Олег Акимов

Кто отреставрировал сломанное ухо Нефертити?

(Часть 1)

визитная карточка выставки

Это — визитная карточка выставки, которая проходит сегодня в Берлине в Новом музее. Посвящена она цветному бюсту Нефертити, который нашел Людвиг Борхардт 6 декабря 1912 года. Этому знаменательному событию решено было посвятить юбилейную выставку, которая проходит с 7 декабря 2012 года по 13 апреля 2013 года.

This is a posting of the exhibition which was opened at the New Museum of Berlin now. It was dedicated to the colored bust of Nefertiti, which Ludwig Borchardt sixth of December 1912. Such significant event was given to an anniversary exhibition, which is going from seventh of December to thirteen of April 2013

У Борхардта возникли серьезные проблемы

Время это, почти полгода, определяется не только временем доставки цветного бюста из Амарны в Берлин. У Борхардта возникли серьезные проблемы при его транспортировке в Европу. Сейчас мы не станем вдаваться в детали таможенного законодательства. Заметим лишь, что согласно тогдашним правилам половина артефактов, найденных в земле Египта, нужно было передать в Каирский музей. Каких именно артефактов — предмет переговоров археологов и специалистов-египтологов таможенной службы, которая находилась под юрисдикцией французов.

This is time, almost half of year, defines not only time of delivery of color bust from Amarna to Berlin. There were serious troubles during the transportation to Europe. We will not deep in every details of custom law. Just note that according to rules a half of artifacts, which was found in the earth of Egypt, must be passed to Museum of Cairo. What kind of artifacts is a subject of a negotiation between archeologists and Egyptologists of a custom service, which was jurisdiction of France?

Борхордт ловко обошел таможенный закон, обманув Густава Лефевра

Борхордт ловко обошел таможенный закон, обманув Густава Лефевра, французского эксперта, который неплохо разбирался в древнеегипетских письменах, но был неважным специалистом в области скульптуры. Немецкий археолог, по сути дела, его обманул и вывез цветной бюст Нефертити незаконно. До сих пор этот болезненный вопрос отравляет атмосферу культурных взаимоотношений между Берлином, Каиром и Парижем.

Borchardt slipped over custom rule lied to Gustav Lefevra, French expert, who know Egyptian scrimptions, but who was bed specialist in sculpture area. German archeologist, indeed misled his and exported color bust illegally. Until now this is painful question poisons atmosphere of cultural relationship between Berlin, Cairo and Paris.

В Берлинском музее хранятся три головы Нефертити

В Берлинском музее хранятся три головы Нефертити. Цветной бюст — самый известный (он в центре). Все знают молодую Нефертити (она справа), но не все видели гранитную голову (она слева). О ней особо не распространяются, ее юбилей никто не отмечает, хотя она была найдена Борхартдом первой. Почему о ней помалкивают? Да потому что она подлинная, а две другие — фальшивые.

There are three head of Nefertiti in the Museum of Berlin. The color bust is most famous. It is in the center. Everyone knows young Nefertiti, it is on the right, but not everyone saw this granitic head. It is on the left. They don’t tell about it, no one signalizes her anniversary, despite of fact that it was found by Borchard first. Why they keep silence about it? Because it is a original and two others are fakes.

kadr05

Цветной бюст лучше не ставить рядом с гранитной головой, иначе подделка станет для всех очевидной. Посмотрите, как выветрилась поверхность гранитной скульптуры. Это следы трех с лишним тысячелетий нахождения ее в глинистой почве Амарны. Южные районы этого древнего города находятся менее двух километров от Нила, который ежегодно разливается.

It is better don’t stay the colored bust and granitic head, because fake will be oblivious. Look how surface of granitic sculpture gradually eroded away. This is a traces of tree-thousand-year holding in Amarna maul. There is a south area of archaic city less than two kilometers from Nile, that pours out every year.

Никакой плотины в верховьях Нила не существовало

Никакой плотины в верховьях Нила не существовало. Паводки заливали прибрежные территории на 20-30 км, вода поднималась до 4-6 метров; иногда уровень воды доходил до 8 метров. Во времена правления Эхнатона и Нефертити климат был более влажным, чем сейчас. Нередки были дожди, следы которых до сих пор находят в горах.

There was no barrage in the headstream. The flood poured out of 20 – 30 kilometers of area, the water rose to 4-6 meters, sometimes level of water increased to eight meters. The period of Akhenaten and Nefertiti climate was wetter than nowadays. Sometimes it was pouring with rain, whose traces are on the mountings until now.

Цветной бюст скульптор-фальсификатор изготовил по образу

Цветной бюст скульптор-фальсификатор изготовил по образу и подобию скульптур царской четы, которые устанавливались на пограничных стелах. Что они собой представляли?

A sculptor-forger have been produced color-bust with image of the royal couple sculptures, which were installed at border steles What did they look like?

по бокам располагались скульптуры Эхнатона и Нефертити

На границе города Эхнатона высоко в горах высекалась большая вертикальная плита с надписью и рисунком, а по бокам располагались скульптуры Эхнатона и Нефертити, а также их детей.

There is a large vertical plate with an inscription and a picture on the border of the city of Akhenaten in the mountains and there are sculptures of Akhenaten and Nefertiti, and their children on the sides.

Скульптуры сильно разрушились

Скульптуры сильно разрушились. В районе Амарны горы известняковые. Материал не прочный, не долговечный, со временем довольно быстро выветривается. Скорость разрушения, конечно, зависит от колебаний температуры и влажности.

Sculptures have been heavily damaged. There are limestone mountains in the Amarna. The material is not robust and durable, over time it quickly erodes. The rate of destruction, of course, depends on the fluctuations of temperature and humidity.

Эту голову Дэвис передал Каирскому музею

Эту голову Дэвис передал Каирскому музею в 1907 году. От нее почти ничего не осталось. Едва выступает левый глаз. Краска наносилась непосредственно на известняк. В подделке Борхардта краска наносилась на гипс, который, конечно, давно бы исчез.

This head Davis gave the Cairo Museum in 1907. There is nothing from her. You can see that left eye extremely faint. The paint was being stained directly on the limestone. In Borchardt forging paint was painted to gypsum, which, of course, would have disappeared.

Это — голова Большого сфинкса

Это — голова Большого сфинкса. Им любуется Наполеон Бонапарт. Это — рисунки эпохи Бонапарта. У сфинкса отсутствует нос. Нос, наверное, был отбит мусульманами в ту далекую эпоху, когда песок доходил до подбородка сфинкса.

This is the Great Sphinx head. Napoleon Bonaparte admired it. These are drawings of Bonaparte Era. There is not nose on the Sphinx's. The nose probably was recaptured by Muslims at the distant era when the sand reached the sphinx chin.

Эта фотография позволяет в масштабе представить размеры головы сфинкса

Эта фотография позволяет в масштабе представить размеры головы сфинкса. Нос у него, очевидно, был отбит человеком, который стоял на песчаном грунте.

This picture can imagine the scale and the actual size of sphinx head. His nose was apparently tapped by man who stood on the sandy ground.

Та часть сфинкса, которая находилась в почве, разрушалась сильнее

Для нас важно другое. Та часть сфинкса, которая находилась в почве, разрушалась сильнее, чем голова, открытая для ветров и солнечных лучей. Таким образом, с точки зрения химической активности грунт действует на известняк более агрессивно, чем атмосферный воздух.

But others things are is important for us. That part of the Sphinx, which was in the ground, destroyed more than the head, which was open to wind and sun. And in this way, the limestone soil acts more aggressively than the air from chemical activity.

самым прочным является базальт

Если говорить о материалах, то самым прочным является базальт. Он, правда, хрупкий, ломкий; скульптуры из него почти не делают. Гранит, следующий по прочности материал, широко используется для скульптурных работ. Из него можно высекать скульптуры царей и цариц.

If we talk about the materials, the most solid is basalt. It, indeed, is fragile, brittle, sculptors can make almost nothing. Granite, next on the strength material to basalt is wide-spread used for sculptures. They can carve statues of kings and queens from it.

Следующим по прочности материалом является мрамор

Следующим по прочности материалом является мрамор. Его прочность существенно уступает прочности гранита.

Marble is next durable material. Its durability is much less than durability of granite.

На этих двух фотографиях показано разрушение мрамора

На этих двух фотографиях показано разрушение мрамора. На левом снимке показано разрушение структурно-механическое, на правом — биологическое; здесь поселились какие-то бактерии.

These two photos demonstrate the destruction of marble. The left picture shows the destruction of the structural and mechanical, on the right demonstrates biological, some bacteria settled down here.

стела

Далее идет известняк. Его прочность мы видели на примерах сфинкса и стел, а также головы Нефертити, которая очень и очень пострадала.

Next is limestone. We saw his durability on the sphinx and stele, and the head of Nefertiti, which was very and very destroyed.

Перед нами простирается карьер

Перед нами простирается карьер, где добывают природный гипс. Так выглядит гипс, когда его только что извлекли из глубины и подняли на поверхность. А этот кусок гипса пролежал на поверхности уже несколько лет. Через пару лет гипс покрывается лишайником, мхом, грибковой растительностью. Затем, в трещинах появляется трава, за ней кустарники и, наконец, целые деревья.

There is an open-cast where raised natural gypsum. It looks like gypsum, when he had just been removed from the bottom and put on the surface. And this piece of gypsum lay on the surface for several years. Gypsum covers with lichen moss, fungal flora in couple years. Then, grass, bushes behind her, and finally, whole trees appear in the cracks.

на мраморе образуется гипсовая корка

Мрамор разрушается не так быстро, как гипс. Сначала появляются впадины, выбоины, отслоения, шелушения на его поверхности. Когда на мраморе образуется гипсовая корка, процесс его эрозии ускоряется. Атмосферные и грязевые отложения, а также птичий помет превращают благородный камень в рыхлую серую массу.

Marble does not destroy as fast as gypsum. First, depressions, potholes, flaking, peeling on the surface appears. When gypsum crust is formed on the marble, the process of erosion is accelerated. Atmospheric deposition, mud and bird droppings make the precious stone into the soft gray mass.

в песках Египта

Верно, что все эти факторы в песках Египта сказываются в гораздо меньшей степени. Но какой бы сухой воздух ни был, влага в нем всё равно содержится. Она проникает в почву. Не забудем о разливах Нила. Всегда существуют перепады температуры. Значит, идут и процессы деструкции в материалах, из которых были сделаны скульптуры, найденные в одном и том же месте — в данном случае, в мастерской Тутмоса.

It is true that all of these factors much less affected in the sands of Egypt. But there is some moisture even in the very dry air. It penetrates into the soil. Do not forget about the flooding of the Nile. There are always changes in temperature. So, it means that processes of destruction go on in the materials which sculptures were made and found in the same place. In this case, it is the workshop of Thutmose.

Базальт когда-то был магмой

Базальт, находящийся на поверхности земли, когда-то был магмой. Она была выброшена из жерла вулкана или медленно растеклась по поверхности в виде лавы. Этот прочный материал сформировался под влиянием высокой температуры и давления. Гранит тоже появляется из глубин земли, где действуют высокие температуры и большие давления. Благодаря тектоническим сдвигам земной коры и разрушительным землетрясениям гранитные породы вышли на поверхность в виде отдельных скал или горных хребтов.

Basalt, located on the surface of the earth has once been magma. It was ejected from the crater of a volcano or slowly spread over the surface as lava. This durable material is formed being influenced by high temperature and pressure. Granite also came from the depths of the earth, where is high temperatures and pressures. Due to tectonic shifts of the crust and destructive earthquakes granite rocks came to the surface as individual rocks or mountain ranges.

осадочные породы

А вот мрамор, известняк и гипс — совершенно иного происхождения. Они относятся к осадочным породам, которые не испытывали ни большого давления, ни высокой температуры. А это значит, что их прочность намного меньше, чем прочность гранита, а тем более, базальта.

But the marble, limestone and gypsum are a completely different origin. They are sedimentary rocks, which don’t have any experience with great pressure or high temperature. It means that they are less durable than granite and much less durable than basalt.

гранит, из которого сделана голова Нефертити

Всё это рассказывается для того, чтобы наш заинтересованный слушатель и зритель отчетливо понимал принципиальную разницу между материалами двух скульптур: с одной стороны, гранита, из которого сделана голова Нефертити, не пользующейся славой красавицы; с другой — цветной бюст, сделанный из двух осадочных пород: известняка и гипса.

In order to clearly understand the fundamental difference of the materials of the two sculptures was told for our interested listeners and viewers. On the one hand, there is the granite, which produces the head of Nefertiti, who was not famed for beauty. On the other hand there is a colored bust, which is bust if belle, was made of two sedimentary rocks: limestone and gypsum

в герметично закрытой гробнице Тутанхамона

Наверное, можно найти условия сохранения гипса в течение трех с лишним тысячелетий. Например, в герметично закрытой гробнице Тутанхамона. Но эти условия в нашем случае не выполняются. Так что сравнивая гранитную голову царицы с цветным бюстом, найденным там же, мы понимаем, что нас, скорее всего, просто обманывают.

Perhaps conditions of conservation of gypsum for more than three millennia exist. For example, it may reach in a sealed tomb of Tutankhamen. But there are not the same conditions in this case. So that comparing granite head with colored bust of Queen, which was found in the same place, we realize that we were probably just cheat.

сравним раковины правого уха обеих скульптур

Давайте, сравним раковины правого уха обеих скульптур. Посмотрите, какие следы эрозии оставило время на граните. Ухо практически потеряло свою первоначальную форму.

Let's compare the shell of the right ear of the two sculptures. Look at time traces of erosion on the granite. The ear has almost lost original shape.

А вот это уже подделка механического разрушения

Отломили крохотный кусочек гипса и тут же его приклеили

А вот это уже подделка механического разрушения. Отломили крохотный кусочек гипса и тут же его приклеили. За три тысячи лет этот кусочек гипса просто исчез бы, распался на отдельные молекулы и атомы. Нам же демонстрируют осколок, который в точности подходит к тому месту, откуда его отломили.

There is a fake of mechanical failure. They broke off a tiny piece of plaster and then stuck it. For three thousand years, this piece of gypsum would just disappeared or split into individual molecules and atoms. They demonstrate the splinter that exactly suited to the place where it broke off.

археолог Борхардт отыскал бюст царицы с уже приклеенным кусочком уха

Самым большим курьезом здесь является то, что археолог Борхардт отыскал бюст царицы в песках Амарны с уже приклеенным кусочком уха. Посмотрите внимательно. Вот два снимка бюста Нефертити еще не очищенного от грязи. На них мы прекрасно видим, что правое ухо Нефертити выглядит ровно так, как оно выглядит сейчас. Получается, что фрагмент уха приклеивали, предварительно не очистив поверхность скульптуры от грязи.

The biggest curiosity is fact that the archaeologist Borchardt found the bust of Queen with the already glued a piece of ear in Amarna sand. Look carefully. There are two pictures of the bust of Nefertiti but it had not been cleared yet. We can clearly see that the right ear Nefertiti looked the same as it looks now. The pint is that the piece of the ear was glued, without first surface clearing from the mud.

Эти две фотографии однозначно свидетельствуют о грубом надувательстве

Создается впечатление, что ухо отреставрировали мастера эпохи Эхнатона, а не умельцы прошлого столетия. Эти две фотографии однозначно свидетельствуют о грубом надувательстве.

It seems that the ear was restored by masters of Akhenaten, but not by craftsmen of the past century. These two photographs clearly show a rough cheat.

после смены руководства музея

Они были опубликованы сравнительно недавно, после смены руководства музея, произошедшего в июне 2009 года. Кому здесь не понятно, что фальсификатор сначала изготовил фальшивку с искусственно сломанными ушами, а потом, обсыпав их пылью, сфотографировал, как только что откопанный артефакт.

The pictures were published recently, in June 2009, after the changing of museum management. Isn't that clearly that firstly was made forger with artificially broken ears, and then it was sprinkle with dust. Then it was photographed, as just dug artifact.

эти куски вновь обнаружили археологи и сложили вместе

Разоблачение аферы 20-го века особенно интенсивно началось в середине первого десятилетия 21-го века, когда были найдены фрагменты скульптурной композиции Нефертити и Эхнатона. Борхардт привез в Берлин одну только голову царицы. Куски же тел царской четы он просто выбросил на мусорную свалку. Сегодня эти куски вновь обнаружили археологи и сложили вместе в соответствии с исходным замыслом древнеегипетского скульптора.

Exposing the fraud of the 20th century intensively began in the middle of the first decade of the 21st century, when they were found fragments of sculpture Nefertiti and Akhenaten. Borchardt brought to Berlin only one head of the queen,. He just threw Pieces of the same body the royal couple away. Nowadays, archaeologists rediscovered these pieces and piled together in accordance to the original plan of the ancient Egyptian sculpture.

острые края отдельных фрагментов подверглись эрозии

Мы видим, что острые края отдельных фрагментов подверглись эрозии, округлились. И это произошло с прочнейшим материалом — гранитом-диоритом. Можно представить себе, что произошло бы с гипсом, если бы он на глубине полуметра пролежал на берегу Нила в течение трех тысяч лет.

We can see that the sharp edges of the individual fragments eroded and rounded. It happened with the most durable material granite-diorite. We can just imagine what would happen with the gypsum, if it lay at a depth of half a meter in the Nile for three thousand years.

При обсуждении вопроса о гипсовом материале

При обсуждении вопроса о гипсовом материале скульптур, найденных Борхардом в мастерской Тутмоса, стороны, спорящие о подлинности артефактов, натыкаются на одну очень сложную проблему, которую трактуют по-разному.

Opponents, disputing about authenticity of artifacts, which was found in the workshop of Thutmose BORCHARD, faced the very complex problem. They explained the problem differently.

Во времена 18-й династии гипс начали интенсивно использовать

Дело в том, что гипсовая штукатурка, покрывающая бюст Нефертити, имеет тот же самый химический состав, что и гипс, который использовался при строительстве города. Во времена 18-й династии гипс начали интенсивно использовать в качестве связующего материала при строительстве архитектурных сооружений. До эпохи Нового царствования в строительстве и лепке скульптур гипс не использовался.

But the thing is the plaster covering the bust of Nefertiti has the same chemical composition as the gypsum, which is used in the construction of the city. Gypsum began intensive using as a binding material in the construction of architecture in the 18th Dynasty. Gypsum was not used in the construction and sculpture before new regime era.

Борхард намеренно воспользовался гипсом

Сторона, считающая бюст фальшивым, утверждает, что Борхард намеренно воспользовался гипсом, который его рабочие нашли на руинах Амарны. Известно также, что археолог пользовался найденными им пигментами, оставшимися со времени Эхнатона. Поэтому красители и штукатурка бюста должны быть исключены из перечня доказательств.

One side believed that the bust is the fake, says that BORCHARD intentionally used gypsum, which workers found in the ruins of Amarna. We also know that he used pigments which were found him and which were from the time of Akhenaten. Therefore, pigments and gypsum of bust should be removed from the list of evidence.

У стороны, считающей бюст подлинным

У стороны, считающей бюст подлинным, эти два материальных аргумента являются основными и, практически, единственными. К их разочарованию и нашему удовлетворению, существует еще несколько важных аргументов, разоблачающих обман, длящийся вот уже целое столетие. Об этих аргументах вы узнаете в следующих частях этого фильма.

Another side believed in the true bust, these two arguments are the basic and sole material. Well, lucky for us there are several important arguments exposing the deception during century. You can learn about these arguments in the following parts of this movie.



http://youtu.be/I1mm2T8mmCQ