Фальшивый бюст Нефертити — культовый символ Германии
В шестой части мы продолжим рассказ о признаках фальшивости цветного бюста Нефертити. Но параллельно будем обращать внимание и на некоторые социально-психологические аспекты масштабного исторического феномена, каковым является зарождение и длительное существование культового символа Германии в виде скульптуры древнеегипетской царицы, изготовленной Людвигом Борхардтом в начале 20-го века.
В предыдущей части фильма (часть 5) мы указали на преступные действия в сфере искусства и науки Дитриха Вилдунга — директора Египетского музея в Берлине (Dietrich Wildung — director of Berlin’s Egyptian Museum) и Александра Хуппертца — директора Научно-исследовательского института изображения при больнице Шаритэ в Берлине (Alexander Huppertz — director of the Imaging Science Institute Charitè Berlin). Последний из них ответственен за техническое обеспечение фальшивых данных о бюсте Нефертити.
Дитрих Вилдунг — директор Египетского музея
в Берлине с 1989 по 2009 гг.
Александр Хуппертц — директор Научно-исследовательского
института изображения при больнице Шаритэ в Берлине.
В так называемом эксперименте 2006 года принимал также участие английский археолог и египтолог, руководитель Амарна-проекта Барри Кемп (Barry Kemp – director of the Amarna Project), который прекрасно осознавал, что бюст Нефертити фальшивый. Однако его роль в жульнической операции по дезинформации мировой общественности была достаточно скромной. Если Хуппертц и Вилдунг должны понести наказание в полной мере, как непосредственные фальсификаторы, продолжившие череду преступных действий, первоначально совершенных Людвигом Борхардтом, то Кемпа можно отнести уже к пассивным соучастникам преступления, которых помимо него было еще четыре человека Таня Нентвиг (Tanja Nentwig), Патрик Асбах (Patrick Asbach), Франц-Максимилиан Раше (Franz Maximilian Rasche) и Бернд Хамм (Bernd Hamm).
Один пассивный (слева) и два активных (справа) участника преступления.
Британец Барри Кемп держался от двух немецких фальсификаторов подальше. Тем не менее, он непосредственно участвовал в преступном эксперименте 2006 года и в съемках фильма "Одиссея Нефертити" 2007 года.
Кадр из фильма "Одиссея Нефертити" 2007 года, где запечатлен момент сканирования бюста Нефертити, произведенный годом раньше. Данные этого эксперимента представлены в специальном отчете 2009 в неполном и затемненном виде.
Указанная преступная группировка, имея в распоряжении прекрасный компьютерный томограф, установила, что цветной бюст Нефертити является подделкой. На это, в частности, указывала внутренняя структура царской короны. Зрители документального фильма 2007 года "Одиссея Нефертити" ("Nefertiti's Odyssey") могли отчетливо видеть на экране дисплея компьютерного томографа концентрические кольца, застывшие в бетоне заготовки, после перемешивания раствора, когда он был еще жидким.
Кадр из фильма "Одиссея Нефертити", на котором видны кольца, оставшиеся после перемешивания раствора, из которого отлита заготовка бюста Нефертити.
Кроме того, преступники знали о существовании множества других признаков фальсификации, о которых рассказывалось, в частности, в первой и третьей части нашего фильма. Тем не менее, все члены преступной группировки пошли на сокрытие правдивой информации и сопроводили текст своего фильма-фальшивки сведениями, дезориентирующими массового зрителя. Для обмана мировой общественности они также опубликовали "специальный отчет" (Nondestructive Insights into Composition of the Sculpture of Egyptian Queen Nefertiti with CT) сугубо антинаучной и аморальной направленност, о чём подробно рассказывалось в четвертой части фильма.
Специальный отчет, опубликованный в журнале «Радиология» № 251 за 2009 год
Говоря о социально-психологических аспектах преступного деяния, совершенного Дитрихом Вилдунгом, Александром Хуппертцом и их сподручными, уместно вспомнить о преступных намерениях Адольфа Гитлера, который так же, как и они, собирался обмануть общественность, вбросив в культурное пространство Германии фальшивый бюст с арийскими чертами лица у древнеегипетской царицы.
Фальшивая скульптура Нефертити,
вылепленная по указанию Гитлера,
как символ великой Германии.
Томограф мог бы снять гипсовые покрова с бюста и показать внутреннюю структуру заготовки Нефертити, как, например, для этого кхмерского божества. Но вместо этого прибор использовался для обмана общественности.
Нынешние сотрудники Берлинского музея исследовали внутреннюю структуру цветного бюста Нефертити с помощью современного томографа. Однако результаты своих исследований они попытались либо скрыть, либо существенно исказить. Тем не менее, по косвенным признакам нам удалось достоверно установить, что бюст Борхардта является фальшивым.
Ниже вы видите двух операторов в белых халатах, которые подвергают сканированию муляж бюста царицы. В итоге, на экране компьютера появляется изящный образ царицы, который, однако, не соответствует реальному бюсту, хранящемуся в Берлинском музее. Тем не менее, нам удается разглядеть реальную структуру царской короны на экране дисплея, удаленного от зрителя. Мы отчетливо видим концентрические кольца, которые были видны на фотографиях, размещенных выше. Объяснение этих колец давалось в предыдущей части 5
На этой фотографии вы видите двух соучастниц преступления, которые под руководством главаря банды Александра Хуппертца совершенно открыто, можно сказать, нагло обманывают доверчивых обывателей путем замены фальшивого бюста Борхардта 1912 года на бутафорский бюст Нефертити, специально изготовленный в мастерской Берлинского музея.
Рентгеновский снимок, на котором ничего не видно, кроме странных затемнений на ушных раковинах и переносице. Этот снимок свидетельствует о мошенничестве, осуществленном уже современными фальсификаторами, в частности, Александром Хуппертцем
Однако идея искажения технической информации о внутренней структуре подделки вряд ли могла прийти в голову Хуппертца, директора института изображения. Мысль выдать фальшивку за подлинник, скорее всего, принадлежит единолично Вилдунгу, директора Берлинского музея, в стенах которого вот уже в течение столетия экспонируется фальшивый бюст Нефертити. Хуппертца и других членов преступной банды Вилдунг уговорил доводами, которыми руководствовался Адольф Гитлер. По мнению фюрера немцы должны иметь перед глазами образец истинной женской красоты, овеянный тремя тысячелетиями истории. Неважно, что в качестве этого идеала выступает подделка. Как идеолог фашизма и беспринципный политик, Гитлер отлично понимал условность всех фетишей, на которые молится толпа.
Вилдунг, Хуппертц, Гитлер и две фальшивки. Совершенное Дитрихом Вилдунгом и Александром Хуппертцом преступление ничем не отличается от преступления Адольфа Гитлера, который на образе Нефертити тоже преподнес немецкой нации свой художественный идеал женской красоты.
Не так давно в Сеть был выложен фильм Патрика Дедола (Patrick Dedole) и Доминика Карела (Dominique Carel) 2011 года выпуска на французском языке (на другие языки он пока, к сожалению, не переведен), который называется "Тайны бюста Нефертити" ("Les mysteres du buste de Nefertiti"). В этом фильме широко представлены аргументы, изложенные в книге под названием "Бюст Нефертити: мошенничество египтологии?" ("Le buste de Néfertiti : Une imposture de l'égyptologie?"). Книга эта написана известным швейцарским историком культуры, журналистом, архитектором, фотографом и кавалером ордена Почетного легиона, Анри Штирлином (Henri Stierlin). Создатели фильма дали ему возможность высказаться обо всём, что он думает по поводу цветного бюста.
Анри Штирлин
Титры к фильму "Тайны бюста Нефертити"
("Les mysteres du buste de Nefertiti")
Приведенные им доводы убеждают нас, что скульптура эта, вероятнее всего, фальшивая. Пускай кто-то считает, что его аргументы слабы и недостаточны, но в любом случае, они, несомненно, перевешивают все аргументы, высказываемые в пользу подлинности бюста. В конце названия книги стоит вопрос, а не восклицательный знак. То сеть, автор не претендует на категоричность своих выводов.
Обложка книги Анри Штрилина
"Бюст Нефертити: мошенничество египтологии?"
("Le buste de Néfertiti: Une imposture de l'égyptologie?")
Более того, в отличие от нас, он не обвиняет Людвига Борхардта или кого-либо еще в намеренной фальсификации артефакта с целью наживы. Штирлин думает, что бюст Нефертити был изготовлен в экспериментальных целях, для опробования древних красителей, найденных на территории Амарны. С этой целью Борхардт попросил тогда еще очень молодого скульптора Герхарда Маркса вылепить гипсовую модель, которая одновременно использовалась бы, как манекен для демонстрации ожерелья, найденного там же в Амарне. Впоследствии Маркс сделался очень знаменитым. Посмотрите несколько наиболее известных его работ.
Немецкий скульптор Герхард Маркс (1889 — 1981)
Впоследствии произошло недоразумение, говорит Анри Штирлин, один из членов королевской семьи восхитился красотой манекена, приняв его за подлинное произведение древнеегипетского искусства. Никто из окружающих не решился его поправлять. Таким образом, модельная скульптура, превратилась в "подлинник".
Штирлин считает, что Бюст Нефертити был
изготовлен Марксом по просьбе Борхардта в качестве
манекена для демонстрации колье, найденного в Амарне.
Штирлин и Вилдунг прекрасно знали друг друга, обменивались письмами и оба высказывали сомнение по поводу подлинности цветного бюста. На это указывали два главных аргумента. Во-первых, очень странно, что бюст царицы так хорошо сохранился; во-вторых, форма бюста слишком непохожа на всё, что находили на территории Древнего Египта.
Скульптурное лицо царицы смотрится очень по-современному: взгляните на этот чувственный рот и надменный взгляд. Древние египтяне изображали женщин схематично — без выражения каких-либо эмоций и практически лишая их индивидуальных черт. Если у фальшивки Борхардта заменить корону на дамскую шляпку, то его древнюю царицу нельзя будет отличить от обыкновенной модницы, посещающей бутики на Тверской.
Особенно настораживали вертикально отсеченные руки скульптуры. На этих кадрах Штирлин показывает на самом себе, каким образом отсекались руки у скульптурных изображений людей. Они отсекались горизонтально. Посмотрите, как выглядит подлинный древнеегипетский манекен царя Тутанхамона, сделанный из дерева. Его нашел Говард Картер в Долине царей в 1922 году.
Манекен царя Тутанхамона, найденный
Говардом Картером в Долине царей в 1922 году
Вот Штирлин показывает письмо Вилдунга от 9 сентября 1983 года, где тот высказывает уверенность в том, что бюст фальшивый. Но в 1989 году, говорит Штирлин, Вилдунга назначили директором Берлинского музея. Посещаемость музея во многом обеспечивалась за счет одного экспоната — цветного бюста Нефертити. Отсюда становится понятно, почему Вилдунг изменил свою позицию на противоположную.
Начало и конец письма Вилдунга от 9 сентября 1983 года, адресованного Штирлину, в котором будущий директор Берлинского музея высказывает сомнение по поводу подлинности бюста Нефертити.
Демонстрация письма из частной переписки с этической точки зрения оправдывается тем, что два некогда сотрудничавших друг с другом исследователя в конец рассорились. Скрытые от чужих глаз и ушей упреки перешли в публичные оскорбления, особенно, со стороны директора музея.
Анри Штирлин слева, Дитрих Вилдунг справа
После публикации книги Вилдунг заявил: "Я удивлен, что автор, с которым я сотрудничал 15 лет назад, при подготовке своей публикации не посоветовался со мной или сотрудниками музея. Существует документальная история находки, описывающая события шаг за шагом без пробелов. В течение последних 27 лет несколько раз проводилось сканирование бюста. Таким образом, был проведен детальный анализ структуры бюста, который состоит из известняковой заготовки и гипсовой штукатурки".
Вилдунг заявил: "Я удивлен, что автор, с которым я сотрудничал 15 лет назад..."
По поводу вертикально отсеченных рук Вилдунг сказал, что в Амарне был найден фрагмент скульптуры с аналогичным вертикальным отсечением рук. В фильме Патрика Дедола и Доминика Карела "Тайны бюста Нефертити" новый директор музея Фредерика Зайфрид (Friederike Seyfried) показала фрагмент скульптуры, о котором говорил ее предшественник.
Фредерика Зайфрид показывает фрагмент скульптуры,
найденный якобы в Амарне, с вертикально отсеченными плечами.
Слова Вилдунга о том, что книга Штирлина является научно-фантастическим романом, который не имеет ничего общего с серьезной исторической наукой и археологией, перепечатали все мировые СМИ и вот уже много лет повторяются, как только речь заходит о подлинности бюста Нефертити.
Книга Анри Штирлина с другой обложкой.
Кое-что Штирлин действительно додумывал и высказывался в предположительном модусе. Так, например, подозрение на скульптора Маркса, изготовившего якобы бюст Нефертити, по-видимому, обосновано им неважно. Но с Вилдунгом сотрудничать ни в коем случае нельзя. Он явно играл на публику и рисовался, когда говорил, что история находки бюста описана полностью и без пробелов.
Герхард Маркс (слева) и Гельмут Шмидт —
пятый федеральный канцлер Германии
фото сделано 11 января 1977 года.
Несомненно, директор музея знает о бюсте больше, чем кто-либо другой, поскольку переписка Людвига Борхардта со своим патроном, Джеймсом Симоном, в период с 13 года, когда бюст появился в Берлине, по 24 год, когда его впервые выставили на публике, остается засекреченной. Мы можем только догадываться, зачем руководство музея пошло на такие не дружественные для египтологии меры.
Людвиг Борхардт со своей супругой
Джеймс Симон со своей супругой
Эту секретность вряд ли можно оправдать тайной финансовых сделок. Денежные суммы некоторые эксперты как раз называли; причина в другом. Так поступают, когда кто-то совершает аморальные поступки. И хотя человек давно ушел из жизни, остаются его родственники, которые и накладывают табу на рассекречивание материалов.
Надгробная плита на месте
захоронения Джеймса Симона
Родственники и потомки Джеймса Симона
Скорее всего, в письмах затрагивался вопрос подлинности артефактов. Симон думал, что подарил кайзеру Вильгельму II подлинный бюст. Но когда всплыл второй, он не мог не заподозрить партнера в жульничестве. От такого обилия поддельных артефактов неискушенный в египетских махинациях собиратель европейского антиквариата, конечно, погрузился в прострацию.
Кайзер Германии Вильгельм II
Два бюста Нефертити: слева — из Берлинского музея
справа — из дома кайзера Вильгельма II в Нидердандах
Эти два бюста имеют одинаковую асимметрию
(см.: часть 3)
Алчность его подвела. Мало того, что Симон потерял кучу денег, он еще в глазах уважаемой публики рисковал предстать полным профаном. Так что ему ничего не оставалось делать, как продолжить сотрудничество с нахальным, наслаждающимся жизнью аферистом, который к тому же рисовал перед потухшим взором растерявшегося мецената и бизнесмена заманчивую перспективу. О ней мы подробно поговорим в следующих частях нашего затянувшегося фильма, а сейчас вернемся к вертикально обрубленным плечам цветного бюста Нефертити.
На отдыхе. Фотографии из архива Борхардта.
Данный аргумент с необычным отсечением плеч скептики и критики Борхардта, по всей видимости, выставляли с самого начала. В самом деле, за пять тысячелетий своей истории египтяне старательно избегали изображать себя боком. Если голова египтянина была развернута в профиль, то его туловище оставалось развернутым так, чтобы видны были оба плеча. В качестве изображений, подтверждающих эту мысль, здесь показаны две иконы — Берлинская и Каирская, — на которых изображено святое семейство: Эхнатон и Нефертити со своими детьми. То же самое можно сказать и о скульптуре: никто не отсекал плечи так, как это сделано у бюста Нефертити.
Два домашних алтаря или иконы из музеев Каира и Берлина с изображениями семьи фараона Эхнатона. Существует масса картин с изображением младенца Иисуса, матери Марии и отца Иосифа, например, как они бегут из Египта. Этот сюжет с божественными персонажами был очень популярен в Европе эпохи Возрождения. В Амарне эпохи Нового царства, где свершилась религиозная революция, обожествление произошло в отношении Эхнатона, Нефертити и их дочерей. Изображение этого «Святого семейства» встречалось повсюду: в царских покоях, на пограничных стелах и стенах гробниц. Обратите внимание на разворот плеч царя и царицы: египетские мастера изображали людей развернутыми в полуоборот таким образом, чтобы видны были оба плеча.
Каким образом Борхардт вышел из этого затруднительного положения? Как всегда, прямолинейно и дерзко. На первый взгляд он поступил неумно, так как любой квалифицированный египтолог или археолог его тут же мог разоблачить. Но действия мошенника рассчитаны на массового обывателя, которого вполне удовлетворяют простые ответы.
Ленин и Нефертити. У скульптурных изображений людей мастера Древнего Египта никогда не отсекали плечи вертикально, как это показано здесь на примере бюста Ленина. Подобная манера была характерна для скульпторов XIX и XX вв., когда жил Борхардт.
Вот документальные кадры старой кинохроники. Мы видим десятки неквалифицированных рабочих из числа местных жителей Амарны, которые копают на отведенных археологами участках. Тут же демонстрируются три артефакта. Последний из них нас сейчас будет интересовать и вот почему.
Двухсторонние рельефы никто и никогда не находил в Египте, поскольку обратной стороной рельефы крепятся к стене. Борхардт "нашел" удивительный артефакт в Амарне. На одной стороне найденного им известнякового блока изображена молящаяся девушка — типичный для древнеегипетского искусства сюжет (см. рельефное изображение внизу). На верхнем крае этого подлинника видны сколы. Очевидно, фальсификатор соскоблил иероглифы, которые сопровождали рисунок молящейся девушки. На обратной стороне подлинного артефакта фальсификатор нанес изображение Нефертити, причем с вертикально отсеченными плечами, как у бюста Ленина. Этой подделкой Борхардт показал скептикам, что и древние мастера изображали людей с вертикально отсеченными плечами. Само изображение Нефертити скульптор-фальсификатор скопировал с Берлинского алтаря, фотография которого приведена выше.
Дело в том, что голова Нефертити высечена на известняковом блоке, с обратной стороны которого уже есть изображение молящейся девушки. Нет сомнений, что эту девушку выточил древнеегипетский мастер. Поза девушки и то, чем она занята, традиционны для изобразительного искусства Египта. А вот в отношении Нефертити имеется большое сомнение.
Односторонний рельеф, прикрепленный к стене,
с типичным изображением молящейся пары
Образ царицы, с одной стороны, является плоским аналогом объемного бюста Нефертити, с другой — копией царицы, изображенной на известном алтарном рельефе, хранящимся в Берлинском музее. Однако в нашем случае Нефертити выглядит необычно: мы видим ее левое плечо и не видим правого. Создается впечатление, будто художник срисовал объемный бюст Нефертити, развернув его к себе левым, вертикально отсеченным боком. Можно трактовать этот рельеф и как план для еще нереализованного бюста, что-то наподобие пробного шара.
Три взаимно связанных образа Нефертити.
Слева изображен образ царицы в виде хорошо знакомого всем объемного бюста с вертикально отсеченными плечами. В центре — его плоский аналог. По приказу Борхардта этот фальшивый рельеф был нанесен на обратную сторону подлинного артефакта. Справа показан фрагмент Берлинского алтаря (см. выше), с которого скульптор-фальсификатор скопировал изображение Нефертити. За счет фальшивого двустороннего блока Борхардту удалось доказать общественности, интересующейся египетскими древностями, что найденный им цветной бюст Нефертити подлинный.
Борхардт подбросил этот фальшивый артефакт не в мастерскую Тутмоса, а на территории Великого храма Атона. Очень маловероятно отыскать два сравнительно небольших предмета на таком расстоянии друг от друга. Но Борхардт не согласовывал свою легенду с теорией вероятности. Факт нахождения известнякового блока с рельефами на обеих сторонах можно трактовать следующим образом.
План Амарны.
Мастерская Тутмоса находится на южной окраине города, примерно в 1.5 км от Великого храма Атона, что вызывает большие сомнения. Вряд ли царские особы ходили в такую даль для позирования скульптору. Кроме того, не мог выдающийся королевский скульптор жить в бедных кварталах, где обитает рабочий люд. Этот важный аргумент говорит нам о ложности легенды, сочиненной Борхардтом. Место для имитации развалин мастерской скульптора, выбрано им неудачно и противоречит здравому смыслу. Утверждение мошенника, будто найденные в мастерской бюст Нефертити, головы Эхнатона и других высокопоставленных персон имеют портретное сходство, ничем не подтверждается. Более полное изложение всех аргументов против существования скульптора Тутмоса и его мастерской изложено в разделе А был ли Тутмос?
Перед тем, как приступить к работе над объемным бюстом Нефертити, Тутмос ходил с плоским черновым вариантом на согласование к жрецам. На обратном пути он споткнулся и уронил блок на землю. При этом блок раскололся на две части, а скульптор сильно разбил коленку. Поскольку необычную форму бюста царицы чиновники-жрецы утвердили, скульптор не стал поднимать с земли свой разбитый черновик и прихрамывая побрел через весь город в свою мастерскую. Как вам такая история? Увы, в подобные басни верит большинство современных египтологов.
Внимательный осмотр блока с обеих сторон позволяет заключить, что рисунок молящейся девушки и рисунок бюста Нефертити были сделаны до появления разлома. Однако у девушки в районе живота имеются загадочные следы обработки камня, которые сделаны явно после возникновения трещины. Их присутствие не оправдывается художественными соображениями. Тогда кто, когда и зачем нанес их? Края блока также выглядят странно.
Древний художник показал, как девочка смотрит на змею и тянется к ней рукой, а змея в ответ опускается к ней на ладонь. Фальсификатор не учел этот игровой момент. Он убрал девочку, так что стало непонятно, зачем змея свисает с короны Нефертити. Может быть, она собирается ужалить ее в глаз? Это изображение змеиных изгибов подсказывает нам, что копирование рельефа царицы фальсификатор сделал с Берлинской иконы.
Возможно, нынешний директор музея Фредерика Зайфрид в курсе махинаций Борхардта, поэтому не стала демонстрировать нам Каирский рельеф, где изображен 2D-бюст Нефертити с отсеченным левым плечом. В качестве доказательства она выбрала 3D-бюст, которого до этого момента, кажется, никто не видел (фото выше). Однако, где гарантия, что этот безголовый бюст не был подброшен тем же Борхардтом или более современным мошенником.
Для лучшей ориентации по данной теме
ниже приводится карта и ряд фотографий.
Карта правобережной долины Нила, где
находилась древняя столица Египта Амарна
(Tell el-Amarna) или Ахетатон.
Вид на долину с северных гор
Вид на долину с южных гор
Макет-реконструкция храмовых и дворцовых
построек центральной части города Амарны
(вид с западной стороны реки).
Вид на развалины Амарны сверху
От глинобитных строений эпохи Эхнатона практически
ничего не осталось. В 20-м веке восстанавливались стены
по оставшимся фундаментам, но и они к сегодняшнему дню
сильно разрушились и покрылись толстым слоем песка.
Типичные ландшафты: стены, восстановленные археологами 20-го
столетия приходится вновь откапывать и восстанавливать заново.
Две фотографии, сделанные 6 декабря 1913 года,
во время посещения принцем Иоанном-Георгом
археологических раскопок Борхардта.
Еще одно фото с места раскопок Борхардта. Около 200
неквалифицированных рабочих перелопатили тысячи тонн
песка в поисках сокровищ. Ничего ценного найдено не было.
Тогда Борхардт решил построить развалины некой мастерской
скульптора, в которой под полуметровым слоем песка зарыл
бюст Нефертити и множество скульптурных голов.
Две фотографии знаменитой комната 19 дома P 47.2, когда-то
принадлежавшего скульптору Тутмосу. В ней Борхардт
"откопал" бюсты Нефертити и Эхнатона
(снимки сделаны в наши дни).
Под руководством Барри Кемпа реконструкция древней
столицы эпохи Нефертити и Эхнатона продолжается.