Sceptic-Ratio. Акимов: Причины Амарнской трагедии (Часть 10)
 
 

Олег Акимов

Причины Амарнской трагедии или
Почему Эхнатон нарушил клятву


(Часть 10)

заставка
титула

Вопреки общей криминально-детективной направленности второй серии фильмов о Нефертити и ошибочной трактовке некоторых связанных с ней культурно-исторических событий века нынешнего и прошлого, а также о разоблачении фактов неприкрытого обмана общественности, в этой 10-й по счету части видео будет представлена преимущественно позитивная информация, знакомящая зрителя с фактами научной — подчеркнем это слово — египтологии.

рис. 102
рис. 103
рис. 104
рис. 105
рис. 106

В 9-й предыдущей части фильма тоже не было большого негатива. В ней излагалась вполне вероятная гипотеза о гибели царицы и города, где она жила вместе с Эхнатоном, от природных причин, а не религиозных или социально-политических. Всё дело в том, что царь выбрал очень неудачное место для новой столицы Египта. Рано или поздно большое наводнение на реке и сильный ливень на Аравийском плоскогорье должны были смыть город, раскинувшийся на небольшой (порядка 5 на 10 км) правобережной равнине, погубить его жителей, сельскохозяйственные угодья и запасы пищи, а оставшихся жителей вынудить уйти из этого страшного места.

На чём основывается данная версия событий? — На очевидных фактах, а именно, на существовании большого числа вади — высохших русел рек, возникающих во время ливня в Восточных горах. Об их существовании знали и раньше, однако только Интернет, в частности, система Гугл-земля, позволили как следует рассмотреть и оценить главенствующее значение этого природного фактора.

Большие древовидной формы вади, а также общий рельеф Амарнской долины и упирающейся в нее хорды говорят сами за себя. Вопрос вроде того: откуда известно о ливнях в Аравийской пустыне и наводнениях на Ниле — может задать человек, не знакомый со спутниковыми картами Северо-восточной Африки, которые дают нам в руки эти убедительные и рациональные аргументы.

рис. 107
рис. 108
рис. 109
рис. 110
рис. 111
рис. 112
рис. 113
рис. 114
рис. 115

Поскольку наш сетевой ресурс Sceptic-Ratio (Скептический разум) занимается не только критикой сомнительных, иррациональных воззрений, но и ведет большую учебно-образовательную работу, то в предыдущей части фильма, которая называлась Гибель Нефертити, Эхнатона и Амарны, уделялось большое внимание естественно-научным вопросам. В частности, рассказывалось о движении литосферных плит, вековых изменениях климата, круговороте воды в природе, струйных ветрах, африканских ледниках и о многом-многом другом, что раздвигает наши представления о природных процессах, протекающих на земле, глубоко под землей и высоко над землей, в толще земной атмосферы.

Вывод из этого экскурса простой: всё в природе естественным образом взаимодействует, но, увы, не все из нас готовы обратиться к научной информации, предпочитая вольно фантазировать на религиозно-мистические темы или пользоваться непроверенными слухами, гуляющими в некомпетентной среде интернетовских сообществ. Чувствуется дефицит самых элементарных и очевидных фактов, любовь к экзотическим теориям и пренебрежение обыкновенным здравым смыслом. Люди охотно рассуждают, например, о связи иудаизма Моисея с атонизмом Эхнатона, причисляя их к одной ветки монотеистической веры. Вспоминают библейского Иосифа или снотолкователя Зигмунда Фрейда.

Понятно, что не на все вопросы, касающиеся истории Древнего Египта, мы в состоянии сегодня ответить. В основание своих исследований неизбежно приходиться класть какие-то предположения. Однако эти гипотезы должны быть как минимум разумными.

рис. 116
рис. 117
рис. 118
рис. 119
рис. 120
рис. 121
рис. 122
рис. 123
рис. 124
рис. 125

Круг проблем, связанный с жизнью Нефертити, тайной ее смерти и поисками захоронения — безусловно, интересен и важен. Но кода египтолог-исследователь начинает сравнивать внешний вид лица женской мумии с ликом цветного бюста царицы, хранящегося в Берлинском музее, это вызывает только улыбку. Полагаться на басню Борхардта, рассказывающую, будто изготовленная им фальшивка имеет портретное сходство с реальным историческим персонажем — значит, продемонстрировать общественности свою научную несостоятельность.

Ученый должен обладать всё-таки более скептическим умом, смотреть на вещи критическим взором, всячески избегать широко распространенных в среде обывателей легенд. Любые достоверные знания естественно-научного характера выглядят в этом смысле намного привлекательней — пусть даже их недостаточно и они выполняют функцию предварительного или рамочного знания.

Ведь ясно любому рационально мыслящему человеку, что когда, например, меняется площадь ледников на Эфиопском нагорье и экваториальных горах, то это непременно скажется на количестве выпавших осадков, направлении струйных ветров, которые, в конечном счете, повлияют на силу и частоту дождей в среднем течении Нила.

Трудно или вовсе невозможно сказать, что здесь послужило причиной, а что следствием. Да и с точки зрения науки такой вопрос не совсем корректен. Планета эволюционирует вся целиком. В любой тесно взаимодействующей системе нельзя сказать, что первично, а что вторично. Ученый не станет решать многие из проблем, которые способен сформулировать праздный ум.

В фильме Гибель Нефертити, Эхнатона и Амарны (9-я часть новой серии фильмов о Нефертити) обращалось внимание на внешний вид и расположение человеческих останков, найденных в районе южной границы Амарнской долины, где хоронили рядовых жителей города. Кладбище находилось в районе Wadi 2, которое во время ливней заполнялось мощным грязевым потоком, размывающим захоронения и смывающим их вниз по склону вади. Характерное расположение костей как раз и указывает на эту причину, как основную. Хотя наряду с ней много и часто говорилось о сплошном "разграблении" могил и варварском обращении с трупами жителей: у многих трупов ноги и головы оказались оторванными от туловища. Спрашивается, зачем "грабители" занимались этим и, вообще, что они искали на кладбище нищих?

Как только произносятся слова "ливень" и "грязевой поток", тут же вспоминаются глубокие и разветвленные вади, окружающие Амарнскую долину. Грязевые потоки, появляющиеся во время дождевых ливней, очевидно, размыли не только южное кладбище для простолюдинов, но и смыли в разлившийся Нил жителей города вместе с их сельскохозяйственными угодьями, зернохранилищами, мастерскими ремесленников, жилыми и хозяйственными постройками рядовых горожан, военными казармами, административными зданиями, религиозными храмами и, наконец, дворцами, где проживала царская чета с царедворцами и многочисленной прислугой.

Вот, что мы читаем о грозных грязевых потоках, в книге Дэвида Рола "Генезис цивилизаций", в параграфе под названием "По следам Вейгалла":
"В январе 1997 г., — пишет автор, — регулярно приезжая в Египет на протяжении более тридцати лет, я решил, что мне давно пора собственными глазами взглянуть на находки, сделанные Вейгаллом в окрестностях Вади-Аббад. Это была первая из целого ряда экспедиций в пустыню в поисках доисторических наскальных рисунков".
(Поясним для наших зрителей: "наскальные рисунки" — имеется в виду лодки, которые из Красного моря по вади, наполненными грязевыми потоками, ливневыми дождями, переносились в русло реки Нила.)
"Всё началось на рассвете 14 января (напомним, речь идет о 1997 годе), когда разразилась настоящая буря с градом. Как оказалось, Сет (божество природной стихии) не слишком любезен с незваными гостями своих пустынных владений. В эти минуты, кое-как укрывшись в одной из машин нашего каравана где-то в окрестностях Луксора (здесь называется местность, где случилась ливневая буря), я уже хотел было отказаться от своего намерения. Право, мчаться в бурную грозу по ровной, как стол, пустыне — дело не из приятных. Мне тотчас пришли на ум юные студенты, недавно погибшие в такую же грозу в Омане. Их машины были смыты неожиданным наводнением на дне одного из вади.

Эти губительные потоки, пожалуй, самое грозное оружие Сета против непрошеных гостей. Неожиданно, без всякого предупреждения, огромная приливная волна бурлящей грязи вперемешку с камнями, вызванная ливнем, вздымается и врывается в узкие русла вади, сметая все на своем пути. Это может случиться и тогда, когда поблизости не видно никакого дождя. Потоп может быть вызван ливнем, обрушившимся на плато пустыни в верховьях вади, который буквально вскипает, превращая лениво текущую воду в неистовый поток, вбирающий в себя по пути песок и каменные глыбы. Даже если это случится в нескольких километрах от вас, вы не можете быть спокойными за собственную жизнь, особенно если находитесь на пути бурной стремнины, несущейся в долину Нила и, тем более, если почему-либо оказались в тесном вади. Единственное предупреждение о надвигающейся беде — грохот камней, катящихся на запад.

... Сквозь ветровое стекло я заметил молодого бычка, почти теленка, охваченного настоящей паникой, которого его хозяин-юноша гнал по дороге. Между тем, градины были величиной с куриное яйцо, и я радовался, что надежно укрыт в коконе собственной машины. При всем том я не мог отделаться от ощущения, что Сет, таким образом, мягко предупреждает меня, чтобы я отказался от продолжения пути. Но буквально через минуту, так же внезапно, как и началась, гроза кончилась, и опять засияло солнце. Сердитая туча, проплыв над Нилом, направилась в сторону Долины Царей, и я решил отправиться дальше".

рис. 126
рис. 127
рис. 128
рис. 129
рис. 130
рис. 131
рис. 132
рис. 133
рис. 134
рис. 135

Итак, было установлено, что селевые потоки и вызывающие их ливневые дожди имели место на обширных территориях Аравийской пустыни (или, иначе сказать Восточной пустыни). Какую страшную беду они несли людям, мы только что услышали, читая книгу Дэвида Рола "Генезис цивилизаций". Южные области пустыни, естественно, подвергались разрушительным природным явлениям намного сильнее и чаще, чем северные области, лежащие на многие сотни километров дальше от экватора. Выбор местоположения столицы Египта, Эхнатон сделал, в том числе, из соображения менее интенсивных дождей и не столь губительных селей.

Раньше считалось, что окружающие Амарнскую долину вади образовались задолго до появления там Эхнатона и Нефертити. Но тщательное изучение расположения останков рядовых жителей города, похороненных на дне Wadi 2, а также разрушения городских построек на месте Wadi 1, однозначно указывает, что ливни и вызванные ими сели, всё же имели место быть. По всему видно, что жизнь города прервалась почти мгновенно, начатые дела были брошены, например, явно не завершено строительство дворца, гробницы царя, не доделана парная скульптура царской четы и прочие, прочие начинания.

Что этому помешало? — Селевой поток, который внезапно обрушился на царский дворец со стороны разветвленного древовидного вади, возле которого царь поставил пограничную стелу V. Она обозначала не только границу владений, но и служила своеобразным надгробием для усопших царских особ. Недалеко от самого глубокого и длинного вади, в конце которого находилась гробница царя, высечена стела U. Ее восточное и, следовательно, серединное положение относительно полукруга Амарнской долины, пространственно уравновешивает северные и южные захоронения, соответственно, высокопоставленных и низкопоставленных жителей столицы.

Присмотритесь внимательно: пограничные стелы, как правило, установлены вблизи больших вади. Подплывая к Амарне, пассажиры корабля видели три больших вади, а возле них три стелы, обозначенные сегодня как J, K и M. Около следующего большого вади стоит стела N. Поперек Амарнской хорды на одной линии стоит сразу пять стел — P, Q, H, R и S. Зачем так много? Затем, наверное, что со стороны Амарнской хорды, имеющей ширину 4 км, могли течь сразу пять бурных потоков сели.

рис. 136
рис. 137
рис. 138
рис. 139
рис. 140
рис. 142
рис. 143
рис. 144
рис. 145
рис. 01
рис. 02
рис. 03

А вот около большого вади, напротив двух рабочих поселков, стел не видно. — Почему? — Скорее всего, потому что жители этих поселков (преимущественно, наемные рабочие и ввезенные из старой столицы квалифицированные ремесленники) еще не прониклись верой в нового бога Атона. Поэтому строительство стелы вблизи этого вади царь отложил до лучших времён, которые, однако, так и не наступили.

Стела X, и соответствующая ей вади, указывает на границу царских владений с северной стороны. С западной стороны найдены три стелы — A, B и F. Захоронений там, кажется, нет, но божественная сущность этих пограничных знаков вполне прослеживается.

рис. 150
рис. 151
рис. 152
рис. 153
рис. 154
рис. 155

Атон — и как иероглиф, и как непосредственный образ — изображался в виде солнца, поднимающегося над вади или даже выходящего из вади. Если человек смотрит на солнце, поднимающееся над горами, или опускающееся за них со стороны неосвещенной низины, то он видит лучи, направленные к нему. Создается впечатление, будто солнце протягивает вам руки, согревая вас и освещая всё вокруг, т.е. Атон дарует вам жизнь, которая обозначается символом Анх, написанным или сделанным из какого-либо материала.

рис. 161
рис. 146
рис. 147
рис. 148
рис. 149
рис. 157
рис. 158
рис. 160
рис. 159

Таким образом, Атон ассоциируется с женским началом, что царь всячески подчеркивал своим видом. Большая женоподобная грудь и широкие бедра у него были, видимо, на самом деле. Хотя художники и скульптуры, изображающие царя, наверняка, придавали этим частям тела гипертрофированный вид. В Карнаке была найдена необычная статуя Эхнатона, у которой как-то уж подчеркнуто отсутствовал мужской детородный орган. Царь обожал жену и своих дочерей, которые непременно сопровождали его во всех делах — и государственных, и обычных, домашних. Художники, не стесняясь, изображали их взаимную любовь. Заметим также, что имя "Эхнатон" ("угодный Атону") означает пассивное служение божеству, каковым для египтян всегда оставалось солнце, т.е. в его имени звучит больше нечто женское, чем мужское.

рис. 162
рис. 163
рис. 164
рис. 165
рис. 166
рис. 167
рис. 168
рис. 169
рис. 156

В жизни царской семьи существует несколько загадок, которые возникли сразу же после открытия египтологами затерянного в пустыне города и до сих пор не нашедших своего логического разрешения. Первая загадка касается количества стел. В клятве, данной царем богу Атону на церемонии открытия новой столицы Египта, говорилось только о 6 пограничных стелах — это четыре стелы, которые находятся в углах занятой Эхнатоном территории, т.е. A, Х, J и F, и две серединные стелы — B и V.

В действительности, число стел, как мы уже знаем, намного больше — их 16. Долгое время считалось, что их 14, последней в списке была стела Х, найденная Дэвисом в 1901 году. Но в 2006 году в районе Амарнской хорды была откопана 15-ая стела, которую обозначили латинской буквы H. Принцип обозначения стел, заложенный Петри в конце XIX века, был несколько иной. Отсчет велся от северо-западной угловой стелы А. Далее, против часовой стрелки, шла стела В, близко расположенная к А. Следующей была юго-западная угловая стела F, далеко отстоящая от В. Петри рассчитывал, видимо, что между двумя стелами В и F найдется еще три, которые получили бы обозначения C, D и E, но они найдены не были.

Далее, против часовой стрелки, в пойме реки могли находиться еще три стелы — G, H, I, но и они найдены не были. Далее по алфавиту идут буквы J, K, L, M и N. Все пять стел были найдены, хотя в отношении стелы L имеются вопросы. О ней рассказывает только Барри Кемп. Он пишет, что она находится рядом со стелой M. Он описывает её несколько упрощенный внешний вид (например, возле нее нет никаких статуй). Но ни на одной карте Амарнской зоны, включая карты, опубликованные на сайте Амарна-пректа, стела L не нанесена, не обозначена.

Как видно на спутниковой карте, в юго-восточном углу Амарнской долины находится несколько вади, так что для стелы L можно найти соответствующее вади. Где именно находятся все пять стел, мы точно не знаем. Но на примерах трех стел — U, V, X — охранительная надпись, защищающая южных жителей от лютого гнева Сета, могла располагаться достаточно далеко от края вади, до нескольких десятков метров с левой или правой стороны от вади. Скорее всего, каменотесы ориентировались на подходящую горную возвышенность, на которой мог бы поместиться текст клятвы вместе с рельефом и статуями царских особ.

рис. 170
рис. 171
рис. 172
рис. 173
рис. 174
рис. 175
рис. 176
рис. 177
рис. 178
рис. 179

В Интернете можно найти различного рода теории, обосновывающие место расположения стел. Авторы таких теорий, как правило, ориентируются на дальний геометрический порядок. Они пытаются соединить прямыми линиями точки восхода и захода солнца с местом расположения стел. Такой научный подход, ориентирующийся на элементарные знания геометрии и астрономии, нам представляется ошибочным. Ясно, что новые стелы появились в местах массовой гибели людей. Царь прибегнул не к абстрактным знаниям — пусть даже примитивным — а к религиозной вере и божественным силам, которые должны были исходить от магического текста клятвы и каменных истуканов святого семейства.

Скульптур царских особ не оказалось около стелы L, но это не единственный пограничный объект, который отклонился от нормы. Аналогичные следы какой-то поспешности обнаруживает стела H. Возле нее нет не только статуй царской четы и их детей, как это было принято, но на этой стеле не было обнаружено даже никакого текста.

Кемп предположил, что текст был нанесен на гипсовый слой, который со временем исчез. Подобных стел в песках Амарнской хорды может находиться сколько угодно. Возможно, в промежутке между стелами Q и H находятся еще стелы, образующие заслон для широкого грязевого потока, который шел с южной стороны.

Если стелы вырублены из местных известняковых горных пород, то их состояние можно было бы признать вполне удовлетворительным: за 3350 лет естественная эрозия их затронула слабо. К сожалению, основным разрушительным фактором для них стал вандализм, причем проявлен он был в самое последнее время. В 1908 году стелу Р вандалы взорвали. В 1984 году стелу S сильно повредили, а в 2004 году её тоже взорвали.

рис. 180
рис. 181
рис. 182
рис. 183
рис. 184
рис. 185
рис. 186
рис. 187
рис. 188
рис. 189

После египетской революции 2011 года амарнским памятникам был также нанесен заметный урон. Особо ожесточенный вандализм в отношении пограничных стел был проявлен совсем недавно, в феврале 2013 года. К счастью, с самого начала 20-го столетия археологи, в частности Дэвис, делали зарисовки стел, фотографировали их в различное время, соответственно, в различном состоянии, и даже отливали из искусственного материала. Однако вернемся к количественному вопросу: сколько пограничных стел предполагалось возвести по первоначальному плану, и почему их оказалось намного больше, возможно, даже больше 16.

На церемонии открытия столицы Египта Эхнатон твердо и решительно поклялся: "Я никогда не нарушу клятву, принесенную Атону, моему отцу. Ее текст сохранится на каменных стелах, установленных на юго-западной и северо-западной границах Ахетатона (это древнее название столицы). Он (т.е. текст клятвы) не будет испорчен, не будет стерт, не будет стёсан, не будет замазан гипсом — он никогда не исчезнет, а если он всё-таки исчезнет, как-то будет уничтожен, или стела, на которой он написан, упадет, то я восстановлю стелу в том же месте, где она стояла, и точно воспроизведу текст клятвы".

Теперь мы знаем, что царь фактически нарушил эту клятву, которую он впервые торжественно произнес 13-го дня 4-ого месяца 5-го года своего правления. Ровно этот же текст появился на стелах, воздвигнутых в 6-м году правления Эхнатона, когда было завершено строительство первой серии стел. Но в 8-ой год правления произошла радикальная метаморфоза. Мало того, что царь изменил количество стел, поменялся и сам текст клятвы.

рис. 190
рис. 191
рис. 192
рис. 193
рис. 194
рис. 195
рис. 196
рис. 197
рис. 198
рис. 199

Царь добавляет к своим четырем именам — пятое; соответственно, меняется текст клятвы и к нему добавляются новые слова, подчеркивающие территориальные границы владения Эхнатона, которые он обещает ни в коем случае не переступать. Вот как об этом решении царя в 11-ой главе книги "Нефертити и Эхнатон. Солнечная чета" написал Кристиан Жак: "Поднявшись на большую позолоченную колесницу, он (царь) отправился в инспекционную поездку и осмотрел стелы, отмечавшие южную границу города. В восьмой день первого месяца зимы царь вновь поклялся, что не переступит пределов города Солнца. Это было теологическим подтверждением рождения столицы, посвященной Атону. Что послужило причиной подобного поступка — мы не знаем, — пишет французский египтолог. — Какие события, произошедшие между шестым и восьмым годами, могли побудить царя к торжественному повторению своей клятвы, документы об этом умалчивают" — недоумевает Кристиан Жак.

рис. 50
рис. 51
рис. 52
рис. 53
рис. 54
рис. 55
рис. 56
рис. 57
рис. 58
рис. 59

Но точно известно, что "в 9-ый год появилось новое имя Атона: «Да живет Ра, властитель Страны Света, ликующий в Стране Света в имени своем Pa-Отца, который явился в (образе) Атона». В этом имени уже не упоминаются ни Хорахти, сокологоловый солнечный бог, ни Шу, бог пронизанного светом воздуха. Сакральное имя теперь объединяет только Ра и Атона — и оно сохранится неизменным до конца царствования. Атон становится «божественным отцом» царя и сам обладает царским статусом. Он располагает всей творческой мощью Ра".

рис. 60
рис. 61
рис. 62
рис. 63
рис. 64
рис. 65
рис. 66
рис. 67

Говоря о радикальном и многозначительном изменении имени царя и комбинированном имени бога Атона, к нему теперь присоединился бог Ра. Автор книги ничего не сказал, о появлении на свет двух самых младших дочерей. В том же 9-м году родилась Нефернефру-Ра, а в 11-м году — Сетепен-Ра. Имена четырех старших дочерей заканчивались именем бога Атона, причем первые три родились еще в Фивах, старой столице Египта.

рис. 68
рис. 69
рис. 71
рис. 72
рис. 73
рис. 74
рис. 75
рис. 78
рис. 79
рис. 80
рис. 81
рис. 82
рис. 83

Самая старшая дочь носила имя Мерит-Атон. На 15 году правления отца она была выдана замуж за младшего брата Эхнатона Семнехка-Ра, который являлся, по сути, соправителем Эхнатона и который исчез с политической арены в тот же самый 17-й год, когда исчез Эхнатон. Следующая дочь носила имя Макет-Атон. Достоверно известно, что она умерла в 12-м году правления Эхнатона. Ее мумия оказалась первой в семейном склепе, находящемся в нескольких километрах пути, если идти на восток по царскому вади.

И снова мы обнаруживаем удивительное совпадение: в том же 12 году правления, когда умирает Макет-Атон, куда-то исчезает Нефертити, а вместе с ней ничего не слышно еще о трех самых младших дочерях: две уже упомянутых — годовалая Сетепен-Ра и трёхлетняя Нефернефру-Ра, а также шестилетняя Нефернефру-Атон, родившаяся уже в Амарне. В живых осталась третья дочь, Анхесенпа-Атон, ставшая впоследствии женой Тутанхамона.

Относительно смерти Макет-Атон имеется путаница. Она связана с двумя рельефами, обнаруженными в погребальных комнатах царской гробницы. Сейчас вы рассматриваете один из них, где изображена Макет-Атон под навесом, к которому в очередь выстроились Эхнатон, Нефертити и три оставшиеся в живых дочки: Марит-Атон, Анхесенпа-Атон и Нефернефру-Атон. На рисунке Макет-Атон изображена как будто бы живой, но такой она осталась в воображении художника. Скорее всего, прощание происходило в присутствии мумии принцессы.

Говоря о смерти Макет-Атон, часто называется не 12-й год правления, а 14-й. Таким образом, изображенная в погребальной комнате гамма траурная процессия как будто бы противоречит только что сказанному: Нефертити благополучно дожила до 14 года, находится в фаворе у своего мужа-царя, живы и дети, которых, кажется, не должно присутствовать на церемонии прощания.

Теперь посмотрим на второй рельеф из царской гробницы Эхнатона, который находился, однако, не в комнате гамма, а в маленькой комнатке F. На верхнем уровне изображены траурные проводы, как предполагают, всё той же второй по старшинству царской дочери. Правда, из-за повреждения рельефа ее саму не видно. Слева под солнцем мы видим Эхнатона и Нефертити, справа — группу плакальщиц, между плакальщицами и царской четой виднеются два силуэта, выкрашенных нами в желтый и красный цвета.

рис. 84
рис. 85
рис. 86
рис. 87
рис. 88

Традиционно дается следующая интерпретация этого рельефа: Макет-Атон умерла во время рождения младенца (предположительно, Тутанхамона — по возрасту, он, кажется, подходит). Младенца держит на руках кормилица. Ее часто изображают в отчетливом виде, хотя на рельефе ее очертания и очертания младенца едва просматриваются. Рядом с ними стоит прислуга, которая машет опахалом.

На нижнем уровне изображен ребенок, лежащий на смертном одре, рядом с ним стоит убитая горем царская чета, за ними просматривается какая-то едва заметная фигура или даже две. Сторонники традиционного толкования считают, что на этом месте изображены кормилица с младенцем и служанка. Дальше мы видим стоящих гурьбой плакальщиц с воздетыми вверх руками. Похоже, сюжет рисунка нижнего уровня повторяет приблизительно сюжет верхнего уровня.

Пусть так, но давайте посмотрим, какие вопросы в связи с этими двумя рельефами возникают:

Первый вопрос. Старшая дочь, Мерит-Атон, родилась в первом году правления Эхнатона. Это наиболее вероятное время. Некоторые, правда, допускают ее рождение до начала правления царя, что мало вероятно. Относительно, второй дочери, Макет-Атон, называются два момента времени — 1-й год правления, как менее вероятный, и 3-й год, как более вероятный, 2-й год полностью исключается. Следовательно, если считать годом смерти Макет-Атон 14-й год правления ёе отца, то на момент рождения ребенка (пусть им будет Тутанхамон) матери было всего 11 лет. Если Макет-Атон умерла на 12-м году правления, то ей было и того меньше — всего 9лет. Мать при таких расчетах получается слишком юной. Вряд ли царская чета стала бы рисковать в этом важном для продолжения династии деле.

Второй вопрос. Почему рельефы разнесены по разным комнатам? Ведь склеп царской семьи рассчитан на несколько членов семьи. Если в комнате гамма был поставлен саркофаг с мумией Макет-Атон, то, разумно предположить, что комнаты альфа и бета были рассчитаны на две других оставшихся в живых дочери. Отсюда вытекает, что упомянутые здесь рельефы не связаны между собой. Версия с рождением ребенка и смертью матери во время родов является вымыслом — и не более того.

Два предыдущих вопроса, вытекают из третьего и, собственно, главного. Неопределенность в датах смерти Макет-Атон и сомнения в отношении традиционной интерпретации вытекают из очень плохого состояния настенных росписей. Рельефы плохо просматривались в начале прошлого века. Норман Дэвис сделал их зарисовки, во многом опираясь на свою интуицию, чем на реально увиденные образы. Сегодня от рельефов почти ничего не осталось. Некоторые авторы приводят фотографии, сделанные в гробнице Эхнатона, которые должны, казалось бы, продемонстрировать ту или иную версию, но на них трудно что-либо различить.

Как эта неопределенность в смерти Макет-Атон сказывается на нашей версии гибели царской семьи и всего города от периодически проливавшихся на территории Аравийской пустыни сильных ливней, образовавшихся от них мощных грязевых потоков и обширного разлива Нила, заливавшего часть Амарнской долины? — Да, собственно, никак. Предположим, какой-то египтолог точно установил, что Макет-Атон умерла при рождении ребенка. Этот единичный эпизод не перечеркивает всё сказанное в отношении других членов царский семьи. Пусть никто из царской семьи никак не пострадал от природных катаклизмов. Всё равно они были, от них страдали жители Амарны, так что рано или поздно город должен был опустеть и исчезнуть с лица земли.

рис. 89
рис. 90
рис. 91
рис. 92
рис. 93

Наша теория обладает большим запасом прочности, её не так просто опровергнуть. Если критики приведут 2-3 точно установленных фактов, которые не упоминались нами или упоминались в искаженном свете, это еще не отменяет всей теории в целом. Эпистемологический принцип, характеризующий объяснением максимально широкого числа фактов с одновременным сочетанием устойчивости теории к отдельным критическим замечаниям, является несомненным достоинством предложенной здесь естественнонаучной версии событий эпохи Эхнатона.


Смотрите видео на эту тему

http://youtu.be/YjMOcalLVTQ

С помощью нижеследующей сноски вы легко переместитесь в район Амарны



Увеличьте карту и поработайте стрелками, чтобы
хорошо рассмотреть район Амарнской долины