Мифы и философия
Начало (причина) |
Причина (начало) |
Элемент (первооснова) |
Природа (естество) |
Необходимость |
Единое (одно) |
Сущее (бытие) |
Сущность (суть бытия) |
Равное (сходное) |
Противолежащее (противоречащее) |
До и после (порядок) |
Способность (возможность) |
Количество (множество, величина) |
Качество (видовое отличие) |
Соотношение (отношение) |
Завершенное (совершенное) |
Предел (граница, цель) |
"То, в силу чего" ("само по себе") |
Расположение (порядок) |
Обладание (свойство) |
Преходящее (состояние) |
Лишенность (отсутствие) |
Иметь (держать) |
"Быть из чего-то" (материя) |
Часть (доля) |
Целое (одно, всё) |
Не-целое (не-гармоничное) |
Род (рождение) |
Ложное (лживое) |
Случайное (привходящее) |
В основу данного словаря философских определений была положена пятая книга «Метафизики», представляющая собой вполне законченное и хорошо продуманное сочинение, подготовленное Аристотелем в качестве компактного учебно-справочного пособия для слушателей его школы. В остальных книгах, а также в других написанных им сочинениях теме толкования главных философских категорий тоже отведено значительное место. По всему видно, что Учитель учителей считал для себя семантико-лингвистическую детерминацию наиважнейшей задачей. По существу, такого рода дидактический труд образует большую часть его практической педагогики и теоретической философии. Во всяком случае, без усвоения смысла аристотелевского лексикона не возможно понять его учение, в которое внедрены чужеродные понятия и концепции. Таким образом, словарь аристотелевских терминов позволяет помочь установить принадлежность текстов, когда возникают затруднения в отношении авторской идентичности. Порядок терминов принят такой же, как в пятой книге «Метафизики», т.е. интерпретация начинается со слов начало, причина, элемент, природа, … и заканчивается случайностью (всего 30 терминов). В силу того, что аристотелевские тексты приводятся, как правило, в адаптированном для студентов виде, кавычки не ставятся.
1. Начало (причина)
Началом называется:
1) то в вещи, откуда начинается движение; например, у линии и пути отсюда — одно начало, а с противоположной стороны — другое;
2) то, откуда всякое дело лучше всего удается; например, обучение надо иногда начинать не с первого и не с того, что есть начало в предмете, а оттуда, откуда легче всего научиться;
3) та составная часть вещи, откуда она возникает, как от первого; например, у судна — основной брус и у дома — фундамент, а у живых существ одни полагают, что сердце, другие — мозг, третьи — какая-то другая такого рода часть тела;
4) то, что, не будучи основной частью вещи, есть первое, откуда она возникает, естественным образом начинает движение или изменение; например, ребенок появляется от отца и матери, ссора возникает из-за оскорбления;
5) то, по чьему решению двигается движущееся и изменяется изменяющееся; например, начальствующие лица в полисах и власть правителей, царей и тиранов;
6) искусства, прежде всего искусство руководить;
7) то, откуда как от первого познается предмет, также называется его началом; например, основания доказательств, т.е. посылки.
И о причинах говорится в стольких же смыслах, что и о началах, поскольку все причины есть начала. Итак, для всех начал общим будет то, что они являются первыми, откуда то или иное существует, возникает, познается; при этом одни начала содержатся внутри вещи, другие — вне ее. Поэтому природа, элемент, замысел, решение, сущность, цель — всё это начала. Многие считают [но не Аристотель; кивок в сторону платоников], что началом познания и движения является благо и прекрасное.
2. Причина (начало)
Причиной называется:
1) то содержимое вещи, из чего она возникает; например, медь — причина изваяния, серебро — причина чаши;
2) род, форма или первообраз есть причина вещи; определение сути бытия вещи тоже является ее причиной; например, для октавы — отношение двух к одному и число вообще;
3) то, откуда берет первое свое начало изменение или переход в состояние покоя; например, советчик есть причина, и отец — причина ребенка;
4) и вообще производящее есть причина производимого, и изменяющее — причина изменяющегося;
5) цель, т.е. то, ради чего; например, цель гулянья — здоровье;
6) то, что находится между толчком к движению и целью; иногда это действие, иногда орудие; например, причина выздоровления является похудание, очищение, лекарства, хирургические инструменты — всё это может служить цели выздоровления.
Поскольку о причинах говорится в различных смыслах, то у одного и того же бывает несколько причин, притом не случайные; например, причиной скульптуры является скульптор и медь; первая причина указывает, откуда началось движение, вторая указывает на материю.
Кроме того, есть обоюдные причины; например, занятие трудом определяет хорошее самочувствие, в то же время хорошее самочувствие является причиной занятия трудом, причем в первом случае причина выступает как начало движения, во втором — как цель.
Иногда одно и то же бывает причиной противоположного; например, причиной крушения судна является отсутствие кормчего, присутствие которого, однако, является причиной сохранности судна; таким образом, и присутствие и отсутствие кормчего выступает в роли причины в смысле движущего.
Все только что указанные причины подпадают под четыре совершенно очевидных вида: а) звуки речи у слогов, б) материал изделий (огонь, земля и другие элементы тел), в) части целого, г) посылки для логического вывода. Причем одни из них выступают как субстрат (например, части целого), другие — как суть бытия той или иной вещи (таковы: целое, связь, форма). Однако семя, врач, советчик и вообще то, что действует, являются причинами в смысле того, откуда начало изменения или покоя. Остальные причины выступают в роли цели и блага для другого. Так как "то, ради чего" должно быть целью и чем-то наилучшим для другого*; при этом нет никакой разницы, идет ли речь о подлинном благе или мнимом.
*) Важное уточнение в отношении философии платоников, которые во главу угла ставили благо. Естественно, эта целевая установка подразумевала существование Бога, в которого Аристотель не верил.
Среди причин одного и того же вида одна по сравнению с другой бывает первичной или вторичной; например, причина здоровья — врач и сведущий, причина октавы — отношение двух к одному и число. Число объемлет 1/2, понятие «сведущий» шире понятия «врача», т.е. первое здесь является общим, второе — единичным, частным, конкретным*.
*) Аристотель, конечно, не пользовался последними двумя термина, а мы, из дидактических соображений, будем.
Причиной вещи может быть и что-то случайное, и что-то родовое; например: причина изваяния в одном отношении является Поликлет, а в другом — ваятель, ибо быть Поликлетом есть для ваятеля нечто привходящее. Или еще шире: причина изваяния — человек и вообще живое существо, ведь Поликлет — человек, а человек — живое существо. И среди случайного можно найти что-то более случайное. Например, если в качестве причины называют бледность и образованность, а не только Поликлета или человека вообще. Ясно, что названные качества скульптора минимально сказываются на лепке скульптуры.
Помимо перечисленных причин — и в родовом смысле, и в случайном — говорят о возможных и действующих причинах. Например, причина постройки дома — некий строитель вообще всякого дома или, сравните, строитель, строящий именно этот конкретный дом [в последнем случае строитель тоже конкретизирует и актуализируется, становится действующим лицом]. Сходно с упомянутыми смыслами можно говорить о причинах причин.
В итоге, можно назвать шесть разновидностей причин, причем о каждой можно говорить двояким образом: во-первых, как в возможности, так и в действительности; во-вторых, либо как единичное и родовое, либо как случайное и родовое, либо как сочетание того и другого, либо как взятые по отдельности. Например, в качестве причины здоровья можно назвать либо конкретного врача и конкретного пациента, либо возможного врача и конкретного пациента и т.д.
3. Элемент (первооснова)
1) Элементом называется первооснова вещи, из которой она слагается и которая по виду не делима на другие виды. Например, звуки речи, из которых речь слагается и на которые она делима как на предельные части. Эти элементы уже нельзя разделить на другие звуки. Если разделить элемент на части, получится тот же самый элемент. Например, элементом является вода: если разделить воду, то снова получится вода. Можно говорить об элементах доказательства или, конкретно, геометрического доказательства, когда элементы доказательства входят в состав большого числа доказательств. Каждый элемент доказательства представляет собой первичный силлогизм, образованный тремя членами.
2) Элементами в переносном смысле именуют то, что, будучи одним и малым, применимо ко многому; поэтому элементом называется и малое, и простое, и неделимое. Отсюда возникло мнение, будто элементы — это наиболее общее, так как каждое такое наиболее общее, будучи единым и простым, присуще многому — или всему, или как можно большему числу. Отсюда некоторые берут за начала единое и точку [камень в огород платоников]. А поскольку родовые понятия наиболее общи и неделимы (поскольку им не возможно дать определения), некоторые мудрецы называют родовые понятия элементами. Действительно, чему присуще видовое отличие, тому сопутствует и родовое, но не всему тому, чему присущ род, сопутствует вид. Однако для всех смысловых оттенков понятия элемента общим является то, что элемент есть первооснова вещи.
В «Метафизике» теме пяти элементов (огнь, воздух, вода, земля и эфир) практически не уделено никакого внимания. Между тем Аристотелю приписывается сочинение «О небе», в котором разработана детальная пространственная теория места, согласно которой каждый элемент стремится занять свое иерархическое положение. Она включает некоторые моменты, противоречащие взглядам автора «Метафизики» и «Физики». Таким образом, возникают серьезные сомнения в отношении причастности Аристотеля к разработке указанной модели Вселенной, созданной на основе физических свойств элементов. Об этих и других загадках сочинения «О небе» будет рассказано отдельно.
4. Природа (естество)
Природой или естеством называется:
1) возникновение того, что растет, как если бы звук "у" в слове physis [природа] произносился протяжно;
2) первооснова растущего, из которой оно растет;
3) то, откуда пошло первое движение, присущее каждой из природных вещей как таковой.
О естественном росте говорится относительно того, что увеличивается через иное посредством соприкосновения и сращивания или прорастания, как это бывает у зародышей. Сращивание же отличается от соприкосновения тем, что в последнем случае нет необходимости присутствие другого. У сросшихся же вещей есть нечто общее, тождественное в них обеих, что, собственно, их и сращивает, в противном случае, они только бы соприкасались; сращивание делает их чем-то единым по непрерывности и количеству, но не по качеству.
4) Естеством называется и то, из чего как первого либо состоит, либо возникает всякая вещь, существующая не от природы и что лишено определенной формы или не способно изменяться собственной силой. Например, медь изваяния и медных изделий называется их естеством, а естеством деревянных изделий — дерево. Аналогично, у прочих вещей, поскольку любая вещь состоит из чего-то, причем первая материя всегда сохраняется. Ведь именно в этом смысле и элементы природных вещей именуют естеством. Один элемент называют огнем, другой — землей, третий — воздухом, четвертый — водой. В качестве природной основы берутся эти элементы либо порознь, либо в каких-нибудь комбинациях, либо все вместе.
5) Естеством называют и сущность природных вещей. Например, те, кто утверждает, что естество — это первичная связь составных частей, как у Эмпедокла. Он говорит: «Стойкой природы ни у одной из вещей не бывает, // Есть лишь смешение и разделенье того, что смешалось, // А у людей оно получает названье природы».
6) Естественно существует и то, что состоит из материи и имеет форму. Например, живые существа и части их тела.
Таким образом, естество — это, с одной стороны, первая материя, притом в двояком смысле — первая в отношении самой вещи и первая вообще. Например, если взять медные изделия, то по отношению к ним медь выступает в качестве материи. Но в этом случае можно назвать и воду, если под материей понимают всё то, что плавится. С другой стороны, под естеством понимают и форму или сущность, а она уже есть цель возникновения вещи.
7) По сходству с сущностью природных вещей, но уже в переносном смысле естеством называется и всякая сущность вообще. Таким образом, природа и сущность, практически, одно и то же: материя называется естеством потому, что она способна принимать эту сущность, а возникновение разного рода и рост именуются естеством потому, что они суть движения, исходящие от этой сущности. И начало движения природных вещей — именно эта сущность, поскольку она так или иначе находится в них — либо в возможности, либо в действительности.
5. Необходимость
Необходимым называется:
1) то, без содействия чего невозможно жить; например, дыхание и пища необходимы для животного — ведь существовать без них оно не может;
2) то, без чего благо не может ни быть, ни возникнуть, а зло нельзя устранить или от него освободиться; например, выпить лекарство необходимо, чтобы выздороветь, и поплыть в Эгину, чтобы получить деньги;
3) насилие и принуждение, а таково то, что мешает и препятствует в чем-либо вопреки желанию и собственному решению.
В самом деле, насилие называется необходимостью; поэтому оно и тягостно, как и Эвен говорит: «Коль вещь необходима, в тягость она нам». Принуждение также есть некоторого рода необходимость, как сказано у Софокла: «Принуждение заставляет это свершить». И верно полагают, что необходимость неумолима, ибо она действует наперекор движению, происходящему по собственному решению или по здравому размышлению. Про то, что не может быть иначе, мы говорим: «Ему необходимо поступить именно так». В соответствии с этим смысловым значением необходимости некоторым образом и все остальное обозначается как необходимое; например, когда нельзя удовлетворить свое желание, когда без того или другого невозможны в одном случае благо, в другом — жизнь или существование вообще.
4) К числу необходимого принадлежит доказательство, так как, если что-то безусловно доказано, то иначе быть не может. Причиной этого — исходные посылки. Для одних вещей причина их необходимости — что-то иное, для других — никакой такой причины нет, но благодаря им существует по необходимости иное. Так что необходимое в первичном и собственном смысле — это что-то простое. В отношении простой вещи нельзя сказать то так, то иначе или еще как-то. Поэтому если существует нечто вечное и неподвижное, в нём нет ничего насильственного или противного его естеству [V, 4].
5) У всего, что возникает и уничтожается, имеется необходимая причина. На вопрос: произойдет ли это или то, отвечают — произойдет, если произойдет вот это, но если этого не будет, то произойдет другое, а это другое произойдет, если произойдет третье. Следовательно, все, что произойдет, произойдет необходимым образом, например, смерть человека, поскольку уже что-то гибельное для его жизни возникло в теле. Но умрет ли он от болезни или насильственной смертью — это еще вопрос. Всё зависит от того, произойдет ли что-то конкретное. Таким образом, можно дойти до какого-то начала возникновения или уничтожения, а это начало уже никуда не ведет. Поэтому оно будет началом того, для чего нет никакой другой причины. Но к какому началу и к какого рода причине восходит здесь возникновение или уничтожение вещи — к материи ли, цели или к движущей причине — это надо изучать отдельно [VI, 3].
6. Единое (одно)
Единым или одним называется:
1) то, что едино случайным образом, и то, что едино по природе, само по себе. Пример единого по случаю: Кориск и образование, т.е. «образованный Кориск» [возможна ирония, так как Кориск — имя одного из платоников]. Аналогично, образование и справедливость или Кориск и справедливость [снова ирония, возможно, Кориск не был справедливым человеком]. Всё это становится единым благодаря чему-то привходящему.
2) Подобным же образом обстоит дело и тогда, когда случайное относится к родовому понятию или к какому-нибудь общему имени. Например, когда говорят, что "человек" и "образованный человек" — одно и то же. Так говорят или потому, что образованность есть нечто привходящее для человека как единой сущности, или потому, что и то и другое есть нечто привходящее для чего-то единичного, например для Кориска. Разница здесь лишь в том, что и то и другое присуще единому не в одинаковом смысле: одно из них присуще ему как родовому понятию и как нечто, содержащееся в его сущности, а другое — как устойчивое или преходящее состояние сущности.
3) Что же касается того, что называется единым само по себе, то кое-что из этого называется так благодаря непрерывности. Например, пучок — в силу связанности, куски дерева — благодаря клею. Аналогично можно сказать про линию, хотя бы и изогнутую, однако непрерывную. Единой называется каждая часть тела, например, нога или руки. А из приведенных примеров непрерывное по природе едино в большей степени, чем искусственно созданная непрерывность.
4) Непрерывным называется то, движение чего само по себе едино и что иное движение иметь не может. Движение же едино у того, у чего оно неделимо, а именно неделимо во времени. А само по себе непрерывно то, что едино не через соприкосновение. В самом деле, если положишь рядом друг с другом куски дерева, то про них не скажешь, что они образуют нечто единое.
5) Единым называется непрерывное вообще, даже если оно изогнуто, а в еще большей мере — то, что не изогнуто; например, голень или бедро едино в большей степени, чем нога. Аналогично, прямая линия едина в большей степени, чем ломаная. Ломаную линию можно назвать либо единой, либо не единой — всё зависит от движения ее частей: оно может происходить либо одновременно, либо не одновременно. Движение же прямой линии всегда происходит одновременно: ни одна ее часть не будет покоиться, если другая ее часть совершает движение, что не всегда можно сказать про ломаную. Из всех возможных линий больше всего едина окружность, потому что она цельная и совершенная.
6) В другом смысле едиными называются вещи в силу того, что субстрат их неразличим по виду; а неразличим он будет у тех вещей, вид которых неделим для чувственного восприятия. При этом субстрат может быть как первым, так и последним относительно исходной вещи. В самом деле, масло, вино или вода, а также всё жидкое и плавкое называется едиными, поскольку они неделимы по внешнему виду. И вообще, в наибольшей степени едиными будут те вещи, которые представляются нам максимально непрерывными, причем не по их определению, а по природе; которые не поддаются дроблению ни физически, ни теоретически.
7) Единым называется и те вещи, которые принадлежат одному роду, пусть даже они обладают противоположными видовыми качествами. Например, лошадь, человек, собака суть нечто единое, поскольку все они живые существа. Равносторонний и равнобедренный треугольник едины, потому что они оба треугольники. По этому же родовому признаку и материя одна.
8) Большинство вещей называются едиными по отношению к другим вещам, так как первые воздействуют на вторые или, наоборот, первые испытывают воздействие вторых, наконец, они могут быть связаны как-то иначе. Единство вещей проводится по общей их сущности, роду, непрерывности, внешнему виду и, последнее, по определению. Не едиными будут вещи по количеству и форме. Например, мы не стали бы говорить, как о чем-то едином, о паре сандалий, увидев их брошенными как попало, но стали бы так говорить тогда, когда они сложены таким образом, что образуют как бы одну сандалию, т.е. когда они имеют некоторую единую форму.
9) Суть единого заключается в том, что оно в некотором смысле есть начало чисел, т.е. по исчислению, ибо первая мера — это начало; ведь то, с помощью чего как первого познается, является первой мерой для любого рода вещей. Но единое не будет одним и тем же для всех родов, например, для звука, тяжести, движения. Но во всех таких случаях одно есть нечто неделимое по количеству и виду. По количеству одно называют единицей; не делимое ни в одном направлении, но имеющее положение, называется точкой, делимое в одном направлении — линией, в двух — плоскостью, в трех — телом.
10) Одни вещи едины по числу, другие — по виду, третьи — по роду, четвертые — по соотношению. По числу едины те вещи, материя которых одна и та же, по виду — те, определение которых одинаковые, по роду — те, которые принадлежат к одной и той же форме, по соотношению — те две вещи, которые находятся друг к другу в таком же отношении, как нечто третье к чему-то четвертому. При этом каждый последующий тип единства всегда сопутствует предшествующему. В частности, то, что едино по числу, едино и по виду, но не всё, что едино по виду, едино и по числу; или, единое по виду, едино и по соотношению, но не всё, что едино по соотношению, едино и по роду. Очевидно, также, что о многом говорится противоположно тому, что говорится о едином. Одни вещи называются многими, потому что они прерывны, другие потому, что у них материя — первая или последняя — различима по виду, иные вещи называются многими потому, что определения сути их бытия больше, чем одно.
7. Сущее (бытие)
1) Сущим называется, с одной стороны, то, что существует как нечто случайное, с другой — то, что существует само по себе. Например, с точки зрения случая, мы говорим, что справедливый есть образованный, что человек есть образованный и что образованный есть человек; приблизительно так же как мы говорим, что образованный в искусстве строит дом, потому что для домостроителя быть образованным в искусстве или образованному в искусстве быть домостроителем, — это нечто случайное*.
* Здесь и далее примеры повторяются, см. п. 1 и 2 статьи 6 — Единое, которое тоже бывает по случаю или по природе.
2) Бытие само по себе приписывается всему тому, что обозначается через формы категориального высказывания, ибо сколькими способами делаются эти высказывания, в стольких же смыслах существуют вещи. Поскольку одни высказывания обозначают простое бытие вещи, другие — ее качество, третьи говорят что-то о количестве, четвертые — об отношении к другим вещам, пятые указывают на действие вещи или что она испытывает, шестые указывают место вещи, седьмые — ее время существования, возникновения или исчезновения, то в соответствии с этими высказываниями вещи принимают и свое бытие*.
* Аристотель хочет сказать, что логическое высказывание по поводу какой-либо вещи тождественно онтологическому существованию этой вещи, поэтому бытие, существование или сущее вещи адекватно отражается в соответствующих высказываниях, которые классифицировались у него по семи вышеперечисленным категориям. Отождествление логики с онтологией порождает формалистский подход к реальности. Формализм преобладал в науках минувшего века: позитивисты и марксисты уделяли мало место онтологии и сосредотачивались на эпистемологии. Многие проблемы бытия они хотели решить за счет символьного языка, логики и формалистской математики. Противоположным подходом является конструктивный, который делает акцент на пространственно-механических моделях, адекватно отображающих процессы реального мира. Формальная и конструктивная стратегии периодически сменяют друг друга на протяжении всей истории человечества. Об этих волнах рассказывается в разделе Общая картина познания мира
3) Слова «быть» и «есть» означают, что нечто истинное, слова «не быть» или «не есть» говорят о ложности высказывания, причем одинаково как при утверждении, так и при отрицании. Например, высказывание «Сократ есть образованный» — истинно, или «Сократ есть не бледный» — тоже истинно; а вот высказывание «диагональ квадрата соизмерима с его стороной" есть уже ложь.
4) Бытие и сущее могут быть как в возможности, так и в действительности. Мы можем видеть в возможности, т.е. потенциально, а можем — в действительности, т.е. актуально. Аналогичным образом, мы можем что-то узнать, например, если прочтем вон ту книгу, а можем знать фактически, так как вчера прочли эту самую книгу. То же можно сказать и о возможных сущностях. Ведь мы говорим, что в камне заключена скульптура Гермеса, хотя скульптуры еще нет, и про линию говорим, что это линия, хотя прочертили ее только наполовину, и хлебом называем хлеб, хотя он еще не созрел.
8. Сущность (суть бытия)
Сущностью называются:
1) простые тела; например, земля, огонь, вода и тому подобное, а также вообще тела и то, что из них состоит, — живые существа и небесные светила, а равно и части их. Все они называются сущностями потому, что они не сказываются о субстрате, но все остальное сказывается о них;
2) то, что, находясь в таких вещах, которые не сказываются о субстрате, составляет причину их бытия; например, душа — причина бытия живого существа;
3) части, которые, находясь в такого рода вещах, определяют и отличают их как определенное нечто и с устранением которых устраняется и целое; например, с устранением плоскости устраняется тело, как утверждают некоторые [платоники и пифагорейцы], и точно так же плоскость — с устранением линии. А по мнению некоторых, таково число вообще, ибо с его устранением нет, мол, ничего и оно определяет все;
4) суть бытия каждой вещи, обозначение которой есть ее определение, также называется ее сущностью.
Итак, получается, что о сущности говорится в двух значениях: а) в смысле последнего субстрата, который уже не сказывается ни о чем другом, и б) в смысле того, что, будучи определенным нечто, может быть отделено [от материи только мысленно], а таковы образ, или форма, каждой вещи.
9. Равное (сходное)
1) Равенством или одним и тем же называется то, что тождественно привходящее, т.е. случайно; например, "бледное" и "образованное" тождественны, потому что они случайны для одного и того же, и точно так же "человек" и "образованное", потому что последнее есть привходящее для первого, а "образованное" есть "человек", потому что оно нечто привходящее для человека. И каждой из этих двух частей тождественно целое, а целому — каждая из них, ибо "человек" и "образованное" означают то же, что "образованный человек". Про это нельзя сказать в виде общего. Неправильно сказать, что "всякий человек" и "образованное" — это одно и то же. Ведь тождественными представляются "Сократ" и "образованный Сократ"; но не все же люди "Сократы", поэтому не говорят "всякий Сократ" в отличие от того, как говорят "всякий человек".
2) Другие вещи тождественны не по случаю, а сами по себе а) если материя едина (по виду или по числу), б) если сущность одна. А "иными", или "другими", называются вещи, если их формы, или их материя, или определение их сущности составляют нечто большее, чем одно. И, вообще, о другом говорится в смыслах, противоположных смыслам тождественного.
3) Различными называются вещи, которые, будучи не одинаковыми, в некотором отношении тождественны друг другу, но только не по числу, а или по виду, или по роду, или по соотношению. Те, род которых неодинаковый, а также противоположности и те вещи, в сущности которых заключено различие.
4) Сходным называется а) то, что испытывает на себе совершенно одно и то же, а также б) то, что испытывает больше одинаковое, чем разное;
5) то, что имеет одинаковое качество;
6) то, что имеет большинство или важнейшие противоположные свойства другого, допускающие изменение, также сходно с этим другим.
А о несходном говорится в смыслах, противоположных смыслам сходного.
10. Противолежащее (противоречащее)
1) Противолежащими называются противоречащее одно другому, противоположное одно другому, соотнесенное, лишенность и обладание, а также конечное "откуда" и конечное "куда" — такие, как разного рода возникновение и уничтожение.
2) Противоположными называются те из различающихся по роду свойств, которые не могут вместе находиться в одном и том же; наиболее различающиеся между собой вещи, принадлежащие к одному и тому же роду; наиболее различающиеся между собой свойства, наличие которых возможно в одном и том же носителе; наиболее различающееся одно от другого среди относящегося к одной и той же способности; то, различия чего наибольшие или вообще, или по роду, или по виду. Все остальное называется противоположным или потому, что имеет указанные противоположности, или потому, что способно принимать их, или потому, что способно делать или испытывать таковые, или оно на самом деле их делает или испытывает, утрачивает или приобретает, имеет или не имеет.
3) С другой стороны, иными по виду называются вещи, которые, принадлежа к одному и тому же роду, не подчинены друг другу, а также те вещи, которые, принадлежа к одному и тому же роду, имеют различие между собой, и те, что имеют в своей сущности противоположное одно другому. Отличны друг от друга по виду и противоположности — или все, или те из них, которые так называются в первичном смысле, а также те вещи, определения которых в последнем виде рода разные (например, человек и лошадь неделимы но роду, а определения их разные), и те, которые, принадлежа к одной и той же сущности, имеют между собой различие. А о тождественном по виду говорится в смыслах, противоположных только что указанным.
11. До и после (порядок)
О некоторых вещах говорят, что они нечто предшествующее ("первое") и последующее, полагая, что в каждом роде есть нечто первое и некоторое начало.
1) Предшествующая вещь — ближе к началу, определенному либо а) безусловно и от природы, либо б) в отношении ба) места и бб) времени.
Одни вещи таковы по месту, определенному от природы (например, к середине или к краю), либо к месту привходящему; а то, что дальше, есть нечто последующее. Другие предшествуют по времени: одно потому, что оно дальше от настоящего времени, например, в отношении прошлого (Троянская война была до Мидийских воин, потому что она дальше отстоит от настоящего времени); другое потому, что оно ближе к настоящему времени, например, в отношении будущего: Немейские игры прежде Пифийских потому, что они ближе к настоящему времени, если настоящее время взять как начало и первое.
2) Иное же предшествует в отношении движения, а именно то, что ближе к первому движущему, предшествует (например, мальчик ближе к нему, чем взрослый мужчина); а первое движущее также есть безусловно некоторое начало.
3) Иные вещи первее по силе: то, что превосходит силою, т. е. то, что сильнее, первое; а таково то, чьему решению должно следовать другое, т. е. последующее, так что если первое не движет, то это другое не движется; если же первое движет, то оно движется; начало здесь — решение.
4) Иные вещи первее в отношении порядка, а именно то, что находится ближе к чему-то одному определенному, по отношению к чему другие размещены согласно некоторому счету, например, двойка идет после единицы, но стоит перед тройкой.
5) Первее в другом смысле — то, что первое по познанию, полагая, что оно и безусловно первое; причем то, что первее для уразумения через определение, различно от того, что первее для чувственного восприятия. В самом деле, для уразумения через определение первое общее, а для чувственного восприятия — единичное. И для уразумения через определение привходящее первое целого, например: "образованное" первое "образованного человека", ибо определение как целое невозможно без части, хотя "образованного" не может быть, если нет кого-то, кто был бы образован.
6) Как "то, что первое", обозначаются свойства того, что предшествует; например, прямизна предшествует гладкости: первое есть свойство линии самой по себе, второе — свойство плоскости.
Итак, одни вещи обозначаются как предшествующее и последующее в этом смысле, другие — сообразно природе и сущности, т. е. то, что может быть без другого, тогда как это другое без первого не может; таким различием пользовался Платон*.
*) Единственное место в пятой книге и, вообще, во всей «Метафизике», где имя Платона названо не в связи с критикой его учения. Данный факт свидетельствует, что пятая книга является ранним произведением Аристотеля, когда он еще не решался критиковать главу Академии и своего учителя, во всяком случае, открыто.
Так как о бытии говорится в различных значениях, то, во-первых, если субстрат — первое, то и сущность — первое; во-вторых, по-разному первое то, что в возможности, и то, что в действительности. Например, в возможности половина линии предшествует целой, часть — целому и материя — сущности, а в действительности все они нечто последующее, ибо лишь по разложении вещи они будут существовать в действительности.
12. Способность (возможность)
1) Способностью или возможностью, называется начало движения или изменения вещи, находящееся в ином или в ней самой, поскольку она — иное; например, строительное искусство есть способность, которая не находится в том, что строится; врачебное же искусство, будучи способностью, может находиться в том, кто лечится, но не поскольку он есть тот, кто лечится. Таким образом, способностью называется, с одной стороны, а) вообще начало изменения или движения вещи, находящееся в ином или в ней самой, поскольку она иное, а с другой начало, б) откуда вещь приводится в движение иным или ею самой, поскольку она иное.
2) Способность совершать что-то успешно или согласно своему решению: ведь относительно тех, кто лишь может совершать путешествие или говорить, но делает это нехорошо или не так, как было намечено, мы иногда утверждаем, что они не способны говорить или идти.
3) Подобным же образом и в отношении испытания, страдания и претерпевания. Обладание свойствами, благодаря которым вещи вообще не испытывают воздействия, или не подвержены изменению, или нелегко их привести в худшее состояние. Так, нечто ломается, раскалывается, гнется и вообще портится не потому, что оно обладает способностью, а потому, что у него нет соответствующей способности и ему чего-то недостает, а не испытывает подобных воздействий то, что не испытывает их благодаря своей скрытой или проявляемой способности и потому, что находится в определенном состоянии.
Так вот, способное кажется таковым иногда потому, что у него что-то есть, иногда потому, что оно чего-то лишено; а если лишенность есть в некотором смысле обладание, то все способно к чему-то благодаря обладанию чем-то, так что нечто способно и потому, что оно обладает некоторым свойством и началом, и потому, что обладает лишенностью его.
4) В ином значении нечто называется способным потому, что ни другое, ни оно само, поскольку оно другое, не имеет разрушительной для него силы или разрушительного начала.
5) Нечто называется способным либо а) только потому, что может произойти, а может не произойти, либо б) потому, что может то и другое одновременно. Даже в неодушевленных предметах имеется такого рода способность; например, в музыкальных орудиях: про одну лиру говорят, что она способна звучать, а про другую — что нет, если она неблагозвучна.
Неспособность же — это лишенность способности и отрицание такого начала, о котором было сказано, — лишенность и отрицание их либо а) вообще, либо б) у того, чему естественно их иметь. Далее, каждому из двух видов способности — и способности, просто приводящей в движение, и способности, хорошо движущей, — соответствует противолежащая ему неспособность.
Итак, о неспособном, с одной стороны, говорится в соответствии с этим значением неспособности, а в другом смысле — когда возможному противолежит невозможное. Невозможно то, противоположное чему необходимым образом истинно. Например, невозможно, чтобы диагональ была соизмеримой, потому что такое утверждение ложно, и противоположное ему не просто истинно, но и необходимо, чтобы диагональ была несоизмеримой; таким образом, что она соизмерима — это не просто ложно, но и необходимым образом ложно. А противоположное невозможному — возможное — имеется, когда не необходимо, чтобы противоположное возможному было ложным. Например, сидеть для человека возможно, ибо не сидеть не есть необходимым образом ложное.
Итак, основное определение способности в ее первичном смысле будет такое: она начало изменения вещи, находящееся в ином или в ней самой, поскольку она сама иное.
13. Количество (множество, величина)
1) Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто. Всякое количество есть множество, если оно исчислимо, а величина — если измеримо. Множеством же называется то, что в возможности делимо на части прерывные, величиной — на части непрерывные; а из величин непрерывная в одном направлении есть длина, непрерывная в двух направлениях — ширина, непрерывная в трех направлениях — глубина. Из всех этих количеств ограниченное множество есть число, ограниченная длина — линия, ограниченная ширина — плоскость, ограниченная глубина — тело.
Одни вещи называются количеством самим по себе, другие — как привходящее (например, линю есть некоторое количество само по себе, а образованное — как привходящее).
2) Из тех вещей, которые суть количество само по себе, одни таковы как сущности (например, линия есть некоторое количество, ибо в определении, обозначающем, что такое линия, содержится "некоторого рода количество"), другие суть свойства и состояния такого рода сущности (например, многое и немногое, длинное и короткое, широкое и узкое, высокое и низкое, тяжелое и легкое и остальное тому подобное). Точно так же большое и малое, большее и меньшее, если говорить о них самих по себе или в их отношении друг к другу, суть свойства количества сами по себе; однако эти наименования дают и другим вещам.
3) Из того, что называется количеством как привходящее, одно называется так в том же смысле, в каком говорилось, что образованное и бледное суть количество, поскольку то, чему они присущи, есть некоторое количество; а другое есть количество в том же смысле, в каком движение и время суть количества; и они ведь называются некоторым количеством и непрерывным, поскольку делимо то, свойства чего они есть. Я имею при этом в виду не то, что движется, а то расстояние, на которое оно продвинулось: именно потому, что это расстояние есть некоторое количество, и движение есть количество а время есть количество потому, что движение есть количество.
14. Качество (видовое отличие)
1) Качеством называется видовое отличие сущности, например: человек есть живое существо такого-то качества, потому что он двуногое существо, а лошадь — потому что четвероногое, и круг — фигура такого-то качества, ибо он фигура без углов, так что относящееся к сущности видовое отличие и есть качество.
2) В другом смысле о качестве говорится в отношении неподвижного, а именно, в отношении математических предметов; так, числа имеют определенное качество, например, числа сложные и простирающиеся не в одном только направлении, т.е. плоскость и объем (сюда принадлежат числа, единожды и дважды помноженные сами на себя).
3) Качество вообще то, что входит в сущность чисел помимо количества, ибо сущность каждого числа — это то, что оно одно. Например, сущность шести — не то, что имеется в шести дважды или трижды, а то, что шесть есть единожды шесть.
4) Качество применимо к состоянию движущихся сущностей; например, тепло и холод, белизна и чернота, тяжесть и легкость и тому подобное, изменение чего дает основание говорить, что тела становятся другими.
5) О качестве говорится и применительно к добродетели и пороку и вообще к дурному и хорошему.
Итак, о качестве можно, пожалуй, говорить в двух смыслах, причем один из них в первичном смысле — это видовое отличие сущности (сюда принадлежит и то качество, которое имеется в числах, ибо оно есть различие в сущностях, но не движущихся, или не поскольку они движутся). А в другом смысле называются качеством состояния движущегося и различия в движениях. Добродетель и порок принадлежат к состояниям: ведь то, что способно двигаться или действовать вот так-то — хорошо, а то, что способно к этому вот так-то, а именно, наоборот, — плохо. Хорошее и дурное означает качество больше всего у одушевленных существ, а из них особенно у тех, кто может действовать преднамеренно.
15. Соотношение (отношение)
Соотнесенным называется:
1) то, что относится как двойное к половинному, как тройное к трети и вообще как то, что в несколько раз больше, к тому, что в несколько раз меньше, и как превышающее к превышаемому;
2) то, что относится как способное нагревать к нагреваемому;
3) то, что может разрезать, — к разрезаемому, и вообще то, что может делать, — к претерпеваемому;
4) то, что относится как измеримое к мере,
5) как познаваемое — к познанию,
6) как чувственно воспринимаемое — к чувственному восприятию.
В первом смысле говорится о числовом отношении — или о таковом вообще, или об определенном — либо а) между самими числами, либо б) об отношении к единице. Например, двойное по отношению к единице есть определенное число, а многократное находится в числовом отношении к единице, но не в определенном, т. е. таком-то или таком-то. Отношение же большего в полтора раза к меньшему в полтора раза есть числовое отношение к определенному числу; а отношение неправильной дроби к правильной есть неопределенное отношение, подобно тому как многократное относится к единице.
Отношение же превышающего к превышаемому вообще неопределенно по числу, ибо число соизмеримо, а о том, что несоизмеримо, "число" не сказывается. Ведь превышающее по сравнению с превышаемым содержит в себе столько же, сколько последнее, и еще нечто, но это нечто неопределенно. Оно бывает, как получится: или а) равное, или б) неравное превышаемому.
Так вот, все эти отношения касаются чисел и они суть свойства чисел, а также — только по-другому — выражают равное, сходное и тождественное; ведь все они подразумевают отношение к одному. В самом деле, тождественно то, сущность чего одна; сходно то, качество чего одно, а равно то, количество чего одно. Но одно — это начало и мера числа, так что все эти отношения подразумевают отношение к числу, но не в одном и том же смысле.
А отношение между действующим и претерпевающим подразумевает способность действовать и претерпевать и проявление таких способностей. Например, способное нагревать находится в отношении к тому, что может нагреваться, и в свою очередь нагревающее находится в отношении к тому, что нагревается, и режущее — к тому, что режется, потому что то и другое осуществляется в действительности.
Числовые отношения не осуществляются в действительности, разве только в том смысле, как об этом сказано в другом месте; ведь осуществляемое в действительности движение не свойственно. Некоторые же из отношений, основывающихся на способности, выражены по-разному в зависимости от времени. Например, произведшее находится в отношении к произведенному, и то, что произведет, — в отношении к тому, что будет произведено. Именно в этом смысле отец называется отцом сына: первый есть то, что произвело, второй — испытавшее это. Кроме того, некоторые отношения основываются на лишенности способности, как, например, неспособное и все, что имеет такой смысл, скажем незримое.
Итак, всё, что называется соотнесенным по числу или в смысле способности, есть соотнесенное потому, что сама его сущность включает в себя отношение, а не потому, что нечто другое находится в отношении к нему. Измеримое же, познаваемое и мыслимое называются соотнесенным потому, что другое находится в отношении к ним. Ибо мыслимое означает, что есть мысль о нем, но мысль не есть мысль того, о чем мысль (иначе было бы два раза сказано одно и то же). Подобным же образом увиденное есть увиденное глазом чего-то, однако не видение самого предмета, видение которого оно есть (хотя сказать это тоже правильно), а оно есть видение цвета или чего-то другого в этом роде. При том способе было бы два раза сказано одно и то же, а именно что видение есть видение того, видение чего оно есть.
То, что называется соотнесенным самим по себе, в одних случаях называется в указанных смыслах, в других — когда таков род, к которому оно принадлежит. Например, искусство врачевания есть нечто соотнесенное потому, что его род — знание, которое считают чем-то соотнесенным. Кроме того, соотнесенным называется то, благодаря чему обладатель его есть соотнесенное. Например, равенство — потому, что благодаря ему равное есть нечто соотнесенное, и подобие — потому, что таково подобное. Другое же соотнесено с чем-то привходящим образом, например: человек — потому, что для него привходящее (т.е. как-то случайно) то, что он вдвое больше такой-то вещи, а эта вещь есть нечто соотнесенное с ним.
16. Завершенное (совершенное)
Законченным, или совершенным, называется:
1) то, вне чего нельзя найти хотя бы одну его часть; например, законченное время чего бы то ни было-то, вне которого нельзя найти какое-либо время, которое составляло бы часть этого времени;
2) то, что по достоинствам и ценности не может быть превзойдено в своей области; например, врач и флейтист совершенны, когда по виду их искусства у них нет никакого недостатка. Употребляя это выражение в переносном смысле и применительно к дурному, мы говорим о законченном доносчике и законченном воре, когда мы называем их хорошим вором и хорошим доносчиком. Достоинство есть некоторого рода совершенство; всякая вещь и всякая сущность совершенны в том случае, если по виду их достоинства у них не отсутствует ни одна часть естественной величины;
3) то, что достигло хорошего конца: оно законченно потому, что у него конец, так что, поскольку конец есть нечто крайнее, мы переносим "законченное" и на плохое и говорим, что нечто окончательно погибло и окончательно уничтожено, когда ничто не упущено в погибели и зле, а оно дошло до крайности; поэтому и смерть в переносном смысле называется кончиной, так как то и другое — крайнее. И конечная цель есть конец.
Вот в скольких значениях говорится о том, что называется законченным самим по себе, — одни вещи потому, что у них нет недостатка в хорошем, не могут быть превзойдены и нельзя найти что-либо вне их, а другие потому, что в своей области они вообще не могут быть превзойдены и ни одна часть их не находится вне их. А все остальное уже в соответствии с этими значениями именуется так потому, что оно или делает нечто такое, или обладает чем-то таким, или связано с чем-то таким, или так или иначе находится в отношении к чему-то такому, что называется законченным в первичном смысле.
17. Предел (граница, цель)
Пределом называется:
1) граница каждой вещи, т. е. то первое, вне которого нельзя найти ни одной его части, и то первое, внутри которого находятся все его части;
2) всякие очертания (eidos) величины или того, что имеет величину;
3) цель каждой вещи (таково то, на что направлены движение и действие, но не то, из чего они исходят, хотя иногда это и то и другое, — то, из чего они исходят, и то, на что они направлены, а именно конечная причина);
4) сущность каждой вещи и суть ее бытия, ибо суть бытия вещи — предел познания вещи; а если предел познания, то и предмета.
Поэтому, очевидно, что о пределе говорится в стольких же значениях, в скольких и о начале, и еще больше, ибо начало есть некоторый предел, но не всякий предел есть начало.
18. "То, в силу чего" ("само по себе")
"То, в силу чего" или "в/на чём" говорится в различных значениях. Во-первых, это — форма или сущность каждой вещи; например, то, в силу чего кто-то добр, есть само добро. Во-вторых, то, на чём, как первом, нечто возникает естественным образом; например, окраска кожи на поверхности человека. Итак, то, в силу чего нечто есть, в первом значении — это форма, а во втором — материя каждой вещи, т. е. первый субстрат каждой вещи.
Вообще, то, в силу чего имеет столько же значений, сколько и причина. Ведь говорят же "в силу того-то кто-то пришел" или "ради того-то он пришел" и точно так же "в силу того-то сделано ошибочное или правильное заключение" или "в том-то причина правильного или ложного заключения". Далее, на чём говорится относительно положения; например: "кто-то на чём-то стоит или по чему-то идет" — всё это обозначает положение и место.
И о самом по себе необходимо говорится в различных смыслах. "Само по себе" — это, во-первых, суть бытия каждой вещи; например: Каллий — это Каллий сам по себе и суть бытия Каллия; а также то, что входит в суть вещи как часть. Например: "Каллий сам по себе есть живое существо". Ибо "живое существо" входит в определение Калия; ведь Каллий есть некоторое живое существо.
Во-вторых, то, что принято чем-то как первое в него самого или в одну из его частей; например, кожа тела бела сама по себе, и человек живой сам по себе, ибо душа есть та часть человека, в которой как первом заключается жизнь, т.е. то, причина чего оно само. У человека, конечно, несколько причин быть таким, каким он есть — живое существо, двуногое, но всё это существует сам по себе. То, что присуще лишь чему-то одному, и постольку, поскольку оно присуще ему одному, есть само по себе.
19. Расположение (порядок)
Расположением называется порядок в том, что имеет части, либо 1) в пространстве, либо 2) по способности, либо 3) по виду, так как при этом должно быть некое положение, как это показывает и само слово "расположение". [В такого рода порядок не включено время.]
20. Обладание (свойство)
1) Обладанием или свойством называется проявление некоторой деятельности того, что/кто обладает, и того, чем оно обладает. Ведь когда одно делает, а другое делается, действие находится посредине. Точно так же между тем, кто обладает одеждой, и той одеждой, которой он обладает, посредине находится обладание. Обладать таким обладанием, очевидно, уже невозможно, ибо пришлось бы идти в бесконечность, если бы можно было обладать обладанием того, чем обладают.
2) Такое расположение, благодаря которому то, что расположено, расположено хорошо или плохо, будет либо а) само по себе, либо б) по отношению к другому. Например, здоровье есть некоторое свойство, потому что оно есть такого рода расположение. Кроме того, о свойстве говорится и тогда, когда лишь какая-то часть такое расположение; потому и достоинство отдельных частей есть некоторого рода свойство.
21. Преходящее (состояние)
Преходящим свойством или состоянием называется 1) свойство, в отношении которого возможны изменения, например, белое и черное, сладкое и горькое, тяжесть и легкость; 2) еще в большей мере называются так изменения и движения пагубные, в особенности, причиняющие боль; кроме того, так называются 3) большие несчастья и горести.
22. Лишенность (отсутствие)
О лишенности говорится,
1) когда вещь не имеет чего-то, что некоторым от природы свойственно иметь, хотя бы ей самой и не было от природы свойственно иметь это, как, например, говорится, что растение лишено глаз;
2) когда вещь не имеет чего-нибудь, хотя либо ей самой, либо ее роду от природы свойственно иметь это; например, не в одинаковом смысле лишены зрения слепой человек и крот: крот лишен его по роду, а человек — сам по себе;
3) когда вещь не имеет чего-то, что от природы ей свойственно иметь, и именно к такому-то времени: слепота есть некоторая лишенность, но слепым называется не тот, кто лишен зрения в любом возрасте, а тот, кто лишен его в том возрасте, когда ему от природы свойственно его иметь, а он его не имеет;
4) насильственное отнятие чего-то.
5) Сколько имеется значений у отрицаний, начинающихся с частиц "без" или "не", в стольких же значениях говорится и о лишенности. Например, неравным называется нечто потому, что в нем нет равенства, хотя оно свойственно ему от природы; бесцветный — потому, что у него вообще нет цвета, или потому, что цвет плохо проявляется; безногим — и потому, что у него вообще нет ног, или потому, что у него ноги слабые. Аналогичный смысл в словах: небьющийся, бестолковый, несправедливый и т.д.
23. Иметь (держать)
Иметь или держать означает разное:
1) обращаться с чем-то согласно своей природе или согласно своему влечению; поэтому говорят, что лихорадка "держит" человека, и тираны "держат" города, а те, кто одевается, имеют одежду;
2) содержать в себе как в способном к восприятию; например, медь имеет форму изваяния, а тело — болезнь;
3) содержать так, как объемлющее содержит объемлемое им, ибо о том, в чем находится объемлемое, говорят, что оно содержит его; например, мы говорим, что сосуд содержит влагу, город — людей, а корабль — моряков, и точно так же целое — части;
4) удерживать что-то, как, например, колонны держат лежащую на них тяжесть, и таким же образом поэты заставляют Атланта держать небо, так как иначе оно обрушилось бы на землю, как говорят и некоторые из тех, кто размышляет о природе;
5) удерживать то, что держит вместе, так как иначе все это распалось бы — каждое согласно своему влечению;
6) "быть в чем-нибудь" означает нечто сходное и соответственное со значениями "иметь".
24. "Быть из чего-то" (материя)
"Быть из чего-то" означает:
1) состоять из чего-то как из материи, притом двояким образом — либо а) это относится к первому роду, либо б) к последнему виду; например так, как все плавкое состоит из воды, как элемента, и так, как изваяние — из меди, вместо которой мог быть гипс;
2) быть из чего-то, как из начала, первого, вызвавшего движение; например, "из-за" чего битва? из-за ссоры, потому что ссора — начало битвы;
3) принадлежать к тому, что состоит из материи и формы (morphe), например: части — из целого, стих — из "Илиады" и камни — из дома, ибо форма — цель, а закончено то, что достигло цели;
4) быть составленным как форма (eidos) из части, например: "человек" — из "двуногого", "слог" — из "звука речи"; а это имеет другой смысл, чем тот, в каком изваяние — из меди: ведь составная сущность — из чувственно воспринимаемой материи, а форма, хотя она также из материи, но из материи, свойственной форме;
5) когда одно из значений применимо к тому, что происходит из некоторой части другого; например: ребенок — из отца и матери, растения — из земли, так как они состоят из некоторой части этих вещей;
6) происходить после чего-то во времени, например: после дня следует ночь, после затишья — буря.
25. Часть (доля)
Частью называется:
1) то, на что можно так или иначе разделить некоторое количество, так как то, что отнимается от количества как такового, всегда называется его долей; например, два в этом смысле есть доля трех;
2) то, что служит мерой, постольку два в одном смысле есть доля трех, а в другом — мерой;
3) то, на что можно разделить род, не принимая во внимание количество, также называется частями его: поэтому о видах говорят, что они части рода;
4) то, на что делится целое — или форма, или, то, что имеет форму;
5) то, что входит в определение, разъясняющее каждую вещь, также есть части целого; поэтому род называется и частью вида, хотя в другом смысле вид — часть рода (см. п. 3).
26. Целое (одно, всё)
Целым называется:
1) то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы;
2) то, что так объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно;
3) то, природа чего при перемене положения остается той же, а внешняя форма нет; например, воск и платье: их называют и целыми и целокупностью, потому что у них есть и то и другое;
4) вода, всякая влага, равно как и число, называются целокупностями, а "целое число" и "целая вода" не говорится, разве только в переносном смысле;
5) о чем как об одном говорят всё, о том же говорят все применительно к его обособленным частям, например: "всё это число", "все эти единицы";
6) то, что вообще сказывается как нечто целое, есть общее в том смысле, что оно объемлет многие вещи, поскольку оно сказывается о каждой из них, причем каждая из них в отдельности есть одно; например, человек, лошадь, Бог* — одно, потому что все они живые существа.
*) Появление в этом контексте имени "Бога", выступающего в роли "живого существа", является загадкой. Но в любом случае данный единичный случай не делает Аристотеля религиозным человеком. Скорее всего, мы имеем дело с искусственной вставкой, сделанной автором либо из идеологических соображений, либо из чувства самоиронии. Возможно также, что эта вставка сделана кем-то из платоников, кто имел доступ к рукописям главного противника платонизма.
7) Непрерывное и ограниченное есть целое, когда оно нечто одно, состоящее из нескольких частей, особенно если они даны в возможности; если же нет, то и в действительности. При этом из самих таких вещей природные в большей мере целое, чем искусственные, как мы говорили это и в отношении единого, ибо целостность есть некоторого рода единство.
8) Из относящегося к количеству, имеющего начало, середину и конец, целокупностью называется то, положение частей чего не создает для него различия, а целым — то, у чего оно создает различие; то, что допускает и то и другое, есть и целое и целокупность.
27. Не-цельное (не-гармоничное)
Не-цельным называется не всякое количество; надо, чтобы оно само было делимо на части и составляло нечто целое. В самом деле, число два не будет не-цельным, если у него отнять единицу (ведь недостающая часть и остаток никогда у не-цельной вещи не равны). И, вообще, ни одно число не будет таковым; ведь всегда должна остаться сущность: если чаша не-цельна, она все еще чаша, а число в этом случае уже не то же самое число.
Кроме того, не все состоящее из неоднородных частей бывает нецельным (ведь число может иметь и неодинаковые части, например двойку и тройку). И, вообще, ни одна вещь, положение частей которой не создает для нее различия (например, вода или огонь), не есть не-цельная; а чтобы вещи быть не-цельной, положение ее частей должно принадлежать к ее сущности; к тому же она должна быть непрерывной.
В самом деле, гармония, например, хотя и состоит из неодинаковых частей и у нее определенное положение частей, но не-цельной она не бывает. Кроме того, и то, что составляет нечто целое, становится не-цельным не через утрату всякой какой угодно части, ибо утраченные части не должны быть ни главными частями сущности, ни теми, что могут находиться в любом месте. Например, чаша не-цельна не тогда, когда она просверлена, а когда у нее повреждена ручка или какой-нибудь край, и человек будет увечным не тогда, когда у него вырван кусок кишки или селезенка, а когда лишится какой-то наружной части, да и то не всякой наружной части, а той, которая, если ее отнять целиком, не вырастет вновь. Поэтому плешивые — не инвалиды.
28. Род (рождение)
1) О роде говорится, когда рождение существ, у которых форма одна и та же, непрерывно; например: "пока существует род людской" означает "пока рождение людей непрерывно".
2) Родом называется то, от чего, как первого двигавшего, получают бытие; так, одни называются эллинами по роду, другие — ионийцами, потому что одни имеют прародителем Эллина, другие — Иона.
3) Людей обозначают как род больше потому, что происходят от отца-родителя, чем от матери-материи, хотя обозначают род и по женской линии: так говорят о потомках Пирры.
4) О роде говорят в том смысле, в каком плоскость есть род для плоских фигур и тело — для телесных. Ибо каждая фигура есть или такая-то плоскость, или такое-то тело, а плоскость и тело суть основа для видовых отличий. Основная часть определений при обозначении сути вещи — это род, видовые отличия которого обозначают свойства.
Итак, в стольких значениях говорится о роде: 1) касательно непрерывного рождения существ одного и того же вида; 2) касательно первого двигавшего того же вида, что и порожденное им; далее, 3) в смысле материи, ибо то, к чему относится видовое отличие и свойством — это субстрат, который мы называем материей.
А различными по роду называются те вещи, у которых первый субстрат различный и которые не сводимы ни друг к другу, ни к чему-то третьему. Так, например, форма и материя различаются по роду, и точно так же все то, о чем говорится в разных видах категорий сущего, ибо из того, что есть, одно означает суть бытия, другое — качество, и так далее, согласно сделанному ранее различию; они также не сводимы ни друг к другу, ни к чему-то третьему.
29. Ложное (лживое)
1) Ложное означает то, что ложен предмет, и это потому, что разное на деле не связано между собой или не может быть объединено. Например, когда говорят, что диагональ соизмерима или что ты сидишь: первое из них ложно всегда, второе — иногда, ибо они не-сущее в таком различном смысле.
2) Ложно также то, что хотя и существует, однако по природе таково, что кажется или не таким, каково оно есть, или тем, что оно не есть. Например, теневой рисунок и сновидения: ведь они что-то есть, но не то, представление о чем они вызывают.
Итак, вещи называются ложными в этом значении или потому, что они 1) действительно не существуют, или потому, что 2) вызываемое ими представление есть представление о несуществующем.
3) Ложная же речь, поскольку она ложна, относится к несуществующему; поэтому всякая ложная речь относится к чему-то отличному от того, о чем она истинна. Например, речь о круге ложна в отношении треугольника.
4) О чем бы то ни было имеется в одном смысле лишь одна речь, а именно, речь о сути бытия вещи, а в другом смысле — высказываний много, ибо сам предмет и он же вместе со своими свойствами — это некоторым образом одно и то же, например, Сократ и образованный Сократ.
5) Ложная же речь — это, вообще говоря, речь ни о чем. Поэтому Антисфен был чрезмерно простодушен, когда полагал, что об одном может быть высказано только одно, а именно единственно лишь его собственное наименование, откуда следовало, что не может быть никакого противоречия, да пожалуй, что и говорить неправду — тоже.
6) Между тем всякую вещь можно обозначить не только ее собственным определением, но и определением чего-то иного, притом ложно — безусловно, но некоторым образом и правильно, как, например, восемь можно определить, используя определение двойки: восемь есть сумма трех двоек.
7) Итак, в приведенных здесь случаях о ложном говорится в этом смысле, а лживым называется тот, кто склонен к подобным речам и предпочитает их не из-за чего-то другого, а ради них самих и кто старается другим внушить веру в такие речи, так же как мы называем ложными те предметы, которые вызывают ложное представление.
Поэтому вводит в заблуждение и рассуждение в "Гиппии" относительно того, что один и тот же человек лжив и правдив. Оно считает лживым того, кто может лгать (а таков человек знающий и рассудительный); кроме того, оно отдает предпочтение тому, кто испорчен по собственной воле. Это положение получается ложно по индукции, а именно: хромающий по собственной воле лучше, мол, того, кто хромает против своей воли, а хромать означает здесь притворяться хромым. Всё же, если бы кто-нибудь был хромым по своей воле, он был бы, пожалуй, хуже, как это бывает в области нравов
30. Случайное (привходящее)
Привходящим, или случайным, называется то, что чему-то присуще и о чем может быть правильно сказано, но присуще не по необходимости и не большей частью, как, например, если кто, копая яму для растения, нашел клад. Это нахождение клада, конечно, случайно для того, кто копал яму: ведь не с необходимостью следует одно из другого или после другого и не в большинстве случаев находят клал, сажая растения. Точно так же может какой-нибудь образованный человек быть бледным; но так как это бывает не по необходимости и даже не в большинстве случаев, то мы называем это привходящим. Поскольку то, что присуще, есть что-то и принадлежит чему-то, а что-то из присущего присуще лишь где-то и когда-то, то привходящим будет то, что, в общем-то, какой-то вещи присуще, но присуще не потому, что это была конкретная вещь, или в конкретное время, или в конкретном месте.
Итак, для случайного нет никакой определенной причины, а есть какая попадется, т. е. неопределенная причина. Например, кому-нибудь случилось прибыть на Эгину, если он прибыл туда не потому, что хотел попасть туда, а потому, что его занесла буря или похитили морские разбойники. Таким образом, случайное произошло или есть, но не поскольку оно само есть, а поскольку есть другое, ибо буря была причиной того, что человек попал не туда, куда плыл, а это оказалась Эгина.