Sceptic-Ratio. Акимов: Откуда взялись кольца внутри заготовки?
 
 


Олег Акимов

Откуда взялись кольца внутри заготовки?

(Часть 5)

В предыдущей, четвертой части нашего фильма затрагивался комплекс проблем, связанный с просвечиванием рентгеновскими лучами цветного бюста Нефертити. В 2006 году был получен превосходный скан-образ поверхности заготовки этого бюста.

Скан-образ 1
Скан-образ 2
Скан-образ 3
Скан-образы заготовки бюста Нефертити,
демонстрирующие, что заготовка сделана
по современной технологии литья.

Основная претензия, которая предъявляется к исследователям, проводившим данный эксперимент, формулируется следующим образом. Почему исследователи не пошли в глубь заготовки и не изучили внутреннюю структуру бюста? Вместо этого они опубликовали небольшую серию снимков низкого качества. Некоторые из них получены на примитивном томографе 1992 года. Поверхность заготовки была представлена в 3D-пространстве, в то время как ее внутренние неоднородности едва видны на 2D-разрезах.

Фотографии 2D-разрезов

Фотографии 2D-разрезов заготовки бюста Нефертити. Некоторые из них, в частности фото (b), сделаны на примитивном томографе еще в 1992 года. Эти опубликованные в специальном отчете 2009 года снимки были затемнены и лишены контрастности. Это сделано для того, чтобы скрыть неоднородности плотности заготовки. Заготовка отлита из цементного раствора, в который добавлен песок и щебень.
Сечения 1 заготовки
Сечения 2 заготовки
На этих двух картинках сделано сравнение контрастных
и неконтрастных фотографий одних и тех же разрезов.

Наиболее возмутительным фактом является то, что зритель, который внимательно смотрел фильм 2007 года "Одиссея Нефертити", снятый по следам эксперимента 2006 года, мог прекрасно видеть, что на экране компьютера поперечные сечения царской короны выглядят весьма странно.

Сечение короны Нефертити

Фрагмент кадра из фильма "Одиссея Нефертити", на котором видны кольца, оставшиеся после перемешивания раствора, из которого отлита заготовка бюста Нефертити.

В центре заготовки находится вещество низкой плотности (оно темное цвета), на периферии — вещество высокой плотности (оно белого цвета). И хотя экран компьютера удален от зрителя, на нем, тем не менее, можно заметить темные и светлые концентрические кольца.

Сечение короны Нефертити вид сверху и сбоку
Сечение короны Нефертити вид сверху и
сбоку, вдоль вертикальной оси заготовки

Очертания колец непрерывно меняется по мере того, как сканер для получения 2D-сечений короны всё ниже и ниже опускается к голове Нефертити. Наиболее отчетливо кольца видны в верхней части короны. На уровне отслоения гипсовой штукатурки они уже не просматриваются.

Сечения верхней и нижней части короны
Концентрические кольца, возникшие от перемешивания раствора заготовки

В верхней части короны хорошо видны концентрические кольца, оставшиеся от перемешивания цементного раствора, из которого отлита заготовка бюста Нефертити. На нижнем уровне отслоения штукатурки, состоящей из гипса низкой и высокой плотности, колец не видно. На месте отслоения штукатурки заготовка имеет гладкую поверхность из раствора повышенной плотности. В этой части короны и головы царицы находятся фрагменты больших размеров высокой и низкой плотности. На нижнем рисунке объясняется ниличие концентрических колец. Они возникли в результате перемешивания раствора заготовки подобно тому, как это делается сегодня при помощи электроприводного миксера.

У зрителя возникает естественный вопрос: какова природа этих колец? Если бы заготовка короны была выточена из дерева, то увиденные нами кольца можно было бы принять за годичные кольца, которые обычно хорошо видны при поперечном распиле ствола большинства деревьев.

Годичные кольца деревьев
Годичные кольца деревьев

Ниже вы видите деревянную статуэтку, которую сканируют на точно таком же компьютерном томографе, как и скульптуру Нефертити. Однако операторы, работающие на этом оборудовании, не пытаются скрыть от зрителя результаты просвечивания исследуемого ими образца. Кольца ствола дерева прекрасно видны.

Годичные кольца деревьев
Сканирование деревянной статуэтки.
На трех представленных разрезах мы
видим годичные кольца древесины.

В случае же сканирования бюста Нефертити мы ясно чувствуем, что нас хотят обмануть и скрыть важнейшую информацию. Мы хорошо чувствуем, что создатели фильма не хотели показывать нам внутреннее строение царской короны и то, что мы случайно подсмотрели, является оплошностью режиссера и оператора данного фильма.

Случайно подсмотренные кольца
Случайно подсмотренные кольца
на отдаленном экране монитора

В другом эпизоде создатели фильма прекрасно выполнили приказ заказчиков фильма — Дитриха Вилдунга (Dietrich Wildung) и Александра Хупперца (Alexander Huppertz) — которые руководили экспериментом. Вот нам показывают экран монитора уже в более широком ракурсе. На нем мы видим, как сканер для получения 2D-сечений бюста опускается от нижней части короны, где отслоилась гипсовая штукатурка, до самого основания бюста, где находятся пара крепежных штифтов. То, что нам показали сечение скульптуры не с самой ее верхней части, однозначно указывает, что кольца, оставшиеся в застывшем растворе, мы ни в коем случае не должны видеть.

На этих сечениях бюста нельзя ничего разобрать. Руководители эксперимента и создатели фильма сделали всё, чтобы зритель не увидел кольца внутри короны и неоднородности литой заготовки. У него не должно возникнуть никаких подозрений в отношении фальшивки Людвига Борхардта, которая сегодня является главным экспонатом Берлинского музея.

Таким образом, имеются признаки того, что авторы специального отчета, опубликованного в 251-м номере журнала "Радиология" за 2009 год, намеренно скрыли важнейшую информацию о внутреннем строении скульптуры, которую считают визитной карточкой Германии.

Dietrich Wildung
Alexander Huppertz
Ангела Меркель

Дитрих Вилдунг (верхний коллаж) и Александр Хупперц (нижний коллаж), которых ждет справедливое возмездие, пока сумели сберечь для немцев главный символ страны. У канцлера Германии, Ангелы Меркель (ее фото внизу), кажется, не возникло ни малейших подозрений в отношении подлинности цветного бюста Нефертити.

Тем не менее, всестороннее изучение изображений, полученных в ходе эксперимента 2006 года, однозначно указывает на то, что заготовка получена путем литья цементного раствора, перемешанного с песком и более крупными фракциями различной плотности. Ясно, что технология литься не могла быть использована мастерами Древнего Египта. Иначе говоря, бюст Нефертити 100-летний юбилей которого только что отметил Новый музей Берлина, является фальшивым.

Общий вид заготовки
Главные признаки технологии литья
Одинаковая асимметрия бюстов свидетельствует об идентичности заготовок

Дефекты на поверхности заготовки берлинского бюста Нефертити, найденного якобы Борхардтом в 1912 году в древней столице Египта, однозначно свидетельствуют, что заготовка была отлита из цементного раствора, в который добавили песок и щебень. Из одной и той же формы было отлито, по крайней мере, две заготовки. Первая заготовка оказалась внутри бюста Нефертити, который хранился в доме кайзера Вильгельма II. Вторая заготовка образует основу бюста царицы, хранящегося в Берлинском музеи. На идентичность обеих заготовок указывают геометрические размеры, характеризующие однотипную асимметрию обоих бюстов.

Современные медицинские томографы, используемые в для просвечивания мягких тканей, могут быть настроены для просвечивания изделий, сделанных из дерева, слоновой кости и различных горных пород. Соответствующие компьютерные программы способны построить динамически изменяющийся образ внутренней структуры объекта. В частности, компьютерный томограф может ответить на такие вопросы: состоит ли объект из одного монолитного куска или нескольких, имеются ли в нем трещины, пустоты или инородные тела.

Томография мягких биологических тканей
Будда из терракота
изделие из камня

Современный компьютерный томограф практически не имеет ограничений по плотности исследуемых веществ. Они легко настраиваются и охватывают широкий диапазон мощностей и частот рентгеновского излучения.

При желании в интернете можно найти частные фирмы, специализирующиеся на исследовании поверхностной и внутренней структуры антикварных изделий, например, статуэток и ваз, а также обыкновенных предметов быта. Эти фирмы охотно размещают в открытом доступе видео-ролики, демонстрирующие возможности своего оборудования. Ниже показаны кадры из таких роликов, чтобы и наш читатель имел некоторое представление о технических достижениях в области компьютерной томографии. При этом не станем указывать адреса и названия фирм, чтобы не создавать им рекламы, нарушающей условия равной конкуренции.

изделие 1
изделие 2
Сканирование X-лучами позволяет изучить
структуру и дефекты предметов искусства.

Ниже показаны фотографии кхмерского женского божества, олицетворяющего мудрость. Они свидетельствуют, что артефакт сильно поврежден. Сегодня эта статуя находится в одной из частной галереи Брюсселя. Мастер, живший в 11 столетии новой эры, выточил ее из песчаника. Из этого же материала выточена голова юной Нефертити. Заметим, что прочность песчаника выше известняка, из которого, как предполагается, сделана заготовка цветного бюста Нефертити. Высота женского божества равна 61.5 см, т.е. она выше цветного бюста Нефертити на 12-13 см.

Кхмерское женское божество
Голова юной Нефертити
Сравнение размеров двух скульптур

Верхняя фотография — Кхмерское женское божество; средняя — голова юной Нефертити; нижняя — сравнение размеров скульптуры кхмерского божества с цветным бюстом Нефертити.

Далее представлены кадры из четырех роликов, показывающие статую кхмерского божества в четырех стандартных ракурсах, принятых в компьютерной томографии. Можно было ожидать, что бюст Нефертити тоже будет показан с этих четырех позиций. Однако этого не случилось и мы догадываемся почему.

Итак, первый ролик демонстрирует поверхность песчаника, который покрыт мастикой и выкрашен однотонной защитной краской. Мастика и краска — это следы поздней реконструкции артефакта. Как видим, статуя медленно поворачивается вокруг вертикальной оси. На спине, начиная от талии женской фигуры, вниз идет широкая трещина, которая внизу имеет несколько ответвлений. Трещина могла возникнуть как естественным путем, в результате деструкции материала, так и искусственным путем, в результате механического воздействия.

Поверхность песчаника
Поверхность песчаника имеет
повреждения в виде трещин.

Второй ролик показывает некую виртуальную поверхность, залегающую на небольшой глубине от внешней физической поверхности песчаника. Под грудью статуи мы обнаруживаем еще ряд трещин, которые опоясывают торс женского божества. В этих двух ракурсах был показан и бюст Нефертити. Следующий, самый любопытный для нас ракурс в исследованиях 2006 года представлен не был.

Виртуальная поверхность
Виртуальная поверхность, т.е. слой песчаника,
залегающий на 1-2 мм глубже от поверхности;
видно, что количество трещин увеличилось


Виртуальная и истинная поверхности заготовки бюста Нефертити
Виртуальная (слева) и истинная (справа) поверхности заготовки бюста Нефертити


Виртуальные образы Нефертити различной глубины
Виртуальные образы Нефертити различной глубины залегания

Если первые два ролика демонстрировали непрозрачные поверхности в 3D-пространстве, то третий ролик показывает прозрачную 3D-поверхность, через которую можно видеть, что статуя собрана из трех больших кусков, которые скреплены между собой металлическими штифтами. Мы также замечаем, что вещество, из которого сделана вся статуя, имеет вполне гомогенную структуру, соответствующую природному песчанику.

Начинка скульптуры
Начинка скульптуры. Через прозрачную 3D-
поверхность видно, что статуя собрана из трех
больших кусков, соединенных штифтами.

Четвертый ролик демонстрирует 2D-разрезы. Нарезка на ломтики начинается с левого бока статуи и заканчивается правым боком. На серединном разрезе хорошо видно, что голова статуи растрескалась во многих местах. Ее цельность обеспечивает специальное клеящее вещество. Этот ракурс производился для бюста Нефертити, но количество и качество 2D-разрезов не может удовлетворить заинтересованных наблюдателей.

2D-нарезка (серединная)
2D-нарезка (неполная)
2D-нарезка (полная)
2D-нарезки; нарезка на ломтики начинается с
левого бока статуи и заканчивается правым боком.
Через эти разрезы хорошо видна структура изделия.

Перед началом юбилейной выставки можно было ожидать, что ее устроители проведут новое сканирование бюста. Ведь техника томографии развивается быстро, а стандартная рентгеноскопия потребует минимум усилий и времени. Однако ничего подобного не случилось. Более того, руководство музея пошло на новые ухищрения, чтобы окончательно сбить с толку дотошного посетителя музея. Для столь важного мероприятия национального масштаба были подготовлены и выложены в сеть "просветительские" видео-ролики, в которых вы уже не найдете ничего такого, что могло бы смутить почитателей женской красоты древнеегипетской царицы и заронить хоть крупицу сомнения в подлинности ее бюста.

В специально выпущенных по случаю 100-летнего юбилея дезынформирующих видео-роликах можно увидеть, как две миловидные барышни в белых халатах помещают цветной бюст в просвечиваемую рентгеновскими лучами зону томографа.

Начинка скульптуры
Эти две девушки у нас на глазах совершают
преступление: внутрь томографа они помещают
бутафорский бюст Нефертити.

Далее на экране компьютера появляется молодой и симпатичный лик царицы.

Прекрасный лик Нефертити

Рентгеновский снимок, на котором вы уже ничего не увидите, кроме странных затемнений на ушных раковинах и переносице. Этот снимок свидетельствует о мошенничестве, осуществленном уже современными фальсификаторами.

Попутно вам рассказывают о двух компонентной структуре скульптуры, об оригинальном таланте мифического ваятеля Тутмоса, который придумал столь хитроумную технику изготовления шедевра, и, разумеется, о выдающемся немецком египтологе и археологе Людвиге Борхарде.

Борхардт
Это — ловкий мошенник Борхардт

три последователя Борхардта
Это — три его последователя

Юбилейные торжества закончились. Увы, в представленной Берлинским музеем информации не было ни единого слова правды.

Визитная карточка юбилейной выставки
Визитная карточка недавно прошедшей юбилейной выставки

Смотрите видео на эту тему



http://youtu.be/8e1bevRdbKo