Sceptic-Ratio. Акимов: Эхнатон не был вероотступником (Часть 14)
 
 

Олег Акимов

Эхнатон не был вероотступником

(Часть 14)

Заставка фильма
Заставка фильма
Титул фильма
Титул фильма

Перед раскрытием понятия бога Атона сделаем предварительное замечание общего характера.

У американского философа и психолога Вильяма Джеймса есть книга под названием "Многообразие религиозного опыта", в которой он наглядно показывает, что переживание религиозного чувства и осознание божественной сущности у всех людей происходит по-разному. Одинаковым, наверное, может стать лишь полное отрицание каких-либо сверхъестественных сил, которые можно было назвать божественными.

Образ бога Атона
Образ бога Атона
психолог и философ Вильям Джеймс
Психолог и философ Вильям Джеймс
Книга Многообразие религиозного опыта
Обложка книги "Многообразие религиозного опыта"

Сегодняшней науке хорошо известно, что наличие или отсутствие религиозной веры в значительной степени связано с морфологией мозга конкретного индивидуума. С помощью компьютерного томографа установлено, что религиозные переживания возбуждают мозговые центры, находящиеся в основном в теменной области. С точки зрения организации психики, бог — любой формы религии — это аттрактор, т.е. некая особая зона притяжения психических процессов, тесно переплетенная с другими аттракторами. Например, с увлечением литературой или живописью, коллекционированием старых монет или накоплением реальных денежных средств, со стремлением завоевать высокое положение на государственной службе или же человек ограничивается утверждением себя в узком кругу семьи и родственников.

Томография мозга
Томография возбуждений различных центров мозга
Компьютерная томография
Компьютерная томография
Функциональные центры мозга
Функциональные центры мозга
За религию отвечает теменная часть мозга
За религию отвечает, в основном, теменная часть мозга
Образы религиозной веры
Один из образов религиозной веры в бога
Аттракторы
Аттракторы — это центры психического возбуждения.
Религиозная вера — один из них.
Аттрктор Лоренца
Аттрктор Лоренца

На термине "монотеистический" часто спекулируют. Так, христианство причисляется к монотеистическим религиям, но в жизни этого рода теизм получает широкий спектр проявлений — от чисто формального посещения церкви до иступленной веры в мужской образ либо Господа Бога, Отца нашего, либо Иисуса Христа, сына Его. Часто вера касается исключительно женского образа и тогда кроме иконы Божьей Матери верующий ничего не видит и не хочет воспринимать. Он постоянно воспроизводит образ Девы Марии в своей голове, как это делает юноша, влюбленный в девушку.

рис. 12
рис. 13
рис. 14
рис. 15
рис. 16
рис. 17
рис. 18
рис. 19
рис. 20
рис. 21
рис. 22
рис. 23
рис. 24

При этом в сознании верующего могут всплывать другие святые лики — Архангела Михаила или Гавриила, лик апостола Андрея Первозванного и так далее. Таким образом, в этой "монотеистической" вере появляется целый пантеон святых. Как правило, этот реально политеистический мир православного человека пронизан святым духом, божественной благодатью, другими нематериальными сущностями как позитивного, так и негативного свойства. Ведь в последнем случае сознание верующего отягощено различного рода фобиями: тревогой за свою жизнь, здоровье — своё или близких ему людей — страхом лишения работы или материального благополучия. Кто-то до сих пор верит в преисподнею.

рис. 25
рис. 26
рис. 27
рис. 28
рис. 29
рис. 30
рис. 31
рис. 32
рис. 33
рис. 34
рис. 35

С самых ранних веков христианство было наполнено мистикой, эзотерикой, верой в языческие предзнаменования. Вспомним учения гностиков, а ближе к нашему времени о религиозной философии Владимира Соловьева, Николая Бердяева, Льва Толстого. Еретическое свободомыслие, отрицание церковных институтов, авторитетов и канонов, скорее, является правилом, чем исключением.

рис. 36
рис. 37
рис. 38
рис. 39
рис. 40
рис. 41
рис. 42
рис. 43
рис. 44
рис. 45
рис. 46
рис. 47
рис. 48

Можно говорить о религиозных единообразных традициях, общепринятой литургии, других внешних отправлениях, проявляющихся в одинаковых молитвах, общности обрядов рождения и смерти. В общем, во всех коллективных действиях понятие монотеизма вполне применимо и уместно его использование. Но религиозные переживания отдельно взятой личности протекают по сугубо индивидуальному и глубоко скрытому сценарию, о котором сам верующий, если его спросить, расскажет немного — и не потому, что он не хочет, а потому, что он не сможет выразить свои субъективные ощущения в словах.

рис. 49
рис. 50
рис. 51
рис. 52
рис. 53
рис. 54
рис. 55
рис. 56
рис. 57
рис. 58
рис. 59
рис. 60
рис. 61
рис. 62

В 10-й части, в которой рассказывалось о причинах Амарнской трагедии, обращалось внимание на то, что Атон был, скорее, языческим божеством и существовал наряду с другими египетскими божествами, а главное клятвенные заверения, данные ему, Эхнатон неоднократно нарушал. Направление этих изменений, смена акцентов религиозного культа, закрепленная также в именах дочерей и самого царя историкам-профессионалам таким, как Христиан Жан, прекрасно известна. Воспроизведем два фрагмента из 10-ой части нашего фильма, чтобы напомнить нынешним зрителям языческий характер Бога Атона, существовавший в голове Эхнатона, а также последовательность отхода царя от первоначальных планов строительства "Дома для Атона", т.е. столицы Древнего Египта на тот короткий период, пока Амарну не смыло в бурлящий Нил селевыми потоками, обрушившимися со 100-метровой высоты Восточного плоскогорья.

Итак, смотрим первый фрагмент 10-й части:

рис. 150
рис. 151
рис. 152
рис. 153
рис. 154
рис. 155

Атон — и как иероглиф, и как непосредственный образ — изображался в виде солнца, поднимающегося над вади или даже выходящего из вади. Если человек смотрит на солнце, поднимающееся над горами, или опускающееся за них со стороны неосвещенной низины, то он видит лучи, направленные к нему. Создается впечатление, будто солнце протягивает вам руки, согревая вас и освещая всё вокруг, т.е. Атон дарует вам жизнь, которая обозначается символом Анх, написанным или сделанным из какого-либо материала.

рис. 161
рис. 146
рис. 147
рис. 148
рис. 149
рис. 157
рис. 158
рис. 160
рис. 159

Таким образом, Атон ассоциируется с женским началом, что царь всячески подчеркивал своим видом. Большая женоподобная грудь и широкие бедра у него были, видимо, на самом деле. Хотя художники и скульптуры, изображающие царя, наверняка, придавали этим частям тела гипертрофированный вид. В Карнаке была найдена необычная статуя Эхнатона, у которой как-то уж подчеркнуто отсутствовал мужской детородный орган. Царь обожал жену и своих дочерей, которые непременно сопровождали его во всех делах — и государственных, и обычных, домашних. Художники, не стесняясь, изображали их взаимную любовь. Заметим также, что имя "Эхнатон" ("угодный Атону") означает пассивное служение божеству, каковым для египтян всегда оставалось солнце, т.е. в его имени звучит больше нечто женское, чем мужское.

рис. 162
рис. 163
рис. 164
рис. 165
рис. 166
рис. 167
рис. 168
рис. 169
рис. 156

Сейчас смотрим второй фрагмент 10-й части:

К счастью, с самого начала 20-го столетия археологи, в частности Дэвис, делали зарисовки стел, фотографировали их в различное время, соответственно, в различном состоянии, и даже отливали из искусственного материала. Однако вернемся к количественному вопросу: сколько пограничных стел предполагалось возвести по первоначальному плану, и почему их оказалось намного больше, возможно, даже больше 16.

На церемонии открытия столицы Египта Эхнатон твердо и решительно поклялся: "Я никогда не нарушу клятву, принесенную Атону, моему отцу. Ее текст сохранится на каменных стелах, установленных на юго-западной и северо-западной границах Ахетатона (это древнее название столицы). Он (т.е. текст клятвы) не будет испорчен, не будет стерт, не будет стёсан, не будет замазан гипсом — он никогда не исчезнет, а если он всё-таки исчезнет, как-то будет уничтожен, или стела, на которой он написан, упадет, то я восстановлю стелу в том же месте, где она стояла, и точно воспроизведу текст клятвы".

Теперь мы знаем, что царь фактически нарушил эту клятву, которую он впервые торжественно произнес 13-го дня 4-ого месяца 5-го года своего правления. Ровно этот же текст появился на стелах, воздвигнутых в 6-м году правления Эхнатона, когда было завершено строительство первой серии стел. Но в 8-ой год правления произошла радикальная метаморфоза. Мало того, что царь изменил количество стел, поменялся и сам текст клятвы.

рис. 190
рис. 191
рис. 192
рис. 193
рис. 194
рис. 195
рис. 196
рис. 197
рис. 198
рис. 199

Царь добавляет к своим четырем именам — пятое; соответственно, меняется текст клятвы и к нему добавляются новые слова, подчеркивающие территориальные границы владения Эхнатона, которые он обещает ни в коем случае не переступать. Вот как об этом решении царя в 11-ой главе книги "Нефертити и Эхнатон. Солнечная чета" написал Кристиан Жак: "Поднявшись на большую позолоченную колесницу, он (царь) отправился в инспекционную поездку и осмотрел стелы, отмечавшие южную границу города. В восьмой день первого месяца зимы царь вновь поклялся, что не переступит пределов города Солнца. Это было теологическим подтверждением рождения столицы, посвященной Атону. Что послужило причиной подобного поступка — мы не знаем, — пишет французский египтолог. — Какие события, произошедшие между шестым и восьмым годами, могли побудить царя к торжественному повторению своей клятвы, документы об этом умалчивают" — недоумевает Кристиан Жак.

рис. 50
рис. 51
рис. 52
рис. 53
рис. 54
рис. 55
рис. 56
рис. 57
рис. 58
рис. 59

Но точно известно, что "в 9-ый год появилось новое имя Атона: «Да живет Ра, властитель Страны Света, ликующий в Стране Света в имени своем Pa-Отца, который явился в (образе) Атона». В этом имени уже не упоминаются ни Хорахти, сокологоловый солнечный бог, ни Шу, бог пронизанного светом воздуха. Сакральное имя теперь объединяет только Ра и Атона — и оно сохранится неизменным до конца царствования. Атон становится «божественным отцом» царя и сам обладает царским статусом. Он располагает всей творческой мощью Ра".

рис. 60
рис. 61
рис. 62
рис. 63
рис. 64
рис. 65
рис. 66
рис. 67

Говоря о радикальном и многозначительном изменении имени царя и комбинированном имени бога Атона, к нему теперь присоединился бог Ра. Автор книги ничего не сказал, о появлении на свет двух самых младших дочерей. В том же 9-м году родилась Нефернефру-Ра, а в 11-м году — Сетепен-Ра. Имена четырех старших дочерей заканчивались именем бога Атона, причем первые три родились еще в Фивах, старой столице Египта.

рис. 68
рис. 69
рис. 71
рис. 72
рис. 73
рис. 74
рис. 75
рис. 78
рис. 79
рис. 80
рис. 81
рис. 82
рис. 83

Самая старшая дочь носила имя Мерит-Атон. На 15 году правления отца она была выдана замуж за младшего брата Эхнатона Семнехка-Ра, который являлся, по сути, соправителем Эхнатона и который исчез с политической арены в тот же самый 17-й год, когда исчез Эхнатон. Следующая дочь носила имя Макет-Атон. Достоверно известно, что она умерла в 12-м году правления Эхнатона. Ее мумия оказалась первой в семейном склепе, находящемся в нескольких километрах пути, если идти на восток по царскому вади.

рис. 63

И снова мы обнаруживаем удивительное совпадение: в том же 12 году правления, когда умирает Макет-Атон, куда-то исчезает Нефертити, а вместе с ней ничего не слышно еще о трех самых младших дочерях: две уже упомянутых — годовалая Сетепен-Ра и трёхлетняя Нефернефру-Ра, а также шестилетняя Нефернефру-Атон, родившаяся уже в Амарне. В живых осталась третья дочь, Анхесенпа-Атон, ставшая впоследствии женой Тутанхамона.

Итак, к моменту рождения двух последних дочерей, Эхнатон разочаровался в Атоне и обратил свои взоры к традиционному солнечному богу Ра. К сожалению, и этот традиционный для Египта бог не помог дочкам выжить. Имена двух младших дочерей с божественной приставкой Ра, как и имена четырех старших дочерей с приставкой Атон, не помогли.

Данный исторический факт перечеркивает широко распространенное мнение, будто Эхнатон был каким-то вероотступников, царем-революционером, которого якобы убили жрецы-консерваторы, не пожелавшие принять новую, монистическую веру, наподобие христианской.

рис. 126-10
рис. 64
рис. 65
рис. 66
рис. 67
рис. 68
рис. 69
рис. 70

Отсюда нет никаких оснований вспоминать о Моисее, который, прожив какое-то время в Египте, мог бы усвоить азы монистического иудаизма, пообщавшись с последователями учения Эхнатона. Всё это досужие вымыслы, которые не отвечают элементарным фактам. Эхнатон погиб не как религиозный фанатик, приверженец культа Атона, а как царь, верящий традиционному богу Ра.

рис. 71
рис. 72

Эта ошибка произошла потому, что египтологи столкнулись с множеством вещественных носителей, на которых запечатлено прославление царской четой культа Атона. Никто особо не задумывался над вопросом, почему Эхнатон вдруг, в конце своей жизни отвернулся от Атона. Очевидно, до царя, наконец, дошло, что могущества божества, в которого он верил с детства, еще при живом отце, не достаточно, раз он не смог уберечь от гибели его жену и детей.

рис. 73
рис. 74
рис. 75
рис. 76
рис. 77

Кстати, уместно напомнить, что Аменхотеп III, как и его сын, Аменхотеп IV, всю свою праздную жизнь предавался любовным утехам. Атон — это семейный бог счастливой жизни и чувственных наслаждений, что отражено в настенной росписи многочисленных усыпальниц Нового царствования. Неправда, будто Атон всецело изобретение Эхнатона. Его отец и мать Тия не мало приложили сил для утверждения в Египте бога солнечного света.

рис. 78
рис. 79
рис. 80
рис. 81
рис. 82
рис. 83
рис. 84
рис. 85
рис. 86
рис. 87
рис. 88
рис. 89

Атон — полная противоположность Сету — богу ярости, разрушения, хаоса, войны и смерти. Это он унес в пучину, разыгравшейся природной стихии, жену и детей Эхнатона. Чтобы противостоять злой силе Сета, царь, не без помощи, конечно, жрецов, призвал себе на помощь древнего и могущественного бога Ра. Разница в двух солнечных богах как раз и состоит в степени могущества. Если Ра считается самим Солнцем, то Атон есть лишь солнечный свет, т.е. нечто внешнее и вторичное.

рис. 90
рис. 91
рис. 92



Смотрите видео на эту тему

http://youtu.be/5VYB6Wfu3q4