Майкл Фарадей
Лекция I. Сила тяготения
Лекции на тему «Силы материи и их взаимоотношения» были прочитаны Фарадеем в Королевском институте Великобритании в 1859—60 г. Первая лекция дважды откладывалась вследствие болезни Фарадея.
Посмотрим, прежде всего, как удивительно наше положение в этом мире. В нем мы родились, воспитываемся, живем и все это принимаем как нечто должное. В сущности, говоря, мы так мало удивляемся, что нас никогда ничто не поражает своей неожиданностью. Я думаю, что в молодом человеке 10, 15 или 20 лет возбуждает больше удивления вид водопада или очень высокой горы, нежели вопрос о его существовании, о том, как он появился на свет, как живет, каким образом стоит прямо и благодаря чему передвигается с места на место. Поэтому получается, что мы входим в этот мир, живем в нем и оставляем его, не давая себе труда задуматься специально о том, как же все происходит. Если бы не старания людей с пытливым умом, углубившихся в эти вопросы и раскрывших важнейшие законы, управляющие нашим существованием на Земле, едва ли мы догадались бы, что тут есть что-либо удивительное.
Исследования законов, по которым мы живем, развиваемся, существуем и наслаждаемся жизнью, занимавшие философов и ученых с самых ранних времен, показывают, что все происходит вследствие существования некоторых сил, или способностей.
Фарадей наряду с термином сила (force) и способность (abilitie) пользуется также термином power, для которого в данном случае нет подходящего русского слова. Термин power (мощность) в отличие от термина force (сила) означает обычно не внешнюю, а внутреннюю силу, или способность к действию и движению. Впрочем, это различие не проводится Фарадеем очень строго.
Эти силы, или способности, столь общи, что ничто не может быть проще их. Ничто, например, не может быть обыкновеннее тех удивительных сил, благодаря которым мы имеем возможность стоять прямо, — они необходимы для нашего существования каждую минуту.
Я намерен познакомить вас сегодня лишь с некоторыми из этих сил, не с жизненными силами, а с некоторыми наиболее простыми, которые мы называем физическими силами. Чтобы дать вам точное понятие о том, что я подразумеваю под словами способность, или сила, я беру лист бумаги и ставлю его прямо на один из его краев, так, чтобы он опирался на подставку, помещенную передо мной. Я выбираю это как самый примитивный пример предмета, который может быть выведен из своего положения равновесия. Далее я тяну за шнурок, прикрепленный к бумаге, и таким образом опрокидываю ее. Я привел в действие силу моей руки, переданную через шнурок, — способом, который мы найдем очень занимательным, когда будем анализировать его: именно посредством этих сил, действующих совокупно (ибо здесь употреблено в дело несколько сил), я опрокинул лист бумаги.
Если я толкну лист бумаги в другую сторону, то опять-таки сделаю усилие совсем не такое, как в первый раз. Если я возьму теперь кусок сургуча (палку сургуча около 12 дюймов длины и 1½ дюймов диаметром), потру его фланелью и буду держать на расстоянии около дюйма перед верхней частью вертикально поставленного листа бумаги, то бумага немедленно придвинется к сургучу. Если же убрать сургуч, то бумага упадет, хотя мы до нее ничем не дотрагивались.
В первом примере я произвел действие, обыкновеннее которого ничего не может быть, во втором я опрокидываю бумагу не посредством шнурка или усилия моей руки, а посредством какого-то действия сургуча. Значит, сургуч обладает силой, действующей на лист бумаги. Как пример действия еще одного рода силы я мог бы употребить порох, который также опрокинул бы этот лист бумаги.
Мне хотелось бы, чтобы вы постарались понять, что под словами сила, или способность, я буду подразумевать именно то, что я привел сейчас в действие для опрокидывания листа бумаги. Я не хочу сразу утруждать вашу память названием этой силы, но, очевидно, в сургуче было что-то такое, что произвело притяжение и опрокинуло бумагу. Это «что-то» и есть одно из свойств, которые мы называем силами, или способностями. Теперь вы сможете узнать силу, в каком бы виде я ни показал ее вам. Не думайте, однако, что число различных сил очень велико. Напротив удивительно то, что всеми явлениями природы управляет малое число сил. Лампа, которая находится перед вами, представляет собой пример еще одного рода силы. Здесь имеется сила, способная производить некоторые действия, но отличная от той, которая опрокинула бумагу.
Исследуя различные явления, мы мало-помалу приходим к выводу, что в окружающих нас телах заключаются различного рода силы (число их не очень велико).
Начав с простейших примеров притяжения, я постепенно перейду к тому, чем отличаются эти силы одна от другой, и сравню способы, которыми они сочетаются между собой. Земля, на которой мы стоим (нам нет надобности оставлять Землю для приискания примеров, разъясняющих наш предает, хотя ум человека не прикован к Земле, как его тело: он может подниматься выше ее, ибо куда только проникает его зрение, туда проникают и его наблюдения), имеет приблизительно форму шара. Земной глобус, стоящий возле меня, представляет в грубом виде расположение поверхности Земли: столько-то на ней суши и столько-то воды. Карта или рисунок показывают, как построена поверхность Земли.
Далее, я попрошу вас обратить внимание на рисунок разреза геологических слоев Земли, представляющий детальный вид того, что находится под поверхностью земного шара. Когда мы углубимся в него или исследуем его (как люди многими способами делают это с целью изучения, а также для практической выгоды), то увидим, что земной шар составлен из различных веществ, подверженных действию небольшого числа сил, расположенных в странном и удивительном порядке. Исследуя недра Земли, человек узнает историю Земли, историю жил, скал, руд, источников воды, атмосферы, окружающей Землю, и разнообразных материальных веществ, связанных действием сил в одну большую массу, имеющую 8000 миль в поперечнике.
Изумление возбуждает дивная повесть, рассказанная этими слоями (некоторые из них тонки, как лист бумаги), приведенными в последовательность посредством действия сил, о которых я говорил вам.
Для того чтобы вам было легче следить за моим рассказом, я обращу сегодня ваше внимание на один род силы. Нужно, чтобы вы поняли, что я подразумеваю под словом материя. Любая из этих вещей, которые я могу захватить рукой или посредством этого мешка (ибо я могу, например, собрать воздух в этот мешок), все они суть части материи, с которой нам приходится иметь дело в настоящее время и которую мы будем рассматривать вообще или в частности, смотря по тому, как это нам потребуется.
Я показываю вам род материи, который мы называем водой. Здесь вы видите на столе кусок льда, здесь воду, кипящую в склянке, а здесь пар: он выходит через отверстие склянки вверху ее.
Не думайте, что вода и лед суть две совершенно различные вещи или что пар, поднимающийся пузырьками из воды и выходящий из горлышка склянки, совершенно отличен от жидкой воды. Они могут различаться некоторыми частностями, относящимися к количествам сил, содержащихся в том или другом теле, но, тем не менее, это та же вода, что и великий океан воды, окружающий наш земной шар. Я беру воду для примера, ибо, рассматривая ее, мы найдем в ней все силы, которых мне придется коснуться. Возьмем, например, жидкую воду, имеющую некоторый вес, и рассмотрим, каково количество ее тяжести, или веса. Передо мной стоят весы: на одной чашке этих весов стоит стеклянный сосуд, вмещающий 0,5 пинты и мы видим, что сторона, где стоит сосуд, сейчас легче другой. Но как только я волью в сосуд немного воды, вы заметите, что эта сторона весов немедленно опустится. Это показывает, что вода имеет вес.
Если я помещу этот добавочный груз на противоположную чашку весов, то не следует удивляться, если окажется, что сосуд может содержать достаточно воды, чтобы перетянуть и его. В самом деле, вы видите, что я влил в сосуд немного больше воды, и чашка весов, на которой он стоит, опять перевесила другую чашку. Почему я держу бутылку с водой над сосудом, когда вливаю в него воду? Вы скажете, что так надо делать вследствие весьма общей причины, именно, потому, что, согласно закону природы, вода должна падать к Земле.
Поэтому то самое действие, которым я заставляю воду войти в сосуд, увлекает вниз и все ее количество, уже находящееся в сосуде. Действующая здесь сила называется тяготением. На этих весах вы видите большое количество воды, тяготеющее к Земле. Маленький кусок платины, который я держу в руках, тоже тяготеет к Земле, как и вода. Этот маленький кусочек платины, однако, тяжелее, чем вся эта большая масса воды. Я помещаю платину на противоположную чашку весов, приливаю еще воды, и лишь тогда чашки весов уравновешиваются. Не удивительно ли, что нужно такое большое количество воды (около 0,5 пинты) для того, чтобы уравновесить стремление падать к Земле у такого маленького кусочка платины? Теперь я возьму полоску алюминия, объемом приблизительно в 8 раз большую, чем кусок платины, который я только что держал в руках. Мы видим, что вода уравновесит эту полоску точно так же, как и кусок платины.
Таким образом, мы имеем здесь пример того, что следует понимать под словами сила, или способность.
Я говорил в первую очередь о воде и об ее способности падать вниз. Вы отлично знаете, что океаны омывают земной шар, что они охватывают поверхность, придавая ей округлость, как бы облекая ее покровом. Но вода кроме этого имеет и другие свойства. Например, если я возьму негашеную известь, к ней прибавлю немного воды, то вы увидите другую силу, или свойство, воды. Известь теперь оказывается очень сильно нагретой, из нее поднимаются пары, и, может быть, мы могли бы зажечь о нее фосфорную спичку. Этого не могло бы произойти, если бы в воде не было особой силы, производящей этот результат. Однако эта сила совершенно отлична от той, которая заставляет воду падать по направлению к Земле.
Теперь я беру другое вещество, безводный медный купорос, который покажет мам новый род силы, или свойства, воды, наливаю воду на белый медный купорос. Вы видите, как эта соль немедленно становится синей и выделяет в то же время значительное количество теплоты. Здесь вода приходит в соединение с веществом, которое нагревается почти так же, как и негашеная известь. Посмотрите, однако, какое различие в этих двух случаях. Теплота, образующаяся при гашении извести, так велика, что ее бывает достаточно для того, чтобы зажечь дерево. Этим объясняется, что иногда нагруженные негашеной известью барки загораются на середине реки. Это происходит вследствие силы теплоты, приведенной в действие просачиванием воды в барку. Вы видите, какие удивительные разнообразные темы для размышления возникают по мере того, как мы начинаем углубляться в различные явления: силы теплоты, развивающейся при действии воды на известь, и силы, благодаря которой вода превращает эту соль из белой в синюю.
Мне хотелось бы, чтобы вы поняли сущность простейшего проявления материи, которое называется весом, или тяжестью, ее. Что тела имеют вес, вы видели на примере воды, когда я помещал ее на весы.
У меня в руках находится чугунная полуфунтовая гиря: способность гиря тяготеть вниз употребляется специально для того, чтобы с ее помощью определять вес других тел. Вот надутый резиновый пузырь. На этот пузырь я положу гирю для того, чтобы показать вам пример давления вниз железа и способность сопротивляться этому давлению: пузырь может лопнуть, но мы должны стараться избежать этого. Вы видите, что после того, как я поместил полуфунтовую гирю устойчиво на пузыре, последний принял вид, очень напоминающий плоский сыр с округленными краями. Итак, пузырь, наполненный воздухом, поддерживает гирю весом в полфунта.
Вы должны представить себе, как удивительна должна быть сила, тянутая гирю вниз и тем самым заставляющая ее придавливать пузырь, наполненный воздухом.
Позвольте теперь показать эту силу на другом примере. Вы все знаете, что такое маятник. Перед нами находится именно такой прибор (рис. 1). Если я толкну его, он будет продолжать качаться взад и вперед. Я хотел бы знать, в состоянии ли вы объяснить мне, почему этот маятник качается взад и вперед? Заметьте, что когда я держу эту прямую палку горизонтально на высоте того положения, в котором находится шар маятника в обоих концах своего движения, то вы видите, что шар в концах своего движения подымается выше, нежели в середине его. Начиная двигаться от одного конца палки, шар опускается к центру и затем опять поднимается к противоположному концу, постоянно стремясь упасть в самое низкое положение. При этом он очень красиво качается, производя движения, замечательные и во многих других отношениях: например в отношении времени колебания и т. д., которыми мы в настоящее время не можем еще заняться.
Если бы на том месте, где находится шар, был привешен листок золота или какой-нибудь другой предмет, он колебался бы точно таким же образом и то же самое время, как и шар. Вскоре вы увидите, как. и почему это происходит. Сила, заставляющая воду опускаться на весах, а железную гирю сдавливать и сплющивать пузырь, наполненный воздухом, и сила, вызывающая качание взад и вперед маятника, эта сила зависит исключительно от притяжения, существующего между падающим телом и Землей. Постараемся хорошенько понять это. Не то, чтобы именно Земля каким-нибудь особенным образом притягивала тела, падающие на нее, — нет, все, вообще, тела обладают свойством взаимно притягивать друг друга.
Земля не одарена какой-нибудь особенной силой, которой не имели бы, например, бильярдные шары: если Земля притягивает два костяных шара, которые я теперь роняю на пол, то они и сами притягивают друг друга. При этом, разумеется, нужно принять во внимание массу шаров и массу Земли: единственная причина, почему они так быстро падают на Землю, заключается в том, что масса Земли больше. Если бы я поместил эти два шара один возле другого, я не мог бы посредством даже самого чувствительного прибора убедить себя или вас в том, что шары эти действительно притягивают друг друга. Между тем мы знаем, что притяжение это существует, потому что, если мы поместим шар близ горы, вместо того, чтобы поместить его около другого подобного же шара, то найдем, что вследствие огромной массы горы сравнительно с массой бильярдного шара последний будет слегка притянут к ней. Из этого ясно видно, что притяжение здесь действует точно так же, как между куском сургуча, натертым фланелью, и листом бумаги, который был опрокинут посредством притяжения.
С первого раза не легко объяснить эти вещи. Но я должен стараться не оставлять ничего не понятным, прежде нежели пойду дальше. Поэтому я постараюсь растолковать вам, что тела притягиваются к Земле или, говоря более ученым языком, тяготеют к ней. Не смущайтесь тем, что я употребляю это слово: ибо когда я говорю, что медный грош тяготеет к Земле, я не хочу сказать этим ничего более, как только то, что он падает на Землю и что если не удержать его, то он падал бы и падал до тех пор, пока не достиг бы того места, которое называется центром тяжести Земли, о котором я скоро буду говорить.
Я постараюсь объяснить вам, что сила тяготения никогда не теряется, что всякое вещество одарено ею и что количество этой силы никогда не меняется. Для примера я возьму кусок мрамора. Мрамор этот имеет вес. Когда я положу его на весы, он заставит опускаться чашку, на которой лежит, а когда я снимаю его с нее, то весы опять приходят в равновесие. Я могу разложить этот мрамор и изменить его точно так же, как могу обратить лед в воду и воду в пар. Я могу легко обратить часть мрамора в его собственный пар и показать, что пар, выходящий из мрамора, способен оставаться на одном и том же месте при обыкновенной температуре. У водяного пара этой способности нет.
Далее, если я прибавлю к мрамору немного жидкости и таким образом разложу его, то нам покажется, будто жидкость кипит, что происходит лишь вследствие отделения одной части мрамора от другой. Проделаем этот опыт.
Несколько кусков мрамора я помещаю в стеклянный сосуд и наливаю на них воды и кислоты: немедленно начинает выделяться углекислота, причем жидкость принимает вид сильно кипящей жидкости. Пар, выделяющийся из мрамора, а также водяной пар (и всякий другой пар), как и всякое иное вещество, тяготеют, все они притягивают друг друга, падают к Земле. Я хочу теперь показать вам на опыте, что пар из мрамора имеет вес. Я помещаю на одну чашку весов большой сосуд и уравновешиваю весы (рис. 2).
Как только я налью в сосуд пар, вы увидите его способность тяготеть. Для этого внимательно смотрите на указательную стрелку весов, передвигается она или нет, в то время как я наливаю пар из стакана, в котором он образовался, в сосуд, стоящий на весах. Вы видите — стрелка передвигается, и отсюда становится ясным, что пар этот имеет вес. Смотрите, как опускается чашка, на которую помещен сосуд. Не любопытно ли это?
Я ничего не влил в сосуд кроме невидимого пара или газа, выделившегося из мрамора, но вы видите, что, хотя эта часть мрамора и приняла вид воздуха, она все же тяготеет точно так же, как прежде. Посмотрим, перетянет ли кусок бумаги, который я положил на противоположную чашку весов. Да, он перетягивает его, даже более того, он почти- что перетягивает и второй кусок бумаги, который я прибавил к первому. Вы видите, таким образом, что и другие формы материи, кроме твердой и жидкой, стремятся падать к Земле. Вы поэтому согласитесь со мной, когда я скажу вам, что все тела имеют свойство тяготения, в каком бы виде или состоянии они ни находились.
Вот другой химический опыт, который очень легко произвести: я выливаю немного углекислоты из одного сосуда в другой. Присутствие ее в последнем обнаруживается тем, что помещенная в сосуде зажженная восковая свеча немедленно потухает. Это также показывает нам, что углекислота имеет способность тяготения. Таким образом, проделанные опыты доказывают, что как бы мы ни испытывали пар или газ, посредством ли весов или переливая его, как воду, из одного сосуда в другой, мы в обоих случаях видим, что он, подобно другим телам, притягивается к Земле.
Я бы хотел обратить теперь ваше внимание на другой вопрос. У меня в руках несколько дробинок: каждая из них падает сама по себе и имеет свою собственную силу тяготения: вы это видите, когда я даю им падать свободно на лист бумаги.
Помещая дробинки в бутылке, я соединяю их в одну массу. Ученые нашли, что среди такого соединения дробинок есть одна точка, которая может рассматриваться как точка, в которой сосредоточена вся сила тяготения отдельных дробинок: точку эту они назвали центром тяжести. Теперь я беру лист картона или какого-нибудь другого вещества, которое легко обрабатывать, и протыкаю его шилом в одном из углов, именно в углу А (рис. 3).
Мой помощник, г. Андерсон, держит его в руке перед нами. Затем я беру шнурок с костяным шаром и привешиваю его на том же шиле, пропущенном через папку. Тогда центр тяжести как папки, так и шара со шнурком, к которому он прикреплен, находится возможно ближе к центру Земли, т. е. вся притягательная сила Земли как бы сосредоточена в одной точке папки, причем точка эта находится прямо под точкой ее привеса. Чтобы найти эту точку, мне только придется провести линию АВ, соответствующую шнурку с шаром, и мы найдем, что центр тяжести находится где-то на этой линии: Но где же именно? Для того чтобы определить ее, стоит только взять другое место 3 для шила (рис. 4), снова провести отвес и повторить тот же опыт.
Здесь в точке С, где обе линии, которые я начертил, пересекаются, и находится центр тяжести куска картона. Если я проткну картон в этой точке шилом, то вы увидите, что он сохранит всякое положение, в которое мы приведем его, поворачивая около шила. Зная это, что я должен сделать, скажем, когда хочу стоять на одной ноге? Не видите ли вы, что я перемещаю свое тело на левую сторону, спокойно приподнимаю потом правую ногу и таким образом помещаю какую-то центральную точку моего тела над левой ногой. Что же это за точка, которую я перемещаю таким образом? Вы сразу догадываетесь, что это центр тяжести, т. е. та точка внутри меня, в которой сосредоточена вся сила тяжести моего тела и которую я, таким образом, привожу в такое положение, чтобы она находилась на прямой линии над моей левой ногой.
Вот игрушка, которая мне попалась на днях (рис. 5) и которая, я думаю, очень пригодится нам для пояснения нашего предмета. Игрушка эта должна бы лежать таким образом (рис, 5) и действительно лежала бы в этом положении, если бы была составлена из однородного вещества. Однако вы видите, что она не остается в этом положении: она опять поднимается. Здесь является нам на помощь наука: не заглядывая внутрь фигуры, я вполне убежден, что в ней есть какое-нибудь приспособление, благодаря которому центр тяжести ее находится в самом низком положении тогда, когда фигура стоит прямо; и мы можем быть уверены, что, опрокидывая ее (рис. 6), мы тем самым приподнимаем центр тяжести (а) и удаляем его от Земли. Весь секрет в том, что внутри куклы, в нижней части ее, находится кусок свинца, а основание ее представляет очень широкую кривую поверхность.
Но что будет, если я захочу установить куклу на конце острен? Вы видите, что я должен поместить острее точно под самым центром тяжести куклы, иначе она опрокинется. Установить ее таким образом дело не легкое, — я не могу поставить ее устойчиво. Но если я доставлю этой бедной старушке массу огорчений, повесив ей на шею проволоку со свинцовыми шарами по концам, то, очевидно, шары, висящие по обеим сторонам ее, в добавление к свинцу, помещенному внутри фигуры, заставят центр тяжести опуститься, и она будет легко стоять на острее (рис. 7). Еще более докажет справедливость нашего рассуждения то, что она стоит на острее даже в наклонном положении.
Я помню один опыт, который очень удивлял меня, когда я был мальчиком. Я вычитал его в одной книге о фокусах. Вот какая задача была там предложена: «каким
повесить ведро с водой за край стола с помощью Щлки?» (рис. 8). Вот ведро, палка и стол. Спрашивается, каким образом повесить ведро за край стола? Делается это следующим образом: я беру палку, вставляю ее в ведро между его дном и этим горизонтальным бруском дерева и даю ему таким образом твердую рукоятку, — как видите ...
Извините, страницы 36 и 37 отсутствуют. Вместе с ними утерены рис. 8 – 10; далее идет страница 38.
...
когда через него проходит большой расплющенный кусок золота. Но я хочу показать вам, что, когда сопротивление воздуха устранено, листок золота падает так же быстро, как и червонец: я помещаю его внутрь бутыли, так что листок, воздух, заключенный в бутыли, и сама бутыль будут находиться в одних и тех же условиях при падении, и листок упадет с такой же скоростью, как и всякое другое тело. Если я прикреплю веревку к бутыли, содержащей золотой листок, и начну качать ее наподобие маятника, то могу заставить ее колебаться так сильно, как это мне угодно, — золотой листок не будет выведен из своего положения, а будет колебаться так же правильно, как и кусок железа. Я могу даже вертеть веревку с держащейся на ней бутылью вокруг моей головы с какой угодно силой, а листок все-таки не выйдет из своего положения внутри бутыли.
Я могу попробовать сделать другого рода опыт: посредством веревки и блока я подниму листок вместе с бутылью, в которой он находится, к потолку и дам вдруг упасть бутыли так, чтобы она в конце падения только на несколько дюймов отстояла от стола, на котором я подложу что-нибудь для того, чтобы поймать ее, на случай, если я неловко сделаю опыт: вы увидите, что золотой листок нисколько не будет потревожен внутри бутыли во время ее падения. Мы видим, таким образом, что золотой листок и стеклянная бутыль падают с совершенно одинаковой скоростью в том случае, если мы устраняем сопротивление воздуха.
Вот другой опыт. Я повесил кусок золотого листка в верхней части длинного стеклянного сосуда и посредством известного приспособления наверху его могу освободить листок и дать ему падать. Прежде нежели сделать эго, мы удалим воздух из сосуда, выкачивая его посредством воздушного насоса. Пока это делается, позвольте показать вам другой опыт того же рода. Возьмите медный пятак или серебряный рубль и бумажный кружок немного меньше этой монеты и дайте им упасть один возле другого для того, чтобы видеть, происходит ли их падение в одинаковое время или нет; я роняю кружок и монету, и вы видите, что они падают не одинаково скоро, медный пятак падает скорее кружка.
Поместите теперь этот бумажный кружок плашмя на монете, так что сопротивление воздуха не будет действовать на него, и после того, отпустите их: вы видите, что теперь они падают в одно и то же время Я думаю, что если вместо бумаги поместить на монету золотой листок, то произойдет то же самое: очень трудно наложить его так плотно, чтобы воздух не мог войти иод него, между ним и монетой, и приподнять его во время падения. Потому я сомневаюсь в успехе, так как золотой листок морщинист. Однако все-таки пробую сделать опыт. Вот, они соединены. Я отпускаю монету с наложенным на нес листком, и вы сразу замечаете, что они достигают стола одновременно.
Теперь мы. выкачали воздух из сосуда, и вы можете убедиться в том, что золотой листок упадет в пустоте так же скоро, как монета в воздухе, Я отпускаю листок, — смотрите, как скоро он падает: именно так скоро, как и должно падать золото.
К сожалению, приближается время, когда нам приходится расстаться. По мере того как мы пойдем вперед, я буду писать на доске, стоящей позади меня, некоторые слова для того, чтобы напоминать вам то, что мы уже рассмотрели. В заголовке я помещаю слово: «сила». Под этим словом я буду прибавлять названия различных сил в порядке, в каком; мы рассмотрим их. И хотя я, может быть, недостаточно ясно показал важнейшие явления, связанные с силой тяготения, в особенности закон, управляющий производимым ею притяжением, для чего, я думаю, мне придется употребить немного времени при будущем свидании нашем, тем не менее, я напишу это слово на доске.
Я надеюсь, что вы теперь будете помнить, что мы до некоторой степени ознакомились с силой тяготения, — с силой, заставляющей все тела, удаленные на заметные расстояния, притягивать друг друга и стремящейся соединить их вместе.
Материал сверстал и разместил в Сети Олег Акимов 4 декабря 2014 года