Не ищи единомышленников — их нет! Если не существует одинаковых отпечатков пальцев и сетчаток глаз, то одинаковых мозгов — тем более. Фрейд часто разочаровывался в своих друзьях и превращал их в злейших своих врагов. Так вот урок: ищите истину в одиночку и не оглядывайтесь на других.
В 2011 году вышла серия документальных фильмов, посвященная жизни и творчеству знаменитых психотерапевтов и психоаналитиков конца 19 — начала 20 вв. Этот сериал под названием «Архетип, невроз, либидо» естественным образом открывается фильмом о Зигмунде Фрейде, съемка которого по заказу ГТРК "Культура" с моим скромным участием состоялась еще летом 2010 года. Я очень благодарен сценаристам этого первого фильма, который называется «Последний психоанализ доктора Фрейда», — Александре Ивченко и Елене Маркизовой, а также режиссеру Татьяне Маловой и редактору Елене Залогиной — за передачу основной идеи моих историко-биографических исследований отца-основателя психоанализа.
Дело в том, что традиционно долгое время считалось, будто пациентку, приведшую к открытию методики психоанализа, лечил друг Фрейда, известный в Европе венский врач Йозеф Брейер. Эту ложную точку зрения на протяжении всей своей жизни настойчиво навязывал общественности Фрейд. На самом же деле Берту Паппенхейм — так звали пациентку, страдающую истерией и невралгией — пытался лечить сам Зигмунд Фрейд, являющийся в то время помощником Брейера. Неопытный ассистент и, он же, студент-недоучка, мечтающий о деньгах и славе, страстно влюбился в свою первую пациентку. С разрешения своего шефа он фактически превратился в «домашнего врача», проводившего возле кровати больной возлюбленной целые дни напролет. Но Берта любила другого молодого человека, красивого и талантливого профессора Эрнста Флейшеля, который, однако, был безнадежным морфинистом.
Фрейд сначала лично для себя, а потом для всех жадных до наркотиков европейцев открыл и на самом себе детально изучил свойства кокаина, нового одурманивающего средства. Он убедил Флейшеля перейти на этот более легкий наркотик, чтобы вытеснить им сильнодействующий морфин. Но в итоге под предлогом лечения от тяжелой наркотической зависимости коварный Зигмунд устранил на пути к сердцу своей возлюбленной главного соперника Эрнста. Она, тем не менее, так и не полюбила своего «домашнего врача»; более того, откровенно презирала его и, тем самым, подписала себе страшный приговор.
Фрейд убедил Берту, чему способствовал и Брейер, что слабая наркотическая интоксикация сродни гипноидному состоянию, когда путем вербального внушения можно было якобы вылечить истерию и прочие психосоматические заболевания. Фрейд колол ей морфии «лошадиными дозами», а затем почти в бессознательном состоянии «лечил ее разговорами» по методике «свободных ассоциаций». Однажды после сильнейшей передозировки, когда она чуть было не умерла, Брейер вырвал несчастную пациентку из рук никудышного врача-экспериментатора и поместил ее в клинику для душевнобольных. Через много лет путем постепенного снижения наркотических доз Берта вылечилась и сделалась знаменитым общественным деятелем, борющимся за права женщин.
Данный вывод, представленный в этом фильме, следует не из каких-то новых фактов его биографии, а целиком из расшифровки сновидений и внимательного прочтения текстов двух запутанных книг, написанных Фрейдом. В книге 1895 года «Исследование истерии» Берта Паппенхейм выступает под именем Анна О., а в книге 1899 года «Толкование сновидений» мы узнаем ее под именем Ирма. Создатели фильма «Архетип, невроз, либидо» ставили перед собой более широкую цель, чем только донести до зрителей недавно открывшуюся информацию о жизни Фрейда в полном объеме. Писатель и психиатр Анна Басова рассказывает множество общеизвестных фактов из «официальной» биографии Фрейда, без которых нельзя будет написать, например, студенческий реферат. Но посетителям нашего сайта, желающим изучить скрытые пружины, управляющие поведением автора психоанализа, рекомендуем тщательно изучить материалы нижеследующих статей и книг.
Цель данной работы — внести ясность в биографию одного из самых знаменитых людей планеты и рассказать, как он создавал свое учение. В ранее вышедшей книге о нем — Правда о Фрейде и психоанализе — разбирается текст «Толкования сновидений» и доказывается, что Ирма и Анна О. — одна и та же пациентка, настоящее имя которой Берта Паппенхейм (Bertha Pappenheim). В «Правде...» доказывается, что Берту лечил не Йозеф Брейер, как сейчас принято считать, а сам Зигмунд Фрейд. Отец-основатель психоанализа экспериментировал с психикой несчастной пациентки, вводя ей морфий. В своем главном «сновидении об инъекции Ирме» Фрейд рассказал подлинную историю ссоры с Брейером, который критиковал его за сексуальную этиологию истерии.
В данной статье при использовании семантико-структурного анализа книги «Исследование истерии» доказывается, что историю болезни Анны О. написал именно Фрейд, безуспешно лечивший ее как минимум в течение двух лет (верхняя граница достигает предположительно пяти лет). Таким образом, отец-основатель психоанализа всю свою жизнь обманывал общественность, говоря, будто Анну-Берту лечил Брейер, а он даже никогда не видел ее (см. текст Случай фрейлейн Анна О.) С этой большой лжи начинается победное шествие психоанализа по миру. Итак, читайте на нашем сайте работу «Как возник психоанализ» —
Изучение глубинной психологии лучше всего начать с ознакомления с жизнью и деятельностью Зигмунда Фрейда. На нашем сайте размещены две книги и ряд статей, которые, быть может, подвигнут вас на серьезное исследование психологической тематики. Вы можете возразить: «Зачем мне знать биографию Фрейда? Я никогда не мечтал(а) стать психотерапевтом и, вообще, я очень далек(а) от психологии».
Да, разумеется, важно научиться проводить, например, экономический анализ ситуации в стране. Возможно, в данный момент вас больше интересует математический или физический анализ тех или иных мировых задач. Но подумайте, ведь в повседневной жизни нам приходится ежечасно решать множество именно психологических проблем. Стоит оказаться в обществе людей, как тут же невольно мы начинаем оценивать обстановку, т.е. осуществлять психологический анализ. Только не тот психоанализ, о котором постоянно твердят фрейдисты, — это откровенное надувательство доверчивых обывателей, — а совсем другой, настоящий анализ человеческих душ. Однако фрейдистский психоанализ, как наиболее запутанный клубок человеческих заблуждений, является тем оселком, который позволит вам отточить мастерство истинного аналитика.
Самость – это ядро человека, его субстанция; это то, через что он бытует, причем бытует не в смысле существует как
есть, пассивно, а напротив, является обнаруживающей себя активностью. Другими словами, самость способна нечто
дать. Именно это представляется существенную сторону всякого существования, а человеческого в особенности. В силу своей субстанциональности самость принадлежит к
всеобщему. Более того, это, по сути дела, и есть самое наивсеобщее в мире людей. Являясь субстанцией отдельного человека, она, вместе с тем, является и субстанцией всего человечества. Через самость
Я отдельного человека сливается с абсолютно
гуманистическим, что присутствует в обществе людей. Таким образом, если позволено говорить о наличии субстанции мира людей либо в форме «народного духа», либо как-то еще, то не иначе как о самости отдельного человека. И, наоборот, если хотят представить субстанцию отдельного человека, то это значит, что необходимо вообразить то общее, что носят в себе люди – «душу народа».
Помимо абстрактного всеобщего самость есть деятельность в чистом виде,
активность, энергия и сила отдельного человека и общества в целом. Экстаз творчества, самоотрешенность труда и то состояние духа, когда ему открываются тайны мироздания, – это как раз и есть существо человеческой субстанциональности. Важно понять, что это не пустое, само на себя направленное действие, а нечто изливающееся вовне, что существует для другого и ради общечеловеческого. Самость только-то и может обнаружить себя через благо, которое, помимо объективного и необходимого существования, всегда бытует в форме истинного, прекрасного, полезного и доброго начала. ...
Яйность – это неугомонная и изворотливая бестия, которая может грести только к себе. Ее сущность передается словами: во что бы то ни стало иметь. Свой каприз она выставляет не иначе как за благородное волеизъявление Абсолюта. Настойчивость и категоричность, с которой действует яйность, возмутила бы любого, если бы она не выступала от имени народа или каких-либо «высших интересов» государства. В этих оправданиях нет ничего, о чем Вы, уважаемый Удод, только что говорили, т.е. истины, красоты, доброты и пользы для общества или другого человека. Напротив, этими словами яйность прикрывается, чтобы творить зло, насилие и разбой. Воображая себя чуть ли не божьей благодатью, она доводит себя до полного помешательства, до мании величия или – если кто-то посягнет на ее амбициозные притязания – погружается в невроз, истерический психоз и паранойю, изображая оскорбленное самолюбие.
В человеке нет ядра в форме самости, но есть одна скорлупа яйности. Вот эта его шелуха, конечно, не обладает никакими субстанциональными признаками типа общности и необходимости, о которых Вы говорили, а имеет только жалкие акциденции. С этой точки зрения яйность оригинальничает, проявляя свою субъективность во весь рост. Каждый человек – эгоист и действует только в своих интересах, подавляя другого и игнорируя общество в целом. Дай ему волю, и он всех жителей земли превратит в рабов, которые должны будут денно и нощно работать на него одного. Человек любит порассуждать об идеалах, но сфера его интересов исключительно материальна. Он говорит, например, об «идеальной» любви, но при этом имеет в виду вполне плотские наслаждения. ...
(Системный анализ участия евреев в интеллектуальных
и политических движениях ХХ столетия)
Глава 4 из указанной книги Кевина Макдональда
Кевин Макдональд (род. 24 января 1944) — профессор психологии Калифорнийского университета, известный своими работами по применению эволюционной психологии к изучению иудаизма, как «групповой эволюционной стратегии».
До настоящего времени дискуссия относительно еврейского участия в психоаналитическом движении "по умолчанию, считалась неуместной" (Yerushalami, 1991, 98). Тем не менее, еврейское участие в психоанализе — "еврейской науке" — было очевидным как для самих участников, так и внешних наблюдателей движения, с самого его зарождения.
"История сделала психоанализ "еврейской наукой". Как таковой, он продолжает подвергаться нападкам. Он был уничтожен в Германии, Италии и Австрии, и был изгнан на все четыре стороны. Тем не менее, он продолжает даже сейчас постигаться как своими врагами, так и друзьями. Конечно, к настоящему времени появились достойные аналитики, которые не являются евреями. ...Однако, авангард движения за последние пятьдесят лет оставался преимущественно еврейским, как это и было с самого начала. (Yerushalimi, 1991, 98)
Образуя костяк руководства и интеллектуального авангарда движения, евреи кроме того составляли большинство членов движения. В 1906 г. все 17 членов движения были евреи и они четко идентифицировали себя евреями (Klein, 1981). В своем работе 1971 г. Генри Симс и Спрей показали, что 62,7 процента американских психоаналитиков, которые были подвергнуты исследованию, идентифицировали себя как лица, имеющие еврейские культурные связи, по сравнению с 16,7 процента специалистов, которые подтвердили свое протестантское родство и 2,6 процента — католическое. Остальные 18,6 процента не выразили никакой культурной близости — процент более высокий по сравнению со всеми другими категориями работников умственного здоровья, который дает основание предполагать, что количество психоаналитиков с еврейским происхождением был даже выше 62 процентов.
...Обычным компонентом еврейской интеллектуальной деятельности со времен Просвещения является критика нееврейской культуры. Идеи Фрейда часто назывались "подрывными". Действительно, "(Фрейд) был убежден, что сама природа доктрины психоанализа является шокирующей и подрывной. На борту корабля, везущего его в Америку, он не чувствовал, что везет в эту страну новую панацею. Со своим типично сухим остроумием он говорил своим спутникам по путешествию, что "Мы везем им чуму" (Mannoni, 1971, 168).
Дело в том, что в молодые годы Фрейд изнасиловал свою племянницу — факт, в который не все могут сразу поверить. Между тем известно, что «летом 1875 года его [Зигмунда] отец, выполняя данное двумя годами ранее обещание, отправил Фрейда в Манчестер, в дом его сводного брата. Этот визит задумывался как своего рода западня. Родители Фрейда питали надежду, что их юный сын влюбится в Паулину, дочь Филиппа, и таким образом сын останется в семейном ткацком деле, в мастерской, принадлежащей сводному брату. Но ловушка не сработала…» (Касафонта Х.Р. «Зигмунд Фрейд», 2006, с. 33-34).
Если в роду Фрейдов были приняты браки по расчету, не выходящие за границы рода, то, весьма вероятно, что и Амалия Натансон, мать Зигмунда, была назначена ее родителями женой Якоба Фрейда. Теперь у них обоих была веская причина подтолкнуть сына к носильному сближению с племянницей Полиной (Паулиной). Касафонта представил данное событие пристойно. На самом же деле, всё выглядело отвратительно. Судя по описанию, сделанному Фрейдом, насилие происходило в виде детской шалости, на глазах у родителей и брата Полины. Во время этой «игры» Зигмунд получил негативный сексуальный опыт, который довлел над ним в течение жизни. Наверняка, зрелый Фрейд описал всё, как было; приукрашивать события в момент своего катарсиса он бы не стал.
Случай фрейлейн Анна О. Три перевода (переводчики — Крук, Панков и Николаев) одной и той же главы из книги «Исследование истерии», рассказывающей о болезни Анны О. — она же Ирма в книге «Толкование сновидений»; настоящее же имя первой пациентки Фрейда, напомним, Берта Паппенхейм.
Острие Иглы (Иеромонах Макарий с предисловием О.Е. Акимова)
Об идеологической сущности психотерапевтического сообщества (Автор — А.И. Сосланд. Он также написал книгу «Фундаментальная структура психотерапевтического метода, или как создать свою школу в психотерапии». Собирался его критиковать, но потом потерял к этому интерес. Может быть, позже заинтересуюсь)
Критический рационализм (Е.Н. Волков — на первых порах горячо поддержал меня в разоблачениях Фрейда и его психоанализа)
Слава Богу! Сегодня в России рост этой злокачественной опухоли остановлен
Знакомьтесь, выдающийся русский ученый, практик и организатор, президент Национальной Федерации Психоанализа, ректор Восточно-Европейского института психоанализа, главный редактор собрания сочинений Зигмунда Фрейда в 26 томах, академик Михаил Михайлович Решетников. Своей основной задачей в области психологии я видел в том, чтобы остановить этого человека, сократить набор абитуриентов в его институт и препятствовать выпуску сочинений австрийского врача-мошенника. В конце подборки статей Решетникова приводится мое "Обращение" к автору. Приведу концовку этого воззвания.
«Вы, Михаил, — великий организатор масштабных проектов, герой Афганской войны, орденоносец, кроме того, Вы просто честный и мудрый человек — я это вижу. Поэтому, Михаил, Вы не побоитесь отречься от своих заблуждений, когда ознакомитесь с содержанием книги «Правда о Фрейде и психоанализе», статьи «Анна О. — первая пациентка Фрейда» и других моих работ. Я уже представляю Вас в нашем стане антифрейдистов. Вы, некогда ярый поборник и последовательный апологет психоанализа, теперь превратились в апостола Павла, который первою половину жизни провел в глухом неведение, вторую — положил на алтарь просвещения язычников.
Да, бывшие друзья апостола сделались его врагами — не бойтесь этого, Михаил! Старая правда обернулась для апостола ложью — так и должно быть, Михаил! То, что раньше было для Вас добром, станет смертным грехом. Павел отрекся от ветхих иудейских канонов и принял новые, чистые, православные — и Вы так сделаете, Михаил! Описания славных дел Павла и обращения его к темным народам Древнего Мира вошли в сокровищницу христианской мудрости. И Ваши будущие ученые книги, развенчивающие измышления подлого авантюриста, тоже станут заучивать наизусть и распевать как молитвы. Изучая Ваши нынешние сочинения, всматриваясь в Ваш благородный лик и ясные очи, я всякий раз про себя шепчу: "Вот он, апостол Павел! Он очистит российскую землю от скверны, сделает все, чтобы злосчастный указ президента за № 1044 был навсегда похоронен и, не медля ни секунды, остановит выпуск в свет многотомной ереси"».
Образцом обмана общественности в сфере психологии для меня послужили события, произошедшие в первом десятилетии XX века, вокруг русской пациентки Сабины Николаевны Шпильрейн из Ростова-на-Дону, которая в течение нескольких лет была любовницей Карла Густава Юнга. В данной работе показывается, что именно она вдохновила швейцарского врача-психотерапевта на создание учения о коллективном бессознательном. Обман, к которому прибег Юнг и к которому причастен непосредственно Фрейд, носит тотальный характер, потому что затрагивает как концептуальную сторону юнгианского учения, так и практическую методику аналитической психотерапии. Фальсификация касается важнейших фактов истории психологии. В частности, искажению подверглись биографии главных героев рассматриваемых ниже событий — Шпильрейн, Юнга и Фрейда...