В первой части рассказывалось о материале, во второй о форме поддельного бюста Нефертити-3. В этой третьей части мы сосредоточимся на мероприятиях, которые были проведены Борхардтом и его сообщниками, чтобы заставить поверить широкую общественность в подлинность фальшивки. В этом нам поможет Виктор Викторович Солкин, Президент ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ» и действительный член Международной Ассоциации египтологов.
«"Новый образ" Нефертити, — пишет Президент, — известен нам не только по круглой скульптуре, но и по рельефу. Небольшой прямоугольный известняковый блок — скульптурная модель, обнаруженная в закладной траншее стены Великого храма Атона, — сохранил на одной из плоскостей простершуюся на земле фигуру, а на другой — портрет Нефертити, невероятно похожий на ее полихромный бюст. Царица изображена в профиль, по плечи, в высоком парике; единственное иконографическое отличие — это включение двух уреев поверх ленты, обвивающей парик, одного — поднимающего голову в центре короны, и второго — свисающего перед ухом царицы.
Рельеф Нефертити-12. Подделка на блоке б/у,
найденном в районе Великого храма Атона.
Известняк. Египетский музей, Каир.
В целом этот портрет царицы очень напоминает ее изображение на знаменитой семейной стеле из Берлинского собрания и, скорее всего, датируется тем же временем. Схожесть рельефного портрета и полихромного бюста потрясает. Линия устремленной вперед шеи и форма челюсти, лицо и глубоко прорезанный контур задней части головного убора делают рельефный портрет практически двухмерной версией бюста. Однако, если присмотреться к тому, как на этих памятниках отображено лицо царицы, то становится ясно, что рельеф — несколько более грубый, изображающий царицу с чуть приоткрытым ртом и большим ухом, выполнен раньше бюста и является современником промежуточных портретов царицы, найденных в мастерской Тутмоса. Блок с рельефами, таким образом, дает нам возможность увидеть связь между скульптурной мастерской гениального мастера и теми художниками, которые отделывали Великий храм Атона в Ахетатоне» [2].
Борхардт очень рассчитывал на таких наивных египтологов, как Солкин, и они его не подвели. Казалось бы, дубликат рельефа «невероятно похожий» на цветной бюст Нефертити-3, вызывающий сильное подозрение, должен был насторожить критически мыслящего исследователя. Но с Президентом произошло ровно обратное. Он с удовольствием проглотил брошенную археологом-авантюристом наживку и стал уверять окружающих в наличии удивительной связи «между скульптурной мастерской гениального мастера [Тутмоса] и теми художниками, которые отделывали Великий храм Атона в Ахетатоне».
Рационалист-скептик интуитивно сравнивает две вероятности: вероятность совпадения образов Нефертити и вероятность, что его обманывает человек, причастный к этому совпадению. Далее логика простая: если сообщивший о совпадении человек не пользуется у нас доверием, то и само совпадение мы воспримем как искусственно созданное. Выше не раз говорилось, что Борхардт, как человек и ученый, не пользуется у нас доверием, т.е. вероятность того, что он солжет, намного выше, чем вероятность случайного совпадения. Однако подробности об археологе-обманщике читатель сможем узнать позже. Что же касается ничтожной вероятности совпадения трех образов, то об этом мы поговорим прямо сейчас.
До нас дошли множество изображений Нефертити с различными головными уборами. Перед нами типичная икона или домашний алтарь эпохи господства Эхнатона с изображением его семьи. Здесь на шапке-короне Нефертити изначально синего цвета мы видим урея, но не видим на ней лент. Две ленты, спадающие почти до пола, являются украшением платья царицы. Эти ленты от платья присутствуют и на нижеследующей фреске-иконе, но к ним добавляются ленты, прикрепленные к шапке-короне.
Домашний алтарь с изображением тех же персонажей, что и на предыдущей картине, только предыдущая хранится в Каирском музее, а эта — в Берлинском. Изображенную здесь царицу обозначим как Нефертити-3b. Драпировку одежды и развивающиеся ленты можно красиво показать на фресках и рельефах, но мастера Амарны не рисковали отображать столь тонкие вещи в скульптурном портрете, как это грубо сделано на бюсте Нефертити-3.
Существует масса картин с изображением младенца Иисуса, матери Марии и отца Иосифа, например, как они бегут из Египта. Этот сюжет с божественными персонажами был очень популярен в Европе эпохи Возрождения. В Амарне эпохи Нового царства, где свершилась религиозная революция, обожествление произошло в отношении Эхнатона, Нефертити и их дочерей. Изображение этого «Святого семейства» встречалось повсюду: в царских покоях, на пограничных стелах и стенах гробниц.
Вниманию читателей предложены два алтаря или иконы из Каира и Берлина, с изображениями семьи фараона. Хотелось бы заострить их особое внимание на покраске Каирской иконы. Посмотрите, она сильно выцвела и облезла во многих местах рельефного рисунка. Краску видно только в линиях резьбы; на ровных и выпуклых поверхностях она полностью исчезла.
Между тем, этот алтарь все три с лишним тысячи лет простоял в гробнице, в которой существовали практически идеальные условиях для консервации. Такой удручающий вид, как у этой иконы, имела бы и цветная скульптура Нефертити-3, если бы она стояла в темной гробнице. Но ее откопали в грунте, что исключает сохранность краски. Краска полностью исчезла бы и на многочисленных скульптурах, которых якобы нашли в мастерской Тутмоса или вблизи ее.
Фактор недолговечности краски нужно будет иметь в виду, когда мы ниже будем говорить о свежеокрашенных губах, бровях и ресницах, а также о метках, нанесенных мошенниками почти на идеально гладкие поверхности скульптурных портретов Нефертити. Краски выдают мошенников, что называется с головой, но сейчас наше внимание сосредоточено не на красках, а на чисто рельефных рисунках, точнее даже, на их сюжетах.
Идиллическая картина семейной любви, как и картина прославления солнечного диска с распростертыми лучами-руками, повторялась много раз и поэтому не вызывает подозрений. Но вот появляется рельеф, который в точности копирует часть другого рельефа. Тут же возникает вопрос. Ни один художник Амарны, да и в целом Египта, не пытался копировать другого художника, т.е. все рельефы — уникальны. Зачем нужна копия — на продажу?
Нет, говорят нам, плоская Нефертити-12 появилась на свет как пробный шар объемной Нефертити-3. Тогда, почему плоский набросок царицы нашли в Великом храме Атона, а готовый бюст — в мастерской Тутмоса? Было бы логичнее их места находок поменять местами.
Рельеф с Нефертити-12 сделан на оборотной стороне блока, на котором с лицевой стороны изображена молящаяся девушка. Известняковый блок размером 27 × 16,5 × 4 см был найден около Великого Храма (Great Temple) и сегодня хранится в Каирском музее.
Теперь давайте внимательно рассмотрим обратную сторону известнякового блока с Нефертити-12, где изображена молящаяся девушка. Проблему создает поперечная сквозная трещина, показанная чуть ниже более крупно. Резьба по камню с обеих сторон выполнялась, конечно, до ее появления.
Однако у девушки в районе живота имеются загадочные следы обработки камня, которые сделаны явно после возникновения трещины. Их присутствие не оправдывается художественными соображениями. Человек, нанесший их, руководствовался чем-то иным — чем?
С правой стороны блока белеют свежие сколы. Любопытно узнать, насколько они свежи? Характер этих сколов выглядит случайным, а потому и естественным, чего не скажешь уже о характере сколов над головой девушки (см. самую нижнюю фотографию). Видно, что они нанесены специально грубым инструментом с целью уничтожения какой-то неуместной информации — какой?
Можно предположить, что первоначально блок имел большие размеры. На его лицевой стороне была изображена не только девушка, но и священный субъект, к которому она обращается с мольбой, подняв руки в характерном жесте. В древнеегипетской традиции — всё нарисованное должно быть пояснено иероглифами: кто изображен и что он делает. Возможно, над головой девушки были вырезаны какие-то иероглифы, которые не соответствовали эпохи царствования Эхнатона. Их пришлось соскоблить; удален был и субъект, к которому она обращается. На эти операции указывают и не совсем рациональное расположение рельефа Нефертити-12.
В принципе, любой художник, даже самый неопытный, должен был расположить рисунок Нефертити-12 по середине блока. По всей видимости, так оно и было. Но «компрометирующие» элементы с лицевой стороны блока заставили фальсификатора отпилить верхний край блока для лицевой стороны или нижний для оборотной. В результате над шапкой царицы осталось слишком много свободного места, а для плеч и груди, где с лицевой стороны находились гипотетические иероглифы, места не хватило.
Логика вещей подсказывает, что плечи и грудь у Нефертити-12 должны опускаться на ту же величину, что и у бюста Нефертити-3. Но фальсификатор, возможно, допустил принципиальную ошибку, так что блок пришлось отпиливать вместе с иероглифами на лицевой стороне. Для получения ответов на поставленные здесь вопросы нужно провести тщательную и независимую от Каирского музея экспертизу. Если будет доказано, что пробный шар в виде рельефа с Нефертити-12 сфальсифицирован, то и цветной бюст Нефертити-3 надо будет признать ненастоящим.
Экспертиза предполагает физико-химический и механический анализ трещины и сколов на границах блока. Но помимо этого возникает масса вопросов с точки зрения обыкновенного здравого смысла. Например, почему рельеф Нефертити-12 был выточен на оборотной стороне обломка другого рельефа? Что, у бедного Тутмоса не нашлось прямоугольных известняковых заготовок для своих новых работ, и он, горемыка, пошел к Великому Храму, чтобы там поискать жалкий обломок «бывшего в употреблении» рельефа?
Как говорят острословы, не смешите наши тапочки. Кому тут не понятно, на что рассчитывал мошенник? Этим нехитрым трюком он сообщал подделке возраст трехтысячелетней давности. Обыватель никогда б не подумал, что уважаемый археолог сможет позволить кому-то на оборотной стороне древнего рельефа нацарапать фальшак. Вот только неизвестно, является ли и молящаяся девушка действительно древним рельефом.
Всегда вызывают подозрение те артефакты, на которых изображен цельный образ (в данном случае молящаяся девушка), а края блока случайным образом обкромсаны. Мастер, уважающий свой и чужой труд, обязательно возьмет для своей будущей работы — пусть даже и черновой — нормальную заготовку и не станет издеваться над иконой с молящейся девушкой.
И, последнее, как получилось, что Борхардт обнаружил рельеф Нефертити-3b, бюст Нефертити-3 и черновой набросок для нее в виде рельефа Нефертити-12 почти в одно время, причем в удаленных концах разрушенного и засыпанного песком города?
Гуманитарию невозможно представить, сколь мала вероятность того, что какой-то человек по прошествии 3360 лет сможет отыскатьь в развалинах разграбленного города три непосредственно связанных между собой величайших произведения изобразительного искусства, сделавших революцию в многотысячелетней истории Египта. Естественник, наделенный острым аналитическим умом, конечно же, увидит за этими тремя «удивительными» находками спланированную Борхардтом аферу.
В фильме [1] есть сцена, показывающая, как немецкий археолог терзается выбором, что ему предпочесть — красивый фальшивый бюст Нефертити-3 или подлинный рельеф Нефертити-3b. История с отправкой находок из Египта в Германию особая и мы не станем ее пока комментировать. Сейчас важно обратить внимание читателей на факт почти одновременного появления на свет двух взаимосвязанных предметов — оригинала (Нефертити-3b) и его копии-подделки (Нефертити-3).
Возможно, создатели фильма не хотели говорить вслух о сходстве этих образов. Тем не менее, им удалось донести до зрителя свою идею несколькими кадрами кинофильма [1], где Борхардт с помощью лупы внимательно рассматривает фреску Нефертити-3b и сравнивает ее с рядом лежащим цветным бюстом Нефертити-3. Тем самым, режиссер сказал нам о «потрясающей схожести рельефного портрета и полихромного бюста», как выразился Солкин в [2], только он ничего не понял, а вот режиссер всё понял как надо и это чувствуется по фильму [1].
Борхардт сравнивает две царицы — плоскую Нефертити-3b и объемную Нефертити-3. Он не может решиться, какую из них вывести в данный момент в Берлин (позже они обе окажутся там). Наконец, в письме к своему патрону, Джеймсу Симону, от 5 февраля 1913 года Борхардт сообщает: «Е.В. уезжает сегодня». Это — ключ к пониманию общей ситуации с аферой. Чтобы так написать, нужно заранее договориться о коде. Под двумя кодовыми буквами «Е.В.» Борхардт подразумевал «Ее Величество», что лишний раз доказывает наличие сговора между археологом-аферистом и его покровителем.
На поставленные выше вопросы легко найдутся ответы, стоит нам перестать верить в безграничную честность и бескорыстность Борхардта. В самом деле, давайте попытаемся восстановить картину его мошенничества.
Скорее всего, немецкий археолог дал задание какому-то местному мастеру (сохраним за ним имя Тутмос) изготовить бюст Нефертити-3, по образцу Нефертити-3b. Тутмос сделал набросок на обороте осколка от древнего рельефа в виде Нефертити-12 и показал его Борхардту. Тот внес поправку: змей убрать, они усложняют величественный образ царицы. Тутмос учел эту поправку заказчика.
После, когда цветной бюст был готов, его закопали в «мастерской Тутмоса», а «промежуточный портрет царицы», как выразился Солкин [2], т.е. рельеф с Нефертити-12, подбросили в Великий Храм Атона — ведь алтарный образец с Нефертити- 3b находился где-то там. Когда рабочие их все откапали, поначалу ни у кого не возникло подозрений, поскольку все находки оказались взаимно связанными. Но сегодня мы видим, что они слишком уж хорошо обуславливают друг друга — так в жизни не бывает.
И потом, быть может, самое главное, если настоящий мастер сумел выточить из гранита превосходную скульптурную композицию с Нефертити-1, он не стал бы, как неопытный ученик, копировать какого-то посредственного резчика, выточившего плоскую Нефертити-3b, далекую от идеала красоты. Это выглядит не только мелко, но еще и глупо.
В самом деле, псевдо-Тутмос копировал царицу, абсолютно не понимая ироничного замысла художника, выточившего алтарный рельеф с Нефертити-3b. В связи с этим еще раз внимательно посмотрим на рисунки Нефертити-3b и Нефертити-12.
Слева — Нефертити-3b с алтаря, хранящегося в Берлине;
справа — рельеф Нефертити-12, хранящийся в Каире.
На левой фотографии — фрагмент подлинного рельефа, на котором изображена Нефертити с дочкой, на правой — его подделка. Древний художник показал, как девочка смотрит на змею и тянется к ней рукой, а змея в ответ опускается к ней на ладонь. Фальсификатор не учел этот игровой момент. Он убрал девочку, так что стало непонятно, зачем змея свисает с короны Нефертити. Может быть, она собирается ужалить ее в глаз? Именно это нелепое копирование змеиных изгибов доказывает, что копирование рельефа Нефертити-12 производилось с Берлинской иконы с Нефертити-3b.
У правого рельефа допущена еще одна грубая ошибка. Древнеегипетские художники всегда показывали только развернутые плечи, как показано на рельефах Святого семейства; здесь же плечо выглядит обрубленным. Тем самым преступник — а им надо считать, прежде всего, Борхардта — хотел сказать: смотрите, древний мастер сначала изготовил плоский вариант бюста Нефертити-3 с обрубленными плечами, а затем объемный.
Именно эти лживые слова Борхардта громко зазвучали в ушах действительного члена Международной Ассоциации египтологов России. На странице своего сайта в Интернете Солкин вывел их золотыми буквами [2].
Сегодня объемный вариант выставлен в Египетском музее Берлина. Ежегодно 800 тысяч зевак любуется ярко размалеванной болванкой, на лике которой время продолжительностью в три с лишним тысячи лет почему-то не оставило никаких следов эрозии и контакта с грунтом. Ее подлинность покоится на наивной вере людей в честность немецкого археолога и египтолога Людвига Борхардта. Но посмотрите, как неумно поступил этот мошенник.
От двух свисающих с короны змей, в конце концов, пришлось отказаться, так как низкое мастерство фальсификатора, работавшего на Борхардта, не позволяло воплотить их в объемной скульптуре. Третьей змее, торчавшей на месте кокарды, псевдо-Тутмос отломал голову, как были отломаны края ушных раковин (якобы, при механическом ударе). Но две ленты — одна обвивает корону, вторая развивается на ветру — сначала решили оставить. При этом ту ленту, что развивалась на ветру, в скульптурном варианте фальсификатор аккуратно уложил на шее Нефертити-3.
В фильме [1] показано, насколько грубо фальсификатор обработал шею и загривок заготовки бюста Нефертити-3. Он собирался прикрыть их лентой, сделанной из гипса. Она тянулась от короны до основания расширяющимся клином. Около короны ее ширина составила менее 1 см, у основания — около 10 см. В последний момент он передумал, ленту соскоблил, а оставшееся от нее место закрасил коричневой краской. Но бедолага, согласившийся выполнить заказ Борхардта, явно перестарался. Разумеется, ленты можно было бы и не воспроизводить, тогда шея царицы, которую никогда не показывают сзади, не выглядела бы так уродливо.
Шея и загривок заготовки бюста Нефертити-3 обтесан грубо (см. левый снимок, фильм [1]). Но не менее грубо сделана гипсовая облицовка и покраска этого места (см. правый снимок). Желание заказчика — воспроизвести ленточки, прикрепленные к краю короны, как на рельефе Нефертити-3b — скульптор выполнить не сумел. Данный элемент царского туалета портил лебединый изгиб шеи и, вообще, был не нужен — ведь главное здесь лицо. Поэтому скульптор довольно неаккуратно соскоблил гипсовую ленту, а получившийся разрыв в цветном ожерелье вокруг шеи закрасил коричневой краской, которая, однако, покрылась темными и светлыми пятнами из-за неоднородной структуры поверхности.
В общем, ни о каком мастерстве скульптора здесь говорить не приходится. Мы имеем дело с дилетантом, который собирался скопировать образ, созданный другим художником, но у него ничего не вышло. Говорят, чтобы узнать хорош портной или плох, нужно посмотреть не только на лицевую сторону сшитого им костюма, но и на изнанку. Так вот, изнанка цветного бюста Нефертити-3 просто ужасает. Она однозначно указывает, что огромная масса людей введена «египтологами» вроде Солкина в заблуждение относительно гениального мастерства Тутмоса. В действительности, перед нами вырисовывается образ какого-то неумехи, у которого руки выросли не из того места.
Два портрета Нефертити-1 и Нефертити-2 с 1945 по 1958 год хранились в Государственном Эрмитаже. В июне 2009 годы они снова приехали в Санкт-Петербург на выставку «Прекрасная пришла», где экспонировались в Пикетном зале Зимнего дворца вместе с другими экспонатами, привезенными из Берлина.
Директор Эрмитажа М.Б. Пиотровский и
А.О. Большаков (в серебристом костюме) на
открытии выставки "Прекрасная пришла"
23 июня 2009 года
В связи с этим событием куратор выставки, руководитель сектора Древнего Востока Государственного Эрмитажа А.О. Большаков подготовил каталог [4]. Небольшой пояснительный текст был также размещен на сайте Эрмитажа. В нем говорилось: «Традиционно считается, что мастерская принадлежала скульптору по имени Тутмос и ему приписываются эти уникальные произведения, однако отождествление, основывающееся на одной случайной надписи, едва ли надежно» [5].
Под «одной случайной надписью» здесь подразумевается крохотный фрагмент текста, нацарапанный на шоре из слоновой кости. Андрей Олегович определенно высказал большие сомнения, что обломок костяной пластины с именем «Тутмос» является подлинным артефактом. Куратор, разумеется, прав на все сто процентов. Приходится только удивляться, как он до этого догадался.
Этот вывод вытекает из анализа всей ситуации с «мастерской Тутмоса». Может быть, А.О. Большаков знает, что никакого Тутмоса, автора «удивительных произведений пластики» [5] никогда не было. И только высокий статус музейного работника Государственного Эрмитажа не позволяет ему открыто назвать Борхардта жуликом?
Возможно, Большаков знает о сомнительной истории, рассказанной, наверное, тем же Борхардтом, что скульптор Тутмос принадлежал высшему сословию. Его образ изваяли на колеснице, запряженной двумя скакунами. Само изваяние бесследно исчезло, от него остался лишь небольшой обломок костяной шоры с этой надписью.
В эту басню едва ли можно поверить в начале века, когда она было рассказана, тем более, сегодня. Тщательные исследования, проведенные командой Барри Кемпа, непременно выявили бы обломки от этой статуи. Нынешние археологи проанализировали происхождение всех найденных ими осколков артефактов. Ничего, что указывало бы на эту статую, найдено не было.
Ю. Я. Перепелкин не подозревая, что головы Нефертити-2 и Нефертити-3 фальшивые, недоумевает: «Обе головы изображают одну и ту же Нефертити, и если создал их один и тот же ваятель, то как объяснить столь различное художественное видение у одного лица, столь разные способы изображения у одного и того же мастера? Стало принятым приписывать обе головы одному ваятелю — Тхут-мосе, а мастерскую, в которой они были откопаны, считать его мастерскою. Однако ни то, ни другое по-настоящему не доказано» [7].
Далее, Перепелкин приводит слова, написанные на костяной пластине: «жалуемого богом добрым (т. е. фараоном), начальника работ, ваятеля Тхут-мосе» и снова удивляется: «Нам доподлинно известно, что у "распорядителя ваятелей жены царевой великой Тэйе", т.е. вдовствующей царицы-матери, по имени Йвтй работал ряд подчиненных ему ваятелей. На изображении его мастерской в гробнице управляющего хозяйством — "распорядителя дома" — царицы Тэйе представлено по меньшей мере шесть мастеров, надписанных каждый, в отличие от начальника, одним только словом "ваятель" (изображение сохранилось не полностью, так что на нем могло быть показано еще несколько "ваятелей")» [7].
Обломок левой шоры, сделанной из слоновой кости, на которой уцелел фрагмент текста: «жалуемого богом добрым (т. е. фараоном), начальника работ, ваятеля Тхут-мосе» [7].
Итак, Перепелкин не может понять: как в городе оказалось два начальствующих ваятеля? Одного назначила мать Эхнатона, Тэйе (Тия), у которого была целая бригада скульпторов, другого ваятеля, которого звали Тхут-мосе (Тутмос), жаловал сам царь. Перепелкин ищет выход из этого противоречия и, кажется, находит его: «А что, если Тхут-мосе был не руководителем мастерской, но одним из подчиненных ваятелей? Конечно, он лицо заметное: его за что-то жаловал фараон, и он был начальником каких-то работ, тем не менее он не "распорядитель", не "начальник" ваятелей, а просто "ваятель". Можно ли поручиться, что именно Тхут-мосе, а не двум его товарищам по работе принадлежат прославленные изваяния?» [7].
Наконец, Борхардт не учел главного: с принятием новой религии поклонения солнцу старое имя, связанное с поклонением луне, необходимо было изменить.
Перепелкин пишет: «Тхут-мосе в более поздние годы звался б, несомненно, не Тхут-мосе (Тховт рожден), а Рэ-мосе (Рэ рожден), т.е. заменил бы в составе своего имени ссылку на древнего бога луны и письменности ссылкой на царское солнце (о переделке имен частными лицами см. во II части моего исследования "Переворот Аменхотепа IV", подготовленной к печати). С окончательным отвержением солнцепоклонническим двором старого многобожия переделка имен в честь солнца — Рэ — стала самым обычным явлением, и нельзя себе представить, чтобы в самом местопребывании фараона придворный ваятель продолжал именоваться в честь отверженного Тховта. Мастерская же, откопанная Л. Борхардтом, существовала до последних дней солнцепоклоннической столицы» [7].
Какие еще нужны доказательства того, что костяная шора с ошибочно составленной надписью подброшена Борхардтом? В период правления Эхнатона имя Тутмос (Тхут-мосе) в принципе существовать не могло.
* * *
Из первой части настоящей работы мы уже знаем, что гранитная голова Нефертити-1 действительно была найдена в мастерской дома P47.3, так как обломки комбинированной скульптуры, которой она принадлежала, была недоделана. В этом доме находилось примитивное механическое устройство для обработки камня. Какой-то древнеегипетский скульптор там действительно жил, носил ли он имя Тутмос — едва ли. Но, что совсем маловероятно, так это размещение в этом доме склада скульптурных портретов, сделанных отнюдь не из гранита.
В фильме «Одиссея Нефертити» [1] показано, как в разрушенной мастерской Тутмоса из песка Борхардт извлекает «шедевры», в частности, цветной бюст Нефертити-3.
Шора с именем Тутмос и полусотня скульптур были подброшены Борхардтом, чтобы извлечь из «мастерской» скульптурные портреты Нефертити-2 и Нефертити-3, которые можно было бы загнать по дорогой цене любителям древностей. То был воистину великолепный жульнический ход! Из этой идеи Борхардта получили выгоду все мошенники мира, занимающиеся куплей-продажей археологических находок из Амарны.
Немецкий археолог-авантюрист сыграл на имени Нефертити, которое переводится как «Прекрасная пришла». Значит, решил он, жена Эхнатона должна выглядеть необыкновенно красивой. Вот почему скульптурные портреты Нефертити-2 и Нефертити-3 вместе с другими подделками, по словам Большакова, «отличаются несравненно более мягким стилем и доброй теплотой, они принадлежат к числу лучших портретных изображений, когда-либо выполненных в Египте» [5].
Что с того, что какой-то археолог откапал бюст царицы Древнего Египта, пролежавший в глине три с лишним тысячи лет. Ценителей искусства он не заинтересует. Когда же из грунта извлекается симпатичная штучка и попутно сообщается, что ей три тысячи лет, тогда совсем другое дело. Она тут же привлечет внимание мировой общественности. Об этом прекрасно знал Борхардт и его покровитель, Джеймс Симон, который был одним из главных попечителей Берлинского музея.
Изначально музейные галереи ориентировались в основном на искусство. В их стенах хранились художественные образцы прошедших эпох, вокруг которых сосредотачивались истинные ценители красоты, но не ученые. Их не привлекали даже в качестве экспертов; это произошло намного позже, когда развились до приемлемого уровня физико-химические методы анализа. Что же касается ученых-археологов, то их вообще долгое время не было в музеях, отчасти потому, что не было археологии, как строгой науки.
Почитайте историю возникновения, например, музея Метрополитен. Его полное название The Metropolitan Museum of Art, то есть это, прежде всего, музей художественных произведений. Некрасивых вещей там просто нет. Его основателями были нью-йоркские воротилы, которые от нечего делать, на досуге интересовались искусством. Естественно, возникла толстая прослойка археологов-жуликов, которая впаривала откровенный фальшак глупым денежным мешкам. Но если сейчас дать себе труд хоть немножко разобраться в том, что нам демонстрируют авторитетные музеи, мы обнаружим много любопытного.
Приблизительно в одном месте с бюстом Нефертити-3 найдены головы каких-то менее симпатичных людей, далеких от эталонов изящества и красоты. Их изготовление Борхардт приписал ученикам великого мастера. На самом деле он попросил вылепить грубые лица для прикрытия изящного лица Нефертити-3.
Полюбуйтесь на двух мужчин, находящихся здесь в обществе египетской царицы. В отношении страшненького мужчины внизу египтология учит, что это фараон Эйе или Аи, правивший Египтом вскоре после смерти Тутанхамона. Интересно узнать, откуда вытекает такое утверждение. Он что, был косой, имел кривой нос и носил рыжие усы? Откуда об этом узнали? Также безосновательно почти всех женщин, так или иначе увязываемых с периодом правления Эхнатона, называют Нефертити. Сейчас набралась добрая сотня женщин, к которым приклеили это имя.
В отношении мужчины вверху современная египтология пытается внушить нам еще более странные вещи. Оказывается, это вовсе не мужчина, а женщина и не просто женщина, а незаконченный портрет Нефертити-3. Действительно, сравните губы мужчины, снимок которого вверху, с губами Нефертити-3 (снимок внизу слева). Форма их очень похожа; можно сказать, что у мужчины женские губы. У женского и мужского лица схожие носы и лбы с надвинутыми на них шапками. В общем, эти лица лепили одни и те же руки. Обводка глаз и дуги бровей выдержаны в одной манере. У мужчины вымазаны уголки рта черной краской и небрежно испачкана левая щека возле носа — мол, чего вы ждали от ученика, здесь нужно еще поработать. Черные метки, сделанные якобы Тутмосом, недвусмысленно указывают на это.
Губы Нефертити на мужском лице. В самом деле, форма губ мужчины (предыдущее фото вверху) и форма губ Нефертити-3 похожи друг на друга. Их вероятно вылепливал один и тот же человек. У мужчины в районе уголков рта нанесена черная краска. Борхардт и нанятые им искусствоведы усиленно внушали мысль, будто подобные пометки типа «лишнее убрать» сделаны рукой мастера Тутмоса своим нерадивым ученикам. Но посмотрите, еще раз на цветное лицо этой скульптуры — черные метки на носу, щеках и подбородке — что там можно еще убирать? Они нанесены просто так, чтобы нас дезоринтировать.
Некоторые египтологи придерживаются мнения, что Эхнатон был гермафродитом, поскольку имел женскую грудь и широкие бедра как у женщин. Так это или не так, нам судить сложно, но то, что многие художники Амарны изображали его в виде человека, занимающего серединное положение между мужчиной и женщиной, это — несомненно. Скульптор-фальсификатор вылепил тоже что-то среднее между Эхнатоном и Нефертити.
Незавершенный портрет Нефертити, около 1340 года до н.э. Берлин (инв. № 21352). То, что нашел Борхардт в мастерской Тутмоса и сегодня выставлено в Египетском музее Берлина, лучше назвать «Незаконченной скульптурой Эхнатона», чем «Незаконченной скульптурой Нефертити». Всё-таки данный субъект больше походит на мужчину, чем на женщину. Имя «Нефертити» к нему прилепили, по-видимому, из-за сходства гипсовой лепнины, одинакового художественного стиля со скульптурным портретом цветной Нефертити-3.
Оба гипсовых портрета — и Нефертити, и Эхнатона (назовем чумазого мужчину именем царя) — лепил один и тот же фальсификатор — во всяком случае, это весьма вероятно. Если обнаружатся другие подозрительные моменты, эта вероятность перерастет в полную достоверность. Человек, не привыкший строго последовательно мыслить, часто в своих рассуждениях допускает одну характерную ошибку. Ее природу поясним на следующем техническом примере.
В радиолокации нередко возникает ситуация, когда некий полезный сигнал, имея ничтожно малую амплитуду, гасится несоизмеримо большими амплитудами, случайно появившимися на входе радиолокационной системы. Спрашивается, можно ли на фоне этого мощнейшего белого шума выделить едва заметный полезный сигнал?
Да, можно, ответит радиоинженер, если прием вести несколькими, в пределе, бесконечно большим числом локаторов. В этом случае сигналы, поступившие с большого числа антенн, можно будет просуммировать в специальном устройстве, позволяющем избавиться от шума, каким бы сильным он ни был. В сумматоре все случайные сигналы с противоположными амплитудами погасят друг друга, а полезный сигнал первоначально ничтожно малой амплитуды заметно вырастет. Как только его амплитуда достигнет приемлемой величины, его можно будет расшифровать и, таким образом, получить информацию отправителя.
Что означает этот узкотехнический пример для египтолога, изучающего подлинность артефактов? А вот что.
Предположим, египтолог замечает на артефакте какие-то странные признаки. В нашем случае это сходство губ у портретов Нефертити и неизвестного мужчины. Глупый египтолог — назовем его так — усмехнется и воскликнет: «Ну и что?! Подумаешь, форма губ немного схожа, разве это аргумент в деле установления истины?» Когда глупому египтологу указываешь на другое несоответствие, он снова начинает смеяться, махать руками и говорить, что и это тоже не может служить доказательством.
Таким образом, глупый египтолог видит один белый шум и не способен выделить полезный сигнал. Его мозг невозможно заставить суммировать странные факты, так как он всякий раз сосредотачивается на одном-единственном явлении и, признавая даже его ненормальность, не делает правильных выводов.
Умный египтолог, настоящий исследователь археологических артефактов, способен выполнять суммирование. После достаточного накопления полезной информации, поступившей из различных источников, он делает однозначное заключение: «Данный артефакт — подделка, так как он обладает множеством признаков, не укладывающихся в рамки естественно-исторических процессов. Если мы примем, что Борхардт аферист, они все разом получат прекрасное обоснование».
Итак, мы указали на губы — казалось бы, ничтожная причина для объявления Нефертити-3 подделкой. Но не спешите, продолжите внимательно изучать всю совокупность фактов, связанных с этим бюстом. Например, обратите внимание на то, как безобразно выглядит мужчина (нижнее фото справа). Разве мог гениальный мастер Тутмос, создатель двух великолепных портретов Нефертити, держать этого уродца у себя в мастерской? Здесь явно какая-то несуразица. Но стоит нам принять мотивацию афериста Борхардта, как тотчас становится понятно присутствие в «мастерской Тутмоса» — не забывайте, пожалейста, что ее реально никогда не существовало — этого монстра.
Смотрите, как изготовитель подделок подчеркнуто небрежно нанес красную краску, которая легла под носом выше губ у косоглазого мужчины. Быть может, этими неточными мазками он лишний раз хотел подчеркнуть неловкость ученика. Мастер Тутмос, изготовитель портрета Нефертити-3, красил глаза и губы царицы твердой рукой — не то, что эти его бесталанные ученики.
Эти губы лепил другой «ученик Тутмоса» и раскрасил их красной краской нарочито небрежно, чтобы демонстративно показать, что он всего лишь ученик великого мастера. Впрочем, возможна и другая интерпретация появления краски под носом. Этими штрихами великий учитель Тутмос подсказывал ученику убрать выпуклость под носом. Фальсификатор не учел только одного: человека, вылепившего такое пугало, нельзя обучить скульптурному мастерству. И потом, не проще ли учителю сказать «вот здесь убери», чем брать в руки грязную кисточку и мазать работу ученика?
Данный мошеннический ход Борхардта рассчитан на людей с поверхностным мышлением, не знающих человеческой психологии и, вообще, плохо ориентирующихся в жизни. Здравомыслящий человек тут же заподозрит подвох. Ведь даже пятилетний ребенок никогда б не промазал и смог бы раскрасить красной краской именно губы.
Предположим иное: то была не раскраска губ учеником, а указания учителя «лишнее убрать». Губа, действительно, выглядит вздутой. Тогда обратите внимание на глаза: любой ребенок 10-12 лет смог бы вылепить одинаковые глаза у того же мужчины. Борхардт явно переборщил, когда приказал вылепить этого монстра, не имеющего к тому же ничего общего с древнеегипетской традицией.
Ну, кто тут еще не усвоил, что все откопанные им чумазые головы нужны были ему лишь для поддержания мифа о существовании мастерской и блистательного скульптора Амарны по имени Тутмос? Всех сомневающихся приглашаем к чтению следующего подраздела.
Коллега А.О. Большакова, широко известный в нашей стране и за ее пределами египтолог Виктор Викторович Солкин, не так давно писал по поводу выставки 2009 года, устроенной в Санкт-Петербурге: «Два года тому назад, когда Эрмитаж выставил знаменитый скульптурный портрет Нефертити, выполненный из плотного, такого осязаемого золотистого кварцита, хранящийся в Египетском музее Берлина, многие прошли мимо смысла этой выставки. К царице отнеслись как к экспонату еще одного проекта музея, забыв историю. Забыли рискующих жизнью советских солдат, спасающих древние памятники из бункера у берлинского зоопарка, потерянные архивы гигантского собрания, после войны разделенного между Государственными музеями Берлина в ГДР и замком Шарлоттенбург в ФРГ; запамятовали, как ее, вторую по художественной значимости в египетской коллекции музея, Никита Хрущев отдавал обратно, в Германию.
Голова юной Нефертити-2, найденная в доме P47.2, т.е. рядом с местом, где нашли голову Нефертити-1 и цветной бюст Нефертити-3. Традиционно считалось, что время появления ее на свет XIV век до н.э. На самом же деле возраст этой фальшивки — менее века. Эстетика портрета выдержена в стиле «девушки с обложки» или «девушки по вызову», т.е. художник работает так, чтобы получилось соблазнительно красивое лицо. Таких обольстительных лиц древнеегипетские мастера не ваяли. Метки на ушах типа «лишнее убрать», а также раскраска губ и обводка глаз, бровей и границы шапки-короны выполнены в манере «айда Борхардт».
Наконец, забыли историю о великом советском египтологе Милице Матье, которая, тайно храня шедевр в Эрмитаже, написала пару бессмертных книг. "Несмотря на незавершенность, — писала М.Э. Матье, — портрет царицы производит глубокое, незабываемое впечатление. Он весь полон дыханием жизни, и эта жизненность так сильна, что даже забывается отсутствие глаз. Поразительно было мастерство поистине гениального скульптора, создавшего эти веки, эту легчайшую моделировку щек, висков, чуть улыбающийся нежный рот с чудесными углублениями около губ. Чтобы оценить работу мастера, головку надо постепенно поворачивать, и только тогда удивительная тонкость уверенной моделировки становится ощутимой и выступают все новые и новые совершенства этого прелестного лица…"» [6].
Согласитесь, процитированный отрывок написан превосходно и вдохновенно. Несомненно, В.В. Солкин, как и М.Э. Матье, умеет ценить красоту и описать ее красивыми словами. Однако пытливый ученый должен уметь взглянуть на древние шедевры изобразительного искусства прозаически и — не побоимся этого слова — критически. Во времена Матье многие факты были неизвестны. Но сегодня открылась информация, которую просто нельзя не учитывать.
Известно [8], что многие мастера, работавшие в Амарне, использовали особую технику ваяния. Никто до и после них не применял этот технический прием. Дело в том, что традиционно древнеегипетские ваятели вытачивали скульптуру из монолитной глыбы. В Амарне же нередко практиковалась обработка отдельных частей скульптуры с последующей их сборкой. Причем некоторые специфические части, например, урей на головном уборе или сам головной убор могли быть сделаны из другого материала.
На левом рисунке показан принцип сборной конструкции [8]. Центральная фотография показывает, что нижний шип у головы Нефертити-11 имеет достаточную длину, верхний же — практически отсутствует. На правой фотографии — Эхнатон, корона которого крепится к голове с помощью урея-штырька. Его высота без шапки-короны примерно равна высоте статуэтки Нефертити-2. Фигура Эхнатона крепится к вертикальной опоре, придающей ей устойчивость. Статуэтка Нефертити-2 неустойчива, что противоречит древнеегипетской традиции.
Техника изготовления скульптуры по частям была, по-видимому, перенята у мастеров по дереву. На одной детали они делали гнездо (паз или прорезь), на другой — шип. Прочность крепежа обеспечивал штырь, пронизывающий шип и паз. Но часто он был не нужен, так как прочность конструкции обеспечивалась трением плотно подогнанного шипа и гнезда. Боджиони [8] назвал несколько скульптурных памятников, где эта техника использовалась. Ее не чурался, видимо, и загадочный скульптор Тутмос. За примером далеко ходить не надо. Головной убор Нефертити-1, в котором было сделано гнездо, насаживался на вертикальный шип, имеющий округлую форму. В связи с этой технологией соединения нужно внимательно приглядеться, как сделаны шипы на головах Нефертити-2 и Нефертити-11, а также на головах с 4-й по 6-ю.
Шип на голове Нефертити-1 функционально сделан безупречно. Внешний вид шипа на голове Нефертити-2 сразу выдает ее фальшивость. Кубическая форма совершенно не приспособлена для скрепления головы с шапкой. Шип должен иметь сглаженную форму, заостренную кверху. Ребра кубика тоже необходимо было скруглить, чтобы шип свободно входил в гнездо. Нижний и верхний шипы статуэтки Нефертити-2 с самого начала задумывались как имитационные и не предназначались для крепежа короны к голове и головы к телу. Голова Нефертити-11 имеет функционально пригодный нижний шип и практически не имеет верхнего шипа. Что хотел изобразить на этой голове скульптор, непонятно. Вероятно, он не рассчитывал на высокий головной убор.
У этих трех подделок из коллекции Мансура головной шип слишком округлой формы и плоский, напоминающий таблетку. Такая форма тоже не способствует надежному соединению короны с головой. То, что Нефертити-4,5 являются фальшивыми, стало ясно из анализа материала этих двух голов. Они сделаны из искусственного известняка. Нефертити-6 выточена из естественного материала, однако найдена она была в Мемфисе, что также вызывает сильное подозрение, так как крепление шип-гнездо нигде кроме Амарны не использовалось.
У подлинной скульптуры Нефертити-1 шип представляет собой округлую конусообразную форму. Корона (следы коричневого цвета остались от нее) надевалась на шип движением вниз строго по вертикали в соответствии с вертикальным положением недостающего, но сейчас уже найденного, тела зрелой царицы. Клинообразная форма шипа позволяла короне прочно держаться на голове. Ничего подобного мы не наблюдаем у статуэтки Нефертити-2. Шип, куда надевается шапка-корона, и шейный шип, который должен вставляться в гнездо ненайденного тела, имеют неподходящую для этих целей форму. Они коротки и неправильно обработаны с точки зрения крепления шип-гнездо.
Сравните длину настоящего шейного шипа у головы одной из дочерей царицы. Говорить о принципиально различной эстетики этой головы и головы Нефертити-2, конечно же, не приходится. Практически все лица, созданные древнеегипетскими мастерами, лишены эмоций. Такое выражение лица как раз и называется «каменным». Лицо Нефертити-2 выглядит слишком одухотворенным, а значит, и неестественным для культуры Древнего Египта.
М.Э. Матье говорит о «незавершенности» юной Нефертити-2, мол, мастер губы накрасил, глаза подвел, а корону к голове приделать не успел. Но это не так. Судя по центру тяжести, статуэтка с самого начала задумывалась без короны, что является, конечно, полным нонсенсом. Это похоже на заранее запланированное одноглазие Нефертити-3. Сегодня мы привыкли к образу Нефертити-2, у которой на месте черепной коробки красуется кубик. Однако всякий, кто видит ее впервые, бывает сильно удивлен этим обезображенным видом. Понятно, чтобы на куб можно было надеть корону с пазом внутри, грани шипа нужно сделать округлыми, а всей форме шипа придать конусообразный вид, как у гранитной головы Нефертити-1.
Следы эрозии на поверхности песчаника отсутствуют: поверхность обработана недавно и она не имеет следов длительного соприкосновения с грунтом. Имеется странное образование на головном шипе Нефертити-2. Интересно, каково его происхождение и из чего оно сделано? Похоже на замазку, которой закрыли отверстие с арматурой внутри. Возможно, голову царицы пронизывает металлический стержень, удерживающий ее на подставке, так как шейный шип слишком короткий и не может обеспечить надежного крепления с подставкой. В любом случае, данное изделие нужно считать фальшивкой, пока не будет доказано обратное.
Для древнеегипетской художественной традиции Борхардт придумал новый стиль, который можно было бы окрестить «слепой взгляд». В самом деле, Нефертити-2 смотрит на нас слепыми глазами. Отсутствие зрачков у скульптурного портрета является наиважнейшим признаком подделки. Отговорка вроде того, что скульптура недоделана, здесь не работает. Коль скоро художник взял в руки кисть, чтобы нарисовать брови и ресницы, он тут же по инерции нарисовал бы зрачки. Так поступил бы всякий древний художник, но не художник-модернист, живущий в эпоху Пабло Пикассо, который мог запросто нарисовать глаза без зрачков и кубик на голове вместо шапки.
Слева — «неправильная» Нефертити, справа — «правильная». Именно так должна была бы выглядеть Нефертити-2, если бы Борхардт не нарушал древнеегипетские традиции и не вводил для своих фальшивок особый художественный прием «слепой взгляд».
Отсутствие тела у Нефертити-2 тоже, конечно, вызывает сильнейшее подозрение. Почему голова Нефертити-1 лежала посреди обломков тела, а голова Нефертити-2 их не имела? Ответ элементарный: да просто потому, что вторая голова была кем-то подброшена уже в наши дни. Отсутствие осколков тела и удивительная сохранность лица, а главное, полнейшее расхождение скульптурного образа Нефертити-2 с древнеегипетскими традициями не оставляет никаких шансов для признания данного артефакта подлинным.
В начале 20-го века в прессе была проведена настолько мощная кампания по промывке мозгов, что ее горькими плодами до сих пор питаются сегодняшние «глупые египтологи» (о них речь шла выше), не способные мыслить самостоятельно. Им внушили мысль о «незавершенности» юной Нефертити-2. При этом указывали на метки, сделанные якобы рукой самого Тутмоса. Они подсказывали ученикам, где нужно еще поработать, чтобы убрать лишнее.
Эти метки — самая коварная ловушка для простаков, на них «глупые египтологи» ловятся как пескари в пруду. Ясно, что голова Нефертити-2 была предназначена для продажи за огромные деньжищи. Метки, оставленные псевдо-Тутмосом, нам не видны, поскольку находятся на ушах, так что лица «девушки с обложки» они не испортили. Но женщина постарше, хранящаяся в Каирском музее под тем же именем «Прекрасная пришла-11», имеет уже разметку непосредственно на лице (см. ниже левое фото).
На голове Нефертити-11 (фото слева) фальсификаторы оставили разметку, сделанную черной краской. Отчетливо видна вертикальная линия симметрии и две полоски под носом, черным цветом обведены также контуры головного убора. Вместе с отсутствующими зрачками они образуют «джентльменский набор» типичного мошенника.
Справа фотография уродливой Нефертити. Ее предназначение точно такое же, что и уродливого мужчины, фото которого приводилось выше. Эта карикатурная голова Нефертити-2 — «ученическая работа», которая должна оттенить блистательный талант гениального скульптора Тутмоса. Зрачки делают взгляд неприлично прямым, прямо-таки вызывающим. Обтесывая шип на голове, скульптор, похоже, плохо представлял его назначение. И левая и правая Нефертити хранятся в Каирском музее.
Есть ли у этого мошеннического трюка хоть малейший шанс, чтобы мы приняли его за работу честного художника? Никакого! Эту разметку на лице сделал фальсификатор ради обмана. Даже ребенок, не говоря уже об опытном скульпторе — в какое бы время он ни жил — не стал бы пачкать заготовку черной краской, обводя губы или прочерчивая через все лицо вертикальную линию симметрии. Своим инструментом по камню он сделал бы едва видимые точки или царапины. Потом, отойдя в сторону и немного прищурившись, он перенес бы метку ниже или выше, левее или правее, каждый раз делая свои метки всё более и более рельефными.
На этой фотографии Нефертити-11 можно видеть, что предназначенная для губ красная краска нанесена небрежно, как у того мужчины, о котором шла речь выше. Зачем, вообще, ее нужно было наносить, если скульптура находится на стадии обработки камня? На метку Тутмоса красный мазок над верхней губой не похож, там все совершенно.
Кончик носа царицы слегка отколот, но это повреждение не бросается в глаза и имеет явно искусственное происхождение. Левый глаз поврежден ровно с той же целью, что и левый глаз у Нефертити-3. Мол, что вы хотите — чтобы город разрушили, а глаз уцелел? Нет, он тоже немного пострадал, как и ее нос.
Обратите внимание на небольшой штрих, идущий из уголка глаза в виде рисованной морщинки. Это уже живописный прием, а не черновая разметка резчика по камню. Фальшивку выдает также горделивая осанка и властный взгляд, совершенно не свойственный тогдашней традиции. Творения древнеегипетских скульпторов не выражали подобных настроений.
Художники обладают прекрасным глазомером и не станут обводить, например, рот жирной черной линией, от которой потом трудно избавиться из-за пропитки и шероховатости материала. Тогда, зачем прочерчиваются эти безобразные ориентиры? Ответ один и другого не существует: чтобы этими демонстративно прочерченными линиями ввести нас, не знающих, как работают скульпторы, в заблуждение.
Видите, с левой стороны рта этой незавершенной работы потёк черной краски? Он говорит о том, что фальсификатор нанес краску уже после того, как вырезал рот — пусть и не до конца. Таким образом, разметка рта, о которой постоянно долдонят египтологи и музейные работники, как и вертикальная линия симметрии, проходящая через всё лицо статуи, были нужны для поддержания всё той же легенды, названия которой «Гениальный мастер Тутмос и его неопытные ученики». Приходится только удивляться людской наивности: как можно верить, что этому изделию три с лишним тысячи лет?
Ваятелю не нужна разметка краской, в мастерской у него не стоит банка с краской кисточкой. Вся раскраска уродливой Нефертити была сделана фальсификатором после выполнения им скульптурных работ. Еще раз популярно объясним, зачем он это сделал.
Мы имеем дело с товаром: есть продавец, есть покупатель, между ними в начале 20-го века произошел примерно следующий диалог. Вот Нефертити совершенно сырая, только-только начатая, над ней работать да работать (продавец тыкает пальцем в уродливую Нефертити), а вот Нефертити почти завершенная (Нефертити-11). Видите, на лице сохранена разметка скульптора. Это делает ее чуть менее ценной, но зато увеличивает шансы на ее подлинность. Зачем же фальсификатору изготовлять фальшивку с этими вспомогательными линиями?
Даже если эти две головы Нефертити сбывались порознь, с промежутком несколько лет, механизм обмана сработает. Таким образом, здесь мы имеем дело с обыкновенным мошенническим приемом по сбыту фальсифицированной продукции, отвлекающим внимание покупателя, в роли которого мог выступать либо богатый бизнесмен, либо попечительский совет того же Каирского музея. Одновременно уродливая Нефертити играла роль рельефной Нефертити-12, т.е. выполняла функцию тренировочной модели, на которой оттачивалось мастерство скульпторов из мастерской мифического Тутмоса.
* * *
14 Апреля 2011 года Виктор Солкин в своем блоге опубликовал черно-белую фотографию Нефертити-11 под заголовком «Из Каира. Чудом уцелевшая...». Почему из Каира? Он в то время там находился. Фотография сопровождалась коротким текстом: «Нефертити. Из раскопок Дж. Пендлбери в Амарне, найдена в 1923 году. Кварцит, выс. 35,5 см. Каир, Египетский музей (JE 59286)» [3].
Данный текст меня удивил, поскольку в музейных каталогах сообщается, что голова Нефертити-11 найдена не в Амарне, а в Мемфисе, причем в 1932 году, и сегодня выставлена в Каирском музее под инвентарным номером XIR 226534, в другом месте под номером XIR 167587, но не JE 59286. Позже я выяснил, что Дж. Пендлбери вел раскопки в Амарне два сезона — 34/35 и 35/36 гг. Следовательно, он никак не мог ее откопать — ни в 1923 году, ни в 1932. Если всё же именно он ее нашел, то это могло произойти позднее, в соответствии, с вышеуказанными годами его полевых работ.
Ранее уже говорилось, что голова Нефертити-6 тоже найдена в Мемфисе. Однако головной шип, имеющий вид таблетки, характерен для Нефертити-4 и Нефертити-5, которые входят в коллекцию Мансура из Амарны. Кроме того, крепление типа шип-паз, имеющееся у Нефертити-10 использовалось именно в Амарне. Да и не было в Мемфисе найдено скульптур с метками Тутмоса (на самом деле Борхардта). Следовательно, Виктор прав, Нефертити-11 подброшена и затем выкопана в Амарне.
Поэтому я не стал выяснять у Солкина кто, что и когда, поскольку разговор мог получиться малопродуктивным. Мне же больше всего хотелось услышать его мнение относительно подлинности Нефертити-11.
О фальшивых артефактах я уже пытался с ним заговорить. Это было у него на лекции 10 марта 2011 года, которая называлась «Язык символов в искусстве Египта фараонов». После лекции я задал вопрос о подлинности цветного бюста Нефертити-3. Тогда диалога не получилось: египтолог ответил на мой вопрос примерно в том же духе, как он ответил на тот же вопрос на АиФ-сайте в мае 2009 года (см. Часть 2). Солкин дал понять, что говорить на эту тему не желает.
Поэтому сейчас я начал разговор издалека: «Не является ли причина повреждения левого глаза у Нефертити-11 та же, что и у Нефертити-3?» Виктор ответил: «У нее вообще не поврежден глаз — она просто незавершена — на лице сохранена разметка скульптора, глаза просто очерчены пигментом».
Ну, как же так, ее глаз явно поврежден, правда, на его черно-белой фотографии это плохо было видно. Поэтому я переслал на его блог качественный снимок (тот, что приведен здесь выше) и написал: «На этой фотографии видно, что повреждение левого глаза произошло после нанесения черной краски, обвода ресниц».
Виктор стоял на своем: «Не соглашусь. Портрет в той стадии работы, когда говорить о повреждении/недоработке/правке скульптора очень сложно. В любом случае, ничего общего с отсутствующим (именно отсутствующим, а не поврежденным) глазом бюста в синем парике тут нет»
Следующий свой пост я начал так: «Хорошо, Виктор, я согласен, что вопрос о левом глазе влечет за собой большую степень неопределенности. На время отставим его в сторону и возьмем другую проблему, оттолкнувшись от Вашей же фразы "на лице сохранена разметка скульптора". Ниже приведена фотография другой Нефертити, тоже хранящейся в Каирском музее, на лице которой отчетливо видна аналогичная разметка скульптора».
Далее я выложил всю ту аргументацию, которая изложена здесь выше, но Виктор ничего не ответил. Чтобы понять, почему он не ответил, приведу все комментарии, которые были сделаны в ответ на публикацию в его блоге фотографии Нефертити-11.
Комментарии к фотографии:
«красота первозданная, или воистину "гений чистой красоты"»
«Какое идеально красивое лицо. Пропорции, как по линейке измеряли. Или может, действительно, измеряли? Но чудо как прекрасна»
«Поразительно тонкие черты и детали лица! Абсолютно современная, очень красивая женщина! И не верится, что ей уж сколько лет!»
«красивая...»
«красота»
«У него был хороший вкус»
«Красивая, не то слово! Богиня!!! ОЧень нравится! Этот бюст шатает фундмамент новохронизма, потому что они совсем уж загнались со своим бетоном, врут и не краснеют... если кому интересно и подробнее о чем я…»
«Бессмертный Мастер!»
«Чудотворно...»
Как видим, все комментарии носят эмоциональный характер, связанный исключительно с эстетическим восприятием портрета, который, скорее всего, никакого отношения к реальной Нефертити не имеет. Вряд ли Виктор Викторович Солкин и его комментаторы способны критически анализировать всё, что связано с царицей. Собственно, на таких прекраснодушных людях и держится миф о великом египтологе и археологе Людвиге Борхардте и его дивных находках.
Самой большой находкой Борхардта — почему его можно назвать величайшим аферистом, когда-либо жившим на земле — является небольшая подкраска подлинника. Тот, кто обладает художественным вкусом, легко заметит, что красная краска на губах Нефертити-1 абсолютно ей не идет.
Ну, скажите на милость, если Тутмос не закончил гранитную композицию, куда помимо Нефертити входил еще Эхнатон — данный факт нам сегодня достоверно известен — зачем он подкрасил царице губы? Это нужно было сделать в самую последнюю минуту, если, вообще, нужно было делать.
Борхардт подкрасил губы подлинной Нефертити-1,
тем самым, перебросив мост к Нефертити-2
и другим фальшивым портретам царицы,
которые раскрашивал для продажи.
Сразу за первым вопросом следует второй. Почему он раскрасил только губы, а не брови или глаза Нефертити? Выброшенные Борхардтом куски разбитой скульптуры, найденные в мусорных свалках современными археологами Барри Кемпом и Кристином Томпсоном, не имеют никаких следов краски. Что же получается, однажды проснувшись не с той ноги Тутмос подошел с кисточкой в руке к своему творению, аккуратно подкрасил царицы губки и тут же испустил дух? Такой поворот событий выглядит абсурдным.
Грудь Эхнатона, найденная в 2001 году, не имеет следов краски. Ее нет и на кусках от туловища Нефертити — вообще нигде следов краски не видно. Выходит, что Борхардт раскрасил лишь только губы царицы, что выглядит совершенно нелепо и даже комично.
Можно быть на сто процентов уверенным, что краски не было и на губах египетской царицы, когда ее откопал Борхардт, поскольку гранит подвергся сильнейшей эрозии. Верхний слой скульптуры сильно выветрился. Темный внутри диорит побелел снаружи за счет выхода на поверхность кварца. Его зерна оставались бы белыми и на губах, если бы их не подкрасили в темно-красный цвет археолог-аферист. Он не мог подвести глаза и нарисовать темной краской брови, поскольку глупо на темном фоне рисовать темной краской. Губы — дело иное, хотя и они выглядят несообразно.
Но этот, на первый взгляд, бессмысленный поступок Борхардта легко объясним. Изуродованный портрет Нефертити-1 ему трудно было продать за хорошие деньги. Все музеи мира в то время ориентировались на прекрасные произведения искусств, а не на исторические артефакты. Однако хитроумный египтолог нашел применение и этому некрасивому предмету. Невзрачный подлинник послужил ему надежным подтверждением того, что в Амарне помимо фресок и рельефов изготовлялись цветные головы и бюсты царицы. Подкрасив губки гранитному изваянию, он, тем самым, сообщил элементы правдивости всем своим цветным подделкам.
Статуэтка Нефертити-10, в отличие от головы Нефертити-1, с очень высокой вероятностью является подделкой. Нет никаких сомнений, что все механические повреждения на ее теле возникли отнюдь не в результате каких-то случайных ударов, нанесенных вандалами или природной стихией; их нанес сам скульптор-фальсификатор.
Статуэтку Нефертити-10 высотой 40 см нашел Борхардт в доме номер P47.2, т.е. там же, где и голову юной Нефертити-2. В 1920 году Джемс Симон продал ее Египетскому музею Берлина, где она хранится до сих пор под названием «Стоящая-шагающая Нефертити» с инвентарным номером 21263. Немецкие эксперты считают, что ступенька на уровне груди является незаконченным рукавом платья. Дуга, проведенная черной краской чуть выше груди, является границей декольте этого платья. Пусть так, тогда не понятно, зачем проведена аналогичная дуга под животом. Достоверно известно другое: своими нелогичными поступками Борхардт часто морочил людям голову.
Не надо быть профессиональным мастером, чтобы увидеть, что правую руку ваятель начал высекать сразу неправильно: плечо получилось слишком массивным. Эта ошибка не подлежит исправлению, начатую статуэтку надо было просто выбросить. Но, посмотрите, что сделал фальсификатор. Он скачком уменьшил толщину руки, в результате чего образовалась ступенька на уровне груди. Далее мы видим, что он продолжил работать над этой рукой как ни в чём ни бывало. Очевидно, он осознавал, что создает не шедевр, а бутафорское изделие для прикрытия подделок более дорогих в денежном выражении.
Несмотря на старания уменьшить толщину обеих рук, они всё равно получились непропорционально массивными по сравнению с талией. Несколькими ударами зубила фальсификатор полностью срубает правую руку так, чтобы не повредить довольно изящную линию бедра. Уродливое плечевое утолщение левой руки он также аккуратно, чтобы не задеть грудь сбивает своим инструментом. Разумеется, при случайных ударах стихии таких повреждений никогда бы не получилось; вместе с руками пострадала бы грудь и бедра.
Кисть левой руки, как и весь плечевой пояс, сделаны непрофессионалом, по замыслу Борхарта, учеником, чего не скажешь о лице Нефертити-10. Левая кисть, по всей видимости, была высечена столь неудовлетворительно, что ее пришлось полностью срубить. Голову царицы вырезал, конечно, совсем другой человек — учитель, который никогда бы не сделал ошибки, допущенной его учеником, в частности, в области промежности и ниже ее вплоть до сандалий. Похоже, что промежность вытачивал ребенок, не знающий анатомии женского тела.
Нефертити-10 создавали два человека, которых
условно можно назвать учеником и учителем.
Учитель Тутмос, вероятно, немного поработал над грудью и животом, т.е. над областью тела, очерченной верхней и нижней дугами, нарисованными черной краской (краской также испачкана левая грудь). Эти метки приобщают скульптуру Нефертити-10 к скульптуре Нефертити-11 — обе выполнены в рамках одной и той же легенды, придуманной Борхардтом, о метках, адресованных наставником Тутмосом своим неопытным ученикам.
Отверстие на шапке-короне осталось якобы от золотого урея, вырванного вандалами с корнем. Но скорее всего, змею мог неудачно вырезать ученик, от которой учителю пришлось избавиться столь радикальным способом. Это — два варианта сюжетной линии, которые предлагались покупателю на его неудобные вопросы об отверстии. Могло случиться, что Борхардт здесь, вообще, не участвовал, но в любом случае покупка-продажа этой статуэтки проходила на фоне его легенды ученик-учитель.
То, что над Нефертити-10 трудилось два человека, не вызывает никаких сомнений. Этот комбинированный трюк выдает, с одной стороны, коварную, с другой — неумную манеру работы Борхардта. С психологической точки зрения она похожа на то, как археолог подкрасил губы Нефертити-1. Впрочем, этот, как и другие жульнические приемы, вряд ли зародились в голове самого археолога-египтолога. Скорее всего, он просто соглашался с предложениями профессиональных мошенников, с которыми общался в Каире (об этих фактам хорошо известно, о них речь впереди).
Светло-коричневой краской прокрашена вся поверхность скульптуры Нефертити-10, включая сколы на руках, ушах и отверстие на шапке. Таким образом, урей, например, был выломан до покраски всей статуэтки, повреждение верхней части уха или скол на месте соска тоже произошли раньше покраски. Причем шапка царицы до этого была, очевидно, выкрашена в другой, может быть, синий цвет. Вокруг отверстия на шапке она облезла вместе с тонким слоем штукатурки. Коричневая краска не скрыла эти характерные следы облезлости. Можно также заметить, что серьги, шапка за ушами, полоска, закрывающая лоб, нижняя часть груди выкрашена чуть в более темный цвет. Черная краска бровей и ресниц, а также красная краска на губах наложена поверх коричневой краски. На шее имеются странные стыковочные соединения. Любопытно было бы узнать, какова их природа? Что это — следы работы «Тутмоса» или современного реставратора? На правом плече была предпринята попытка сделать какой-то рисунок.
Далее, Борхардт или кто-то из его доверенных лиц, просит покрасить Нефертити-10 с ног до головы светло-коричневой краской, отдельные места довольно неумело и нелогично выкрашены более темной коричневой краской. Например, темнее выкрашена нижняя часть груди и шапки; похоже на то, что художник хотел показать тень. Но этой же краской выкрашены серьги и лента на лбу.
Краска на этой бутафорской скульптуре выглядит свежей, на ней нет следов эрозии и контакта с грунтом. Посмотрите еще раз на Каирскую икону, найденную в гробнице (см. выше) и у вас тут же возникнет вопрос: в какое время ее наложили — сто лет назад или три с лишним тысячи лет назад? Раскрыть эту тайну сможет тщательный физико-химический анализ, в котором музей, увы, никак не заинтересован.
Но давайте попробуем рассуждать с точки зрения эстетики и просто здравого смысла, т.е. закроем глаза на тот очевидный факт, что в таком отчетливом виде краски никогда бы не сохранились — ни на Нефертити-10, ни на головах Нефертити-11, Нефертити-1 и Нефертити-2. Итак, Если художник подкрасил губы, глаза и брови, по логике вещей, он мог бы раскрасить также шапку-корону в синий цвет.
Далее, голова урея оторвана, вместо нее зияет черное отверстие. Но хвост-то змеи остался, его тоже можно было бы выкрасить, например, в желтый цвет. На ушах мы видим серьги, возможно, золотые. Значит, их нужно было «позолотить» хотя бы желтой краской. Далее, на ногах у царицы надеты сандалии, их следовало бы покрасить в какой-нибудь темно-коричневый цвет.
Так почему же художник не воспользовался всей палитрой красок? Да потому что никакой палитры у него под рукой не было. Он развел лишь черный и красный пигмент, которым наносил метки и одновременно раскрашивал губы и брови. Это — первое. Второе — мошенник ленив. Он не станет раскрашивать статуэтку многими красками, как это сделал древнеегипетский мастер, изготовивший статуэтку Нефертити и Эхнатона, которая сегодня находится в музее Лувра (E15593, целиком в двух видах она показана в части 2).
Железный эстетический принцип: крась всё, либо ничего, среднего не дано. Произведение искусства не может быть наполовину скульптурой, а наполовину живописью. Правильное истолкование этого принципа дает статуэтка Эхнатона и Нефертити из Лувра (E15593). Здесь весь скульптурный материал спрятан под краской. Было бы ошибкой раскрашивать только часть скульптуры, а часть оставлять без покраски, как у статуэтки Нефертити-10. Такая работа оставляла бы впечатление незавершенности.
Незавершенность подделкам Борхардта придает отсутствие зрачков. Сегодня мы к этому привыкли, как привыкли к кубику на голове Нефертити-2 вместо короны. Но древний египтянин, глядя на этот кубик на голове и пустые глазницы, сильно удивился бы. Он посчитал бы это издевательством над царицей. Взгляните на Луврскую царскую пару Эхнатона и Нефертити — это зрячие люди. Отсутствие же у них зрачков тут же сделало бы их слепыми. Между тем, всех своих красавиц Борхардт сделал слепыми.
Обратите внимание, как поблекли краски на этой парной статуэтке. Бровей почти не видно и первоначально цветные украшения совершенно выцвели. Когда-то шапки-короны у царя и царицы были голубыми, сейчас они побелели. А ведь эта пара три с лишним тысячи лет простояла в гробнице. Краски на голове Нефертити, показанной справа внизу, совсем не сохранились или их там никогда не было. Сразу хочется верить, что голова настоящая, хотя, быть может, она ничего общего не имеет с головой реально жившей царицы.
Крась всё, либо ничего — таково требование художественной логики — такой же строгой, как и математическая логика. Посмотрите на царственную пару, хранящуюся в Лувре. Другое дело, если в роли художника выступает скульптор. Мы оказываемся в эстетическом пространстве уже без красок. И не надо думать, что в Древнем Египте этих элементарных вещей не понимали, а в Амарне действовали какие-то смешенные законы, допускающие частичную покраску скульптур. Это — просто не эстетично, что почувствует любой человек, даже не имеющий художественного образования.
Можно придумывать десятки объяснений для столь несуразной покраски Нефертити-10. Но всё встанет на свое место, когда мы вспомним о махинациях Борхардта. Он или кто-то из его компании велел художникам-фальсификаторам подвести ей глаза, брови и губы, чтобы они, как и нелепые красные губы у гранитной головы Нефертити-1, подтверждали единую эстетическую линию, существовавшую якобы в Амарне.
Читатель понимает, что сейчас мы пошли навстречу «глупым египтологам» и сделаем вид, будто искусственность механических повреждений у статуэтки Нефертити-10 не заметили, будто не заметили также, что коричневая грунтовка легла сверху на эти повреждения, а черная краска на коричневую грунтовку. Этих двух накладок достаточно, чтобы объявить Нефертити-10 фальшивой.
Можно сказать иначе, что эта статуэтка подверглась радикальной реставрации, так что все следы времени были уничтожены. В таком случае мы имеем дело не с древним артефактом, а с новоделом, в достоверность которого никто не поверит. Наш умный читатель, должен понимать, что мошенники всегда пользуются самыми элементарными, легко реализуемыми на практике приемами, позволяющими минимальными средствами достичь баснословной выгоды. Покраска всей статуэтки вместе с повреждениями, метки на лице и теле, о которых писал В.В. Солкин, есть наилегчайший прием одурачивания широкой публики.
Честный и трудолюбивый мастер, в какое бы время он ни жил, имеет отличную от мошенников психологию. Даже у начинающего художника вы не найдете чего-то, что в портняжном ремесле называется «белыми нитками», которыми портной делает предварительную наметку. Он не станет показывать «белые нитки», т.е. незаконченные работы, тем более, неудачные. Мы же постоянно видим метки Борхардта, выполняющие функцию «белых ниток», либо неудачные работы, как эта Нефертити-10, которые просто стыдно показывать посторонним людям, тем более, называть гениальными произведениями искусства.
Известняковая голова Нефертити-3а, которая, возможно, послужила Борхардту прототипом для изготовления фальшивого бюста Нефертит-3. Деструкция мягкого известняка столь существенна, что мы едва можем разглядеть исходные контуры скульптурного портрета царицы. Однако рисунок левого глаза и бровей можно видеть довольно отчетливо.
Подводя итог вышесказанному, согласимся: да древние художники Амарны, видимо, раскрашивали свои скульптурные произведения. Определенной иллюстрацией тому является, в частности, голова Нефертити-3а, снятая с пограничной стелы Q, которая почти полностью потеряла свою окраску; видны лишь брови и левый глаз. По прошествии тысячелетий краски, естественным образом, выцветали и полностью исчезали. Облезлые и полинявшие произведения выглядели ужасно. Художественные музеи такие, как Метрополитен, отказывались их покупать в качестве ценных произведений искусств. Этот прискорбный факт толкнул Борхардта на преступление.
Он создал миф о мастерской Тутмоса, чтобы внедрить в сознание людей, будто краски древних мастеров прекрасно сохраняются. Именно он, как археолог, работавший непосредственно в поле, ввел музейных египтологов-теоретиков в заблуждение черными и красными метками, которые якобы оставлял Тутмос своим ученикам. Одновременно Борхардт раскрашивал черной и красной краской, которая использовалась для меток, ресницы, брови и губы скульптур. Подобная раскраска использовалась в так называемых незавершенных работах, которые, однако, выглядели вполне эстетично и, следовательно, могли быть выгодно проданы. Имеется в виду скульптурные работы Нефертити-10, Нефертити-11 и, конечно же, Нефертити-2.
Очень вероятно, что не всё, о чем здесь говорилось, делал один только Борхардт или его компаньоны по криминальному бизнесу. В то время на рынке подделок действовало несколько мелких и крупных жуликов. Одним из них был известный дилер фальшивой продукции по имени Мансур. Он тоже, как и Борхардт, удачно спекулировал на образах Нефертити. В следующей части рассказывается, какими приемами пользовался этот знаток древнего искусства и что именно он продавал музеям.
1. Одиссея Нефертити, Nefertiti’s Odyssey. Фильм снят студией ZDF при участии National Geographic Channel (Copyright ZDF 2007).
2. Солкин В.В. Памятник месяца (03.2006). Нефертити. maat.org.ru/object/2006/2006-03.shtml.
3. Солкин В.В. Из Каира. Чудом целевшая... victorsolkin.livejournal.com/362484.html.
4. Большаков А. О. Эрмитаж. Древний Египет. СПб.: изд-во Гос. Эрмитажа: Альфа-Колор, 2009 — 34 с., илл.
5. "Прекрасная пришла". Шедевры портрета из Египетского музея в Берлине 23 июня 2009 г. - 20 сентября 2009 г. www.hermitagemuseum.org.
6. Солкин В.В. Куда смотрит Нефертити? (3 марта 2011). leviafan.org.
7. Перепелкин Ю. Я. Кэйе и Семнех-ке-рэ. К исходу солнцепоклоннического переворота в Египте. — М.: «НАУКА», 1979, с. 20. www.egyptology.ru.
8. Bodziony, Katarzyna. The Amarna Technique of Composite sculpture / Studies in Ancient Art and Civilization 10. Cracow 2007. www.amarnaproject.com, а также www.ees.ac.uk.