Дискретная математика:
логика, группы, графы, фракталы
Акимов О.Е.
1.1. Операции логики Буля
Диаграммы Эйлера — Венна
Пусть дана некоторая совокупность предметов, которую после пересчета можно было бы обозначить как
V = {1, 2, ..., 11}.
Предположим далее, что часть предметов, 1, 2, 4 и 6, имеет
круглую форму, а часть — 2, 3, 4, 8 и 9 — окрашена в
белый цвет. В этом случае говорят, что множество
V имеет два подмножества
A = {1, 2, 4, 6} и B = {2, 3, 4, 8, 9}
круглых и белых предметов. Можно исходное множество называть
фундаментальным, а подмножества A и B – просто множествами.
В результате получим четыре класса элементов:
C0 = {5, 7, 10, 11} — элементы не обладают ни одним из названных свойств,
C1 = {1, 6} — элементы обладают только свойством A (быть круглыми),
C2 = {3, 8, 9} — элементы обладают только свойством B (быть белыми),
C3 = {2, 4} — элементы обладают одновременно двумя свойствами A и B.
На рис. 1.1. указанные классы изображены с помощью диаграммы Эйлера — Венна.
Рис. 1.1
Часто диаграммы не имеют всей полноты общности, например та, что изображена на рис. 1.2. На ней уже множество A полностью включено в B. Для такого случая используется специальный символ включения (⊂):
A ⊂ B = {1, 2, 4} ⊂ {1, 2, 3, 4, 6}.
Если одновременно выполняются два условия: A ⊂ B и B ⊂ A , то A = B, в этом случае говорят, что множества A и B полностью эквивалентны.
Рис. 1.2
После того, как определены четыре класса элементов и даны необходимые сведения о диаграммах Эйлера — Венна, введем операции на множествах. В качестве первой рассмотрим операцию объединения.