Президент Медведев
рассказывает о себе

Медведева Д.А.

Дмитрий Анатольевич Медведев родился 14 сентября 1965 года в Ленинграде. В 1987 году окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета, в 1990 году — аспирантуру ЛГУ, сейчас имеет ученую степень кандидата юридических наук и звание доцента. С 1990 по 1999 год преподавал в Санкт-Петербургском государственном университете, одновременно являлся экспертом Комитета по внешним связям Мэрии Санкт-Петербурга и советником Председателя Ленинградского городского совета. С 1999 — заместитель (позже, первый заместитель) руководителя Аппарата Правительства РФ. С 2000 года — председатель Совета директоров ОАО «Газпром». С октября 2003 года — Руководитель Администрации Президента РФ. В ноябре 2005 года назначен первым заместителем Председателя Правительства РФ. 2 марта 2008 года избран Президентом РФ.

Детство. Помню, как в Краснодаре, когда я был, не помню, в каком возрасте, принесли ведро раков. А я живность всякую только в зоопарке видел. Мне было, конечно, очень интересно. Во-первых, они были зеленые, а во-вторых, живые, ползали. Мне сказали, что они кусаются, «они тебя цап-цап» и я очень аккуратно брал их в руки. Чем это все кончилось, легко догадаться: потом они стали уже не такие интересные: красные, вареные.

Когда моя мама была молодая, она мне казалась очень красивой. Когда я пошел в школу, ей было тридцать с небольшим. Я помню её, когда она вела экскурсии. Я очень гордился, что у меня такая умная мама, так много знает и так интересно рассказывает. Помню, что я ждал, когда она приедет с вечерних курсов, и без нее не засыпал. И даже до сих пор помню, как в Купчине, где мы жили, ловил звуки лифта. Двери были такие, что все хорошо слышно, и я ждал, когда он остановится на нашем этаже. Волновался, когда её долго не было.

Дима Медведев Я помню, посмотрел в детстве фильм «Вий», который на меня произвел неизгладимое впечатление. Насколько более адаптированы наши дети, потому что они всякие фильмы ужасов смотрят и на это уже не реагируют. А я после этого кино несколько дней спал с трудом, потому что мне панночка мерещилась.

Первая книжка, которую я прочитал и получил удовольствие — до этого родители уговаривали читать, но я был равнодушен к книгам, — «Дети капитана Гранта». Мне её подарили. С книжками художественными тогда тоже было не очень. Художественную литературу отец не особо покупал, у него была своя большая библиотека. Там были собрания сочинений, научные книги, и у мамы было несколько собраний. Одно из них — Чехов. Мама, по-моему, собиралась писать кандидатскую именно по этому писателю. И как-то так получилось, что я стал его читать. Конечно, после «Детей капитана Гранта», Жюля Верна, Конан Дойля — вдруг Чехов. Но я почувствовал, что Чехов доставляет мне какое-то особое удовольствие.

Корни. Я никогда специально не занимался своей родословной. Лет до 30 я вообще считал, что есть какой-то набор предков, о которых я что-то знаю, — ну и ладно. В общем, как всякий советский человек. Думал, что, собственно, никого сильно выдающегося среди моих родственников нет. И, к сожалению, в моей родословной, как и в родословных десятка миллионов людей нашей страны, невозможно проследить историю России. Потому что большинство этих родословных начинаются в конце XIX века. А что было до этого, никому неизвестно. Правда, недавно мне принесли мое древо по отцу. В нем, начиная с XVIII века, множество предков-крестьян, носивших фамилию Медведев и происходящих из Курской губернии.

Моя бабушка была дочерью питерского рабочего, а он, мой прадед, во время Первой мировой войны и революции, по сути, пропал, после чего она и переехала из Питера в деревню в Курской области. Там в достаточно юном возрасте познакомилась с моим дедом. Его звали Афанасий Федорович Медведев. Он происходил из крестьянской семьи, и, конечно, делал революцию. Сначала в деревне у себя устанавливал советскую власть. Насколько я знаю, участвовал в коллективизации. В 30-е годы окончил специальные курсы. Ну и потом пошел по партийной линии. В результате во время войны был политруком. Воевал на Малой Земле. С Брежневым, правда, не встречался. Но реально был там. Кромешный ад был там, по его воспоминаниям.

Дед работал первым секретарем райкома партии на Кубани, верил в социалистические идеалы. Был человеком очень искренним и абсолютным бессребреником. Бабка часто ругалась с ним. Так, однажды, где-то в 50-е годы его решили наградить, причем подарок он мог выбрать сам, например, мог взять автомобиль «Победа», но постеснялся и предпочел взять золотые часы (подарок считался от Хрущёва). Часы эти достались мне по наследству: их носил отец, теперь они хранятся у меня. Дед был членом компартии более 60 лет, хотя в карьерном плане дорос только до 1-го секретаря райкома. Личностью был цельной, идеалист — до мозга костей. Жизнь прожил большую и долгую, умер в возрасте 91-го года. Застал всё, что только можно застать: и горбачевскую перестройку, и совсем новые времена.

Мой отец окончил институт на Кубани, в Ленинграде поступил в аспирантуру, где начал заниматься наукой и занимался ею всю жизнь. Именовалась она «Процессы и аппараты химической технологии». Преподавал он в Ленинграде в Технологическом институте им. Ленсовета. Наукой занимался самозабвенно, имел свою позицию, из-за чего у него, как я понимаю, периодически возникали проблемы. В частности, он считал, что на его кафедре дела с наукой идут не блестяще, все погрязли в рутине. Пытался двигать какие-то свои подходы. Скрывать не буду, его работой я не особенно интересовался.

Помню, например, как в раннем детстве, где-то часов в десять, после программы «Время», я отрубался под известную музыку. Потом просыпался и, как любой ребенок, со страхом думал, вернулась мама или нет (она тогда ходила на курсы). Когда я в час или два ночи выходил из комнаты, видел, что у отца горел свет. Он сидел и все что-то писал. Меня это поражало. Потом, уже утром, часов в шесть-семь он вставал и опять продолжал что-то писать. На его столе лежали горы книг и каких-то бумаг.

Мама моя родом из Белгородской области. Её мама, т.е. моя бабушка, носила «говорящую» фамилию — Ковалёва. Её отец был кузнец. Есть в Белгородской области городок Алексеевка. Там жило много Ковалёвых, Кузнецовых, Сухопаровых — все они занимались тогда кузнечным делом. Насколько я понимаю, это была вполне благополучная семья ремесленников. Судя по фотографиям, которые мне не так давно передала моя тетя, выглядит она для того времени вполне респектабельно, ремесленниками они были крепкими.

Дом Ковалёвых
Дом Ковалёвых в городе Алексеевка Белгородской области

По линии маминого отца (фамилия Шапошниковы) я помню прадеда, хотя практически не видел его. Он действительно шил шапки; и до него кто-то в семье шил шапки. Дед воевал, работал в разных местах. У него такой яркой биографии, как у деда по отцовской линии, не сложилось.

Мама вместе со своей сестрой — они близнецы — окончила филологический факультет Воронежского университета. В году где-то 64-м приехала в Ленинград учиться в аспирантуре, но её научная карьера сложилась хуже, чем у отца. После встрече с отцом, через какое-то время мама забеременела и, в 65-м году появился я. Впоследствии она предпринимала разные попытки вернуться к работе. Работала и в школе, и в Педагогическом университете им. Герцена — преподавала русский и русский как иностранный. Потом появилось ещё одно хобби: окончив курсы, она стала экскурсоводом, работала в Павловском дворце.

Этот период я хорошо помню. У нас никогда не было дачи, но каждое лето мы снимали в Павловске на три месяца маленький деревянный дом, точнее, одну или две комнаты в нем. Мама каждое утро вела экскурсии по дворцу и по парку. Я часто ходил с ней — мне это нравилось. Особенно хороши были экскурсии по парку. Прогулки длились часа два или два с половиной. Павловский дворец и парк были великолепны. По моему мнению, это лучший царский пригород, может быть, из того, что есть в России. Прекрасный пейзажный парк и прекрасный классический дворец. В общем, об этом периоде у меня остались очень хорошие воспоминания. Но больше к науке мама не вернулась.

Дмитрий Медведев Школа. У каждого ребёнка в детстве есть свои этапы развития. Во 2–3-м классе нас очень интересовали динозавры. Мы их изучали, рисовали, обсуждали. Более того, я выучил всю периодизацию развития Земли, начиная от архейской эры и кончая кайнозойской. Для 2-го класса это было совсем неплохо и производило впечатление на слабонервных учителей. В 4–5-м классе я увлекся химией, которой тогда не было в числе моих школьных предметов, ставил опыты. Потом начался спорт. Мы ходили на тренировки по 3–4 раза в неделю. По полтора часа ездили на Васильевский остров.

1982-й год врезался мне в память очень сильно, как никакой другой, потому что это год окончания школы. Выпускные экзамены — сложная пора, когда пришлось впервые в жизни на самом деле мобилизоваться. Я, мягко говоря, не был лучшим учеником в школе. В какие-то периоды учился совсем неровно. Но в определённый момент понял, что если не начну нормально учиться, то у меня в жизни может что-то не получиться в целом. В результате школу закончил весьма неплохо.

Переход между учёбой в школе, когда ты имеешь ещё достаточно высокую степень безответственности, и учёбой в университете, для меня был очень рельефным. Детство закончилось.

Университет. Ряд моих товарищей решили поступать в технический вуз, я же колебался. Они говорили: пойдем подтянем математику с физикой. С большим для себя трудом и мучениями я некоторое время ходил на курсы. Но эти курсы еще раз убедили меня в том, что это всё-таки не совсем моё. В результате где-то уже к маю месяцу я принял окончательное решение, что буду поступать на гуманитарный факультет, но при этом ещё раздумывал, юридический факультет или филологический. И потом под влиянием различного рода разговоров, общения, в том числе с родителями, пришёл к выводу, что альтернативы юридическому не существует. О чём не пожалел после этого ни разу в жизни.

Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет

Когда начал учиться, мне с каждым днём это нравилось всё больше и больше. Я понимал, мне просто реально повезло, мне интересно, это моё — и в теоретическом плане, и в практическом измерении. Всё, чем я там занимался, мне доставляло удовольствие; и чем занимался впоследствии, когда стал корпоративным юристом, ходил в суды, писал договоры, ездил на переговоры внутри страны и за её пределы.

После окончания университета, возникла дилемма: либо я пойду в прокуратуру, буду следователем, и это была хорошая работа для человека с красным дипломом, который я получил; либо поступлю в аспирантуру. И тут случилось чудо, чего не происходило десятилетиями. На мою родную кафедру гражданского права дали три бюджетных целевых аспирантских места, чтобы подготовить специалистов для самой кафедры. Я пошёл в аспирантуру.

Ленсовет. Собчак был очень интересным человеком. Я с ним познакомился, когда учился на втором курсе университета. Он читал нам лекции, а потом я сдавал ему гражданское право. По-настоящему я его узнал, когда он начал баллотироваться в народные депутаты СССР. Он пригласил меня и нескольких моих товарищей по кафедре быть его доверенными лицами.

В 1990 году я защитил кандидатскую диссертацию. В конце августа он мне позвонил и сказал, что хотел бы позвать меня на работу. Его как раз избрали председателем Ленсовета. Я согласился. Но при этом мы договорились с ним, что из университета полностью не уйду. Я пришёл в Мариинский дворец, где располагался Ленсовет, осенью 90-го и приступил к должности советника председателя Ленсовета. Через месяц там же появился Владимир Владимирович Путин. Как человек гораздо более опытный, профессионально подготовленный, он через некоторое время стал руководителем группы помощников и советников председателя Ленсовета. То есть он стал старшим среди советников. И вот в таком качестве мы с ним бок о бок проработали год.

А потом Собчак был избран мэром Ленинграда. Путин перешёл в мэрию, на должность вице-мэра по внешнеэкономическим связям. А у меня в тот период возникло ощущение, что я себя в этой сфере исчерпал. Мне стало казаться, что я должен заняться чем-то другим — наукой, практическим правоведением. Поэтому я полностью вернулся на кафедру гражданского права. При этом мы договорились с вице-мэром Путиным, что я буду экспертом того комитета, который он возглавил, на внештатной основе. Так мы работали в течение четырёх лет, до тех пор как команда Собчака не ушла из Смольного по итогам выборов.

Мариинский дворец
Ленсовет, Мариинский дворец

Наука. Преподавательская работа пришлась на тот период, когда право начало быстро меняться. Одно дело рассказывать о праве, как принято было говорить, развитого социализма, другое дело — заниматься правом, когда всё было в динамике. Очень много было нового. В какой-то момент, с начала 90-х годов, я стал замечать, что студенты стали такие, что если ты не подготовишься, будешь выглядеть просто полным профаном. Требования изменились. Они стали задавать очень сложные вопросы. На эти вопросы необходимо было получать ответы и для самого себя.

В моей жизни, с одной стороны, были наука и преподавание, с другой — бизнес. Я состоялся как специалист, как ученый, довольно много писал, много публиковался. Учебник по гражданскому праву, который мы написали, получил профессиональное признание, был издан миллионным тиражом. Я занимался гражданским правом как оболочкой экономики. Это была, с одной стороны, наиболее активная, быстроменяющаяся отрасль, с другой — она основывалась ещё на традициях римского частного права. Причем отрасль эта приносила хороший доход. Я обслуживал разные структуры, от предложений заработать не отказывался. Это было интересно и одновременно позволило решить накопившиеся материальные проблемы. Я превратился в полноценного корпоративного юриста, профессионально занимавшегося большими бизнес-проектами. Для меня это был очень продуктивный период; я считал, что моя жизнь сложилась. Всё это продолжалось до начала октября 1999 года, когда я получил звонок…

Москва. Мне позвонил Игорь Сечин и сказал, что Владимир Владимирович хочет пообщаться. Я сказал: хорошо, приеду. Это была суббота, он приехал откуда-то уставшим. Мы поговорили, он сделал мне предложение возглавить Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг. А я в научном плане этим интересовался и в практическом плане немножко этим занимался, хотя фондовым брокером не был. В общем, меня интересовала эта тема, даже докторскую хотел писать по тематике, связанной с ценными бумагами. Так и сказал, что мне это интересно, но я должен несколько дней подумать.

Приехал в Питер, посоветовался с домашними — и после этого сказал, что готов. Вернулся в Москву через месяц на должность заместителя руководителя аппарата правительства. Руководил аппаратом тогда Дима Козак. Мы договорились, что я поработаю полмесяца-месяц, чтобы втянуться в чиновничью жизнь, и после этого будет назначение на эту должность. Но события тогда развивались очень быстро. Владимир Владимирович сказал: смотри, хочешь, хоть сейчас подпишу представление на ФКЦБ, — или же оставайся здесь, в правительстве.

Комиссия по ценным бумагам — содержательная работа, огромный рынок растущий, интересная проблематика. А здесь — аппаратная работа, к которой я точно никогда не стремился, которая мне казалась скучной. Но то ли предчувствие, то ли ещё что-то… И я сказал: пока здесь останусь, помогу. Он говорит: ну хорошо, ладно, я понял. Было это 29 декабря 1999 года, а 31 декабря он, уже как исполняющий обязанности президента, подписал указ о назначении меня на должность заместителя руководителя администрации, о чем я узнал, находясь в Санкт-Петербурге, куда уехал отмечать Новый год.

Здание Администрации Президента в Кремле
Здание Администрации Президента в Кремле

Госслужба. Когда я приехал в Москву, естественно, ни о чем таком не думал. Я испытывал драйв от того, что у меня такая серьезная масштабная работа на таком высоком уровне. И она меня вполне устраивала. Причем не только своим содержанием, но и непубличным статусом деятельности. Ведь я работал заместителем руководителя администрации, первым заместителем руководителя администрации, руководителем администрации президента. Все это ключевые должности в нашей стране, которые непосредственно связаны с текущей политикой, с обслуживанием ежедневной деятельности президента как главы государства. В общем, должности, которые имеют и серьезные полномочия, и серьезную ответственность, но при этом абсолютно непубличные. Даже руководитель администрации — он все-таки первый помощник президента, и он не должен проявляться как самостоятельный политик.

Нацпроекты. До того момента, пока я не ушел из администрации, я ни о какой отдельной политической карьере не думал. После того как меня назначили первым вице-премьером правительства, началась новая часть моей жизни. Потому всё изменилось. Из помощника, пусть и главного, я превратился в активно работающую, самостоятельную правительственную единицу, причем отвечающую за довольно сложный комплекс проблем. И сколько ни говорили, что эти национальные проекты — просто раздача денег, это не совсем так, даже совсем не так. Это серьезная работа по модернизации всей социальной сферы и применительно к аграрному проекту — вообще всей жизни на селе.

В этот момент у меня произошли существенные внутренние изменения. Я вышел из тени и превратился в человека, который не только сам принимал решения — это я делал и в администрации президента — но и в человека, который обязан эти решения озвучивать публично, объяснять их людям, обосновывать их целесообразность. И при этом должен быть достаточно убедительным. Вот, наверное, с этого момента и начался новый период в моей жизни. Это не значит, что я сразу же решил, что должен готовиться в президенты, к каким-то судьбоносным изменениям в своей жизни, но всё же это была достаточно мощная прелюдия.

Выдвижение. Естественно, этот вариант я предварительно обсуждал с президентом Путиным. Это же ответственейшая вещь — выбор кандидата от власти на должность президента, тем более в условиях современного российского государства и общества. Но если говорить о моих ощущениях, то, конечно, окончательно это было в тот день, когда меня официально предложили кандидатом в президенты. Все, что было до этого, все мои размышления на эту тему ни в какое сравнение не идут. Несмотря на то, что разговоры и обсуждения были до того, эмоции, безусловно, достигли апогея в день выдвижения. День выдвижения — это точка невозврата.

Это — вызов, который бросает тебе судьба, его невозможно ни с чем сравнить. Речь ведь идет о первой позиции в стране. Конечно, это не могло не вызвать ряд вопросов.

Первый из них — смогу ли, справлюсь? C учетом опыта, текущей конструкции власти, массы других соображений, которые есть у каждого человека. На этот вопрос я ответил положительно. Иначе я не принял бы такого решения.

Второй слой вопросов: как этот выбор отразится на моей текущей жизни. О себе в тот момент я думал меньше всего, важно было, как он отразится на семье, моих близких, жене, ребенке, моей матери? Это более сложный набор эмоций, потому что, с одной стороны, я понимаю, что мой переход в новый статус — большая ответственность, но и возможность для самореализации высшего уровня. Человек к этому, в общем, стремится. С другой стороны, применительно к моей семье ситуация иная. На 99 процентов для них это, конечно, самоограничение — необходимость иметь охрану, невозможность зачастую поехать туда, куда ты хочешь. У моей супруги появляются новые обязанности, её жизнь как жены президента становится достаточно публичной.

Супруга. …Было это в седьмом классе, на зимних каникулах. Мы виделись и раньше, но ближе познакомились во время совместных прогулок, которые нас захватили и увлекли. Мне было четырнадцать лет, она училась в параллельном классе. И с этого началась отдельная большая страница в моей жизни. Погружение во взрослый мир происходило для меня очень мощно. Как у всякого человека, у меня было ощущение, что мое чувство — самое сильное чувство в мире. Наш роман происходил на глазах у всей школы. Учителя относились к этому по-разному, мы ведь учиться перестали, гуляли вместе на переменах, уходили с уроков.

Наши отношения развивались, изменялись. Естественно, случались и разлады. В итоге я доучился до того, что в десятом классе у меня был «неуд» по поведению в первом полугодии и почти одни тройки. Все было очень плохо. Родители были крайне недовольны. Я мог прийти только на один урок и не переживать по этому поводу. Но когда я почувствовал, что наши отношения вполне меня устраивают, я понял, что нужно хорошо окончить школу. Мужской разум сработал, и за два месяца я ликвидировал все долги, окончил школу весьма неплохо…

Обязанности супруги президента — трудная участь. Особенно в условиях России. Это непростая работа, но выполнять её, к сожалению, необходимо ежедневно. В данном случае я имею в виду не только официальные поездки и мероприятия, где супруга должна присутствовать.

Семья Медведевых Я говорю и о других, малоприятных вещах, когда ты живешь в ограниченных условиях. Не физически, конечно, а в стесненных специальными правилами, требованиями. Это создает сложности. Раньше было намного проще, она могла планировать свою жизнь относительно самостоятельно. Сейчас, естественно, так делать нельзя, все должно быть подчинено общей задаче. При этом не следует забывать те традиции, которые существовали и существуют в нашей стране. Первая леди, или супруга президента, у нас не должна быть избыточно активной.

Я не могу сказать, что возможность президентства так уж обрадовала моих близких. Когда об этой возможности узнала жена, какого-то специального напутствия с её стороны не было — всё-таки мы действительно довольно давно друг друга знаем. Знаем и свои достоинства, и недостатки, какие-то свои эмоциональные нюансы. Поэтому каких-то особых слов она не говорила.

Сын. Моя жена — строгая воспитательница и это, кстати, обычная вещь. Мамы всегда строже относятся к своим детям, чем папы. Светлана старается воспитывать Илью довольно жестко. Внимательно следит, что он делает, какие оценки приносит из школы. Кто-то из нас ведь должен в это погружаться, а кто-то выполнять приятную функцию, такую, как у меня.

За всё время, пока мы живем в Москве, у меня практически никогда не возникало ощущения, что такая жизнь плохо отражается на нем. Он не приобрел какие-то плохие привычки или стал похож на сынка начальника (во всяком случае, в моем представлении). Учится как любой мальчишка: у него есть всплески, падения, ему или что-то очень нравится, или совсем не нравится. Я считаю, что это как раз неплохой признак, не люблю, когда человеку всё ровно.

( По материалам сайта medvedev.kremlin.ru )

 
 

Д.А. Медведев

О модернизации экономики

Фрагменты из статьи «Россия, вперед!»
10 сентября 2009 года

Недавно я определил пять стратегических векторов экономической модернизации нашей страны. Во-первых, мы станем одной из лидирующих стран по эффективности производства, транспортировки и использования энергии. Разработаем и выведем на внутренние и внешние рынки новые виды топлива. Во-вторых, сохраним и поднимем на новый качественный уровень ядерные технологии. В-третьих, российские специалисты будут совершенствовать информационные технологии, добьются серьёзного влияния на процессы развития глобальных общедоступных информационных сетей, используя суперкомпьютеры и другую необходимую материальную базу. В-четвёртых, мы будем располагать собственной наземной и космической инфраструктурой передачи всех видов информации; наши спутники будут «видеть» весь мир, помогать нашим гражданам и людям всех стран общаться, путешествовать, заниматься научными исследованиями, сельскохозяйственным и промышленным производством. В-пятых, Россия займёт передовые позиции в производстве отдельных видов медицинского оборудования, сверхсовременных средств диагностики, медикаментов для лечения вирусных, сердечно-сосудистых, онкологических и неврологических заболеваний.

<...>

Детальные, пошаговые планы движения вперёд в указанных направлениях уже разрабатываются. Мы будем поощрять и стимулировать научно-техническое творчество. Прежде всего поддержим молодых учёных и изобретателей. Средняя и высшая школы подготовят достаточное количество специалистов для перспективных отраслей. Научные учреждения сосредоточат основные усилия на реализации прорывных проектов. Законодатели примут все решения для комплексной поддержки духа новаторства во всех сферах общественной жизни, создания рынка идей, изобретений, открытий, новых технологий. Государственные и частные компании получат всемерную поддержку во всех начинаниях по созданию спроса на продукты инновационной деятельности. Иностранным компаниям и научным организациям будут предоставляться самые благоприятные условия для строительства в России исследовательских и конструкторских центров. Мы пригласим на работу лучших учёных и инженеров из разных стран мира. И, главное, мы будем объяснять нашей молодёжи, что важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, которых нет у других, интеллектуальное превосходство, умение создавать вещи, нужные людям. Как писал А.С.Пушкин: «Есть высшая смелость: смелость изобретения, создания, где план обширный объемлется творческой мыслью». Изобретатель, новатор, учёный, учитель, предприниматель, внедряющий новые технологии, станут самыми уважаемыми людьми в обществе. Получат от него всё необходимое для плодотворной деятельности.

Инновационная экономика возникнет, конечно, не сразу. Она часть культуры, основанной на гуманистических ценностях. На стремлении к преобразованию мира ради лучшего качества жизни, ради освобождения человека от бедности, болезней, страха, несправедливости. Талантливые люди, стремящиеся к обновлению, способные создавать новое и лучшее, не прилетят к нам с другой планеты. Они уже здесь, среди нас. И об этом недвусмысленно свидетельствуют результаты международных интеллектуальных олимпиад, патентование за рубежом изобретений, сделанных в России, и настоящая охота, ведущаяся крупнейшими компаниями и университетами мира, за нашими лучшими специалистами. Мы — государство, общество и семья — должны научиться находить, растить, воспитывать и беречь таких людей.

Выдержки из ежегодного Послания президента Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года

Уважаемые граждане России!
Уважаемые депутаты и члены Совета Федерации!

Два месяца назад в статье «Россия, вперёд!» я обнародовал принципы новой политической стратегии. В сегодняшнем Послании Федеральному Собранию я хотел бы изложить конкретные первоочередные планы реализации этой стратегии. Расскажу о том, что предстоит сделать в самое ближайшее время.

В основе моего представления о будущем глубокая убеждённость в необходимости и возможности обретения Россией статуса мировой державы на принципиально новой основе. Престиж Отечества и национальное благосостояние не могут до бесконечности определяться достижениями прошлого, ведь производственные комплексы по добыче нефти и газа, обеспечивающие львиную долю бюджетных поступлений, ядерное оружие, гарантирующее нашу безопасность, промышленная и коммунальная инфраструктура — всё это создано большей частью ещё советскими специалистами, иными словами, это создано не нами. И хотя до сих пор удерживает нашу страну, что называется, «на плаву», но стремительно устаревает, устаревает и морально и физически. Настало время нам, то есть сегодняшним поколениям российского народа, сказать своё слово, поднять Россию на новую, более высокую ступень развития цивилизации.

В прошлом веке ценой неимоверных усилий аграрная, фактически неграмотная страна была превращена в одну из самых влиятельных по тем временам индустриальных держав, которая лидировала в создании ряда передовых технологий того времени: космических, ракетных, ядерных. Но в условиях закрытого общества, тоталитарного политического режима эти позиции невозможно было сохранить. Советский Союз, к сожалению, так и остался индустриально-сырьевым гигантом и не выдержал конкуренции с постиндустриальными обществами.

В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям.

Вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, станем обществом умных, свободных и ответственных людей.

Вместо сумбурных действий, продиктованных ностальгией и предрассудками, будем проводить умную внешнюю и внутреннюю политику, подчинённую сугубо прагматичным целям.

Вместо прошлой построим настоящую Россию — современную, устремлённую в будущее молодую нацию, которая займет достойные позиции в мировом разделении труда.

Я обратился с предложением подумать о том, как преодолеть хроническую отсталость, зависимость от сырьевого экспорта, коррупцию, как выдержать жёсткую конкуренцию на мировых рынках, как создать наилучшие возможности для того, чтобы мы сами, каждый из нас мог на деле реализовать свои знания, возможности, опыт, не полагаясь на кого-то сверху. Другими словами, что необходимо сейчас предпринять для изменения качества жизни в России, для обеспечения лидерских позиций нашей страны в мире.

В ходе развернувшейся общественной дискуссии я получил множество откликов и писем в самой разной форме, разговаривал с людьми разных политических взглядов и профессий о путях развития экономики, образования, науки, повышения эффективности государственного управления, политической и судебной систем.

Благодарю всех вас за участие в открытых дебатах о новой политической стратегии: и тех, кто разделяет мои взгляды, и тех, кто предлагает другие решения. Нас объединяет одно, как минимум одно — понимание того, что перемены необходимы и что только от нас самих зависит, какой будет Россия для наших детей и внуков, какое место займёт в будущем мире.

Многие ваши идеи были учтены при подготовке Послания, выработке предложений, реализация которых и будет означать последовательную и системную модернизацию России.

<...>

Уважаемые депутаты и члены Совета Федерации!

Мы обязаны извлечь уроки из событий прошедшего периода. Ведь пока росли цены на нефть, у многих, что там скрывать, почти у всех, были иллюзии, будто структурные реформы ещё могут подождать и сейчас нужно воспользоваться теми ценами, которые сложились. В основном предпочтение было отдано форсированию роста старой, сырьевой экономики, а для формирования новой, создающей уникальные технологии и инновационные продукты, были приняты лишь отдельные и несистемные решения.

Больше медлить с этим нельзя. Мы должны начать модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы. По моему убеждению, это вопрос выживания нашей страны в современном мире.

Я надеюсь, что благополучие России в относительно недалёком будущем будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей, воспитывать молодёжь в духе интеллектуальной свободы и гражданской активности.

В чём я вижу главные факторы такого развития? Отечественная экономика должна, наконец, переориентироваться именно на реальные потребности людей, а они сегодня, главным образом, связаны с обеспечением безопасности, с улучшением здоровья, с доступом к энергии и с доступом к информации. Отсюда и наш выбор приоритетов модернизации экономики и технологического развития. Они являются ключевыми для выхода России на новый технологический уровень, для обеспечения лидерских позиций в мире. Это внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности.

Специально созданная президентская комиссия утвердила конкретные проекты по всем пяти направлениям и сформировала детальные планы-графики их реализации. И уже сейчас занимается их практической реализацией. Я рассчитываю на активное участие в этой работе всех органов власти, предпринимательского, научного и экспертного сообщества.

Я специально более подробно остановлюсь на этих направлениях модернизации, потому что считаю это исключительно важным для нашей страны.

Важнейшее для наших граждан направление работы - развитие медицинской техники, технологий и фармацевтики. Мы обеспечим людей качественными и доступными лекарственными средствами, а также новыми технологиями профилактики и лечения заболеваний, в первую очередь тех, что являются наиболее распространёнными причинами потери здоровья и смертности. Излишне добавлять, насколько это важно в наших демографических условиях.

Мы уже определились с перечнем стратегически значимых лекарств, тех, что нужно будет производить в России. Речь идёт, во-первых, о наиболее дорогих препаратах, в частности, для лечения сердечно-сосудистой патологии и онкологических заболеваний. Нам нужно будет выпускать более 50 таких препаратов, чтобы все, кто нуждается в них, все они могли получить своевременное лечение. В ближайшее время мы существенно увеличим производство собственных лекарств, используем их и при лечении самых распространённых заболеваний, например, против простуды и гриппа.

Я думаю, что российские компании способны произвести препараты и технологии, которые будут пользоваться спросом на мировом рынке, а для этого нужно активнее развивать партнёрство с ведущими зарубежными разработчиками и производителями, имея в виду и организацию в России передовых исследований в медицинской сфере.

Стимулирование производства лекарств и оборудования будет осуществлено, в том числе, и через механизм государственных закупок. Уже через пять лет доля отечественной продукции на лекарственном рынке должна составить не менее четверти, а к 2020 году - более половины всех препаратов. Вот в чём цель.

Кроме того, я поручаю разработать и внести в Государственную Думу проект закона, который бы регулировал порядок обращения лекарственных средств и, что крайне важно, требования к их безопасности. Мы обязаны оградить людей от поддельных и фальшивых лекарств.

Наряду с внедрением новых технологий профилактики и лечения, необходимо с особым вниманием относиться к созданию мотиваций и условий для здорового образа жизни. В ходе обсуждения моей статьи я получил большое количество откликов, и среди них были такие слова, посвящённые этой теме: "Показателем личного успеха должно стать, скорее, здоровье человека, а не количество заработанных им денег. И если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, то будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность". С этими словами трудно не согласиться.

Отмечу, что в августе этого года впервые за последние 15 лет в России зафиксирован естественный прирост населения. Он пока незначительный - всего на тысячу человек, но всё-таки это уже прирост. Результат был достигнут прежде всего за счёт известного национального проекта "Здоровье" и новой демографической политики, которой мы все занимаемся. Работа по этим направлениям будет продолжена. У нас есть все возможности сделать так, чтобы население нашей страны не уменьшалось, а росло.

И, конечно, мы обязаны думать, какие природные богатства сможем сохранить и передать будущим поколениям. Вот почему я считаю, что повышение энергоэффективности, переход к рациональной модели потребления ресурсов является ещё одним приоритетом в модернизации нашей экономики. Задачу эту можно решить только в том случае, если каждый из нас задумается, насколько ответственно он подходит к энергосбережению, так, как, кстати, это делают во всём мире. Там об этом думают абсолютно все.

Что нужно сделать? Во-первых, будут запущены программы по производству и установке приборов учёта. Сегодня жители наших городов фактически оплачивают ветхую и оттого дорогостоящую коммунальную инфраструктуру. Граждане должны платить только за реально потребляемые ими услуги.

Во-вторых, мы начали переход к использованию энергосберегающих ламп. Люди получат существенную экономию затрат за счёт замены устаревшего оборудования.

В-третьих, в следующем году мы приступим к реализации проектов повышения энергоэффективности во многих городских кварталах. Будут модернизированы коммунальные сети, введены системы оплаты услуг, в большей мере учитывающие режим их потребления и уровень доходов семьи. Будут введены энергосервисные контракты, позволяющие добиться значительной экономии. В первую очередь программы энергоэффективности будут реализованы в государственном секторе, там есть где поработать. Я призываю все российские регионы принять участие в таких проектах.

В-четвёртых, нам нужно не только наращивать добычу полезных ископаемых, но и добиваться лидерства во внедрении инноваций - как в традиционной, так и в альтернативной энергетике.

Вопиющим фактом, примером неэффективного использования энергоресурсов остаётся сжигание попутного газа. Загрязняется окружающая среда, и десятки миллиардов рублей превращаются в дым. Правительство ещё раз недавно обратилось к этой теме и обещало покончить с этим безобразием. Действовать нужно решительно и быстро и никаких отговорок от добывающих компаний не принимать. Эта тема, кстати, весьма популярна. На проблему "разбазаривания" попутного газа меня просил обратить внимание во время встречи, которую я проводил с Советом Федерации, Николай Иванович Рыжков. Николай Иванович, не знаю, в зале или нет? В зале. Вот мы с Вами вместе, надеюсь, и проконтролируем выполнение этой задачи.

Одно из наиболее перспективных направлений - это применение широко распространённых у нас биоресурсов, прежде всего древесины, торфа, отходов производства для получения энергоносителей.

Наши научно-исследовательские и производственные организации будут нацелены на внедрение инновационных технологий, таких как разработки с применением эффекта сверхпроводимости, особо актуального для наших протяжённых территорий. Мы продолжаем терять гигантские объёмы энергии при передаче её по территории страны, гигантские объёмы. В будущем именно технология сверхпроводимости кардинально изменит всю сферу производства, передачи и использования электроэнергии.

В отдельное направление в рамках модернизационного проекта выделены программы развития ядерной энергетики. До 2014 года у нас появятся реакторы нового поколения и ядерное топливо, востребованное не только отечественными, но и зарубежными производителями. Ядерные разработки будут активно применяться и в других сферах (прежде всего, конечно, в медицине), для производства водородного топлива, а также для создания двигательной установки, способной обеспечить космические полёты даже на другие планеты.

Мы будем активно участвовать и в международном проекте использования термоядерного синтеза. Именно за такими технологиями будущее. Находясь в "элитном клубе" стран - разработчиков ядерных технологий, мы, в кооперации с зарубежными партнёрами, откроем доступ к практически неограниченному источнику энергии.

Четвёртое стратегическое направление - развитие космических технологий и телекоммуникаций. Наша страна традиционно была одной из первых в этих отраслях, но сегодня занимает лишь 63-е место в мире по уровню развития инфраструктуры связи. Это очень плохо. Очевидно, что без изменений в этой сфере мы не сможем двигаться дальше, вот почему на территории всей нашей страны в течение пяти лет необходимо обеспечить широкополосный доступ в интернет, осуществить переход на цифровое телевидение и мобильную связь четвёртого поколения.

Национальная сетевая инфраструктура должна гарантировать доступ к современным средствам связи в любой точке и, конечно, по разумным ценам. При этом цены на услуги в первую очередь должны снизиться для жителей Сибири и Дальнего Востока. Обращаю внимание: приоритет должен отдаваться тем услугам, в которых заинтересовано большинство населения нашей страны, прежде всего связи с единой службой спасения и помощи при чрезвычайных ситуациях. Это критическая вещь.

На нашей территории будут проложены современные высокоскоростные оптические магистрали, установлено оборудование повышенной производительности и в полной мере задействован потенциал уже построенных линий, их же тоже немало. Это позволит обеспечить обмен всё возрастающими потоками информации как между российскими регионами, так и между разными странами. Россия, простирающаяся на 11 часовых поясов, призвана стать ключевым звеном в глобальной информационной инфраструктуре.

Кстати, о часовых поясах. Мы традиционно привыкли гордиться их количеством, потому что это казалось нам яркой иллюстрацией величия нашей Родины. Это действительно так. Но задумывались ли мы когда-нибудь по-серьёзному о том, насколько столь дробное деление позволяет эффективно управлять нашей страной, не приводит ли к использованию слишком дорогих технологий? Примеры других стран (Соединённых Штатов Америки и Китая) показывают, что можно обходиться и меньшей разницей во времени. Это большие страны. Нужно рассмотреть возможность сокращения количества часовых поясов. Конечно, надо просчитать все последствия такого решения. Это касается, кстати, и целесообразности перехода на летнее и зимнее время. Здесь тоже нужно сравнить все выгоды от экономии, очевидные неудобства, но сделать это надо. Я надеюсь, что специалисты дадут нам объективный, подчёркиваю, объективный ответ на эти вопросы.

Приоритетным направлением нашей работы станет также использование космических технологий, в том числе, естественно, ГЛОНАСС. Они дадут нашим людям возможность пользоваться современным навигационным оборудованием в автомобилях, помогут обеспечить безопасность транспорта и технически сложных объектов, улучшить координацию работы служб, которые отвечают за предотвращение аварий и чрезвычайных ситуаций, за ликвидацию последствий природных и техногенных катастроф. Появятся и новые технологии предоставления цифровой картографической информации высокой точности.

Внедряя современные инженерные решения и создавая космические аппараты нового поколения, мы должны уже к 2015 году выйти на мировые показатели по мощности и срокам активного существования на орбите отечественных спутников связи, здесь не всё благополучно. Их технические возможности должны позволить видеть весь мир, помочь жителям всех стран вести научные исследования, более эффективно работать и активно общаться.

И, наконец, пятая приоритетная задача - развитие стратегических и информационных технологий. В России должен быть в полном объёме задействован потенциал суперкомпьютеров, суперкомпьютерных систем, которые объединены высокоскоростными каналами передачи данных. С их помощью уже в пятилетней перспективе станет возможным проектирование новейших самолётов и космических аппаратов, автомобилей и ядерных реакторов. Ведь сложная техника, не прошедшая суперкомпьютерного моделирования, что называется, не положенная в цифру, через несколько лет просто не будет востребована рынком. И для завоевания здесь конкурентных позиций мы обязаны настойчиво работать.

Кроме того, в следующем году государственные услуги будут доступны и через электронные каналы связи. Это, в частности, должно коснуться приёма квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, постановки объектов недвижимости на кадастровый учёт и получения библиографической информации из государственных фондов. Через два года в такой, электронной, форме будет предоставляться не менее 60 ключевых государственных услуг. Вот в чём цель.

В пилотном режиме начнётся внедрение социальных карт граждан, обеспечивающих получение государственных услуг и облегчающих участие в программах медицинского и социального страхования. В дальнейшем возможно их совмещение с электронными картами, открывающими доступ к банковским продуктам, включая проведение и обязательных, и добровольных платежей гражданами. Внедрение электронных технологий будет не только удобным для людей, но и должно стать мощным инструментом противодействия коррупции.

В одном из откликов, который я получил на известную статью ["Россия, вперёд!"], - он пришел из Серпухова - указывается, что внедрение таких технологий, в частности, так называемого электронного правительства, существенно ослабит проблемы с коррупцией, позволит избавиться от стояния в очередях, от траты денег и времени. Это, очевидно, так.

Я хотел бы подчеркнуть, что названные мною пять стратегических направлений технологической модернизации являются, безусловно, приоритетными. Но, конечно, ими не исчерпывается перечень государственных задач. Правительство должно активно проводить программы развития и других секторов экономики, ориентируясь на повышение доли добавленной стоимости, производимой внутри страны. Это ключевая вещь.

В рамках реализации общей стратегии мы должны предпринять несколько системных шагов. Я их сейчас тоже назову.

Во-первых, мы обязаны заняться модернизацией государственного сектора. Его доля не опускается ниже 40 процентов, а в период кризиса роль государства в экономике, естественно, вновь возросла. Причём, конечно, эта тенденция наблюдается во всём мире, но с точки зрения долгосрочных перспектив ничего хорошего в этом нет.

Нужно понять, какая структура госсектора отвечает нашим стратегическим задачам. Я поручаю Правительству подготовить решения, обеспечивающие оптимизацию объёма и эффективность участия государства в деятельности коммерческих организаций. Речь идёт и о судьбе ряда активов, имеющих сегодня статус стратегических. До 2012 года нужно завершить соответствующую программу, выйдя на оптимальные (на ближайшее время, потому что нет ничего вечного) параметры государственного сектора. Я хотел бы подчеркнуть, что заниматься всем этим нужно аккуратно, не "разбазаривая" того, что принадлежит всем нашим гражданам.

Однако, и сохранять огромный объём собственности без перспективы его модернизации тоже бессмысленно.

Что касается государственных корпораций. Я считаю эту форму в современных условиях в целом бесперспективной. Корпорации, которые имеют определённые законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством. В дальнейшем они или сохранятся в государственном секторе, там, где нам это необходимо, или будут реализованы частным инвесторам.

Кроме того, надо провести независимый аудит корпораций, а также крупных компаний с госучастием, внедрить в каждый из них современные модели управления, а оплату труда руководства этих компаний прямо увязать с показателями снижения издержек, повышения энергоэффективности и, естественно, повышения производительности труда, результатами внедрения технологий и инноваций.

Постоянным направлением деятельности исполнительной власти должна стать и оптимизация бюджетных расходов. Правительству необходимо разработать и реализовать комплекс мер по созданию долгосрочных стимулов к повышению качества оказываемых государственных услуг, по обеспечению ответственности за результаты использования бюджетных средств и своей деятельности в целом.

Считаю абсолютно недопустимой ситуацию, когда какой-то вид услуг обходится российскому налогоплательщику дороже, чем в передовых странах.

Второе. Будет сформирована комфортная среда для осуществления в России исследований и разработок мирового уровня. В своё время французский учёный Луи Пастер очень точно заметил: "Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, кто опередит другие в области мысли и умственной деятельности". Прекрасные слова.

В нашей стране всегда было много талантливых, открытых к прогрессу и способных создавать новое, людей. Именно на них и держится инновационный мир, и надо сделать всё, чтобы такие специалисты были заинтересованы работать в своей стране. Поэтому нужно создать постоянно действующий механизм их поддержки, привлекать к работе в России наиболее авторитетных российских и зарубежных учёных, а также предпринимателей, имеющих опыт коммерциализации подготовленных разработок. Это не такое простое дело. Следует упростить правила признания научных степеней и дипломов о высшем образовании, полученных в ведущих университетах мира, а также правила приёма на работу необходимых нам специалистов из-за рубежа. Визы им должны выдаваться быстро и на длительный срок. Мы в них заинтересованы, а не наоборот.

Кстати, многие люди, которые прислали отклики по моей статье, так и писали, так и указывали, что наши соотечественники-учёные, которые работают за границей, могли бы составить значительную часть экспертного сообщества и помочь в организации международной экспертизы российских научных проектов, а при создании определённых условий - просто переехать в нашу страну.

Я поручаю Правительству обеспечить расширение грантовой поддержки разработчиков новейших технологий на конкурсной основе. Институты развития должны заниматься поиском и отбором перспективных проектов по всей территории страны, предоставлять финансовое содействие инновационным предприятиям, в том числе малым инновационным предприятиям, которые создаются сегодня по известному закону при вузах и научных учреждениях, при этом разделять риски и с частными инвесторами, конечно.

Об этом говорят и граждане нашей страны. Есть одна идея, она пришла из Алтая: предлагается создавать прямо на базе современных вузов бизнес-инкубаторы. Такого рода идеи и раньше высказывались. И именно в них выпускники будут учиться превращать технические замыслы в прибыльные бизнес-проекты. Я полагаю, что такого рода идеи заслуживают всяческой поддержки.

Подчеркну, что не только государство, но и наши крупные компании должны участвовать в формировании предварительного заказа на результаты таких исследований. Это их, если хотите, социальная ответственность. При этом значительную часть проектов нужно проводить через международную экспертизу и осуществлять в партнёрстве с зарубежными центрами и компаниями.

Все необходимые организационные и финансовые решения, обеспечивающие реализацию этих задач, Правительству следует принять не позднее I квартала следующего года. Обращаю внимание, что структура государственных расходов на эти цели должна в большей степени учитывать выбранные нами приоритеты технологического развития.

Наконец, надо завершить разработку предложений по созданию в России мощного центра исследований и разработок, который был бы сфокусирован на поддержку всех приоритетных направлений, именно всех направлений. Речь идёт о создании современного технологического центра, если хотите, по примеру Силиконовой долины и других подобных зарубежных центров. Там будут формироваться условия, привлекательные для работы ведущих учёных, инженеров, конструкторов, программистов, менеджеров и финансистов. И создаваться новые конкурентоспособные на мировом рынке технологии.

Третий системный шаг, который мы должны совершить: мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития.

Мы неоднократно, много раз говорили о том, что порядок осуществления инвестиций должен стать в России не менее комфортным, чем у наших конкурентов, а сама система контроля и надзора, в том числе система сертификации продукции, не создавать дополнительных препятствий для инвесторов, готовых к реализации инновационных решений.

Поручаю Правительству в двухмесячный срок подготовить предложения по введению нового порядка согласования разрешительной документации для начала инвестиционных проектов. Результатом этой работы должно стать кратное сокращение сроков начала их реализации. Если это сделать, то по объектам, которые не относятся к категории так называемых опасных, этот срок должен быть просто 3-4 месяца. Сегодня эти сроки составляют полтора-два года, а в крупных городах процессы согласований зачастую тянутся годами.

Полномочия и ответственность за координацию этой работы целесообразно возложить на руководителей регионов. При этом должностные лица, виновные в систематических задержках в согласовании документов и взимании платежей по основаниям, которые прямо в законе не предусмотрены, должны подвергаться административным и иным взысканиям, а в необходимых случаях и увольнению с должности.

Четвёртое. Под задачи модернизации должна быть настроена и наша налоговая система, а также законодательство об обязательных страховых взносах.

Правительство должно в I квартале следующего года представить законопроекты, предусматривающие создание благоприятных условий для инновационной деятельности, в том числе, но не ограничиваясь, конечно, этим, установление пятилетнего переходного периода в отношении увеличения обязательных взносов на социальное страхование. Нужно при этом чётко определить, кому будут даны такие преференции.

Очевидно в целом, что наша налоговая система нуждается в совершенствовании. Дискуссии о том, какие налоги и по каким ставкам должны взиматься в нашей стране, не закрыта. Кризис, конечно, затруднил принятие решений по снижению налоговой нагрузки. Но к этим вопросам надо будет в ближайшее время вернуться, и мы обязательно это сделаем.

Выдержки из ежегодного Послания президента Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года

В течение этого года мы целенаправленно занимались реализацией проектов по главным направлениям технологической модернизации. Наша цель — повысить к 2020 году энергоэффективность экономики на 40 процентов. Эта цель реалистична и достижима, я в этом абсолютно уверен. Это приведёт и к снижению затрат предприятий, и к экономии личных средств граждан, в первую очередь (что, может быть, самое главное), по оплате услуг ЖКХ. Совсем недавно мы этот вопрос обсуждали. Главный вывод: чтобы предотвратить дальнейшую деградацию коммунального хозяйства и одновременно повысить эффективность использования энергии в жилищно-коммунальный сектор, нужно активнее привлекать частный капитал. Необходимые поручения на эту тему я уже дал.

Отмечу также и то, что у нас есть определённые успехи в развитии высоких технологий. Так, отечественная атомная отрасль вернулась к серийному строительству и ежегодному вводу мощностей. Сейчас в стране строятся девять энергоблоков, при этом Россия реализует также проекты в Индии, Иране, Китае, в других странах. За три последние года заказы атомной промышленности машиностроению выросли до 10 раз, а по сравнению с 2005 годом — в 25 раз. Это хорошая цифра. Это, безусловно, и доходы для бюджета, и прямая выгода для всех работников этой отрасли.

Ещё одна тема. В мировой рейтинг (так называемый топ-500) суперкомпьютеров сегодня входят уже 11 российских систем. В следующем году производительность отечественного суперкомпьютера «Ломоносов» возрастёт более чем в 2,5 раза, и он станет одной из самых мощных вычислительных машин мира. До конца года будет полностью сформирована спутниковая группировка ГЛОНАСС, а в ближайшие два года завершится создание основных цифровых навигационных карт и начнётся применение спутниковых навигаторов системы. Возможности ГЛОНАСС теперь будет служить массовому пользователю.

Уже в следующем году цифровой доступ к пакету обязательных телеканалов будет обеспечен в большинстве приграничных регионов. Мы построим более 1000 объектов государственной сети цифрового телевещания. В текущем году мы «научили» всемирную сеть русскому языку. Это важно просто даже для нашей страны. Доменная зона «.рф» открыта и быстро набирает популярность. Я считаю, что это тоже наше достижение.

Кроме того, мы приступили к реализации новой стратегии развития российской фармацевтики. В ближайшие годы доля отечественной продукции на нашем рынке должна быть увеличена, причём увеличена радикально — с 20 до 50 процентов, а инновационных препаратов — до 60 процентов. Это повысит доступность лекарств для населения. Надеюсь, что и рост их экспорта сделается важной статьёй доходов нашей страны.

Самый известный наш инновационный проект — это центр в Сколкове. Я выступил с этой инициативой меньше года назад. Сейчас этот проект уже становится реальностью. Есть земля, есть управленческая команда, есть, наконец, специальный закон, который устанавливает уникальные преференции для тех, кто будет заниматься этим проектом. Наконец, есть конкретные предложения от частных и государственных компаний, которые готовы начать работу уже сегодня.

Я хотел бы подчеркнуть, что налоговые льготы и государственное финансирование исследовательской деятельности должны быть доступны всем, у кого есть идеи и кто соответствует установленным критериям.

Кроме того, в ближайшие три года мы планируем направить на совместную исследовательскую деятельность ведущих университетов с промышленными компаниями около 30 миллиардов рублей. Это тоже немалые деньги. Но в случае удачной работы нам следует увеличить финансирование этой программы.

Ещё один очень важный для нас проект — это превращение Москвы в крупный международный финансовый центр. Ответственность за его реализацию лежит и на федеральных структурах, и на городском правительстве, и на новом мэре Москвы. К этой работе подключились крупнейшие российские и зарубежные финансовые институты. Я уверен, что у нас здесь есть также неплохие шансы на успех. Причём выгоды от эффективного финансового рынка будут очевидны как для граждан, так и для компаний, которые смогут пользоваться всем набором современных финансовых услуг, и, разумеется, для всей России — за счёт притока капиталов и налогов, полученных от расширения экономической деятельности.

Сделано действительно многое, если, конечно, измерять масштабами одного года. Но надеюсь, что все понимают, это самое-самое начало. Ресурсы, которые у нас есть, надо использовать не для латания дыр, а в целях модернизации экономики, для создания новых конкурентоспособных товаров и услуг, миллионов новых рабочих мест, формирования спроса на инновации, развития малого и среднего бизнеса, расширения профессиональных и социальных перспектив наших людей.

Поручаю Правительству не менее половины экономии запланированных расходов, а также часть дополнительных доходов федерального бюджета направлять на поддержку приоритетов модернизации. А это всем известное повышение энергоэффективности нашей экономики, развитие новых энергетических, информационных, телекоммуникационных и медицинских технологий. От успеха во всех этих проектах зависит качество жизни наших людей.

 
  


Hosted by uCoz