Итак, не подлежит сомнению, что развитие механики после Ньютона очень много сделало для того, чтобы лишить мистическое и метафизическое понятие силы ее первой роли в системе механики. Механика уже к концу XVIII в. стала выходить из своего метафизического периода и вступала во второй период, кульминационным пунктом которого (для всей физики) было открытие в середине XIX в. универсального закона сохранения и превращения энергии. Этот второй период, согласно характеристике Энгельса, знаменует собой стихийное проникновение диалектики в естествознание и стихийное преодоление метафизического метода, в истории которого Энгельс приписывает Ньютону в основном завершающую роль.
Вступление механики во второй период своего исторического развития было столь же необходимо, сколь необходимо было ее предварительное развитие в первом периоде. Рост промышленного капитализма, крупное машинное производство, промышленный переворот предъявляли новые требования к теоретической механике, которые не могла удовлетворить старая ньютонова механика. То развитие общей механики, которое мы только что вкратце проследили, отражало потребности практики. При исследовании действия машины особенный интерес вызывает ее энергетический баланс. Недаром в качестве основного уравнения движения втеории машин считается уравнение живых сил, о котором в начале прошлого века Пуассон сказал, что оно образует «соединительное звено между механикой теоретической и механикой индустриальной» [Роissоn, Traite de Mechanique, 2-е ed., t. II, Paris, 1833, p. 747].
В гидравлике аналогично этому основным уравнением движения считается уравнение Бернулли, являющееся частным случаем уравнения живых сил.
Как известно, стихийное проникновение диалектики в естествознание в XIX в. не повлекло за собой сознательного поворота буржуазных ученых к диалектическому методу: они по-прежнему продолжали мыслить метафизически, не связывая концов с концами. Это только усугубляет существующий при капитализме разрыв между теорией и практикой и приводит в теории к величайшей «путанице и бессвязности», за которую жестоко бичевал естествоиспытателей Энгельс.
При всем том огромном развитии, которое претерпела механика после Ньютона, теоретики механики не могли отделаться от гегемонии Ньютона со всей его метафизикой и мистикой. Механика стихийно все более и более отходила от основ Ньютона, она все более и более основное значение придавала закону сохранения и превращения энергии, а в это время теоретики продолжали исходить из основ Ньютона, а закон сохранения энергии выводили как интеграл дифференциального уравнения. Противоречие и непоследовательность здесь являются только частным случаем противоречий всего буржуазного мышления.
Но может быть закон сохранения и превращения энергии нельзя положить в основу механики? Может быть, это невозможно в силу математических правил? Оказывается, такого препятствия нет, и это подтверждает целый ряд «экспертов». Вот что говорят В. Томсон и Тэт: «Можно считать, что этот принцип (начало сохранения энергии) заключает в себе всю отвлеченную динамику, так как мы далее покажем, что условия равновесия и движения, во всех возможных случаях, могут быть непосредственно выведены из него» [W. Thomson and P. G. Tait, Treatise on Natural Philosophy, Part I].
С другой стороны, Максвелл писал: «Полное знание закона, по которому изменяется энергия материальной системы, при изменении конфигурации и движения системы, математически равноценно знанию всех динамических свойств системы... Предположим, что внешний по отношению к системе агент производит ее перемещение из одной конфигурации в другую (система получает приращение энергии за счет внешнего агента.— В. E. ). Стало быть, этот агент должен был совершить работу, равную приращению энергии системы. Для этого он должен был приложить силу по направлению перемещения, и среднее значение этой силы, помноженное на перемещение, должно равняться совершенной работе. Отсюда среднюю величину силы можно найти, разделив приращение энергии на перемещение». Далее Максвелл говорит о случае переменной силы, когда ее нужно определять дифференцированием энергии по направлению перемещения» [К. Максвелл, Материя и движение, стр. 60 — 61, Гиз, 1924 г.].
Мнение Планка по этому вопросу (из его недавней статьи) мы уже приводили. Но еще гораздо раньше он писал: «Законы механики, включительно до аксиом Ньютона, можно полностью вывести из закона сохранения энергии. Хотя здесь и не будет строгой дедукции, но механику так же нельзя построить чисто дедуктивным путем, как и всякую другую часть физики. Во всяком случае здесь нужно будет воспользоваться некоторыми индуктивными умозаключениями» [М. Plank, Das Prinzip der Erhaltung der Energie, 5. Aufl, 1924, S. 211]. Это «нарушение строгости», на которое здесь указывает Планк: и которое он дальше считает несущественным, может касаться лишь сложных движений в пространстве. Там, где движение происходит по прямой линии или вообще с одной степенью свободы, там никаких возражений этот вывод не вызывает. Но когда движение происходит с несколькими степенями свободы, там, дескать, приходится «разлагать» уравнение живых сил по координатам, а это можно сделать только в том случае, если закон живых сил соблюдается, так сказать, в любом направлении, независимо от остальных. Сам Планк считает это безусловно доказанным всеми опытами, по его словам, так же бесспорно, как существование причинности в природе.
Кроме того, для движения точки в пространстве уравнения движения получаются из закона сохранения энергии, если принять во внимание, что этот закон справедлив в любой инерциальной системе (принцип относительности Галилея).
И. Е. Тамм в поучение мне пишет, что вариационный принцип «несравненно богаче» закона сохранения энергии. Здесь я думаю, что у И. Е. Тамма произошла «описка», ибо не может же он в самом деле такой всеобщий закон природы, как закон сохранения энергии, считать уже принципа наименьшего действия, который, как известно, несправедлив уже для неголономных механических систем. Можно догадываться об источнике ошибки И. Е. Тамма: он, по всей вероятности, смешивает закон сохранения энергии с законом живых сил, который конечно имеет ограниченное применение. А этих двух законов смешивать нельзя.
Громадное преимущество концепции, основывающейся на законе сохранения и превращения энергии, состоит уже в том, что здесь всегда совершенно ясно значение делаемых ограничений и упрощений. В то время как математический механик будет говорить, что он ограничивается рассмотрением случаев, когда силы имеют потенциал (система консервативна), когда связи не зависят от времени, от скоростей (голономная система), когда кинетическая энергия представляется однородной функцией второй степени от скоростей и т. д. и т. п., т. е. условия будут им накладываться чисто математического свойства,— механик, исходящий из закона сохранения и превращения энергии, будет говорить о тех или иных физических ограничениях: система, скажем, изолирована, движение чисто механическое и т. д. Механика при этом становится отделом физики, а не математики.
Механик, исходящий из закона сохранения и превращения энергии, вовсе не будет отбрасывать понятие силы (элиминировать его, как это предлагали некоторые умники-«марксисты», следующие здесь за формально-геометрическими рассуждениями теории относительности Эйнштейна), он будет пользоваться и понятием силы — и в динамике, и в статике,— но у него это понятие будет лишено всякой мистики и метафизики так же, как лишено мистики, скажем, понятие обобщенной силы Лагранжа.
Механик, исходящий из закона сохранения и превращения энергии, не будет отвергать и законов Ньютона, при своих вычислениях он будет применять и уравнения Ньютона, но для него они не носят первоначального характера; для него они так же, как и все законы Ньютона, являются сколком с закона сохранения и превращения энергии.
С точки зрения закона энергии теряет всякую таинственность и вопрос о причинах движения. В масштабе всей вселенной о каких-либо внешних причинах движения говорить нельзя, так как движение, понимаемое в широком смысле, есть непременное свойство материи, форма ее существования. Но когда мы говорим об увеличении механического движения у определенного тела A, то здесь причину движения искать необходимо. Чистая механика может дать нам ответ только в немногих случаях (например, в случае удара). Но физика, опирающаяся на закон сохранения и превращения энергии, может в известной степени сказать, что причиной, например, движения поршня паровой машины или насоса служат удары молекул газа или пара (и потеря тепловой энергии); причиной движения электромотора служит превращение электрической энергии в механическую; причиной торможения движения при трении служит трата его при превращении в теплоту и т. д. и т. п. Во всех этих случаях ньютонова механика довольствуется универсальным и мало что говорящим понятием «силы». С нашей точки зрения сила служит сокращенным обозначением любого способа передачи движения, причем количественно она измеряется или производной от импульса по времени (здесь измеряется результат изменения движения) или градиентом от энергии (здесь измеряется источник изменения движения).
Упрощенческие взгляды, выкидывавшие силу и законы Ньютона, были справедливо осуждены известным постановлением. ЦК ВКП(б) о средней и начальной школе от 25 августа 1932 г.
Таким образом, я надеюсь, что я ответил на основной недоуменный вопрос И. Е. Тамма: «Какими отличительными свойствами должен обладать тот несводящийся (?) к силе и неизвестный нам пока способ передачи движения, который удовлетворил бы т. Егоршина, к какой категории понятий он должен был бы относиться? Это является загадкой» и т. д.
Для И. Е. Тамма вообще многое оказалось «загадкой». Отчасти конечно причину этого можно видеть в сжатости и схематичности моих первых статей, но только отчасти. Сжатость и схематичность у меня объясняются тем, что иногда я ограничивался общей идеей и проводил ее только для случаев, необходимых в весьма элементарном курсе физики (о чем в своем месте у меня сделана была оговорка). И. Е. Тамм не заметил этих оговорок, а самому заняться расширением моей трактовки силы для более сложных случаев ему, понятно, не хотелось.
Необходимо хотя бы вкратце пробежать по отдельным замечаниям моего критика, и этого будет вполне достаточно, чтобы видеть, что И. Е. Тамм взялся пожалуй за непосильную для себя задачу.
Начать с того, что И. Е. Тамм совершенно обходит молчанием вопрос о критике понятия силы Энгельсом,— как будто этой критики не было. Между тем я в своей статье подробно цитировал Энгельса и стремился лишь конкретизировать его мысли. Как же относится к этим мыслям наш критик, об этом он сам умолчал.
Далее он стремится представить мои воззрения, таким образом, будто я предлагал исключить силу из механики: он подбирает одни цитаты и не приводит других. Между тем я там же писал, что «для нас категория силы в механике отражает тот или иной способ переноса реального движения с одного тела на другое» [«За марксистско-ленинское естествознание» № 3—4, стр. 70, 1931 г.]. Зачем И. Е. Тамм прибегает к осуждаемому им «выдергиванию из контекста цитат», на которое, если верить его словам, только и способны марксисты?
По поводу моего указания на то, что в простейших случаях движения силу можно вывести из работы, деля ее на пройденное расстояние, И. Е. Тамм разражается грозной филиппикой, находя здесь бесконечное количество ошибок.
Однако если бы наш критик не отказался продумать этот вопрос, он не нашел бы в этом ничего странного. Можно было надеяться, что для такого читателя, как И. Е. Тамм, — и даже для читателя, гораздо менее подготовленного, — не нужно было подробно разменять, что это за простейшие случаи, когда возможно такое вычисление силы.
В одних случаях сила получается простым делением работы на пройденный путь, в других она получается дифференцированием, в третьих, она получается как отрицательный градиент потенциальной энергии, в четвертых — как «обобщенная сила» из работы. То или иное получение силы зависит не только от формальных математических признаков движения, но, что крайне важно, от физической природы энергетического баланса этого движения.
Как мог забыть И. Е. Тамм, что так называемая «обобщенная сила» в современной механике получается для самого общего случая, именно из работы и что сам И. Е. Тамм великолепно им пользуется в своем учебнике по теории электричества? И как он мог забыть то, что знает каждый студент, что к планетному движению, на котором он отчасти строит свои «опровержения», отличным образом применима теория потенциала тяготения, по отношению к которому сила становится вторичным понятием? Это «забвение» можно объяснить только особо заостренной «целеустремленностью», которой к несчастью не хватает у нашего критика в тех случаях, когда буржуазные физики, например, явно отвергают объективность причинности, объективность времени и пространства, всеобщую значимость закона сохранения и превращения энергии и т. п.
Той же «устремленностью» нашего критика может быть объяснено и указание его на «ошибку» против правил векторного исчисления. Смеем уверить И. Е. Тамма, что марксисты с достаточным уважением относятся и к технике векторного исчисления, не отказываясь от критики методологических основ этой науки.
По словам И. Е. Тамма, я якобы смешиваю на стр. 73 «производную вектора с производным (производной? — В. Е.) численного значения этого вектора». Но пусть прочтет И. Е. Тамм эту страницу еще раз, и он не найдет там никакого смешения, потому что там речь всюду идет лишь о численной величине векторов и о скалярах: берется производная от скаляра Е по пути
dEkin / ds = m dv/dt а не производная по направлению, т. е. не ∂Ekin / ∂s.
По контексту ясно видно, что этот вывод относится к простейшему случаю прямолинейного движения. На практике аналогичный вывод применяется довольно широко в науке о машиностроении (в так называемой «Прикладной механике»), когда известна зависимость скорости механизма от пути и нужно найти ускорение [см. напр. проф. Л.П. Смирнов, Кинематика механизмов и машин, стр. 24 и 30, Гиз, 1927 г.].
Если же И. Е. Тамм желает более общего вывода и притом в векторной форме, то ему можно напомнить, что в векторном исчислении доказывается, что для всякого стационарного движения без завихрений, т. е. когда вектор скорости удовлетворяет следующим равенствам [Я. Н. Шпильрейн, Векторное исчисление, стр. 192, Гиз, 1925 г.]:
rot v = 0 и ∂v/∂t,
ускорение равно
dv/dt = grad ½ v²
что очевидно приводит к той формуле, на которую нападает И. Е. Тамм. Отсюда видно, что нападки его совершенно неосновательны.
Далее И. Е. Тамм заявляет о том, что я будто бы забываю, «что далеко не все силы могут быть представлены в виде производной от потенциальной энергии». На самом деле я этого никогда не забывал. Существование «непотенциальных сил» не только не мешает толковать силу как вторичное понятие по отношению к энергии, а наоборот, как я показал выше, только воззрения, исходящие из закона сохранения и превращения энергии, могут дать рациональное объяснение сущности непотенциальных сил. В таких случаях мы не имеем права дифференцировать просто потенциальную энергию, но это обменяется тем, что здесь мы имеем дело не с чисто механическим движением и в энергетическом балансе существенную роль играют немеханические виды энергии (тепловая и др.) *)
*) Нападая на меня на том основании, что не всякую силу можно получить в виде производной от потенциальной энергии, «почему И. Е. Тамм не нападает на ходячие определения силы как причины ускорения, пропорциональной последнему, — когда заведомо известно, что далеко не всякая сила пропорциональна ускорению и что в механике рассматриваются силы при отсутствии ускорения? Много ли объективности у И. Е. Тамма?
Соответственно с этим силу нужно получать не из потенциальной энергии в ее чистом виде, а из потенциальной энергии с поправками на прочие формы энергии. Именно в этом случае нужно исходить не из закона живых сил, а из общего закона сохранения энергии. Именно только энергетическое рассмотрение процесса движения дает нам подлинно физическую его картину, а не формально-математическое описание, что единственно может дать уравнение Ньютона.
Если движение совершается с трением, то здесь важную роль играет тепловая энергия, и ее нельзя, игнорировать. Она и входит в энергетические уравнения Лагранжа в их более общем виде под видом так называемой функции рассеяния Рэлея (для случая трения, пропорционального скорости) [«Handbuch der Physik», В. V, S. 61].
Однако И. Е. Тамм и этим не удовлетворен. Он указывает на законы движения электрона в магнитном поле как на пример того, где силы не могут быть представлены в виде производной от потенциальной энергии.
Трудно представить себе, как И. Е. Тамм мог сослаться на подобного рода пример. У нас дело идет об уравнениях механического движения, а он приводит электродинамическое явление. Лавры механистов не дают нашему критику покоя. Или он думает, что механицизм в физике возможен только по отношению к вопросу об эфире? Неужели И. Е. Тамму не ясно было с самого начала, что здесь уравнения движения должны быть заведомо сложнее, поскольку тут участвуют не только кинетическая энергия и энергия положения?
Мы не откажемся разобрать и этот пример, не боясь впасть в «многословие». Мы увидим, что и здесь современная электродинамика бьет нашего критика, разрушая все его «критические» аргументы.
Для большей авторитетности обратимся к учебнику... проф. И. Е. Тамма «Основы теории электричества» (т. I, изд. 1929 г.).
Мы уже говорили, что при получении силы из энергии необходимо строго проанализировать, какие виды энергии участвуют в данном процессе. Оказывается, проф. И. Е. Тамм в своем учебнике в § 47, посвященном силам взаимодействия электрических токов, действительно подробно анализирует сущность энергетических процессов. Приведем некоторые выдержки.
«Необходимо учесть следующие превращения энергии: 1) выделение Джаулева тепла Q в цепи токов, 2) работу Р сторонних электродвижущих сил, 3) механическую работу А пондеромоторных сил магнитного поля, совершаемую при перемещении контуров тока, и наконец 4) необходимо... приписать магнитному полю, как таковому, некоторую энергию Wm » (стр. 331 – 332). Проф. И. Е. Тамм далее подсчитывает, насколько увеличивается сумма механической, тепловой и химической энергии (за счет последней совершается «работа Р сторонних электродвижущих сил»), и это увеличение относит за счет уменьшения энергии магнитного поля. Из расчетов И. Е. Тамма получается равенство:
dWm = [А + (Q – P) dt].
Если мы хотим вычислить пондеромоторную силу магнитного поля, то мы должны ее вычислять не дифференцированием работы А, а дифференцированием магнитной энергии Wm. Так И. Е. Тамм и делает, вводя лишь вспомогательную функцию U, равную Wm с обратным знаком (стр. 334). Эту функцию он называет «потенциальной функцией» и от нее, ничтоже сумняшеся, получает «обобщенные силы». Именно, он пишет: «Путем обычных в аналитической механике способов рассуждения (вот как! — В. Е.) легко убедиться... что если функция U выражена в зависимости от каких-либо «обобщенных» координат qi , характеризующих положение контура тока, то «обобщенная» (в смысле аналитической механики) пондеромоторная сила в действующая на ток по направлению какой-либо из этих координат qi будет равна:
Θi = – ∂U/∂qi » (стр. 246).
т. е. здесь сила получается дифференцированием энергии.
Таким образом мой оппонент И. Е. Тамм посрамлен проф. И. Е. Таммом. Эта картина возможно была бы еще более разительной, если бы мы имели второй том его учебника, где И. Е. Тамм вероятно будет разбирать движение электрона в магнитном поле. Из первого тома мы пока узнали, что пондеромоторные силы магнитного поля определяются прямо энергетическим соотношением, а это конечно имеет прямое отношение к движению электрона в магнитном поле.
Пока не вышел второй том «Основ теории электричества» И. Е. Тамма, обратимся для более специальных справок по данному вопросу к другому руководству, например к «Lehrbuch der Elektrodynamik» проф. Я. И. Френкеля. Там этому вопросу посвящена целая глава, причем вопрос разбирается не только с точки зрения «классической», но и с точки зрения теории относительности. Я ограничусь указанием на то уравнение, к которому в конце концов приходит проф. Я. И. Френкель. Оказывается, движение электрона в магнитном поле происходит по закону, выражаемому следующим уравнением:
d(mv + A e/c) / dt = grad (ve/c · A – eφ) (12)
где m и v — масса и скорость электрона, e — заряд электрона, A — вектроный потенциал, φ — электрический потенциал. Стоящее под знаком градиента выражение Я. И. Френкель называет «взаимной потенциальной энергией» (с обратным знаком). Приводимое далее релятивистское уравнение является простым обобщением уравнения (12) [J. Frenkel, Lehrbuch der Elektrodynamik, В. I, 1926, S. 329].
Таким образом, указываемые И. Е. Таммом сложные случаи великолепно выражаются уравнениями, в которых главную роль играет энергия, эта мера движения материи. Нужно только энергию понимать не в узко механическом смысле, помня, что закон сохранения энергии принадлежит не только механике.
И. Е. Тамм оказался не в состоянии избавиться от тех видов путаницы, которыми страдают столь многие буржуазные ученые. Он оказался не в состоянии свести концов с концами. С одной стороны, он отлично сознает, что старую, ньютоновскую механику нельзя воспроизводить буквально, на деле он, «согласно современным научным воззрениям», силу делает «лишь вспомогательным понятием» (применение потенциальной функции, обобщенной силы, вариационного принципа). С другой же стороны, он не может позволить себе (и другим также) преступить черты старых, ньютоновых догм и традиций, которые только мешают механике развиваться дальше.
Но у И. Е. Тамма есть еще «убийственный» аргумент. Он говорит, что источник моих мнимых ошибок «лежит в стремлении во что бы то ни стало вывести механику из понятия энергии, т. е. как раз в том стремлении, которое характеризовало школу энергетиков конца XIX в. (Оствальд и др.)». Если бы я действительно стремился вывести всю механику из «понятия энергии» или если бы я повторял зады указанных «энергетиков», то это было бы двойным преступлением против материализма. Но на деле у меня нет ни того, ни другого.
Строят науку на том или ином понятии только идеалисты, и в этом отношении заслуживает осуждения даже стремление Даламбера вывести всю механику из понятия движения. Наука вырастает из практики, она должна отражать объективную действительность, ее понятия должны отображать действительные вещи, отношения и процессы. При этом связь понятий между собой, их развитие одного из другого (их иерархия, как сказал бы Энгельс) должны отображать реальные связи и отношения объекта. И именно поэтому силу нельзя ставить во главе механических понятий.
Материалисты должны «выводить» механику из реальной действительности, а не из априорных постулатов и аксиом. Аксиомы, говорил Энгельс, разумеется недоказуемы, но они недоказуемы только математическими умозаключениями: они доказуемы диалектически, т. е. из опосредованной практики [Энгельс, Диалектика природы, стр. 8, 1929 г.]. От этой печки и должна танцевать механика.
С этой точки зрения изложение механики должно начаться с анализа простейших механических явлений (не забудем, что построение динамики Галилеем было связано с изучением падения,— изучением, в котором эксперимент играл крупнейшую роль). В анализе уже этих простых явлений мы придем к ряду понятий (пройденный путь, скорость, масса, мера движения, «количество движения», кинетическая энергия, связь механического движения с другими формами движения и неуничтожаемость движения, закон сохранения энергии, потенциальная энергия, работа, сила и т. д.). Это может быть математически мыслящему И. Е. Тамму покажется «бессодержательным многословием», «мелочами и тривиальностями», но с нашей точки зрения возможно только такое обоснование науки.
Придя таким образом к основным теоретическим положениям, мы развертываем далее теоретический анализ, то и дело сопоставляя его с данными практики, проверяя тем самым и наш анализ и те или иные гипотезы, без которых не обходится ни одна наука.
Переходя к вопросу о понятиях энергии и силы, я считаю, что с материалистической точки зрения, вполне согласующейся с современной наукой, энергия является более первоначальным понятием, чем сила, и думаю, что я это выше доказал.
Кто считает это той идеалистической энергетикой, с которой выступили некоторые махисты в конце XIX в., тот поистине ничего не понимает по сути вопроса. В чем суть энергетики Оствальда и др.? В. И. Ленин видел идеализм энергетиков в «попытке мыслить движение без материи» [Ленин, т. XIII, стр. 224]. Энергетики-махисты признавали единственной реальностью энергию, не признавая реальности материи, реальности атомов, массы и т. д. Известный К. Пирсон в «Грамматике науки» писал: «Вопрос о том, что движется и почему оно движется, является праздным».
Идеализм махистов-энергетиков состоял не в том, что они закон сохранения и превращения энергии ставили выше законов Ньютона, а в том, что они не признавали носителя энергии, носителя движения — материю. И Ленин спрашивал этих «энергетиков»: «Происходит ли превращение энергии вне моего сознания, независимо от человека и человечества, или это только идеи, символы, условные знаки и т. п.? На этом вопросе и сломала себе шею «энергетическая» философия, эта попытка «новой» терминологией замазать старые гносеологические вопросы» [Там же, стр. 222].
От имени старой, в основном материалистической, физики махистам отвечал Больцман. И он отлично понимал, о чем идет спор. Об энергетиках он писал: «Так как они (некоторые исследователи.— В. Е. ) пришли к выводу, что собственно существующим является лишь энергия, то они и получили название энергетиков» [L. Boltzmann, Papulare Schriften, 1925, S. 105.].
Правда, вначале он выступал против энергетиков и со стороны философской и со стороны формально-математической. В статье «Математика об энергетике» он писал не только против признания единственной реальностью энергии, но против выводов из уравнения живых сил законов движения. Приведенный нами выше материал делает формально-математические доводы Больцмана несущественными, тем более, что он сам с некоторыми оговорками считает эти математические выводы вполне безупречными (einwurfsrei).
Во второй статье «К энергетике», написанной позже, он уже выступает исключительно в защиту атомистики и не возражает против получения уравнений движения из закона энергии. Он говорит: «Господа Планк и Гельм показали, что обыкновенные уравнения движения для системы материальных точек можно получить из принципа энергии, если принять, что этот принцип верен для каждой из этих точек в любом координатном направлении или, по г. Гельму, вообще для каждого произвольного направления в отдельности. Более того, г. Гельм получает уже уравнения Лагранжа и отсюда всю остальную механику... Это заключает в себе предпосылку, что тела суть системы материальных точек. Но эта предпосылка переносит нас очевидно на почву старой атомистики». Далее Больцман сосредотачивает свое внимание на защите атомистики, молекулярной теории. «Я не могу,— говорит он,— в настоящее время представить себе, как может быть построена механика из того допущения, что живая сила движения является первоначальной данностью, а то, что движется,— только выведенным из нее понятием» (стр. 138. курсив мой).
Выводить материю из энергии, отрывать энергию от материи, от тел — это был бы идеализм. Энергия есть свойство материи, она не есть нечто первичное само по себе. Но отсюда далеко не следует, что энергия есть вторичное понятие по отношению к силе: наоборот, материализм, признающий материю первичной объективной реальностью, материализм, признающий движение самым основным свойством материи, этот материализм не может примириться с приматом силы в механическом движении. Сама энергия является лишь мерой движения и является понятием вторичным по отношению к нему. Сила же является понятием гораздо более абстрактным, более вспомогательным: она является лишь проявлением энергии.
Таким образом, методологическая аргументация И. Е. Тамма оказывается совершенно несостоятельной.
Перехожу к последнему замечанию И. Е. Тамма — об электрическом потенциале. И. Е. Тамм пишет: «Позиция т. Егоршина последовательностью не отличается. Требуя, чтобы сила определялась через работу, он в отношении электрического потенциала, где такого рода определение действительно является единственно целесообразным, придерживается как раз обратной точки зрения».
Я могу уверить И. Е. Тамма, что и на этот раз моя позиция отличается последовательностью, но эта последовательность не продумана моим уважаемым оппонентом. По отношению к механике я силу считал и считаю понятием более абстрактным, более вторичным, чем энергия, чем работа. Роль потенциальной функции, связанной определенным образом с энергией, обрисована мною выше достаточно полно. Но отсюда никак не следует, что электрический потенциал можно отождествить с механическим потенциалом: это — понятия разные, и сущность электрического потенциала далеко не сводится к тому, что он есть работа. В гидродинамике потенциал скоростей имеет также особую природу, хотя математически он и имеет много общего с потенциалом тяготения или электрического поля. Где же здесь у меня непоследовательность? И у кого же здесь имеется путаница?
В своей статье, разбираемой И. Е. Таммом, я требовал от физиков найти такое определение электрического потенциала, которое отразило бы всю его природу (в основном электрическую, а не механическую природу, хотя в числе его свойств есть и механические). Такого определения в современной физике мы не находим, и, к сожалению, приходится отметить, что И. Е. Тамм, по-видимому, не видит даже в нем необходимости.
В своем учебнике по теории электричества И. Е. Тамм за определение потенциала выдает формальное указание, как вычислять потенциал [И. Е. Тамм, Основы теории электричества, т. I, вып. первый, стр. 43, 1932]. Такого рода «определением» как раз и не может удовольствоваться физик-материалист. В моей статье, критикуемой теперь И. Е. Таммом, была сделана попытка наметить подход к возможному физическому, а не математическому определению потенциала. При этом я не давал определения (это дело будущего уточнения), а я лишь рассказывал о наиболее существенных физических свойствах и проявлениях электрического потенциала.
Познакомившись с критикой И. Е. Тамма, я могу констатировать, что он не указал ни одной фактической ошибки в моих рассуждениях, носивших, правда, сжатый характер. Разберем указания И. Е. Тамма по порядку.
Я ставил вопрос, от чего зависит собственная электрическая энергия заряженного тела, положим проводника? От величины заряда, прежде всего, но не только от него. Если бы электрическая энергия зависела от одной величины заряда, то это было бы равносильно тому, как если бы, скажем, кинетическая энергия движущегося тела вполне определялась массой тела. Масса тела постоянна (при малых скоростях), а энергия может быть различной, в зависимости от скорости движения. Если энергия есть мера движения вообще, то скорость является показателем «действенности» данной массы.
Данный заряд тоже может обладать самой различной собственной электрической энергией. Какие же факторы влияют на степень его действенности? Опыт показывает, писал я, что «достаточно например, поднести к заряженному телу другое тело, как энергия первого тела уменьшится. Наконец, изменение величины или формы заряженного тела — без изменения величины заряда — влечет за собой изменение величины электрической энергии тела» [«За марксистско-ленинское естествознание» № 1, стр. 57, 1932 г.].
Что может здесь возразить И. Е. Тамм? Ничего. И в его учебнике приводится формула электрической энергии шара (изолированного проводника), обладающего данным зарядом e. Она, оказывается, обратно пропорциональна радиусу шара (стр. 93).
О влиянии всех остальных факторов (о влиянии других тел) на величину энергии И. Е. Тамм также указывает, но только косвенно, в чем мы убедимся дальше.
Физика должна была бы сказать, почему именно собственная энергия проводника А уменьшается от приближения к нему другого проводника В, но физика нам на этот вопрос ничего не может дать кроме феноменологического описания. Именно — она говорит, что энергия заряда определяется кроме величины самого заряда еще его потенциалом и равна
W = ½ φ, (13)
запрятывая в функцию φ всю неясность физической сущности явления. Электрический потенциал φ является феноменологической величиной, понятием необходимым и, конечно, отражающим объективные отношения, но отражающим их не лучше, чем например понятия температуры, коэффициента упругости, трения и т. п. отражают молекулярно-кинетические процессы, им соответствующие. Может ли против этого что-нибудь возразить И. Е. Тамм, если он не хочет удовлетвориться формально-математическим описанием явлений? И имел ли И. Е. Тамм достаточно оснований к тому, чтобы утверждать, что «физика дала исчерпывающую картину всех упомянутых факторов на потенциал уже очень давно, и никаких загадок с этим кругом вопросов не связано»? В современной физической литературе мы вряд ли найдем даже постановку вопросов о физической природе (о том, что старые механисты называли «механизмом») изменения потенциала и емкости под влиянием всех возможных факторов. Если И. Е. Тамм в сноске оговаривает, что в теории потенциала имеются лишь математические трудности, то по-видимому ему не ясно, что здесь физика далеко отстала от математики.
Конечно мы нисколько не против и феноменологического описания электрических, тепловых, химических и пр. сложных явлений. Но не нужно поворачивать науку спиной к проблемам и более глубокого изучения тех же явлений. А высказывания, подобные тем, которые мы видим у И. Е. Тамма, разумеется нисколько не способствуют привлечению внимания к этим проблемам. К неудовольствию может быть моего уважаемого оппонента я замечу, что без обстоятельного изучения физической природы эфира как вида материи физика не продвинется далеко вперед от феноменологии. Надо суметь при этом подойти к эфиру не механистически, но и не идеалистически.
И. Е. Тамму не понравилось мое утверждение, что «потенциал отображает, так сказать, степень действенности данного заряда в зависимости от конкретных условий как самого тела, так и всей внешней обстановки». Это он находит «бессодержательным», «никчемным», «общей фразой». За определение потенциала я этого не выдавал (на каком, спрашивается, основании И. Е. Тамм критикует эту фразу как «определение»?), но эта фраза поможет уяснить физический смысл формулы (13), чего не хочет, по-видимому, делать И. Е. Тамм. Но тот же смысл можно уяснить и из учебника И. Е. Тамма, но лишь, правда, путем косвенных умозаключений.
В самом деле, из формулы (13) можно непосредственно прочесть, что при данном заряде энергия пропорциональна потенциалу. От чего же физически зависит потенциал (а, следовательно, и энергия при данном заряде)? Об этом мы находим ответ у проф. И. Е. Тамма в его учебнике: «Если проводник не уединен, то потенциал, приобретаемый им при сообщении ему определенного заряда, существенно зависит от формы и расположения других проводников». Но я в только что приведенной цитате только это и говорю!
Разве это положение бессодержательно, никчемно, разве оно не поможет инженеру в понимании физической сущности конденсатора и пр.? Рассчитать и решить численную задачу электротехник из одного этого не сможет,— для этого ему нужно дополнительно сообщить, как вычислять потенциал. Но указание способа вычисления не есть определение физического понятия: в лучшем случае это только одна из сторон этого определения. А Энгельс нас учил не ограничиваться вычислениями, он рекомендовал нам еще и мыслить о конкретности.
«Если проводник не уединен, то потенциал, приобретаемый им при сообщении ему определенного заряда, существенно зависит от формы и расположения других проводников». Так говорит проф. И. Е. Тамм в своем учебнике. Проф. О. Д. Хвольсон в своем «Курсе физики», разбирая конкретный пример, пишет: «Потенциал тела А уменьшился вследствие присутствия тела В».
Если уменьшился потенциал тела А, значит уменьшилась и его собственная энергия. Поэтому я мог написать, что взаимодействие зарядов приводит к уменьшению действенности каждого из них. А мой оппонент, не разобрав, в чем дело, объявил и это мое положение неверным, ибо, дескать, «внешние поля зарядов складываются аддитивно без искажения». Именно не о полях шла у меня речь, а о собственных потенциалах и о собственных энергиях зарядов.
*
* *
Мы пришли к концу. Мы разобрали все без исключения «пункты» И. Е. Тамма и выяснили степень их справедливости. Непомерная резкость и необоснованная придирчивость с трудом находят себе объяснение. Мои работы были взяты почему-то под особое «наблюдение». Специально установленный микроскоп И. Е. Тамма дал ему такое сильное «увеличение», что кое-где муха превратилась в слона, появились «цитаты» из неправленой стенограммы, и двухчасовой доклад мой на конференции по механике превратился в четырехчасовой (!).
Когда И. Е. Тамм в конце своей статьи стремится «примирить» физиков-специалистов с марксизмом, который-де не ответственен за тех его представителей, которых сам И. Е. Тамм так жестоко и так комично раскритиковал, то, как нам кажется, советские специалисты вправе обидеться за ту амнистию, которую им дает И. Е. Тамм. Не подлежит сомнению, что большая масса советских специалистов иначе относится к марксизму и иначе оценивает его роль, чем наш уважаемый критик (если, заметим, судить по его настоящей статье). Напрасно И. Е. Тамм приписывает всей массе специалистов свои собственные настроения и сам же их извиняет! Колеса истории не повернуть и И. Е. Тамму. Советские специалисты стоят гораздо ближе к марксизму, чем он думает.
Вернемся к вопросу об отсталости марксизма в отношении естествознания, с чего мы вслед за И. Е. Таммом, начали нашу статью. Эта отсталость есть факт. У нас еще очень мало проделано работы по подлинному, глубокому разъяснению ученым специалистам основ материалистической диалектики и образцов ее применения нашими учителями. Здесь мы отстали и продолжаем отставать. И нельзя найти лучшего показателя нашей отсталости на этом фронте, чем разбираемая нами статья И. Е. Тамма. Такую путанную «критику» приходится встречать на шестнадцатом году революции! И. Е. Тамм так далек от понимания некоторых азбучных истин материализма! Мы несомненно виноваты в этом не меньше, чем он.
Однако наряду с этим необходимо отметить, что его статья может служить и показателем наших успехов. В самом деле, И. Е. Тамм не выступал до сих пор по вопросу о работах марксистов,— теперь он выступил. До сих пор мы не слышали его выступлений потому, что наши статьи, наши дискуссии касались одних общих вопросов. Он предоставлял марксистам спорить между собой о качестве, о количестве, его мало трогал спор о гегельянском или кантианском характере философии меньшевиствующего идеализма и т. д. и т. п. Но он выступил, когда в наших работах стали освещаться кардинальные вопросы физики, конкретные проблемы науки. Разве это — не показатель наших успехов, нашего роста? Мы, следуя указаниям партии, должны еще глубже входить в «тайны» буржуазной науки, мы должны в совершенстве овладеть всем ее аппаратом, чтобы критиковать и перерабатывать ее теоретические основы, чтобы поднять ее до уровня строящегося социалистического общества. Не надо обольщаться и надеяться на то, что это будет проходить у нас безболезненно: у нас происходит классовая борьба, уходящий со сцены класс оказывает бешеное сопротивление, и найдется еще немало людей, играющих роль рупора этого умирающего класса,— людей, которые будут говорить, что они «за» марксизм, но они против марксистской переделки науки; что они не против и переделки науки, но они против конкретных форм ее проведения; что они хотят помочь марксизму, но что они лишь указывают такие-то и такие-то якобы «фактические ошибки», сделанные такими-то товарищами.
Все это возможно, все это еще будет впереди, к этому мы должны быть готовы.
Энгельс писал, что «традиция является силой не только в католической церкви, но и в естествознании». Марксизм перестал бы быть марксизмом, если бы он, исполняя желание И. Е. Тамма, стремился во что бы то ни стало остаться в согласии с современной буржуазной наукой, со всеми ее традициями. Мы будем на основе овладения всем материалом буржуазной науки продолжать дело Маркса—Энгельса—Ленина по перестройке науки, по ликвидации царящей в ней тут и там теоретической путаницы и бессвязности, опираясь при этом на лучшие элементы, имеющиеся в настоящем и в прошлом науки. Мы будем бороться с упрощенством и с упрощенцами, с формальным диалектизаторством, будем бороться с фактическими ошибками, которых в таком большом деле нелегко будет вероятно избежать. И мы всячески будем приветствовать помощь и участие в этой работе со стороны всех специалистов, будем рады их жесткой критике, но мы не можем отказаться от своей оценки формы этого участия и формы этой критики. Мы за самокритику. Но мы будем весьма бдительны к враждебным выступлениям «критического» характера, откуда бы они ни исходили, и к примиренчеству, к ним.
Рассказывают, что арабский завоеватель древней Александрии калиф Омар на вопрос подчиненных, как он относится к той высокой культуре, какую он нашел в завоеванной земле, распорядился уничтожить все книги. Он сказал: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том и в другом случае их надо сжечь».
Я не советую И. Е. Тамму относиться к марксизму и к буржуазной науке так, как Омар относился и к науке и к Корану, хотя с точки зрения буржуазной идеологии марксизм, собственно говоря, скорее вреден, чем бесполезен.
Мы не боимся приносить вред буржуазной идеологии, так как Ленин нас учил быть партийными в теории, уметь усваивать и перерабатывать ценные завоевания буржуазной науки «и уметь отсечь их реакционную тенденцию, уметь вести свою линию и бороться со всей линией враждебных нам сил и классов» (т. XIII, стр. 280. Курсив Ленина).
И в этом нам помогут массы советских ученых. К этому же мы осмелимся призвать и И. Е. Тамма.