Сущность фрейдизма

Олег Акимов

В 1995 г. по всему миру в среде психоаналитиков прошли пышные торжества по случаю 100-летнего юбилея выхода в свет «Исследования истерии». Да, было что праздновать. Эту книгу по праву называют Библией психоанализа. Ведь в ней содержится секрет успешного лечения самой известной в мире пациентки – Анны О. или Берты Паппенхейм, нервно-психическое расстройство которой носило сексуально окрашенный характер. Доктор Йозеф Брейер, лечивший ее в течение 1880 – 1882 гг., не смог обнаружить сексуальных причин ее истерии. Это сделал его молодой друг, начинающий врач-психотерапевт Зигмунд Фрейд.

В Предисловие к первому изданию, под которым стоит дата апрель 1895 года, родоначальник психоанализа написал: «...Нам [т.е. Фрейду и Брейеру] пришлось отказаться от публикации наиболее содержательных и показательных историй болезни. Конечно, это касается прежде всего тех случаев, когда причиной болезни послужили обстоятельства сексуальной и супружеской жизни. По этой причине мы можем представить далеко не все доказательства того, что сексуальность, будучи источником психических травм и мотивом "защиты", вытеснения представлений из сознания, играет главную роль в патогенезе истерии. Именно яркие сексуальные эпизоды нам пришлось сразу исключить из книги» [с. 11].

Однако в четвертой части книги (она называется «О психотерапии истерии») автор утверждает нечто абсолютно противоположное. Первый пациент (случай заболевания Анны О.) пишет Фрейд, «расценивался врачом, за ним наблюдавшим [т.е. Йозефом Брейером], отнюдь не с точки зрения сексуальных неврозов, и ныне его попросту нельзя использовать в этом качестве. Когда я сам приступил к анализу второй пациентки, фрау Эмми фон Н., я и помыслить не мог о том, что сексуальный невроз может служить основой для истерии. Я только-только покинул лоно школы Шарко, и даже намерение увязать истерию с сексуальностью казалось мне оскорбительным, как и самим пациенткам» [с. 314].

Отсюда мы видим, как Фрейд признается в том, что в начале своего врачебного пути он и не думал о сексуальной этиологии истерии. Ниже отец-основатель психоанализа еще раз отчетливо подтвердил свою антисексуальную ориентацию в период своей врачебной практики, которая касалась первых четырех пациенток (без случая Анны О.): «...Если я и решился объединить четыре этих случая под названием "истерия" и не подходил к ним с мерками, пригодными для сексуальных неврозов, то объясняется это лишь тем, что лечение проводилось давно, когда я еще не занимался целенаправленным и настойчивым поиском невротической сексуальной подоплеки этих заболеваний» [с. 315].

Так где же Фрейд говорит правду — в предисловии или в последней части написанной им совместно с Брейером книги? Принципиальное расхождение по важнейшему пункту генезиса психоанализа, а именно, по сексуальной этиологии истерии, склоняет нас к более внимательному прочтению «Исследования истерии». Наряду с приведенным противоречием в этой "Библии" обнаруживается множество других несоответствий. Главным здесь является, пожалуй, то, что первый случай, касающийся пациентки Анны О., которую якобы лечил Брейер, изложен Фрейдом. Доказать это несложно, поскольку текст, написанный психологистом Фрейдом, и по стилю и по содержанию радикальным образом отличается от текста физиологиста Брейера, который в основном составляет «Теоретическую часть» книги.

Впрочем, брейеровская часть книги существенно пострадала от правки «соавтора». Приведем фрагмент, стоящий в конце «Теоретической части», в которую Фрейд ввел приблизительно в 1908 году сексуальную тематику, которая не обсуждалась до 1900 года ни им самим, ни, тем более, Брейером. «Как установил Фрейд, – пишет Фрейд, – некоторые болезнетворные факторы, обусловленные отсутствием достаточного полового удовлетворения (по вине coitus interruptus [прерванный половой акт], ejaculation praecox [преждевременное семяизвержение] и т.п.), способствует развитию невроза тревоги, а не истерии. Но, на мой взгляд, даже в подобных случаях возбуждение, вызванное сексуальным аффектом, довольно часто преобразуется путем конверсии в соматический феномен.

Разумеется, появление истерических симптомов способствует не только сексуальные аффекты, но и такие аффекты, как испуг, страх и гнев. Об этом свидетельствуют и результаты наших исследований. Но хотелось бы лишний раз подчеркнуть, что сексуальный фактор имеет куда большее значение для развитие истерии. Возможно, наивные представления наших предшественников, от которых нам досталось в наследство само слово "истерия" [в переводе с греческого "матка"], были ближе к истине, чем воззрения современных исследователей, готовых выставить сексуальное начало чуть ли не на задворки теории, лишь бы оградить больных от обвинений в безнравственности. Конечно, в целом истерики не испытывают более сильную половую потребность, чем здоровые люди, а степень выраженности половой потребности среди истериков тоже варьирует. Но заболевают они именно из-за этой потребности, а точнее говоря из-за того, что стараются защититься от сексуальных чувств» [с. 299 – 300].

Еще раз напоминаем, что эти слова Фрейд приписал Брейеру, хотя в процитированном пассаже выражена квинтэссенция сексуальной теории «позднего» Фрейда, которую он излагал много раз в других своих работах и по причине которой он поссорился с Брейером. Его наставник, убежденный физиолог-материалист, прославленный венский врач, не ставил половой инстинкт выше инстинкта голода. На основе своей гомеостатической модели Брейер понимал, что причиной истерии может быть любой сильный аффект, не обязательно связанный с половой потребностью. «Ранний» Фрейд тоже мыслил сходным образом, делая при этом акцент на психических механизмах. У него Анна О. страдала истерическими симптомами, которые были вызваны переживаниями за отца, привидевшейся ей змеей и т.д., но никак не из-за перенесенной на Брейера сексуальной страсти. Много позже родоначальник психоанализа стал трактовать отца и змею в сексуальном значении.

Приведенный отрывок перекликается с другими местами из «Теоретической части», которые никак не мог написать Брейер. Внимательный читатель заметит, как неожиданно прерывается текст Брейера и начинается текст его фальсификатора. Например, Брейер пишет: «...Мы вправе предположить, что под влиянием этого процесса может развиваться и предрасположенность к истерии». Фрейд, цепляясь к этому «предположению», добавляет: «Стало быть, мы уже признали тот факт, что сексуальность вносит немалый вклад в процесс развития истерии. Вскоре мы убедимся в том, что сексуальности отводится в этом процессе куда более важная роль, поскольку именно она всячески способствует развитию истерии» [с. 296]. Автора этой вставки нетрудно распознать, поскольку при написании своего текста Брейер и не помышлял о сексуальной подоплеки истерии. Его задача формулировалась в совершенно иной плоскости. Он хотел доказать, что при формировании истерических реакций физиологические факторы преобладают над психическими.

Дальше сексуальная тематика захватывает Фрейда целиком и он начинает ее развивать уже без оглядки на Брейера, напрочь забывая, что только ему принадлежит авторство «Теоретической части». «Среди представлений, – пишет псевдо-Брейер, – которые зачастую вызывают защитную реакцию и подвергаются конверсии, следует особо выделить представления сексуального характера. Они чаще всего лежат в основе истерии, развивающейся в период полового созревания» [с. 298]. «Соавтор» запамятовал, что, по Брейеру, в период полового созревания начинают работать сначала соответствующие физиологические системы, а те, в свою очередь, вызывают сексуальные образы, но никак не наоборот. Разве физиолог многократно не доказывал, что психические образы не могут вызвать истерию?

Заметим также, что Фрейд пользуется терминами «защитная реакция» и «конверсия», не придавая им того теоретического смысла, который вкладывал в них Брейер. Все рассуждения Фрейда настолько расходятся с позицией его наставника, что не нуждаются в каком-то дополнительном комментарии. Последние страницы «Теоретической части» написаны единолично Фрейдом в пику физиологической теории истерии Брейера, причем довольно сумбурно. Однако сексуальная тональность звучит у него отчетливо. Он, как в паранойяльном бреду повторяет одну и ту же мысль: «...Сексуальность и впрямь должна оказывать значительное влияние на развитие истерии, ибо влюбленные, да еще, пожалуй, сиделки, ухаживающие за больными родственниками [намек на Анну О., сидевшую возле больного отца], больше кого бы то ни было склонны грезить наяву. Кроме того, в момент наивысшего сексуального наслаждения человека переполняют чувства, а сфера его сознательного мышления сужается до предела, так что оргазм сам по себе очень напоминает гипноидное состояние» [с. 301–302].

Таким образом, «Исследование истерии» дает ключ к раскрытию сущности фрейдизма, которую можно передать одним-единственным словом — ложь. Фрейд обманывает нас во всех написанных им работах (см. Перечень работ Фрейда), но первая сверстанная им книга, окончательно поссорившая его с «соавтором», занимает особое место в «научном» наследии венского авантюриста. Чтобы лучше осознать спекулятивную сущность психоанализа, рекомендуем начать знакомство с ним со статьи Как возник психоанализ, которая является расширенным вариантом настоящей статьи. Разобравшись с тем, как психологист Фрейд заочно разделался со своим идейным противником, физиологистом Брейером, которого он постоянно называл другом и учителем, можно переходить к Правде о Фрейде и психоанализе. В этой книге анализируется наиболее известная и, вместе с тем, малопонятная книга — «Толкование сновидений». Следует иметь в виду, что с помощью сновидений Фрейд зашифровал наиболее пикантные моменты своей биографии. Далее советуем прочитать книгу Психология познания, знакомящую читателя с общей научно-философской атмосферой, в которой вызревал фрейдизм. Между прочим, в шестой главе этой книги подробно рассказывается о кокаиновом периоде жизни отца-основателя, приходящийся как раз на время становления психоанализа. Остальные работы, опубликованные на сайте Sceptic-Ratio в разделе Психология, дополняют сущность фрейдизма теми или иными деталями и более широко раскрывают жульнический характер творца психоаналитического учения.

Вскоре после выхода в свет книги «Исследование истерии» я обратился к ее издателю с открытым письмом , в котором просил академика М.М. Решетникова прекратить выпуск Собрания сочинений Фрейда как антинаучной литературы. Для утверждения в нашей стране пагубного фрейдизма академик сделал немало (см. страницу М.М. Решетников: ПСИХОАНАЛИЗ — Национальная Федерация Психоанализа). Однако он и его товарищи до сих пор не осознали, кто такой Фрейд и какой вред он нанес психотерапевтической науке и практике. На сегодня существует более трехсот психотерапевтических методик. К сожалению, благодаря таким людям как Решетников в России получили распространение самые неэффективные терапии, которые, например, в Германии не вошли в официальный реестр разрешенных психотерапевтических технологий. Наряду с психоанализом здесь имеются в виду NLP, гештальтпсихология и другие мошеннические пси-технологии, которые шума в прошлом столетии наделали много, но их сторонники пока не предоставили убедительных доказательств, что могут лечить людей. В частности, достоверно известно, что Зигмунд Фрейд не вылечил ни одного душевнобольного. Вместе с тем также хорошо известно множество скандальных историй по совращению «докторами» беззащитных пациенток.


Фрейд З., Брейер Й. Исследования истерии // Собрание сочинений в 26 томах. Том 1. — СПб.: ВЕИП, 2005.


 
  


Hosted by uCoz