Тема подлинности цветного скульптурного портрета Нефертити, хранящегося в Египетском музее Берлина, уже затрагивалась на сайте Sceptic-Ratio, но мимоходом. На странице
О подделке бюста Нефертити рассказывалось о вполне оправданном подозрении искусствоведа Анри Штирлина (Henri Stierlin), что знаменитый бюст царицы не был творением древнеегипетского скульптора Тутмоса, а был изготовлен современным немецким скульптором Герхардом Марксом (Gerhard Marcks) по просьбе археолога Людвига Борхардта (Ludwig Borchardt) в начале прошлого века. Доводы, высказанные искусствоведом, остаются в силе до сегодняшнего дня. Более того, появилась новая информация, которая только усиливает подозрения исследователя. Сейчас нас будет интересовать не только бюст найденный Борхардт в 1912 году, но и другие скульптурные портреты Нефертити и подозрительные рисунки. Чтобы не запутать читателя, присвоим каждому портрету соответствующий номер.
Краткая характеристика этих портретов:
1 — подлинник, найденный Борхардтом в Амарне (Ахетатон), который получил название «зрелая Нефертити» (Older Nefertiti);
2 — подделка, получившая название «юная Нефертити» (Youthful Nefertiti);
3 — подделка, получившая название «цветная или окрашенная Нефертити» (Painted Nefertiti);
4-6 — подделки из коллекции Мансура;
7-9 — подделки времен Третьего Рейха («Нефертити Гитлера»);
10-12 — необычные подделки Нефертити;
13-15 — примеры копий, сделанных с цветной Нефертити, которые хранятся по разным музеям мира или продаются в торговой сети оптом и в розницу.
Наибольший интерес вызывают, конечно, три первых портрета. Прежде всего, сосредоточим свое внимание на скульптуре царицы в зрелом возрасте, известной широкой публике куда меньше, чем юной и цветной.
Гранитная голова Нефертити-1 в зрелом возрасте. Подлинник XIV век до н.э. Египетский музей в Берлине.
Ее меньшая популярность объясняется серьезными изъянами: отколотым кончиком носа и странным загривком, отчего скульптура Нефертити-1 сильно проигрывает с эстетической точки зрения перед скульптурами Нефертити-2 и Нефертити-3. Два последних портрета считаются эталоном женской красоты; их называют «лебедиными песнями» древнеегипетского искусства по причине «лебединых» шей у этих скульптурных женщин.
Барри Кемп (Barry Kemp)
Чем же заинтересовала нас голова пожилой женщины с невзрачной бычьей шеей? Дело в том, что эта находка не так давно участвовала в научно-документальном фильме «Одиссея Нефертити» [1]. В нем, первым же сюжетом шел рассказ о сенсационной находке группы археологов, которую возглавляет директор Амарнского Проекта (Amarna Project), профессор Кембриджского университета археолог Барри Джон Кемп (Barry John Kemp). Оказывается, Борхардт работал в Амарне несколько небрежно, а если сказать откровенно, самым варварским способом. Он извлек из грунта только гранитную голову Нефертити-1, хотя тут же находилось ее туловище и туловище мужа, фараона Эхнатона, которые, увы, оказались в мусорных свалках, которые накопились после деятельности археологов-первопроходцев.
Голова Нефертити-1 в зрелом возрасте, показанная в фильме «Одиссея Нефертити»
Создатели фильма показали, как Борхардт (на самом деле, конечно, актер) медленно и аккуратно извлекает из песка знакомую нам голову зрелой царицы. Но вряд ли что-то похожее происходило в реальной жизни. Борхардт был нетерпеливым и алчным человеком. Получив в молодости архитектурно-строительную специальность, он переквалифицировался в археолога, так как нутром почуял, что эта модная в то время профессия сможет принести ему известность и богатство. В фильме Борхардт-актер постоянно прикрывал своими руками шею и загривок — главную интригу фильма. Однако эта интрига сохранялась недолго.
Барри Кемп на месте раскопок Борхардта.
Мастерская Тутмоса, южный пригород Ахетатона.
Кадры из фильма «Одиссея Нефертити» [1].
Когда археологи почти сто лет после этой находки Борхардта прибыли на место раскопок в Амарну, они обнаружили там недостающие части сложной скульптурной композиции — восседающих на троне Нефертити и Эхнатона. Идентичность гранитного материала установить было несложно. Но это сходство еще не давало основания считать, что голова, найденная в начале 20-го века, принадлежит обломкам туловища, найденного в начале 21-го века. Чтобы доказать это, в Берлинском музее была изготовлена точная копия головы, которую отлили из гипса. В фильме показано, как Кемп приставил гипсовую голову к собранному из кусков туловищу, и стало сразу же ясно, что они когда-то образовывали единое целое.
Кадры из фильма [1]. Как это не покажется кому-то странным, но на первом кадре здесь представлена грудь Эхнатона (общая композиция показана ниже). На втором кадре видно, что голова Нефертити-1, хранящаяся в Берлине, в точности подошла к туловищу, найденному археологами 21-го века (здесь показана копия головы, сделанная из гипса).
Осколки от парной композиции царской четы обнаружил и приступил к ее реконструкции Кристин Томпсон (Kristin Thompson) в 2001 году. За год до этого он начал сортировку и регистрацию «бесхозных» скульптурных осколков, большинство из которых было найдено в двух больших свалках, «Южной» и «Северной», оставленных от раскопок экспедиций конца 19-го — начало 20-го века. После того, как были найдены 188 обломков из темно-серого гранита-диорита, стало ясно, что все они принадлежат одной незаконченной скульптурной композиции. С этого момента началась ее реконструкция.
«В июле 2002 года Томпсон посетил Египетский музей в Берлине, чтобы изучить коллекцию Борхардта, привезенную из Амарны: он также внимательно изучил его дневники. В записи от 13 декабря 1912 года Борхардт сообщал о "кусках черного гранита", принадлежащих незавершенной скульптурной паре царской четы, размером 2/3 от их натуральной величины, расколотой на множество частей и лежащих в комнатах 6, 10 и 12 дома P47.3, маленькой пристройки к мастерской скульптора Тутмоса. Возле обломков команда Борхардта нашла голову Нефертити из того же самого материала и тоже в незавершенном виде. Эта известная голова была привезена в Берлин в 1913 году и теперь выставлена под инвентарным номером 21358» [2].
В статье [2] Томпсон ничего не говорит об удивительном совпадении. Знатокам-египтологам не нужно напоминать, что 6 декабря 1912 года Борхардт нашел знаменитый бюст цветной царицы именно в доме P47.3. Такое совпадение наводит на вполне определенные размышления. Почему статуя, сделанная из гранита, самого прочного материала, была вдребезги разбита и заметно выветрилась, а хрупкий бюст, покрытый тонкой гипсовой штукатуркой и затем расписанный цветными красками, остался почти невредимым? Однако мы не станем сейчас развивать эту «крамольную» мысль и сосредоточимся на результатах, полученных Томпсоном.
Грудь Эхнатона, найденная в 2001 году на «Южной свалке»,
оставленной после поисковых работ Борхардта в 1912 году.
Голова Нефертити-1 была изготовлена в Берлине и привезена в Амарну в 2003 году. В тот же самый сезон было осуществлено доказательство того, что «статуя из гранита-диорита была действительно сделана в мастерской Тутмоса и найдена командой Борхардта» [2]. Позднее к работе, начатой Кристином Томпсоном, подключились Димитри Лабоури (Dimitri Laboury) и Коринна Росси (Corinna Rossi), которые работали над компьютерной программой по созданию цифрового образа парной скульптуры. Для обработки камня в мастерской Тутмоса использовалось ручное приспособление, работу которого изучил Делвен Самюэль (Delwen Samuel). В 2004 году реконструкция парной скульптуры Эхнатона и Нефертити была в основном завершена — насколько это позволяли найденные от нее осколки.
Компьютерная сборка скульптурной композиции царской четы [2]
В Северной свалке к 2003 году было обнаружено 210 скульптурных фрагментов, главным образом, из розового гранита и кварцита, которые были рассортированы и зарегистрированы Томпсоном. Если Южная свалка осталась от археологических раскопок Борхардта, проходивших на протяжении четырех сезонов 1911 – 1914 гг., то Северная свалка осталась после двух экспедиций Джона Пендлебери (John Pendlebury) 1934 – 36 гг. Анализ скульптурных фрагментов Северной свалки дал более ясную картину того, какие типы статуй создавались и выставлялись в зданиях древнего города. Собственно, частей скульптурных изображений человека нашлось немного, в основном это были плоские поверхности, подвергшиеся простой обработке.
Скульптурные фрагменты, выброшенные на
свалку предшествующими археологами [2].
Стоит также отметить, что количество фрагментов, найденных на территории самого города, оказалось несоизмеримо меньшим, чем на свалках. В 2004 и 2005 гг. нашлось еще несколько сот мелких осколков, в том числе, оставшихся от работ 1891 – 1892 гг., проведенных знаменитым археологом Говардом Картером (Howard Carter).
В этом подразделе мы начнем рассмотрение одной из основных причин, по которой нужно признать цветной бюст фальшивкой. Этой причиной является материал, из которого он сделан. Борхардт о своей находке говорил как о каком-то чуде. Очевидно, он отдавал себе отчет в том, что изделие из гипса и известняка не может сохраниться в абсолютно неповрежденном виде столь длительное время. Но чудес на свете не бывает, бюст Нефертити-3 через три с лишним тысячи лет должен был иметь самый удручающий вид. Почему данный артефакт не несет на себе следов времени, нам необходимо выяснить.
В этой научно-просветительской статье мы не станем поддерживать широко распространенные в обществе мифы об уникальных условиях пребывания изделий, найденных якобы в Амарне. Наша задача прямо противоположная: дать читателям всю имеющуюся у нас информацию, причем в той ее предельно открытой форме, которая позволит им самим вынести свой собственный вердикт в отношении «египетской красавицы».
Странным образом бюст Нефертити-3 не имеет следов контакта с грунтом. Создается впечатление, будто он находился в вакуумном термостате. Между тем экзогенные условия его пребывания были далеки от идеальных. В любом случае, мягкий известняк и покрывающий его гипс за 3360 лет должны были испытать внутренние структурные изменения и внешнюю эрозию, которая повредила бы окраску лица и создало бы неровности его поверхности. Они почему-то отсутствуют, что входит в противоречие с физико-химическими законами природы. Мы видим лишь небольшие механические повреждения на ушах и в других местах головы, появившиеся не иначе как при разрушении мастерской мифического Тутмоса (горькая шутка, никакой мастерской Тутмоса, конечно же, не было; миф о мастерской придумал Борхардт).
О механизмах разрушения
Тема материалов, из которых выполняются скульптуры, отлично знакома художникам-реставраторам. Им, например, известно, что построенные из известняка памятники итальянской архитектуры разрушаются в среднем со скоростью 5 кв. мм ежегодно, а в промышленном Милане эта цифра удваивается, так что их реставрация превращается в непрерывный процесс. Они также знают, при каких условиях гипсовая лепнина может сохранять свою форму в течение тысячелетий (в частности, в древнеегипетских гробницах), а при каких нет. По данному вопросу существует масса литературы, где рассказывается, как и по каким причинам происходит деструкция.
Так, в статье [3] авторы обсуждают факторы, влияющие на разрушение известняковых скульптур Ростральных колонн, установленных на берегу Невы, пути их восстановления и защиты от дальнейшей эрозии.
Слева фигура известнякового Нептуна, установленного у основания Ростральной колонны в Санк-Петербурге (в левом нижнем углу цветная фотография восстановленного Нептуна). Справа Большой Сфинкс, сделанный из известняка и установленный в Гизе. Неравномерное разрушение его основания говорит об изменениях климата. Несколько тысяч лет назад климат в Египте был намного мягче — нередки были дожди, росли деревья и обитало множество животных. Интенсивное наступление засухи, которое мы сегодня наблюдаем в Африке, началось сравнительно недавно, после окончания так называемого Малого Ледникового периода, в конце 18-го века (см.: Когда начали исчезать африканские ледники).
Реставраторы знают, что старение памятника, стоящего на открытом воздухе и находящегося в земле, происходит по-разному: на скорость разрушения влияет множество факторов, главными из которых является влага и колебания температуры. Мы не станем обсуждать их сейчас в полном объеме; наша задача дать самые общие сведения о материалах, из которых изготовлены выше представленные скульптурные портреты Нефертити. Таким образом, написанный ниже текст предназначен не для профессионалов, а для любителей древних памятников, которые хотели бы разобраться с проблемой подлинности шедевров, как думают, принадлежащих эпохи правления Эхнатона. Полезным в этом отношении сайтом является «Мастерская Art Conservation». Это — «Социальный ресурс, призванный содействовать специалистам, занятым в сфере сохранения, реставрации и консервации предметов материального искусства и памятников старины» [4]. На одной из его многочисленных страниц можно найти ценную информацию, в частности, следующего содержания:
«Воздействие всей суммы природных факторов, вызывающих структурное разрушение камня, называется выветриванием. … Выветривание начинается с эрозии каменной поверхности, которая сначала проявляется в утрате полировки, появлении сети мельчайших трещин и раковин, расслаивании и шелушении поверхностного слоя, затем, по мере распространения процесса внутрь каменного монолита, — в полной утрате структурных связей между зернами (кристаллами). Такое поражение каменного материала называется грануляцией, которая характеризует крайнюю степень его деструкции. Порой гранулированная скульптура удерживается от рассыпания только за счет более уплотненной корки на ее поверхности» [5].
Фотографии разрушения мрамора парковой скульптуры из Государственного музея-усадьбы «Архангельское» (конец XVIII в.), которые привел А.С. Антонян, автор статьи [5]. Слева видна сильная грануляция и трещины, которые обычно возникают у скульптур, находящихся на открытом воздухе. Справа — эрозия поверхности мрамора, которую называют «дикая» патина.
Далее А.С. Антонян пишет: «Объемное насыщение пор кристаллами солей (представляющих собой твердый налет или игольчатые щеточки) и возникающее по мере их роста внутреннее давление, которое способно вызывать разрывы и выкрашивание поверхностного слоя камня (последнее особенно характерно для мягких и пористых пород известняка и песчаника).
Однако не всякое видоизменение поверхности угрожает сохранности скульптуры или ухудшает ее экспозиционный вид. Так, на некоторых карбонатных породах (мраморе, известняке) при определенных условиях может формироваться тончайшая защитная пленка, называемая естественной (или "благородной") патиной.
В отличие от "дикой", естественная патина образуется в течение длительного времени, покрывая скульптуру тонкой, равномерно окрашенной минеральной пленкой (чаще теплых оттенков). Естественная патина мрамора обычно не нарушает его светопроницаемость и даже усиливает его декоративную выразительность.
В общих чертах механизм образования патины можно объяснить химическим взаимодействием углекислого газа из воздуха, растворенного в конденсирующейся на скульптуре влаге с веществом камня — углекислым кальцием. В результате этого процесса углекислый кальций переотлагается в виде кристаллизованной пленки, уплотняющей наружные поры камня. Если этот процесс протекает в присутствии небольшого количества трехвалентного железа, поверхность приобретает теплый оттенок, а в присутствии двухвалентного железа или меди — холодный.
Несколько иначе происходит формирование естественной патины на археологических объектах. В процессе ее образования скульптура иногда покрывается неравномерными, интенсивно окрашенными пятнами и даже корковыми наростами. По существу, этот процесс аналогичен приведенному выше, с той лишь разницей, что протекает он значительно активнее из-за избыточного количества воды и растворенных в ней железистых соединений. Корковые наслоения и наросты могут вызывать разрывы поверхности, но обычно, после просушки и переноса скульптуры в музей, они стабилизируются и не проявляют разрушительного действия.
Естественная патина высоко ценима не только за ее защитные свойства природного консерванта, но и за эстетические качества, и потому должна бережно сохраняться.
Не менее важно и то обстоятельство, что патину можно рассматривать как один из объективных критериев подлинности, первичности авторской моделировки, как бы "зафиксированной" временем» [5].
Знания о появлении защитной патины для нас важны в связи с проблемой подлинности коллекции Амарны, первоначально принадлежащей Мансуру. Многие его «находки» разошлись по музеям мира. Но позже выяснилось, что почти все они были сделаны из искусственного известняка, на поверхность которого наносилась «естественная» патина. Фотографии поддельных скульптур и рельефов Эхнатона и Нефертити из его коллекции часто мелькают в Интернете. Об этом более подробно мы поговорим позже, а сейчас несколько слов о климате и местном ландшафте в районе Амарны.
Считается, что условия пребывания бюста Нефертити-3 были идеальными. Ведь как-то же сохранились амарнские мумии, субстанция которых куда менее стойкая, чем любой даже самый мягкий скульптурный материал. Но это не так. Мумии в Амарне помещали в скальные гробницы, которые находились в горах в двух замурованных захоронениях — Северном и Южном (ниже на карте они обозначены как North Tombs и South Tombs). Снаружи воздух туда не пободал, влага тоже и температура держалась постоянной. Такие почти идеальные условия существовали практически во всех египетских гробницах — вот почему в них сохраняли первозданную форму даже гипсовые изделия. Так называемая мастерская Тутмоса находилась на открытом воздухе, в ней условия пребывания скульптурных изделий были совершенно иные.
О Ниле и его разливах
Неблагоприятные условия для сохранения бюста Нефертити-3 создавала река и распространяющаяся от нее влага. Нил менял свое русло в пределах более широкого фарватера, образовавшегося в результате ежегодных разливов реки. Асуанской плотины в верховьях реки не существовало и затопления равнинной территорий во время паводков были огромными. Ширина фарватера во время паводка в районе Амарны составляет порядка 20 км.
Чуть выше Ахетатона (Амарны) Нил делится на два рукава, текущих в границах широкого фарватера, который заполнялся водой во время паводков.
Чуть выше Амарны река делилась на два рукава; левый рукав впадает в озеро Моэрис, предварительно разделившись еще на два рукава. Севернее этого озера начинается Дельта Нила, где река делится на множество рукавов. Все население Египта жило в пойме реки; из-за ее многочисленного ветвления древние историки называли Египет островным государством.
Геродот, Страбон, Плиний Старший — оставили нам описания этой великой реки. Последний из указанных здесь авторов писал в своей «Естественной Истории», что «Нил прячется на несколько дней пути под землю, словно он считает недостойным течь по песчаным и пустынным местам» [6, п. 10.52]. Действительно, эта река, протекая по ровной песчаной поверхности, сохраняя огромный объем воды на большой глубине. На своем длинном пути Нил образовывал множество озер, болот и проток.
Далее Плиний Старший пишет: «он создает леса и перерезает центр Африки под названием Астап, что на языке местных народов означает "вода, вытекающая из темноты". Он омывает такое множество островов, и некоторые из них настолько велики, что, несмотря на быстрое течение, он минует их не меньше, чем за пять дней пути. Около самого известного из островов, Мероэ, левый рукав Нила называется Астабор, то есть струя воды, текущая из мрака, а правый Астузап, что значит скрытый. Река получает название Нила только после того, как снова собирает в одно русло все свои воды» [6, п. 10.53].
«…Натыкаясь на острова, стремительный из-за встречаемых им препятствий и, наконец, более бурливый среди скал, чем в каком-нибудь другом месте, Нил несет свои быстрые воды до той области Эфиопии, где живут катадупы; кажется, что он не течет, а с ужасным шумом низвергается новым водопадом среди встречных скал. Потом немного утомленный длинным путем, укротив свою необузданность и ослабив течение, он впадает многими рукавами в Египетское море. А в определенное время, сильно разлившись, Нил распространяется по всему Египту и оплодотворяет землю» [6, п. 10.54].
Паводок на Ниле
«Нил начинает прибывать медленно и постепенно в новолуние после летнего солнцестояния, когда солнце проходит через знак Рака; сильно прибывает, когда солнце проходит знак Льва, и понижается до того же уровня, с которого поднялся, когда солнце проходит знак Девы. На сотый день, в созвездие Весов, как передает Геродот, он полностью восстанавливается в своих берегах. Известно, что когда уровень воды подымается, царям и префектам не разрешается плавать по Нилу. Степень подъема определяют при помощи колодцев со специальными знаками. Нормальный прирост 16 локтей; если воды меньше, то она не все орошает; если больше, то вода, медленнее отступая, задерживается» [6, п. 10.57].
Геродот сообщает [II, 149-150], что египтяне уже в эпоху Среднего царства умели строить ирригационные сооружения, снабжающие сельскохозяйственные земли водой. Несомненно, трудолюбивые жители Амарны строили плотины, каналы и пруды, чтобы сохранять паводковые воды на длительное время.
О местности и климате Амарны
За два-три последних десятилетия наука о климате сделала ряд важных открытий. Теперь климатологи отчетливо понимают, что во времена Эхнатона и Нефертити почти вся Восточная Африка была покрыта растительностью. С гор, окружающих Амарну, стекали ручьи и небольшие реки. Город утопал в зелени. Но за прошедшие тысячелетия плодородная почва полностью выветрилась, на месте некогда цветущего оазиса образовалась пустыня. Ветры, палящее солнце и поначалу не столь уж редкие дожди (следы от ливней можно найти и сегодня) превратили строительные кирпичи и блоки в труху.
В фильме «Одиссея Нефертити» [1] показаны стены мастерской Тутмоса, сделанные из глинобитных кирпичей. Их не было, когда в конце 19-го века в Амарну пришли первые археологи. Разрушенный город был почти полностью погребен под песком. Его восстановлением особенно интенсивно занялись лишь в самые последние годы.
Здесь хорошо видны восстановленные
стены домов в северной части города
Возрожденная Амарна. За три с лишним тысячелетия Город Солнца превратился в выжженную пустыню, где не видно было даже фундаментов — всё засыпал песок. Сегодняшние строители возвели из глинобитных кирпичей стены древних домов, вымостили площади известняковыми плитами, какие были раньше, и разбили парки, которые росли во времена Эхнатона и Нефертити.
Ниже приведена карта Амарны (Tell el-Amarna) или Ахетатона. С восточной стороны город окружен невысокими известняковыми горами (ближние не выше 100 метров), с западной он ограничен рекой, за которой простирались обширные илистые земли, используемые под сельскохозяйственные нужды. Видно, что город располагался в непосредственной близости от реки, так как часть разрушенных построек западной стороны города заметно пострадала от вод разлившегося Нила.
Карта Амарны (Tell el-Amarna) или Ахетатона
Город Амарна (Tell el-Amarna) стоял на самом берегу Нила на небольшом плоскогорье, так что мастерская Тутмаса находилась примерно в 150-200 метрах от воды. Время от времени паводки на реке были столь сильными (5-7 метров высотой), что водой заливалась вся территория, окрашенная на карте в зеленый цвет. Гипсовые изделия, которые якобы нашли в мастерской, включая цветной бюст Нефертити-3, во время паводка находились, если не в воде, то в насыщенной влагой атмосфере.
Со временем русло реки в этом месте сдвинулось на запад примерно на километр или полтора. В нижнем левом углу карты показано местоположение египетских городов от Александрии до Луксора (древней столицы Фив). Климат в среднем течении Нила три-четыре тысячи лет назад был мягким и влажным, город утопал в зелени садов и парков. В период паводка по всей длине реки шли тропические дожди, которые в течение трех летних месяцев поддерживал высокий уровень воды.
Река изобиловала рыбой, крокодилами, бегемотами и прочей живностью. В камышах прибрежных проток полно было уток, гусей и других видов водоплавающей птицы. В степях за рекой паслись бесчисленные стада газелей и антилоп — добыча для львов, леопардов,
пантер, волков, гиен и шакалов. Бродили там жирафы и слоны, которые позже ушли на юг. А вот верблюды и лошади в Египет раньше не жили; их туда завезли египтяне примерно 2000 – 1800 лет до н.э., поэтому их нет на более древних росписях гробниц.
В горах и на равнине вокруг Амарны водилось много ядовитых змей. Самой опасной считалась египетская гадюка, достигавшая двух метров в длину, известная под названием урей (Uræus). Перед броском для устрашения она раздувает горло, подобно кобре. Укус ее смертелен, если сразу не предпринять специальных мер. Урей стал царским символом могущества и власти. Гипсовый обломок ее хвоста наподобие кокарды можно видеть и на короне Нефертити-3.
Земельные владения новой столицы Древнего Египта образовывали прямоугольник со стороной вдоль реки, т.е. с юга на север, 13 км и со стороной поперек реки, т.е. с востока на запад, 20 км. Восточная и западная границы обозначались стелами. Большую часть стел разыскал в 1891/2 гг. Флиндерс Петри (Flinders Petrie, 1853 – 1942), которого англичане называют отцом научной археологии.
Флиндерс Петри
(Flinders Petrie)
1853 – 1942
Петри обозначал стелы заглавными буквами английского алфавита. На западной стороне прямоугольника были найдены 3 стелы — A, B, F, на восточной 11 — J, K, L, М, N, P, Q, R, S, U и V. Стелы A и F находились в углах прямоугольника, стела B — вблизи A. Буквы C, D и E Петри зарезервировал под стелы, которые, как он предполагал, найдутся в будущем. Но на западной стороне прямоугольника других стел не нашли.
Владения Амарны лежат внутри прямоугольника со сторонами 20 × 13 км, границы которого были отмечены стелами, обозначенными здесь буквами A, B, F, J, K, L, М, N, P, Q, R, S, U, V, X и H.
В южном углу восточной стороны находилось сразу 3 стелы — J, K, М, зато в северном углу этой же стороны долгое время ничего не могли отыскать. И вот в 1901 году Норману де Гарису Дэвису (Norman de Garis Davies, 1865 – 1941), наконец, повезло: на южном мысе, где река подходит к самым горам, он нашел стелу, которую обозначил буквой X. Как ни старались археологи, но после него других стел обнаружить не удавалось. Лишь в 2006 году рядом со стелами R и S Фенвик (H. Fenwick) неожиданно наткнулся на стелу, которую обозначил буквой H (видимо, по начальной букве своего имени).
Что представляет собой пограничная стела? Это выточенная в скале из цельной известняковой породы скульптурная композиция. Посредине — вертикально стоящая плита с торжественно-декларативным текстом, автором которого являлся фараон. В верхней части плиты вытачивался типичной для Амарны рельеф: супружеская пара вместе с детьми прославляет солнечный диск. По бокам располагались скульптуры Эхнатона и Нефертити с дочерями. Ниже приводятся фотографии и рисунки стел, взятые с сайта Амарна-Проекта [7].
Стелу H трудно было обнаружить, так как она находилась внутри холма, который, казалось, плохо подходил для вытачивания стелы. Вообще, стелы делали в скалистых известковых породах. Фото 2006 г.
Пограничная стела N, фото Дэвиса, 1908 [8, Pl. XL].
Реконструкция стелы N. Аналогичную композицию имели почти все стелы.
Уцелевшие фигуры Эхнатона и Нефертити стелы U. Фото 1983 г.
Верхняя часть стелы R, фото Дэвиса, 1908 г. [8, Pl. XLII].
Еще в начале 20-го века с левой стороны стелы R стояли скульптурные фигуры Эхнатона и Нефертити. Грабители археологических ценностей украли их, хотя они были сильно повреждены естественной эрозий. Фото 2006 г.
Пограничная стела S, фото Дэвиса, 1908 г. [8, Pl. XL].
Верхняя часть стелы S, фото
Дэвиса, 1908 г. [8, Pl. XL].
Стела S, фото 1984 г. Рельеф и верхний слой плиты с надписью спилены грабителями для продажи частным коллекционерам.
Еще через 20 лет от стелы S, простоявшей три с лишним тысячи лет, остался только уродливый разлом в скале. Фото 2004 г.
На примере стелы S, R и других видно, что причиной разрушения бесценных артефактов может быть не только воды Нила или природное выветривание, но и человек. К счастью, большинство стел находится в труднодоступных местах, так что причиной их разрушения была одна природа. Сегодня некоторые стелы закрыты от посетителей, некоторые открыты, но надежно охраняются с помощью технических средств и специальной службы охраны.
Грабители археологических ценностей, несомненно, творят большое зло. Но еще большее преступление совершают те, кто производит поддельные вещи и выдает их за бесценный антиквариат. Тем самым ничего не подозревающая публика вводится в сильнейшее заблуждение сфабрикованными ими «культурными ценностями». Некоторые «ученые-египтологи» считают ниже своего достоинства заниматься разоблачением мошенников. Из меркантильных и репутационных соображений они предпочитают скрывать правду от общественности и, таким образом, становятся соучастниками преступлений, которые совершались в массовом порядке в начале 20-го века.
В 1907 году Гарис Дэвис передал на хранение в Каирский музей голову Нефертити, которая первоначально находилась на стеле Q. Возможно, именно она послужила Борхардту прототипом для изготовления фальшивого бюста Нефертити-3 (обозначим ее как Нефертити-3а). Степень разрушения этой головы демонстрирует реальное воздействие окружающей среды на известняковую породу.
Известняковая голова Нефертити-3а, которая, возможно, послужила Борхардту прототипом для изготовления фальшивого бюста Нефертит-3. Деструкция мягкого известняка столь существенна, что мы едва можем разглядеть исходные контуры скульптурного портрета царицы. Однако рисунок левого глаза можно видеть довольно отчетливо. Первоначальное местонахождение головы — пограничная стела Q; размеры головы — 35,8 × 17,1 × 21,7 см. Голова передана в дар Каирскому музею, который сделал Гарис Дэвис в 1907 году. Снимок взят с сайта [10].
Дэвис — серьезный исследователь, не чета Борхардту. Он автор многотомного труда по древнеегипетским гробницам с текстами и барельефами. Шесть томов, с 13-го по 18-й, рассказывают о стелах и скальных гробницах Амарны [8]. По словам Б.А. Тураева, ему принадлежит открытие «мумии Эхнатона, перенесенной его преемниками в Фивы и помещенной в гробницу Тии» [9]. Он первым перевел знаменитый гимн Солнцу, сочиненный Эхнатоном, и многие другие древнеегипетские тексты. Однако не станем более отвлекаться на посторонние для нас темы и перейдем к горным породам, которые использовались в качестве материала для скульптур.
Наиболее важные портреты Нефертити-1, 2 и 3 сделаны, соответственно, из гранита, песчаника и известняка с гипсом. Чтобы судить о сохранности изделий нам нужно знать некоторые характеристики этих материалов, в частности, плотность (единицы измерения: кг/куб.м), прочность (1МПа = 10 кгс/кв.см), истираемость (г/кв.см), пористость (%), водопоглощение (%). Например, обыкновенный тяжелый бетон имеет плотность 2300 кг/куб.м и прочность 60 МПа или 600 кгс/кв.см, что в три с лишним раза меньше прочности гранита, хотя по плотности они сопоставимы.
Прочность — наиважнейший параметр материала: чем она выше, тем долговечнее изделие. Например, для базальта этот показатель составляет порядка 500 МПа. Однако вместе с ростом прочности увеличивается хрупкость материала, что затрудняет его обработку. Для изготовления скульптур базальт используют редко. По степени убывания плотности и прочности материалы, пригодные для скульптуры, можно расположить в следующий ряд: гранит, песчаник, мрамор, известняк, туф и гипс.
Обычно горные породы классифицируются по их происхождению, при котором естественным образом учитываются и свойства и условия их образования. Магматические породы дают наиболее прочные материалы группы гранитов. В зависимости от процентного содержания полевого шпата, кварца, слюды и других ингредиентов различают такие граниты как диорит, габбро, сиенит и прочие разновидности.
Декоративный гранит имеет зернисто-кристаллическую структуру плотностью порядка 2600 – 2700 кг/ куб.м. Прочность сжатия находится в пределах 100 – 250 МПа, прочность растяжения в 20 – 30 раз меньше (такое же соотношение примерно у всех пород). В диорите, габбро или габбро-диорите кварц присутствует, а в сиените он практически отсутствует, но при этом его плотность и прочность не меняютсят; эти параметры у него примерно такие же, как у большинства гранитов.
Цветные граниты бывают красными, зелеными, желтыми, коричневыми и других цветов. Практически все диориты (гранит-диориты или гранодиориты) черно-белые с оттенками розового, желтого, голубого и т.п. цветов. Они различаются по величине зерна, составу и физико-механическим характеристикам. Выше приведены четыре гранитных образца: один — типичный цветной гранит (красный питерлит) и три диорита с крупным, мелким и средним зерном [11].
Статуя Нефертити-1 сделана из среднезернистого диорита серого цвета. За 3360 лет ее поверхность испытала заметную эрозию, хотя — судя по розовой окраске губ — работа над лицом была полностью завершена. А это значит, что его поверхность подверглась шлифовке, все грани — линии ушей, век, носа — первоначально были заостренными. Теперь этой четкости, конечно, нет, линии расплылись.
Гранитная голова Нефертити-1 за 3360 лет подверглась
эрозии. Очертания ее физиономии сделались нечеткими.
Наиболее прочной составляющей гранита является кварц. При эрозии гранита в первую очередь выветривается слюда и полевой шпат, зерна кварца покидают гранитную поверхность в последнюю очередь. Кварцевый песок является основным компонентом песчаника, занимающего промежуточное положение между мягким известняком и твердым гранитом. По сути, песчаник — это сцементированный песок. Цементом для него выступают такие вещества как кремнезем, карбонат кальция, оксиды железа, глинистые и известняковые материалы, которые определяют его прочность и цветность. Цементация происходит в результате осаждения на земной поверхности или на дне естественных водоемов органических и неорганических веществ.
Близкими по природе с песчаниками является кварциты. Если песчаник это однажды сформировавшаяся структура, то кварциты это песчаники, испытавшие вторичную или многократную перекристаллизацию на микро- и макро-уровне. Таким образом, песчаники и кварциты относятся не к магматическим породам, а к осадочным. Они залегают среди разнообразных метаморфических горных пород в виде сплошных пластов большой протяжённости. Именно такие пласты залегают с западной гористой стороны Амарны. Как мы уже видели, известняк широко использовался жителями города для мощения площадей, изготовления стел и в качестве строительных блоков.
Особенно широко песчаники и кварциты распространены в отложениях протерозоя. Обычно их плотность лежит в пределах 1800 – 2500 кг/куб. м, а прочность варьирует в широких пределах — от 30 до 150 МПа. У отдельных пород песчаника прочность может достигать 300 – 400 МПа, который, однако, тяжело обрабатывать. Такой разброс прочности объясняется разбросом двух других важных параметров — пористость (от 0,5 до 2 %) и водопоглощение (от 0,3 – 10 %). Чем выше прочность и меньше пористость (водопоглощение), тем долговечнее камень. Цвет этой горной породы в зависимости от месторождения может быть белым, светло-серым, темно-серым, желтым, темно-желтым, коричневым, красным, зеленым или сине-зеленым.
С точки зрения химии, известняк — карбонатная осадочная порода, состоящая почти на 100% из карбоната кальция (CaCO3) или кальцитовых скелетных остатков организмов. Его обычный состав 56% CaO и 44% CO2. Часто известняк включает органические и глинистые примеси, которые определяют его физико-химические свойства и название. Так, например, в его состав может входить от 5 до 15% доломита (MgO), тогда его называют доломитовым известняком. (Некоторые образцы известняка, взятые из [11], приведены ниже.)
Известковый туф с мелкими раковинами моллюсков Состав: Кальцит – 99,5-99,9%, Кварц – 0,5-0,1%. Физ.-мех. хар-ки: Прочность – около 5 МПа, пористость – до 50%; прочие характеристики сильно колеблются.
По структуре он может быть обломочным, кристаллическим или смешенного типа. Кристаллические известняки более прочные, причем зерна кристаллов также подразделяются по величине на крупные, средние и мелкие. Обломочные известняки включают обломки кремния и кварца; они имеют множество пор, что делает их менее прочными, чем песчаник. Бывают рифовые и ракушечные известняки. Ракушечник состоит из целых или дроблёных раковин, скреплённых карбонатным, глинистым или другим природным цементом.
Диапазон физико-химических свойств известняков очень широк и простирается от мраморовидных известняков до известнякового туфа. Так, ракушечник имеет плотность порядка 800 кг/куб. м, а доломитовый известняк достигает 3000 кг/куб. м. Соответственно, распределена у них и прочность: у ракушечника она составляет 0,5 МПа, у доломитового известняка она доходит до 250 МПа. Но в скульптурном деле используется известняк с прочностью от 10 до 100 МПа. Такой известняковый камень легко обрабатывать и, как следствие, он быстро стареет. За счет большой пористости и водопоглощения на открытом воздухе во влажном климате известняк часто покрывается мхами, которые его окончательно разрушают. Цветовые вариации известняка тоже разнообразны: от белого до черного с гаммой цветовых оттенков.
По прочности между известняком и песчаником находится мрамор, а между известняком и гипсом — туф. «Стареющий» мрамор во влажном климате может покрыться зеленью (особыми видами мелких мхов). На туфе уже через года три начинает расти трава и появляться побеги деревьев. Мрамор не годится даже для изготовления ступенек, так как при каждодневном большом потоке людей они заметно стираются в течение 10 – 15 лет. Лестничные пролеты из известняка прослужат и того меньше, потому что он плохо сопротивляется истиранию.
Гипс представляет собой водный сульфит кальция (CaSO4 × 2 Н2О); его классический состав: 33% СаО, 46% SO3 и 21% Н2О (в природный гипс могут быть включены разнообразные глинистые и органические соединения). Таким образом, вода в связном виде присутствует в этом материале. Она приводит к появлению анионных (SO4) 2– и катионных Ca 2+ групп, проявляющих высокую степень химической активности. В силу этого гипс выполняет цементирующее действие в процессах образования кварцитов и песчаника. При попадании в воду гипс набухает и затем постепенно растворяется в ней на составляющие его анионы и катионы. При обезвоживании гипса появляется ангидрит, т.е. безводный сернокислый кальций.
Как очень податливые и недолговечные материалы известняк, туф и гипс идут на изготовления временных скульптур, т.е. являются промежуточным материалом. Сделав из них пробную форму, ваятель далее переходит на более прочный и благородный материал — мрамор, гранит или бронзу. Известняковый бюст Нефертити-3 покрыт слоем гипсовой штукатурки, которая не слишком хорошо защищает его от действия влаги. Покрывающие гипс природные пигменты вроде окислов железа, марганца, хрома и других металлов, а также некоторые виды глин и цветных известняков тоже не защищают гипс от разрушения под воздействием химически агрессивной внешней среды.
Музейные работники, египтологи, специалисты по истории древности, как правило, принадлежат к гуманитариям, т.е. к людям далеким от понимания физико-химических процессов. Поэтому им сложно судить о подлинности скульптурного портрета Нефертити-3. Между тем, с точки зрения естествознания вопрос о долговечности материала здесь решается однозначно. За три с лишним тысячелетия изделие из известняка и гипса подвергнется необратимым структурным изменениям. Оно ни в коем случае не сохранится в первозданном виде. Голова Нефертити-3а, переданная в 1907 году Гарисом Дэвисом в дар Каирскому музею, это нам демонстрирует. Вместе с тем, находясь в схожих условиях, бюст Нефертити-3 совершенно необъяснимым для науки образом сохранил свой первоначальный вид. Он имеет лишь незначительные механические повреждения, не связанные с физико-химическими процессами внутри вещества.
Борхардт сообщает, что бюст Нефертити-3 лежал в песке на небольшой глубине менее метра. Место, где его нашли (см. выше карту Амарны), находилось на берегу Нила, следовательно, воздух там был достаточно влажным. Кроме того, африканский климат в эпоху Эхнатона был менее засушливым, нередко случались дожди (см.: Когда начали исчезать африканские ледники). В этих условиях надеяться на то, что известняковый бюст, покрытый гипсом, сможет пролежать в земле 3360 лет и при этом останется совершенно невредимым — значит, поверить в чудо. Такой факт будет противоречить всем законам естествознания.
Какой бы консервативной ни была среда, в которой находился бюст, рано или поздно она оставила бы на нем неизгладимый след. Достаточно самого незначительного колебания температуры — а оно было и не маленькое — чтобы начался процесс деструктуризации известняка и гипса, их перекристаллизация и взаимодействие с окружающей средой, которая никогда не бывает химически нейтральной. Борхардт и его подельники явно недооценили фундаментальные законы природы.
1. Одиссея Нефертити, Nefertiti’s Odyssey. Фильм снят студией ZDF при участии National Geographic Channel (Copyright ZDF 2007).
2. Thompson, Kristin. Pair Statue 2003, 2004, 2005. Reconstructed pair statue of Nefertiti and Akehaten. www.amarnaproject.com.
3. Шадрин С., Тучинский С. Опыт спасения “Каменных рек”. http://www.d-c.spb.ru/archiv/10/rostr/rostral.htm.
4. Мастерская Art Conservation. http://art-con.ru/.
5. Антонян А.С. Реставрация скульптуры из камня. Москва, 2006. http://art-con.ru/node/2505.
6. Плиний Старший. Естественная История. Книга V. Глава 10, п. 52–57. http://www.egyptology.ru/antiq/plinius1.htm.
7. Amarna The Place - Amarna Project. http://www.amarnaproject.com/pages/amarna_the_place/index.shtml.
8. Davies, N. de G. The Rock Tombs of El Amarna, 6 vols. (London, Egypt Exploration Fund 1903-1908); reprinted in 3 parts (London, Egypt Exploration Society 2004).
9. Тураев Б.А. История Древнего Востока. Том 1 (1935). Египетская религия в эпоху нового царства и попытка реформировать ее. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000044/st025.shtml.
10. Conorp Egypt. Head of Queen Nefertiti. http://www.conorp.com/nefertiti.
11. Харьюзов Л.С., Соболева М.В. Классификация строительно-облицовочного камня по трудоемкости камнеобработки (Таблица №4) http://www.art-con.ru/node/1918/.