Два бюста Нефертити: слева — из Берлинского музея
справа — из дома кайзера Вильгельма II в Нидерландах
Обычно отвечают — левый, но этот ответ неверный
В интернете, появилось множество публикаций, например, эта...
В связи с юбилеем находки, цветного бюста Нефертити, в средствах массовой информации и в частности, в интернете, появилось множество публикаций. Процитируем типичный текст, каких много, написанный на эту тему. Начинается статья так: "Ровно век тому назад германские археологи обнаружили знаменитый бюст царицы Нефертити в синем парике".
У них что на головах — короны или парики?
Автор думает, что у царицы на голове не корона, а парик. Это вызывает сомнение, но спорить по мелочам сейчас не будем. Давайте перейдем к более принципиальным вещам.
Всмотритесь в головной убор Нефертити
У Тутанхамона он примерно такой же.
А у этого царя — тоже на голове парик?
Угадайте, кто здесь в красном парике?
Далее автор пишет: "Юбилейные празднования охватили почти весь Берлин, а новые открытия, связанные с памятником и его историей, заставляют вновь вспомнить о том, правомерно ли он находится в Германии, а заодно вновь поговорить о самой легендарной красавице".
Действительно, статья затрагивает старую тему конфликта о правомерности нахождения бюста в Берлинском музее: не нужно ли его передать в Каирский музей, как национальное достояние Египта. Спор этот возник давно, когда данный артефакт в 1924 году, т.е. спустя 11 лет после его обнаружения, был впервые выставлен в Берлинском музее на всеобщее обозрение. В последнее время обнаружены новые факты, которые и затрагивает автор. Но нас эти факты и весь спор также мало интересует, как и вопрос, что на голове у Нефертити — парик или корона.
Каирский музей сегодня
Правительственное постановление
от 29 января 1913 года о передаче Египту
половины найденных артефактов
Газетная шумиха
Король Египта
Карикатура на требование властей
Египта вернуть им бюст Нефертити
В последнее время обнаружены новые факты
По ходу раскрытия темы, уводящей читателя в сторону от принципиальной проблемы, автор напоминает: "Главное открытие было сделано 6 декабря 1912 года. Вскоре после обеда Борхардт получил записку, в которой его настоятельно просили прийти на раскоп в здание П47.2, комнату 19, где Ахмед эс-Сенусси, глава рабочих начал расчищать «шею телесного цвета с вьющимися по ней красными лентами». Начинало смеркаться. Сенсационную находку поместили под расположенный неподалёку тент, где её охранником стал профессор Хайдельбергского университета Герман Ранке. Позже он расскажет своим американским студентам, как провёл следующую ночь рядом с прекрасной Нефертити".
Ахмед эс-Сенусси и Герман Ранке
...Раскоп в здание П47.2, комнату 19
В связи с этой цитатой с помощью нашего компьютера процитируем фрагмент известного фильма 2007 года "Одиссея Нефертити".
Одиссея Нефертити
«События 7 декабря 1912 года были описаны в его дневнике. «Перед нами среди обломков, на глубине примерно покалено появилась шея телесного цвета с раскрашенными лентами. Было объявлено: это цветной бюст царицы в натуральную величину. Мы продолжили работу вручную очень осторожно. Это настоящее чудо, что этот хрупкий бюст смог пролежать в песке почти 3,5 тысячи лет».
События 7 декабря 1912 года были описаны в дневнике Борхардта
Борхардт так и не описал чувства, которые он испытывал в эти драматические часы. С самого начала сокровище было секретным объектом. «Когда мы полностью извлекли объект, — писал он, — в наших руках оказалось самое правдоподобное произведение египетского искусства. Имя Нефертити означает "Прекрасная пришла". Люди будут поклоняться ей как божественно красивой». Но удивительно было и то, что находке Борхардт по какой-то странной причине не придал значение. То, что он приуменьшил всю ее важность, вызвали у некоторых людей подозрения в обмане».
Прекрасная пришла и теперь никак не уйдет
Дело не только в странном поведении Борхардта, но и в ряде допущенных им промахов, которые не ускользнули от внимательных исследований этого события. В отрывке диктор дословно процитировал, что написал Борхардт в своем дневнике. Это нельзя было назвать научным отчетом о проделанной работе. Перед нами литературно-поэтический текст, призванный очаровать светских дам. Но у вдумчивых ученых он вызывал недоумение.
Л. Борхардт
В связи с этим "главным открытием", произошедшим якобы 6 декабря 1912 года, всему миру демонстрируют фотографию, где араб-надсмотрщик, призванный присматривать за своими соплеменниками, неквалифицированными рабочими из числа местных жителей, передает в руки уважаемого профессора бесценную находку.
Араб-надсмотрщик по имени Ахмед эс-Сенусси
На самом же деле, данная фотография запечатлела один из решающих моментов мошеннической спец. операции, которую придумал и прекрасно осуществил Людвиг Борхардт со своими двумя подельщиками — Германом Ранке (он слева на первом плане) и Ахмедом эс-Сенусси (справа).
Герман Ранке (он слева) и Ахмед эс-Сенусси (он справа)
держат в руках еще не очищенный от грязи бюст царицы
Долгое время данная фотография служила единственным доказательством того, что цветной бюст Нефертити был найден в земле Амарны. "Разве не видно на поверхности бюста следы грунта, — говорили они. — Эта грязь частично закрыла цветную раскраску бюста".
Фото бюста Нефертити (7 декабря 1912 года)
Сегодня появилась еще одна важная фотография, которая ставит под сомнение подлинность цветного бюста Нефертити, а вместе с ним репутацию Людвига Борхардта, как честного человека. Фотография сделана в гостиной дома Джемса Симона, который пожертвовал деньги на археологические раскопки, проводимые Борхардтом в Амарне. На самом видном месте зала между портретами матери и отца Симона стоит бюст Нефертити, который, однако, заметно отличается от бюста, который сегодня находится в Берлинском музее.
Гостиная дома Джемса Симона
Сам Джемс Симон
На фотографии гостиной можно разглядеть урей на короне Нефертити, имеющий совершенно иную форму. Он имеет расширенную как у кобры шею, в то время как у бюста, юбилей которого мы сейчас справляем, от урея уцелел один только хвост.
Урей на короне Нефертити имеет совершенно иную форму
Сравните, на берлинском бюсте от урея уцелел один только хвост
Нашелся и сам бюст в доме кайзера Вильгельма II, умершего в Нидерландах в 1941 году. Симон подарил его императору — то ли на рождество, то ли 3 октября 1913 года, т.е. вскоре после прибытия в Берлин всех артефактов, найденных Борхардтом в 1912 году в Амарне.
Бюст Нефертити из дома кайзера Вильгельма II в Нидерландах
Кайзер Германии Вильгельм II
Сторонники подлинности экспоната Берлинского музея убеждают нас, что Симон подарил императору Германии копию, а себе оставил оригинал, простоявший в гостиной добрый десяток лет. Этот довод совершенно несостоятельный.
Первое критическое замечание: это — не копия. Да, действительно, основная форма — соблюдена, но детали бюста подчеркнуто отличаются. У берлинского бюста мы видим сломанные уши, пустую глазницу, светлый цвет лица, подведенные черной краской глаза и брови, ярко красные губы и почти полное отсутствие урея (от него остался только хвостик).
Бюст Нефертити из Берлинского музея
Правое ухо бюст Нефертити из Берлинского музея
Ярко красные губы
В бюсте кайзера Вильгельма II урей лишился только головы, уши у Нефертити целые, левый глаз на месте (хотя симметрия с правым глазом нарушена), смуглый цвет лица, брови, похоже, только пытались нарисовать, но они не получились. Губы блёклые, скорее, коричневого, чем красного цвета. Практически отсутствуют потертости на основании бюста. Хотя на шее имеется заметное повреждение, которого нет на первом бюсте. Таким образом, вряд ли этот второй бюст, принадлежавший кайзеру, можно считать копией первого бюста.
Два бюста Нефертити — из Берлинского музея (слева) и
из дома кайзера Вильгельма II в Нидердандах (справа)
В бюсте кайзера Вильгельма II урей лишился только головы
...Смуглый цвет лица, брови, похоже, только
пытались нарисовать, но они не получились
Второе критическое замечание. Предприниматель, коллекционер и меценат не мог совершить столь дерзкий, оскорбительный, опасный и, в принципе, бессмысленный поступок, как подарить Вильгельму II копию. Известно, что Симон вместе с другими артефактами, в частности, с тремя головами — а именно: царской дочки, Эхнатона и молодой Нефертити без короны — приобрел цветной бюст Нефертити за сумасшедшие деньги. Разумеется, он принял его за подлинный, как и другие проданные Борхардтом подделки.
Царская дочка
Голова Эхнатона
Голова молодой Нефертити без короны
Если внимательно присмотреться к фотографии, сделанной в доме Симона, то можно заметить, что хозяин дома приобрел у Борхардта не только другой цветной бюст Нефертити, отличающийся от бюста, который держали в руках Ахмед эс-Сенусси и Герман Ранке, но и еще, по крайней мере, два артефакта, отличающихся от известных (это — голова царской дочки и голова Эхнатона).
Смотрите, Ранке держит в руках голову царской дочки, у которой нет шеи. Она похожа, скорее, вот на эту голову (см. ниже), у которой шея первоначально была отломана.
Голова царской дочки со сломанной шеей
В фильме же «Одиссея Нефертити» нам показывают совершенно другую голову дочки, которой нет на фотографии дома Симона и на фотографиях, сделанных на раскопках в Амарне 7 декабря 1912 года.
Голова царской дочки из фильма «Одиссея Нефертити»
Еще один кадр из этого фильма
Эти детали очень важны для понимания механики фальсификаций. То же самое нужно сказать о голове Эхнатона. На фотографии мы видим, похоже, вот эту голову (см. ниже), а не ту, которую нам показывают в фильме "Одиссея Нефертити".
Голова Эхнатона из Берлинского музея
Голова Эхнатона из Берлинского музея
Ее копия участвовала в съемках
фильма «Одиссея Нефертити»
Голова Эхнатона из фильма «Одиссея Нефертити»
Здесь Борхардт держит голову Эхнатона, которую он впоследствии осенью 1913 года продаст Симону и она останется стоять у него в гостиной (см. фото выше).
Неизвестная египтологам голова Эхнатона
Вот эту же голову держит уже другой человек, поскольку у Борхардта есть дела поважнее.
6 декабря 1912 года Борхардт «откопал» не только бюст Нефертити,
но и всё множество своих подделок. На следующий день перед
гостями из Саксонии он устроил их презентацию.
На этом фото Ранке, подельник Борхардта, оглянулся на человека,
чтобы проверить, как идет демонстрация фальшивок перед гостями.
Борхардту нужно заставить герцогиню Марию Иммакулу, супругу герцога Иоганна-Георга, брата короля Саксонии, поверить в придуманную им легенду о гениальном скульпторе Тутмосе. На этой фотографии Борхардт показывает герцогине Марии разбитый бюст Эхнатона, рассказывая ей следующую сказку:
Борхардт показывает герцогине разбитый бюст Эхнатона
Увеличенный фрагмент фотографии с разбитым бюстом
Разбитый вдребезги бюст Эхнатона заинтересовал
гостей больше, чем полностью уцелевший бюст Нефертити
Вид спереди и сбоку этого же бюста.
Как-то очень странно разбилась голова
"Мадам, этого добра, что вы сейчас видите, здесь навалом. На этом месте, где вы сейчас стоите, находилась мастерская чудесного скульптора, который вместе со своими талантливыми учениками произвел на свет невообразимое количество бесценных произведений искусства".
Развалины мастерской Тутмоса
Множество голов, «найденных» Борхардтом
"В найденную нами коллекцию скульптур из мастерской Тутмоса, — продолжил Борхардт, — входили не только шедевры вроде цветного бюста Нефертити. Мы нашли несколько ученических работ, которые лишний раз подтверждают факт существования на этом месте целой новаторской школы".
Ученическая работа 1
Ученическая работа 2
Борхардт тщательно подготовился к встрече с германской делегацией, прибывшей в Амарну, во главе с герцогом Иоганном-Георгом, который живо интересовался древними произведениями искусством и собрал богатейшую коллекцию. Археолог всячески обхаживал именитого гостя.
Прибытие саксонской делегации в Амарну
Герцог и герцогиня Саксонские
Брат короля Саксонии
И он же, принц Иоганн-Георг
На этой фотографии мы видим принца-герцога, сидящим в кресле, а за его спиной стоит Борхардт.
Борхардт и прибывшие в Амарну королевские особы из Саксонии
(фото сделано во дворе небольшой двухэтажной гостиницы)
Принц Иоганн-Георг сидит, за ним стоит Борхардт
(укрупненный фрагмент предыдущего фото)
Однако Иоганн-Георг не поддался чарам археолога. Очевидно, заподозрив что-то неладное, он не поехал на территорию раскопок. Из вежливости и женского любопытства в зоне, где проводились земельные работы, побывала только его супруга, сестра герцога и сопровождающие их лица.
Королевские особы на раскопках без Иоганна-Георга
(принц-герцог остался в амарнской гостинице)
Королевский фотограф, прибывший
вместе с саксонской делегацией
В составе саксонской делегации находились
эксперты-искусствоведы из Дрезденской галереи.
Борхардту (здесь он третий справа) не раз
приходилось принимать делегации из Европы
Можно не сомневаться, что Борхардт пытался преподнести герцогу какую-нибудь симпатичную скульптуру. Не исключено, что цветной бюст Нефертити предназначался именно для него. Но Иоганн-Георг никаких артефактов из Амарны не привез. Интересно — почему?