Правда о Фрейде и психоанализе

Акимов О.Е.

28. Психоанализ унижает женщин

Чтобы понять теорию Фрейда, надо знать его биографию. Поскольку в цитируемых работах речь идет о мальчиках и девочках, нужно вернуться в самое раннее детство малыша Зиги, о котором, к сожалению, мы ничего не знаем. Однако мы знаем, что Фрейд часто прибегал к прямому проецированию своего жизненного опыта на предмет теоретизирования. Поэтому можно более или менее уверенно сказать: причиной гадких мыслей о девочках является то, что Фрейд сам когда-то был жутко испорченным мальчиком. Чем он старше становился, тем больше в его теориях затрагивалась тема детства. Сначала его интересовало естествознание, химия, физиология, зоология, гистология; затем интерес перешел к гипнозу, истерии и психиатрии; наконец, он создал теорию детской сексуальности и пришел к теме, которую мы имеем удовольствие обсуждать сейчас. По-видимому, с возрастом его детские воспоминания становились для него отчетливее и беспокоили чаще.

Трудно представить, чтобы отец шестерых детей мог рассуждать как инфантильный юноша, но Фрейд выставляет себя именно таким самоуверенным и провоцирующим юнцом, раздражающим зрелых и искушенных людей. Мастер литературного слова постоянно спекулировал на словах. Возьмите, например, его термин обладать так часто используемый в теории пениса и клитора. Верно, что гениталии противоположного пола могут вызвать желание их приобрести. Но это же не означает, что девочка мечтает, чтобы у нее вырос пенис и, если он у нее не вырос, то она должна рассердиться на всех мальчиков мира, у которых этот пенис имеется. То же самое можно сказать и о «желании получить от отца ребенка». Правда, что многие девочки мечтают иметь ребенка (видимо, в качестве игрушки), однако совершенно ошибочно думать, что девочка неосознанно мечтает совокупляться со своим отцом. Теория эдипова комплекса — это какая-то дикость, которая только и могла прийти Фрейду — человеку психически и морально анормальному. Какую патологию должна иметь та девочка, которая переживает за «органическую малоценность» своего клитора?

Сомневаюсь, чтобы какое-то заметное число мальчиков в возрасте пяти-семи лет могло разглядеть и понять назначение клитора девочек. О том, что возбуждение клитора доставляет эротическое наслаждение женщинам, может знать только доктор Фрейд. Приобретя с малых лет богатый сексуальный опыт, он без зазрения совести распространяет его на малюток. Несчастный психоаналитик постоянно говорит об эдиповом комплексе. Вы, читатель, будучи ребенком, мечтали совокупляться со своей родной мамочкой? И что за бессмыслица этот кастрационный комплекс!

Фрейд своими вызывающими заявлениями просто эпатировал публику, а неумные люди стали восхищаться его «оригинальным» образом мыслей. Между тем его сочинения издаются миллионными тиражами и читаются в основном неподготовленными к жизни студентами, которые принимают сексуальные фантазии сумасшедшего ученого за серьезную науку. Странно, что миллиарды благовоспитанных людей, ничего этого не замечают. Фрейдовское «теоретизирование» не отвечает не только научным критериям, но и самому элементарному здравому смыслу. После каждого его утверждения нужно задать вопрос, почему это так, а не иначе, что послужило основанием для такого вывода и т.д. Если обратиться к аргументу зависти девочек к мальчикам, то сразу же напрашивается вопрос, почему мальчики не завидуют замечательному устройству гениталий девочек, может быть, все мальчики желают приобрести материнскую грудь, которую они когда-то сосали?

Посмотрите, о чем писал Фрейд в цитируемой работе «Некоторые психические последствия анатомического различия между полами». «Я не могу отделаться от убеждения... — пишет он, — что у женщин уровень этической нормы иной, чем у мужчин... что чувство справедливости проявляется у них в меньшей степени, что они менее подготовлены к большим требованиям, предъявляемым жизнью, что они чаще руководствуются в своих суждениях чувствами привязанности или враждебности. Мы не должны отказываться от своих убеждений под влиянием феминисток, пытающихся заставить нас рассматривать оба пола как абсолютно равноценные по своему положению и значению». Фрейд, пытаясь обосновать теорию превосходства мужчин, указал на их большой пенис, превосходящий размеры клитора. Из-за крохотного клитора, говорил он, женщина не способна сублимировать сексуальную энергию в возвышенные произведения науки и искусства, у мужчин же это получается намного лучше.

Человек науки обязан использовать объективные методы получения знаний, отличающиеся от только что продемонстрированных, он должен наблюдать и ставить опыты. Исходные эмпирические данные должны быть статистически обработаны, т.е. указано число наблюдений, четко сформулированы условия их проведения, даны погрешности эксперимента. Ничего этого сделано не было, следовательно, Фрейд засвидетельствовал лишь свои личные предпочтения, а не научный взгляд. Но больше всего возмущают этические аспекты его позиции. Нравственная наука не станет заниматься доказательством превосходства мужского пола над женским или белой расы над черной. Сегодня подобная проблематика вызовет законное возмущение женщин и представителей униженных рас. Фрейда обвиняли в дискриминации по половому признаку и правильно делали. Очень неприятно, что отец-основатель, а за ним и все психоаналитики недооценивают женский ум и душевные качества.

Между мужчиной и женщиной существуют различия, например, женщина более приспособлена к жизни, чем мужчины и в среднем живет дольше него, но эти различия не могут быть оценены с моральной точки зрения. Ментальные же свойства женщины просто иные, чем свойства мужчины. С научной точки зрения некорректно говорить о нравственных качествах, когда речь идет, например, об интеллекте. Да, в среднем женщины обладают лучшей памятью, чем мужчины, но образ мыслей мужчины лучше приспособлен к дедуктивным суждениям. Какие выводы этического плана здесь можно сделать? Никаких! Вообще, предпочтительней пользоваться нейтральными характеристиками. Так, известно, что мужчины более косноязычны, чем женщины, однако слово «косноязычность» лучше заменить словом «дислексия» — этот термин несет на себе меньшую этическую нагрузку. Морально изучать пластичность нервной системы человека. Женщины обладают более пластичной психикой, чем мужчины, они быстрее приспосабливаются к изменениям внутренних и внешних условий, существенно влияющих на жизнедеятельность. В частности, женщины лучше адаптировались к социальным переменам после распада Советского Союза. Неумолимая статистика зафиксировала, что мужская смертность в нашей стране значительно выше женской. Однако неуместно обвинять мужчин в душевной слабости, волевой нестойкости или бесхарактерности. Пластичность, кажется, вообще не имеет нравственного измерения, поскольку отражает природную способность организма трансформировать функцию и структуру нервной системы в ответ на изменения экзогенных и эндогенных факторов.

Фрейд уже навлекал неудовольствие женщин. Всемирное женское движение, борющееся за равноправие мужчин и женщин, давно осудило психоанализ как вредное учение. К сожалению, в психиатрии работает большинство мужчин. По статистическим данным правозащитных организаций на начало 1970-х годов из 17 тысяч американских психиатров 90% составляли мужчины, а из 30 тысяч психологов — 75% мужчины. Данный перекос определенным образом связан с антигуманными измышлениями Фрейда о превосходстве мужчин над женщинами. Женщина, обратившаяся за помощью к мужчине-психоаналитику, не может рассчитывать на объективную оценку своего душевного состояния и адекватное лечение. Врач-мужчина не видел ничего особенного в том, что мужчины унижали женщин, в том числе, и в сексуальном плане. Они выказывали пренебрежение к жалобам женщин, игнорировали или принижали их проблемы и просто отказывались признавать факты, противоречащие их «мужской» теории. Ничего не поделаешь, говорили они, когда сама анатомия женщин сделала их морально ущербными. Делались опросы, где выяснилось, что большинство врачей-мужчин считает, что женщина от природы истерична и сексуально подавлена, она обязана испытывать чувство вины перед мужчиной. Всякая жена должна ублажать мужа и выполнять его прихоти, поскольку его предназначение выше ее — и так думает, к сожалению, большинство психоаналитиков. Психоанализ оправдывает и закрепляет такое положение вещей, которое определил еще Фрейд.

В письме к Марте от 15 ноября 1883 г. он писал: «Твои слова в последнем письме о Милле и его жене побудили меня найти это место в сочинении Милля. …Он [Милль] выдает абсурдные требования относительно эмансипации женщин и в целом по поводу женского вопроса… Нежизнеспособна и его мысль о том, что женщины должны бороться за свое существование точно так же, как и мужчины. Выходит я должен думать о моей нежной, любимой девушке как о конкурентке. Семнадцать месяцев назад, я сказал своей милой, что люблю ее и предлагаю ей руку и сердце. Следовательно, она должна позабыть о конкуренции и позаботиться об уюте и спокойствии домашнего очага». После свадьбы он определенно указал Марте место на кухне и сказал, что она не должна забивать свою прелестную головку дурными вопросами, связанными с эмансипацией женщин. Ее прямая обязанность воспитывать детей и заниматься домашним хозяйством, а он уж как-нибудь без нее решит вопрос об отношении между полами. Напомню, что Фрейд по «наводке» своего университетского преподавателя философии, Брентано, для издателя и философа Теодора Гомперца перевел с английского на немецкий язык последний (12-й) том собрания трудов Дж. Ст. Милля, куда входили помимо работ о Платоне статьи о социализме и эмансипации женщин. Родоначальник психоанализа, конечно, считал себя крупным специалистом в женском вопросе.

В XIX в. женщины были бесправны как в семье, так и в обществе. Они не обладали всеми теми гражданскими и политическими свободами, которыми обладали мужчины. В этом смысле Фрейд не намного отличался от мужчин своего времени. Беда состояла в том, что он пытался свой мужской шовинизм обосновать научно. Фрейд был уверен в назначении женщины: она должна вечно вращаться спутником вокруг светила-мужчины, быть для него «соблазнительной и желанной». Он говорил, что «ее социальные интересы выражены слабее, чем у мужчин», а это проистекает из прямого предназначения женщины рожать детей. Подобная дискриминация не соответствуют объективным данным: он выразил свою крайне субъективную точку зрения, которая сегодня особенно неприемлема. Но мало того, что Фрейд взял свои ложные постулаты, так сказать, с потолка, он еще прибегнул к удивительно ошибочному и аморальному их обоснованию.

Свои «теории женской ничтожности» развивали Карл Юнг, Отто Ранк, Вильгельм Райх, Мелани Кляйн, Герберт Маркузе, Жан Лакан и прочие последователи Фрейда. Они усугубляли различия между мужчиной и женщиной. Например, Лакан утверждал, что фаллос — это доминирующий символ; с его помощью устанавливается порядок внутри бесконечного ряда символов. «Кастрированные» женщины, не имеющие этого могущественного инструмента должны быть изгнаны из мужского мира, они инородные существа, их место у кухонной плиты и колыбели ребенка. Женщина от природы и по назначению тупое и примитивное животное, созданное для обслуживания биологических потребностей мужчин. Такую «мораль» исповедовал и Ницше со своим знаменитым афоризмом: «Мужчина, ты идешь к женщине? Тогда не забудь плетку». Фрейд писал: «В ценных и содержательных работах Абрахама, Хорни, Хелены Дейч о комплексе мужественности и кастрационном комплексе у женщины содержится многое, близко соприкасающееся с моим изложением». Возможно, это и так, автору видней, но мне известны и критические высказывания на этот счет. Не хотелось бы сейчас углубляться в критику Фреда его последователями, однако мнение Карен Хорни я все же приведу.

Фрейд много писал о женском мазохизме, вызванном анатомическими особенностями женщин, он отрицал ее «невротическое бунтарство» на основе социального фактора. В ответ на это 26 декабря 1933 г. Хорни выступила с докладом на тему «Проблема женского мазохизма». Свое выступление она начала так: «В психоаналитической литературе, судя по работам таких авторов, как Шандор Радо и Хелен Дейч, до сих пор проблема женского мазохизма рассматривалась только с точки зрения психического последствия анатомического различия полов. Психоанализ, таким образом, предоставлял свой научный аппарат для поддержки теории исконного родства между мазохизмом и женским организмом. Возможность социальной обусловленности с психоаналитической точки зрения пока еще не рассматривалась. Задача настоящей статьи — попытаться раскрыть соотношение биологических и культуральных факторов в этой проблеме».

В книге «Невротическая личность нашего времени» (1937), Хорни писала: «мы должны выйти за пределы концепции Фрейда… [он] остался скованным рамками своей научной ориентации. Он предполагал, что инстинктивные влечения или объектные отношения, которые весьма часты в нашей культуре, обусловливаются биологически предопределенной "человеческой природой" или проистекают из строго фиксированных состояний (биологически заданных "прегенитальных" стадий, эдипова комплекса). Игнорирование Фрейдом культурных факторов не только приводит к ложным обобщениям, но также в значительной степени блокирует понимание реальных сил, которые мотивируют наши отношения и действия. Я считаю, что такое игнорирование является основной причиной, почему психоанализ… зашел в тупик».


 

  

 


Hosted by uCoz