Либерализм и тоталитаризм

Хрестоматия

Л.И. Брежнев

Л.И. Брежнев «Советы — это наша родная народная власть. Она родилась в огне революции. Великий Октябрь победил под лозунгом "Вся власть Советам". Советская власть обеспечила победу социализма в нашей стране. А сегодня вся деятельность Советов подчинена решению величайшей исторической задачи — строительства коммунизма. (Бурные, продолжительные аплодисменты.)»

Официальная биография Брежнева, распространенная всеми средствами массовой информации Советского Союза в связи с его 75-летием.

Леонид Ильич Брежнев, Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР, Председатель Совета обороны СССР, Маршал Советского Союза, выдающийся деятель Коммунистической партии и Советского государства, международного коммунистического и рабочего движения родился в семье рабочего-металлурга в Каменском (ныне город Днепродзержинск) 19 декабря 1906 года.

Трудовую жизнь начал с пятнадцати лет. Был рабочим и одновременно учился. После окончания в 1927 году Курского землеустроительно-мелиоративного техникума работал землеустроителем в Белоруссии и в Курской губернии, затем на Урале — заведующим райземотделом и заместителем председателя исполкома Бисертского районного Совета, первым заместителем начальника окружного земельного управления.

В 1931 году Леонид Ильич Брежнев поступил в металлургический институт в городе Днепродзержинске и одновременно работал слесарем на Днепровском металлургическом заводе. Окончив с отличием институт в 1935 году, он работает на том же заводе инженером. В комсомол Л. И. Брежнев вступил в 1923 году, в члены КПСС — в 1931 году.

В 1937 году Л. И. Брежнева избирают заместителем председателя исполкома Днепродзержинского горсовета, с мая 1938 года — он заведующий отделом обкома партии, а с февраля 1939 года — секретарь Днепропетровского областного комитета КП(б) Украины.

С первых дней Великой Отечественной войны Л. И. Брежнев добровольно уходит на фронт и находится в рядах действующей армии до полной победы над фашизмом. Он был заместителем начальника политуправления Южного фронта, начальником политотдела 18-й десантной армии, начальником политуправления 4-го Украинского фронта. В 1944 году ему присвоено звание генерал-майора. Л, И. Брежнев принимал непосредственное участие в разработке и проведении боевых операций на Кавказе, в Крыму, в Причерноморье, на Украине, а также в боях за освобождение народов Чехословакии, Польши, Венгрии. Он участник Парада Победы в Москве.

Л.И. Брежнев После окончания Великой Отечественной войны Л. И. Брежнев возглавляет важнейшие участки партийной и государственной работы. С августа 1946 года он первый секретарь Запорожского и с ноября 1947 года — первый секретарь Днепропетровского обкома Коммунистической партии Украины. В июле 1950 года Л. И. Брежнева избирают первым секретарем ЦК Компартии Молдавии. В Запорожской и Днепропетровской областях, в Молдавской ССР он возглавил большую работу по восстановлению разрушенного немецко-фашистскими захватчиками народного хозяйства и дальнейшему его подъему. В октябре 1952 года на XIX съезде КПСС Л. И. Брежнев был избран членом Центрального Комитета КПСС, а на Пленуме Центрального Комитета — кандидатом в члены Президиума и секретарем ЦК КПСС. В феврале 1954 года ЦК КПСС направляет Л. И. Брежнева в Казахстан для руководства партийной организацией республики, перед которой была поставлена крупнейшая народнохозяйственная задача — освоение целинных и залежных земель. В феврале 1954 года Л. И. Брежнева избирают вторым, а в августе 1955 года — первым секретарем ЦК Компартии Казахстана. На этих постах он много сделал для подъема всех отраслей экономики, науки и культуры республики.

Л.И. Брежнев XX съезд партии в 1956 году избрал Л. И. Брежнева членом ЦК КПСС, а Пленум Центрального Комитета — кандидатом в члены Президиума и секретарем ЦК КПСС. С июня 1957 года Л. И. Брежнев — член Президиума ЦК КПСС и е 1958 года — заместитель председателя Бюро ЦК КПСС по РСФСР. Леонид Ильич Брежнев — депутат Верховного Совета СССР 3 — 10-го созывов, член Президиума Верховного Совета СССР, депутат Верховного Совета РСФСР 5—10-го созывов, был депутатом Верховного Совета Молдавской ССР 3-го созыва и Верховного Совета Казахской ССР 4-го созыва. В мае 1960 года Л. И. Брежнев был избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР и находился на этом посту до июня 1964 года. Одновременно с июня 1963 года работал секретарем ЦК КПСС. Октябрьский (1964 г.) Пленум Центрального Комитета партии избирает Л. И. Брежнева Первым секретарем ЦК КПСС. С ноября 1964 года он также — председатель Бюро ЦК КПСС по РСФСР и с октября 1965 года — член Президиума Верховного Совета СССР. В 1966 году на состоявшемся после XXIII съезда КПСС Пленуме ЦК Леонид Ильич Брежнев был избран членом Политбюро и Генеральным секретарем ЦК КПСС. На Пленумах Центрального Комитета КПСС после XXIV и XXV съездов партии Л. И. Брежнев снова был избран членом Политбюро и Генеральным секретарем ЦК КПСС.

Л.И. Брежнев На посту Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнев проявил себя как выдающийся политический деятель ленинского типа. Поистине неоценим его личный вклад во всю многогранную деятельность Коммунистической партии и Советского государства по претворению в жизнь выработанной партией величественной программы экономического, социально-политического и культурного развития страны на современном этапе коммунистического строительства — этапе развитого социализма.

При самом непосредственном участии Леонида Ильича Брежнева были сформулированы и успешно осуществляются главные задачи коммунистического строительства в СССР. Поставленная Л. И. Брежневым исторической важности задача: органически соединить достижения научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства — отражает новое, определяющее направление экономической и аграрной политики партии. Курс на интенсификацию общественного производства, повышение эффективности и качества всей хозяйственной деятельности обеспечил динамичное развитие народного хозяйства страны, подъем благосостояния и культуры трудящихся, укрепление дружбы народов, усиление экономического и оборонного могущества Советского государства.

В июне 1977 года VI сессия Верховного Совета СССР 9-го созыва вновь избирает Л. И. Брежнева Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Возглавляя Президиум Верховного Совета СССР, он активно проводит линию партии, направленную на укрепление Советского общенародного государства, развитие социалистической демократии, на соблюдение ленинских норм партийной и государственной жизни. С его именем связаны разработка и принятие в1977 году новой Конституции СССР. Обширна и многогранна деятельность Л. И. Брежнева в области международных отношений. Выступая 6 ноября 1964 года, Л. И. Брежнев подчеркнул, что генеральный курс Советского Союза в международных делах — «это курс на обеспечение мирных условий для построения социализма и коммунизма, на укрепление единства и сплоченности социалистических стран, их дружбы и братства, курс на поддержку освободительных революционных движений, на всемерное развитие солидарности и сотрудничества с независимыми государствами Азии, Африки, Латинской Америки, на утверждение принципов мирного сосуществования с капиталистическими государствами, на избавление человечества от мировой войны». Именно этому курсу твердо и неуклонно следует наша страна.

Л.И. Брежнев Стратегические цели и конкретные задачи внешней политики для каждого этапа определяются партийными съездами. Особое значение для роста авторитета Советского государства имели внешнеполитический раздел доклада Генерального секретаря ЦК КПСС на XXIV съезде КПСС, получивший название советской Программы мира, а также дальнейшее развитие этой программы в его докладе на XXV съезде КПСС. Леонид Ильич Брежнев играет выдающуюся роль не только в формировании, но и в практическом осуществлении международной политики нашей партии и Советского государства. Он много раз выезжал с визитами в страны Европы, Азии, Африки и Америки, ведет наиболее ответственные переговоры с деятелями иностранных государств. Л. И. Брежнев уделяет исключительное внимание укреплению дружбы и братства стран социалистического содружества, развитию всестороннего сотрудничества между ними. Он активный участник работы Организации Варшавского Договора, инициатор традиционных крымских встреч руководителей социалистических стран, поддерживает регулярные контакты с лидерами коммунистических и рабочих партий. При этом он неизменно выступает как ; убежденный интернационалист, поборник мира, свободы и прогресса.

Многочисленные встречи и переговоры Л. И. Брежнева с руководящими деятелями государств Азии, Африки, Латинской Америки, освободившихся от колониального гнета, его визиты в дружественные Индию, Гвинею, Афганистан и другие развивающиеся страны — конкретное выражение проводимой КПСС и Советским государством политики дружбы и сотрудничества с прогрессивными силами на мировой арене. С именем Л. И. Брежнева связан принципиальный поворот в 70-е годы в международной политике от «холодной войны» к разрядке напряженности. Подпись Л. И. Брежнева стоит под наиболее значительными международными актами 60-х и 70-х годов, такими, как договоры о дружбе и сотрудничестве между Советским Союзом и социалистическими странами, документы, определяющие принципы взаимоотношений Советского Союза с Францией, Соединенными Штатами Америки, ФРГ и другими странами, Заключительный акт совещания Хельсинки, советско-американские договоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1 и ОСВ-2), Заключительные документы Международного совещания коммунистических и рабочих партий (Москва, 1969 г.) и Берлинской Конференции коммунистических и рабочих партий Европы. Последовательно проводя в жизнь миролюбивый ленинский курс во внешней политике, Л. И. Брежнев неоднократно выступал с важнейшими инициативами в области обуздания гонки вооружений, ослабления угрозы новой мировой войны.

Л.И. Брежнев За выдающиеся заслуги борьбе за сохранение и укрепление мира Л. И. Брежневу 1973 году присуждена международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами». В 1975 году он награжден высшей наградой Движения сторонников мира — «Золотой медалью мира» имени Ф. Жолио-Кюри. В 1978 году Л. И. Брежнев награжден международной Димитровской премией мира. В 1979 году удостоен Ленинской премии за книги «Малая земля», «Возрождение» и «Целина», за неустанную борьбу за мир. Л. И. Брежнев — трижды Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда. Этих высоких наград Родины Леонид Ильич Брежнева удостоен за выдающиеся заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством в коммунистическом строительстве, за большой личный вклад в дело победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, за активную и плодотворную деятельность по укреплению экономического и оборонного могущества Советского Союза и неутомимый труд а борьбе за мир и безопасность народов.

Л. И. Брежнев награжден высшей военной наградой — орденом «Победа», семью орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого II степени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Почетным оружием и медалями СССР. Он дважды Герой Народной Республики Болгарии, дважды Герой Германской Демократической Республики, Герой Монгольской Народной Республики, дважды Герой Чехословацкой Социалистической Республики, награжден высшими наградами Польской Народной Республики, Венгерской Народной Республики, Республики Куба и многих других государств.

Интересы народа, забота о его благе — высший смысл деятельности партии

Из речи на встрече с избирателями Бауманского избирательного округа города Москвы 11 июня 1971 года

Дорогие товарищи! Уважаемые москвичи!

Трудящиеся Бауманского избирательного округа оказали мне большую честь, вновь выдвинув меня кандидатом в депутаты Верховного Совета Российской Федерации. Позвольте поблагодарить за доверие трудящихся тех организаций и учреждений, которые назвали меня своим кандидатом, всех товарищей — коммунистов и беспартийных, ветеранов груда и молодых людей, которые в этом году впервые будут выполнять свой высокий гражданский долг — участвовать в выборах органов Советской власти. (Аплодисменты.) Я хотел бы выразить искреннюю благодарность доверенным лицам, которые выступили здесь, на этом собрании, а также агитаторам и всем товарищам, которые вели большую работу в период избирательной кампании. (Аплодисменты.)

Л.И. Брежнев Я отношу ваше доверие прежде всего к нашей партии, к ее труду и борьбе, к ее целям и планам. А цели эти, товарищи, планы партии — это цели и планы всего нашего народа, всех советских людей! (Аплодисменты.)

На предвыборных собраниях обычно принято докладывать о результатах работы, проделанной в период после предыдущих выборов. Но сегодня эти результаты всем вам, видимо, хорошо известны. Закончившийся всего два месяца назад XXIV съезд нашей партии, заседания которого проходили в этом самом зале, широко и всесторонне рассмотрел и подвел итоги замечательного труда нашего народа за предшествующие пять лет. Мы законно гордимся этими итогами. И вместе с тем мы рассматриваем их как исходный рубеж для продвижения к новым высотам социального прогресса.

Л.И. Брежнев Путь, по которому мы пойдем вперед, общее направление нашего развития на предстоящее пятилетие, а также и на более длительную перспективу определены решениями съезда. Смысл этих решений состоит, как вы знаете, в том, чтобы обеспечить значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития социалистического производства, повышения его эффективности, научно-технического прогресса и ускорения роста производительности труда.

Иными словами, XXIV съезд КПСС определил значительный поворот всей экономики страны, всех ее отраслей, всех руководящих органов и кадров партии и государства к решению задач подъема благосостояния народа. В таком широком плане эти задачи ранее у нас никогда не ставились.

Л.И. Брежнев 1942 Интересы народа, забота о его благе, духовном и культурном росте — это высший смысл деятельности партии. Во имя этого была создана сама партия, была совершена революция. Во имя этого советские люди мужественно преодолели величайшие трудности, принесли огромные жертвы. И сегодня мы можем с гордостью сказать: наша борьба, наши усилия принесли свои плоды! Советский народ, народ-герой, народ-богатырь, победоносно прошел через все испытания. Он вышел на широкий и светлый путь, указанный партией Ленина,— путь к коммунизму. (Продолжительные аплодисменты.) Он, как говорилось в известной революционной песне, кует ключи своего счастья. И это счастье народа, построенное его собственными руками, станет лучшей наградой многим поколениям беззаветных борцов за наше коммунистическое дело! (Продолжительные аплодисменты.)...

В последние недели на предвыборных собраниях, которые состоялись практически во всех населенных пунктах нашей необъятной страны, выступили десятки и сотни тысяч людей. Народ дал своим кандидатам наказ: сделать все, что нужно, для успешного выполнения нового пятилетнего плана, для претворения в жизнь решений XXIV съезда.

Здесь, на встрече с избирателями Бауманского района Москвы, я не могу не сказать доброго слова о трудящихся нашей столицы. Уже давно москвичи идут в авангарде всесоюзного социалистического соревнования. За последние годы они внесли немало ценных предложений, получивших всесоюзное признание и поддержку. И теперь, в первые же месяцы новой пятилетки, москвичи предложили развернуть соревнование за досрочное выполнение производственного плана нынешнего, 1971 года. Эта инициатива, подхваченная сейчас тысячами коллективов страны, полностью отвечает славным традициям тружеников столицы. (Продолжительные аплодисменты.)

Приятно отметить, что рабочие, инженеры, техники, служащие Бауманского района занимают достойное место в рядах передовиков труда. В прошлом году бауманцы выполнили план промышленного производства еще к 30 сентября. Хорошо начат и нынешний год. В ходе социалистического соревнования предприятия района уже дали сверхплановой продукции на несколько миллионов рублей. Разрешите пожелать вам, товарищи, успешно справиться со своими обязательствами в первом году пятилетки. (Бурные, продолжительные аплодисменты.) Убежден, что вам удастся сделать даже больше того, что вы наметили! (Аплодисменты.)

Л.И. Брежнев Особенно важно, что на московских предприятиях, в том числе и в вашем районе, становится все больше бригад и участков отличного качества. Борясь за честь столицы, за честь московской заводской марки, трудящиеся нашего города показывают тем самым, что они глубоко поняли и приняли близко к сердцу идеи XXIV съезда. (Аплодисменты.) Добросовестный, высоко-производительный труд каждого и высокое качество продукции — вот ключ к решению больших задач новой пятилетки, к достижению нового, более высокого уровня всей нашей экономики, всей нашей жизни. Это — единственный путь, идя по которому мы сможем реально и ощутимо повысить благосостояние трудящихся. По этому пути, возглавляемый партией, уверенно идет советский народ. И с этого пути мы никуда не свернем! (Бурные, продолжительные аплодисменты.)

Товарищи! Послезавтра наш народ изберет новые составы Верховных Советов союзных и автономных республик, краевых и областных, окружных, городских и районных, сельских и поселковых Советов. Они получат мандат на управление делами общества на ближайшие несколько лет.

Не трудно представить себе, какой большой объем работы ляжет на плечи вновь избираемых Советов. Огромна роль, которую предстоит им сыграть в деле подъема производства как в городе, так и в деревне. Забота о выполнении планов строительства жилищ, школ и детских учреждений, о местном благоустройстве и бесперебойном обеспечении трудящихся необходимыми товарами и услугами — все это прямое дело Советов. А разве могут быть забыты ими такие вопросы, как организация досуга трудящихся, развитие сети спортивных, туристских и культурно-бытовых учреждений? Ведь это в огромной степени тоже долг Советов!

Л.И. Брежнев Видимо, нет необходимости перечислять здесь все вопросы, в решении которых активность Советов, их инициатива должны сыграть определяющую роль. Но важно подчеркнуть, что местные органы власти призваны взять на себя значительную долю работы по практическому выполнению решений XXIV съезда нашей партии. В этом сегодня и должен состоять главный вклад Советов в укрепление и развитие нашего нового, социалистического образа жизни.

Для решения стоящих перед ними задач Советы располагают сейчас возросшими возможностями. Принятые за последние годы законодательные акты существенно увеличили права Советов, как высших органов государственной власти на местах, расширили их материально-финансовую базу. В ведение Советов передаются дополнительно предприятия, учреждения и организации, обслуживающие население. Советам дало право координировать работу предприятий, находящихся на их территории, в частности, с тем, чтобы организовать производство товаров широкого потребления. Советы могут многое сделать, чтобы оживить работу местной промышленности, организовать кооперативные мастерские, различные промыслы.

Л.И. Брежнев Словом, Советы в состоянии сделать все то, что ждут от них избиратели. Но для этого, разумеется, нужно, чтобы Советы правильно использовали находящиеся в их распоряжении средства и предоставленные им права.

Наша общественность не раз отмечала, что во многих случаях имеющиеся у Советов материальные и денежные ресурсы осваиваются не полностью или слишком медленно. Нередко деньги направляются на объекты, которые никак нельзя назвать первостепенно важными. Не всегда Советы используют и предоставленное им право объединения средств предприятий и организаций, выделяемых на жилищное и культурно-бытовое строительство. А в результате страдает общее дело улучшения жизни народа. С этим, товарищи, мириться нельзя. Вновь избираемым Советам надлежит принять решительные меры для преодоления этих недостатков.

Очень много Советы могут сделать за счет перевыполнения планов по доходам их бюджета или же за счет достигнутой ими экономии средств. В связи с этим нельзя, однако, не заметить, что встречаются у нас еще случаи, когда средства, предназначаемые законом для использования самими Советами, изымаются у них вышестоящими советскими органами. Этим ущемляются права Советов, сковывается инициатива местных работников, не говоря уже о том, что у них остается чувство справедливой обиды на тех, кто таким путем нарушает нашу законность. Такого рода случаев, товарищи, быть не должно! (Аплодисменты.)

Л.И. Брежнев Поскольку мы говорим сейчас о еще не реализованных возможностях Советов, хотелось бы напомнить и о следующем. В Отчетном докладе Центрального Комитета XXIV съезду уже отмечалось, что у нас есть много людей — пенсионеров, домохозяек, инвалидов,— которые с удовольствием поработали бы в меру сил в сфере обслуживания, например, на кооперативной основе. Привлечь таких людей к общественно полезному делу, мобилизовать их активность — это также задача Советов.

Понятно, что эта деятельность должна регулироваться соответствующими правовыми нормами. Если их нет, их надо разработать. Но главное состоит в том, чтобы оказать всемерную поддержку инициативе, направленной на то, чтобы принести пользу обществу, улучшить работу сферы обслуживания.

Было бы неплохо, чтобы почин и в этом деле проявили москвичи. Может быть, стоит, например, поставить перед каждым районным Советом столицы такую конкретную задачу: создать у себя несколько кооперативных пошивочных мастерских, столовых или других аналогичных предприятий. Таким путем можно было бы проверить на практике все плюсы и минусы этого дела, а потом обобщить накопленный опыт и сделать соответствующие выводы более широкого плана.

Л.И. Брежнев Теперь несколько слов о стиле и методах работы наших Советов. Советы, особенно местные, это те органы власти, с которыми чаще всего встречается рядовой советский человек. Трудящиеся приходят в Советы по своим повседневным нуждам, когда хотят получить ответ на те или иные вопросы, решить те или иные житейские дела.

В наших советских органах работают хорошие, добро-совестные, грамотные люди, любящие свое дело, заботящиеся о всех сторонах жизни своего района или поселка. Однако не секрет, что бывают еще и досадные исключения из этого правила. Подчас человека, приходящего в свой родной Совет, встречают далеко не как родного. Его и примут недоброжелательно, и вопрос не решат. А если и решат, то уж заставят сначала походить, пообивать, как говорится, пороги.

Встречаются и такие товарищи, которые рассматривают прием посетителей по личным вопросам как мелкое дело, но заслуживающее особого внимания. У них, мол, ость много дел и поважнее. Конечно, забот у работников Советов немало. Но отношение к нуждам людей, в том числе и к их личным запросам, это отнюдь не мелочь. Это — важный показатель уровня работы советского учреждения. ( Продолжительные аплодисменты.)

Хочу напомнить, что В. И. Ленин неоднократно предупреждал о необходимости последовательной борьбы против бюрократических извращений в работе органов Советской власти. И Советы, опираясь на поддержку партийных организаций, должны решительно бороться с такого рода извращениями!

Л.И. Брежнев Как говорится в решениях XXIV съезда, работа Советов может быть эффективной только в том случае, если она опирается на широкую поддержку масс. Уже сейчас в активе Советов работают миллионы людей, и число их непрерывно растет. Это хорошее дело, важный показатель подлинного демократизма работы Советов. Но создание широкого актива вокруг Советов — это еще далеко но все.

Задача состоит в том, чтобы обеспечить постоянную связь Советов со всей массой Избирателей. Постановление ЦК КПСС от 5 марта нынешнего года подчеркивает необходимость обеспечить такой порядок, чтобы население, избиратели были в курсе всех практических дел Советов, принимали живое участие в проводимых ими мероприятиях. Важнейшие вопросы жизни районов и городов должны выноситься на обсуждение трудящихся по предприятиям, организациям, а также по месту жительства. Добиться, чтобы это стало правилом, нормой деятельности Советов,— прямой долг вновь избираемых депутатов. (Аплодисменты.)

Суть социалистической демократии состоит в том, чтобы привлекать к активному участию в решении общественных дел как можно более широкие массы трудящихся. И кому, как не Советам, в первую очередь претворять в жизнь этот принцип социалистического народовластия.

Здесь важно подчеркнуть то, о чем мы уже не раз говорили: в своем большом и важном труде наши Советы, их работники должны получать постоянную помощь и поддержку со стороны всех партийных организаций. (Продолжительные аплодисменты.) Долг коммунистов сделать все необходимое для совершенствования и активизации всей работы Советов. (Аплодисменты.)

Л.И. Брежнев Советы — это наша родная народная власть. Она родилась в огне революции. Великий Октябрь победил под лозунгом «Вся власть Советам». Советская власть обеспечила победу социализма в нашей стране. А сегодня вся деятельность Советов подчинена решению величайшей исторической задачи — строительства коммунизма. (Бурные, продолжительные аплодисменты.)

Владимир Ильич Ленин своим собственным примером показал нам, как коммунисты должны заботиться о Советах, о постоянном повышении их роли. Так будем же, товарищи, и в этом деле достойными продолжателями дела великого Ленина! (Бурные, продолжительные аплодисменты.)

Товарищи! Поскольку в воскресенье всем нам предстоит принять участие в формировании высшего органа власти Российской Федерации — Верховного Совета РСФСР,— здесь уместно затронуть некоторые вопросы, связанные с дальнейшим развитием Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Л.И. Брежнев В последние годы мне довелось побывать во многих союзных республиках. И везде — на Украине и в Грузии, в Казахстане и Армении, в Белоруссии и Азербайджане — везде с большой теплотой, с уважением и любовью говорили о русском народе, о вкладе Российской Федерации в развитие всех республик нашей страны. Эти искренние слова признательности заслужены рабочим классом, крестьянством, интеллигенцией Советской России. (Бурные, продолжительные аплодисменты.) Их труд, их воля и ум, их бескорыстие и душевная щедрость сыграли

важную роль в осуществлении на практике национальной политики партии, в превращении бывших отсталых национальных окраин царской России в цветущие социалистические республики. (Аплодисменты.)

В созвездии равноправных республик РСФСР занимает ведущее место — и по своему населению, и по территории, и по своим природным богатствам, и по экономическому и научно-техническому потенциалу.

Трудящиеся Российской Федерации успешно выполнили задачи восьмого пятилетнего плана. За пять лет производственные фонды и выпуск промышленной продукции увеличились в полтора раза. Ускорились и темпы роста сельскохозяйственного производства. В 1966 — 1970 годах среднегодовой объем валовой продукции сельского хозяйства был на 20 процентов больше, чем в предыдущее пятилетие.

Все это очень хорошо, товарищи, однако задания девятой пятилетки, наметки на более отдаленную перспективу требуют продвигаться дальше и продвигаться быстрее, более широким фронтом, чем прежде. Жизнь учит, что чем шире этот фронт, чем больше задач приходится решать одновременно, тем настоятельнее потребность решать их во взаимной увязке, систематически и целенаправленно, принимая по внимание сложные и многообразные зависимости между отдельными районами страны, между отраслями народного хозяйства, между всеми сферами общественной жизни. Словом, необходим комплексный, системный подход к выработке ответственных решений. Мы приняли такой подход на вооружение и будем последовательно проводить его в жизнь.

Не так давно, например, Политбюро ЦК рассмотрело вопрос о мерах по развитию сельского хозяйства Смоленской области. Мы стремились широко подойти к проблеме и решить ее, учитывая потребности всех отраслей сельского хозяйства области, их связь с промышленностью, транспортом, торговлей и т. д. Поэтому постановление ЦК охватывает такие вопросы, как совершенствование элеваторного, холодильного и складского хозяйства, сооружение линий электропередач и подстанций, строительство полигона железобетонных изделий и завода по производству крупнопанельных домов, подготовка квалифицированных кадров и многое другое.

Л.И. Брежнев

Важно продолжать и расширять практику комплексного, всестороннего рассмотрения положения дел в группах областей Российской Федерации, например,— Центрально-Черноземная зона, Северо-Западный район, Европейский Север, Поволжье, Урал и другие. При этом особое внимание следовало бы уделить таким проблемам, как мелиорация земель, дальнейший подъем урожайности сельскохозяйственных культур, развитие животноводства, дорожное строительство, благоустройство быта на селе, будущность малых городов.

Особо хотелось бы остановиться на вопросах более интенсивного освоения природных ресурсов и наращивания экономического потенциала Сибири и Дальнего Востока. Если говорить о плановых заданиях, то за годы новой пятилетки удельный вес восточных районов в общереспубликанском производстве должен повыситься: по добыче нефти — с 12 до 31 процента, добыче газа — с 13,2 до 34 процентов, добыче угля — с 57,8 до 64 процентов, производству целлюлозы — с 22 до 31,2 процента.

Л.И. Брежнев

Но это — только количественная сторона дела. Как не важны сами по себе приведенные показатели, не менее важно и то, как, каким путем, какими методами предполагается решать столь большую и ответственную задачу, в«к дальнейшее освоение восточных районов РСФСР. В качестве примера могу сослаться на принятое недавно решение о мерах по комплексному развитию в 1974— 1980 годах производительных сил Красноярского края.

Эти меры предусматривают строительство мощных электростанций и создание за этой основе новой базы электроэнергетики и электроемких производств, включая Восточно-Сибирский электрометаллургический комбинат; развертывание крупного нефтехимического комплекса; улучшение использования лесных ресурсов; заметный рост производства сельскохозяйственной продукции и развитие предприятий пищевой и легкой промышленности; создание научных учреждений. Разумеется, параллельно с этим планируется строительство жилья и школ, учреждений культуры и коммунально-бытового обслуживания.

Л.И. Брежнев

Решения подобного характера и масштаба, увязывающие в единое целое факторы самого различного порядка — экономические, социально-политические, демографические, географические и многие другие,— должны быть подготовлены, в частности, по Братскому экономическому комплексу, Саянскому территориально-производственному комплексу, Западно-Сибирской нефтяной базе. В дальнейшем необходимо приступить к разработке соответствующих комплексных программ развития Якутии, Чукотки, всех других районов Дальнего Востока и Сибири.

Выдвигая такую задачу, партия возлагает большие надежды на Сибирское отделение и Дальневосточный филиал Академии наук СССР. Ведь речь идет о подлинно научном подходе к освоению огромных территорий Российской Федерации — о подходе, который сочетал бы решение актуальных задач сегодняшнего дня с учетом отдаленных перспектив развития страны. Мы должны работать сегодня так, чтобы наши дети и внуки могли возводить все новые и новые этажи того здания, которое мы строим, а не переделывали бы то, что уже сделано. (Бурные аплодисменты.)

Л.И. Брежнев

Прямо скажем, товарищи,— эти грандиозные задачи не могут быть решены до конца в во всем их объеме в рамках одной или даже двух пятилеток. Но уже сейчас, мобилизовав наличные ресурсы, опираясь на местную инициативу, мы можем многое сделать. Позвольте выразить уверенность, что коммунисты, трудящиеся многонациональной Российской Федерации успешно выполнят исторические решения XXIV съезда партии и внесут достойный вклад в дальнейший прогресс нашей великой социалистической Отчизны. (Бурные продолжительные аплодисменты.)

Товарищи! Все мы — москвичи — гордимся тем, что живем и работаем в нашем замечательном городе. (Аплодисменты.) Забота о том, чтобы столица Союза Советских Социалистических Республик становилась все краше, все благоустроеннее,— одна из постоянных забот партии.

Л.И. Брежнев

Еще в 1935 году ЦК ВКП(б) и СНК СССР утвердили Генеральный план реконструкции Москвы. Это был первый в мировой истории социальный и градостроительный документ такого масштаба. В соответствии с этим планом, который уточнялся и дополнялся в последующие годы, облик древней русской столицы претерпел значительные изменения. За годы Советской власти население Москвы выросло почти в четыре раза в составляет сейчас более семи миллионов человек. За это же время жилой фонд города увеличился почти в шесть раз. Более чем в сто раз вырос выпуск промышленной продукции. Проложены прекрасные проспекты и магистрали. Возведены великолепные здания. Сооружено 89 станций метро. Фактически Москва уже сейчас одна из наиболее благоустроенных столиц мира. (Бурные, продолжительные аплодисменты.)

Однако усложнившийся и участившийся ритм городской жизни, быстрый рост потребностей населения требуют новых решений. Наша цель состоит в том, чтобы превратить Москву в образцовый коммунистический город с удобной планировкой, современной архитектурой, с высоким уровнем благоустройства и санитарно-гигиенических условий жизни. На днях, как вы знаете, Центральный Комитет партии и Совет Министров СССР утвердили основные положения нового Генерального плана развития Москвы и лесопаркового защитного пояса. Этот план, содержание которого было опубликовано вчера в газетах, охватывает период до 1985—1990 годов с учетом прогнозов на более отдаленную перспективу.

Л.И. Брежнев

Когда-то в первые годы Советской власти В. И. Ленин, беседуя с архитекторами, говорил о том, что Москву надо перестроить так, чтобы она стала художественно осмысленным и удобным для человека городом. Новый Генеральный план как раз и нацелен на выполнение этого ленинского указания. (Продолжительные аплодисменты.) Он ориентирован на использование самых последних достижений градостроительства и вместе с тем на сохранение своеобразия исторически сложившегося облика Москвы. Он сочетает удвоение промышленного производства предприятиями столицы со значительным улучшением условий труда, быта и отдыха трудящихся.

Теперь дело за тем, чтобы претворить этот план в жизнь. Конечно, участвовать в развитии столицы будет вся страна. Но основные задачи предстоит решить москвичам, партийной и комсомольской организациям города, профсоюзам, Моссовету и райсоветам столицы. Значительная работа, разумеется, предстоит и коммунистам, всем жителям Бауманского района.

Надеюсь, что москвичи с честью справятся с этими задачами. (Бурные, продолжительные аплодисменты.) При этом я советовал бы вам, товарищи, побольше спрашивать со своих депутатов — и в районах, и в Моссовете, и в Верховном Совете республики. (Продолжительные аплодисменты. В зале раздаются возгласы: «Советскому правительству — слава, слава, слава!») Пусть наши Советы, наши депутаты постоянно чувствуют, что их работа по выполнению решений съезда, заданий пятилетки постоянно находится под контролем со стороны избирателей. Ничего, кроме пользы делу, от этого не будет. Я в этом убежден. (Бурные аплодисменты.)...

Л.И. Брежнев

Дорогие товарищи! На предстоящих выборах вам, избирателям Бауманского района города Москвы, как и всем советским избирателям, предстоит голосовать не только за отдельных людей, выдвинутых кандидатами в депутаты блоком коммунистов и беспартийных. На голосование будет по существу поставлена и политическая платформа этого блока. В ее основе лежат решения XXIV съезда партии, съезда, наметившего четкий курс на дальнейшее укрепление могущества нашей страны, на повышение благосостояния и культуры советского народа, на дальнейшее сплочение советского общества и развитие социалистической демократии, на борьбу за мир и международную безопасность. (Бурные, продолжительные аплодисменты.) Позвольте выразить уверенность, что выборы полностью подтвердят всенародное одобрение линии нашей партии. (Бурные, долго не смолкающие аплодисменты.)

Л.И. Брежнев

В заключение хочу еще раз поблагодарить вас за оказанное доверие. Позвольте заверить, что и впредь, как это было на протяжении всей моей трудовой жизни, я буду отдавать все свои силы делу коммунизма, делу народа. (Бурные, продолжительные аплодисменты.) Других интересов, других целей у меня, как у коммуниста, нет и быть не может. (Бурные, продолжительные аплодисменты.) (с. 194 — 205)

О ПРОЕКТЕ КОНСТИТУЦИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Доклад на Пленуме Центрального Комитета КПСС 24 мая 1977 года

Уважаемые товарищи!

Нам предстоит обсудить проект новой Конституции СССР. Политбюро внимательно изучило и в принципе одобрило этот документ. Поскольку все вы уже знакомы с проектом, остановлюсь лишь на некоторых узловых, принципиальных вопросах.

I

Первый вопрос: почему понадобилось создавать новую Конституцию?

Потому, товарищи, что за четыре десятилетия в стране нашей, во всем нашем обществе произошли глубокие изменения.

Л.И. Брежнев

Когда принималась Конституция 1936 года, у нас, по существу, только завершилось создание основ социализма. Совсем молодым, не окрепшим еще был колхозный строй. Технический уровень народного хозяйства был еще далек от уровня наиболее развитых индустриальных стран. В разных областях жизни еще продолжало сказываться наследие дореволюционных времен.

Теперь же в Советском Союзе построено развитое, зрелое социалистическое общество. Крупные, принципиальные перемены затронули все стороны общественной жизни.

Л.И. Брежнев

Неузнаваемо изменилась экономика страны. В ней безраздельно господствует социалистическая собственность. Сложился и успешно действует единый, мощный народно-хозяйственный организм. Он развивается на основе сочетания научно-технической революции с преимуществами социалистического строя.

Иным стал и социальный облик общества.

Наш рабочий класс сегодня — это две трети населения страны. Это — десятки миллионов образованных, технически грамотных, политически зрелых людей. Их труд все более приближается к труду инженерно-технических работников. Значительно возросла общественная активность рабочих, их участие в управлении государством.

Изменилось и крестьянство. Нынешний колхозник родился и вырос в колхозе, его психология сформировалась уже на социалистической основе. Он управляет современной техникой. А его образовательный уровень, его образ жизни зачастую мало чем отличаются от городских.

Подлинно народной, социалистической стала интеллигенция. По мере роста уровня .культуры народа и небывалого увеличения роли науки в коммунистическом строительстве растет и удельный вес интеллигенции в жизни нашего общества.

Не только юридическим, но и фактическим стало у нас равенство наций. Все наши республики, в том числе и те, которые ранее отставали в экономическом и культурном отношениях, достигли теперь высокого уровня развития. Одновременно экономика каждой республики превратилась в неразрывную часть единого народнохозяйственного комплекса.

Общим знаменателем всех этих перемен служит растущая социальная однородность советского общества. Еще прочнее стал нерушимый союз рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции. Постепенно стираются различия между основными социальными группами. Все более сближаются самим ходом своей жизни все нации и народности нашей страны. Сложилась новая историческая общность людей — советский народ.

С построением зрелого социализма, с переходом на идейно-политические позиции рабочего класса всех слоев населения и государство наше, возникшее как диктатура пролетариата, переросло в общенародное государство.

Л.И. Брежнев

Всеми этими процессами в жизни страны руководила и руководит Коммунистическая партия — направляющая, организующая и мобилизующая сила нашего общества со времен Октября и до наших дней. Еще более сложными многообразными стали теперь задачи, которые приходится ей решать. Еще более ответственной стала ее роль, возросли масштабы ее направляющего воздействия на всю внутреннюю жизнь страны и ее внешнюю политику.

Наконец, сильно изменились и международное положение Советского Союза, весь социально-политический облик мира. Покончено с капиталистическим окружением СССР. Социализм превратился в мировую систему. Сложилось могучее социалистическое содружёство. Существенно ослаблены позиции мирового капитализма. На месте бывших колоний возникли десятки молодых государств, выступающих против империализма. Неизмеримо выросли международный авторитет и влияние нашей страны.

В итоге расстановка сил на мировой арене стала совершенно иной. Появилась реальная возможность предотвратить новую мировую войну, угроза возникновения такой войны уже значительно ослаблена, хотя в этом плане нам еще предстоит большая работа, предстоит упорная борьба.

Л.И. Брежнев 1974 Опираясь на достигнутое, советский народ под руководством партии решает теперь новые задачи: создания материально-технической базы коммунизма, постепенного преобразования социалистических общественных отношений в коммунистические, воспитания людей в духе коммунистической сознательности.

Таковы, коротко говоря, основные изменения в нашем обществе, в жизни страны после 1936 года. Таковы основные причины и предпосылки для создания новой Конституции СССР.

II

Товарищи, проект новой Конституции — результат большой и продолжительной работы. Ее основу составили четкие и конкретные указания партии. В Отчетном докладе ЦК XXV съезду КІІСС было сказано: «В новом проекте Конституции, видимо, следует отразить великие победы социализма, зафиксировать не только общие принципы социалистического строя, выражающие классовую сущность нашего государства, но также и основные черты развитого социалистического общества, его политической организации» («Материалы XXV съезда КПСС». М., Политиздат, 1976, стр. 86). Было также указано на необходимость отразить принципы руководства народным хозяйством, роль государства в духовной жизни общества, дальнейшее развитие социалистической демократии.

Эти принципиальные установки партии отражены в проекте.

Работая над проектом, мы прочно стояли на почве преемственности. В нем сохранены и развиты намеченные еще В. И. Лениным характерные черты конституции социалистического типа.

Л.И. Брежнев

В. И. Ленин, партия большевиков исходили из того, что Конституция — это не только юридический акт, но и важнейший политический документ. Партия рассматривала Конституцию как утверждение завоеваний революции и вместе с тем — как провозглашение основных задач и целей социалистического строительства.

Такой была наша первая Конституция РСФСР 1918 года, которая закрепила завоевания Октября и определила классовую сущность Советского государства как государства диктатуры пролетариата.

Такой была и Конституция СССР 1924 года, определившая принципы образования союзного социалистического государства.

Конституция 1936 года законодательно закрепила победу в СССР социалистических общественных отношений и привела в соответствие с этим всю систему органов власти и управления, а также порядок выборов. Выработанные тогда конституционные рамки развития общества выдержали проверку временем.

В новом проекте сохранены многие принципиальные положения ныне действующей Конституции, ибо они продолжают соответствовать сущности нашего строя, характеру нашего развития.

Таким образом, проект новой Конституции, с одной стороны, обобщает весь конституционный опыт советской истории, а с другой — обогащает этот опыт новым содержанием, отвечающим требованиям современной эпохи.

Проект опирается также на проведенное уже обновление и совершенствование советского законодательства и как бы венчает то, что сделано в этом отношении.

А сделано за последние годы очень много. Вступили в силу союзные Основы законодательства и республиканские кодексы по большинству важнейших отраслей права. У нас теперь есть положения о промышленном предприятии и производственном объединении, новый Устав колхоза. Приняты новые законы о здравоохранении, народном образовании, пенсионном обеспечении, охране природной среды. Четко определены права и обязанности местных Советов. Урегулирован статус депутатов. Все эти законодательные акты учтены в проекте, стали как бы кирпичиками, из которых складываются многие статьи новой Конституции.

Л.И. Брежнев

И еще один существенный момент. При подготовке проекта был использован опыт конституционного развития братских социалистических стран. В 70-е годы в Болгарии, ГДР, на Кубе и в некоторых других странах социализма были приняты новые конституции. В них есть ряд положений, представляющих для нас интерес. И они не были оставлены без внимания.

Словом, товарищи, новая Конституция воздвигается на добротном практическом и теоретическом фундаменте. В этом, по мнению Политбюро, залог ее стабильности, ее активного воздействия на дальнейший прогресс советского общества.

III

Теперь о главных чертах содержания проекта новой Конституции.

Прежде всего следует отметить, что в нем дана развернутая характеристика руководящей и направляющей роли Коммунистической партии, четко отражено действительное место нашей партии в советском обществе и государстве. В отличие от Конституции 1936 года об этом сказано более широко, в специальной статье.

В проекте новой Конституции указано также, что в СССР создано развитое социалистическое общество и что высшей целью Советского государства является построение коммунизма. Подчеркнуто, что наше государство является общенародным, выражает волю и интересы рабочего класса, крестьянства и интеллигенции, всех наций и народностей страны. В связи с этим предлагается именовать наши Советы — Советами народных депутатов.

Проект сохраняет принципиальное положение о том, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства. Вместе с тем предлагается в новой Конституции сделать некоторые уточнения, подсказанные самой жизнью. Наряду с государственной и колхозно-кооперативной формами собственности теперь названа также собственность профсоюзных и иных общественных организаций.

В целом можно сказать, что главное направление того нового, что содержит проект, — это расширение и углубление социалистической демократии.

Прежде всего получают дальнейшее развитие демократические принципы формирования и деятельности Советов. Предусмотрено усиление их роли в решении важнейших вопросов жизни общества.

Л.И. Брежнев

Верховный Совет СССР, как говорится в статье 106, правомочен решать все вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР. Местные Советы решают не только все вопросы местного значения, но и в пределах своих прав контролируют и координируют деятельность других организаций на своей территории. Особо подчеркнут систематический характер контроля Советов за исполнительными и распорядительными органами, за деятельностью организаций и должностных лиц.

Увеличиваются до пяти лет срок полномочий Верховного Совета и до двух с половиной лет — местных Советов. В такие же сроки будут проводиться выборы судов.

В проекте определены главные пути укрепления связей Советов и их депутатов с массами. Они обязаны регулярно информировать население о своей деятельности, отчитываться перед избирателями, тщательно рассматривать каждое предложение трудящихся.

Вы знаете, товарищи, что у нас пять лет тому назад был принят важный Закон о статусе депутатов Советов. Чтобы еще более поднять роль депутатов, основные полномочия, предоставляемые им этим законом, включены теперь и в текст проекта Конституции.

Л.И. Брежнев

Новый момент вносится и в избирательную систему. Если по нынешней Конституции право быть избранными в Верховный Совет СССР имели только лица, достигшие 23 лет, а в Верховные Советы союзных республик — 21 года, то теперь предлагается предоставить такую возможность всем советским гражданам с 18 лет. Это — реальное проявление заботы нашего общества о молодежи, доверия к ней.

Широко отражена в проекте важная роль, которую играют в жизни страны профсоюзы. комсомол, кооперативные и другие массовые общественные организации. За ними закрепляется право участвовать в решении политических, хозяйственных, социально-культурных вопросов, право законодательной инициативы. Тем самым еще раз подчеркивается, что общенародное государство учитывает интересы всех социальных слоев и групп населения.

В проект Конституции включено также положение о роли коллективов трудящихся. Это отвечает принципиальной линии нашей партии, тому значению, которое она придает развитию демократических начал в управлении производством.

Л.Брежнев, Н.Хрущев, 1963

Построение развитого социализма позволяет нам значительно усовершенствовать положения Основного Закона о правах советских граждан. Знаменитые слова «Коммунистического манифеста» — «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 447) стали фактически коренным принципом нашего государства. И это закреплено в проекте.

В специальном разделе провозглашается общий принцип равноправия советских граждан. Кроме того, со всей ясностью закрепляются завоевания социализма в таких важных сферах, как обеспечение равных прав женщины с мужчиной, равноправие граждан независимо от их национальной и расовой принадлежности.

Известно, что и в ныне действующей Конституции предусмотрен широкий комплекс социально-экономических прав, затрагивающих самые основы жизни людей. Но мы хорошо знаем, как углубилось их содержание, насколько богаче и весомее теперь стоящие за ними материальные гарантии. Все это отражено в проекте новой Конституции. Если, например, раньше говорилось о праве на труд, то теперь это дополняется правом на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и образованием гражданина, а также — что не менее важно — и с учетом общественных потребностей.

Л.И. Брежнев

Далее, если в Конституции 1936 года говорится о праве на материальное обеспечение в случае болезни и потери трудоспособности, то теперь вопрос ставится шире: советским людям гарантируется право на охрану здоровья. Если говорилось в общей форме о праве на образование, то теперь речь идет об обязательном всеобщем среднем образовании, о широком развитии профессионально-технического и высшего образования.

В проекте сказано и о таком праве советских граждан, которое не записано в нынешней Конституции. Я имею в Союзом ССР. Остаются и гарантии этих прав. Более того, к ним добавляются новые, такие, как право участия республик в решении союзными органами вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР. За союзными республиками, в лице их высших органов государственной власти, закрепляется право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР.

С другой стороны, прогрессирующее сближение наций и народностей СССР подсказывает необходимость укрепления союзных начал государства. Это отразилось и в самом определении СССР как единого союзного многонационального государства (статья 69). Укрепление общесоюзных начал отражено и в некоторых других положениях проекта.

Л.И. Брежнев

В целом решение в проекте вопросов национально-государственного устройства обеспечивает подлинно демократическое сочетание общих интересов многонационального Союза и интересов каждой из образующих его республик, обеспечивает всесторонний расцвет и неуклонное сближение всех наций и народностей нашей страны.

Проект отражает новый этап в развитии нашего народного хозяйства. В нем указано, что экономика СССР превратилась в единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны.

Закреплено и такое важное начало социалистической экономики, как сочетание планового централизованного руководства с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий и объединений.

В проекте Конституции уточнены полномочия центральных и местных государственных органов, министерств и ведомств. В отличие от действующей сейчас Конституции в проекте нет перечня союзных и союзно-республиканских министерств и ведомств. Учитывая, что, как показал опыт, их состав время от времени меняется, было сочтено более уместным поместить перечень в специальном законе о Совете Министров СССР, принятие которого предусматривается статьей 135 проекта Конституции.

Товарищи! Коренные изменения в международном положении Советского Союза, огромный рост его влияния в мировой политике, тесная взаимосвязь внутренних и внешних факторов нашего развития сделали необходимым включение в проект Конституции специальной главы о внешней политике СССР. Такая глава вводится в Конституцию впервые.

Л.И. Брежнев

В ней говорится, что Советское государство последовательно проводит ленинскую политику мира, выступает за упрочение безопасности народов и широкое международное сотрудничество. Внешняя политика СССР направлена на обеспечение благоприятных международных условий для построения коммунизма в СССР, на укрепление позиций мирового социализма, поддержку борьбы народов за национальное освобождение и социальный прогресс, на предотвращение агрессивных войн и последовательное осуществление принципа мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Впервые в Конституции будет ясно сказано, что Советский Союз — составная часть мировой системы социализма, социалистического содружества. Он развивает и укрепляет дружбу, сотрудничество и товарищескую взаимопомощь со странами социализма на основе социалистического интернационализма.

Впервые введена и специальная глава о защите социалистического Отечества. Кроме того, в числе прерогатив Президиума Верховного Совета СССР предусмотрено образование Совета обороны страны и утверждение его состава.

Таковы, говоря коротко, главные моменты, характеризующие содержание проекта новой Конституции СССР.

IV

Теперь позвольте остановиться на задачах, которые встанут перед нами в связи с проведением в жизнь новой Конституции, на том значении, которое будет иметь ее принятие для развития нашей страны, для укрепления позиций сил социализма, мира и прогресса на международной арене.

Сначала о значении новой Конституции для внутренней жизни страны.

Реализация ее положений должна поднять на качественно новый уровень всю нашу государственную и хозяйственную деятельность, всю работу органов власти и управления.

Речь идет в первую очередь о все более эффективном осуществлении широких полномочий выборных органов — Советов. В полной мере должны использоваться те огромные возможности, которые имеет двухмиллионная армия депутатов — представителей всех слоев населения, всех профессий, всех национальностей. Этот могучий коллективный мозг Советской власти решает и будет решать все более сложные и разнообразные задачи. Он может и должен осуществлять самый действенный контроль за работой исполнительных органов всех ступеней.

Социализм

Многое придется сделать в области законодательства. На базе Конституции предстоит разработать союзные законы о выборах, регламент Верховного Совета, закон о Совете Министров, урегулировать полномочия краевых, областных и окружных Советов, министерств и ведомств. Нужно будет, не теряя времени, разработать и утвердить новые Конституции союзных и автономных республик.

Новая Конституция СССР станет сердцевиной Свода законов Советского государства, составление которого начато в соответствии с решениями XXV съезда КПСС.

В то же время новая Конституция должна привести к значительному улучшению работы всех органов, на которые возложено обеспечение строгого соблюдения требований советских законов. Я говорю о прокуратуре, суде, арбитраже, других административных органах, народном контроле. Партия ждет от всех этих органов еще большей инициативы, принципиальности, непримиримости в борьбе с любыми нарушениями советского правопорядка.

Очень важно, что в проекте заложены возможности постоянного совершенствования всей системы социалистического хозяйствования, всей работы плановых и других органов управления экономикой и культурой. Основные функции их определены в Конституции. Нужно, чтобы они выполнялись полностью и четко, чтобы повышалась ответственность каждого органа, каждого должностного лица.

Л.И. Брежнев И Советы всех ступеней, и правительство, и министерства и ведомства, и исполкомы местных Советов должны постоянно сверять свою работу с требованиями Конституции. Да и партийные органы должны строже спрашивать с коммунистов — руководителей государственных и хозяйственных органов за то, как они выполняют свои конституционные обязанности.

Проведение в жизнь новой Конституции позволит миллионам и миллионам советских людей еще активнее включиться в управление экономикой, в контроль за работой государственного аппарата.

Централизм в управлении экономикой необходим и закономерен. Но столь же необходим тщательный учет всего многообразия условий развития нашего хозяйства. А это невозможно без дальнейшего подъема инициативы производственных коллективов, без активного, я бы сказал, хозяйского участия самих трудящихся в управлении. Демократия в условиях социализма была и остается важным рычагом развития экономики, всех областей хозяйственной и культурной жизни общества.

Л.И. Брежнев Таким образом, в Конституции заложен огромный творческий потенциал. И его надо будет творчески использовать. «...Советская Конституция,— говорил В. И. Ленин,— служит и будет постоянно служить трудящимся и является могучим орудием в борьбе за осуществление социализма» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 36, стр. 535). Сегодня Владимир Ильич добавил бы: и орудием строительства коммунизма.

Нет сомнения, товарищи, что принятие новой Конституции СССР, конституции развитого социализма, конституции строящегося коммунизма, будет не только историческим событием для нашей страны, но и событием огромного международного значения. Ее воплощение в жизнь будет оказывать глубокое долговременное влияние далеко за пределами нашей Родины.

Наша новая Конституция наглядно покажет всему миру, как развивается социалистическое государство, все прочнее и глубже утверждая социалистическую демократию, наглядно покажет, какова она, эта социалистическая демократия, в чем ее суть. Наша Конституция покажет разнообразные формы и огромный размах постоянно растущего реального участия широких народных масс в управлении делами государства и общества, чего не знают буржуазные страны, где действительно управляет только немногочисленный класс капиталистов.

Л.И. Брежнев Читая нашу новую Конституцию, люди еще яснее увидят, как широки и многообразны права и свободы граждан социалистического общества. В ее положениях мир увидит государство, которое ставит своей целью непрерывный рост благосостояния и культуры всего народа, всех его классов и групп без исключения, и активно работает для достижения этой цели.

Наконец, наша новая Конституция со всей убедительностью покажет, что первое государство победившего социализма навсегда начертало на своем знамени слово «Мир» как высший принцип своей внешней политики, отвечающей интересам собственного народа и всех других народов планеты.

Новая Конституция Советского Союза, несомненно, обогатит общую сокровищницу опыта мирового социализма.

Достижения победившего социализма, отраженные в пей в концентрированном виде, будут вдохновляющим примером для народов тех стран, которые недавно избрали путь социалистического развития.

Они прибавят уверенности трудящимся массам стран капитала в их борьбе за свои права, за избавление от гнета капиталистической эксплуатации.

Социализм

Извращенному и опошленному буржуазной и ревизионистской пропагандой толкованию понятий демократии и прав человека мы противопоставляем самый полный и реальный комплекс прав и обязанностей гражданина социалистического общества. На весы истории мы кладем действительно эпохальные завоевания трудящихся, достигнутые благодаря власти рабочего класса под руководством Коммунистической партии.

V

Товарищи! Политбюро ЦК считает, что проект новой Конституции, одобренный Пленумом, должен быть, как об этом и говорилось на XXV съезде партии, вынесен на всенародное обсуждение. Это значит, что нам предстоит работа большого размаха и значения.

Социализм

На обсуждение советского народа будет представлен документ, в котором отражены основные завоевания революции, пройденный нами путь в строительстве нового общества. Поэтому подготовка к празднованию 60-летия Октябрьской революции и обсуждение проекта новой Конституции — это органически связанные, дополняющие друг друга мероприятия.

Перед нами стоит задача — обеспечить максимально широкое, свободное и по-настоящему деловое обсуждение проекта Конституции, вовлечь в это дело массу трудящихся, представителей всех слоев населения, использовать в этих целях сложившиеся у нас формы общественной деятельности.

Необходимо также создать четкий механизм учета замечаний и предложений, которые будут поступать от трудящихся по всем каналам.

Следует учесть, что в ходе массового обсуждения проекта Конституции в поле зрения трудящихся окажется и практическая деятельность всех звеньев партийного, советского и хозяйственного аппарата. Речь пойдет об актуальных вопросах, волнующих людей, о нерешенных задачах, о тех или иных недостатках в работе. К этому надо быть готовыми. Надо будет оперативно и конкретно реагировать на критику и предложения, принимать меры для улучшения положения дел там, где это необходимо.

Социализм

Мы развертываем обсуждение новой Конституции в период, когда советский народ под руководством партии ведет напряженную работу по выполнению решений XXV съезда КПСС. Всенародное обсуждение поможет дальнейшей активизации всей общественной жизни страны. Оно должно пробудить в народе новые творческие силы, придать новый размах социалистическому соревнованию, повысить ответственность каждого за порученное дело.

Способствовать широкому развороту обсуждения Конституции, придать ему точную и ясную политическую направленность обязаны партийные организации и партийные органы. Если они сумеют сделать это правильно, то это, несомненно, улучшит политические и экономические итоги нынешнего года — года принятия новой Конституции СССР и 60-летия Великого Октября.

Обсуждение проекта Конституции — кровное дело Советов. В организации этой работы они призваны дойти практически до всего взрослого населения страны. Сейчас идет подготовка к выборам в местные Советы во всех республиках. Важно это умело использовать. Может быть, будет полезно обсудить проект Конституции на сессиях вновь избранных местных Советов.

Социализм

Активного включения в обсуждение новой Конституции мы ждем от наших массовых общественных организаций, в первую очередь от профсоюзов и комсомола, от творческих союзов и организаций, от научных учреждений.

Особую роль должны сыграть средства массовой информации. Умелое и яркое освещение хода обсуждения, уважительное отношение к голосу трудящихся — все это будет требоваться от нашей прессы, радио и телевидения.

Короче говоря, товарищи, обсуждение проекта новой Конституции должно стать делом первоочередной важности для всех наших организаций и всех наших кадров.

Завершая свое выступление, я хотел бы, товарищи, еще раз подчеркнуть, что принятие новой Конституции СССР станет важной вехой в политической истории страны. Оно станет еще одним историческим вкладом нашей ленинской партии, всего советского народа в великое дело строительства коммунизма и вместе с тем — в интернациональное дело борьбы трудящихся всего мира за свободу, за прогресс человечества, за прочный мир па земле.

(Доклад товарища Л. И. Брежнева неоднократно прерывался аплодисментами участников Пленума.) (с. 417 — 432)

Источник

Брежнев Л.И. Вопросы развития политической системы советского общества. — М.: Политиздат, 1977. — 488 с.


 


Hosted by uCoz