Sceptic-Ratio. Акимов: Климатические катастрофы в Древнем Египте (Часть 15)
 
 

Олег Акимов

Климатические катастрофы в Древнем Египте

(Часть 15)

Заставка фильма
Заставка фильма
Титул фильма
Титул фильма

Разобравшись с религиозной мотивацией царя и последовательностью социально-исторических событий, произошедших на крохотной территории Амарнской долины, давайте выйдем за ее узкие границы и проанализируем природно-климатические процессы, происходившие на всей территории Северной Африки.

Но прежде приведем еще один пример социально-политического значения, гораздо большего масштаба, чем это было в Амарне в период господства 18-й династии Нового царства. Речь пойдет о природном катаклизме, начавшемся в самом конце правления царя 6-й династии Древнего царства Пепи II. Считается, что он наследовал престол в шестилетнем возрасте и по преданию прожил до ста лет. Таким образом, его правление продолжалось 94 года и было самым длительным в мировой истории

Рис. 02
Рис. 03
Рис. 04
Рис. 05
Рис. 06

Доктор Фекри Хассан и доктор Сара Паркак представили убедительные доказательства того, что 4200 лет назад началась и продолжалась в течение нескольких десятилетий страшная засуха. Она привела к падению Древнего царства.

Расцвет Египта приходится на правление III – VI династий (XXVIII-XXIII вв. до н. э.). Первый Переходный период приходится на VII – X династии (XXIII-XXI вв. до н.э.) и связывается с распадом страны на отдельные номы. Время жизни последнего царя Пепи II Неферкара точно неизвестны; период в 60 лет, видимо, наиболее вероятный (с 2279 по 2219 гг. до н. э.), но ложная трактовка исторического текста, написанного Манефоном, привела к значительно большему периоду – в 94 года.

Фекри Хассан
Сара Паркак

Началась эпоха Первого переходного периода, когда египтяне перестали строить пирамиды и роскошные дворцы — явных признаков упадка общественной жизни и ослабления центральной государственной власти. В стране начался повсеместный голод. От длительного периода хаоса, наступившего после падения Древнего царства, сохранились вполне определенные свидетельства. В частности, в автобиографическом тексте Анхтифи, наместника 2-го и 3-го номов Верхнего Египта, рассказывалось о катастрофически низких разливах Нила.

лодки
Анхтифи

В тексте говорилось, что весь Верхний Египет глодал. Людей сравнивали с саранчой. Были зафиксированы случаи каннибализма: родители поедали своих детей, которых не могли прокормить. В другом документе, в древнем папирусе, рассказывалось о бедах Нижнего Египта. В папирусе говорилось, что из-за вспыхнувшей ненависти и вражды каждого египтянина против всех, река обагрилась кровью. Страна оказалась перед лицом полной разрухи.

озеро
дно озера

Между тем, на стенах гробницы Пепи II не видно ни малейших следов упадка. Империя процветала. Барельефы на стенах гробницы Ти, управляющего сельским хозяйством, тоже показывают процветающую жизнь. Египтяне вкушали плоды своего труда, выращенного на плодородных землях. Люди не задумываясь, что вскоре всему этому благополучию придет конец. На стенах показан целый лодочный флот, служивший для перевозки съестных запасов из одной местности в другую.

процветание
засуха

Изучая причины неожиданно быстрого заката древнеегипетской цивилизации, доктор Хассан организовал бурение почвы на месте, где во время Древнего царства плескались воды глубокого озера. Смесь глины и песка (светло-коричневая полоса) свидетельствует о паводке; наличие только глины (темно-коричневый слой) означает стоячую воду; присутствие только песка, без наличия глина (светлая полоса) означает засуху.

Дельта 1
Дельта 2
Дельта 3
Дельта 4

Песок наносится ветром с пустынных берегов реки. Большая толщина песчаного слоя говорит, что засуха продолжалась не 2-3 года, а несколько десятилетий. Вместе с исчезновением воды в озера, вода ушла и из каналов, орошавших плантации. Хасан считает, что это произошло потому, что в верховьях Нила перестали выпадать дожди. Было подсчитано, что поступление воды в начале периода засухи сократилось на 80 процентов.

Изменение климата природного мгновенно сказалось на изменении климата общественного, что прекрасно видно на примере политики Анхтифи. Засуха, неурожай, последовавший за ним голод, и недовольство населения он использовал в своих корыстных целях. Вдруг, неожиданно, казалось бы ни с того, ни сего вспыхнула вражда между Фиванскими и Гераклеопольских царями. Ловкий политик Анхтифи немедленно воспользовался этой распрей в верхах и стал фактически править Верхним Египтом. Это — пример того, как неблагоприятный природный феномен сказался на социально-политической жизни конкретной области Египта.

Но изменение климата в тот период оказалось столь значительным, что самые передовые цивилизации земли не смогли себя защитить. В частности, Аккадская империя, раскинувшаяся на просторах Месопотамии (нынешний Ирак и Сирия) также пережила тяжелейший кризис. Ее политической, торговой и сельскохозяйственной столицей был город Тель-Лейлан, расположенный в Северной Сирии. Археологические раскопки показали, что культура земледелия и архитектурного строительства возникла не на юге Месопотамии, в Шумере, как думали раньше, а на севере этого региона, на юго-востоке Турции, где находилось древнее святилище Гёбекли́-Тепе.

Месопотамия
Аккадская империя и Шумер
Тель-Лейлан
Гёбекли́-Тепе
Рис. 23
Рис. 24

В 9-й части нашего фильма демонстрировалась динамическая карта выпадение осадков на всей поверхности земли в течение года. На ней темно-синим цветом закрашиваются области, где в среднем выпадает более 6 мм в день. В областях, окрашенных от темно-зеленого до белого цвета, выпадает менее 2 мм в день. Как видим, в зависимости от текущего месяца, количество выпавших осадков заметно меняется. В зимние месяцы больше осадков выпадает в южных районах земли, в летние месяцы — в северных районах. Южные области Африки засушливые летом, но, за счет выпадения обильных дождей в зимнее время, климат здесь умеренный, вполне пригоден для проживания людей и животных. Северные области континента почти не пригодны для проживания. На территории пустыни Сахара дожди не идут на протяжении всего года. Но так было не всегда.

осадки в декабре
осадки в августе

Когда закончился последний ледниковый период на земле, т.е. примерно 10 тысяч лет назад, климат Сахары напоминал сегодняшний климат южно-африканской саванны. Сахара сегодня — это бесконечные барханы песка. Ни людей, ни животных здесь практически нет, если только где-то поблизости нет воды. Сегодняшняя саванна богата животным и растительным миром. Значит, здесь живут люди, которые находят себе пищу и работу. Животные, которых сегодня мы встречаем на просторах саванны, водились в районах Сахары, которые вскоре после отступления ледников не были пустынными. Это следует из тех многочисленных картинок, рисунки на камне, которые люди оставили на скалах и стенах пещер, приспособленных для проживания.

На пустынных территориях Ливии, Алжира и в других частях Африки обнаружено около трех тысяч рисунков. Некоторые из них, как предполагают, нарисованы, когда Европа была закрыта льдами, т.е. порядка 12 тысяч лет назад. Самые последние рисунки относятся к первому веку нашей эры. Поскольку краски минеральные, метод, основанный на распаде радиоактивного углерода C14, непосредственно к рисункам не применим. Но он применим к найденным возле рисунков предметам жизнедеятельности людей, в состав которых углерод входит.

Оледенение
пустыня Сахара
барханы песка
саванна
носороги
низина
зебры
лев и крокодил

Но вернемся к нашим наскальным рисункам. Изображенные на них некоторые животные сегодня там не живут. Так, например, жирафов в пустынях Ливана сегодня не встретишь. Хотя изображений этих степных животных встречается часто. Значит, они жили на территории Сахары, когда та представляла собой саванну. Скептик может заявить, что жирафов нарисовал какой-нибудь африканец, который видел их в южных районах черного континента. Против подобного аргумента есть надежный контраргумент.

жираф 1
жираф 2
жираф 3
охота с собаками
верблюд
коровы
животные
животные и пастухи
лошадь
сидящие люди
игра с мячиком
слон

Дело в том, что среди наскальных росписей есть рисунки животных, которые давным-давно вымерли. В частности, вот это странное создание сегодня нигде не встретишь на земле. Между тем скелет этого африканского обитателя был найден в песках Сахары. Следовательно, несколько тысяч лет назад он жил в этой местности, когда климат Африки был более влажным, пригодным для проживания людей и этих панцирных животных.

рис. 47
рис. 48
рис. 49

На стенах нескольких пещер, находящихся на территории Испании и Франции, тоже есть рисунки диковинных животных, например, этого, напоминающего носорога. Однако африканские носороги выглядят несколько иначе и вряд ли когда-либо жили в Европе. Хотя львы, похоже, обитали на юге Европы, а также другие разновидности хищных животных, на которых охотился древний человек.

рис. 50
рис. 51
рис. 52
рис. 53
рис. 54
рис. 55
рис. 56
рис. 57
рис. 58
рис. 59
рис. 60
рис. 61

Чаще всего охотились на зубров, которых в Европе было превеликое множество. Олени также излюбленная добыча древне-европейских охотников. На оленей охотились и древне-африканские охотники. Но, в общем, в Африке немного рисунков с изображением сцен охоты. Львы и носороги в Африке, конечно, водились, однако их не изображали на рисунках. Значит, они не попадали в сферу внимания африканцев. Здесь больше рисунков с домашними животными и людей, которые ведут явно оседлый образ жизни.

рис. 62
рис. 63
рис. 64
рис. 65
рис. 66
рис. 67
рис. 68
рис. 69
рис. 70
рис. 71

На рисунках мы видим множество игровых, танцевальных или ритуальных сцен. Изображенные на них люди выражают радость, восторг. Среди художников попадались люди с большим чувством юмора. Посмотрите на двух дерущихся котов. Возможно, это вовсе не коты, а какие-то сказочные животные. Всё равно сюжет картинки нам хорошо понятен. Но есть немало загадочных рисунков, которые невозможно понять, что делают на них люди и чем они заняты.

рис. 72
рис. 73
рис. 74
рис. 75
рис. 76
рис. 77
рис. 78
рис. 79
рис. 80
рис. 81
рис. 82

Создается впечатление, что африканские рисунки выполняли дети. Сегодняшние малыши 5-10 лет рисуют примерно в таком же стили. Этого нельзя сказать про европейских художников. Рисунки зубров, носорогов, медведей, оленей, лошадей выполнены профессионально и часто очень оригинально, хотя попадаются среди них и детские рисунки, наподобие африканских.

Судя по сюжетам наскальной живописи, африканцев следует отнести к людям, ведущим, скорее, оседлый образ жизни. У них были домашние животные: кошки, собаки, коровы, которые давали молоко и мясо, одногорбые верблюды. Европейцы же были больше охотниками, кочевали с места на место. Они сумели приручить лошадь. Зубров они собирали в стада и выгоняли на выпас, как это делали африканцы и мы сегодня со стадами коров.

Вот картинка стада зубров (в Интернете нашлось две прорисовки одного и того же настенного рисунка). Среди зубров мы видим лошадь (она обведена синим цветом) и еще какое-то животное, на зубра непохожее (в красном овале).

Добавим также, что наскальные рисунки встречаются и в других частях света, например, в Австралии. Здесь мы видим изображение кенгуру, рыбы, стрекозы еще кого-то. Как и везде, австралийцы рисовали то, что видели, что их интересовало и волновало.

рис. 83
рис. 84
рис. 85

На основе только представленных рисунков можно сделать заключение, что Африканская и Европейская цивилизации были изначально разделены. Не станем обсуждать новомодные проблемы расселения людей по территории Земли, чтобы не навлечь на себя совершенно ненужную дискуссию. Достаточно сказать, что заселение районов Нила шло с обеих сторон — как со стороны коренных жителей Африки, так и со стороны жителей Азии. С приходом на территорию северной Африки засушливого климата люди переместились на берега Нила, который уже активно заселялся азиатами. Они проникали на берега реки с двух сторон: со стороны Эфиопии, где находятся истоки Нила, и со стороны Дельты. На юг они попадали, преодолев Красное море, а на север — через Средиземноморское море.

Согласно современным представлениям культура земледелия возникла на берегу Евфрата примерно 12 тысяч лет назад и затем распространилась на всю территорию Месопотамии, на земли между реками Евфрат и Тигр. На юго-востоке Турции находилось древнее святилище Гёбекли́-Тепе́, что переводится как "Пупочный или Пузатый холм". Святилище было открыто 2003 году во время геомагнитных исследований местности.

рис. 86
рис. 87
рис. 88
рис. 89
рис. 90
рис. 91
рис. 92
рис. 93
рис. 94

Эти археологические раскопки революционным образом изменили представление о раннем неолите Ближнего Востока и Евразии. Древнеегипетское изобразительное искусство, принималось первым, возникшим в культурном обществе. Никто не думал, что в неолите, когда возводился Стоунхендж, дольмены Британии и Испании, древние строители начнут на каменных глыбах наносить оригинальные рельефы. Правда, изображений человека немного; на Т-образных колоннах имеются изображения рук, возможно, обозначающих людей.

Предполагается, что культ Гёбекли́-Тепе играл исключительно важную роль в возникновении земледелия. Генетические исследования культурной пшеницы, распространенной на территории Месопотамии, показали, что она происходит от дикого подвида, растущего вблизи Пузатого холма. История цивилизации свидетельствует, что продвижение того или иного народа в одной какой-то области, в данном случае, архитектуре храмовых построек, автоматически влечет развитие других областей культуры, в частности, земледелия.

рис. 95
рис. 96
рис. 97
рис. 98
рис. 99
рис. 100
рис. 101
рис. 102
рис. 103
рис. 104
рис. 105
рис. 106
рис. 107
рис. 108

На карте видно, как на небольшой территории вблизи храмового комплекса, культура земледелия распространилась к берегам Красного моря и Средиземного, а оттуда водным путем она попала в Переднюю Азию, Египет, Грецию, Испанию, в самые отдаленные уголки мира. Распространение земледелия по миру учит нас, что та или иная отрасль знаний и практических навыков не возникают стихийно, независимо друг от друга, сразу в нескольких местах земли. Наблюдается другая картина. Где-то в одном месте зарождается культурный центр, достигает определенного развития и, затем уже из этого процветающего центра культура расползается по всем сторонам нецивилизованного мира.

рис. 113
рис. 114
рис. 115
рис. 112
рис. 110
рис. 116
рис. 109

А что происходит, когда цивилизация нестепенно угасает или вдруг резко исчезает. Почему Египетская культура то расцветала, то неожиданно погружалась во мрак. Люди переставали торговать и общаться с внешним миром, города, дороги, дворцы и храмовые постройки приходили в запустение; люди покидали обжитые места и переселялись в другие земли.

рис. 117
рис. 118
рис. 119
рис. 120
рис. 121
рис. 122

Мой ответ, вы, дорогой зритель и слушатель, наверное, уже знаете. Гибель 18-й династии, обосновавшейся в Амарне, связан исключительно с природными катаклизмами. Ключ к разгадке быстрого исчезновения культурной цивилизации Эхнатона и Нефертити, лежит в 9-й части фильма о Древнем Египте.

рис. 123
рис. 124
рис. 125
рис. 126
рис. 127

То же самое произошло и с Месопотамии. Вначале Аккадская империя и, в частности, ее столица испытала стремительное развитие. Тель-Лейлан начал расширяться и застраиваться уже в 26 веке до н. э. Через два века он увеличился в 6 раз, заняв обширную площадь в 20 гектаров. При Саргоне Великом, его детях и внуках этот рост продолжался за счет переселения в Тель-Лейлан жителей окрестных городов. Судя по найденным документам, такие переселения одновременно происходили и в других местах царства. Переселенцы направлялись затем на государственные работы по освоению новых земель и прокладки торговых дорог, что способствовало дальнейшему росту процветания страны. Вплоть до 2200 года до н. э., т.е. 4200 лет назад, ни раскопки, ни документы не содержат и намека на какой бы то ни было «подспудный кризис империи», который стал причиной ее последующего краха.

Вот только что (в 2250 году до н. э.) были воздвигнуты новые, мощные крепостные стены, а спустя полвека Лейлан уже покинут и засыпан песком. Исследователи обнаружили, что песчаные слои, покрывающие рухнувшие городские строения, не содержат ни малейших признаков человеческой деятельности на протяжении всех последующих 300 лет — только около 1900 года до н. э. в этих слоях вновь появляются следы пепла, бытового мусора, а затем и развалины новой имперской крепости.

рис. 128
рис. 129
рис. 130
рис. 131
рис. 132
рис. 133
рис. 134
рис. 135
рис. 136
рис. 137

Любопытно также, что на руины аккадского Лейлана легли слои песка, смешанного с вулканической пылью. Откуда она взялась в этих местах, где уже сотни тысяч лет не было никаких вулканов — это непонятно. Но еще интереснее, что та же картина была обнаружена и во многих других местах империи. Развалины древних аккадских крепостей тоже оказались засыпаны смесью песка и вулканической пыли, а затем — безжизненными слоями чистого песка толщиной около 20 см.

Лейлан превратился из шумного мегаполиса в город-призрак внезапно. Закат этого города совпал с крушением всей Аккадской империи. Катастрофа затронула не только Месопотамию и Египет, но несколько крупнейших культурных центров Средиземноморья: Турцию, Палестину, Грецию, Крит и т.д. В 1996 году исследователи морских отложений на дне Оманского залива обнаружили следы того же природного катаклизма. Изучение отложений на дне Атлантического океана между Гренландией и Исландией показали наличие такого же слоя осадков, что и в Оманском заливе, который датируется возрастом 4200 лет. Похоже, что тогдашние события охватили всё северное полушарие земли.

рис. 138
рис. 139
рис. 140
рис. 141

Ранее рассказывалось о превращении севера Африки в безжизненную пустыню. Этот климатический коллапс, кажется, не сопоставим с изменением климата, произошедшего 4200 лет назад. Причем пустыня Сахара появилась тоже очень быстро: на протяжении жизни одного человека. Пожилой человек, проживающий на пустынной территории Сахары, помнил, как в молодости он рыбачил на озерах, которых в его местности было превеликое множество. Ко времени его старости зеленые луга, где в годы его юности паслись коровы и козы, засыпало толстым слоем песка. В поисках плодородной земли люди покидали насиженные места и перебирались на берега Нила.

Пролетело еще несколько столетий, прежде чем возникла государственная форма правления обществом. Цивилизация фараонов оказалась, по-видимому, наиболее устойчивой формой правления людей, живших в то время. Культура Древнего царства достигла наивысшего расцвета. Настенные рельефы выполнены мастерами высочайшей квалификации. Во все последующие времена египетской истории, включая период Нового царства, художники и архитекторы в основном подражали великим образцам искусства Древнего царства.

рис. 142
рис. 143
рис. 144
рис. 145
рис. 146
рис. 147
рис. 148
рис. 149

Бог Ра получил распространение с додинастического периода. Первоначально ему поклонялись жители "Города Солнца" (по-гречески Гелиополя), но в Древнем царстве он возглавил пантеон египетских богов. В зависимости от политико-религиозной ситуации, к его имени присоединяли имя другого бога. Если первое имя означало бесспорное общеегипетское божество, то второе принадлежало пришедшей к власти той или иной партии жрецов.

Так, в период 5-й династии покланялись преимущественно богам Ра-Амон или Ра-Гор. Поэтому нет ничего странного в том, что после катастрофического потопа, повлекшего смерть жены и детей, Эхнатон выбрал в качестве переходного божества Ра-Атона, а сразу после его гибели от схода с Восточных гор очередной селевой лавины, жрецы приняли в качестве государственного божества древнего и надежного бога Ра-Амона.

рис. 150
рис. 151
рис. 152
рис. 153
рис. 154
рис. 155
рис. 156
рис. 157
рис. 158
рис. 159
рис. 160

Никаких религиозных революций, никакого вероотступничества — всё в рамках вековой традиции. Отец Эхнатона (Аменхотеп III) правил Египтом из Луксора в течение 32-х лет. При нем культ Атона постепенно укреплялся. С приходом сыны, Аменхотепа IV, ничего радикального не случилось. В лучших традициях царских семей Египта, сын просто обязан был построить свой собственный дворец на новом месте со всеми необходимыми для жизни постройками. Эхнатону не повезло с выбранным им местом — только и всего. Амарнская долина погубила его самого и всю его семью.

Дальше нас не будет волновать вопросы религиозного и общественно-политического характера, которые для Эхнатона и последующих царей Нового царства, еще раз повторяем, ничем принципиальным не отличались от древнеегипетской традиции. Целиком сосредоточимся на изменчивости климата Северной Африки и, прежде всего, на проблемах эрозии, которой подвергались как естественные горные ландшафты, так и памятники древнеегипетской культуры.


Смотрите видео на эту тему

http://youtu.be/8Sd366bdzSc