Лысенко Трофим Денисович родился 17 (30) сентября 1898 года в селе Карловка Полтавской губернии в семье крестьян Дениса и Оксаны Лысенко. В 1913 году окончил двухклассную деревенскую школу, затем еще три года учился в Низшей садоводческой школе в Полтаве. В 1917 году поступил в Уманское садоводческое училище, которое окончил в январе 1921 года. После этого он был командирован в Киев на селекционные курсы Главсахара. По окончании этих курсов Лысенко стал работать на Белоцерковской опытной станции в качестве селекционера огородных растений. Ещё будучи на курсах Главсахара, он поступил в Киевский сельскохозяйственный институт. Работая на опытной станции, молодой селекционер выводит новый сорт томатов — № 17. Там же разрабатывает метод ускоренного размножения родоначальников новых, улучшенных сортов свёклы при помощи прививки их отдельными глазками.
В октябре 1925 года, после окончания института, Трофима Денисовича приглашают работать во вновь организованной селекционной станции в Кировобаде (бывшая Ганджа, Азербайджанской ССР). Здесь молодому селекционеру была поручена работа по селекции бобовых, фуражных и сидерационных* растений. До 1925 года в полевой культуре Азербайджана бобовых растений почти не было. В жаркий летний период из бобовых могла расти одна лишь люцерна. Необходима же была такая культура, которая в полевых условиях проходила бы вегетационный период** тогда, когда хлопчатник не требует поливки. Таким объектом оказались раннеспелые сорта гороха. Сев гороха производился в осенне-зимний период.
* Сидерация — система так называемых зелёных удобрений, основанная на запашке в зелёном виде некоторых растений, обогащающих почву азотом и органическими удобрениями.
** Вегетационный период — время года, в течение которого происходит весь цикл развития растения.
Уже в первый год осеннего посева коллекции гороха молодой учёный подметил, что ранние позднеспелые сорта непостоянны. Одни и те же сорта в одних условиях могут быть ранними, в других — поздними. Изучение этого явления послужило основой для дальнейших громадной важности открытий будущего академика.
Тогда же, работая в Кировабаде над вопросом длины вегетационного периода, Трофим Денисович устанавливает, что растения развиваются определёнными периодами, стадиями. Это открытие послужило ключом для того, чтобы впервые в истории науки исследовать сокровенные процессы жизни растения. В свете учения о стадийном развитии стали понятны причины невыколашивания многих озимых сельскохозяйственных культур при посеве их семян весной. Уже тогда был разработан способ заставить плодоносить озимые культуры при посеве весной путём соответствующей предварительной обработки семян.
1929 год в агробиологической науке был знаменательным годом. Впервые был произведён весенний посев озимой пшеницы — Украинки — в производственных условиях. Сеял старик Денис Никанорович Лысенко по указанию своего сына. Семена предварительно выдерживались определённое время на холоде, под снегом. Урожай был получен в 140 пудов с гектара. Этот способ — Заставить озимые растения выколашиваться при весенних посевах — советской общественностью был назван «яровизацией».
С октября 1929 года молодой учёный переводится на работу из Азербайджана в Одесский селекционно-генетический институт. Здесь создаётся специальная лаборатория по яровизации сельскохозяйственных растений, которую возглавляет. Т. Д. Лысенко.
Весной 1930 года в работу по яровизации включаются первые сотни колхозников-опытников.
В 1930 году разработан агроприём яровизации не только для озимых культур, но и для яровых хлебных злаков, а также картофеля и др.
В 1933 году площадь под посевами яровизированными семенами зерновых составляет 200 тыс. гектаров. Средняя прибавка в урожае с гектара — 1,17 центнера.
В 1941 году яровизированные посевы занимали уже 13 млн. гектаров. Таковы результаты применения на практике первых теоретических изысканий новатора агробиологической науки. Но на этом работа не остановилась. Правильно подойдя к изучению растительного организма, Т. Д. Лысенко познаёт растение всё глубже и глубже, открывая закономерности его развития.
Вслед за изучением вегетационного периода растений, открытия законов стадийного развития, Лысенко разработал метод подбора родительских пар для скрещивания.
Почти параллельно с этой работой академик Лысенко изучает причины вырождения картофеля на юге и разрабатывает средства борьбы с его вырождением.
Проблема внутрисортового скрещивания растений-самоопылителей — это очередной вопрос, поставленный впервые в 1935 году академиком Лысенко. В настоящее, время внутрисортовое, как и межсортовое, скрещивание растений является основой селекционного процесса, нашедшего широкое применение в практике государственных селекционных станций.
В 1936 году Т. Д. Лысенко разработал агроприём — чеканку хлопчатника, применяющуюся теперь на 80% площади хлопковых посевов.
В дальнейшем внимание академика Лысенко приковывают такие вопросы, как изменение наследственно-озимых растений в наследственно-яровые и яровых в озимые, теоретическое обоснование вреда инцухта при селекции перекрёстников и километровой изоляции при семеноводстве ржи. Разрабатываются вопросы гнездового, посева кок-сагыза, периода покоя у сельскохозяйственных растений, культуры озимой пшеницы в Сибири, биологических методов борьбы с сельскохозяйственными вредителями, агротехники проса, селекции ветвистой пшеницы, способы посадки лесных полос и т. д.
За свои заслуги в науке Т. Д. Лысенко в 1934 году был избран действительным членом Академии наук УССР, в 1935 году утвержден академиком всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина, в 1939 году избран академиком Академии наук Союза ССР.
Одиннадцать лет академик Т. Д. Лысенко возглавляет высший центр сельскохозяйственной мысли, являясь президентом Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина; десятый год он руководит одним из важнейших и крупнейших институтов Академии наук — Институтом генетики.
Т. Д. Лысенко неоднократно избирался членом ЦИК УССР и СССР. При выборах в Верховный Совет СССР, Трофим Денисович избирается его депутатом. Академик Т. Д. Лысенко награждён правительством пятью орденами Ленина и трижды удостоен Сталинской премии первой степени. В 1945 году ему присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Академиком Лысенко за период 25-летней научной деятельности написано свыше трёхсот работ. Важнейшими из них являются следующие:
-
«Влияние термического фактора на продолжительность фаз развития растений» (1928 г.). В этой работе даются первые намётки теории стадийного развития растений.
-
«Теоретические основы яровизации» (1935 г.). Здесь подробно изложена теория стадийного развития растений.
-
«Селекция и теория стадийного развития растений» (1935 г.). В работе излагаются новые принципы селекции растений.
-
«О наследственности и её изменчивости» (1943 г.). Здесь освещаются основные вопросы мичуринской генетики.
-
«Работы в дни Великой Отечественной войны» (1943 г.). В этой книге представлены работы военного времени.
-
«Агробиология» (1943, 1946, 1948 гг.). В этой книге собраны наиболее важные работы по вопросам генетики, селекции и семеноводства.
Несколько слов о пути академика Лысенко в науку.
В 1937 году в газете «Правда» Трофим Денисович выступил со статьёй «Мой путь в науку», где сам рассказал о себе. Приведу этот рассказ:
«У меня иногда опрашивают, как я стал учёным. Такой вопрос задают наши агрономы и учащаяся молодёжь. Об этом же спрашивают и приезжие иностранные учёные.
Советские агрономы и молодёжь хотят узнать о моём пути к науке, понимая, что этот путь у нас доступен каждому.
Иностранных гостей интересует и удивляет другой, более общий, нами уже забытый вопрос: как сын крестьянина (ныне колхозника) стал академиком.
В капиталистическом обществе такой случай — редчайшее исключение... Вспомним хотя бы такого гениального учёного, как К. А. Тимирязев, которого царские чиновники от науки упорно изгоняли из университета, из сельскохозяйственного института. Его работы и идеи, представляющие исключительную ценность, получили своё настоящее развитие только в нашей советской действительности. Но разве Тимирязев исключение? И. В. Мичурина до Великой социалистической революции не причисляли даже к числу учёных. Только в наше советское время Мичурин и его деятельность стали знаменем для биологов.
Гениальный биолог Дарвин лишь на склоне лет своей жизни был избран членом Французской академии, да и то не за дарвинизм, не за созданную им гениальную теорию развития органического мира, а за работы по... систематике... Буржуазная наука не терпит подлинных учёных, которые действительно раскрывают закономерности природных и общественных явлений.
В ином положении наука, в частности агрономическая, в нашей стране. Ей присущи, прежде всего, революционность, смелость дерзаний. Она обязана повседневно помогать производству, получать хорошие урожаи, отвечать на все запросы практики. В то же время наша наука призвана смело, революционно преобразовывать в интересах социалистического общества и почву, и растения, и животных — весь органический мир.
Имея способности и желание, в нашей стране легко стать учёным. Сама советская жизнь заставляет становиться в той или иной степени учёным. У нас очень трудно и даже невозможно провести резкую, непереходимую грань между учёными и неучёными. Каждый сознательный участник колхозно-совхозного строительства является в той или иной степени представителем агронауки. В этом сила советской науки, сила каждого советского учёного. Вот почему тот путь, который привёл меня к науке, является обычным, доступным для любого гражданина Союза» [Академик Т. Лысенко. Мой путь в науку. «Правда» от 1 октября 1937 года].
Предмет исследований
Когда читатель впервые знакомится с работами академика Лысенко, он не сразу может вынести суждение, кто таков их автор: физиолог ли, селекционер, агротехник, генетик, овощевод, специалист по зерновым или техническим культурам, энтомолог, лесовод? Всех этих вопросов касался зоркий глаз и пытливый ум Лысенко. Но кто же он, какова его конкретная специальность?
Академик Лысенко — создатель нового направления в агрономической науке, основы которого заложил своими работами И. В. Мичурин. Лысенко — агробиолог.
Каково содержание агробиологии?
Ответ на этот вопрос можно дать следующий: познание причин тех или иных конкретных явлений, управлять которыми должен растениевод иди животновод, является основной задачей агробиологии.
Уже отсюда вытекает, что агробиология как наука обязана вскрывать сложные биологические взаимосвязи, закономерности, имеющие место в сельскохозяйственном производстве.
Исходная позиция агробиологии — теория развития растений и животных, то есть познание конкретных путей управления наследственностью и её изменчивостью. Не познав их, наука ограничится в лучшем случае приёмами описания, а не живого творчества.
Основой агробиологии является мичуринская генетика, учение о наследственности и её изменчивости.
Наследственность, согласно определению академика Лысенко, — это свойство растений и животных требовать определённых условий для своей жизни и определённым образом реагировать на эти условия. Познавая эти требования, человек создаёт соответствующие требованиям организма условия и получает от растений и животных всё то, что они могут дать. На этом именно и строится хорошая агротехника.
Агробиология учит, что требования того или другого организма являются относительно ограниченными; им присущи свои относительные минимумы и оптимумы. Познавая характер требований растений, эти минимумы и оптимумы можно сдвигать, если это «необходимо человеку.
Нарушение нормы требований возможно только путём воздействия соответствующими условиями жизни и в определённые этапы, периоды жизни. Классическим примером агробиологического подхода к познанию требований растений является теория стадийного развития растений.
Озимость и яровость — чем они обусловливаются? Часть учёных утверждала, что этим признаком ведает одна наследственная корпускула — ген, другая — два гена, третья — отдавала судьбу озимости многим генам. Во всяком случае, считалось, что озимость и яровость ни в какой степени не зависят от воли человека. На этом примере ярко видно, что реакционная генетика с её генной комбинаторикой, по существу, обезоруживала экспериментатора.
После познания того явления, что, например, растениям озимой пшеницы в первый период их жизни необходим определённый комплекс условий, где в числе других факторов ведущим является пониженная температура, вслед за Лысенко сегодня любой человек может управлять этим требованием: может яровизировать семена озимых культур, сеять весной и получать урожай.
После раскрытия существа стадии яровизации, а вслед за ней и световой, стало возможным направлять селекционный процесс путём гибридизации и по заранее намеченному плану создавать необходимые сорта растений.
После раскрытия природы стадии яровизации стало возможным управление не только онтогенезом, то есть развитием одного поколения растений, но и закреплять, когда это необходимо, соответствующие изменения в потомстве. Если стадия яровизации, например, у озимой пшеницы Кооператорки проходит в течение 40 дней при температуре от 0 до 5°, а может пройти и при 15 — 20°, но в более длительный срок, то, очевидно, воспитывая (яровизируя) эту пшеницу в ряду поколений при температуре 15 — 20° тепла, можно сдвинуть её норму требований таким образом, что пшеница «забудет» старый путь развития. Для неё нормой требований станет уже не холод, а тепло.
В эксперименте с пшеницей Кооператоркой и было впервые показано академиком Лысенко, что путём такой яровизации наследственно-озимая культура превращается в наследственно-яровую культуру.
Метод
Современная биология накопила горы фактов. «Но не всегда,— как говорил В. Р. Вильямс, — за этими грудами чисел, кривых и таблиц видно понимание существенного. Стало уже тривиальностью то положение, что в современной науке обобщение, отстаёт от накопления фактов... Большинство учёных нашего времени своё неумение диалектически думать и рассуждать перекрывают громадой фактических наблюдений и фактов, горами чисел и таблиц. Последние для науки важны, как воздух, но сами по себе они науку ещё не делают. Это леса, с помощью которых мы строим замечательное здание науки. Да по мере того как наука разрастается и вширь и вглубь и обогащается представлениями, законами, вести само наблюдение, опыт становится всё труднее и труднее. И часто неумение поставить вопрос, найти в нём существенное, неумение найти правильный ответ подменяют количеством собранных или описанных, но непонятых фактов» [В. Р. Вильямс. Избранные сочинения, стр. 42. «Московский рабочий». 1948].
И совершенно прав В. Р. Вильямс в своём утверждении, что Трофим Денисович Лысенко не идёт по этому пути. Он, безусловно, знает цену факта, наблюдения. Но факт для него важен не сам по себе, он важен только как звено в общей системе представлений. Т. Д. Лысенко изучает, познаёт явления природы, ставит добытые лично и другими исследователями факты на подобающее им место, то есть находит связи биологических явлений. А, как известно, эти связи многочисленны и сложны.
Диалектический подход к явлениям природы, раскрытие конкретных причинных связей в том или ином явлении, проверка своего прогноза практикой, экспериментом — это то, что даёт возможность правильно ставить научные вопросы и давать на них чёткие, правильные ответы.
В качестве такого подхода к вопросу приведём пример о том, как академик Лысенко решал проблему борьбы с вырождением картофеля на юге.
1932 год. Жаркий юг. Одесса. На краю города расположен Селекционно-генетический институт. Здесь работает недавно прибывший автор теории стадийного развития растений. Его волнует вопрос: почему картофель на юге является самой тяжёлой проблемой? Пшеница даёт прекрасный урожай, рожь — ещё лучше, плодовые хорошо себя чувствуют. Но почему картофель явился исключением?
Каждые два-три года здесь обменивают посадочный материал, получая его из северных районов страны. Дальнейшие же 2-3 репродукции на юге совершенно выводят картофель из строя.
Всё это оказывается не местным явлением. Такое же положение на Кавказе, в Казахстане, Поволжье, — одним словом, на всём юге и юго-востоке. Больше того, в таком состоянии находятся Италия, Испания, южная часть Франции, то есть все те районы, где господствует знойное южное солнце.
Картофель, говорят, вырождается. Для борьбы с вырождением созданы специальные институты, опытные селекционные станции. В отдельных государствах целые научные общества занимаются разрешением этой проблемы. Некоторые из этих научно-исследовательских учреждений и обществ насчитывают полувековую историю. Но, увы, никто не дал действенного рецепта.
Правда, в результате напряжённой работы людей науки явились многочисленные теории, объясняющие причины вырождения картофеля. Так, например, самым модным считалось объяснение вырождения вирусными заболеваниями, то есть такого рода болезнями, болезнетворных начал которых нельзя уловить ни через какие фильтры. Но что же толку, что «открыты» вирусы? Ведь наука только тогда превращается в действенную силу, когда она наряду со вскрытием причины ликвидирует следствие.
Некоторые учёные, как, например, директор опытного поля в Херсоне Яновчик, отчаявшись в возможности успешного разрешения проблемы картофеля, пришёл к выводу, что «...картофель в условиях Херсонского района нет смысла культивировать, ибо это растение по своей природе не может давать ощутительный эффект в условиях засушливого климата, и мы должны пользоваться завозным картофелем». [Отчёт Херсонского опытного поля за 1891—1910 гг. Херсон. 1911 г.].
А может быть, причина вырождения картофеля на юге покоится в изменении природы растений? Ведь изменение происходит не обязательно в лучшую для организма сторону. Но этого быть не может, ведь существует же наука о наследственности — менделевско-моргановская генетика, которая учит, что ген не, может зависеть от внешних условий. Да ещё как зависеть! Надо, чтобы все тридцать-сорок тысяч кустиков на гектаре изменялись направленно в сторону вырождения, то есть понижения урожая! Таково было состояние вопроса, когда в борьбу с вырождением картофеля на юге включился академик Т. Д. Лысенко.
С научными предположениями, конечно, надо считаться, но необходимо также проверять их через практику. Так точнее, вернее и быстрее схватишь существо дела. Хотя и есть вирусы в природе, но где доказательство, что картофель на юге вырождается по причине вирусных заболеваний, а не вследствие особенностей условий развития на юге. Так рассуждал Лысенко.
Началось изучение этих условий. По предположению Лысенко, причина вырождения картофеля кроется в губительном действии высоких температур на свежепробуждающиеся глазки картофеля. Вся задача заключается в том, чтобы перенести период клубнеобразоваяия картофеля с жаркого лета (май, июнь) на более поздний и менее жаркий период (сентябрь, октябрь). И весь 1933 год Лысенко посвящает изучению поведения картофеля в зависимости от сроков посадки, то есть от разных условий жизни. В виде проверочного опыта в институте посадили картофель на четверти гектара в начале июля. Урожай с этой площади получен в 10 тонн с гектара против обычных урожаев от весенних посадок в 2-3 тонны.
Опыт повторяется в 1934 году в более крупных масштабах. Для этого завозится из северных областей страны 16 тонн картофеля сортов Эпикур и Ранняя роза. Картофель распределяется по колхозам и пригородным хозяйствам. Несмотря на новизну дела и засушливое лето, всё же колхозы получили урожай в 10 тонн с гектара. Клубни доходили весом до 400 граммов. А этого ведь раньше юг не знал, не получал.
Весной 1935 года колхозами было засажено до 300 гектаров здоровым, не вырожденным посадочным материалом продовольственного картофеля ранних сортов от летней посадки 1934 года. Эти опыты показали, что клубни картофеля, выращенные в осеннее время, настолько же здоровы, как и клубни, привезённые весной из северных областей РСФСР и высаженные рядом. В то же время картофель тех же сортов (Ранняя роза, Эпикур), выращиваемый путём обычных весенних посадок, дал в 1935 году растения, в значительной части вырожденные.
В последующие годы передовые колхозы показали, что при условиях хорошей агротехники от летних посадок на юге можно получать урожай в 20, 30 и больше тонн с гектара, причём клубни часто доходили величиной до килограмма весом. И не удивительно, что колхозники юга, получив такие высокие урожаи, обращались к академику Лысенко со следующими словами: «От имени стариков-колхозников большая благодарность академику Лысенко за его новую технику, что кажется для нас, стариков-колхозников, чудом».
Стоило, как видим, подойти к картофелю как к растительному организму, наследственно изменяющемуся в зависимости от того, где и как он будет выращиваться, чтобы извечная проблема была, решена раз и навсегда. И не удивительно, что теперь метод летних посадок картофеля становится единственным способом улучшения породы и на этой основе повышения урожайности картофеля на юге.
Этот блестящий эксперимент имеет большое значение не только для народного хозяйства. Не меньше его значение и для науки. Метод летних посадок картофеля, его теоретическое обоснование — это торжество творческого дарвинизма, это доказательство истинности мичуринских принципов.
Совнарком СССР уже в 1937 году принял специальное решение о летних посадках картофеля, в котором говорилось: «Установить, что на опыте колхозных посевов по методу акад. Лысенко в 1936 году, на площади 17 000 гектаров доказана полная возможность получения невырожденных клубней картофеля в количестве, вдвое превышающем урожай обычных посадок картофеля в южной части Украинской ССР. В связи с этим обязать Совнарком УССР с 1938 года прекратить в южной части Украинской ССР посевы картофеля вырожденными семенами».
Критерием истинности того или иного положения всегда является практика. «Если забрать меня от растений, — говорит Лысенко, — я не двинусь вперёд».
Т. Д. Лысенко всю свою научную жизнь экспериментирует. У него всюду эксперименты: они на подоконниках рабочего кабинета в академии, они дома на письменном столе, они в теплицах Института генетики, они в аудитории Сельскохозяйственной академии имени Тимирязева, где читает лекции Лысенко, они в Горках Ленинских под Москвой, они в Одессе, в Омске...
Но надо иметь в виду, что комнатные и тепличные растения и даже эксперименты на опытных полях институтов — это только преддверие творческой лаборатории. Сама же лаборатория простирается дальше, на сотни, тысячи и миллионы гектаров колхозных полей. Окончательно отшлифовываются, обрабатываются выводы именно здесь. Так было вчера с яровизацией, чеканкой хлопчатника, с летними посадками картофеля. Так ведут работы теперь с гнездовыми посевами кок-сагыза и культур для лесозащитных полос. Так будет завтра с ветвистой пшеницей и многими другими будущими работами.
Таков метод работы академика Лысенко, выдающегося мичуринца нашей страны.
Принципы
Важнейшими научными принципами в работах академика Лысенко надо назвать следующие:
а) Единство организма и условий жизни.
б) Обмен веществ — основа единства внутреннего и внешнего.
в) Наследственность — это, эффект концентрирования воздействий условий внешней среды, ассимилированных организмами в ряде предшествующих поколений.
г) Без возможности наследования изменений, приобретаемых организмом в процессе его жизни, не может быть эволюции.
д) Нарушение нормы и типа обмена веществ — причина нарушения избирательности, причина изменчивости.
е) Процессы развития растений разнокачественны.
ж) Половой процесс — процесс взаимной ассимиляционной деятельности половых клеток.
з) Жизненность и наследственность — равные свойства живаго.
и) Только через условия жизни можно управлять наследственностью растений и животных.
Разберём несколько подробнее эти принципы.а) Единство организма и условий жизни
Живые и неживые тела находятся в определённых отношениях к окружающей их среде: Однако взаимоотношения организмов с внешней средой, говорит академик Лысенко, принципиально отличны от взаимоотношений неживых тел с той же средой. Основное отличие состоит в том, что взаимодействие живых тел с условиями окружающей среды является основой их сохранения, а взаимодействие со средой неживых тел ведёт к их разрушению.
Чем лучше изолировано неживое тело от воздействий внешней среды, тем дольше оно остаётся самим собою. Наоборот, живой организм, изолированный от условий внешней среды, перестаёт быть организмом, ибо живое неотъемлемо связано с условиями постоянного обмена веществ. Из сказанного следует вывод, что взаимоотношения с внешней средой для живых существ являются неотъемлемым условием их существования, условием формирования наследственных свойств организмов.
Раскрытие, познание закономерностей взаимоотношений организмов с условиями внешней среды есть основной смысл работы агробиологов.
Чем лучше наука будет понимать взаимосвязь организмов с условиями внешней среды, тем лучше экспериментаторы смогут управлять организмами.
Из вышеизложенного не трудно сделать вывод, что организм и условия его жизни находятся в постоянном и неразрывном единстве. Только так можно и нужно агробиологу понимать проблему единства внутреннего и внешнего. Здесь необходимо подчеркнуть, что в данном случае под внешним понимается то, что ассимилируется организмом, а под внутренним то, что ассимилирует, то есть живое тело.
б) Обмен веществ — основа единства организма и условий внешней среды
Академик Лысенко учит, что внешние условия, будучи ассимилированы с живым телом, становятся уже не внешними условиями, а внутренними, то есть они становятся частицами живого тела, и для своего роста и развития уже требуют тех условий внешней среды, какими в прошлом они сами были. Живое тело состоит как бы из отдельных элементов условий жизни, превратившихся в элементы живого тела. Для роста отдельных частей и развития признаков организма требуются те же условия внешней среды, которые были ассимилированы организмом в прошлом.
Путём управления условиями жизни можно включать в живое тело новые условия внешней среды и можно исключать из него те или иные элементы, вернее потребности в них.
Приведём следующий пример. Процесс яровизации яровых злаков не требует пониженных температурных условий. Яровизация у яровых культур проходит при обычных весенних и летних температурах. Если же определённый период проводить яровизацию яровых (например, пшеницы) при условиях пониженных температур, то через, несколько поколений она превратится в озимую и будет требовать, при прохождении стадии яровизации, уже не повышенной, а пониженной температуры.
Этот пример является иллюстрацией, каким путём можно включать новые условия, как создавать у организма новые его потребности.
Из сказанного следуют два вывода:
1) изменения потребностей, то есть наследственности живого тела, всегда адекватны воздействию условий внешней среды, если эти условия ассимилированы живым телом;
2) основой единства организма и среды всегда является обмен веществ.
в) Наследственность — это эффект концентрирования воздействий условий внешней среды, ассимилированных организмами в ряде предшествующих поколений
Известно, что генетики-вейсманисты под наследственностью понимают воспроизведение организмом себе подобного. Такое представление является голой констатацией и мало даёт для познания явлений наследственности.
Исходя из этого определения, идеалистическая генетика изучает наследственность: такими способами и методами, которые не позволяют раскрывать сущности процессов наследственности. Вейсманисты, как говорит академик Лысенко, изучают не явление наследственности, а конечные различия между организмами с различной наследственностью, взятыми для скрещивания.
Способ изучения наследственности в вейсманистской (менделевско-моргановской) генетике заключается в том, что обычно берут два организма с разной наследственностью и путём скрещивания смешивают их наследственность. По разнообразию получаемого потомства хотят узнать о наследственности изучаемых организмов. Этим путём можно узнать, какое число потомков похоже на одного или другого родителя и каков характер наблюдаемых новообразований. В чём заключается сущность наследственности того или другого родителя, — на этот вопрос подобные опыты ответа не дадут.
Явлению наследственности, академик Лысенко даёт иное определение. Под. наследственностью понимается «свойство, порождаемое качеством4исходного для организма тела зачатка, развиваться в относительно определённом направлении, иметь определённый тип обмена веществ, для чего требуются относительно определённые условия жизни»*. Другими словами: наследственность есть эффект концентрирования воздействий условий внешней среды, ассимилированных организмами в ряде предшествовавших поколений.
[* Академик Т. Д. Лысенко. Трёхлетний план развития общественного колхозного и совхозного продуктивного животноводства и задачи сельскохозяйственной науки, стр. 24. Сельхозгиз. 1949].
Под термином наследственность академик Лысенко понимает природу живого тела. Поэтому сказать «природа живого тела» или «наследственность живого тела» будет одно и то же. Например, почему растения пшеницы отличаются от растений риса? Потому, что у этих растений разная природа. Рис, например, требует затопления, а пшеница, как известно, в этих условиях погибнет. Эта природа, выражающаяся в определённых требованиях организма к условиям жизни, создавалась историей организма. Изучать наследственность организма — это значит изучать его природу, историю, то есть потребности к жизненным условиям. Следовательно, выявление условий внешней среды, требуемых организмом для развития тех или иных признаков или свойств, — это и есть изучение наследственности того или иного признака или свойства.
Для изучения наследственности организма нет надобности скрещивать его с представителем другой наследственности. Изучением наследственности преследуется цель — определить отношения природы данного организма к условиям внешней среды.
После же скрещивания получается потомство не той наследственности, которую требуется изучать. Различные скрещивания при изучении наследственности необходимы только в тех случаях, когда хотят определить силу, стойкость одной наследственности по сравнению с другой, или когда наследственность хотят расшатать, то есть сделать её нестойкой, податливой к условиям развития.
Только изучение требований и отношений организма к условиям внешней среды даёт возможность познавать явление наследственности. Только на основе такого знания можно направленно изменять наследственность организмов.
г) Возможность и необходимость наследования изменений, приобретаемых организмом в процессе его жизни
Как известно, вейсманисты умозрительно расчленили организмы на «наследственное вещество» и «питательное вещество», объявив первое вещество бессмертным, никогда не зарождающимся, а только размножающимся. Это мифическое «наследственное вещество» лишено возможности развиваться, изменяться, давать, новообразования, то есть трансформироваться под влиянием его носителя — живого тела, под влиянием условий жизни.
Из этой концепции следует, что приобретаемые организмом в определённых условиях его развития новые склонности и отличия не могут наследоваться, не входят в эволюцию.
Многовековая человеческая практика по созданию новых форм растений и пород животных — яркий свидетель того, что эволюция совершается только благодаря возможности наследования признаков и свойств, приобретаемых организмом в течение его индивидуальной жизни.
Возможность наследования, признаков подтверждается всюду и везде. И если человек науки руководствуется этим важнейшим принципом, он способен творить чудеса.
В качестве примера используем хотя бы историю создания знаменитого караваевского стада скота.
Каким путём была создана эта порода, какие условия формировали её? На этот вопрос прекрасно ответил на августовской сессии ВАСХНИЛ директор государственного племенного рассадника крупного рогатого скота костромской породы В. А. Шаумян.
«Первое и основное условие успеха в породообразовании, — говорил Шаумян,— это обильное и умелое кормление животных во все периоды их роста, развития и продуцирования.
Второй не менее важный фактор (я лично ставлю его наравне с кормлением) — умелое интенсивное доение коров.
Третий фактор — умелое воспитание животных, соответствующий уход за ними, так как все наши воздействия на организм животного в конечном итоге преломляются через его периферическую и центральную нервную систему.
Четвёртый — на основе обильного кормлений, интенсивного умелого доения и правильного соответствующего ухода за животными мы проводили отбор лучших животных и подбор. Наилучшие пары спаривали между собою, с целью создания особых линий и семейств, упорно и систематически накапливая и закрепляя все ценные и нужные нам новые свойства и особенности в течение многих поколений»*.
[* О положении в биологической науке. Стенографический отчёт сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина, 31 июля — 7 августа 1948 г., стр. 213-214. Сельхозгиз. 1948].
Здесь необходимо заметить, что рекордистки караваевского стада дают до 15-16 тысяч литров молока в год, причём эта высокая продуктивность наследуется.
Все работы академика Лысенко и его сотрудников по изменению природы растений путём воспитания в изменённых условиях жизни, по вегетативной гибридизации и другие — яркое доказательство того, что жизненные процессы включают в себя понятие внешнего, что ассимилированные внешние условия становятся внутренними процессами развития. Отсюда академик Лысенко и делает вывод, что развитие каждого организма накладывает свою печать на развитие последующих поколений, то есть приобретаемые организмом в процессе развития свойства наследуются.
д) Нарушение нормы обмена веществ — причина нарушения избирательности, причина изменений
Академик Лысенко учит, что каждому организму, а также каждому протекающему в нём процессу свойственна избирательность условий жизни, условий, обеспечивающих норму того или другого признака, свойства.
Из окружающей внешней среды организм, в силу выработанного эволюцией свойства избирательности, обладает возможностью избирать необходимые ему условия. В тех случаях, когда организм получает из окружающей среды условия, соответственные его природе, развитие организма идёт в пределах той же наследственности. Если же организмы не получают нужных условий и бывают вынуждены ассимилировать несоответствующие им условия, получаются организмы или отдельные их участки, отличные от предшествующего поколения. И если изменённый участок организма является исходным для нового поколения, то последнее будет уже по своим потребностям, по своей природе отличаться от, своих предшественников. Экспериментальным путём можно показывать отличие этих поколений, которое будет выражаться в различных требованиях к условиям жизни.
Таким образом, причиной изменения природы живого тела, по учению Лысенко, является изменение нормы и типа ассимиляции, нормы и типа обмена веществ.
е) Процессы развития растений разнокачественны
Академик Лысенко вошёл в науку как создатель общебиологической теории. Он открыл закон о стадийном развитии растений, являющийся крупнейшим достижением мичуринской биологии.
Эта теория впервые раскрыла внутреннюю, сущность жизненных процессов, их физиологическую разнокачественность.
«Для, развития растений, — учит академик Лысенко, — требуется определённый комплекс факторов, в который, кроме минерального питания, входят также температура, свет, влажность, соответствующая продолжительность дневного освещения или ночи и пр. Если все или хотя бы часть перечисленных условий не соответствуют природе развития данных растений, то они не смогут дать хорошего урожая. Вот почему нередко можно наблюдать, как некоторые растения довольно хорошо растут, но поздно приступают к цветению и плодоношению или даже совсем не цветут и не плодоносят».
[Академик Т. Д. Лысенко. Теоретические основы яровизации, стр. 44. Сельхозгиз. 1936].
Отсюда ясно, что различные растения для своего развития требуют различных условий. Те климатические условия, которые, например, требуются для озимых пшениц, непригодны для таких растений, как, например, хлопчатник.
Растения в продолжение своей жизни от посевов семян и до созревания новых семян требуют неодинаковых внешних условий. Как уже говорилось, наши озимые хлеба в начале своего развития обязательно требуют пониженных температур, а после прохождения качественных изменений, именуемых яровизацией, требуют до конца развития, в числе, других факторов, повышенных температур.
«Смена требований, — говорит академик Лысенко, — предъявляемых развивающимся растением к условиям внешней среды, указывает на то, что самое развитие однолетнего семенного растения от прорастания семени и до созревания новых семян не однотипно, не однокачественно» [там же, стр. 47].
На основании этого Т. Д. Лысенко делает вывод, что развитие растений состоит из отдельных разнокачественных этапов, стадий. Стадии являются необходимыми этапами в развитии каждого растения. Только на определённых стадиях могут развиваться те или иные органы и признаки. Ни в коем случае нельзя представлять себе дело так, что стадии — это образование различных органов и частей растений. Стадии есть только качественно переломные моменты в развитии организма, без которых невозможно образование отдельных органов.
Стадийные изменения всегда происходят в точках роста стебля растения посредством деления клеток и передачи качественных изменений, дочерним клеткам, которые, в свою очередь, также претерпевают изменения. Отсюда растение по длине стебля разнокачественно. Низ — стадийно самая молодая часть, верхушка — возрастно молодая, стадийно же — старая. Для доказательства остановимся на таком опыте. Если взять у сои, ночной красавицы или же у плодового растения черенки у основания растения и одновременно с верхушки и укоренить их, то черенок, взятый у основания, потребует примерно столько же времени для своего развития к плодоношению, как и растение из семян. Черенок же их верхушки заплодоносит сравнительно быстро.
Стадии строго последовательны и необратимы, как необратимо всё развитие. Ни в коем случае растение не может миновать непройденную стадию.
Стадий развития в однолетних сельскохозяйственных растениях несколько. Подробно изучены две: яровизация, для прохождения которой, например, зерновые культуры в комплексе с другими факторами требуют пониженных температур, и световая стадия, на протяжении которой растения требуют определённой длины дня.
Что практически, кроме познания сущности развития растений, дало открытие этих стадий?
Во-первых, разработана методика яровизации злаков и, в частности, яровых, что даёт возможность высевать семена в почву уже биологически подготовленными к дальнейшему развитию.
Во-вторых, открытие двух стадий дало возможность совершенно по-новому разрешить такой важный вопрос, как подбор родительских пар при выведении новых сортов сельскохозяйственных растений.
В-третьих, принцип стадийности лёг в основу развития мичуринской генетики. Только после создания этой теории стало возможным понять, когда, как и какими условиями воздействовать на растения, чтобы вызвать соответствующие изменения и закрепить их в потомстве, то есть перейти от управления разнокачественностью в индивидуальном развитии к управлению разнокачественностью в историческом развитии.
ж) Половой процесс — процесс взаимной ассимиляционной деятельности половых клеток
Экспериментальные работы по вегетативной гибридизации растения со всей очевидностью показывают, что изменения характера обмена веществ в организме влекут за собой изменения в зародышевых клетках. Эти явления послужили Дарвину основанием для следующего заявления: «...мне кажется, все согласятся, что вышеприведенные случаи (случаи получения вегетативных гибридов. — И. Г.) учат нас чрезвычайно важному физиологическому факту: те элементы, которые идут на образование нового существа, вовсе не всегда образуются в мужских и женских органах. Они находятся в наличности в клеточной ткани, и состояние их таково, что они могут соединиться без содействия половых органов и дать, таким образом, начало новой почке, которая принимает признаки обеих родительских форм»
[Чарльз Дарвин. Собр. соч., т. VII, стр. 288. Издание Ю. Лепковского].
Эти факты, как заявляет Дарвин, настолько важны, что рано или поздно они заставят физиологов изменить взгляды на половое воспроизведение.
Если вегетативная и половая гибридизация — явление одного и того же порядка, то отсюда следует вывод, что у них должна быть общая основа. Последняя, по Лысенко, и заключается в том, что и вегетативная и половая гибридизация — процессы взаимной ассимиляционной деятельности компонентов, в результате которой и вырабатывается гибридный продукт.
Оплодотворение, как и всякий другой процесс в живом организме, подвержено законам ассимиляции. Слияние двух половых клеток — это есть процесс взаимоассимиляции, в результате чего вместо двух половых клеток получается третья, новая — зигота. Если сила ассимиляции обеих половых клеток одинакова, получится зигота, дающая организм с примерно равным распределением отцовских и материнских признаков. При резком преобладании возможностей ассимиляции одной половой клетки над другой получается гибрид с большим уклонением в сторону одного из родителей, вплоть до полного поглощения всех признаков другого.
Понимая так процесс гибридизации, становится ясным, что можно способствовать формированию, природы гибридных зародышей с большим или меньшим уклонением в сторону того или другого родителя.
В своей селекционной деятельности И. В. Мичурин так и поступал. С целью большего проявления материнских свойств у гибридов Мичурин советовал брать пыльцу с впервые цветущего, ещё не закончившего своего формирования растения. Цветки же другого растения, которому желательно придать только отдельные свойства от первого родителя, необходимо выбирать на старом дереве и с тех его веток, где обеспечен наилучший приток пищи. Этим самым Мичурин создавал условия для преобладания в потомстве свойств желательного, в данном случае материнского сорта.
Часто Мичурин советовал выбирать формы для скрещивания, далеко отстоящие по месту, или, вернее, условиям своего происхождения. Этот принцип основан на том наблюдении, что если произвести скрещивание, например, южного сорта с морозоустойчивым местным, то климат, пища будут способствовать поглотительно-ассимиляционной деятельности половых клеток более приспособленного местного сорта, если же для скрещивания взять обоих родителей не местного происхождения, а с географически отдалённых мест, то внешние условия в одинаковой степени будут чужими для развития свойства обоих компонентов и из таких гибридных семян при умелом воспитании легче создавать сорта с необходимой устойчивостью к морозам и с хорошими вкусовыми качествами.
Мичуринская генетика учит и наглядно показывает, что половым процессом растений можно управлять, если исходить из того важнейшего положения, что в основе его также лежит процесс обмена веществ, процесс ассимиляции.
з) Жизненность и наследственность — разные свойства живого
Представители реакционной генетики считают, что столбовая дорога селекции — чистолинейность, близкокровность. Для селекции растений-перекрёстноопылителей (рожь, подсолнечник, кукуруза, гречиха, сахарная свёкла и другие культуры) они советовали узкокровное разведение. Этот же путь рекомендовался и для животноводства.
Многолетняя практика морганистов привела их теоретические представления, а главное — практические результаты, к полному краху, о чём заявляют даже отдельные представители этой лженауки.
При близкокровном разведении растений и животных они неизменно получали в потомстве биологических уродов, а не полноценные организмы. Это явления, по представлению морганистов, заключались якобы в дефектах наследственности родительских форм, которые выявлялись только у их потомков.
«Исходя из такой "теории", — пишет Т. Д. Лысенко, — генетики вейсманисты-морганисты и предложили для животноводческой практики способы проверки и браковки производителей по наличию у них летальных генов [Летальные гены — смертоносные гены.] Для такой проверки рекомендовалось спаривать производителей с их дочерьми и если в потомстве получались мертворождённые или слабые, хилые организмы, то такого производителя, хотя бы он был самым ценным улучшателем неродственного стада, браковали, так как он якобы обладает скрытыми летальными генами.
Ясно, что при такой проверке пришлось бы забраковать всех производителей во всём животном царстве и все перекрёстноопыляемые растения»
[Академик Т. Д. Лысенко. Трёхлетний план развития общественного колхозного и совхозного продуктивного животноводства и задачи сельскохозяйственной науки, стр. 21].
Практика и наука давно установили, что при длительном узкородственном разведении как животные организмы, так и растения-перекрёстноопылителя дают маложизненное, малоплодовитое потомство, и, наоборот, установлено увеличение плодовистости и жизненности при межпородных межсортных скрещиваниях.
Всё это говорит о том, что жизненность и наследственность хотя и взаимосвязанные, но всё же разные свойства живого.
Для уяснения различий между свойствами жизненности и наследственности приведём такой пример. Если взять одно растение ржи и изолировать, его от других растений этой же культуры, то семян не получится. Если же и образуются отдельные семена, то потомство от них будет маложизненным.
Но можно с тем же растением ржи провести и другой опыт. Во время кущения возможно разделить его на 15-20 частей и создать группам одного вегетативно разложенного растения почвенную, то есть питательную разность. Во время цветения вся изолированная семья растений (потомство одного зёрнышка) будет нормально переопыляться между собой и даст нормальное завязывание семян. Больше того, при посеве этих семян получится потомство более жизненное в сравнении с нормой, то есть растениями, полученными из обычных семян. Такие опыты мичуринцы делали неоднократно и всегда получали положительный эффект. Эти эксперименты говорят о том, что при одной и той же наследственности можно получать слабую и высокую жизненность.
«Жизненность тела, — учит академик Лысенко, — порождается процессом оплодотворения, процессом объединения в известной мере различных половых клеток, причём их наследственность может быть практически одинаковой, чаще же в той или иной степени разной. Различающиеся половые клетки или их ядра, объединяющиеся в одной клетке, в одном ядре, создают биологическую противоречивость единого живого тела. Этим путём создаётся источник жизненности оплодотворённой яйцеклетки, её превращения в зародыш, в организм...
Пока существует противоречивость живого тела, до тех пор оно жизненное. С постепенным изжитием противоречивости тела, с затуханием процесса ассимиляции — диссимиляции нормально угасает жизненность тела, оно стареет»
[Академик Т. Д. Лысенко. Трёхлетний план развития общественного колхозного и совхозного продуктивного животноводства и задачи сельскохозяйственной науки, стр. 25-26].
Отсюда следует вывод, что основной путь селекции заключается в том, чтобы создавать для развивающегося организма условия, ведущие к противоречивости развития, условия, ведущие организм к его большей жизненности.
и) Только через условия жизни можно управлять наследственностью растений и животных
Вейсманистское направление в генетике, отрицая формулирующую роль условий в жизни организмов, считает, что направлять эволюционный процесс невозможно. Изменения наследственных свойств реализуются только посредством непричинённых, случайных изменений в естественной природе или путём применения весьма сильных средств (рентген, колхицин и т. п.) в эксперименте. Действуя на живое тело случайным подбором факторов, не требуемых природой организмов, такие исследователи и получают случайные, ненаправленные изменения и, как правило, вредные, гибельные для организма.
Академик Лысенко учит, что надо строго разграничивать случайные факторы воздействия от воздействия условиями жизни. Первые ведут человека к «кладоискательству», а вторые дают возможность управлять эволюцией.
Всякое изменение наследственности при помощи условий жизни является вынужденным, то есть отступлением от нормы и типа обмена веществ. Многочисленные эксперименты показывают, что после такого нарушения нормы новая наследственность не сразу закрепляется. В громадном большинстве случаев получаются организмы с пластичной природой, названной Мичуриным «расшатанной».
Согласно определению академика Лысенко, «растительными организмами с «расшатанной» природой называются такие, у которых ликвидирован их консерватизм, ослаблена их избирательность в отношении условий внешней среды. У таких растений вместо консервативной наследственности сохраняется или вновь появляется лишь склонность отдавать некоторое предпочтение одним условиям перед другими»
[Академик Т. Д. Лысенко, О положении в биологической науке, стр.. 35].
Природу растительного организма можно привести в расшатанное состояние тремя путями:
1) прививкой растений с разной наследственностью;
2) воздействием условиями внешней среды в определённые моменты прохождения тех или иных процессов развития организма;
3) скрещиванием, в особенности форм, резко различающихся по месту своего обитания или происхождения.
Пластичные растительные формы с неустановившейся наследственностью необходимо в дальнейшем выращивать в тех условиях, к которым требуется выработать и закрепить приспособленность того или другого организма.
Таковы основные принципы, руководствуясь которыми академик Лысенко успешно ведёт свою экспериментальную работу на благо нашей Родины и её науки.
Результаты
Чётко определив предмет своих исследований, умея диалектически анализировать явления, исходя из материалистических принципов творческого дарвинизма, академик Лысенко из года в год помогает вооружать сельскохозяйственную практику передовой теорией, приносящей ежегодно свои замечательные плоды.
Открытие закона стадийного развития растений дало возможность ввести в практику такой замечательный агроприём, как яровизация ряда сельскохозяйственных культур.
Теория подбора родительских пар при гибридизации растений дала в руки селекционерам оружие, с помощью которого можно создавать сорта в плановом порядке в сравнительно короткие сроки.
Учение академика Лысенко о единстве организма и условий его жизни превратилось в действенное средство, давшее возможность рекомендовать производству метод летних посадок картофеля.
Учение о переделке природы растений позволило академику Лысенко и его последователям получить яровые формы из озимых и, что особенно важно, озимые из яровых, которые уже завоёвывают место в производстве.
Разработка проблемы гетерозиготности показала, что это не праздный вопрос, а жизненно важная необходимость, определившая пути селекционной работы.
В настоящее время смешно говорить о том, чему учили современные вейсманисты, а именно: что близкокровное разведение, так называемый, инцухт, или инбридинг, является основным путём селекции растений и животных. Тот, кто хочет создавать новые полезные формы растений, породы животных, должен широко применять способы внутрисортового и межсортового скрещивания как у растений-самоопылителей и перекрёстноопылителей, так и межпородное скрещивание — метизацию — у животных, совмещая всё это с хорошими условиями воспитания.
Длительное время спорят биологи, в чём сущность периода покоя у растений, от каких факторов он зависит, превратив всё это в схоластический спор.
Академик Лысенко убедительно доказал на деле, что период покоя обусловливается отсутствием в семенах или клубнях питательных веществ в удобоусвояемой форме. Чтобы эти вещества могли постепенно переходить, в растворимое состояние, нужны соответствующие условия, а главное — доступ кислорода воздуха внутрь семени, в мякоть клубня, луковицы.
Исходя из этих предпосылок, академик Лысенко дал для практики много ценных советов по превращению маловсхожих семян в хорошо всхожие, по летним посадкам картофеля свежеубранными клубнями, по борьбе с сорняками.
Разработка важнейшего раздела учения Мичурина — учения о менторах — показала наглядно всю спекулятивность и схоластичность построений так называемой хромосомной теории наследственности, которую исповедуют менделисты-морганисты. Вегетативная гибридизация в работах Лысенко и его учеников дала возможность мичуринцам сделать важнейшие выводы, а именно:
1) наследственностью обладают не только хромосомы, а любая частица живого, и
2) наследование признаков, приобретаемых организмом в процессе его жизни, не только возможно, но и необходимо.
Решая любой практический вопрос, академик Лысенко развивает дальше теорию мичуринской материалистической биологии.
В качестве иллюстрации приведём работы Т. Д. Лысенко с кок-сагызом и гнездовым способом посева полезащитных лесных полос.
Но вначале сделаем небольшое вступление.
В оценке движущих сил эволюции длительное время господствовало мнение, что внутривидовая конкуренция у растений и животных является основой видообразования. Утверждалось это мнение, начиная с Дарвина. Он ввёл в свою теорию развития наряду с материалистическим началом реакционные идеи, попа Мальтуса (1766—1834). Существо их заключается в следующем: бедность и обнищание трудящихся в буржуазном обществе объясняется не самим капиталистическим строем, присущей ему эксплуатацией, а чрезмерным размножением людей. По утверждению Мальтуса, средства к существованию увеличиваются медленнее, чем население, поэтому якобы громадному числу людей их не хватает.
В результате Мальтус предлагал трудящимся воздержаться от браков и деторождения.
Эти реакционные идеи Дарвин перенёс на природу. Он утверждал, что растения и животные размножаются в гораздо большей мере, чем есть места на земле. В результате борьбы, например, между зайцами слабые зайцы вымирали, а сильные оставались жить и размножаться. Дальше опять борьба повторяется, и таким образом, по Дарвину, из поколения в поколение якобы совершенствуются виды.
«Для прогрессивно мыслящего дарвиниста, — пишет академик Лысенко, — должно быть ясным, что реакционная мальтузианская схема хотя и была принята Дарвином, но она в корне противоречит материалистическому началу его собственного учения. Нетрудно подметить, что сам Дарвин, будучи великим натуралистом, положившим начало научной биологии, сделавшим эпоху в науке, не мог удовлетвориться принятой им схемой Мальтуса, которая на самом деле в корне противоречит явлениям живой природы.
Поэтому Дарвин, под давлением огромного числа собранных им же биологических фактов, в ряде случаев был вынужден в корне изменять понятие "борьба за существование", значительно расширять его, вплоть до объявлениям его метафорическим выражением»
[Академик Т. Д. Лысенко. Агробиология, стр. 609—610. Сельхозгда. 1948].
Лысенко показал, что утверждение о существовании самой напряжённой конкуренции в пределах вида бездоказательно, что как в природе, так и в эксперименте такие факты отсутствуют. Приводимые же иногда «факты» являются обычными домыслами.
В природе всё развивается на основе противоречий. Академик Лысенко экспериментально показывает, что внутривидовые отношения представляют тип обычных противоречий, ведущих вид к его процветанию. Между организмами одного вида нет и не может быть конкуренции. Только межвидовые отношения строятся на непримиримых противоречиях, где каждая из противоречивых сторон претерпевает в результате этих отношений изменения. Наряду с антагонистическими противоречиями для межвидовых отношений характерны также явления взаимопомощи и сожительства, что неведомо для внутривидовых взаимоотношений.
Такая теоретическая позиция Т. Д. Лысенко дала возможность предложить практике благотворный способ гнездового посева кок-сагыза, рекомендовать новые приёмы посадки леса и т. д.
Академик Лысенко доказал, что, например, вся практика лесоразведения в степи в прошлом терпела крах именно потому, что разводили лес, исходя из признания внутривидовой борьбы, то есть сажали деревья-одиночки, притом разной породы. В результате такой враг леса, как сорная растительность, сразу его заглушал, уничтожал.
Вскрыв эту ошибку, Лысенко предложил разводить, например, дуб гнёздами, высевая по тридцать пять — сорок всхожих желудей в гнездо. На одном гектаре посева таких гнёзд должно быть шестьсот шестьдесят семь. Расстояния между гнёздами академик Лысенко советует занимать остролистым клёном (весной второго года), а расстояние между рядами дуба — жёлтой акацией с примесью других кустарников (осенью первого года посева дуба). Полоса засевается четыре года подряд рожью с целью защиты от степной растительности — беспощадного врага леса. Опыт 1949 года полностью подтвердил прогнозы. Теперь стало совершенно ясно, что только таким путём лес займёт подобающее ему место и в степных районах нашей страны.
Подобные результаты получены и в работе с такой культурой, как кок-сагыз. Долгие годы эта культура не удавалась потому, что высевали её сеялками и с редким стоянием растений. Лысенко предложил ручной способ посева кок-сагыза гнёздами. Многочисленные производственные опыты показали, что этот способ полностью себя оправдал: колхозники начали получать по 30-40, а во многих местах 60-80 центнеров с гектара.
Этот краткий перечень не исчерпывает всех работ академика Лысенко и его учеников.
Широкой известностью пользуются учение о вегетативной гибридизации растений, чеканка хлопчатника, новые приёмы культуры проса, биологические приёмы борьбы с сельскохозяйственными вредителями, летние посевы люцерны, новые принципы селекции перекрёстноопылителей (рожь, кукуруза), межсортовая гибридизация самоопылителей (пшеница) и другие. Но и этого перечня работ вполне достаточно, чтобы показать силу и действенность творческого дарвинизма, успешно развиваемого академиком Лысенко и его последователями на основе великого мичуринского учения.
*
* *
Систематически и упорно развивает мичуринскую теорию Трофим Денисович Лысенко, поднимая её на новую высоту в свете марксистско-ленинской теории познания закономерностей развития органического мира.
Учение Дарвина, учение Мичурина, Вильямса академик Лысенко не принимает как догмы; он развивает их творчески, всегда проверяя результат своих исследований через широкую сельскохозяйственную практику, и в этом заключается первая характерная черта стиля работы выдающегося советского учёного.
Лысенко умеет вовлекать в экспериментальную проработку того или другого вопроса широкие колхозные массы, умеет руководить опытниками-мичуринцами и обобщать их работы. Он не решает вопросов сам, лабораторным порядком.
Работа с массами колхозников, агрономов, селекционеров, вера в их уменье и возможности помогать в развитии агробиологии — такова вторая характерная черта Т. Д. Лысенко.
Т. Д. Лысенко — воинствующий материалист. Он умело и настойчиво разоблачает идеалистические хитросплетения в биологической науке. Шаг за шагом учёный разоблачил реакционные идеалистические учения: Иогансена — о чистых линиях, мендельянцев — о так называемых всеобщих законах наследственности Менделя, Вейсмана и вейсманистов — о существовании «бессмертной зародышевой плазмы», Моргана и морганистов — о хромосомной теории наследственности.
Воинственная нетерпимость к идеалистическим, метафизическим направлениям в биологии — третья особенность учёного-новатора.
*
* *
Коммунистическая партия и советская власть создали все возможности для того, чтобы учёные нашей страны могли творить, создавать самую передовую в мире науку, облегчая тем самым труд человека.
Эту отеческую заботу со стороны партии и нашего вождя товарища Сталина о науке, о её представителях всегда ощущают и помнят наши учёные.
Академик Лысенко высоко ценит нашу советскую действительность, наш колхозный строй и работает, не покладая рук...