Sceptic-Ratio. Акимов: Почему асимметрия обоих бюстов Нефертити одна и та же?
 
 


Олег Акимов

Почему асимметрия обоих бюстов Нефертити одна и та же?

(Часть 3)

Два бюста Нефертити — Берлинский и Нидерландский
Два бюста Нефертити — Берлинский (слева) и Нидерландский (справа)

Перед нами два цветных бюста Нефертити: слева — юбилейный, хранящийся в Берлинском музее, справа — из дома кайзера Вильгельма II; его подарил императору Германии коллекционер, меценат и текстильный магнат Джемс Симон в октябре или в декабре 1913 года. Сегодняшние египтологи-историки придерживаются мнения, будто правый бюст является копией левого.

Two color busts of Nefertiti are in front of us: the anniversary model stored in the Berlin Museum is on the left, and another is from Kaiser Wilhelm II’s house, which was given to Emperor of Germany by a collector, a philanthropist and a textile magnate James Simon in October or December 1913. Present Egyptologists and historians have an opinion, that the right bust is a copy of the left.

Кайзер Вильгельм II
Кайзер Вильгельм II (Kaiser Wilhelm II)

Джемс Симон
Джемс Симон (James Simon)

В эту версию трудно поверить, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, сомнения вызывает, то что коллекционер мог подарить во дворец монаршей особы копию артефакта, оставив у себя оригинал, который пылился у него в гостиной более 10 лет, что совершенно противоречит установленному в то время порядку. Во-вторых, детальное изучение формы и материала бюстов решительно доказывают совершенно иную связь между ними, а именно что эти два бюста были изготовлены по одному шаблону.

It is difficult to believe that, at least for two reasons. First of all, it is discredited that collector could not give copy artifact in to the monarch palace, keeping the original at his dust room for 10 years, that in accordance with the custom totally was conflict. Secondary, deep research of the shape and material of the busts strongly evinces the absolutely different relation between both figures. In particular, both of busts were made from one template.

Дворец Кайзера Вильгельма II
Дворец Кайзера Вильгельма II

Музей-вилла Джемса Симона
Музей-вилла Джемса Симона

Да, действительно, базовая форма обоих бюстов практически идентична, но в деталях автор подчеркнуто различил их. Взгляните на глаза, уши, краски и короны. В этой третьей части нашего фильма будет раскрыта тайна этих двух изделий, их так сказать физическая связь. Для этого не нужно знать каких-то неизвестных, тщательно скрываемых исторических фактов; достаточно вооружится здравым смыслом. Начнем же мы свой анализ с просмотра фрагментов фильма 2007 года "Одиссея Нефертити".

Indeed, basic forms of both busts are almost identical, but the artisan emphatically separated them in details. Let look at the eyes, the ears, colors and crowns of sculptures. The secret of connection between busts, or in other words their physical belonging will open in third part of our film. For that we don’t need some special knowledge, or well hidden historical facts. It is enough to have common sense. Let me start analysis are watching at the fragment of the film "Nefertiti's Odyssey" (National Geographic / BBC, 2007).

Фильм Одиссея Нефертити
Фильм "Одиссея Нефертити" (The film "Nefertiti's Odyssey")

Человек, скрывающий правду о Людвиге Борхардте
Человек, скрывающий правду о Людвиге Борхардте



Далее идут слова и кадры из фильма 2007 года "Одиссея Нефертити"
(the fragment of the film "Nefertiti's Odyssey", National Geographic / BBC, 2007)

Первые фотографии показали, что бюст сделан из разных материалов. Кажется, в нутрии разрисованного слоя гипса есть вторая скульптура из известняка. В то же время это своего рода проверка «здоровья» самой старой женщины Берлина. Такое тщательное исследование должно было выявить очень мелкие трещины. Но их обнаружено не было. При помощи компьютерной томографии высокой резкости ученые надеются воссоздать лицо второй Нефертити — вплоть до подписи

Скульптура из известняка
Скульптура из известняка

Слой гипса
Слой гипса

Вот другое лицо Нефертити
Вот другое лицо Нефертити

Вот другое лицо Нефертити. Ученые просканировали бюст миллиметр за миллиметром и использовали эти данные, чтобы сделать объемные модели внутренней части. Внутри бюста спрятана вторая скульптура. Это удивительное явление, которое остается загадкой для археологов.

Вилдунг
Проф. Дитрих Вилдунг, археолог

Вилдунг: «Результаты компьютерной томографии указывают на то, что бюст состоит из известняковой заготовки, которую путем добавления слоев гипса толщиной в несколько сантиметров в критических точках адаптировали для создания видимой внешней формы. Это многослойный технологический процесс: когда художник сначала работает с камнем, а потом вытаскивает свой горшок с гипсом и начинает шаг за шагом создавать идеальную форму на этой каменной заготовке».

Слой за слоем компьютер снимает гипсовый макияж
Слой за слоем компьютер снимает гипсовый макияж...

обнажая портрет старой женщины со сгорбленными плечами
... обнажая портрет старой женщины со сгорбленными плечами

Слой за слоем компьютер снимает гипсовый макияж, обнажая портрет старой женщины со сгорбленными плечами, тонкой шеей и глубокими морщинами вокруг рта. Неужели это истинное лицо Нефертити?

Барри Кемп
Барри Кемп

Перед вами настоящее, истинное лицо Нефертити
Перед вами настоящее, истинное лицо Нефертити

Кемп: «Перед вами настоящее, истинное лицо Нефертити. Это становится более абстрактным образом. Действительно ли это портрет? Я не уверен. Он обнаруживает суровость ее лица».

Берлинский бюст Нефертити
Для ученых этот бюст до сих пор полон загадок.

Для ученых этот бюст до сих пор полон загадок. Но в одном можно быть точно уверенным: скульптор довел ее лицо до совершенства при помощи самого лучшего макияжа. Это не изображение вечной молодости, а портрет бессмертной красоты.

Дитрих Вилдунг
Дитрих Вилдунг

Вилдунг: «Был кто-то, кто хотел, чтобы Нефертити была изображена именно так. Возможно не она сама, а царь, который сказал: "Моя Нефертити — не девушка с обложки без морщин. Моя Нефертити родила шестерых детей или, быть может, семерых или восьмерых? Ее лицо несет отпечаток жизни — именно так я хочу, чтобы она выглядела"».

Конец фрагмента из кинофильма "Одиссея Нефертити"

Компьютерная томография
Компьютерная томография
The computed tomography

Компьютерная томография, вопреки мнению тогдашнего директора Берлинского музея, Дитриха Вилдунга, вовсе не демонстрирует, что заготовка высечена из известняка, как об этом говорил Людвиг Борхардт. Здесь мы видим литую заготовку, она не высечена из природного камня.

Regardless of the opinion of Dietrich Vildunga, the director of the Berlin Museum, the computed tomography does not demonstrate that the figure was hewed limestone, as Ludwig Borchardt declared. There is the molten form; it was not hewn from naturally occurring stone.

Все знают, как выглядит грубо обработанный камень
Все знают, как выглядит грубо обработанный камень
Everyone knows how looks roughly processed stone

Все знают, как выглядит грубо обработанный камень на примерах повсюду окружающих нас. Ее технология крупных или мелких сколов не изменилась со времен строительства пирамид. Укажем на некоторые детали заготовки, показанной в фильме, которые свидетельствуют о применении литья жидкого раствора в заранее сделанную форму.

Everyone knows how looks roughly processed stone; a lot of examples surround us. The technology of large or small chips has not changed since pyramids were constructed. Let us point out some of the details of the figure, which were shown in the film. It confirms that there was clear evidence that using of casting in a pre-made form in advance.

Обратите внимание на дорожку из капель
Обратите внимание на дорожку из капель
It is not difficult to note the drop lane

Обратите внимание на дорожку из капель. Эти капли (первоначально, конечно, жидкие, а затем застывшие) летели по дуге и легли на округлую поверхность шеи. Такой след не мог оставить инструмент, которым пользуется скульптор или каменотес в какую бы эпоху он ни жил.

It is not difficult to note the drop lane. These droplets (initially, of course, liquid, and then frozen) flew in an arc and went on round the neck. Such trace could not leave the tool that sculptor and stonemason used to work with, regardless of an epoch.

Такой след не мог оставить инструмент
Такой след не мог оставить инструмент...
Such trace could not leave the tool...

Теперь присмотримся к шее, но с другой ее стороны. Что это за странный прямоугольник на заготовке? Понятно, что его наложили для утолщения шеи, когда материал был еще достаточно мягким. Не было смысла специально высекать ступеньку. Она возникла по естественной причине упрочения лебединой шеи. Напротив, логика создания округлой шеи, требовала сгладить ступеньку. Но скульптор-фальсификатор, не стал этого делать, так как заранее знал, что эту грубую заплатку скроет гипс.

Now let us scan the neck, but on another side. What is the strange rectangle on the swan neck? It is clear that it had been put with intention to add thickening of the neck when the material was still quite soft. There was no point specifically to carve step. It was caused from natural occasion of the neck hardening. In opposite, according to logic of making a round neck, the author should have smoothed the step. But sculptor did not do that because he knew that this rough patch would hide the plaster.

странный прямоугольник на заготовке
другой ракурс
Что это за странный прямоугольник на заготовке?
What is the strange rectangle on the swan neck?

На прямоугольную накладку указывают бирюзовые стрелки. Желтыми эллипсами и стрелками выделены провалы с округлыми краями, оставленными жидкообразным раствором.

The turquoise marker indicates the rectangular. Yellow ellipses and arrows spot failures with rounded edges, had been leaved liquid solution.

Желтыми эллипсами и стрелками выделены провалы с округлыми краями
другой ракурс
Желтыми эллипсами и стрелками выделены провалы с округлыми краями...
Yellow ellipses and arrows spot failures with rounded edges...

В красный эллипс заключен самый любопытный след, который оставил густой раствор на правом ухе. На нем имеется большое округлое отверстие, имитирующее повреждение, якобы оставленное в результате механического удара. Однако форма отверстия такова, что не вызывает ни малейшего сомнение в его литом происхождении.

The red ellipse comprises the most curious track, which was left thick solution on the right ear. There is a large circular hole, looks like damage, imitating a mechanical shock. However, the shape of the hole is such unusual form for damage that there is not a bit doubt about molten provenance.

В красный эллипс заключен самый любопытный след
другой ракурс
еще один ракурс
В красный эллипс заключен самый любопытный след...
The red ellipse comprises the most curious track...

Очевидно, что скульптор-фальсификатор пытался сымитировать трещину в ушной раковине. Однако вместо трещины получилось дыра, которую пришлось закрывать с внешней стороны отдельным куском гипса и обильно залить клеем.

Obviously, the sculptor-forger tried to imitate the crack in the ear. Instead of the crack got the hole that he had to close down of the separate pieces of plaster and abundantly pour glue outside.

скульптор-фальсификатор пытался сымитировать трещину в ушной раковине

...и обильно залить клеем
...скульптор-фальсификатор пытался сымитировать трещину в ушной раковине...
...the sculptor-forger tried to imitate the crack in the ear...

Следующий контраргумент. Природный известняк в районе Амарны — гомогенное вещество, которое не содержит инородных примесей даже в очень больших объемах.

There is the next counter-argument. Natural limestone, existing in the area of Amarna is a homogeneous substance, which does not contain foreign matter, even in very big volumes.

Природный известняк в районе Амарны — гомогенное вещество
Природный известняк в районе Амарны — гомогенное вещество...
Natural limestone, existing in the area of Amarna is a homogeneous substance...

Начинка же бюста Нефертити при малом своем объеме оказалась очень разнородной по своему составу. По бокам бюста, обведенным двумя зелеными овалами, гипсовый раствор с легкими включениям, возможно пузырьками воздуха (темные пятна; на одно из таких включений указывает белая стрелка).

Filling material of small Nefertiti bust was very heterogeneous in composition in such tiny scope. On each side of the bust, encircled by two green ovals, plaster solution includes light impurity, perhaps air bubbles (dark spots; white pointer inclusions these impurity).

Начинка же бюста Нефертити оказалась разнородной
Начинка же бюста Нефертити при малом своем объеме оказалась очень разнородной...
Filling material of small Nefertiti bust was very heterogeneous...

Центральная часть (красный эллипс) представляет собой более или менее гомогенную массу. Ниже красного эллипса расположился небольшой фиолетовый эллипс, внутри которого находится какое-то вещество высокой плотности. Над красным эллипсом, чуть правее, мы видим бирюзовый эллипс, который охватил большое темное пятно — зону с низкой плотностью, не намного превышающей плотность гипса.

The central part (red ellipse) is a more or less homogeneous mass. There is a purple ellipse below the small red ellipse, which contain material of high density. There is a light blue ellipse above the red ellipse and slightly to the right, which covered a large dark spot which is an area with low density, but not much higher than the density of the gypsum.

Наконец, в синюю зону, обозначенную также двумя звездочками, попали крупные зерна диаметрально противоположной плотности. Темные пятнашки — зерна низкой плотности, светлые пятнашки — зерна высокой плотности.

Finally, there are large grains that diametrically opposed to the density a in the blue area which was marked by two stars. Dark tags are grains of low density of, light tags are grains of high density.

заготовка отлита из материала более плотного, чем гипсовый раствор
Заготовка отлита из материала более плотного, чем гипсовый раствор

В целом, заготовка отлита из материала более плотного, чем гипсовый раствор, поэтому она выглядит светлее, чем бока бюста.

In general, the workpiece was molded from a material denser than plaster solution, so it looks lighter than the sides of the bust.

Начинка бюста
Начинка бюста Нефертити
Filling material of Nefertiti bust

Такая неоднородность заготовки говорит нам о том, что скульптор-фальсификатор в качестве наполнителя для своей заготовки брал практически мусор, который валялся у него под ногами. Он не особенно перемешал исходную смесь, так как в любом случае хорошее цементирующее вещество обеспечивало достаточную прочность.

Such heterogeneity piece tells us that the sculptor took almost rubbish that was lying at his feet for his workpiece. He did not mix original mixture, because of in any case; good cementing agent provides sufficient strength.

мусор
Cкульптор-фальсификатор брал практически мусор
The sculptor took almost rubbish

Аналогичную картину можно увидеть на рентгенограмме так называемой лебединой шее цветного бюста Нефертити. Ближе к основанию (красная зона) расположилась мелкозернистая масса. В синей зоне с белой звездочкой в центре попали крупные фракции — как высокой плотности, так и низкой.

We can see a similar picture on x-ray so-called swan neck colored bust of Nefertiti. There is a fine-grained mass near far to the ground of bust (red zone). There are major factions both high and low density in the blue area with a white star in the center.

лебединая шея
swan neck
На рентгенограмме так называемой лебединой шее цветного бюста Нефертити
On x-ray so-called swan neck colored bust of Nefertiti

Теперь мы готовы сказать о тесной физической связи двух интересующих нас бюстов. Наш короткий анализ юбилейного бюста показал, что фальсификатор вылепил его на скорую руку, очень небрежно. Чего стоит разница в строении левого и правого плеча. Эта неаккуратность не могла не отразиться в окончательной форме уже готовой подделки.

Now we are ready to say the close physical connection between the two busts. Our brief analysis of the anniversary figure demonstrated that the forger has hastily molded it, very casually. For example, let see the difference of the structure of the left and right shoulder. This inaccuracy could not be reflected in the final form of the finished forgery.

Разница в строении левого и правого плеча
The difference of the structure of the left and right shoulder
Разница в строении левого и правого плеча
The difference of the structure of the left and right shoulder

Все, кто внимательно всматривался в бюст царицы, не мог не заметить асимметрию головного убора. Корона на голове Нефертити сидит криво. Левый край короны (красная стрелка) над сломанным левом ухом заметно шире соответствующего правого края (зеленая стрелка).

All of us, who have carefully looked at the queen’s bust, could notice the asymmetry of the hat. The crown sits askew on the Nefertiti’s head. The left edge of the crown (red pointer) under the broken left ear is wider than the corresponding right side (green pointer).

Корона на голове Нефертити сидит криво
The crown sits askew on the Nefertiti’s head
Корона на голове Нефертити сидит криво
The crown sits askew on the Nefertiti’s head

Боковые линии усеченного конуса короны наклонены под разными углами. Правая линия (она бирюзовая) идет круче, чем левая линия (она красного цвета).

Sidelines of the truncated cone of the crown were tilted at different angles. Right line (it turquoise) is steeper than the left line (it red).

Боковые линии усеченного конуса короны наклонены под разными углами
Sidelines of the truncated cone of the crown were tilted at different angles
Боковые линии усеченного конуса короны наклонены под разными углами
Sidelines of the truncated cone of the crown were tilted at different angles

Асимметрия короны создает проблемы для фотографов. Они вынуждены слегка разворачивать бюст, чтобы создавалась видимость симметрии. Этот разворот мы видим по расположению хвоста урея сверху короны (красные стрелки AA"), а также по линии основания бюста (фиолетовые линии D и D" не параллельны).

Crown asymmetry creates problems for photographers. They should slightly expand the bust to create the appearance of symmetry. We can see this reversal on the location of the tail on top of the crown Urey (red pointer AA"), as well as range of the bust foundation (purple lines D and D' are not parallel).

видимость симметрии
...создает видимость симметрии
...to create the appearance of symmetry

Усеченный конус короны существенно искажен. Если ориентироваться на наклон левой образующей линии, получаем зеленый равнобедренный треугольник ВВ'B". Если ориентироваться на правую образующую конуса, получаем синий равнобедренный треугольник CC'C". Вершины этих двух треугольников B" и C" не совпадают, что также говорит о нарушении симметрии.

The truncated cone of the crown significantly was distorted. If we focus on the left slope of the generating line, we get the green isosceles triangle BB'B. "If we focus on the right form of the cone, we get the blue isosceles triangle CC'C". The summit of two triangles B" and C" are not the same, it also indicates violation of the symmetry.

Усеченный конус короны существенно искажен
Усеченный конус короны существенно искажен
The truncated cone of the crown significantly was distorted

Асимметрия левого и правого плеча тоже бросается в глаза (смотрите желтые линии). Ширина левого плеча (XX') меньше ширины правого плеча (YY'). Плоскость отсечения правого плеча (Y) наклонена относительно вертикальной плоскости (Z).

The asymmetry of the left and right shoulder also signifies (see yellow lines). The width of the left shoulder (XX') is less than the width of the right (YY'). The clipping plane of the right shoulder (Y) is sloped to the vertical plane (Z).

Правое плечо выглядит заметно больше левого
Этот снимок сделан неудачно: правое плечо выглядит заметно больше левого

Куда бы не возили бюст, его всегда устанавливают косо
Куда бы не возили бюст, его всегда устанавливают косо

Повторим: эта асимметрия возникла не потому, что бюст слегка развернут относительно плоскости фотографии. Наоборот: этот разворот позволяет слегка приуменьшить неприятный эффект от асимметрии всей скульптуры.

To put it differently, this asymmetry did not relate the little curve of bust concerning the plane of the photo. Conversely, this curve allows concealing the unpleasant effect from the asymmetry of the whole sculpture.

возникает иллюзия равенства обоих плеч
За счет поворота бюста возникает иллюзия равенства обоих плеч

Поворот против часовой стрелки
Повороты бюста фиксируется двумя штифтами.
В данном случае левое плечо развернуто
против часовой стрелки

Поворот по часовой стрелке
Но на этой фотографии левое плечо
развернуто по часовой стрелке

Крепежные штифты
Бюст не просто ставят косо, его косо закрепляют на
подставке с помощью двух металлических штифтов.

Асимметрия бюста, хранящегося в доме кайзера Вильгельма II, носит ровно такой же характер, что и асимметрия юбилейного бюста, хранящегося в Берлинском музее.

The asymmetry of the bust that is stored in the house of Kaiser Wilhelm II, has the exactly same character as the asymmetry of the anniversary bust, stored in the Berlin Museum.

Асимметрия бюста, хранящегося в доме кайзера Вильгельма II
Асимметрия бюста, хранящегося в доме кайзера Вильгельма II

Асимметрия короны и плеч
Асимметрия короны и плеч царицы

Корона сидит криво, набекрень. Левый край, на который указывает красная стрелка, выглядывает поверх уха на большую величину, чем правый край, на который указывает зеленая стрелка. Усеченный конус короны тоже неправильной формы. Боковая сторона, на которую указывает красная стрелка, имеет меньшую крутизну, чем сторона, на которую указывает бирюзовая стрелка. Наконец, ширина левого плеча Нефертити (XX') меньше ширины ее правого плеча (YY').

The crown set askew and awry. The left edge, with the red pointer, peeks out behind the ear on a larger amount than the right side, which indicates the green arrow. The truncated cone crown is an irregular shape too. The side, marked red arrow, is less flexuous than the side, with was indicated by the light blue arrow. Finally, the width of the left shoulder of Nefertiti (XX') is less than the width of her right shoulder (YY').

Асимметрия обоих бюстов
Одинаковая асимметрия корон и размаха плеч

Одинаковая асимметрия бюстов
Обратите особое внимание на различные расстояния
от вертикальных линий плеч до ушных раковин,
обозначенные зеленой и красной буквой «Т».
Это самый заметный признак асимметрии.

Сравнение размаха плеч у двух бюстов
Сравнение размаха плеч у двух бюстов прямо на фото (18 < 22 мм),
а также расстояний от вертикальных линии плеч до ушей —
красный и зеленый квадраты (5 < 15 мм).
(исходное фото 586 х 400 здесь
уменьшено до 400 х 273).

Всё это указывает на то, что фальсификатор для двух этих бюстов использовал одну и ту же форму для литья заготовки. Изготовляя эти фальшивки, мошенник разнообразил одинаковые базовые формы различными деталями: вылепил непохожие уши, сделал по-другому глаза и уреи (змея на короне), а также использовал различные наборы красок.

As can be seen the forger used the same form for casting for the two busts. Manufacturing those fake deceivers diversified the basic form by different parts: unlike ears, different eyes and urey (snake on the crown), and colors.

Мошенник
Мошенник

Если бы скульптор захотел в точности повторить базовую конфигурацию бюста, он не смог бы этого сделать по причине очень сложной асимметрии, получившейся случайно. Но эти же самые искажения легко воспроизвести путем литья заготовки с использованием одной и той же формы.

If the sculptor had wanted to exactly repeat the basic configuration of the bust, he would not have done that because of the very complex asymmetry, which could happen only accidently. Nevertheless those same distortions easily can be reproduced by casting using the same form.

Оба бюста внутри себя имеют одну и ту же заготовку
Оба бюста внутри себя имеют одну и ту же заготовку

Смотрите видео на эту тему



http://youtu.be/KF2bj6V12Uo