Олег Акимов
Гипс — материал для обмана простаков
(Часть 8)
Три фальшивки, изготовленные Борхардтом с использованием недолговечного гипса. По степени повреждения лицо Анх-хафа (в центре) выступает медианой между лицом Нефертити и лицом Эхнатона. Это — реакция на критику того, почему лицо Нефертити не пострадало, а лицо Эхнатона изуродовано до неузнаваемости, хотя оба артефакта находились в абсолютно одинаковых условиях: стояли на одной полке в комнате № 19 мастерской Тутмоса P 47,2 (см. Часть 7).
Другим откликом на критику скептиков стало горизонтальное отсечение рук у бюста Анх-хафа подобно тому, как это сделано у бюста Тутанхамона, которого Говард Картер только что обнаружил в одной из гробниц Долины царей. Скептики саркастически вопрошали: покажите нам бюст, у которого руки были бы отсечены вертикально, как у бюста Нефертити? И они были, конечно, правы: бюстов с таким отсечением рук египтяне не делали.
В предыдущем фильме ( Часть 7) речь шла о форме, которую Борхардт придал бюсту Анх-хафа (Ankh-haf). Отсечение рук у бюста Нефертити (Nefertiti) он произвел вертикально, что соответствовало модернистскому стилю 20-го столетия, но противоречило древнеегипетской традиции. Деревянный манекен Тутанхамона, найденный Картером в герметично закрытой гробнице, подсказал Борхардту, как можно избавиться от рук, которые намного усложняют скульптуру, высеченную из одной большой каменной глыбы. Чтобы работа над скульптурой не была слишком трудоемкой, руки надо отсечь горизонтально, как у Тутанхамона (Tutankhamun, Tut), решил Борхардт (Borchardt).
Наполеон, Ленин и Нефертити с вертикально отсеченными плечами (руками). У скульптурных изваяний людей мастера Древнего Египта никогда не отсекали плечи вертикально, как это показано здесь на примерах бюстов Наполеона и Ленина. Подобная манера была характерна для скульпторов XIX и XX вв., когда жил Борхардт.
Форму головы и даже черты лица можно высечь достаточно грубо. Наложение податливой гипсовой штукатурки позволит легко воспроизвести живые формы носа, рта, волос, глаз и даже мешков под глазами, которых никто и никогда не воспроизводил в Древнем Египте. Эти тонкие черты лица научились ваять в Римской империи (см. бюст Сенеки, хранящийся в Берлинском музее), т.е. как минимум спустя две тысячи лет, но не во время строительства пирамид. Оттопыренные уши тяжело вытачивать из прочного известняка и невозможно вылепить из непрочного гипса. Поэтому фальсификатор отказался от них вообще, что сразу разоблачает его подделку.
Ушей не было изначально — это очевидно.
Анх-хаф не позволил бы скульптору вот так над собой издеваться.
Сравните бюст Сенеки, хранящийся в Берлинском музее, с бюстом Анх-хафа.
Создается впечатление, будто они были сделаны в одну и ту же эпоху.
Тема формы бюста обширна, мы к ней еще вернемся, но прежде поговорим о материале и его защите от меняющейся температуры и влажности внешней среды, а также о месте обнаружения бюста. В первой части этой серии фильмов, говорилось, что все материалы по прочности и долговечности можно выстроить в следующем убывающем порядке: базальт, гранит, мрамор, известняк, гипс. Бюст Анх-хафа, как и бюст Нефертити, покрыт самым непрочным и недолговечным материалом, стоящем в этом ряду — гипсом. Подделку нужно защитить от агрессивной внешней среды, иначе она получит необратимые деструктивные изменения в течение короткого времени, порядка 10-20 лет. Как это делается в отношении бюста Нефертити, мы не знаем. Работники Берлинского музея подобного рода информацию не опубликовали. Работники же Бостонского музея, где хранится бюст Анх-хафа, кое-что рассказали и выложили в Сеть (но прежде задержимся немного на материалах).
Базальт, находящийся на поверхности земли, когда-то был магмой. Она фонтаном выбрасывалась из жерла вулкана или медленно растеклась по поверхности в виде лавы. Этот прочный материал сформировался под влиянием высокой температуры и давления. Гранит тоже появляется из глубин земли, где действуют высокие температуры и большие давления. Благодаря тектоническим сдвигам земной коры и разрушительным землетрясениям гранитные породы вышли на поверхность в виде отдельных скал или горных хребтов. А вот мрамор, известняк и гипс — совершенно иного происхождения. Они относятся к осадочным породам, которые не испытывали ни большого давления, ни высокой температуры. А это значит, что их прочность намного меньше, чем прочность гранита, а тем более, базальта.
Как податливые и недолговечные материалы гипс идет на изготовление временных скульптур, т.е. являются промежуточным материалом. Сделав из них пробную форму, ваятель далее переходит на более прочный и благородный материал, например, мрамор и гранит. Покрывающие гипс природные пигменты вроде окислов железа, марганца, хрома и других металлов, а также некоторые виды глин и цветных известняков не защищают гипс от разрушения под воздействием химически активной внешней среды.
Базальт
Гипс
С древнейших времен использовались два вида штукатурки на базе кальция — известковая штукатурка и гипсовая штукатурка. Известковая штукатурка производится путем нагревания карбоната кальция (CaCO3) для получения оксида кальция: СаО — негашеная известь. "Гашение" состоит в добавлении воды, в результате чего получается гидроксид кальция Ca(OH)2, который называют еще известковым тестом. Это тесто часто смешивают с различными связующими материалами, чтобы после испарения воды и затвердевания получить цельный монолит.
Гипсовую штукатурку, которую, собственно, и называют гипсом, получают путем нагревания сульфата кальция (CaSO4 · 2Н2О). При этом из него частично удаляется химически связанная вода и он переходит в полугидрат (CaSO4 · ½ H2O). При смешивании с водой полугидрат набухает и снова преобразуется в гидратированный (водный) сульфат кальция.
Итак, в гипсе вода присутствует в связном виде. Она приводит к появлению анионных (SO4)2– и катионных Ca2+ групп, проявляющих высокую степень химической активности. В силу этого гипс выполняет цементирующее действие в процессах образования различного рода кварцитов и песчаников. При соединении гипса с водой происходит его диссоциация на анионы и катионы. При испарении воды (обезвоживании) гипс превращается в безводный сернокислый кальций CaSO4 (ангидрит).
Известковые штукатурки в течение многих веков были предпочтительны для восстановления зданий, но их усадка при высыхании и щелочная активность во влажной среде сделали их нежелательными для небольших объектов, находящихся в помещении. Впрочем, известковые штукатурки рекомендуют использовать для заливки пустот и трещин в изваяниях, сделанных из прочных камней. В отличие от известковой штукатурки, гипсовая не дает большой усадки, что делает гипс уникальным материалом для скульптурных и реставрационных работ. Однако под глазами скульптурного портрета Нефертити, похоже, всё-таки произошла усадка — вряд ли глубокие провалы под глазами были изначально задуманы скульптором-фальсификатором.
При отливке цементной заготовки нос
царицы у фальсификатора не удался: на
него пришлось нанести толстый слой гипса,
который впоследствии просел.
На этом снимке лица Нефертити под ее глазами хорошо видны следы усадки гипса т.е. провалов гипсовой штукатурки, которые воспринимаются как старческие морщины.
В конце этого небольшого экскурса в область материаловедения укажем наиболее оптимальный состав гипсовой штукатурки: 33% СаО, 46% SO3 и 21% Н2О. Однако природный гипс, как правило, имеет индивидуальный процентный состав отдельных компонентов и — что особенно важно — в него могут быть включены разнообразные глинистые и органические соединения, характерные исключительно для данного месторождения гипса.
Химическая лаборатория Берлинского музея
В фильме Патрика Дедола (Patrick Dedole) и Доминика Карела (Dominique Carel) 2011 года "Тайны бюста Нефертити" ("Les mysteres du buste de Nefertiti") Детлаф Ульрих (Detlef Ullrich), химик из Берлинского музея, утверждает, что химический состав гипсовой штукатурки бюста Нефертити совпал с составом гипса, из которого сделаны другие подделки Борхардта. Но этот химик ничего не сказал о схожести его с составом гипса, который в изобилии встречается на территории Амарны. Ох, уж эти музейные эксперты: сколько тайн они скрывают от доверчивых обывателей?!
(Более подробно о материалах читайте в разделе Материалы скульптурных портретов, а также в информативном обзоре Джонатана Торнтона).
Нужно сразу оговориться: открытие египтянами гипса произошло в Новом царстве, возможно, в конце Среднего — никак не раньше; египтяне Древнего царства о нём ничего не знали и, разумеется, использовать его в строительстве и ваянии скульптур не могли. Этот материальный факт является важнейшим аргументом скептиков в споре с доверчивыми египтологами, верящими на слово Борхардту и другим мошенникам. Так что все разговоры о форме бюста Анх-хафа, в принципе, не нужны. Но в силу незнания данного материального факта, анализ скульптурной формы тоже становится востребованным в среде людей, неискушенных в исторических тонкостях.
Каким образом гипс использовался в Амарне? Прежде всего, он применялся в строительстве в качестве несущего фундамента, им заливали полы в зданиях и храмах, а также штукатурили стены, которые затем, нередко, разрисовывали разноцветными красителями.
Остатки гипсового слоя от фундамента для каменного строения
(это фото взято с сайта AP — www.amarnaproject.com)
На стенах этих развалин, находящихся на юге Амарнской долины, белеют остатки гипсовой штукатурки (фото с сайта AP).
Ниже приводится серия черно-белых фотографий, снятых еще в 1930-х гг. на месте дворцовых и храмовых построек. На снимках видны гипсовые покрытия большой площади, многие из которых расписаны цветными красителями (все фото взяты с AP).
На следующем фото видна толщина гипсового покрытия.
Сейчас гипсовые покрытия засыпаны песком и камнями.
Два кадра из кинофильма "Затерянный город фараона" ("The Pharaoh's Lost City", 2007). Барри Кемп (Barry Kemp) показывает присутствие гипса на территории Великого храма Атона. В данном случае гипс использовался в качестве цементирующего вещества для укрепления жертвенников на полу. Сами жертвенники исчезли, но гипс на площадке остался.
Археолог Суреш Дхаргалкар (Suresh Dhargalkar) ведет раскопки и одновременно реконструирует дворцовые постройки.
В фильме "The Pharaoh's Lost City" он с восхищением рассказывает: "Смотрите сюда. Вот небесно голубой — типичный для Амарны — и красный...
... а это желтый цвет, который здесь повсюду можно наблюдать.
Это поразительно — правда? Спустя почти 3415 лет! Вы можете себе представить, как это выглядело вместе с богато украшенными колоннами... Это было, очевидно, умопомрачительное зрелище".
Ниже приведена фотография, взятая с сайта AP, на которой получше видны следы росписи цокольной части стены. Наверное, что-то подобное мы должны были наблюдать на поверхности бюста Нефертити.
Расписанные стены большой площади не попадались и раньше, тем более, сейчас. Нынешним археологам встречаются крохотные фрагменты стенной росписи, размером не больше нескольких сантиметров. Другое дело расписные стены герметично закрытых гробниц, о которых речи сейчас не идет. Ниже приведены очищенные от глины кусочки росписи стен городских построек.
Что касается найденных объемных предметов, то они все тоже очень мелкого размера (см. фото внизу с сайта AP). Изделия размером с бюст Нефертити сегодня найти абсолютно невозможно. В начале 20-го века гранитное или даже известняковое изделие крупных размеров, как известно по факту, найти можно было. Но даже в тот девственный для археологов период откапать бюст царицы, покрытый непрочным гипсом, — дело нереальное, безнадежное. Чтобы в это можно было поверить, нужны веские доказательства, а их-то как раз и нет.
Что бы ни происходило с окрашенными поверхностями, в любом случае, под действием речной воды и атмосферной влаги гипс теряет свою первоначальную форму. Если бы бюст Нефертити и сопровождающие его гипсовые скульптуры оставались лежать под полуметровым слоем грунта, то тонкий (местами 1-3 мм) слой гипсовой штукатурки в течение трех с лишним тысяч лет либо исчез полностью, либо частично. Очевидно, скульптура царицы не могла бы иметь тот симпатичный и неповрежденный вид, которым сегодня восхищаются деятели искусства, не знакомые с физико-химическими свойствами материалов и действительными археологическими фактами.
Еще раз подчеркнем, химический состав строительного гипса отличается от состава гипса, который Борхардт использовал для изготовления своих фальшивок и покрытия литой заготовки Нефертити. Естественно, возникают сомнения в отношении наследия Борхардта. Чтобы исчезли всякие подозрения нужно опубликовать используемые составы гипсовых материалов, проанализировать их химические формулы, указать источники добычи гипса в Древнем Египте. Пока полного анализа материалов, связанных с Амарной, нет, Борхардту и нынешним археологам и работникам музеев доверять нельзя.
Далее продолжим приводить закадровый текст восьмого фильма.
В частности, нас заинтересовала статья 2003 года, написанная пятью авторами, которая называется "Древнеегипетская коллекция в Музее изящных искусств в городе Бостоне. Часть 2". В этой статье помимо каких-то общих вопросов реставрации и консервации, рассматриваются меры защиты древних изделий, выполненных из металлов, керамики, фаянса, стекла, дерева, органических материалов. Нас, естественно, заинтересовал раздел 6, где анализируются изделия из камня и, самое главное, где затронут вопрос сохранности бюста Анх-хафа, поскольку он выполнен по технологии бюста Нефертити, т.е. заготовка плюс гипсовая штукатурка.
JAIC 2003, Volume 42, Number 2, Article 4 (pp. 193 to 236)
THE ANCIENT EGYPTIAN COLLECTION AT THE MUSEUM OF FINE ARTS, BOSTON.
PART 2, A REVIEW OF FORMER TREATMENTS AT THE MFA AND THEIR CONSEQUENCES
SUSANNE GÄNSICKE, PAMELA HATCHFIELD, ABIGAIL HYKIN, MARIE SVOBODA, & C. MEI-AN TSU
ABSTRACT — This article (written in conjunction with Part 1) discusses the conservation of the Egyptian Collection at the Museum of Fine Arts, Boston. The presence of materials used in earlier treatments has had great impact on the nature of current treatments, which often begin with analysis of previously used materials, as their presence can significantly influence the development of a new treatment. The effects of such former treatments on the long-term preservation of the collection are assessed. Sections are divided by material, such as metals, ceramics, stone, wood, and organic materials, and selected examples of re-treatment are discussed.
6 STONE
6.1 CLEANING
It is clear that stone artifacts were cleaned early in the history of the museum, but specific cleaning methods prior to the 1970s are undocumented. During the 1970s, stains were typically removed from limestone and sandstone with a warm solution of Calgon, followed by a mixture of equal parts of methylene chloride and ethylene glycol. Poultices of attapulgite clay mixed with organic solvents were also used for stain removal. Dilute hydrochloric acid is documented for the removal of calcareous encrustations from sandstone.
Granite statuary may have been polished with a mixture of water, Calgon, and a silica-based polishing compound, although it is unclear if this technique was specifically used on Egyptian granite. Vermarco, a marble cleaning solution, also may have been used on the collection.
Dry-cleaning techniques, such as eraser crumbs and chemical sponges, as well the use of alcohol, acetone, and emulsions of nonpolar solvents with limited water, became preferred methods of removing dirt and grime in the 1980s.
6.2 DESALINATION
There is no clear evidence that porous stone artifacts were desalinated in the field or in the museum in the early 20th century. However, desalination of stone of limestone and sandstone was probably occasionally undertaken, as it was advocated in the literature (Petrie 1904; Lucas 1932).
Sandstone and limestone sculptures were desalinated by aqueous immersion in the 1970s, although details, such as length of immersion and quantity of water, were not recorded. Desalination was terminated when chlorides were no longer detected using a silver nitrate spot test. On some occasions, treatment records indicate that desalination was ended prematurely due to pigment loss and/or structural damage to limestone. Poultices of cotton pulp and water were also used for salt extraction from limestone and sandstone. Apparently in a response to problems that arose from soaking, stone artifacts were tested for the presence of water-sensitive mineral inclusions prior to desalination in the early 1980s. Currently, desalination by water immersion is not performed on stone artifacts, and attempts to reduce soluble salt activity are made through management of the environment.
Although water immersion of stone artifacts had the significant benefit of reducing soluble salts, one of the primary factors of stone decay, the process could significantly jeopardize the structural integrity of the stone as well as disrupt pigmented surface decoration. Immersion of the Nefermaat and Atet limestone relief fragments (MFA Eg. Inv. 40; Petrie 1892) in the 1970s caused swelling of clay deposits, internal cleavage, and, possibly, overall softening of the stone.
Одной из основных мер защиты, используемых в начале и середине 20-го века, было опреснение, т.е. извлечение солей из песчаника или известняка. В настоящее время опреснение, путем погружения на длительное время артефакта в дистиллированную воду, в которой отсутствуют ионы солей, не практикуется. Его защита осуществляется через управления окружающей средой. Вода же помимо устранения электрически активных частиц, влияющих на скорость эрозии материала, приводит к деструкции каменных изделий и нарушает пигментацию, окрашенных поверхностей. Водяные потёки, которые видны на лице бюсте Нефертити, особенно, под глазами, оставлены, очевидно, процедурой опреснения этой скульптуры.
Для выведения из материалов солей бюст опресняют, т.е. вымачивают в дистиллированной воде. Эта процедура, однако, оставила на лице Нефертити темные разводы. Эти водяные разводы можно рассмотреть на фотографиях 20-х годов, когда бюст впервые выставлялся на показ публике. На последней цветной фотографии хорошо просматриваются также следы усадки поверхностного слоя под глазами, о которых рассказывалось выше.
Поверхность изделия под влиянием внешних воздействий может растрескаться, разрыхляться, шелушиться, деградировать как-то иначе в виду молекулярного распада, диссоциации вещества и его низкой молекулярной связанности. Во избежание этих нежелательных изменений, поверхность изделия нужно подвергнуть упрочению и заживлению "ранок" эрозии. Прежние методы упрочения поверхностей с помощью целлюлозы дали временный эффект. Сегодня от целлюлозы пришлось отказаться. Позже широко использовались покрытия из клея ПВА, еще позже изделия пропитывались другими полимерами, например В-72.
СПРАВКА. Целлуло́ид (от целлюлоза, фр. cellulose от лат. cellula «клетка») — пластмасса на основе нитрата целлюлозы (коллоксилина), содержащая пластификатор и краситель. Целлулоид перерабатывают горячим штампованием, прессованием, механической обработкой. Существенный недостаток целлулоида — его высокая горючесть, вследствие чего использование его в промышленности существенно сокращено. В 20-м веке целлулоид широко применялся для изготовления кино- и фотоплёнки, мячей для настольного тенниса, линеек, корпусов музыкальных инструментов, игрушек и других изделий.
Бюст Анх-хафа в этой борьбе за сохранность поверхности как раз является показательным. На рисунке 14 рассматриваемой статьи приведена фотография бюста сразу, как его откапали в 1925 году. На следующем рисунке (15-ом) приведена фотография, сделанная летом 1927 года, когда бюст прошел стадию опреснения, покраски и покрытия его поверхности слоем целлулоида. В результате поверхность приобрела неестественный блеск. Уже в сентябре того же года в письме к Смиту (J. L. Smith) Данхэм (Dunham) писал, что на нескольких участках спины (как это видно на рисунке 16) целлулоид отслоился вместе с поверхностным слоем краски.
Рис. 14
Рис. 15
Рис. 16
Рис. 17
Эти фотографии взяты из цитируемой статьи
6.3 CONSOLIDATION
Review of museum records clearly demonstrates that the primary challenge of stone conservation over the last century has been the treatment and subsequent re-treatment of unstable stone surfaces. Powdering, flaking, and sugaring surfaces occur on limestone and sandstone artifacts due to the presence of soluble salts and/or poor cementation of particles. Additional internal structural problems may arise from cracking along bedding planes, swelling of clay deposits within the stone matrix, and intergranular cleavage, the latter a condition most commonly observed in granite. Attempts to stabilize these conditions through impregnation with various adhesives have had mixed success. In most cases they appear to have been beneficial, if not mandatory, for short-term preservation, but in many other cases consolidation has proven to be detrimental for long-term stability.
Wax, shellac, and natural resins have been identified as early consolidants of limestone and sandstone artifacts. Possibly some of these treatments were carried out in the field. Cellulose nitrate was used as a consolidant in Giza, and it was used at the museum into the 1970s, particularly to consolidate pigmented limestone and sandstone surfaces prior to desalination.
PVAC resin was the favored stone consolidant in the 1970s. A dilute solution, usually in toluene, was routinely used on sandstone and limestone, both as consolidant for actively spalling surfaces and as a precautionary measure for stable pieces that did not yet show signs of salt efflorescence. Nubian granite statues and stelae that showed delamination and networked cracking were stabilized with thicker concentrations of PVAC, which acted as both a consolidant and a gap filler. Elmer's Glue-All was also used as a stone consolidant. Sometime in the history of the museum, flour-based wallpaper paste was also used to consolidate flaking limestone and sandstone artifacts. Finally, soluble nylon has also been encountered on spalling limestone reliefs.
During the 1980s and 1990s, many new materials were investigated as possible stone consolidants. Vacuum impregnation of poorly cemented sandstone with Paraloid B-72 was implemented in the late 1970s and early 1980s.
Этот пагубный эффект (отслоение краски, см. рис. 16) произошел из-за резких перепадов влажности и температуры, которые случились до помещения бюста в сухую камеру (рис. 17). Прежнее целлулоидное покрытие было признано ошибочным. В статье 1932 года Лукас ( Lucas) предупредил, что дальнейшее воздействие целлулоида на гипсовую штукатурку может привести к растрескиванию краски и отслоению ее фрагментов в форме крохотных блюдец по всей поверхности бюста.
Нос Анх-хафа рассыпался в пыль в течение первых двух лет (сравните также рис. 14 и рис. 15). Что осталась бы от этого бюста, если бы он действительно пролежал в земле четыре тысячи лет, как нас уверяют?
Поэтому к лету 1938 года поверхность бюста Анх-хафа очистили от первого неудачно нанесенного слоя целлулоида, покрыли его более сбалансированным составом целлулоида, который не нарушает окрашенную штукатурку, и поместили бюст в особую камеру (рис. 17), в которой выдерживается стабильный микроклимат. В нижней части витрины, расположен насос, который обеспечивает внутреннюю циркуляцию воздуха сквозь лоток с хлоридом кальция. Это вещество обладает высокими гигроскопическими свойствами, которые характеризуются способностью поглощать водяные пары. В результате этого влажность воздуха внутри камеры снизилась в два раза – с 60 до 30 процентов. (Далее приведена справка по хлориду кальция и цитируется следующий фрагмент из раздела 6.3).
СПРАВКА. Хлорид кальция (CaCl2) — бесцветные кристаллы плотностью 2,51 г/см³, tпл 772 °C. Обладает высокими гигроскопическими свойствами. Растворимость (1 г на 100 г H2O): 74 (20 °C) и 159 (100 °C). Водные растворы хлорида кальция замерзают при низких температурах (20%-ный — при −18,57 °C, 30%-ный — при −48 °C). CaCl2 образует гидрат CaCl2 · 6H2O, устойчивый до 29,8 °C; при более высоких температурах из насыщенного раствора выпадают кристаллогидраты с 4, 2 и 1 молекулами H2O. При смешении CaCl2 · 6H2O (58,8 %) со снегом или льдом (41,2 %) температура понижается до —55 °C.
Так выглядит хлорид кальция CaCl2
The bust of Prince Ankhhaf (MFA 27.442; Bolshakov 1991), a lifelike portrait composed of painted gypsum applied over carved limestone, illustrates the ongoing struggles with cellulose nitrate in relation to soluble salt activity. Correspondence among Reisner, Smith, and Dunham in 1927, two years after the bust was excavated, reveals that Lucas had consolidated the bust with celluloid in Egypt (fig. 14). By April 1927 the bust had been almost completely overpainted (fig. 15), presumably prior to Lucas's consolidation. The bust came to Boston in the summer of 1927, and shortly after its arrival was placed in a case with deliquescent salts as an effort to curb soluble salt activity. In a letter to J. L. Smith from September of that year, Dunham noted that the “celluloid coat has been lifted in small patches and bubbles, together with the surface layers of the paint” (fig. 16; Dunham 1927). He attributed this condition to “extreme changes in humidity and temperature” that occurred before the bust was placed in the desiccated environment. He noted that the surface appeared shiny and called “the celluloid coating a mistake.” It is possible that the condition of the Ankhhaf bust prompted Lucas to warn,“An excess of celluloid (i.e. too strong a solution or too many coats of a dilute solution) on certain painted objects, especially tempera paintings on clay plaster, may cause the paint to crack and to become raised up in small saucer shaped fragments over the whole surface” (Lucas 1932, 42–43).
By the summer of 1938, the celluloid coating had begun to peel. Young reduced the coating, apparently without disruption of the underlying pigment, and designed the first documented microclimate in the museum. A pump, installed in the bottom of the display case (fig. 17), circulated internal air over a tray of calcium chloride. The humidity was lowered from 60 to 30% RH, where it remained for some time. The bust has required minor consolidation since that time but has remained remarkably stable under current gallery conditions.
Over the past 30-plus years, PVAC coatings have remained easily reversible and have not significantly discolored. Exudation of the resin under elevated temperatures has been observed on heavily consolidated pieces, such as a Nubian granite stele (MFA 23.736). This object had been consolidated with 18.9 liters of PVAC in the 1970s due to severe internal cracking.
На внутренней стороне дверцы камеры жизнеобеспечения бюста (рис. 17) имеется диаграмма. В верхней ее части показана ломанная кривая изменения влажности внешней среды. Мы видим, что влажность изменяется в широком диапазоне и в среднем составляет 60%. В нижней части диаграммы изображена почти горизонтальная прямая на уровне приблизительно 30%. Небольшой всплеск влажности, по-видимому, связан с заменой старой порции порошка хлорида кальция на новую. С того времени (т.е. с 1938 года) дополнительное упрочение поверхности бюста практически не понадобилось. В современных условиях галереи поверхность бюста остается стабильной.
Диаграмма изменения влажности вне витрины (верхняя кривая ~ 60%)
и внутри витрины (нижняя почти горизонтальная прямая ~ 30%)
Однако мы не знаем, что произойдет с этим бюстом, если он будет находиться в той же самой камере через 100 лет, тем более, через 4 тысячи лет — это время, в течение которого, как считается, бюст находился в глинистой почве Гизы. Одно можно с уверенностью сказать, что без специальных мер упрочения и консервации гипсовой штукатурки, поверхность данного изделия превратится в пыль и бюст потеряет всякую первоначальную форму.
Напомним, что произошло с прочнейшим гранитом-диоритом, из которого сделана голова царицы, найденная в песках Амарны. Сравните раковины ушей двух скульптур, о которых рассказывалось в самом первом фильме, посвященном материалам (см. Часть 1). Там же показывалась голова царицы, высеченная из известняка и находящаяся в течение трех с лишним тысяч лет в горах, на пограничной стеле.
Три скульптуры Нефертити, "найденные" Борхардтом в Амарне,
выполнены из гранита, гипса и песчаника.
Известняковая голова Нефертити, снятая
Дэвисом в 1907 году с пограничной стелы
Пограничная стела, установленная в горах близ Амарны
Сравнение двух ушных раковин:
на граните видны сильнейшие следы
эрозии, а на гипсе их почему-то нет.
Правое ухо Нефертити крупно:
следы эрозии на гипсе отсутствуют.
Повреждение правого уха видно на самой первой фотографий 1912 года.
Может быть, это ухо отремонтировал мастер Тутмос?
Повторяем, мы не знаем, каким образом защищена гипсовая штукатурка бюста Нефертити. Наверняка, для нее подобран самый благоприятный климат внутри стеклянной витрины.
Каким образом защищена гипсовая штукатурка бюста Нефертити,
нам не известно. Одно ясно, без системы жизнеобеспечения, как
у бюста Анх-хафа, скульптура не просуществовала бы 100 лет.
Можно также не сомневаться, что для всех так называемых амарнских скульптур, сделанных фальсификатором из гипса, известняка и песчаника, созданы подобающие условия, которые контролируются прецизионными датчиками, работа которых не прерывается ни на минуту, а их показания фиксируются чувствительными записывающими устройствами. Наверняка, все мало-мальски ценные экспонаты Берлинского музея покрыты консервирующей прозрачной пленкой и, кроме того, находятся в стабильной газовой среде, никак не влияющей даже на эту защитную пленку.
Амарнские скульптуры из мастерской Тутмоса находятся в специальных
камерах, в которых поддерживается благоприятный для них микроклимат
Эхнатон — раз, два, три ... Сколько их по музеям разбросано?
Лепим Эхнатона на девичий вкус
В ком из них больше правды? Может быть, царю к красивым губкам
вылепить симпатичные глазки, ушки поправить — ну, и так далее?
"Найденные" Борхардтом куски гипса не образуют лица Эхнатона.
На прошедшей юбилейной выставке не все бюсты Эхнатона находились под "колпаком". По крайней мере, два из них — 1 и 3 — его не имели. Значит, эти два не представляют никакой ценности? Нужно ли их было выставлять на обозрение в зале, где стоят подлинники? Не вносим ли мы элементы произвола своей "реконструкцией"? На первый план выставляйте, пожалуйста, то что нашли — "не мытые" куски гипса, а где-то на десятом плане — "девичьи" интерпретации. Это — проблемы общего плана; к борхардским подделкам они относятся опосредованно.
О вредоносных процессах эрозии материалов слышали, наверное, все. Специалисты могут более или менее точно оценить время деградации материалов. Посмотрите, не прошло и полвека, как нос у мраморного бюста кайзера Вильгельма II-го испытал деструкцию и его пришлось ремонтировать.
Пострадавший от эрозии нос мраморного кайзера Вильгельма II (прошло менее 50 лет) ...
Создатели фильма "Одиссея Нефертити" обманывают своих зрителей, когда демонстрируют им постановочные кадры извлечения из сухого, не слежавшегося грунта практически не пострадавший от эрозии бюст Нефертити и другие артефакты, которые выглядят как новенькие, будто они все три с лишним тысячи лет находились в идеальных камерах, поддерживающих их в первоначальной форме.
... и не пострадавший гипсовый бюст Нефертити,
пролежавший в грунте более трех тысяч лет.
Фильм "Одиссея Нефертити" относится к разряду научно-популярных, т.е. по идее, он призван популяризовать достижения археологии, адресовав их молодежи и несведущим людям, далеким от строгой науки археологии. В действительности же, показанный игровой фрагмент этого фильма относится к научно-фантастическому жанру или даже к художественно-романтическому. Скажите, чем этот вымысел отличается, например, от фильма 1994 года, который называется "Нефертити — дочь Солнца". Посмотрите его начало и сравните с предыдущими кадрами.
Три кадра из фильма "Нефертити — дочь Солнца".
"Никто и никогда не видел такой красоты" — слова,
сказанные одним из персонажей фильма. Эту же мысль
нам вдалбливают вот уже в течение столетия.
Сегодня Нефертити и Эхнатон превратились в неиссякаемый источник самых невероятных поэтических историй, которые никакого отношения к археологии, истории и культуре Древнего Египта не имеют. Берлинский музей является коммерческим предприятиям для извлечения исключительно экономической выгоды. Поддерживая сложившуюся мифологию вокруг амарнских царствующих особ, директора музея (нынешний и предшествующий) скрывают вполне научно обоснованную истину об этом коротком периоде истории Египта и преднамеренно вводят мировое сообщество в преступное заблуждение.
Символ Германии
В одном ряду
Дитрих Вилдунг и Александр Хупперц еще на свободе.
Безобразие! Как вопрошал классик: "Где посадки?"
Преемница славных традиций Берлинского музея
— Что общего между Нефертити Гитлера и "модницей" Борхардта?
— Неприкрытый обман ничего не подозревающей общественности.
Нефертити — это круто
В чем состоит правда об Амарне? В банальном потопе. Столицу Эхнатона просто-напросто смыло с лица земли во время одного из больших паводков Нила и затяжных проливных дождей, вызвавших разрушительные сели, которые низверглись вниз, в Амарнскую долину, с высоты восточных гор. Напомним тривиальный факт. Во времена Эхнатона не было никакой Асуанской плотины в верховьях реки. Поэтому в сезон разлива реки нельзя было регулировать объем воды, поступающей в русло Нила. О его катастрофических разливах писали еще историки Древней Греции и Рима.
В моем фильме, к сожалению, вкралась обидная ошибка: вместо Асуанской плотины там показаны снимки плотины Гувера, которая находится в США. С помощью нижеследующей сноски зайдите на Гугл-карту и сами посмотрите, как выглядит Асуанская плотина со всех сторон (для этого найдите на карте опцию показа фотографий).
Асуанскую плотину в верховьях Нила вы можете рассмотреть вблизи,
для чего нижмите опцию "фотографии".
Жители старых городов вроде Луксора — древняя столица Египта Фифы, откуда прибыл Эхнатон — в течение своей долгой истории научились обезопасить себя от наводнений. Но инженеры новой столицы еще не знали о жутких последствиях, которые время от времени происходили от высокой воды и сильных ливней в районе Амарнской долины.
Эхнатон (Akhenaten)
Имеются ли какие-либо подтверждающие факты этому природному катаклизму. Да, имеются, причем более чем убедительные. Об одном из таких фактов рассказывается в кинофильме производства ВВС под названием "Затерянный город фараона" ("The Pharaoh's Lost City"), поставленный режиссером Джоном Фишером (John Hayes Fisher) в том же году, что и фильм "Одиссея Нефертити" ("Nefertiti's Odyssey"), т.е. в 2007. Приведем из него небольшой фрагмент, посмотрите его (ниже приводится текст и кадры из этого фильма).
Фильм "Затерянный город фараона", снятый
на BBC режиссером Джоном Фишером в 2007 г.
Закадровый текст, произнесенный диктором: "Более сотни лет археологи напрасно искали останки жителей Амарны. В 2005 году группа Барри Кемпа сделала важнейшее открытие. Подземные воды вымыли наружу человеческие кости с кладбища времен мятежного фараона. Это первые находки, которые могут быть идентифицированы как тела работников, проживавших в городе".
Прервемся на этом месте, чтобы выделить главную ошибку, допущенную Барри Кемпом и его группой единомышленников в 2007 году. Как подземные, именно, ПОДЗЕМНЫЕ, подчеркнем, воды могли залить могилы похороненных здесь жителей на глубине порядка одного метра? Более того, мы видим, что человеческие кости были вымыты наружу и беспорядочно разбросаны на обширной территории. Это невозможно с точки зрения физики явления. Произнесенное диктором предложение является абсурдным. Поток воды, точнее, грязевый поток должен протекать по поверхности земли, захватывать часть грунта, размывать могилы и уносить силой течения потока трупы или их части на какое-то расстояние от кладбища.
Но продолжим смотреть фильм, с того места, где он был прерван...
Рассказывает археолог Анна Стивенс (Anna Stevens): "У нас здесь есть верхняя часть тела, скорее всего, принадлежавшая одному человеку. Череп лицом вниз и грудная клетка. Вот еще один сильно поврежденный череп. Еще один здесь в песке — мы его еще не до конца откопали. А это нижняя челюсть от черепа. Так что, вероятнее всего, у нас здесь четыре головы. Но большинство тел пропало, их уже невозможно восстановить".
Археолог Анна Стивенс (Anna Stevens)
Диктор: "Стало очевидно, что археологи не первые, кто потревожил амарнских мертвецов. Кости разбросаны, перемешаны и для того, чтобы определить происхождение останков, Барри Кемп (Barry Kemp) пригласил в свою команду профессора Джерри Роуза (Jerry Rose), антрополога, и картина тут же стала проясняться".
Барри Кемп (Barry Kemp)
Джерри Роуза (Jerry Rose)
Анна Стивенс: "Не очень хорошо сохранился... (показывает на останки в песке). Начиная отсюда нет никаких черепов. Это, кажется просто песок...
Нижняя челюсть и осколки разбитых черепов указывают на то,
что мощные грязевые потоки привели к расчленению тел и
полному развалу всех скелетов захороненных людей.
Джерри Роуз: "Вот это, очевидно, таз. Это, видимо, молодой человек, потому что кости здесь еще не срослись, а здесь у нас еще один... Изначально мы ожидали, что останки будут целыми и невредимыми. Но все они были ограблены, причем ограблены еще в древние времена, когда тела еще не полностью разложились и кости все еще держались вместе. Вероятно, в течение примерно десяти лет с момента захоронения.
Эти ребра и позвонки были разделены потоком сели, а не грабителями.
В прошлом году, когда девочки нашли тела, они нашли только верхние части тел. Их удивило, что нигде не было ног и, конечно, это связано... (с ограблениями). Древние грабители, докопав до головы, вытаскивали ее, осматривали ее в поисках драгоценностей, а затем отбрасывали в сторону. Потом хватали труп за плечи и буквально вырывали его из земли. Поэтому в могилах мы обычно находим только ноги, а верхние части тел грабители складывали отдельно и обыскивали".
Слова Джерри Роуза и зарисовка останков человека подсказывают нам картину того, что случилось во время наводнения реки и схода с гор селевых потоков. Мощный грязевый поток рвал тела умерших на части. За счет округлости черепа и грудные клетки трупов относились на дальние расстояния от исходных могил. Кости ног и рук не обладают такими гидродинамическими свойствами, поэтому они оставались в могилах или переместились на небольшие расстояния.
В фильме мы видим, как Анна Стивенс откапывает группу четырех черепов собранных вместе. Как получилось, что черепа без других частей тела скопились в одном месте? Может быть, это сделали грабители? Зачем им это нужно? Эту работу за них сделали грязевые потоки. Представим себе, что один из черепов легко катился по песчаному дну, пока он не налетел на камень, который отбил у него нижнюю челюсть; в итоге, череп прочно увяз в песке. За него зацепился другой череп, потом еще и еще. Таким образом, возникло нагромождение полуразбитых черепов, которое мы и увидели в фильме.
Другим ярким фактом, говорящим нам о существовании в древние времена селевых потоков, является размытее дорог, которые жители Амарны выложили от дома к дому на всей территории долины. Вот как выглядела очищенная от крупных камней дорога —
На нижеследующем плане (взят с сайта AP) показаны восстановленные современными археологами дороги эпохи Эхнатона, которые обозначены красными линиями. Мы видим, что из лощины в восточных горах, куда ведет путь к царской гробнице (Roeal Tomb), вырвался мощный селевой поток, который смел выложенные жителями Амарны дороги. Во всяком случае, археологам из группы Кемпа их обнаружить не удалось. Из лощины, находящейся южнее направления к королевской гробнице, извергся другой селевой поток, который также смел проложенные там дороги.
Теперь сравните приведенный выше план, где указаны древние дороги, с картой данного района, снятой с космического спутника уже в наши дни.
Мощные селевые потоки срезали как ножом стены домов и хозяйственных построек, так что сначала археологи не поняли, зачем жители Амарны возводили мощные каменные стены небольшой высоты. Они думали, что данные постройки возводились в оборонительных целях против мнимых или реальных врагов, т.е. их принимали за некие фортификационные сооружения.
Итак, руководитель Амарна-проекта Барри Кемп, обнаружив разбросанные кости, пригласил к себе на работу антрополога Джерри Роуза, который рассказал нам, что произошло три с лишним тысячи лет назад. На самом же деле, антрополог всех нас запутал. Он даже близко не представляет себе, что может происходить с кладбищем, когда его затапливает разлившейся рекой. Выход из берегов Нила было страшным явлением для древних жителей Египта. Чтобы представить картину ими пережитого, мы показываем вам документальные кадры наводнения, которое произошло в начале лета этого, 2013 года, на европейской территории, в частности, Австрии, где погибли люди.
Река Нил со всеми своими притоками
Это стихийное явление было вызвано проливными дождями. Разлив Нила происходит во время таяния ледников, которые еще сегодня остались на вершине Килиманджаро и в горах Кении, находящихся в экваториальных районах Африки, где находятся истоки Нила и где в древние времена шли интенсивные ливневые дожди (см. раздел Когда начали исчезать африканские ледники). Стремительное течение реки срезало верхний слой грунта. Трупы усопших рвало на части. Ноги могли оставаться еще в твердом грунте, а голова и грудная клетка попадали под мощный грязевый поток. Под напором несущейся воды, песка и больших камней человеческие тела разрывались на части.
Что могли искать грабители у похороненных рабочих, которые в своей массе представляли собой бедных и несчастных детей, молодых мужчин и женщин? Они умирали в результате безжалостной эксплуатации, недоедания и тяжелых болезней? Какие драгоценности могли быть у этих несчастных жителей? То, что для современных археологов представляет большую ценность, для тогдашних египтян выглядело обыкновенным мусором или сущей безделицей, ради которой не стоило и нагибаться, чтобы подобрать ее с земли. Грабили гробницы царей и царских сановников, а не простых смертных — это совершенно понятно. Известен случай, произошедший в наше время, когда родители в гроб умершей малолетней дочери положили ее любимую куклу. Какой грабитель будет откапывать гроб ради подобной мелочи?
Джерри Роуз ошибся и сбил с толку археологов, египтологов и историков периода Амарны. Версию разлива Нила, уничтожившего не только южное кладбище, находящегося довольно высоко, но и весь город вместе с его жителями, нужно проверять и перепроверять по другим фактам. Они, непременно, найдутся, если исследования вести в указанном направлении. Если версия наводнения окажется верной, то ни о какой мастерской Тутмоса, где якобы на глубине полуметра был найден бюст Нефертити и другие скульптурные артефакты, не может быть и речи.
Важно помнить одно: ландшафт данной местности сформировала река: она "раздвинула" горы и образовала правобережную долину. Селевые потоки, ливневые дожди и пылевые бури помогли ей в этом. Скорее всего, Амарна погибла в результате природного катаклизма, а не социального или религиозного, как считает сегодня большинство египтологов. При правлении Эхнатона во время паводка на реке и непрерывно идущих ливней в районе Амарны произошло сильнейшее затопление долины. Дворцовые, храмовые, хозяйственные и жилищные постройки вместе с сельскохозяйственными угодьями были уничтожены. Последующие за этим голод и болезни сделали свое дело: люди ушли из этой местности и вернулись к своим прежним очагам и традиционным богам.
Главный враг гипса — вода. Вот фотография дороги, ведущей
к царской гробнице. В январе 2010 года проливные дожди пропитали
Амарнскую пустыню так, что надолго остались большие лужи
(фото из журнала "Horizon", ISSUE 8 Winter 2010, p. 11).
Затопление правобережной долины Нила, где находились городские постройки, скорее всего, произошло с двух сторон — со стороны Нила и со стороны восточных гор, откуда при ливневом дожде — а они бывали там во времена Эхнатона часто — в долину реки устремлялись грязевые потоки — смесь воды, песка и камней. При разливе Нила общий уровень реки не обязательно мог достигать рабочих поселений (Workmen's Village и Stone Village).
Вероятностная картина геофизического процесса, обусловившего вынос большого количества каменистого грунта в районы Workmen's Village и Stone Village, выглядит следующим образом. На юге долины мощный поток воды (синие стрелки) врезается в мягкий грунт (область зеленого цвета), состоящий из ила и песка. Он быстро густеет, согласно степенному закону Эри. Затем грязевый поток увлекает за собой всё более и более крупные известняковые породы в виде больших булыжников, которые выносятся в район Workmen's Village и Stone Village. Это — один из механизмов переноса больших камней; второй способ связан с селевыми потоками, обрушившимися на Амарнскую долину с восточных гор (об этом ниже).
СПРАВКА. Закон Эри выражается формулой: M = kV6, где M — масса мелкой частицы или крупного тела, переносимая потоком, V — скорость потока и k — коэффициент пропорциональности, зависящий от топологии местности. Предположим, при конкретной скорости Vo поток увлекает частицу массой 1 г. Чтобы этот же поток мог увлечь камни массой в 1 кг, он должен приобрести скорость V = 3,16 Vo. Для перемещения каменных глыб весом в 1 т, скорость потока должна быть V = 10 Vo. На склонах гор скорость селевых потоков увеличивается в несколько раз, так что в горные долины выносятся камни огромной массы.
С помощью следующей сноски вы легко переместитесь в среднее течение Нила, в район Амарны, где находилась древняя столица государства Эхнатона.
Увеличьте карту и поработайте стрелками, чтобы
как следует рассмотреть земли долины Амарны
Размытее южного кладбища и вымывание из могил останков умерших жителей, а также характерное рассредоточение костей на больших площадях (круглые черепа откатились от исходных могил далеко, туловища с грудной клеткой остановились на полпути, а ноги, обладающие низкими гидродинамическими формами, остались в могиле) явно свидетельствует, что здесь протекали мощные селевые потоки. Каменистые пустыни, особенно, в районе Workmen's Village и Stone Village, также говорят о многом.
Северная гряда гор Амарнской долины, на которой
хорошо видны следы древних селевых потоков.
Центральные селевые потоки.
Следы селевых потоков, сфотографированные
с вершины северных гор.
Южный горный овраг, оставленный мощным грязевым потоком.
Всё это делает вода, ветер и немножко люди.
Каменистые пустыни, оставленные после выветривания более
легких фракций из некогда толстых селевых наслоений.
Каменистые пустыни, густо усеянные большими камнями.
Видно, что исходный селевой поток был более мощным,
чем на предыдущей фотографии.
Откуда взялись эти камни? Разумеется, их принесла сюда сель. Потом, ил и песок выветрились, а тяжелые камни остались дежать на месте. Этот природный процесс происходил многократно. Жители южных районов Амарны использовали камни, принесенные селями, для постройки своих жилищ и хозяйственных сооружений. Но их постройки были смыты очередным потопом, который мог обрушиваться раз в столетие или еще реже. Вода, голод и болезни унесли тысячи жизней. Люди прокляли правителя и его бога, которые принесли им столько бед. Оставшиеся в живых ушли в традиционные места проживания и вернулись к старой вере многобожия.
Смотрите видео на эту тему
http://youtu.be/M6RoyKwU4fY
|