Олег Акимов
Анххаф — выдающаяся подделка Борхардта
(Часть 7)
Анххаф — выдающаяся подделка Борхардта
Шестая часть заканчивается эпизодом, где анализируются рисунки двустороннего рельефа на известняковом блоке, который Борхардт подбросил в Храм Атона. На одной стороне блока изображена молящаяся девушка, которая должна была подтвердить, что блок настоящий, принадлежит периоду Амарны. Изображение Нефертити на другой стороне блока должно убедить скептиков: если вертикально отсеченные плечи древнеегипетские художники изображали рельефно, т.е. в плоском варианте, значит, они могли и фактически сделали это в объемном варианте, т.е. в скульптурном портрете царицы.
Двухсторонний рельефный блок
Три связанных образа Нефертити
Стилистический аргумент с вертикально отсеченными плечами можно считать малозначительным. Но Борхардт и его подельники отреагировали на него серьезно, изготовив новую подделку в виде блока с двусторонним рельефом. Директор Берлинского музея Фредерика Зайфрид (Friederike Seyfried) тоже не проигнорировала замечание Анри Штирлина (Henri Stierlin) на эту тему. Однако ее контраргумент не назовешь удачным. Если присмотреться к форме безголового бюста, то несложно догадаться, что у него никогда и не было головы, то есть данный бюст тоже фальшивый.
Фредерика Зайфрид показывает вертикальный срез плеч
Таким образом, малозначительный аргумент превратился в принципиальный, причем он не только не снял подозрения с бюста Нефертити, но еще и усилил их. Эффект усиления недоверия возникает там, где мошенники реагируют на критику и пытаются исправить допущенные ими ошибки. Но изготовив новую подделку, они тем самым добавляют к старым ошибкам новые.
Мошенник
Подтверждением этой мысли является выдающаяся подделка, которую Людвиг Борхардт (Ludwig Borchardt) подбросил своему американскому коллеге Джорджу Рейснеру (George Reisner). Последний в 1925 году откопал бюст Анх-хафа (Ankh-haf), который жил на тысячу лет раньше Нефертити, в период четвертой династии Древнего царства (Old Kingdom).
Джордж Рейснер
Фальшивый бюст Анх-хафа, выставленный сегодня в Бостонском музее изящных искусств (Museum of Fine Arts, Boston), выполнен по технологии изготовления бюста Нефертити. Внешне он тоже выглядит очень реалистично, то есть находится в полном противоречии с характерным для древних египтян схематизмом и символизмом. Но при изготовлении бостонской фальшивки Борхардт учел всю ту критику, которая раздавалась со стороны скептиков в отношении берлинского бюста Нефертити. Это уже проявление особой психологии мошенника, которая поражает своей прямолинейностью.
Тутанхамон и Анххаф
Когда Анри Штирлин говорил о горизонтально отсеченных руках, возможно, он имел в виду как раз бюст Анх-хафа. Во всяком случае, других подобных бюстов с горизонтально отсеченными руками, кроме деревянной модели Тутанхамона, найденной Говардом Картером (Howard Carter) в 1922 году, не существует. В фильме Патрика Дедола (Patrick Dedole) и Доминика Карела (Dominique Carel) "Тайны бюста Нефертити" ("Les mysteres du buste de Nefertiti") Штирлин рассказывает о вопиющем противоречии, допущенном Борхардтом в отношении бюста Нефертити. Оно заключается в следующем.
Маникен Тутанхамона
Находка Картера неразграбленной гробницы Тутанхамона послужила спусковым крючком для Борхардта. В 1923 году он решил действовать. В своей работе, написанной спустя 10 лет после появления на свет бюста царицы, автор, наконец-то, соизволил ответить на прямые вопросы многочисленных скептиков, сомневающихся в подлинности бюста, и подробно разъяснил, где и как он обнаружил своё сокровище. Рядовой мошенник не стал бы этого делать. Но Борхардт решил иначе: он разработал детальную легенду, которую в устном виде, он излагал, очевидно, принцу Саксонскому Иоганну-Георгу, прибывшему в Амарну 6 декабря 1912 года.
Принц Саксонский Иоганн-Георг
К его визиту Борхардт готовился очень тщательно и долго. Прежде всего, он построил мастерскую древнеегипетского скульптора Тутмоса, точнее, их развалины (напомним, в молодости Борхардт учился на инженера-строителя и архитектора). Разумеется, это была ошибка, так как возведенные им стены из глинобитных кирпичей не выдержали бы испытанием времени. То, что построил Борхардт, развалилось через несколько десятилетий. Сегодня мастерская Тутмоса представляет собой жалкое зрелище.
Мастерская Тутмоса
Принц Саксонский раскусил коварный замысел мошенника, не поверил ни в мастерскую гениального мастера, ни в подлинность изготовленных Борхардтом артефактом, которые он вместе со своими подельниками усердно демонстрировали перед объективом королевского фотографа Джеймса Аврига.
Подделки скульптур Нефертити, Эхнатона и
головы их дочери, которые демонстрировались
перед членами Саксонского королевского дома
Но прошло десятилетие, насыщенное событиями Первой мировой войны. Принц Иоганн-Георг вместе с кайзером Вильгельмом II и другими свидетелями неудачной попытки Борхардта выставить на всеобщее обозрение фальшивый бюст Нефертити, исчезли с политической арены. Поэтому в своем описании 1923 года, он смело привел фотографии мастерской Тутмоса, вычертил ее детальный план и указал на нем, где именно он нашел бюсты Нефертити и Эхнатона.
Комната 19 дома P 47,2 с бюстами Эхнатона и Нефертити
По сочиненной Борхардтом легенде два бюста стояли на полке, прикрепленной к стене. От случайного сотрясения бюст Эхнатона упал на пол первым и разбился вдребезги. Со временем стены мастерской разрушились и полка с бюстом Нефертити тоже упала на пол. В фильме Дедола и Карела мы видим, как недоумевает Анри Штирлин. Ведь Борхардт написал, что бюст Нефертити он нашел лежащим вниз лицом. Тогда почему на лице царицы нет серьезных повреждений, в то время как лицо царя сильно обезображено?
Почему на лице царицы нет серьезных повреждений?
В рекламных фильмах, подготовленных Берлинским музеем к юбилейной выставке бюста Нефертити, создатели фильмов пытались ответить на этот каверзный вопрос. Они говорили, что бюст Эхнатона упал на каменный пол и поэтому разбился на множество осколков. Бюст Нефертити упал уже на мягкий песок, который надул ветер и который образовался от постепенного разрушения глинистых стен. Пусть так, всё равно не понятно, как получилось, что у бюста царицы обломались сразу оба уха? Такой механизм разрушения скульптуры выглядит очень неестественно.
Почему уши царицы обломались?
Что же предпринял Борхардт, когда задумал в 1924 году изготовить бюст фальшивого Анх-хафа? Прежде всего, он отсек руки так, как это было сделано у Тутанхамона, найденного Картером. Если бы он повторил форму бюста Нефертити, это могло вызвать у скептиков только улыбку. Далее, он учел замечания тех критиков, которые говорили, что падение бюста с высоты на пол или землю да еще вниз лицом, непременно, должно привести к повреждениям на лице. Пусть не такие разрушительные, как на лице Эхнатона, но всё же вполне заметные. В связи с этим аргументом на лице Анх-хафа появился разбитый люб, отколотый нос, а также небольшие повреждения на подбородке и левом глазу.
Осколки бюста Эхнатона
(фото от 7 декабря 1912)
Мы не знаем, сколько бюстов царя с полностью разбитым лицом, в действительности "нашел" (правильнее сказать, "изготовил") Борхардт. На двух хорошо известных снимках королевского фотографа зафиксированы обломки от одного бюста. Но в Берлинском музее имеется, по крайней мере, три схожих бюста, о которых говорят, как об одном скульптурном объекте. Кроме того, Лувр имеет тоже похожий бюст. Разобраться в них сложно, если учесть, что работники музеев умеют хранить секреты. Проведено компьютерное моделирование, доверие к которому еще меньше, чем к фотографиям. Нет никакой уверенности, что компьютерная программа имеет дело с естественными видео-образами, а не искусственно созданными.
Этот снимок сделан сразу после сборки
осколков бюста Эхнатона в нечто цельное
Как бы там ни было, демонстрируемые гипсовые фрагменты были получены, скорее всего, путем предварительного разлома и грубой обработки ребер и граней отдельных кусков. Мы уже видели, как выглядят фрагменты незавершенной скульптурной композиции Нефертити и Эхнатона, найденные археологами из группы Барри Кемпом в начале 2000-х годов. Они образует нечто цельное; ничего общего с этой сборкой они не имеют.
Бюст Эхнатона вариация 1
Бюст Эхнатона вариация 2
Уже говорилось, что осколки бюста Эхнатона из мастерской Тутмоса выглядят неестественно — так монолитные изделия расколоться не могут. Вряд ли когда-нибудь эти куски принадлежали цельной скульптуре. Небольшие изъяны лица Анх-хафа не идут ни в какое сравнение с механическими повреждениями лица Эхнатона. Тем не менее, их расположение на лице указывает, что они появились неодномоментно, то есть не при падении бюста на пол. Особое подозрение вызывает отсутствие ушей, которых, очевидно, никогда не было у бюста — и понятно почему.
Повреждения лица Анх-хафа появились неодномоментно,
то есть не при падении бюста на пол
Отслоение гипсовой штукатурки на задней части короны Нефертити от гладкой поверхности литой заготовки, выполненной из цементного раствора, ничего, кроме улыбки, у честных экспертов не вызывает. Принц Иоганн-Георг, наверное, долго смеялся над искусственно нанесенными повреждениями, которые имеются у Нефертити, особенно, над ее левым глазом и неумело сделанными ушами. Вот почему в качестве заготовки для бюста Анх-хафа скульптор-фальсификатор использовал грубо обработанный природный известняк, так что от ушей пришлось полностью отказаться. На вопрос: "где уши Анх-хафа?" фальсификатор — будь он честным человеком — мог бы ответить: "там же, где и левый глаз Нефертити". Изготовление этих сложных парных органов зрения и слуха не входило в планы Борхардта изначально.
Место правого уха
Место левого уха
Ушей у бюста Анх-хафа никогда не было,
поскольку их нельзя было вырубить из прочной
заготовки или вылепить из непрочного гипса
Смотрите видео на эту тему
http://youtu.be/RAmoMxKUzK4