Правда о Фрейде и психоанализе

Акимов О.Е.

30. Бережливость и экскременты

Могут сказать: пусть Фрейд аморальный, циничный и грубый человек, как здесь его сейчас представили, но, в конце-то концов, нас должна интересовать его теория. В «Психологии познания. Удод» я уже показал, что метод свободных ассоциаций является ни чем иным, как дымовой завесой для протаскивания в психиатрию мошеннических приемов врачевания. Этому методу соответствует столь же фальшивая теория сексуальности. Непристойные разговоры о половых отношениях Фрейд назвал «научной теорией», которую, однако, стыдно читать интеллигентным людям. Ее составной частью считается теория детской сексуальности. Кому сегодня не понятно, что грудные дети никаких сексуальных желаний испытывать не могут, в противном случае, это противоречило бы физиологии всех млекопитающих, живущих на земле. Если котенок ласкается к кошке-матери, то это вовсе не значит, что он хочет совокупляться с ней. Фрейд выдумал противоестественную теорию, которая ничем не подтверждалась раньше и никогда не подтвердится в будущем, поскольку в принципе ошибочна. Но если мы хотим продемонстрировать явную глупость в учении Фрейда, эта концепция вполне подходит для наших целей.

Мне удобно начать не с «Трех очерков по теории сексуальности», где впервые она была сформулирована, а с небольшой работы 1908 г. — «Характер и анальная эротика». Дело в том, что из-за малого объема структура этой работы легко улавливается. Затем мы перейдем к «Трем очеркам», которые значительно больше по объему, но выстроены по аналогичной схеме. Добавлю, что обе работы вызвали сильное общественное недовольство. О реакции на работу 1905 г. уже говорилось ранее, по поводу же работы 1908 г. Джонс написал: она «произвела впечатление разорвавшейся бомбы и вызвала, пожалуй, больше насмешек, чем все написанное ранее». Сейчас мы увидим, что рассмешило в ней публику.

В начале статьи Фрейд сообщил, что аккуратные, бережливые и упрямые люди в младенчестве страдали «задержкой кала». Они «принадлежат к той категории грудных младенцев, которые имеют обыкновение не опорожнять кишечник, если их сажать на горшок, так как акт дефекации доставляет им удовольствие, и они извлекают из него как бы некоторую побочную выгоду. Дело в том, что из их рассказов выясняется, что им доставляло удовольствие задерживать стул даже в возмужалом возрасте. Кроме того, в их воспоминаниях попадаются указания на всякого рода неподобающую возню с только что выделенным калом. Такие вещи, правда, чаще фигурируют в воспоминаниях о братьях и сестрах, чем о самом себе. На основании этих указаний мы заключаем, что к числу особенностей врожденной сексуальной конституции этих лиц относится более резко выраженная, гиперакцентированная эрогенность заднепроходной зоны. Но так как все это бывает только в детстве и в дальнейшем ничего от этих слабостей и особенностей не остается, то мы должны допустить, что эрогенное значение анальной зоны утрачивается, теряется в процессе развития. И вот мы делаем предположение, что указанная нами выше триада свойств и ее постоянство в характере данных субъектов могут быть поставлены в связь с этим поглощением и исчезновением анальной эротики».

Эта ошарашивающая концепция являет собой типичный пример «теоретической» фабрикации, в которой нет ни единого слова правды. Выдавая эту фальшивку за респектабельное исследование, автор продемонстрировал свои блестящие жульнические наклонности. Как заправский аферист, он рассчитывал на непритязательного потребителя дешевых умствований, на которые никто и никогда не обратил бы внимания, если бы они исходили от какого-нибудь философа-дилетанта из дешевой рюмочной. Но статья появилась в научном журнале и написана уважаемым профессором, что, казалось бы, автоматически исключает любое подозрение в глупости. Рядовому филистеру и в голову не придет, что весь текст автор выдумал от начала и до конца. Этот психологический фактор усилился во сто крат для современного читателя, которому все уши прожужжали, будто Фрейд гениальный ученый, совершивший великую научную революцию в области психотерапии; он успешно лечил десятки, а может быть, и сотни душевнобольных и положил начало новому взгляду на мир человеческих отношений, в котором сексуальный фактор является главенствующим. Трудно совершенно непредвзято взглянуть на текст, напечатанный в солидном издании, и объективно оценить его содержание, когда не ведаешь, кем был автор. Если бы знать всю подноготную Фрейда и корыстные цели, которые он преследовал, то смысл работы высветился бы ярким лучом света на темном небосводе. О неспособности обывателя преодолеть психологический барьер, возведенный пропагандистами фрейдизма, можно говорить долго; поэтому я и не буду начинать эту тему, а поспешу вернуться к существу изложенной теории.

Итак, Фрейд пришел к мысли, что аккуратность, бережливость и упрямство являются продуктом трансформации анальной фазы полового созревания, которое начинается в первые месяцы младенчества. Никаких эмпирических доказательств в пользу этой связи Фрейд, разумеется, не привел, хотя и сослался на некие «рассказы» и «воспоминания» своих пациентов. Тот, кто ему поверил, естественно причислил его к гениальным психиатрам, так как еще никому не удавалось установить столь глубинные отношения между дефекацией младенца и указанными чертами характера взрослого человека, а тот, кто ему не поверил, автоматически записал его туда, куда следует, т.е. в мошенники. Почему это надо сделать. Да по очень простой причине: автор написал о «рассказах» и «воспоминаниях» пациентов как бы мимоходом. Это похоже на отчет российских чекистов, которые к своему профессиональному празднику рапортовали президенту, что поймали 18 иностранных шпионов. Детали они, естественно, не стали разглашать в виду секретности мероприятия, но каждый здравомыслящий россиянин знает, на каких невидимых фронтах они преуспели. В данном случае имеем аналогичную ситуацию: в виду неразглашения медицинской тайны, детали наблюдения за пациентами не придаются гласности. Но давайте все же разберемся, что для нашего ученого послужило доказательной базой.

Он просит нас припомнить известную карикатуру, где изображен банкир, из заднего прохода которого сыплются золотые монетки. «Это ли не доказательства связи анальной эротики с бережливостью бюргера?» — говорит автор. Он также напомнил, что «людей, слишком боязливо расходующих свои деньги, в просторечии называют "грязными", или "валяными"… Архаический способ мышления во всех своих проявлениях постоянно приводит в самую тесную связь деньги и нечистоты: так обстоит дело в древних культурах, в мифах и сказках, в суеверных обычаях, в бессознательном мышлении, в сновидениях и при психоневрозах. Дьявол дарит своим любовницам золото, а после его ухода оно превращается в куски кала. Образ дьявола, конечно, не что иное, как олицетворение бессознательной душевной жизни с ее подвергнувшимися вытеснению инстинктивными влечениями. Существует суеверие, приводящее в связь процессы дефекации с находками кладов, а фигура "Dukatenscheissers" (непереводимое выражение — обозначающее человека, испражнения коего состоят из дукатов) известна всем и каждому. Уже по древневавилонскому вероучений "золото только адские извержения"… В тех случаях, когда психоневротическое заболевание подражает разговорному языку, оно всегда берет слова в их смысле, там же, где получается впечатление, будто заболевание как бы наглядно изображает перед нами какое-либо слово или выражение, оно в действительности обычно только восстанавливает первичное значение этого слова. Это условное отождествление золота и кала, может быть, находится в связи с переживанием резкого контраста между самым ценным, что известно человеку, и вовсе лишенным ценности, рассматриваемым как "отбросы"».

Что бы ни говорили, но Фрейд был достаточно алчным до денег человеком. Поскольку деньги ему приходилось брать от своих пациентов, которых он анализировал, то реакция пациента на расставание с той или иной суммой естественным образом входила в истолкование его психологического портрета. Психоаналитику было неприятно иметь дело со скупым человеком, в связи с чем у него в голове, по-видимому, возникало слово «грязный». Такие же мысли он приписывал и своим пациентам; ему казалось, что они должны испытывать чувство вины за свою скупость.

В «Толковании сновидений» есть место, где Фрейд дает толкование сновидения одной такой пациентке: «Скрытое содержание сновидения можно сконструировать в виде мысли, что она боится, будто ей придется заплатить мне двойной гонорар, если я буду посвящать ей двойное время; эта мысль о скупости ей неприятна, "грязна". (Неопрятность, имевшая место в детстве, чрезвычайно часто замещается в сновидении скупостью; слово "грязный" образует при этом связующее звено). Если все, что говорится в сновидении об ожидании, должно изобразить слово "грязный", то "стояние в углу и отказ лечь в постель" относятся сюда же: в детстве она однажды запачкала постель, и в наказание за это ее поставили в угол; ей угрожали тем, что папа не будет ее больше любить, сестры высмеивали ее и т.д.».

Здесь мы видим, как возникает в голове автора незатейливая ассоциативная цепочка: скупость — грязь — экскременты. Он почему-то уверен, что в сновидениях неопрятность нужно истолковывать как скупость. Но кто это проверял? Неужели всем скупым людям чаще других снятся различного рода нечистоты? Это похоже на то, как астрологи предсказывают всем родившимся под знаком Скорпиона удачу в любовных похождениях. Тут же к теме экскрементов автор притягивает эдипову тематику в виде любящего отца — тоже явная импровизация по ходу сочинительства глубокомысленного текста. Однако вернемся к анализу работы 1908 г.

Многие поклонники мошеннической психотерапии зачислили Фрейда в рациональные ученые. В самом деле, разве не рациональная логика привела его к заключению: «Если характер связи между анальной эротикой и названной триадой свойств действительно таков, как мы утверждаем, то едва ли следует ожидать, что подобный "анальный характер" можно отметить у тех лиц, у которых анальная зона сохранила свое эрогенное значение и в зрелом возрасте, как, например, у некоторых гомосексуальных субъектов. Если я не слишком заблуждаюсь, это наше заключение должно вполне подтвердиться эмпирически». Таким образом, «рациональная логика» подвела Фрейда к мысли, что гомосексуалисты меньше всего могут быть аккуратными, бережливыми и упрямыми, поскольку совокупляются через анальное отверстие. Только, чего стоит такой рационализм? Между тем Фрейд дает поручение своим последователям продолжить исследования в том же «заднепроходном» направлении. Он пишет: «Следовало бы вообще обратить внимание и на другие виды характеров и выяснить, нет ли и в иных случаях связи с определенными эрогенными зонами. Мне лично до сих пор бросилось в глаза только то, что субъекты, страдавшие недержанием мочи, отличаются непомерным, пламенным честолюбием».

Из «Толкования сновидений» мы узнаем, откуда у Фрейда появилась эта мысль. «В возрасте двух лет, — пишет он, — я мочился в постель и в ответ на упреки отца захотел утешить его обещанием купить… новую хорошую красную постель… В этом обещании содержится вся мания величия ребенка… Из психоанализов невротиков мы узнали также о тесной связи, существующей между недержанием мочи и честолюбием как чертой характера. Есть еще один эпизод из домашней жизни, относящийся к моему 7 или 8-летнему возрасту, который прекрасно сохранился в моей памяти. Однажды вечером, перед тем как лечь спать, я, вопреки приказанию родителей, удовлетворил свою потребность в их спальне и в их присутствии. Отец, ругая меня, заметил: "Из тебя ничего не выйдет". Это было, по-видимому, страшное оскорбление моему самолюбию, так как воспоминание об этом эпизоде постоянно проявляется в моих сновидениях и связано обычно с перечислением моих заслуг и успехов, точно я хочу этим сказать: "Видишь, из меня все-таки кое-что вышло".

Этот детский эпизод дает материал для последней ситуации сновидения, в которой, разумеется, в целях мести, роли перемешаны. Пожилой господин, очевидно, — мой отец, так как слепота на один глаз объясняется его глаукомой, мочится теперь передо мною, как я когда-то перед ним. При помощи глаукомы же я напоминаю ему о кокаине, весьма помогшем ему при операции, — и этим как бы исполняю свое обещание. Кроме того, я насмехаюсь над ним; он слеп, и я держу перед ним склянку, — это намек на мои успехи в области изучения истерии, которыми я очень горжусь. Если оба эпизода моего детства о мочеиспускании и без того уже связаны тесно с темой мании величия, то пробуждение воспоминания о них во время путешествия в Аусзее помогло еще то случайное обстоятельство, что в моем купе не было клозета и я должен был быть готовым к тому, чтобы испытать во время поездки неудобства, что утром действительно и произошло».

Мстительность! Эта черта фрейдовского характера нам хорошо знакома. Другой известный нам мотив — субъективность. Если психоаналитики берутся теоретизировать, то непременно кладут свою личную жизнь в основание всего человечества. Таковы почти все фрейдовские источники концептуального строительства, включая теорию дефекации. Слава Богу, что родоначальник психоанализа писался в постельку до восьми лет, иначе, мы бы ничего не узнали о связи ночного мочеиспускания с честолюбием и манией величия, которые его распирали.


 

  

 


Hosted by uCoz