Дискретная математика: логика, группы, графы, фракталы
Акимов О.Е.
3.1. Группы цепей графа
Группа цепей тетраэдра
На рис. 3.3 изображен граф Г4, представляющий соответствующую группу цепей
G4, переводящую полные цепи тетраэдра друг в друга. Пусть для начала вершина a послужит нам привязкой. Тогда вершины и ребра тетраэдра разобьются на классы эквивалентности: вершины на
{a} и {b, c, d}; ребра на {0, 1, 2} и {3, 4, 5}. Относительно привязки
a существует шесть цепей:
A = abcd = 054, D = acbd = 253,
B = abdc = 034, E = adbc = 135,
C = acdb = 243, F = adcb = 145.
Рис. 3.3
Преобразования цепей разбиваются на несколько классов. Прежде всего выделяются два класса, в первом из которых участвуют ребра из класса {0, 1, 2}, во втором — ребра из класса {3, 4, 5}:
Ca1: A – F = 01, B – C = 02, F – A = 01, C – B = 02, D – E = 21, E – D = 21, Ca2:
A – B = 35, E – F = 34,
B – A = 35, F – E = 34, C – D =
45, D – C = 45.
Третий класс Ca3 определяется последовательным преобразованием, взятым из класса
Ca1 и Ca2 , или сначала из
Ca2, потом из Ca1, т.е. по формуле: Ca3
= {Ca1 – Ca2, Ca2
– Ca1}.
Конкретно — класс Ca3:
A – F – E = A – E = 10 34, E – F – A = E – A =
10 34,
F – A – B = F – B = 10 53, B – A – F = B – F =
10 53,
A – B – C = A – C = 20 35, C – B – A = C – A =
20 35,
B – C – D = B – D = 20 54, D – C – B = D – B =
20 54,
D – E – F = D – F = 21 34, F – E – D = F – D =
21 34,
E – D – C = E – C = 21 45, C – D – E = C – E =
21 45. Четвертый класс Ca4 определяется формулой:
Ca4
= {Ca1 – Ca2 – Ca1,
Ca2 – Ca1 – Ca2}. Ca4:
A – F – E – D = A – D = 20 34,
D – E – F – A = D – A = 20 34,
B – C – D – E = B – E = 10 54, E – D – C – B = E – B =
10 54,
C – B – A – F = C – F = 12 53, F – A – B – C = F – C =
12 53.
По рисунку графа Г4 (рис. 3.3) можно установить, что в подстановках класса
Ca3 ребра {0, 1, 2} расположены относительно ребер {3, 4, 5} несколько иначе, чем они расположены в классе
Ca4. Полезно обратить внимание и на другое. В цепи A ребра чередуются как 0, 5, 4; в цепи C — как 2, 4, 3. При переходе от цепи A к цепи C происходит исчезновение ребер 0, 5 и появление ребер 1, 3. Вместе с тем ребро 4, расположенное в хвосте цепи A, оказывается в середине цепи C. При переходе от цепи A к цепи D сохраняющееся ребро 5 уже не меняет своего серединного положения. В индивидуальных реберных заменах A – C и A – D эти факты не получили никакого отражения; замены 20 35 и 20 34 ничем принципиальным не отличаются. Но они различимы
коллективно при делении реберных подстановок на классы эквивалентности: A – C отнесена к классу
Ca3, A – D — к классу Ca4.
Помимо упомянутых классов, имеется еще один нулевой класс
Ca0 или класс тождественного элемента
{e}, образованный всеми переходами
A – A = B – B = ... = F – F = e.
Таким образом, в группе G4a имеется 31 элемент преобразования цепей, которые разнесены по пяти классам эквивалентных преобразований. Обратимся к поиску подгрупп группы G4a. С этой целью будем последовательно удалять ребра из графа Г4 и смотреть, какие из цепей остались, а вместе с ними и цепные преобразования. Сначала удалим ребро 5. Получим неполный граф G41, показанный на рис. 3.4а
Рис. 3.4 В графе Г41 можно провести две цепи B = 034 и C = 243, в которых ребро 1 не участвует в образовании цепей, поэтому его также можно удалить вместе с ребром 5. Цепи B и C определяют минимальную группу {e, 02, 02}. К аналогичному результату приводит удаление по отдельности ребер 3 и 4: в первом случае от всей группы G4a остается группа {e, 01, 01}, во втором — {e, 12, 12}. Это означает, что класс ребер {3, 4, 5} играет важную роль в формировании цепей. Меньшее влияние оказывают ребра из класса {0, 1, 2}. Удалим ребро 0, получим граф Г42 (рис. 3.4б).
|