О.Е. Акимов
Добавим к сказанному в статье Н.В. Богомоловой и Н.А. Бигельдиной «Лабиринты жизни» следующую информацию. Известно, что у супругов Милоша Милошовича Марича и Марии Васильевны Карповой не было детей. Жили они в Саратове предположительно на проспекте Ленина-54 (ныне улица Московская); их дом в конце 1990-х годов снесен. Умер Марич предположительно в конце 1944 года; похоронен он в общей могиле на Воскресенском кладбище, которое закрылось в 1970 году. Существовала легенда, что его сестра, Милева Марич, прислала ему семейную реликвию — кольцо, которое ей передал умирающий отец. Где оно находится сейчас — не известно. Не известно также, как долго прожила его жена М.В. Карпова и кто остался сейчас в живых из ее родственников.
Вряд ли мы имеем право вслед за Милошем-старшим, осуждать нравственный выбор Милоша-младшего. Да, он дезертировал из Австро-Венгерской армии и перешел на сторону врага. Но в России к тому времени свершилась Социалистическая революция, которую он восторженно воспринял. Вместе с Бела Куном и другими революционерами, прибывшими в Советскую Россию со всей Европы, он боролся на стороне Красных, против Белых. Позднее Бела Кун обвинили в уничтожении многих сотен невинных людей. М.М. Марич не был репрессирован, несмотря на близкое знакомство с Бела Куном, но он всё же был судим, правда, не известно за что именно.
М.М. Марич прожил жизнь, как он считал нужным и не нам его осуждать за «предательство» чьих-то там политических ожиданий. Наш долг рассказать о его жизни самым объективным образом.
Его личное дело хранится в архиве Самарского государственного медицинского университета (СГМУ). Одним из подразделений СГМУ является Музей истории вуза. Он создан в январе 1985 года по инициативе заслуженного врача РСФСР Л. Г. Горчакова. Недавно Музей получил новое помещение и «остро нуждается в пополнении экспозиции». Проректор по научно-исследовательской работе, Владимир Николаевич Николенко, и заведующий Музеем, Никита Валерьевич Ильин, обратились к широкой общественности с просьбой присылать на адрес Музея старинные книги по медицине, фотографии врачей, ученых-профессоров и бывших работников СГМУ, медицинские инструменты и т.д. Однако самыми ценными экспонатами Музея были и остаются подлинные документы, рассказывающие о знаменитостях мирового уровня. Милош Милошович Марич, несомненно, относится к таковым.
Как стало известно, из статьи Н.В. Богомоловой и Н.А. Бигельдиной «Лабиринты жизни», одним из революционных товарищей Марича был Бела Кун (Bela Kun [Kohn], 1886 — 1939), сын сельского нотариуса, родом из Трансильвании (в то время, Силадьчех). И хотя Бела Кун родился в еврейской семье, всю жизнь он придерживался интернационалистической позиции, а рос в культурной среде венгров.
Близкое отношение к венгерским традициям имел и Милош Марич. Его отец первоначально носил не сербскую фамилию Марич (Maric), а венгерскую Марити (Marity). Фамилию его матери сейчас пишут тоже на сербский манер — Ружич (Ruzic), хотя первоначально она писалась как Рузитс (Ruzits). Оба родителя происходят из местечка Новый Сад, по-сербски — Novi Sad, по-немецки — Neusatz, что было результатом транслитерацией венгерского наименования — Újvidèk.
Однако венгерская культура, религия и атрибуты государственности в Австро-Венгерской монархии проявлялись слабо. В частности, регистрация новорожденных в Новом Саду производилась в сербских православных приходах. Таким образом, дети Марити и Рузитс — Милева, Зорка и Милош — получили сербскую регистрацию и впоследствии стали считаться сербами, так как Новый Сад попал под юрисдикцию Сербии. Впрочем, все нации Балканского региона — венгры, сербы, хорваты, турки, немцы и т.д. — сильно перемешались, так что установить этническую принадлежность проживавших там людей очень сложно.
Итак, Бела Кун и Милош Марич не только были примерно одного и того же возраста, одной славянской культуры, общались на нескольких европейских языках — немецком, французском, английском, русском венгерском и сербском, — но оба учились в Коложварском университете, одновременно в 1914 году призвались в австро-венгерскую армию и оба попали в плен к русским. Правда, Бела Кун, в отличие от Милоша Марича, так и не окончил Коложварский университет, а потому в 1916 году оказался не в Москве, как это случалось с высокообразованными пленными, а в томском лагере для военнопленных. Впрочем, условия пребывания в нём не отличались большой строгостью.
Бела Кун (1886 – 1939)
Уже в 1917 году он вступил в ряды Российской социал-демократической партии. Молодой человек, успевший за три десятка лет испытать немало трудностей, с радостью принял победу Октябрьской революции. В связи с этим он развернул самую активную пропагандистскую работу среди военнопленных, находящихся в томских лагерях, в частности, начал много писать статей-агиток для газет «Сибирский рабочий» и «Знамя революции». В январе 1918 года Кун приехал в Петроград и под Нарвой принял участие в его обороне. Позднее он участвовал в подавлении левоэсеровского мятежа в Москве. В это время Кун неоднократно встречается с Лениным, который поручил ему, например, навести революционную дисциплину в рядах австро-венгерских социал-демократов, для чего тот выезжал в Вену и Будапешт.
Если Милош Марич был прежде всего ученым, то Бела Куна нужно назвать профессиональным революционером и видным общественным деятелем. В частности, уже в 1902 году 16-летний гимназист вступил в ряды социал-демократической партии Венгрии (СДПВ). В 1905 году, бросил юридический факультет Коложварского университета, чтобы целиком посвятить себя публицистической журналистике. Когда Милош Марич завершал учебу в университете — это произошло в 1907 году, — Бела Кун получил свой первый тюремный срок (к счастью, по истечении короткого периода его полугодовой срок был заменен общественными работами). В 1913 году он делегат 20-го съезда СДПВ от Коложварской парторганизации. В 1919 году возглавил нарком иностранных дел и нарком военных дел Венгерской Советской Республики (ВСР). Затем много лет состоял членом ЦК Компартии Венгрии, а с 1921 года вошел в Президиум Исполкома Коминтерна.
В ноябре 1918 года Бела Кун нелегально вернулся в Венгрию и вместе с единомышленниками создал Коммунистическую партию у себя на родине. Его единодушно избрали председателем КПВ. 22 февраля следующего года он был арестован за организацию массовых беспорядков, окончившихся убийством полицейского, но через месяц освобожден в связи с провозглашением 21 марта 1919 года Советской Республики. В это время к власти в Венгрии пришла коалиция коммунистов и социал-демократов во главе с Шандором Гарбаи. Заняв пост комиссара иностранных дел, Бела Кун писал Ленину: «Моё личное влияние в Революционном правительстве настолько велико, что диктатура пролетариата будет решительно установлена».
Выступлениея Бела Куна на митингах венгерских рабочих в 1919 году
Действительно, в июне под предводительством Куна в стране начался красный террор, в результате которого за короткое время было убито свыше полутысячи человек. Культ его личности нарастал как снежный ком. В народе пели куплеты: «Если спросит Бела Кун, Бела Куну скажем: за советский Будапешт все костями ляжем». Однако кровавая политика встретила резкий отпор со стороны местных социал-демократов и международных политических кругов стран Антанты. Положение социалистического правительства ВСР резко осложнилось, когда немецкие и чехословацкие части развернули боевые действия против венгерской Красной армии во главе со Штромфельдом. Белая армия во главе с Хорти организовала широкое народное сопротивление, закончившееся массовой бойней, унёсшей 70 тысяч жизней.
После падения Венгерского правительства социалистических советов (1 августа 1919 года) Бела Кун с группой приближенных товарищей бежал в Вену, а через год вернулся в Советскую Россию. После кровавой мясорубки у себя на родине, он тут же включился в военно-боевые действия на юге России. Сначала он был включен в Реввоенсовет Южного фронта; после поражения армии Врангеля его назначают председателем Крымского революционного комитета, который руководил борьбой с белогвардейцами. Помня о венгерском белом терроре, организованном Хорти, Бела Кун проявил невиданную жестокость здесь, на крымской земле. В результате его военно-революционной деятельности в землю полегло по разным оценкам от 50 до 100 тысяч человек.
Особое возмущение вызвал один крымский эпизод с участием Фрунзе и Троцкого. Первый объявил о широкой амнистии всем тем, кто проявит лояльность правительству Советской России. Второй же, нарушив обещание Фрунзе, отдал приказ на уничтожение десятков тысяч белых офицеров, которые уже сложили оружие и не собирались воевать против Красной армии. При этом власти Крыма составляли длинные списки тех, кто сдавал оружие. Ночью по адресам, указанным в этих списках, приходили комиссары с револьверами и расстреливали уже повинившихся офицеров и членов их семей прямо во дворе дома. Поднялся бунт, который, однако, был безжалостно подавлен летучими карательными отрядами. Выполнение подлого приказа Троцкого об уничтожении «сорока тысяч лютых врагов революции» лег на плечи закаленного в боях Куна. Таким образом, воюя с русскими белогвардейцами, немецкими, чехословацкими и прочими интервентами, посланными Антантой, он как никто другой способствовал раскрутке маховика кровавого террора, унесшего впоследствии жизни нескольких миллионов россиян.
Троцкий, Фрунзе и Кун рассматривают карту Крыма
В 1921 год по указанию Ленина, выказавшему неудовольствие по поводу проявленных жестокостей в Крыму, Куна перебрасывают на Урал, хотя в марте этого же года он выезжал еще в Германию для организации и участия в революционных выступлениях немецких рабочих. В сентябре 1923 года он возглавил Российский союз молодежи. В 1927 году награждён орденом Красного Знамени. В апреле 1928 года был арестован в Вене как военный преступник, но вскоре освобожден после устроенного правительством Советской России громкого международного скандала. Дальнейшие годы его жизни связаны с работой в Коминтерне. Работа в Исполкоме этого международного учреждения была прервана гражданской войны в Испании. С 1936 по 1938 год он находится в этой стране, входит в руководящий состав Компартии Испании и помогает наладить работу военной машины.
Вернувшись в Москву, он почувствовал резкую смену политического вектора Сталинского руководства. Ему не были уже предложены высокие должности и почетные руководящие посты. Он устроился работать в «Гослит», занялся переводами на русский язык венгерских и прочих иностранных текстов. Однажды в московскую квартиру нагрянули сотрудники ОГПУ и отвезли его в Лефортово. Обвинение стандартное: шпионаж в пользу иностранных государств (в частности, Румынии), потворство троцкистам и неуважение к товарищу Сталину.
Его прославленные друзья по Коминтерну — Пальмиро Тольятти, Клемент Готвальд и Вильгельм Пик — ничего не смогли для него сделать. Венгерский коммунист, всю жизнь честно боровшийся за победу коммунистической революции во всём мире, был расстрелян 30 ноября 1939 года (по другим источникам это случилось раньше, 29 августа 1938 года). Его жена, Ирен Гал, сын и племянник пошли по лагерным этапам. Реабилитация Бела Куна произошла во время хрущевской оттепели, после ХХ съезда КПСС, в 1956 году.
Вот судьба человека, с которым Милош Милошович Марич, брат Милевы Марич, первой жены Альберта Эйнштейна, находился в товарищеских отношениях.