура организуется на началах истинного самоуправления.

28. Независимо от этого в осуществление наиболее назревших и бесспорных требований уголовной политики и процесса: а) смертная казнь отменяется безусловно и навсегда; b) вводится условное осуждение; с) устанавливается защита на предварительном следствии; d) в обряд предания суду вводится состязательное начало.

29. Ближайшей задачей является полный пересмотр уголовного уложения, отмена постановлений, противоречащих началам политической свободы, и переработка проекта гражданского уложения.

V. Финансовая и экономическая политика

30. Пересмотр государственного расходного бюджета в целях уничтожения непроизводительных по своему назначению или своим размерам расходов и соответственного увеличения затрат государства на действительные нужды народа.

31. Отмена выкупных платежей.

32. Развитие прямого обложения за счет косвенного; общее понижение косвенного обложения и постепенная отмена косвенных налогов на предметы потребления народных масс.

33. Реформа прямых налогов на основе прогрессивного подоходного и поимущественного обложения; введение прогрессивного налога на наследство.

34. Соответствующее положению отдельных производств понижение таможенных пошлин в видах удешевления предметов народного потребления и технического подъема промышленности и земледелия. 35. Обращение средств сберегательных касс на развитие мелкого кредита.

VI. Аграрное законодательство

36. Увеличение площади землепользования населения, обрабатывающего землю личным трудом, как-то: безземельных и малоземельных крестьян, а также и других разрядов мелких хозяев-земледельцев, государственными, удельными, кабинетскими и монастырскими землями, а также путем отчуждения для той же цели за счет государства, в потребных размерах, частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой (не рыночной) оценке.

37. Отчуждаемые земли поступают в государственный земельный фонд. Начала, на которых земли этого фонда подлежат передаче нуждающемуся в них населению (владение или пользование личное или общинное и т.д.), должны быть установлены сообразно с особенностями землевладения и землепользования в различных областях России.

38. Широкая организация государственной помощи для переселения, расселения и устройства хозяйственного быта крестьян. Реорганизация межевого дела, окончание размежевания и другие меры для подъема благосостояния сельского населения и улучшения сельского хозяйства.

Дума

Депутаты I Государственной Думы
И.В.Кириленко, С.И.Готовчиц, М.М.Крутикин, М.Ф.Филоненко

39. Упорядочение законом арендных отношений путем обеспечения права возобновления аренды, права арендатора, в случае передачи аренды, на вознаграждение за произведенные, но неиспользованные к сроку затраты на улучшение и учреждение примирительных камер для регулирования арендной платы и для разбора споров и несогласий между арендаторами и земледельцами; Открытие законного пути в судебном порядке для понижения непомерно высоких арендных цен и уничтожения носящих кабальный характер сделок в области земельных отношений.

40. Отмена действующих правил о найме сельских рабочих и распространение рабочего законодательства на землевладельческих рабочих, применительно к техническим особенностям земледелия. Учреждение сельскохозяйственной инспекции для наблюдения за правильным применением законодательства по охране труда в этой области и введение уголовной ответственности сельских хозяев за нарушение ими законодательных норм по охране труда.

VII. Рабочее законодательство

41. Свобода рабочих союзов и собраний.

42. Право стачек. Наказуемость правонарушений, совершаемых во время или по поводу стачек, определяется на общем основании и ни в коем случае не может быть увеличиваема.

43. Распространение рабочего законодательства и независимой инспекции труда на все виды наемного труда; участие выборных от рабочих в надзоре инспекции за исполнением законов, охраняющих интересы трудящихся.

44. Введение законодательным путем восьмичасового рабочего дня. Немедленное осуществление этой нормы всюду, где она в данное время возможна, и постепенное ее введение в остальных производствах. Запрещение ночных и сверхурочных работ, кроме технически и общественно-необходимых.

45. Развитие охраны труда женщин и детей и установление особых мер охраны труда мужчин во вредных производствах.

46. Учреждение примирительных камер из равного числа представителей труда и капитала для нормировки всех отношений найма, не урегулированных рабочим законодательством, и разбора споров и несогласий, возникающих между рабочими и предпринимателями.

47. Обязательное при посредстве государства страхование от болезни (в течение определенного срока), несчастных случаев и профессиональных заболеваний, с отнесением издержек на счет предпринимателей.

48. Государственное страхование на случай старости и неспособности к труду для всех лиц, живущих личным трудом.

49. Установление уголовной ответственности за нарушение законов об охране труда.

VIII. По вопросам просвещения

Народное просвещение должно быть организовано на началах свободы, демократизации и децентрализации его, понимая под этим осуществление следующих начал:

50. Уничтожение всех стеснений к поступлению в школу, связанных с полом, происхождением и религией.

51. Свобода частной и общественной инициативы в открытии и организации учебных заведений всех типов и в области внешкольного просвещения; свобода преподавания.

52. Между различными ступенями школ всех разрядов должна быть установлена прямая связь для облегчения перехода от низшей ступени к высшей.

53. Полная автономия и свобода преподавания в университетах и других высших школах, увеличение их числа. Уменьшение платы за слушание лекций. Организация просветительной работы высшей школы для широких кругов населения. Свободная организация студенчества.

54. Количество средних учебных заведений должно быть увеличено соответственно общественной потребности; плата в них должна быть понижена. Местным общественным учреждениям должно быть предоставлено широкое участие в постановке учебно-воспитательного дела.

Дума

Депутаты I Государственной Думы от Тверской губернии
(сидят слева направо) А.С.Медведев, Ф.И.Родичев,
И.И.Петрункевич, М.И.Масленников,
(стоят слева направо) В.Е.Карандашев, Н.И.Ромашов

55. Введение всеобщего, бесплатного и обязательного обучения в начальной школе. Передача начального образования в заведывание органов местного самоуправления. Организация органами самоуправления материальной помощи нуждающимся учащимся.

56. Устройство органами местного самоуправления образовательных учреждений для взрослого населения, элементарных школ для взрослых, народных библиотек, народных университетов.

57. Развитие профессионального образования [7].

Сборник программ политических партий в России / Под ред. В. Водовозова. Вып. 1. СПб., 1906. С. 39-49.

Примечания


1. Конституционно-демократическая партия. Постановления II съезда 5-11 января 1906 г. и программа. Спб., 1906. С. 1-8.
2. 25 марта 1917 г. VII съезд Конституционно-демократической партии принял резолюцию "По вопросу об Учредительном Собрании":
"1. Учредительное Собрание должно быть созвано в возможно кратчайший срок, но с соблюдением всех гарантий, необходимых для того, чтобы выборы могли правильно выразить народную волю.
2. Так как Учредительное Собрание будет обладать всей полнотой власти, то определение его компетенции и продолжительности его деятельности будет зависеть от него самого. Но нужно признать желательным, чтобы, по выполнении своих задач, заключающихся в установлении конституции России и в разрешении тех неотложных государственных вопросов, которые станут на очередь ко времени созыва Учредительного Собрания, оно возможно скорее уступило место установленному им законодательному порядку.
3. На время деятельности Учредительного Собрания исполнительная власть должна быть организована по принципу ответственного перед Учредительным Собранием министерства". (См.: Программ. росс. политических партий. Пг., 1917. С. 48).
3. На IX съезде партии (23-28 июля 1917 г., Москва-Петроград) к этому пункту программы было решено сделать добавление следующего содержания: "Государство может передать национальностям, действующим в качестве единых не территориальных публично-правовых союзов, осуществление указываемых законом задач культурного управления (просветительных, религиозных, по общественному призрению, экономических и т.д.) в отношении всех лиц, признающих свою принадлежность к этим национальностям. Организация этих национальных союзов, предметы их ведения и степень власти, размеры производимых им из средств государственного казначейства пособий и условия обложения участников, а равно и отношение союзов к государству определяется в порядке общегосударственного законодательства". (См.: Дополнения к программе партии Народной свободы, принятые на IX съезде партии. Москва, б.г. С. 1).
4. IX съезд изменил редакцию этого пункта. В новом варианте он был сформулирован так: "Русский язык, как общегосударственный, должен быть языком центральных государственных учреждений, армии и флота, в местных государственных и общественных учреждениях и учебных заведениях, содержащихся на средства государственные или органов местного самоуправления и автономии, должно быть установлено право употребления местных языков, соответственно национальному составу населения, с обеспечением, в порядке общегосударственного законодательства, равных прав русского языка, как языка не только общегосударственного, но и международного, и языков национальных меньшинств. Населению каждой местности должно быть обеспечено получение начального, а по возможности, и дальнейшего образования на родном языке". (См.: Дополнения к программе партии Народной Свободы... С. 1).
5. Учредительным съездом кадетов была допущена возможность членам партии, не признающим необходимости немедленного распространения избирательного права на женщин, оставаться по этому вопросу при особом мнении, что и было изложено в примечании к §14 программы. На втором съезде партии это примечание выключено из программы, вследствие чего решение партии о распространении избирательного права на женщин стало обязательным для всех членов партии.
6. Интерпелляция — право депутатского запроса (от лат. interpellatio — жалоба перед судом).
7. По решению IX партийного съезда в программу партии были включены еще 2 раздела — Церковный и Военно-морской. Они были приняты в следующей редакции:

Церковный вопрос

1. Отношение русского государства к православной церкви и к другим вероисповеданиям должно определяться последовательно проведенным началом свободы вероисповеданий и культа.

2. Среди других религий, исповедываемых в государстве, православие, как религия значительного большинства населения, пользуется первенством почета во всех актах государственной жизни, в которых государство обращается к религии, и в публичных богослужебных действиях. Православно-церковный календарь полагается в основание при определении неприсутственных дней, поскольку такое определение производится центральной властью.

3. Православная церковь является институтом публично-правового характера, которому государство оказывает покровительство в законе и материальную поддержку.

4. Значение института публично-правового характера, покровительство в законе и материальная поддержка в силу общего принципа свободы вероисповеданий предоставляются и другим вероисповеданиям, соответственно их распространению.

5. Во внутренних отношениях православной русской церкви принадлежит право свободного самоустроения, согласно учению самой церкви и постановлению всероссийского поместного собора. Все узаконения, ставящие высшее церковное управление в положение подчиненного органа государственного управления и придающие ему характер ведомства, отменяются. Надзор государственной власти ограничивается лишь наблюдением за закономерностью актов церкви.

П.Н. Милюков

Депутаты Государственной Думы
(справа налево) кн.П.Д.Долгоруков, И.И.Петрункевич,
В.Н Гессен с женой, П.Н.Милюков, П.И.Новгородцев

6. Для наблюдения за закономерностью во взаимных отношениях церкви и государства и для осуществления государственной поддержки и покровительства религиозным вероисповеданиям, как институтам публично-правового характера, учреждается должность министра исповеданий.

7. Церковно-приходской общине предоставляются права юридического лица публично-правового характера. Эти права предоставляются соответствующим учреждениям и других вероисповеданий, признаваемых институтами публично-правового характера.

8. С духовенства снимаются права и обязанности по ведению всяких актов гражданского состояния (метрических, брачных, по воинской повинности, статистических и пр.) и по объявлению с церковной кафедры манифестов, указов и других чисто государственных распоряжений.

Армия и флот

1. Вооруженные силы России (армия и флот) составляют одну общую для всего государства организацию, подчиненную президенту Российской республики, верховному вождю армии и флота.

2. Власть президента, в качестве верховного вождя армии и флота, осуществляется им через ответственное перед народным представительством правительство в лице входящих в его состав министров военного и морского.

3. Высшее управление как армией, так и военным ведомством должно быть для мирного времени построено на таких началах, которые не вызывали бы необходимости в его существенной перестройке в момент объявления войны. Функции снабжения и хозяйственно-административные должны быть строго отделены от функций командных и военно-оперативных. С этой целью наряду с военным министерством, как органом высшего военно-хозяйственного и административного управления, и независимо от него должен быть поставлен генеральный штаб, в качестве органа высшего строевого управления армии, ответственного за его боевую подготовку. Начальники генерального штаба и управлений военным министерством должны быть независимы друг от друга и оба непосредственно подчинены военному министру. На таких же началах должно быть построено высшее управление флотом и морским ведомством. При объявлении мобилизации генеральный штаб становится штабом верховного командования, а морской генеральный штаб входит в его состав, как особый отдел. непосредственно подчиненный верховному главнокомандующему.

4. Армия и флот комплектуются на основе всеобщей обязательной воинской повинности с применением по возможности территориальной системы. Величина контингента ежегодно определяется законом.

5. Численность армии мирного состава должна находиться в строгом соответствии с действительными потребностями государственной обороны. Численность эта может быть постепенно уменьшаема по мере сокращения сроков действительной службы в зависимости от степени подготовки населения к более кратковременному ее прохождению.

6. Взаимоотношения воинских чинов должны быть основаны на началах законности и строгой воинской дисциплины, в соответствии с основными принципами правового демократического государства и опытом западноевропейских демократий.

7. Ведение хозяйства в отдельных частях может осуществляться при участии особых органов, избираемых воинскими чинами части.

8. Всякого рода личные и корпоративные привилегии при прохождении службы подлежат отмене. Чины гвардии и армии уравниваются в правах. Корпус офицеров генерального штаба, в качестве особой корпорации, подлежит упразднению. Звание офицера генерального штаба присваивается только тем офицерам, которые занимают определенные штатные должности по службе в генеральном штабе.

9. В основание прохождения строевой службы должен быть положен строевой ценз, а в основание прохождения нестроевой службы — специализация функций. (См.: Дополнения к программе партии Народной Свободы... С. 2 – 4). (с. 325 – 336).

"Союз 17 октября"

Своим возникновением "Союз 17 октября", крупнейшая и самая влиятельная из русских умеренно-либеральных партий, был обязан так называемому "меньшинству" земско-городских съездов, сформировавшемуся во второй половине 1905 г. под руководством графа П.А. Гейдена, А.И. Гучкова, М.А. Стаховича и Д.Н. Шипова. Кроме умеренных земских либералов среди инициаторов создания партии, а в дальнейшей членов ее ЦК, были высокопоставленные чиновники (тайный советник М.В. Красовский. действительные статские советники барон П.Л. Корф, В.П.Марков, шталмейстер граф В.В. Гудович и другие), представители высших слоев интеллигенции, тесно связанной с торгово-промышленным миром (инженеры И.А.Лихачев, Н.А.Тарасов, Ф.Е. Енакиев, присяжные поверенные А.Я. Брафман, Ф.Н. Плевако, П.С. Чистяков и другие), предприниматели, купцы и банкиры (И.С.Крючков, С.П.Беляев, братья В.П. и П.П. Рябушинские, С.И.Четвериков и другие), журналисты и издатели (Ю.Н.Милютин. Н.Н. Перцов, А.А. Столыпин и другие).

Дума

Депутаты Государственной Думы
(сидят слева направо) Г.Н.Кизевич, В.Д.Кузьмин-Караваев,
П.А.Стахович, (стоят слева направо) Ильин, П.Н.Малькевич

О своем возникновении "Союз" возвестил воззванием, изданным в Москве, а затем и в Петербурге в конце октября – ноябре 1905 г. Его автором был А.И.Гучков. Это воззвание, положившее начало разработке партийной программы, содержало требования сохранения "единства и нераздельности" российского государства (отказ от предоставления автономии окраинам за исключением Финляндии, но и то "при условии сохранения государственной связи с империей"); замены самодержавия в России конституционной монархией с народным представительством [1], формируемым на основе "общего" избирательного права [2]: развития и укрепления "незыблемых основ гражданской свободы", дарованных Манифестом 17 октября; неотложного созыва Государственной Думы и т.д. В решении крестьянского вопроса воззвание делало акцент на уравнении крестьян в правах с другими сословиями и поднятии производительности земледельческого труда. Для дополнительного наделения крестьян землей "отчуждение" (в московском варианте воззвания названного "принудительным") частновладельческих земель "на справедливых условиях вознаграждения" предусматривалось лишь в последнюю очередь и допускалось только "в случаях государственной важности".

В сфере рабочего законодательства исходным тезисом воззвания было положение о том, что рабочий вопрос не может быть решен "без поддержки промышленности вообще", поскольку "только правильно развивающаяся промышленность страны может обеспечить рабочего". Требование свободы профсоюзов и стачек рабочих признавалось с исключением для отдельных производств и при условии законодательного регулирования условий "этой экономической борьбы". Что касается продолжительности рабочего дня, то здесь предусматривались лишь "меры" к его ограничению и только в отношении женщин и детей, а также "в особо вредных для здоровья производствах". С небольшими изменениями воззвание было одобрено на 1 съезде "Союза 17 октября" (февраль 1906 г.) в качестве общепартийной программы.

Несмотря на то, что по имеющимся подсчетам численность "Союза 17 октября" в 1906 г. достигала 75-77 тыс. человек, с самого начала и до конца партия по своему составу оставалась "господской". Представители привилегированных и имущих слоев (дворянства, купечества) безусловно доминировали не только на верхних этажах партийной пирамиды, но и среди рядовых октябристов. По своей классовой природе "Союз 17 октября" был партией служилого и поместного дворянства, а также крупной торгово-промышленной и финансовой буржуазии.

Провал на выборах в I Думу вывел руководителей "Союза" из состояния самоуспокоенности. Перед ними встала задача радикализации своих программных требований, особенно по аграрному, рабочему и окраинному вопросам. На совещании членов ЦК "Союза" с октябристами — депутатами Думы и членами Госсовета 26 апреля 1906 г. была подчеркнута необходимость "сильнее выставить на вид демократический характер программы" [3] и точнее определить национальный вопрос, особенно еврейский [4].

С весны 1906 г. начинается новый этап разработки партийной программы. К концу июня этого года по заданию ЦК Ю.Н.Милютин подготовил ее постатейное изложение. 6 июля эти материалы были утверждены Центральным Комитетом, который постановил разослать их для ознакомления в местные отделы "Союза". Одновременно при Московском ЦК начинает работу программная комиссия, из недр которой вышли проекты Е.Э.Маттерна о правах Думы графа Л.А. Камаровского об устройстве и структуре законодательных палат [5] и ряд других.

Кроме того, в качестве материала для выработки программы в комиссии разрабатывались и более частные вопросы, например, о смертной казни (проекты профессора Л.М. Лопатина и другие [6] Итогом всей этой работы явилось издание в 1907 г. нового и на этот раз окончательного варианта партийной программы. который сначала был утвержден Московским ЦК. а затем — с небольшими изменениями — и II всероссийским съездом "Союза" (май 1907 г.).

От нижепубликуемого документа программа 1907 г. отличалась, главным образом, по форме: изложенная постатейно, она включала 8 разделов, расположенных несколько в ином порядке. Открывалась программа разделом "Государственное устройство", в первом же параграфе которого указывалось: "Российская империя есть наследственная конституционная монархия, в которой император, как носитель верховной власти, ограничен постановлениями Основных законов" [7] (на II съезде в этот параграф было внесено дополнение: "Государство Российское есть единое и не раздельное").

В целом в программе 1907 г. более подробно и четко, чем в предшествующей, формулировалась компетенция законодательных палат и их устройство, желательная для октябристов избирательная система, полнее были изложены требования в области гражданских свобод. Учитывая пожелания, высказанные еще на I партийном съезде, в новую программу (точнее, в ее аграрный раздел) были включены параграфы, посвященные задачам землеустроительных комиссий и реформе Крестьянского банка. Напротив, некоторые новые программные формулировки заметно уступали старым по четкости. Скажем, место "мер" по ограничению продолжительности рабочего дня в программе 1906 г. заняло требование "нормировки предельной продолжительности рабочего времени" в документе 1907 г.

Конечно, никакого "демократического характера" новая программа не приобрела. Что же касается еврейского вопроса, то он, ввиду существования в партии сильных антисемитских настроений, в программу включен не был. На II съезде по этому пункту была принята резолюция, предлагавшая поэтапное решение этого вопроса.

Программа 1907 г. без каких-либо изменений просуществовала вплоть до 1914 г., когда "Союз 17 октября" как политическая партия сошел с арены политической борьбы.

Программа "Союза 17 октября" [1906 г.]

Высочайший манифест 17-го октября 1905-го года, являющийся дальнейшим развитием закона 6-го августа 1905 г. о Государственной думе, приобщает народ русский к деятельному участию в согласии с царем, в государственном строительстве. Народному представительству, прочно опирающемуся на широкие народные массы, черпающему свою силу, силу знания нужд народных и силу своего авторитета из общего избирательного права, манифест предоставляет выдающееся влияние в делах законодательства и управления страной.

Как непременное условие для осуществления этих прав политической свободы и для упрочения начал гражданской свободы устанавливаются, в качестве основных элементов правового строя, неприкосновенность личности, свобода совести, слова, печати, собраний и союзов. Таким образом, манифест 17-го октября знаменует собою величайший переворот в судьбах нашего отечества: отныне народ наш становится народом политически свободным, наше государство — правовым государством, а в наш государственный строй вводится новое начало — начало конституционной монархии.

Дума

Группа депутатов I Государственной Думы
от социал-демократической фракции

Новый порядок, призывая всех русских людей, без различия сословий, национальности и вероисповеданий к свободной политической жизни, открывает перед ними широкую возможность законным путем влиять на судьбу своего отечества и предоставляет им на почве права отстаивать свои интересы, мирной и открытой борьбой добиваться торжества своих идей, своих убеждений. Новый порядок, вместе с тем, налагает на всех, кто искренно желает мирного обновления страны и торжества в ней порядка и законности, кто отвергает одинаково и застой, и революционные потрясения, священную обязанность в настоящий момент, переживаемый нашим отечеством, момент торжественный, но полный великой опасности, дружно сплотиться вокруг тех начал, которые провозглашены в манифесте 17-го октября, настоять на возможно скором, полном и широком осуществлении этих начал правительственною властью с прочными гарантиями их незыблемости и оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ, направленному к полному и всестороннему обновлению государственного и общественного строя России.

Какие бы разногласия ни разъединяли людей в области политических, социальных и экономических вопросов, великая опасность, созданная вековым застоем в развитии наших политических форм и грозящая уже не только процветанию, а самому существованию нашего отечества, призывает всех к единению, к деятельной работе для создания сильной и авторитетной власти, которая найдет опору в доверии и содействии народа и которая одна только в состоянии путем мирных реформ вывести страну из настоящего общественного хаоса и обеспечить ей внутренний мир и внешнюю безопасность.

С этой целью, на почве признания начал, возвещенных в высочайшем манифесте, образуется союз, в который приглашаются войти как отдельные лица, так и целые партии, программы коих в основных чертах совпадают с программой союза. Союз этот получает наименование Союза 17-го октября и провозглашает следующие основные положения:

1. Сохранение единства и нераздельности Российского государства

Положение это обязывает признать, что жизненным условием для укрепления внешней мощи России и для ее внутреннего процветания является ограждение единства ее политического тела, сохранение за ее государственным строем исторически сложившегося унитарного характера. Вместе с тем положение это обязывает противодействовать всяким предположениям, направленным прямо или косвенно к расчленению империи и к замене единого государства государством союзным или союзом государств. При широком развитии местного самоуправления на всем пространстве империи, при прочно установленных основных элементах гражданской свободы, при участии равно всех русских граждан без различия национальности и вероисповедания в создании правительственной власти, при признании за отдельными национальностями самого широкого права на удовлетворение и защиту своих культурных нужд в пределах, допустимых идеей государственности и интересами других национальностей, такое положение, отрицающее идею федерализма в применении к русскому государственному строю, вполне допускает объединение отдельных местностей империи в областные союзы для разрешения задач, входящих в пределы местного самоуправления, и нисколько не препятствует местным особенностям и интересам различных национальностей найти себе выражение и удовлетворение в законодательстве и управлении, основанных на признании безусловного равенства в правах всех русских граждан. Исключительно за Финляндией признается особое положение, дающее ей право на известное автономное государственное устройство при условии сохранения государственной связи с империей.

2. Развитие и укрепление начал конституционной монархии с народным представительством, основанным на общем избирательном праве

Это положение обязывает к осуществлению начала общего избирательного права, открывающего возможность всем русским гражданам участвовать в осуществлении государственной власти. Это положение далее призывает к коренному преобразованию нашего государственного строя на началах конституционных и к прочному закреплению за народным представительством дарованных ему манифестом прав деятельного участия, рядом с монархом, в законодательных трудах и управлении страной.

Это же положение признает и закрепляет за монархическим началом в изменившихся условиях политической жизни России новый государственно-правовой характер. Прежний неограниченный самодержец, всемогущий по идее, но связанный в действительности всеми путами приказного строя, слабый вследствие отчужденности от него народа, становится конституционным монархом, который, правда, находит пределы своей воли в правах народного представительства, но который в самом единении с народом, в союзе с землей, в новых условиях государственного строя получает и новую мощь, и новую высокую задачу быть верховным вождем свободного народа. Являясь в народном сознании по-прежнему воплощением государственного единства, служа неразрывною связью преемственно сменяющихся поколений, священным стягом, вокруг которого в минуты грозной опасности собирается народ русский, монархическое начало отныне получает новую историческую миссию величайшей важности. Возвышаясь над бесчисленными частными и местными интересами, над односторонними целями различных классов, сословий, национальностей, партий, монархия именно при настоящих условиях призвана осуществить свое предназначение — явиться умиротворяющим началом в той резкой борьбе, борьбе политической, национальной и социальной, для которой открывается ныне широкий простор провозглашением политической и гражданской свободы. Укрепление в русской политической жизни этих начал, противодействие всякому посягательству, откуда бы оно ни шло, на права монарха и на права народного представительства, как эти права определятся на почве манифеста 17-го октября, должно входить в задачи Союза. Только этим путем, путем единения монарха с народом, может быть создана сильная, уверенная в себе правительственная власть, которая сумеет вернуть нам мир.

3. Обеспечение гражданских прав

В политически свободном государстве должна господствовать и гражданская свобода, создающая единственную надежную основу для всестороннего развития как духовных сил народа, так и естественной производительности страны. Манифест 17-го октября на первое место ставит дарование незыблемых основ гражданской свободы. развитие и укрепление этих начал в законодательстве и правах составляет одну из главнейших задач Союза.

Дума

Депутаты I Государственной Думы
(Африкантов А.В., Якимовский В.К., Герасимов М.Н.)

Сюда входят прежде всего: свобода совести, свобода слова устного и печатного, свобода собраний и союзов. Сюда же относится обеспечение свободы передвижения, выбора места жительства и рода занятий, обеспечение свободы труда, промышленности, торговли, свобода приобретения собственности и распоряжения ею. Гражданская свобода предполагает также неприкосновенность личности, жилища, переписки, собственности граждан. Все эти права, огражденные законом, имеют один естественный предел — в правах других граждан и в правах общества и государства. Никто не может быть арестован, подвергнут какому-либо насилию, обыску, лишению имущества и т.п. без постановления соответственной судебной власти. Всякое лицо, задержанное по какому-либо обвинению, должно в точно определенный и кратчайший срок, например, в 24 часа в городах, быть представлено судебной власти, либо освобождено. Для ограждения всех этих прав от посягательства как со стороны частных лиц, так и со стороны лиц должностных, они должны быть поставлены под защиту уголовных законов; особенно должна быть установлена судебная ответственность должностных лиц, каково бы ни было их положение.

4. Неотложность созыва Государственной думы

В убеждении, что дальнейшее развитие политических форм должно находиться в органической связи со всей предшествующей исторической жизнью России, что созыв, как того требуют некоторые партии, Учредительного собрания, которое своею властью определяет свою компетенцию, предполагает как бы отсутствие всякого правительства, заключает в себе полный разрыв связи с прошедшим, поведет к пересмотру таких начал нашего политического и общественного быта, кои не могут быть поколеблены без тяжелого революционного потрясения всей страны, что обусловленная этим отсрочка в созыве Государственной думы отдалит на неопределенное время восстановление нормального хода государственной жизни и законодательной работы, а вместе с тем и разрешение некоторых неотложных вопросов, связанных с жизненными интересами широких масс населения. Союз высказывается против созыва Учредительного собрания, которое только отдалит столь желанный час успокоения страны. Государственная дума первого призыва должна взять на себя проведение ближайших по очереди политических реформ, направленных к усовершенствованию народного представительства, как-то: пересмотр избирательного закона, положения о Государственной думе и т.п. Но рядом с этим и одновременно она должна приступить к разрешению тех насущных вопросов экономических, социальных и иных, неотложная необходимость разрешения коих выдвинута самою жизнью. Приступив к органической созидательной работе, Государственная дума, по мнению Союза, должна себе наметить для разработки и постепенного разрешения следующие вопросы первостепенной государственной важности:

а) Крестьянский вопрос

Из насущных реформ на первом месте должны быть поставлены меры к решительному и бесповоротному приобщению крестьян к

полноте гражданских прав наравне с остальными гражданами. Сюда относятся: отмена исключительных законоположений, юридически принижающих податные сословия, отмена административной опеки и признания мирского землевладения институтом гражданского права. Помимо забот к поднятию производительности земледелия, мерами к подъему крестьянского благосостояния являются: урегулирование мелкой земельной аренды, преобразование деятельности Крестьянского поземельного банка, содействие расселению и переселению ближайшему и дальнейшему, признание государственных и удельных земель возможным фондом для удовлетворения земельной нужды крестьян и других разрядов мелких землевладельцев, разверстание чресполосных крестьянских и помещичьих земель с обязательным отчуждением отрезков, мешающих хозяйственной цельности владений и, наконец, при недостаточности этих мер, допустимое в случае государственной важности принудительное отчуждение части частновладельческих земель на справедливых условиях вознаграждения, устанавливаемых законодательной властью.

б) Рабочий вопрос

Рабочий вопрос является в настоящее время одним из самых острых вопросов и имеет все права на особенные заботы со стороны Государственной думы. Он не может быть, однако, решен удовлетворительно в интересах самих же рабочих без поддержки промышленности вообще: только правильно развивающаяся промышленность страны может обеспечить рабочих. Союз полагает, что Дума должна поставить себе общую задачу пересмотра, усовершенствования и расширения законодательства о рабочих в соответствии с местными особенностями отдельных производств и с началами, принятыми в этой области в наиболее просвещенных промышленных государствах. Сюда также относятся: меры по обеспечению рабочих и их семей на случай болезни, инвалидности и смерти, меры к постепенному осуществлению страхования рабочих во всех видах труда, меры к ограничению рабочего времени для женщин и детей и в особо вредных для здоровья производствах.

Дума

Группа депутатов II Государственной Думы

Вполне признавая свободу профессиональных союзов и свободу стачек, как средств защиты рабочими своих интересов, следует однако признать необходимым законодательным путем регулировать условия этой экономической борьбы. Для этого, с одной стороны, должен быть выработан ряд действительных мер к устранению случаев насилия над личностью и посягательства на имущество, как способов принуждения к вступлению в союз или к участию в стачке, а с другой стороны, должны быть выделены в особую группу такие производства, предприятия и учреждения, от коих зависит жизнь и здоровье населения, важные общественные и государственные интересы, безопасность государства, интересы обороны; а условия работы и службы в таких отраслях, за которыми должно быть признано государственное значение, должны быть подчинены особым узаконениям, ограждающим интересы рабочих и служащих, но подчиняющим их высшему государственному интересу.

в) Развитие и укрепление начал местного самоуправления

Необходимым условием для обновления политической и общественной жизни России и для полного и последовательного проведения провозглашенных манифестом начал свободы является преобразование местного земского и городского самоуправления с расширением его прав и круга деятельности, с приданием ему большей самостоятельности и упразднением административной опеки, с устройством мелкой земской единицы, с устранением сословности, с распространением начал самоуправления, по возможности, на все местности империи, с привлечением к участию в самоуправлении возможно широкого круга лиц. Участие в обыкновенном самоуправлении будет лучшей школой политической свободы для народа.

г) Заботы о народном образовании

Имея в виду, что лишь при повышении умственного уровня народа и при распространении в его среде грамотности можно ожидать, что он достигнет и политической зрелости и хозяйственного благосостояния, что самая судьба выполняемой ныне политической реформы в значительной мере зависит от степени сознательности, с которой население отнесется к осуществлению дарованных ему прав. Союз высказывается за то, чтобы нужды народного просвещения были выдвинуты в законодательных работах Думы на первый план и чтобы на удовлетворение этих нужд были ассигнованы самые широкие средства. В частности, должны быть приняты все меры, чтобы в скорейшем времени могло быть практически осуществлено всеобщее начальное обучение. Рядом с этим должно быть увеличено число средних и высших учебных заведений, особенно технических, в пределах действительной общественной потребности, с предоставлением самой широкой свободы частной и общественной инициативе в деле открытия и содержания учебных заведений. Одновременно должны быть пересмотрены программы с целью их упрощения и приближения к потребностям и должна быть установлена прямая преемственная связь между различными ступенями школ.

д) Реформы судебные и административные

Упорядочение форм общежития и упрочение гражданской свободы возможно лишь тогда, когда население страны находит опору и защиту всех своих прав в суде и когда деятельность административных властей поставлена в границы, ясно очерченные в законе. Исходя из этих положений, Союз 17-го октября ставит себе задачей проведение в Государственной думе таких реформ, кои направлены к введению бессословного суда, руководствующегося общими для всего населения законами, к введению выборного начала в местную юстицию, к установлению независимости суда от воздействия администрации и упразднению судебно-административных учреждений, к ограждению гласности производства и расширению компетенции суда присяжных. В сфере административного строя, кроме общего его упрощения и подчинения его деятельности строгим нормам закона, следует установить доступный всем способ обжалования распоряжений и действий административных властей, порядок строгой ответственности уголовной и гражданской за нарушение этими властями установленных законов и прав частных лиц, а для уничтожения тягостной всем волокиты надлежит установить в законе срочность работ администрации.

е) Меры экономические и финансовые

В виду громадных расходов, предстоящих в ближайшие годы государственному казначейству для осуществления неотложных важных культурных задач, а также в интересах государственной обороны в деле пересоздания наших военных сухопутных и морских сил, нельзя рассчитывать на сокращение государственной сметы расходов и на облегчение общего податного бремени. Но уже в ближайшее время возможно осуществить более рациональную и справедливую налоговую систему и передвинуть податную тягость с более слабых плеч на плечи более сильные. С целью подъема арендного благосостояния, увеличения государственных доходов и в интересах распределения обложения в соответствии с платежными силами плательщиков, предполагается:

1) меры содействия подъему производительных сил, особенно в области сельскохозяйственной промышленности;

2) организация доступного населению сельскохозяйственного, промышленного и торгового кредита;

3) широкое распространение в населении технических знаний с целью поднятия производительности народного труда, причем должен быть облегчен доступ к эксплуатации лесных и минеральных богатств, принадлежащих государству;

4) развитие прямых налогов на основе прогрессивного подоходного обложения с постепенным понижением косвенного обложения предметов первой необходимости;

5) развитие сети железных дорог, а равно водяных, шоссейных и грунтовых дорог.

Дума

Председатель III Государственной Думы Гучков А.И.

Как бы, однако, ни были необходимы и действительны все указанные меры, следует помнить, что подъем народного благосостояния возможен лишь при том условии, чтобы нашему национальному характеру были возвращены те драгоценные качества, которых он лишился под влиянием старого порядка, основанного на правительственном надзоре, правительственной опеке, правительственной помощи. Политическая и гражданская свобода, провозглашенная манифестом 17-го октября, должна пробудить к жизни дремлющие народные силы, вызвать дух смелой энергии и предприимчивости, дух самодеятельности и самопомощи и создать прочную основу и лучший залог нравственного и общественного возрождения и экономического процветания. Утверждена всероссийским съездом 8 февраля 1906 года. (Основная программа "Союза 17-го октября" М., 1906.)

Примечания


1. Вопрос об уместности употребления в новых условиях титула "самодержавный" в отношении царя специально дискутировался октябристским ЦК. В результате 8 января 1906 г. ЦК постановил, что сохранение этого титула "не противоречит манифесту 17 октября, которым отменяется лишь неограниченность власти монарха". История CCqP. 1991. N 3. С. 173.
2. В программе от 9 ноября говорилось о "желательности" введения цензового "всеобщего" избирательного права.
3. Через полгода после окончания работы 1 съезда Центральным Комитетом был подготовлен документ под названием "Дополнения к постатейному изложению программы "Союза 17 октября", извлеченные из резолюций февральского московского съезда" (РГИА. Ф. 869. Оп. 1. Д. 1283. Л. 25-26). Несмотря на то, что образованные на съезде секции высказались за внесение некоторых изменений в целый ряд разделов программы (в отношении окраин, по церковному, рабочему и крестьянскому вопросам), в этот документ вошли лишь уточнения относительно гражданских прав и изменений избирательного закона.
4. РГИА. Ф. 869. Оп. 1. Д. 1287. Л. 154-160 об.
5. См.: Там же. Д. 1283. Л. 32-37, 40-40 об.
6. См.: Там же. Л. 57.
7. Программа "Союза 17 октября", утвержденная Московским Центральным Комитетом. М., 1907. С. 3. (с. 339 – 349)

Партия прогрессистов

Создание партии Прогрессистов, ставшей преемницей Партии мирного обновления было подготовлено деятельностью фракции прогрессистов (из 24-х человек) в III Государственной думе (1907-1912 гг.). Фракцию возглавляли И.Н. Ефремов и Н.Н. Львов. Она объединяла депутатов, придерживавшихся "общей конституционности и прогрессивности взглядов", и поддерживала все выступления и начинания конституционного характера. При этом прогрессисты обычно выступали, как правило, совместно с кадетами. Вне Думы прогрессисты группировались вокруг журнала "Московский еженедельник" Е.Н. Трубецкого и петербургской газеты "Слово" во главе с М.М. Федоровым. На страницах этих печатных органов и была разработана идейно-политическая платформа прогрессистов. В начале 1910-х годов позиции прогрессистов в Думе укрепились. Определенную роль сыграло то обстоятельство, что они своей главной задачей на данном этапе стали считать объединение либеральных партий (кадетов, октябристов) для создания надежного противодействия революционным силам и оказания давления на правительство, которое должно было пойти на определенные уступки и завершить начатые реформы по Манифесту 17 октября 1905 года. Входившие в ряды прогрессистов московские промышленники (братья П.П. и В.П. Рябушинские, А.И. Коновалов и другие) выступили с предложением создания крупной и самостоятельной "деловой" партии. С 1908 г. во время так называемых "экономических бесед" московских промышленников, профессуры и общественных деятелей и была выработана политическая платформа "прогрессизма". В то же время, думские прогрессисты выступали против создания организации партийного типа, мотивируя это тем, что "стремление организовать в это время новую партию по старым образцам было бы ошибкой" и выдвинули тактику "беспартийного прогрессизма" [1]. Тем не менее, 11-13 ноября 1912 г. в Петербурге состоялся съезд прогрессистов, на котором произошло все же их объединение в партию [2]. На этом форуме были приняты "Руководящие начала деятельности прогрессистов" в Государственной думе, а также "Основные положения прогрессистов", перечислявшие их программные требования. Оценка данного документа показывает, что прогрессисты выступили с требованием отмены чрезвычайных положений, выработки нового избирательного закона, расширения прав Государственной думы и реформы Государственного Совета. Они также считали необходимым введение демократических прав и свобод, защиту "народно-хозяйственных интересов". понимаемых ими как интересы крупного капитала. Для осуществления "основных положений" они требовали установления в стране конституционной монархии, создания правительства, ответственного перед народным представительством. На ноябрьском съезде прогрессистов были образованы центральные органы партии: действовавшие с декабря 1911 г. в Москве и Петербурге комитеты "прогрессивных" избирателей были преобразованы в Центральный Комитет прогрессистов с отделами в этих городах. Неофициальным органом партии стала газета "Русская молва" [3]. Однако создать действительно крупную "деловую партию" прогрессистам не удалось (во многом из-за того, что вероятных союзников — правых кадетов не устраивала организационная слабость прогрессистов, а левых октябристов — "излишняя", по их мнению, оппозиционность прогрессистов правительству). В этих условиях центром деятельности прогрессистов окончательно стала Государственная дума. К началу работы IV Государственной думы их фракция состояла из 48 депутатов, которую возглавлял И.Н. Ефремов.

Дума

Депутаты III Государственной Думы
(слева направо: Родичев Ф.И., А.Н.Лихачев)

Прогрессисты представили общественности свой план думской деятельности: в первую очередь, по их мнению, необходимо было рассмотреть законопроекты, которые имелись в портфеле Думы (о вероисповеданиях, о реформе народного образования, промысловом и подоходном налогах, реформе Сената, об отмене исключительных положений), затем на последующих сессиях предлагалось рассмотреть законопроекты, отвечавшие требованиям программы прогрессистов. Практическая деятельность оказалась однако весьма трудным препятствием для членов новой партии. Все их старания сплотить вокруг себя либералов для совместных действий и противодействия правительству оказались малоэффективными. Но все же, совместные голосования октябристов, прогрессистов и кадетов в IV думе стали первыми шагами к созданию Прогрессивного блока.

Деятельность прогрессистов значительно оживилась во время первой мировой войны: первоначально они выступили в поддержку правительства, но постепенно утратили веру в его способность довести войну до победного конца. В конце мая 1915 г. московская группа прогрессистов-промышленников выдвинула лозунг "мобилизации промышленности" для снабжения армии. В Москве, а затем и в других городах стали возникать военно-промышленные комитеты. Мобилизации промышленности прогрессисты придавали характер общенационального дела, которое должно было способствовать консолидации сил торгово-промышленного класса. В августе 1915 г. благодаря усилиям прогрессистов, поддержанным другими либеральными и умеренно-правыми партиями, был сформирован Прогрессивный блок, в котором прогрессисты заняли левые позиции. В отличие от большинства участников блока, они считали обстановку военного времени благоприятной для становления буржуазии как "первенствующего сословия" и добивались создания министерства, ответственного перед законодательными органами (по их мнению, только такое министерство смогло бы организовать оборону страны и обеспечить победу, предотвратить революцию). Попытки объединения общественности на почве недовольства "бездеятельностью" властей предпринимались прогрессистами и вне Думы. В ноябре 1916 г. прогрессисты вышли из Прогрессивного блока, окончательно разойдясь с большинством его членов по поводу требования создания "министерства доверия". В конце 1916- начале 1917 г. на частных совещаниях у А.И.Коновалова и В.П. Рябушинского прогрессисты обсуждали различные планы государственного переворота, состав будущего Временного правительства. Деятельность партии постепенно прекратилась после Февральской революции 1917 года . (Резолюции съезда прогрессистов 11-13 ноября 1912 года)

1. Руководящие начала деятельности прогрессистов

1 ) Отношение Прогрессистов к деятельности Государственной Думы должно определяться началами строгой законности.

2) Они должны ярко обличать незаконные действия правительства и его агентов.

3) Прогрессисты должны беречь и защищать права и достоинство Государственной думы и не бояться ее роспуска.

4) В охране конституционных начал и в проведении требований необходимого минимума преобразований Прогрессисты должны быть стойки и неуклонны.

5) Прогрессисты должны настаивать на проведении реформ в таком виде, чтобы они действительно удовлетворяли потребностям страны; они должны идти скорее на отсрочку реформы нежели на голосование за неприемлемую редакцию законопроекта.

6) Для достижения намеченных целей Прогрессисты должны использовать: а) бюджетные права Государственной думы, не останавливаясь перед отказом в ассигнованиях по отдельным статьям сметы; б) право установления очереди рассмотрения законопроектов.

7) Прогрессисты не должны ограничиваться критикой правительственных законопроектов, но сами использовать законодательную инициативу внесением основных положений необходимых реформ. В первую очередь и постоянно возбуждать вопрос об отмене ныне действующих правил об исключительных положениях.

8) Такой законодательной инициативой Прогрессисты создадут политическую платформу, с которой необходимо знакомить в самых широких размерах избирателей и которая поможет единению Прогрессистов в стране.

II. Основные положения прогрессистов, принятые 12 ноября 1912 года

Стремясь к достижению полного расцвета духовных и материальных сил страны, к подъему земледелия, промышленности и торговли, созидающих народное богатство и государственную мощь, и имея при этом в виду взаимодействие между политическим строем страны и ее экономическою жизнью Прогрессисты ставят своей задачей решительную и стойкую борьбу по проведению в жизнь, в первую очередь, следующих начал:

1) Отмена Положения об усиленной и чрезвычайной охране. Устранение произвола административной власти и водворение правильного строя в жизнь страны.

2) Отмена Положения 3-го июня 1907 г. о выборах в Государственную думу и выработка нового избирательного закона.

3) Расширение прав народного представительства.

4) Реформа Государственного Совета в направлении увеличения его связи со страной и, в частности, установления представительства больших городов.

5) Свобода слова, печати, собраний и союзов.

6) Неприкосновенности личности, свобода совести и свобода церкви.

7) Устранение посягательств на национальные особенности, культурную самобытность, родной язык и религию входящих в состав Империи народностей.

8) Отмена сословных ограничений и привилегий.

Дума

Группа членов избирательной комиссии
по выборам в IV Государственную Думу (СПб)

9) Независимость городского и земского самоуправлений от административной опеки, расширение их компетенций, бессословность земского представительства, создание мелкой земской организации и расширение круга избирателей. Реформа земских и городских финансов.

10) Скорейшее осуществление всеобщего обязательного начального обучения; приспособление низшей и средней школы к жизненным потребностям страны путем установления точных границ контроля правительственных органов и усиления общественного влияния на нее; организация высшей школы на началах автономии и академической свободы.

11 ) Защита народнохозяйственных интересов в области земледелия, промышленности и торговли.

12) Поощрение и развитие самодеятельности населения во всех областях культурной и экономической жизни.

Для полного и действительного осуществления всех вышеуказанных начал необходимо утверждение конституционно-монархического строя с политической ответственностью министров перед народным представительством.

III. По поводу войны на Балканах 12 ноября 1912 года

Съезд постановил поручить фракции выразить сочувствие Балканским государствам, не предрешая способа и формы, которые фракция найдет для сего наиболее подходящими, причем съезд заранее присоединяется к тому, что будет решено фракцией.

IV. Об организации на местах 12 ноября 1912 года

Съезд признает необходимым немедленно приступить к организации прогрессистов на местах (в стране) на следующих началах:

1) Основой объединения Прогрессистов должны служить положения, принятые съездом, 12 Ноября.

2) Существующие Московский и Петербургский "внепартийные комитеты прогрессивных избирателей" должны быть переименованы в "Центральный Комитет Прогрессистов", с двумя отделами Московским и Петербургским, на которые должны быть возложены функции районных комитетов, то есть организация местных комитетов и сети корреспондентов в районе деятельности каждого отдела.

3) Центральный Комитет должен принять меры к скорейшей организации районных комитетов в Харькове, Тифлисе, Киеве, Казани, Саратове и других провинциальных центрах.

4) Центральный Комитет должен выработать подробности организации и сообщить их районным и местным комитетам, а затем созвать делегатский съезд Прогрессистов.

V. О запросе 13 ноября 1912 года

Съезд постановил поручить фракции независимо от аналогичных выступлений других фракций внести самостоятельный запрос в Государственную думу о незакономерности действий выборов в Государственную думу.

VI. О реформе Сената 13 ноября 1912 года

Съезд признает желательным реформу Сената и суда в направлении обеспечения их авторитета и независимости.

VII. О легализации прогрессистов 13 ноября 1912 года

Съезд признает желательным легализацию организации Прогрессистов до созыва делегатского съезда; выбор времени возбуждения этого вопроса должно быть предоставлено Центральному Комитету, с тем, однако, чтобы этот момент не был отменен на слишком продолжительное время. (Съезд прогрессистов 11, 12 и 13 ноября 1912 г. СПб., 1913. С. 21-24.).

Дума

Группа депутатов III и IV Государственной Думы

Примечания


1. См.: Съезд прогрессистов 11, 12и 13 ноября 1912 г. СПб., 1913. С. 3-4.
2. До настоящего времени (в определенной степени) вопрос образования Партии прогрессистов является дискуссионным. О разных мнениях в отечественной историографии на этот счет см. например, в следующих работах: Лаверычев В.Я. По ту сторону баррикад. М., 1967. С. 94-95; Селецкий В.Н. Образование партии прогрессистов.// "Вестник Московского университета". История. 1970. № 5. С. 47; Аврех А.Я. Прогрессизм и проблема создания партии "настоящей" буржуазии.// "Вопросы истории". 1980. N 9. С. 49-50.
3. Выходила в Петербурге с 9 декабря 1912 г. по 20 августа 1913 г. Имела не более 400 подписчиков.
4. Часть прогрессистов, возглавляемая И.Н. Ефремовым и Д.Н. Рузским в марте-апреле 1917 г. объединилась в Российскую радикально-демократическую партию (РРДП), выступившую за установление федеративной демократической республики с президентской формой правления. В сентябре 1917 г. радикал-демократы объединились с представителями Либерально-республиканской партии (образовавшейся из части бывших октябристов) и создали совместный Центральный Комитет. Прогрессисты (в рамках нового объединения) участвовали на выборах в Учредительное собрание, но безуспешно. Последние отрывочные сведения о партийной деятельности бывших прогрессистов относятся к октябрю-ноябрю 1917 года. (с. 369 – 373)

Источники


Программы политических партий России. Конец XIX — начало XX вв. — М.: РОССПЭН, 1995. — 464 с.


 


Hosted by uCoz