Sceptic-Ratio. О.Е. Акимов. О подлинности портретов Нефертити. Часть 2
 
 

Акимов О.Е.

Проблемы египтологии

О подлинности портретов Нефертити

Часть 2

Забудем о материале, поговорим о форме

В первой части настоящей работы высказано недоумение, почему цветной бюст Нефертити-3, сделанный из известняка и гипса, так хорошо сохранился. Cкульптура не несет на себе следов эрозии, что противоречит всем физико-химическим законам, применимым к горным породам. Это обстоятельство служит основание для вполне однозначного вывода: данный археологический артефакт является ненастоящим.

Бюст Нефертити-3 не имеет следов контакта с грунтом

Бюст Нефертити-3 не имеет следов эрозии, что противоречит физико-химическим законам природы. Видны лишь механические повреждения левого глаза, ушей и основания скульптуры.

Но забудем на время об отсутствии следов выветривания у материала и зададимся вопросом: что еще может указывать на фальшивость бюста? В данной части работы собраны аргументы, не касающиеся свойств известняка и гипса или условий возникновения в них деструкции.

Бюст Нефертити-3 Очевидно, если изготовителю подделки не удалось состарить материал, он должен был подумать об имитации следов разрушения. В самом деле, нельзя осуществить естественную деструкцию материала, которая имела бы возраст три тысячи лет, но можно создать видимость для несведущих людей, которые бы искусственно нанесенные скульптуре раны приняли за раны, нанесенные временем.

Голова Нефертити-3a Причем эти раны не должны быть слишком глубокими и тотальными, чтобы не испортить эстетический вид скульптуры. Кто согласится купить изуродованную временем голову Нефертити-3а, подаренную Дэвисом Каирскому музею? А ведь цель всякой подделки — извлечение некой выгоды, иначе, зачем затевать преступление.

Борхардт решил ввести в заблуждение общественность тем, что лишил бюст левого глаза, который якобы выпал при разгроме мастерской Тутмоса, и обломал ей уши. Обыватель должен был подумать: бюст настоящий, повреждение естественное, скульптор не стал бы отпугивать потенциального покупателя пустой глазницей и сломанными ушами.

Аналогичным мошенническим приемом пользовались фальшивомонетчики. Изготавливая монету из какого-нибудь дешевого металла, они сначала слегка надрезали край монеты и только потом золотили ее поверхность. Глядя на этот выщербленный уголок, продавцы и покупатели думали, что до них кто-то эту монету уже проверял на подлинность материала, и расплачивались с чистой совестью.

Так и здесь, нанятый Борхардтом скульптор, Герхард Маркс (Gerhard Marcks) — личность, установленная Анри Штирлином (Henri Stierlin) — добросовестно выполнил просьбу заказчика: он изготовил одноглазую царицу. Однако вряд ли исполнитель находился в полном неведении относительно преступной затеи заказчика. Поэтому сомнительно, чтобы данную просьбу выполнил честный скульптор, каковым считается Герхард Маркс (позже будет названо другое имя).

Глаза Нефертити-3
Правое ухо Нефертити-3

Одноглазие было запланировано с самого начала, о чем свидетельствует различная обработка поверхности левой и правой глазницы на уровне гипса. Повреждение ушей осуществлено на уровне заготовки. Снимки сделаны с помощью компьютерного томографа и показаны в фильме [1]. Поверх правого уха наложена координатная сетка с мм и см делениями, которые позволяют произвести точные измерения всех частей бюста Нефертити-3 и установить отклонения от строгой симметрии. В частности, правое ухо оказалось больше левого за счет мочки с отверстием для серьги; у левого уха мочка почти отсутствует (о нарушениях симметрии читайте ниже).

Разумеется, в то время никто и не думал, что в 21-м веке появится компьютерная томография. С ее помощью удалось заглянуть под горный хрусталь, из которого сделан правый глаз. Оказалась, что поверхность левого и правого глаза изначально обработаны по-разному: у левого глаза плоская поверхность, у правого — выпуклая. Таким образом, стало понятно, что левого глаза никогда в глазнице не было.

Увечья ушным раковинам тоже нанесены искусственно. Сначала повреждения были выточены на заготовке, далее сверху покрыты тонким слоем гипса, так что известняк снаружи не виден. Наконец, поверх искусственно процарапанных трещин на гипсе нанесен красящий пигмент.

Естественно, у всякого честного эксперта возникает два резонных вопроса. Первый: как можно сломать известняк, чтобы не раскрошился гипс? Второй: как мог растрескаться гипс, чтобы внутрь одной широкой трещины затекла краска? Эти вопросы обсудим позже, а сейчас особо отметим заслугу Анри Штирлина в деле раскрытия преступления века.

Анри Штирлин (Henri Stierlin) Он обратил внимание на левый глаз четверть века назад прежде, чем изложить свои сомненья на бумаге. Еще Борхардт писал, что «в левой глазнице никогда не было инкрустации», так как «никаких следов склеивающего вещества не было обнаружено в глазнице; внутренняя поверхность глазницы выполнена тщательно и не была предназначена для инкрустации», «в левой глазнице никогда не было инкрустации» [2] и [8]. Эти слова часто цитируют в популярных статьях. Но фактически они служат фиговым листом, который появился сразу после того, как нечистого на руку археолога, переигравшего самого себя, прижали к стенке.

Словам Людвига Борхардта столько же мало веры, сколько и словам Зигмунда Фрейда. Австрийский врач-авантюрист использовал свой дневник и опубликованные письма как инструмент для манипуляции психиатрическими данными. Немецкий археолог-авантюрист тоже оставил после себя письменные тексты, полные загадок. Они далеки от сухих научных протоколов, где ученые регистрируют голые факты. Как и у Фрейда, в записях Борхардта много эмоционально окрашенных оценок, что девальвирует научную ценность сообщенной им информации и сеет сомненья в умах придирчивых исследователей.

Впрочем, не так важно, что и когда писал Борхардт. Факт остается фактом: отсутствие у царицы глаза и хитро сломанные уши, безусловно, воспринимаются кощунственно древним египтянином, который в религиозном свете отождествлял скульптуру с двойником человека (о двойнике читайте в разделе Критика теории А.О. Большакова о Двойнике).

Тутмос — или, кто там был вместо него? — никогда б не решился на изображение столь тяжких увечий для всякой женщины, тем более, для красавицы-царицы. В Египте не существовало и в принципе существовать не могло обычаев изображать супругу фараона одноглазой и со сломанными ушами (есть в нашей стране египтологи, которые допускают это). Ваятель наверняка расстался бы с жизнью, если бы пошел на это издевательство над ее образом.

Люди с ленивым мышлением, думающие нечеткими категориями, скажут: «Ну и что? Отсутствие глаза и неправильно сломанные уши — это еще не повод отказываться от подлинности артефакта». Настоящий же ученый встанет перед этим фактом как вкопанный и не сдвинется с места, пока не найдет ему разумное объяснение.

А объяснение этому может быть только одно: мы имеем дело с фальшаком, как выражаются современные эксперты. Вот этим-то сверлящим мозги сомнением Анри Штирлин поделился с Дитрих Вилдунг (Dietrich Wildung) директором Египетского музея в Берлине, Дитрихом Вилдунгом (Dietrich Wildung), с которым был знаком накоротке.

Какие он при этом приводил дополнительные аргументы, не столь уж важно. Отсутствие глаза (об ушах Штирлин ничего не знал) перевешивает все прочие доводы вместе взятые. Вне всяких сомнений, намеренно вылепить у царицы пустую глазницу и, добавим мы, повредить ей ушные раковины мог только злоумышленник, который согласился выполнить некрасивую работу ради больших денег. Здесь и думать нечего. Существует ясное как божий день объяснение действиям жуликоватого Борхардта (о нем речь впереди), но нет никаких объяснений действиям древнеегипетского мастера.

Анастасия Рахманова рассказывает: «В беседе с корреспондентом газеты "Вельт" Вилдунг вспоминает историю двадцатилетней давности: он сидел со своим приятелем, Анри Штирлином, в маленьком женевском кафе. Пропустив по рюмке, они придумали план: а что если выпустить книгу с каким-нибудь скандальным разоблачением, например, о том, что бюст Нефертити — подделка. "Я не думал, что эта идея окажется для него столь привлекательной, — говорит Вилдунг. — Но, мне кажется, он и сейчас не слишком всерьез относится к собственному утверждению"» [3].

Ох, уж эти журналисты! Не имея собственного мнения, они начинают пересказывать какие-то басни. Здесь мы столкнулись с типичным уходом от решения принципиального вопроса. Штирлин обозначил реальную и очень актуальную проблему. И вот, вместо предложения по ее решению мы слышим желтую историю про глупого швейцарского искусствоведа, над которым весело посмеялся мудрый директор музея.

Не только незадачливая Рахманова, но и другие журналисты без конца цитируют чисто эмоциональные высказывания Вилдунга, лишенные каких бы то ни было рациональных аргументов. Например, приводят его фразу, сказанную относительно книги Штирлина: «Замечательная научная фантастика, прекрасная романтическая история»; или: «Красивая женщина и скандал — это всегда хорошо продается» и т.д. Но почему нет глаза — так и остается тайной за семью печатями.

Henri Stierlin (Анри Штирлин)

Анри Штирлин читает лекцию

Ранее уже рассказывалось (см. О подделке бюста Нефертити), что бюст царицы имеет не свойственное древнеегипетским скульптурам вертикальное отсечение плеч. Такой формы бюсты стали делать в эпоху модерна, наступившую в конце 19-го века. Бюст Нефертити-3 Их изготовляли в самом массовом порядке для магазинных витрин с целью демонстрации головных уборов, бус, ожерелий, сережек и прочих украшений. Именно с этой целью, по словам искусствоведа Штирлина, Борхардт попросил знакомого ему немецкого скульптора Герхарда Маркса изваять бюст цветной Нефертити. Археолог хотел, таким образом, показать широкой публике ожерелье царицы, найденное им при раскопках в Амарне, а заодно опробовать краски, сохранившиеся якобы в мастерской Тутмоса.

Штирлин, я думаю, слегка ошибся. Он выставлял Борхардт чуть ли не жертвой. Можно подумать, что немецкий археолог не имел никакого злого умысла и цветной бюст Нефертити-3 оказался в центре скандала случайно. Рассказ швейцарского искусствоведа о бусах и пробе пигментов, по-видимому, является его собственным сочинением. Вилдунг отчасти прав, когда называет Штирлина фантазером. Далее будет видно, что подделка появилась на свет далеко не случайно, во всяком случае, не как безобидная подставка для бус. Есть веские основания полагать, что афера века готовилась Борхардтом заранее, очень тщательно, причем совместно с его покровителем, магнатом Джемсом Симоном.

Но посмотрите, даже эта щадящая репутацию Борхардта версия вызвала в мире волну негодования. На Штирлина обрушился град обвинений. В первую очередь они шли от руководства музея, где многие годы экспонируется подделка, но не только. Великий русский египтолог, В.В. Солкин Президент ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ» и действительный член Международной Ассоциации египтологов Виктор Викторович Солкин тоже осудил версию Штирлина, причем в самых резких выражениях. Это произошло в мае 2009 года на сайте газеты «Аргументы и факты» во время он-лайн конференции под названием «Незнакомый Египет».

На ней произвучал вопрос Алексея Морозова (13.05.2009 23:47) о подделке скульптурного портрета Нефертити-3. Солкин ответил так: «Конечно же, он подлинный. Автор нашумевшей "книги", которому гипотеза о "поддельном шедевре" принесла, думается, большие деньги, таким образом построил PR своей публикации. Его книга не имеет никакого отношения к египтологии; сам автор — не египтолог, издал до этого только несколько красочных альбомов о Египте, почти без текста. Совсем недавно специалисты Египетского музея в Берлине, где хранится этот памятник, провели сложнейшие анализы с помощью нового томографа и других технических новинок. Он подлинный.

Кроме того, в Берлине хранится архив Людвига Борхардта, археолога, нашедшего Нефертити, в котором есть кадр, где Нефертити только что вынули из песка на развалинах Ахетатона. Это противоречит рассуждениям автора [Штирлина] о том, что, якобы, нет никаких документальных свидетельств, подтверждающих находку бюста непосредственно в Египте. Мысль о том, что Нефертити не соответствует египетскому канону скульптуры, просто смешна и выдает низкий уровень знаний автора. Официальные заявления по этой "книге" сделали и Египетский музей в Берлине и Высший совет по древностям АРЕ, подтвердив, что памятник подлинный, а автор — шарлатан» [4].

В связи с этим высказыванием известного российского египтолога заметим, что автор книги Анри Штирлин (Henri Stierlin) родился в Египте, но сейчас живет во Франции, хотя его по инерции продолжают называть швейцарским историком искусств. Он много фотографирует, а его жена Анна занимается фотографией профессионально. Она нередко устраивает выставки и иллюстрирует книги мужа. Объектом их общего внимания являются культурно-исторические достопримечательности.

Анри Штирлин Анна Штирлин

Симпатичная пара — Анри и Анна Штирлины. Оба увлеченно занимаются историей искусств и фотографией. Они много путешествуют, много фотографируют и много пишут об увиденном, сравнивая между собой художественные стили разных эпох и разных цивилизаций.

Ими совместно написано и проиллюстрировано около полусотни тематических книг, посвященных живописи, скульптуре и архитектуре народов мира, в частности, древнегреческому и древнеримскому изобразительному искусству, искусству американских индейцев и мусульманского мира. Сегодня можно купить такие их книги как «Дворцы, замки и виллы», «Теотиуакан», «Искусство и архитектура мамлюков», естественно, книги о древнеегипетском искусстве, например, «Золото фараонов». В 2008 году вышла книга Анри Штирлина «Бюст Нефертити — обман египтологии» [5], о которой так нелестно отозвался Виктор Солкин.

Нет более мелкого замечания со стороны профессионала, чем указания на отсутствия у любителя пропуска в профессиональный союз. Сколько мы знаем профессионалов-дураков; их точно не меньше, чем любителей-умниц. Это хорошо, что Штирлин не является египтологом, т.е. специалистом в узкой области знаний. Напротив, как раз за счет своей широчайшей эрудиции он смог заметить то, чего не увидел сонм профессиональных египтологов, а именно: несоответствие бюста Нефертити-3 древнеегипетским канонам.

Слепленная Борхардтом разукрашенная фальшивка действительно выпадает из египетской традиции. Кто этого не заметил, тот не знает этой традиции. Но главная его заслуга заключается в том, что он первым обратил внимание истинных исследователей на странное устройство глаз Нефертити-3. Хорошему детективу одной этой улики будет достаточно, чтобы изобличить преступника.

Каких-то глубоких знаний по египтологии в деле обнаружения фальшивки не требуется. Здесь важен свежий взгляд на бесконечные ахи-вздохи по поводу «уникальности шедевра». С точки зрения изобразительного искусства Штирлин, несомненно, обладает развитым чувством на распознавание культурно-исторической эпохи.

Скульптурные лики американских индейцев

Не всегда умея точно описать словами скульптуры американских индейцев, мы, тем не менее, легко отличим их от египетских скульптур, а также от ассирийского, китайского, индийского и прочих видов искусств. Даже школьник мог бы сказать, что эти изваяния не характерны для древнеегипетской цивилизации. Если бы не гипноз массового обмана, мы безошибочно сказали бы, что лик Нефертити-3, а также лики Нефертити-2 и других подделок, принадлежит другому времени, а именно, современному европейскому искусству.

Слова Солкина о том, что подлинность цветного бюста Нефертити подтверждена в результате «сложнейшего анализа с помощью нового томографа и других технических новинок», будто «есть кадр, где Нефертити только что вынули из песка на развалинах Ахетатона», требуют отдельного рассмотрения, которым мы займемся в последующих подразделах. Там же мы выясним, насколько «смешна» мысль Штирлина, «что Нефертити не соответствует египетскому канону скульптуры» и чей «низкий уровень знаний» здесь в действительности проявился.

Относительно заранее спланированного отсутствия глаза Солкин сочинил фантастическую легенду, которую слово в слова пересказала Колмыкова (к ним также примкнул Ларченко). Вместе они думают, что «отсутствие одного глаза имело под собой магическую причину: если бы оба глаза были бы инкрустированы, то бюст, изготовленный на основе гипсовой маски, снятой непосредственно с лица, имел бы огромное сходство с живой царицей и, в случае гибели, мог нанести вред ее "двойнику", обитающему в скульптурных изображениях» [6], [7], [8] и [2]. Во всех источниках эти слова приводятся без кавычек, так что авторство «магического» объяснения установить невозможно.

По логике этих трех мыслителей все без исключения статуи Нефертити, Эхнатона, их шестерых дочерей, а также бесчисленное количество статуй других египтян, когда они сколько-нибудь похожи на самих себя, должны иметь один глаз или сломанные уши, в общем, должны отсутствовать какие-нибудь органы, чтобы в случае чего обезопасить «двойника». Почему бы изобретателям этой чудной интерпретации не привести парочку примеров одноглазых цариц.

Абсурдность этой гипотезы просто поражает. И почему авторы решили, что гипсовая маска царицы непосредственно снята с ее лица. Они что — видели живую Нефертити или нашли ее хорошо сохранившуюся мумию? Добавим также, что в отношении двойника, якобы «обитающего в скульптурных изображениях», среди египтологов существует большая неопределенность (см. Критика теории А.О. Большакова о Двойнике), так что цепляться за него не стоит. Это скорее языковой феномен, чем религиозный. В любом случае, древний египтянин особо не переживал за двойника.


 
 

Эпилог фильма «Одиссея Нефертити»

В начале второй части было объявлено, что нас не будет интересовать материал, из которого сделан бюст Нефертити-3. Мы не собираемся и впредь обсуждать сложную естественно-научную проблему деструкции известняка и гипса по прошествии более трех тысяч лет. Но это вовсе не означает, что мы отказываемся с помощью компьютерного томографа заглянуть внутрь скульптуры на предмет выяснения ее содержимого. Этому во многом посвящен фильм «Одиссея Нефертити» [1]. В эпилоге главные действующие лица фильма, Барри Кемп и Дитрих Вилдунг, произносят свои важнейшие монологи, которые фиксируют их принципиально различные позиции по проблеме с бюстом. Прежде чем приступить к их обсуждению, приведем несколько кадров и текст, прозвучавший в эпилоге фильма.

Известняковой заготовка бюста Нефертити-3 Гипсовая штукатурка бюста Нефертити-3

Диктор: «Вот другое лицо Нефертити. Ученые просканировали бюст миллиметр за миллиметром и использовали эти данные, чтобы сделать объемные модели внутренней части. Внутри бюста спрятана вторая скульптура. Это удивительное явление, которое остается загадкой для археологов».

Дитрих Вилдунг (Dietrich Wildung) Вилдунг: «Результаты компьютерной томографии указывают на то, что бюст состоит из известняковой заготовки, которую путем добавления слоев гипса толщиной в несколько сантиметров в критических точках адаптировали для создания видимой внешней формы. Это многослойный технологический процесс: когда художник сначала работает с камнем, а потом вытаскивает свой горшок с гипсом и начинает шаг за шагом создавать идеальную форму на этой каменной заготовке».

Неужели это истинное лицо Нефертити?

Диктор: «Слой за слоем компьютер снимает гипсовый макияж, обнажая портрет старой женщины со сгорбленными плечами, тонкой шеей и глубокими морщинами вокруг рта. Неужели это истинное лицо Нефертити?»

Кемп (Kemp) Кемп: «Перед вами настоящее, истинное лицо Нефертити. Это становится более абстрактным образом. Действительно ли это портрет? Я не уверен. Он обнаруживает суровость ее лица».

Диктор: «Для ученых этот бюст до сих пор полон загадок. Но в одном можно быть точно уверенным: скульптор довел ее лицо до совершенства при помощи самого лучшего макияжа. Это не изображение вечной молодости, а портрет бессмертной красоты».

Вилдунг: «Был кто-то, кто хотел, чтобы Нефертити была изображена именно так. Возможно не она сама, а царь, который сказал: "Моя Нефертити — не девушка с обложки без морщин. Моя Нефертити родила шестерых детей... или, быть может, семерых или восьмерых? Ее лицо несет отпечаток жизни — именно так я хочу, чтобы она выглядела"».

Нефертити-3, кадр-1
Нефертити-3, кадр-2 Нефертити-3, кадр-3
В начале фильма «Одиссея Нефертити» показано, как в разрушенной
мастерской Тутмоса из-под сухого песка извлекается бюст Нефертити-3.

Диктор: «Даже для тех, кто видит Нефертити каждый день, она остается загадкой. Но здесь, на Музейном острове, лицо царицы представлено в новом свете. Многие десятилетия ее подсвечивали спереди, так что зрители видели перед собой совершенный портрет молодой женщины. Изменив освещение, профессор Дитрих Вилдунг обнаружил скрытые черты Нефертити. Вечно-молодая девушка с обложки оказалась женщиной, которая прожила жизнь, с морщинами вокруг глаз и рта».

Дитрих Вилдунг (Dietrich Wildung) Вилдунг: «Раньше я думал, что у Нефертити — здесь я, конечно, сильно преувеличиваю — была вульгарная внешность. И это, наверное, из-за того, что в прошлом ее использовали в коммерческих целях: совершенно молодое лицо без морщин, которое казалось безжизненным. А сейчас я обнаруживаю так много следов, которая оставила на ней жизнь. И у нее появляется характер. Она становится личностью».

Диктор: «Путешествие Нефертити подошло к концу. Она вернулась в старый музей неповрежденной. Прошло почти три с половиной тысячи лет с тех пор, когда гениальный скульптор в темной хижине использовал свое магическое прикосновение для создания одного из самых известных женских портретов всех времен. В руинах той мастерской Людвиг Борхардт нашел ее вновь — одно из величайших произведений мирового искусства на сегодняшний день. Борхардт провернул хитроумную операцию и привез Нефертити в Берлин. И там египетская икона находится по сегодняшний день — величественное лицо давно потерянного мира».

Вилдунг: «Она находится в столице Германии и представляет древнюю культуру, символ величия, который есть у старого мира, для демонстрации новому. Будучи послом Египта Мухаммед эль-Араби говорит:"Разве это не удивительно, что достопримечательностью столицы Германии, по мимо других символов, является древнеегипетская царица"».

Кадр из кинофильма: Борхардт и египтяне

В конце фильма режиссер показал сцену, как Борхардт с чувством исполненного долга передал «найденный» им бюст Нефертити-3 египтянину и они вместе с оживленной группой других египтян двинулись по дороге в Амарну. Обратите внимание, крайний слева человек держит скульптурную голову Эхнатона, которую он выточил прямо во время съемок фильма. Очевидно, ее цена ровно такая же, как и цена цветного бюста Нефертити-3, «найденного» Борхардтом в 1912 году.

Диктор: «Возможно, одиссея Нефертити еще не завершена и однажды она вернется туда, откуда она родом».

Кемп (Kemp) Кемп: «В душе я немного романтик. Возможно, в будущем приятно будет видеть, что Нефертити вернулась домой, а ее истинный дом Телль-эль-Амарна. Египетская антикварная организация строит здесь небольшой музей; он мог бы стать идеальным домом для нее. Ну, наверное, пока я жив, этого не произойдет. Я так думаю».

Диктор: «Самая красивая женщина мира до сих пор остается объектом вожделений».

Конец фильма, пошли титры на фоне идущего Борхардта с группой египтян, несущих по дороге в Амарну две скульптуры, Эхнатона и Нефертити.

титры-1титры-2титры-3
титры-4титры-5титры-6

Итак, в самом начале эпилога диктор сообщает нам, что спрятанная за гипсом вторая скульптура «остается загадкой для археологов». В самом деле, археологи никогда не сталкивались с вложенными друг в друга скульптурами. А это как раз и есть важнейший аргумент в пользу криминального происхождения бюста.

Мы обещали не говорить о материале — и не будем, только читатель должен помнить о нем следующее. Настоящий мастер испытывает истинное наслаждение от сопротивления твердой породы инструменту. Он уважает гранит и не станет унижать себя лепкой из пластилина, глины или гипса. Эти презренные материалы служат ему для скульптурных набросков. Выдавать гипс за готовое изделие не станет даже ученик. А прикрывать им грубо сработанную заготовку — просто стыдно. Кто не понимает этого, тому не стоит писать о достоинствах цветного бюста Нефертити и, вообще, об искусстве ваятелей.

Только невежда может не видеть, что в «найденной» Борхардтом скульптуре используется современная технология подделок. Ни один из древних мастеров не пользовался столь постыдной технологией изготовления скульптур. В торговых палатках Луксора и Гизы сегодня можно купить сотни сувениров, изготовленных по такой фальшивой технологии. Вам не дорого продадут изящную пластмассовую вещицу с куском железа внутри, говоря, что она выточена из базальта.

Несколько слов о нравственно-эстетических позициях наших героев.

Вилдунг приводит слова посла Египта в Берлине о древнеегипетской царице как достопримечательности столицы Германии. Понятно, директор Египетского музея в Берлине выступает за то, чтобы Нефертити-3 осталась в Германии. Наш директор ГМИИ ведет себя аналогично: ни за что не отдадим золото Шлимана немцам, ведь они столько русских убили во время Второй Мировой.

Кемп придерживается противоположной позиции: он за возвращение бюста в Амарну. Но только ли потому, что он считает вывоз Борхардтом бюста незаконным? Ведь Кемп современный человек и понимает, что место, где хранится находка мирового значения, не столь уж важно, главное обеспечить ее сохранность. Но разве «небольшой музей» в Амарне, на который он указал, сможет обеспечить надежную защиту от природных катаклизмов и грабителей. Нет, не сможет. А кто поедет в Амарну любоваться бюстом — пусть даже неземной красоты? Никто, в крайнем случае, горстка фанатиков. Значит, Кемп невольно выразил в этих немногих словах свое более широкое видение ситуации с бюстом Нефертити-3.

Он честный ученый, ему противны игры музейных чиновников, желающих заработать на фальшивке. Кемп затеял расследование аферы Борхардта как раз с целью его разоблачения. Но открыто сказать, что немецкий археолог преступник, ему никто не позволит. Слишком серьезные деньги крутятся вокруг этой фамилии.

К счастью, создатели фильма нашли мудрое решение: фабулу фильма выстроили так, что сторонники подлинности бюста ясно слышат то, что они хотят слышать. Позиция же противников этой точки зрения выражена визуальным рядом. Внимательный зритель видит намного больше, чем слышит.

Вслушайтесь, что говорит директор музея: «Раньше я думал, что у Нефертити … была вульгарная внешность», потому что «ее использовали в коммерческих целях: совершенно молодое лицо без морщин, которое казалось безжизненным. А сейчас я обнаруживаю так много следов, которая оставила на ней жизнь». В фильме были еще слова о «девушке с обложки без морщин» до томографии, и о матери шестерых детей «со сгорбленными плечами, тонкой шеей и глубокими морщинами вокруг рта» после томографии.

Нефертити-3 чрезвычайна примитивна с точки зрения развитого художественного вкуса. Но где Вилдунг увидел согбенную женщину, умудренную жизненным опытом? Скульптор-фальсификатор абы как высек из мягкого камня заготовку. Он знал, что далее на известняк ляжет слой гипса, поэтому особо не переживал, что одно плечо получилось выше другого — гипс всё исправит.

Глубокие шероховатости на лице, шее и груди, которые Вилдунг назвал морщинами, фальсификатор сделал только для того, чтобы обеспечить надежное сцепление известняка с гипсом. Ровно так же поступает плиточник, когда для лучшего крепления на стене кафельной плитки предварительно наносит «морщины» на штукатурку.

Разумеется, ни о каких «отпечатках жизни» или «сгорбленных плечах» царицы ваятель не думал. Рождение шести, семи или восьми детей здесь тоже не при чем. Всё это досужие фантазии престарелого директора, который либо не понимает элементарных вещей, либо устроил дымовую завесу. Кому здесь не понятно, что шлифовать поверхность известняковой заготовки бессмысленно, если на нее собираются нанести гипсовый слой?

Кемп осторожно высказал сомненье: «Действительно ли это портрет? Я не уверен». Еще он что-то пробормотал об «абстрактном образе» Нефертити. Неизвестно, сколько произнесенных им слов вырезал режиссер. Но суровая правда состоит в том, что стоящий в Египетском музее Берлина за пуленепробиваемым стеклом бюст бесчувственной женщины — это случайная игра воображения нанятого Борхардтом изготовителя скульптурных подделок.

Но посмотрите, как умно смонтирован фильм! Под аккомпанемент слов директора музея о «морщинах» матери-героине Нефертити-3 нам демонстрируют потрясающие кадры. Одним из таких кадров является снимок правого уха. Крупным планом в течение длительного времени оператор показывает нам сфальсифицированное повреждение ушной раковины. По ходу фильма этот кадр демонстрировался несколько раз. Зритель отчетливо видит, что широкая трещина в гипсе, возникшая, по замыслу Борхардта, в результате механического удара, который произошел в момент разрушения мастерской Тутмоса.

Имитация повреждения правого уха

В Интернете полно четких фотографий цветного бюста, на которых более зримо видна работа фальсификатора. Он демонстративно оставил следы от реконструкции поврежденного уха. Но даже неспециалист заметит, что реконструкция понадобилась ему лишь для того, чтобы нанесенные им же самим повреждения выглядели как можно более естественно. Главная его ошибка заключается в том, что это ухо не имеет следов тысячелетней эрозии. Мы видим, например, что краску на нем соскоблили будто вчера, кусочек гипса был отколот и тут же приклеен, т.е. он не лежал отдельно в песке три с лишним тысячи лет.

Сообщалось, что на месте обнаружения скульптуры были найдены частицы гипса, отколовшиеся от ушных раковин. Крупные фрагменты были затем приклеены к известняковой заготовке. На фотографии правого уха, размещенной выше, можно разглядеть, что гипсовые кусочки ушной раковины плотно подходят друг к другу. При сжатии фрагмента от средней части ушной раковины клей выступили в виде небольших капель, отчего щель кажется широкой. Но там, где капель нет, щель едва заметна. Всё это указывает на то, что гипсовые осколки уха за 3,5 тысячи лет почему-то не испытали никакой эрозии. Другими словами, нас бессовестно обманули: ушная раковина была разбита, а через неделю или того меньше ее уже склеили.

Ухо Нефертити-1 Нос Нефертити-1

Посмотрите внимательно на ушную раковину и сломанный нос Нефертити-1, которая сделана из гранита-диорита. По ним сразу видно, что этой скульптуре не одна тысяча лет. Длительная естественная эрозия твердого материала оставляет следы особые, отлично видные как раз на острых изломах. Такое выветривание породы невозможно подделать.

Посмотрите, кукую сильную эрозию испытала голова Нефертити-1, а ведь она сделана из гранита-диорита — одного из самых прочных материалов. Границы раковины настолько расплылись, что мы едва можем угадать в ней ухо царицы. Если бы от этой гранитной ушной раковины откололся крохотный кусочек величиной с ноготок, он весь был бы изъеден эрозией и мы не смогли бы его так легко вернуть на прежнее место. В естественных условиях, если бы кусочек гипса такой же величины пролежал в песке три с лишним тысячи лет, то от него вообще ничего бы не осталось. Зато мы отчетливо видим следы от ножа или какого-либо другого острого инструмента, которым фальсификатор соскабливал краску с ушных раковин.

Повреждения левого уха и затылка

Мочка левого уха отсутствовала изначально. Обломанный сверху край ушной раковины, сделанный из известняка прикрыт гипсом, что сразу выдает искусственность повреждения. Из-за плохого сцепления гипса с известняковой заготовкой на затылке за левым ухом произошло отслоение штукатурки. Причем облупившиеся края раскрашенной штукатурки создают впечатление, будто кусок отвалился совсем недавно.

А куда делись кусочки от «плеши» образовавшейся на короне египетской царицы возле ее левого уха? Спросите, почему их не нашли в «мастерской Тутмоса»? Да потому что они остались в мастерской Борхардта. Взгляните на четкие границы отслоения гипсовой штукатурки. На них, как и на ушных раковинах, время тысячелетий не оставило никаких следов.

Таким образом, внимательному зрителю становится понятно последовательность изготовления фальшака. Уши наряду с левым глазом являются наиболее уязвимым местом для критики. Кажется, чего проще: вылепи бюст без повреждений, потом в нужных местах аккуратно нанеси ему легкие механические увечья и дело в шляпе. Увы, такая операция невозможна по одной простой причине. Свежий слом известняка позволит в два счета определить, что его произвели месяц назад или около того.

Создатели фильма продемонстрировали нам всю технологическую цепочку изготовления искусственных повреждений ушей. Сначала скульптор выточил повреждения на известняковой заготовке: у левого уха отсутствует небольшая верхняя часть раковины, у правого оторвана несколько большая часть по всей длине ушной раковины. Затем скульптор наложил слой гипса, закрывающий целиком все ушные раковины, включая обломанные кромки известняка. Повороты головы на экране дисплея позволяют рассмотреть существенные различия в форме ушей.

Обе глазницы у заготовки одинаковые, их различие исполнено с помощью гипса (см. фото выше). Повреждения ушных раковин сделаны уже на заготовке и это понятно. Уши, вылепленные из чистого гипса, не выдержали бы даже собственного веса бюста, если его положить набок. Поэтому скульптор создал для них жесткий каркас из известняка. Но известняк он не хотел показывать зрителю, тот должен был видеть в местах повреждения только неокрашенный гипс: на нем время не оставляет заметных следов деструкции.

Может случиться, что какой-нибудь прославленный специалист-египтолог никогда не задумывался об отсутствующем глазе и сломанных ушах, поэтому всю жизнь считал бюст Нефертити-3 подлинным. В этом нет большого греха, так бывает, возможно, его интересовали другие важные проблемы истории Египта. Но если он узнает о фактах фальсификации и продолжает настаивать на своей прежней позиции — вот тут его репутации как ученого приходит конец. Честный исследователь обязан склонить голову перед неумолимой логикой фактов и сказать: «Извините, не знал».

Теперь мы все знаем, что томограф обнаружил искусственность повреждения ушей и тем самым выявил факт фальсификации бюста более убедительно, чем это доказывает отсутствующий глаз. Ведь невозможно сломать ухо заготовки, чтобы при этом не выкрошился гипс. То, что фальсификатор полностью замазал обломки ушных раковин гипсом, его не спасает. Отсюда можно легко сообразить, что эти повреждения были сымитированы.


 
 

Вердикт о подлинности бюста Нефертити вынес консилиум врачей

Параллельно с фильмом «Одиссея Нефертити» [1] писалась статья «Неразрушающее проникновение внутрь скульптуры египетской царицы Нефертити с помощью компьютерной томографии» [10]. Авторский коллектив состоял из семи человек, включая археолога Барри Кемпа и директора Египетского музея Дитриха Вилдунга, с точкой зрения которых мы более или менее знакомы. Остальные пять человек являются специалистами в области медицины, где применяется компьютерная томография.

Следует особо подчеркнуть, что среди авторов не было ни одного специалиста по скульптурным материалам, реставратора древних скульптур или просто скульптора, который смог бы, наверное, сказать, чем отличается гранит от гипса. Но, быть может, самое главное, отсутствие историка науки, который бы честно рассказал, кем был на самом деле Борхардт и какие события произошли на раскопе 6 декабря 1912 года, делает вывод о подлинности бюста Нефертити-3 фиктивным, более того, специально сфабрикованным.

Присутствие Кемпа не делает ему чести в деле фабрикации статьи [10], но его можно понять и простить. Очевидно, он вынужден был помалкивать в обмен на разрешение снять фильм «Одиссея Нефертити», в котором всё-таки сделано разоблачение амарнской аферы. Престарелый Вилдунг — человек, конечно, заинтересованный в исходе дела, его вообще нельзя было включать в исследовательскую группу. Возможно, именно директор музея, с квалификацией PhD, далекой от специальности естествоиспытателя, сколотил группу из четырех медиков с квалификацией MD и помощницы Тани (Tanja Nentwig), чтобы оправдать преступную деятельность Borchardt & Co, орудовавшей на территории Амарны в период с 1911 по 1914 год.

Впрочем, цель статьи [10], заявленная в «Abstract» (см. подраздел «Purpose»), выглядела вполне безобидно. Из соображений сохранности статуи (conservation status) группа авторов должна была с помощью компьютерной томографии (КТ) исследовать внутреннюю структуру «бюста царицы Нефертити, который считается одним из величайших сокровищ древнего египетского искусства». («bust of the pharaoh-queen Nefertiti, considered to be one of the greatest treasures of ancient Egyptian art») То есть, авторы статьи нисколько не сомневались в подлинности этого «шедевра», благодушно уверовав в чудесную сказку, распространяемую мошенниками с момента появления на свет этой фальшивки.

В подразделе «Results» без единой тени сомнений упоминается имя Тутмос, как реально жившего в Амарне скульптора. Там же используется такой вот литературно-художественный оборот: «В соответствии с идеалами красоты амарнского периода …». Таким образом, авторы даже не догадываются, что эти самые «beauty ideals of the Amarna period» в начале 20-го столетия были навязаны общественности всё той же преступной группировкой фальсификаторов, во главе которой стояли Симон и Борхардт.

Между тем, авторы статьи [10] имели право на констатацию только таких твердо установленных фактов, как: «слой штукатурки на лице и ушах был очень тонким, толщиной не более 1-2 мм. Задняя часть реконструированной короны показала, что процесс создания скульптуры был многоэтапным, поскольку она состояла из двух толстых слоев штукатурки с различной степенью ослабления проникающего излучения» [10] и т.д. Вопрос же, кто именно использовал этот указанный «multistep process was used to create the sculpture» — Тутмос или подельники Борхардта — никем из авторов статьи не изучался. Следовательно, все предыдущие утверждения являются откровенными домыслами авторов статьи [10]; они выдают желаемое за действительное и не более того.

Два слоя штукатурки на короне царицы

Фрагмент фотографии fig 2c из статьи [10], на которой видно два слоя штукатурки на задней части короны. Причем первый слой (*), прилегающий к заготовке, обладает меньшей плотностью, чем наружный второй слой (#). Возможно, из-за этой разности в плотности произошло отслоение большого куска штукатурки (площадью примерно 99 × 60 мм) от короны возле левого уха (см. фото вверху).

Естественно, окончательное заключение статьи [10] (подраздел «Conclusion»), где есть слова, будто бы проведенные исследования в отношении бюста Нефертити способствовали «пониманию художественных приемов, используемых при создании этого шедевра искусства 18-ой династии» («for an understanding of the artistic methods used in the creation of this masterpiece of art of the 18th dynasty»), являются совершенно необоснованными. Авторы статьи [10] ничего не сделали для того, чтобы доказать, что эти «художественные приемы» («artistic methods») использовались мастером, жившим в эпоху 18-ой династии. Напротив, далее в нашей статье будет доказано, что этими приемами не только могли, но реально воспользовались фальсификаторы, жившие в начале 20-го столетия.

В основном тексте статьи [10] тоже высказывается множество тенденциозных предложений. Например, в разделе, где говорится о различии правого и левого глаза («Right and Left Eyes»), авторы пишут: «Хотя этот результат выглядит очень необычно по нынешним меркам, вероятно, на момент создания бюст был просто рабочей моделью (just a working model), выступавшей в качестве модели-копии (copy model). Тутмос продемонстрировал, как делают глазное углубление, куда затем будет вставляться вырезанный камень [горного хрусталя]» [10].

Это более чем смелое предположение выдвинул, наверное, директор музея. Ведь именно Дитрих Вилдунг на основании единственного обломка шоры из слоновой (!) кости наивно верит не только в реально жившего скульптора Тутмоса, но он также на все сто процентов верит в портретное сходство цветного бюста, сделанного якобы с живой египетской царицы. В любом случае, кто бы ни фантазировал из авторов, после того, как PhD вместе с четырьмя MD поставил подпись под позорной фабрикацией в виде наукообразной статьи [10], ему не следовало называть Анри Штирлина фантазером. Швейцарский искусствовед безнадежно отстал в деле выдвижения фантастических гипотез.

И что только не выдумают алчные стяжатели, паразитирующие на музейных подделках, ради того, чтобы мошеннику Борхардту сохранить репутацию честного археолога. Это надо же так придумать (!): найденный бюст царицы служил наглядным пособием ученикам Тутмоса. Примите на основании вопиющих фактов, что Борхардт был аферист, и множество противоречий и натяжек в вашей картине на эти события мигом исчезнут. И не надо будет предполагать, что помимо этой одноглазой ученической модели существовала еще одна уже двуглазая «модель-копия», выполненная с натуры Нефертити, которую — вы уж их простите — сподручные Борхардта не нашли.

Сечение головы Нефертити-3

Сечение головы Нефертити-3 (фото fig 2f из статьи [10]) демонстрирует существенные различия в изготовлении ушей и глаз. Асимметрия ушей возникла в результате отсутствия у человека, который их сделал, самого минимального таланта ваятеля. Без соответствующего навыка трудно сделать не только одинаковые уши, но и одинаковые глаза. Возможно, именно по этой причине фальсификатор не стал вставлять левый глаз: пускай все думают, что он выпал во время разрушения «мастерской Тутмоса».

А что скажите в отношении ушей ученической модели? Чему обучал Тутмос своих учеников на их примере — как изготовлять подделки? Ответьте, дорогие авторы статьи [10], почему обломанные края ушных раковин оказались покрыты тонким слоем гипса?

В разделе «Разоблачение второго, скрытого лица» отмечается, что лицо заготовки («the face of the core»), покрытое 1-2 мм гипсовой штукатурки, «отличалось в некоторых важных деталях от видимой внешней поверхности (Fig 3c)». Далее авторы разъясняют, в чем именно состоят эти различия; относительно ушей они написали следующее.

Два уха бюста Нефертити-3

По конфигурации правое и лево ухо сильно отличаются друг от друга (фото fig 3g и fig 3h из [10]). Это говорит о торопливости их изготовления. Вряд ли «гениальный скульптор» мог позволить себе такую небрежность. Но этот промах мог вполне допустить шарлатан-ремесленник, вздумавший всех нас обдурить. Что ж, поздравим мошенника, у него всё превосходно получилось.

«Уши демонстрируют особенности реконструкции (Figs 2f, 3g). Они базировались на очень детализированной известняковой структуре. При изготовлении ушных каналов, вероятно, использовались различные инструменты. Асимметрия их формы была, кажется, изначальной, причем более всего она видна по левому уху (Fig 3h). Правый ушной канал выглядит завершенным, отверстие просверлено инструментом вроде дрели, тогда как левый ушной канал остался не просверленным» [10].

Создается впечатление, что мошенник, приступая к изготовлению левого уха, вдруг неожиданно понял, что во времена Эхнатона не существовало дрелей и свёрл с победитовым наконечником, чтобы можно было высверлить глубокие ушные каналы в камне.

Левое ухо, гипс Правое ухо, гипс
Поворот левого уха Поворот правого уха

Кадры из кинофильма «Одиссея Нефертити» [1], на которых видно полное покрытие гипсом ушных раковин, закрывающих и кромки повреждений, аккуратно выточенные на известняковой заготовке. Здесь приведены четыре кадра непрерывного вращения головы Нефертити-3, при котором прекрасно видна асимметрия левого и правого уха.

Отсутствие отверстия и мочки ушной раковины левого уха, причем непосредственно у известняковой заготовки, лишний раз подтверждает небрежность работы шарлатана-ремесленника, которому Борхардт поручил сделать фальшак. Миллиметровый слой штукатурки не выправил асимметрию левого и правого уха. Зато искусственно обломанные ушные раковины известняковой заготовки оказались под тонким слоем гипса. Вопрос на засыпку: какие цели преследовал учитель Тутмос, показывая ученикам на своих занятиях эти неестественные дефекты ушей?

Уродливая заготовка бюста Нефертити-3

Эту уродину с перекошенными плечами не мог выточить мастер, сделавший скульптурную композицию царской четы с головой Нефертити-1. Причина асимметрии плеч та же, что и причина асимметрии ушей, а именно, неаккуратность изготовителя фальшивки и неумение его делать качественные скульптуры.

Еще раз взгляните на ранее приводимый кадр из фильма [1]. Так вот, источником асимметрии левого и правого уха является небрежность фальсификатора. Эта же его торопливость привела к асимметрии левого и правого плеча бюста царицы, показанная Кемпом в фильме [1], но вполне намеренно опущенная в статье Александра Гупперца (Alexander Huppertz) и Дитриха Вилдунга [10].

Читатель дорогой, непременно разыщи в Интернете кинофильм «Одиссея Нефертити» [1] и внимательно посмотри его (лучше, не один раз). Но ко всему, что написано в статье [10], кроме прямых фактов, отнесись максимально критически. Гупперц с помощью своего КТ, может быть, и сумеет отличить толстую кишку от тонкой, но он понятия не имеет о строгости и добросовестности научного доказательства.

Испачканная статуя Нефертити-3

Надпись под фотографией fig 1a: «Открытие 6 декабря 1912 года бюста Нефертити. Испачканная статуя в руках руководителя раскопок в Амарне, Германа Ранке (Hermann Ranke, он слева), и его помощника» [10]. Но позвольте узнать, почему эти «открыватели» еще не очищенного от грязи «шедевра» не прыгают от радости и даже, кажется, отворачиваются от объектива фотоаппарата? Не потому ли, что они испытывают жгучий стыд за то, что им приказал сделать Борхардт?

В самом начале статьи [10] приводится знаменитая фотография от 6 декабря 1912 года, на которой Герман Ранке — руководитель амарнских раскопок и доверенное лицо Борхардта — держит в руках только что выкопанный из земли бюст Нефертити-3. Почему никто не ставит под сомненье подлинность этого конкретного артефакта и всей театральной пьесы, написанной и прекрасно поставленной Борхардтом?

Потому что в Германии трудятся профессиональные вруны (имена вы их теперь знаете), готовые ради большущих денег — не для себя, конечно, для Великой Германии (!) — пойти на подлую манипуляцию снимками. Спасибо Кемпу, показавшему в фильме [1], помимо снимка fig 1a [10] еще одну фотографию, на которой тот же Генри Ранке оглядывается на человека, держащего у себя в руках голову Эхнатона.

Итак, 6 декабря была откопана не только голова царицы, но и голова самого царя. Чудный выдался денек, богатый на открытие «шедевров». И всё это на глазах у прибывшей из Саксонии делегации! На этой фотографии, как и на предыдущей, руководитель раскопок ведет себя так, будто он чем-то озабочен; во всяком случае, Ранке почему-то не испытывает никакой радости.

Человек держит голову Эхнатона

Во время приезда большой делегации из Саксонии Борхардт воспользовался моментом. Чтобы «легализовать» свои подделки, он попросил фотографа снять их на фоне прибывших в Амарну гостей, прогуливающихся по местам археологических раскопок. Здесь мы видим человека, держащего голову Эхнатона, на которого оглянулся и внимательно посмотрел Герман Ранке. Он как бы убеждается: так ли всё идет, как приказал Борхардт.

Будничность данной обстановки объясняется тем, что Борхардт якобы заранее планировал вывести их из Египта тайно. Но ведь бюст Нефертити-3 был откопан только что, может быть, несколько часов назад. Любой археолог был бы несказанно рад такой удаче. Мы должны были видеть радостное лицо Ранке, который, непременно, гордился бы своей удачей перед важными персонами, прибывшими в Египет вместе с герцогом Саксонским. Но никаких счастливых улыбок мы почему-то не наблюдаем. Ответьте, уважаемые авторы статьи [10], почему?

Египтянин вытачивает голову Эхнатона
Египтянин вытачивает голову Эхнатона [1].

Теперь мы понимаем, почему в эпилоге фильма [1] Кемп включил эпизод с египтянином, который вырезал из камня голову Эхнатона. На последних кадрах фильма, по которым скользят титры, мы видим этого египтянина, несущего в руках выточенную им голову Эхнатона (этот кадр см. выше). Тем самым, Кемп хотел напомнить нам, что открытие скульптуры царя произошло в один день с открытием царицы. Этот его message мы услышали и поняли. Действительно, в конце 19-го — начале 20-го века подобные подделки изготовлялись в массовом порядке в Каире и других городах Египта.

Египтянин вытачивает голову Эхнатона
Борхардт откапывает такую же голову Эхнатона [1].

В фильме рассказывается, что Борхардт тесно контактировал с мафиозными кланами, торговавшими фальшивыми артефактами. Разумеется, нельзя верить заверениям Корнелиуса фон Пилгрима (Cornelius von Pilgrim) о том, будто немецкий археолог с дурной репутацией на самом деле был честным поставщиком артефактов-экспонатов для музеев Берлина и других городов, будто ничего фальшивого он не приобретал у них и, даже напротив, он тщательно изучал технологию фальсификации, чтобы не попасться на удочку бесчестных спекулянтов. По глазам Пилгрима можно было заметить, что он сам не верит в то, что говорит.

Герцог Иоганн-Георг и герцогиня Мария Иммакула

Брат короля Саксонии, герцог Иоганн-Георг (Johann Georg) рядом со своей второй женой, герцогиней Марией Иммакулой (Maria Immaculee di Borbone, Principessa di Borbone delle Due Sicilie), которая вышла за герцога замуж в 1906 году. Иоганн-Георг был большим поклонником древнеегипетского искусства и страстным собирателем археологических находок.

Самым подозрительным в событиях дня 6 декабря 1912 года было, конечно, поразительное совпадение: прибытие саксонской делегации и обнаружение бюста Нефертити-3. В фильме Кемп берет интервью у Корнелиуса фон Пилгрима, который, не моргнув глазом, сообщил зрителям: «Совершенно случайно в день, когда был обнаружен бюст Нефертити, на место раскопок прибыла группа из Саксонии». Сразу видно, этот Пилгрим никогда не имел дело с теорией вероятности, иначе, он бы смог правильно оценить огромную вероятность того, что это «совпадение» было специально подстроено жуликоватым Борхардтом для «легализации» его подделок.

Герцогиня Мария Иммакула вместе с Борхардтом наблюдают за раскопками

На этом кинокадре можно разглядеть, как герцогиня Мария Иммакула пристально наблюдаем за процессом откапывания какого-то артефакта, возможно, бюста Нефертити-3. Склонившийся мужчина справа — Людвиг Борхардт. В этот момент он, возможно, говорил ей: «Вот так просто, дорогая Мария, делаются открытия величайших произведений амарнского искусства; и в этой древнеегипетской земле их навалом».

В игровой сцене фильма [1] Мими, жена Людвига Борхардта, с саркастической улыбкой выговаривает мужу: «Какое удивительное совпадение, что из всех дней именно сегодня [6 декабря 1912 года] герцог Саксонии и его жена приедут сюда». Под женой герцога Иоганн-Георг подразумевается его вторая супруга, герцогиня Мария Иммакула, которая фигурирует на двух, представленных здесь фотографиях. Первая жена герцога умерла в 1904 году; второй раз он женился в 1906. Иоганн-Георг занимался коллекционированием антикварных произведений искусства; с этой целью он много путешествовал по свету.

Борхардт что-то показывает и рассказывает герцогине
Борхардт что-то показывает и рассказывает Марии Иммакуле.

Во время посещения им и его супругой Египта поднялся невообразимый ажиотаж вокруг обнаруженного в Амарне необыкновенного артефакта. Но герцог, видимо, заподозрил Борхардта в обмане и не захотел приобретать у него бюст Нефертити. По причине разразившегося скандала этот «шедевр» был надолго спрятан от посторонних глаз в доме Джеймса Симона.

После свержения монархического строя и отъезда из Германии всех монарших семей Борхардт и Симон решились, наконец, показать бюст Нефертити и другие свои подделки широкой публике. На язвительный вопрос «почему же они столько времени укрывали бесценный артефакт от общественности» до сих пор дается официально установленный стандартный ответ: «Борхардт опасался гнева египетских властей», что было, конечно же, только фальшивым предлогом с его стороны.

В фильме [1] Кемп показал несколько фотографий из архива Борхардта, на которых можно разглядеть герцогиню Марию Иммакулу и Борхардта, который открыто использовал приезд важных персон в своих корыстных интересах. Впрочем, для раскрытия аферы 20-го века требуется провести более тщательный анализ ситуации вокруг раскопок в Амарне, чем демонстрация нескольких фотографий, и мы его сделаем в последующих разделах данной работы. А пока скажем несколько слов о критике метода КТ, изложенного в статье [10].

Срезы левого плеча бюста
Сравнение снимков среза левого плеча бюста Нефертити [11].
Срезы верхней части короны бюста
Сравнение изображений среза верхней части короны бюста [11].

В статье [11] производится сравнение результатов томографии в отношении бюста Нефертити-3, проведенной в 1992 году, с аналогичной томографией, проведенной в 2006 года. На фотографии сечения бюста на уровне плеч 1992 года хорошо видны пустоты в толстом гипсовом слое (черные пятна). Очевидно, эти пустоты существуют реально. На фотографии 2006 года пустоты как будто бы исчезли; граница гипс/известняк сделалась более отчетливой, а в короне обнаружилось странное слоистое строение известняка в виде концентрических колец. Отвечает ли всё это реальности?

Изображений fig 2b среза на уровне плеч [10]

Если фотографию fig 2b [10] сделать более контрастной, то черные пятна, соответствующие пустотам в толстом слое гипса на уровне плеч будут хорошо видны. На одно такое пятно показывает стрелка; звездочками обозначены неоднородности в известняке. Обратите внимание, сколь несимметрична заготовка бюста на уровне плеч.

В общем, конфигурация более светлой зоны для известняка и более темной зоны для гипса в обоих экспериментах — 1992 и 2006 гг. — совпали неплохо. Однако авторы статьи [11], перечисляя упущения эксперимента 2006 года, замечают, что было бы желательно изготовить контрольный образец для КТ. То есть, взять известняковый образец со сложной поверхностью, нанести на него гипсовую штукатурку различной толщины и определить с помощью томографа, насколько точно изображение на экране компьютера соответствует действительному рельефу контрольного образца. Если бы это было сделано, то оценка «второго лица Нефертити», скрывающегося под слоем гипсовой штукатурки, была бы более надежной.

Что ж, это замечание о контрольном образце справедливо, но оно касаются всё же узко технической стороны дела. Наша задача лежит несколько в иной плоскости, более широкой и даже совсем не технической. Дело в том, что в конце статьи [10], по своему содержанию узко технической, авторы сделали далеко не технический вывод. Он выглядит так: «Результаты КТ-экспертизы поддерживают интерпретацию, что бюст Нефертити является шедевром искусства 18-ой династии, которая в ее лучших творениях образует пересечение реализма и традиционной стилизации». («The CT examination findings support the interpretation that Nefertiti's bust is a masterpiece of the art of the 18th dynasty, which in its best creations constitutes an intersection between realism and stylization» [10].)

Это тенденциозное заключение выдает явную обеспокоенность Дитриха Вилдунга и Александра Гупперца в неминуемом разоблачении подлинности бюста Нефертити, хранящегося в Египетском музее Берлина. Понятно, что с помощью технического анализа нельзя подтвердить эстетическую ценность объекта исследования. В действительности, предмет исследования или объект КТ-экспертизы, рассмотренный в статье [10], является дешевой подделкой нанятого Борхардтом скульптора-фальсификатора.

Гупперц, Вилдунг и другие заинтересованные лица прекрасно знают об этом преступлении Борхардта, но из своих корыстных побуждений упорно называют фальшивку чрезвычайно драгоценным предметом искусства (extremely precious art object), редким сокровищем искусства (rare art treasure) и прочими цветистыми эпитетами, вводящими обывателей в заблуждение. Однако им следует помнить: те, кто покрывает преступников, сами становятся преступниками.


 
 

Анализ позиции египтолога В.В. Солкина

В.В. Солкин Еще раз спросим — теперь уже Виктора Солкина — как компьютерный томограф подтвердил подлинность бюста Нефертити-3? В предыдущем подразделе мы выяснили, что этот прибор раскрыл нам нехитрую технологию обмана. Наличие гипсового покрытия заставляет задать еще и такой вопрос. Какому сумасшедшему мастеру Древнего Египта взбредет в голову изваять муляж царской особы? Египтяне всегда думали вечными категориями. А сколько может простоять гипс на открытом воздухе? Лет десять, не больше, если его не уронят. Быть может, бюст предназначался для гробницы? Тогда покажите из сотен найденных в гробницах изделий хоть одну изготовленную по этой плутовской технологии.

Есть у Солкина статья, где он с каким-то наигранным пафосом музейного экскурсовода рассказывает о прелестях цветной Нефертити. Почитайте, что писал действительный член Международной Ассоциации египтологов вскоре после опубликования материалов по компьютерной томографии.

«Если все же остановиться на общепринятой в египтологии гипотезе, гласящей, что бюст Нефертити в синем парике — это скульптурная модель, то это как нельзя лучше объяснит высочайшее, исключительное качество этого произведения, которое должно было наилучшим образом передавать индивидуальность царицы. Как было установлено, портрет идеально отвечает египетским представлениям о мерах. Специалисты много говорили о симметрии лица Нефертити, половины которого поразительным образом зеркально идентичны друг другу: подбородок, рот нос и урей царицы расположены точно по сторонам предполагаемой центральной вертикальной линии лица. Некоторые отступления от этого правила имеются в области короны, левая часть которой несколько шире правой и в области спины, где левое плечо уже правого» [8].

«Специалисты» не могли много говорить «о симметрии лица Нефертити», поскольку в нем как раз очень много несимметричного (проблеме асимметрии бюста уделено немало места в предыдущем подразделе). Если бы этот пассаж Солкина прочитал изготовитель подделки, он умер бы со смеху. Президент Российской ассоциации многословно описывает очень простую по исполнению скульптурную работу, абсолютно не представляя себе, какими, вообще, навыками обладает юноша средних способностей, окончивший обыкновенную художественную школу по специализации художник-скульптор.

Нос Нефертити-1

Вся фигура этой женщины слегка перекошена. Если провести вертикальную линию, ориентируясь на середину между обрубленными плечами, то хвост урея на короне царицы окажется правее этой линии. Пусть читатель сам посчитает клеточки и убедится в несимметричности лица. Пусть также крутанет колесико мышки и поднимется вверх по странице, где показаны косые плечи. Гипс многое исправил, но говорить о строгой симметрии нельзя. Впрочем, строгая симметрия скульптурных фигур вовсе не означает их высочайшую художественную ценность.

Уровень мастерства, на котором сделан поддельный бюст Нефертити, соответствует примерно первому году обучения в такой школе. Уже в первом классе будущий скульптор обязан доводить лица до полной симметрии. Если он не способен добиться симметрии — значит, у него не всё в порядке с глазомером. Дальше ему нечего делать в школе.

К сожалению, фальсификатор не овладел элементарными навыками первокурсника: бюст Нефертити-3 далек от идеальной симметрии. Оправданием здесь может стать только то, что симметрия фигуры, как таковая, не является гарантией для ее художественной ценности.

Срез на уровне носа
Срез на уровне шеи
Срез на уровне загривка
Срез на уровне груди

Просвечивание бюста, показанное в фильме [1], проходило 3 июля 2006 года в Институте визуальной информации при университетской больнице «Шерите». Это — серия горизонтальных срезов бюста на уровне кончика носа, середины шеи, загривка и начала груди. Белый цвет показывает непрозрачный для рентгеновских лучей известняк. Гипс для этих лучей полупрозрачен; он дает синий цвет на экране компьютера. Эти четыре фотографии демонстрируют, сколь несимметрична была выточена заготовка.

Как уже не раз отмечалось, бюст Нефертити-3 сделан очень неаккуратно. По внешнему виду и, особенно, по внутреннему КТ-анализу можно уверенно сказать: художник-фальсификатор испытывал чувство настоящего презрения к своей работе. Фактически он обманул и заказчика, и нас с вами, зрителей. Его изделие ни в коем случае нельзя считать произведением искусства. Своим фальшивым видом оно оскорбляет взор истинного ценителя; он брезгливо отведет взгляд от этого уродливого творения.

Кстати, интересно, где Солкин вычитал, что на голове Нефертити не корона, шапка или шляпа, а именно парик. Париком принято называть некий головной убор, к которому снаружи прикреплены волосы или нечто заменяющее их. Ничего подобного мы здесь не видим. Головной убор с золотым уреем на месте кокарды и обвязанной вокруг него лентой не производит впечатления прически. Однако продолжим цитировать Солкина.

Дитрих Вилдунг (Dietrich Wildung) «Дитрих Вилдунг, директор Египетского музея в Берлине, где хранится Нефертити, с помощью компьютерной томографии выявил те интереснейшие детали, которыми на ранних этапах создания памятника достигалась балансировка его частей. Теперь известно, что изначально известняковая основа бюста имела более длинную и тонкую шею, плечи разной высоты, более прямую заднюю часть парика и другой угол верхней его плоскости, которая резче уходила вниз спереди назад. Чтобы исправить эти ошибки и достичь итогового равновесия, скульптор использовал гипсовую массу, которая была добавлена на плечи, на заднюю часть шеи и головной убор. Впрочем, еще Борхардт предполагал, что отдельные части лица царицы были выполнены с добавлением тонкого слоя гипса» [8].

Лебединая шея Нефертити

Вертикальный разрез бюста Нефертити-3 (фото-рентген из статьи [10], fig 2b). Этот снимок прославленной «лебединой» шеи Нефертити, воспетой лицемерными ценителями искусства, демонстрирует ничем неприкрытое уродство ремесленника, изготовившего данный «шедевр». Здесь мы отчетливо видим, как этот бездарный «скульптор» штукатурил известняковую заготовку двумя сортами гипса. Левая стрелка указывает на гипс более плотной консистенции; правая — на пустоту между слоями гипса.

Это единственное место, где Солкин хоть что-то сказал о компьютерной томографии. Но как с ее помощью можно установить подлинность бюста, он нам не объяснил. Таким образом, получается, что Президент ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ» просто-напросто обманул Алексея Морозова, который в мае 2009 года на АиФ-сайте задал ему вопрос о подлинности бюста. В следующем абзаце цитируемой статьи Солкин касается вопроса равновесия бюста. Эту важную проблему мы разберем подробно.

«"Исправления" высоты и объема плеч, — пишет Солкин, — а также задней части головного убора были особенно важны для создания равновесия в структуре бюста, которое особенно хорошо видно, если на портрет Нефертити смотреть в профиль, когда лицо оказывается на вершине угла, стороны которого образованы шеей и париком. Кроме того, голова в парике имеет значительный вес, который уравновешивается [у]стремленной вперед линией шеи. Эта поза головы царицы создает внутреннее напряжение, жизненность и изыск памятника, которые подчеркиваются отчетливой проработкой длинных мышц в задней части шеи» [8].

Корона Нефертити

Фрагмент фотографии fig 2a [10], где видно наложение двух слоев гипса различной плотности. Их назначение: добиться приемлемого равновесия головы. Балансировка проводилась в два этапа. Сначала был наложен менее плотный гипс, однако фигура осталась неустойчивой. Затем был добавлен еще один слой гипса, более плотный. Фигура стала более устойчивой, но недостаточно: при небольшом толчке она теряла равновесие. Поэтому было решено вмонтировать в ее основание два металлических штифта. Этот крепеж придумал тоже Тутмос? К какому месту во дворце Эхнатон прикручивал бюст своей любимой супруги?

Вес не может уравновешиваться линией, но не будем придираться к словам. Фигура действительно получилась плохо уравновешенной, неустойчивой. Высота бюста Нефертити-3 около полуметра; стоит его слегка задеть, и он грохнется об пол. А ведь этот «шедевр» сделан из тяжелого камня и покрыт слоем легко разрушающейся штукатурки, которая от малейшего удара разлетится на мелкие кусочки. Мог ли опытный скульптор рисковать своим произведением, над которым трудился долгие месяцы? Вряд ли.

Два стержня в основании Нефертити-3 Стержни уходят глубоко внутрь бюста

Тутмос, изваявший якобы бюст Нефертити-3, должен был подумать о креплении его к какому-то прочному основанию, чтобы обеспечить устойчивость. Это необходимо было предусмотреть, поскольку собственное основание бюста невелико, его можно закрыть двумя ладошками; между тем, высота изделия довольно приличная (48 см). На этих фотографиях показаны два крепежных штифта, соответственно, снаружи и внутри бюста [1]. Риторический вопрос: мог ли Тутмос рассчитывать на такое крепление?

Отсюда также понятно, почему в Берлинском музее бюст Нефертити-3 крепко прикручен к постаменту с помощью двух штифтов (это показано в фильме [1], фото вверху; есть соответствующее фото и в статье [10]). Теперь спросите себя, мог ли Тутмос в 14-м веке до н.э. рассчитывать на такое крепление? Ответ очевиден.

Нет сомнений, люди из страны вечных пирамид мыслили образами совершенно иной конфигурации. Гибкие линии «лебединых шей» Нефертити-3 и Нефертити-2, которыми так восхищаются нынешние эстеты, там просто не могли бы прийти никому на ум в силу их чисто механической ненадежности. Это — к вопросу, поднятому В.В. Солкиным, о том, «что Нефертити не соответствует египетскому канону скульптуры» [4]. Помните, он там назвал Анри Штирлина «шарлатаном», который продемонстрировал «низкий уровень» знаний по «египетским канонам скульптуры».

Парная скульптура Нефертити и Эхнатона (вид спереди) Скульптурная композиция царской четы (вид сбоку)
Компьютерная сборка скульптурной композиции царской четы

Взгляните на компьютерную сборку скульптурной композиции царской четы, восседающей на троне, которую реконструировал Кристин Томпсон. Она выполнена в древнеегипетской традиции, которая не могли измениться в течение короткого периода царствования Эхнатона. Взгляните на Эхнатона и обнаженную Нефертити-10 (правда, ее подлинность под большим вопросом). Их фигуры тоже оказались прямо-таки пригвожденными к столбам.

Эхнатон Нефертити-10

На левой фотографии — Эхнатон, его высота без шапки-короны равна примерно высоте статуэтки Нефертити-2, т.е. 21 см. На правой фотографии — обнаженная Нефертити-10 в полный рост. Обе фигурки крепятся к вертикальным опорам, придающим устойчивость изделию. Сами фигуры исполнены в традиционной для древнеегипетских мастеров статичной манере — никаких «лебединых» шей и «устремленных вперед линий» здесь нет.

Приведем также два ракурса скульптурной композиции, хранящейся в Лувре. Кажется, что Эхнатон и Нефертити прислонились к стенке, чтобы не упасть. Такова была философия именно скульптурного искусства Амарны. Философия резьбы по камню и рельефа там была противоположной, о чём свидетельствуют, в частности, рельефы на стелах. Далее мы увидим, что образ Нефертити-3 — калька с этой египетской царицы, изображенной на Алтарном рельефе. Именно отсюда происходит ее «устремленная вперед линия шеи» и «жизненность» (об этом в следующей части).

Эхнатон и Нефертити, статуэтка из Лувра (E15593, вид спереди) Эхнатон и Нефертити, статуэтка из Лувра (E15593, вид сзади)

Посмотрите, с каким запасом устойчивости сделана эта статичная композиция царской четы. Любой древнеегипетский мастер прекрасно ощущал механическую устойчивость своего творения, у него и в мыслях не было слепить нечто изящное, легкое, воздушное. Он делал вещи на долгие века, которые не могли опрокинуться от случайного дуновения ветра. Бюст Нефертити-3 входит в противоречие с этими традициями.

В древнем искусстве Греции и Рима есть Лаокоон, множество воюющих мужчин, борцов, метателей копий и дисков. Там в граните и мраморе запечатлен порыв, движение, жизненность, эмоциональное и физическое напряжение. Быть может, поэтому оно зовется пластическим. В Древнем Египте всё наоборот. В этой более древней стране мы уже не найдем таких динамических скульптур, сделанных из непластичных материалов.

Фараоны, сфинксы, кошки — в принципе, живые существа. Но они, как в детской игре, застыли по мановению волшебной палочки, замерли в ожидании магического слова, расколдовывающего их окаменелость и скованность. Всякое «шевеление» фигуры считается непростительной ошибкой, явным проигрышем скульптора. Таким образом, сказанные Солкиным слова о «внутреннем напряжении» и «жизненности» Нефертити-3 на самом деле означают для нее смертный приговор.

*
*   *

По поводу вкусовых предпочтений египтян расскажем любопытную историю. В 2003 году директор Египетского музея в Берлине дал согласие на видео-инсталляцию тела Нефертити, показанного на Венецианском фестивале современного искусства. Устроители этого действа хотели не только воздать должное известному бюсту, но и показать полную совместимость скульптурных форм Древнего Египта с современными канонами изобразительного искусства.

Если закрыть глаза на скандал, поднятый официальными представителями и музейными работниками Каира, такое соответствие тоже говорит не в пользу подлинности древней находки. Эта история попала в Википедию и исчерпывающе освещена Виктором Солкиным на сайте «МААТ», принадлежащему возглавляемой им Ассоциации по изучению Древнего Египта [9].

Два венгерских художника, Андрас Галик (Andras Galik) и Балинт Хавас (Balint Havas) из творческого объединения «Малая Варшава» («Little Warsaw») отлили бронзовое тело Нефертити, на котором едва угадывалось платье. Голова и тело были совмещены фотооптическим способом, а не фактическим. Однако создавалась полная иллюзия почти нагой красавицы, что вызвало волну негодования в египетской столице.

Осовремененная и худая Нефертити-3

Директор Египетского музея в Берлине Дитрих Вилдунг наедине с творением венгерских скульпторов Андреса Галика и Балинта Харваса. Тонкая «лебединая» шея Нефертити-3 только и может подойти к такому хрупкому худому телу, которое изваяли современные художники.

Такая совместимость нового и древнего искусства указывает на то, что древнее на самом деле не принадлежит тому далекому времени, когда била ключом жизнь в Амарне. Скульптурная голова и шея Нефертити-3 реально принадлежат современной форме изображения женщин, далекой от нагой Нефертити-10, а тем более от формы парной скульптуры с головой Нефертити-1, выполненной в классическом древнеегипетском стиле.

Скандал возник не только на почве спора о древней и новой традиции. Существует нерешенная проблема, которая была обозначена в репликах Кемпа и Вилдунга, произнесенных в эпилоге фильма [1]. Дело в том, что Каир давно и тщетно требуют от Берлина вернуть цветную Нефертити на родину на том основании, что царица является величайшим символом страны и неотъемлемой частью ее истории.

Не обошлось, естественно, без упоминания о нелегальности вывоза бюста за пределы Египта. Эта дискуссия тянется без малого сто лет. С самого начала Берлин занял беспроигрышную для себя позицию. Он обвиняет Каир в узко национальном и даже националистическом взгляде на шедевр мирового значения и доказывает, что в действиях Борхардта по вывозу бюста не было ничего противоправного. Немецкий археолог действовал не без хитрости, но тогдашние таможенники сами виноваты в том, что упустили из рук свое «сокровище».

Когда произошла «бесстыдная акция» по демонстрации почти обнаженного тела великой царицы на увеселительном фестивале в Венеции, министр культуры Египта Фарук Хосни добавил к двум уже звучавшим аргументам третий — оскорбительное и безответственное использование древней находки. В интервью «Аль-Ахрам» он сказал, что «это позор», «мировой шедевр находится в ненадежных руках», «такое поведение руководства Египетского музея в Берлине является неприемлемым» и «оскорбляет египтян».

Эта «безрассудная, безответственная и неэтичная акция», добавил он, должна быть немедленно остановлена, в противном случае «Египет на самом высоком уровне будет требовать возвращения памятника, так как музей показал себя в очень дурном свете». Министр иностранных дел Египта, Ахмед Махер, в свою очередь, заявил о нарушении конвенции ЮНЕСКО по защите культурного наследия. Египетский посол в Берлине, Мухаммед эль-Ораби, тоже выразился возмущено: «Мы не приемлем, что такая важная статуя была подвергнута опасности в столь дурацком (silly) проекте» [9].

Возвращение похищенной статуэтки Эхнатона в Каирский музей

Во время революционных беспорядков в феврале 2011 года произошло проникновение в здание Каирского музея нескольких взбунтовавшихся человек из бесчинствующей толпы. Ими были нанесены повреждения бесценным экспонатам и два десятка похищены. К счастью, статуэтка Эхнатона впоследствии была найдена и возвращена музею. Еще раз обратите внимание на высокую степень ее устойчивости и механической прочности.

Но в последнее время и на этот довод сам собой нашелся контраргумент. В ходе революции начала 2011 года Каирский музей подвергся налету со стороны вандалов, воспользовавшихся нестабильной ситуацией. Несколько бесценных экспонатов было похищено. В списке из двух десятков украденных предметов числилась та самая статуэтка Эхнатона, фотография которой была приведена выше, а еще около сотни экспонатов так или иначе оказались повреждены. Следовательно, музейные службы Каира и в будущем не могут гарантировать сохранность своего фонда. При уличных беспорядках в Берлине такой неконтролируемой ситуации никогда бы не возникло. Однако вернемся к нашей теме о подлинности бюста Нефертити-3.

Продолжение следует. Читайте часть 3


1. Одиссея Нефертити, Nefertiti’s Odyssey. Фильм снят студией ZDF при участии National Geographic Channel (Copyright ZDF 2007).
2. Колмыкова Л. Человек, нашедший Нефертити // Восточная коллекция: журнал. — 2007. — Т. 2. — С. 134—142. community.livejournal.com/ancient_ru/114501.html.
3. Рахманова, Анастасия. Какой возраст у красавицы Нефертити? 17.05.2009.
4. Солкин В.В. Незнакомый Египет. Он-лайн конференция на АиФ-сайте (май 2009 год). www.aif.ru/onlineconf/409.
5. Stierlin, Henri. Le buste de Nefertiti — un imposture de l'egyptologie? Infolio-Verlag, Berlin, 2008.
6. Солкин В.В. Куда смотрит Нефертити? (3 марта 2011). leviafan.org.
7. Солкин В., Ларченко В. «Похищенная красота», или Та, кого любил Гитлер. maat.org.ru/news/2005/2005-01-11a.shtml.
8. Солкин В.В. Памятник месяца (03.2006). Нефертити. maat.org.ru/object/2006/2006-03.shtml.
9. Солкин В.В. Саботаж древней красоты. Древняя Нефертити и ее молодое тело в Венеции. maat.org.ru/news/2003/2003-06-18a.shtml. А также Eakin, Hugh. Nefertiti's Bust Gets a Body, Offending Egyptians. June 21, 2003.www.nytimes.com/2003/06/21/arts/nefertiti-s-bust-gets-a-body-offending-egyptians.html.
10. Nondestructive Insights into Composition of the Sculpture of Egyptian Queen Nefertiti with CT. Alexander Huppertz, MD, Dietrich Wildung, PhD, Barry J. Kemp, MA, Tanja Nentwig, Patrick Asbach, MD, Franz Maximilian Rasche, MD and Bernd Hamm, MD. doi: 10.1148/radiol.2511081175 April 2009 Radiology, 251, 233-240. http://radiology.rsna.org/content/251/1/233.full.pdf
11. Bernhard Illerhaus, Andreas Staude, Dietmar Meinel. Das zweite Gesicht der Nofretete. Fachbeiträge ZfP-Zeitung 116 Oktober 2009.