Мифы и философия

О. Е. Акимов

7. Проецирование как первая форма моделирования

Алхимия

Всегда и везде пышные формы лишь подчеркивают скудость содержания; для мистики эта сентенция как нельзя лучше подтверждается. Мистическое мышление для постороннего наблюдателя обычно начинается безобидно, с проецирования одних явлений на другие. Важно при этом, чтобы исходные ряды имели одинаковое число членов — это, пожалуй, единственное требование для благополучного завершения самого простейшего моделирования явлений. Даже очень далекие понятия мистик пытается сгруппировать так, как это сделано, например, в табл. 1, отвечающей учениям Тарот.

Таблица 1

Огонь здесь стоит в одной колонке с теплым югом, жарким летом и самой светлой частью суток. Подобная закономерность мистически настроенного человека приводит в неистовый восторг. Ему кажется, что он открыл нечто такое, чего раньше никто не замечал; его особенно умиляет широта используемых здесь категорий; он думает, что здесь заключены все знания о вселенной.

Следующая проекция (табл. 2) является самой главной таблицей алхимиков. Согласно этой науке, существует три сферы — божественная, человеческая и материальная. Материальная сфера держится на сере, меркурии (ртути) и соли; человеческая — на теле, душе и духе; божественная — на Святой Троице.

Таблица 2

Таким образом, цель алхимика распадается на три задачи: в материальной сфере — преобразование металлов для получения из них золота; в человеческой — достижение морального совершенства; и в божественной — созерцание Божества. При этом алхимик выступает в роли реторты, тигля или атанора, где делается Великое Делание. Понятия Серы, Меркурия и Соли (в трактатах по алхимии эти субстанции пишутся с большой буквы) они трактуют более широко, чем это принято в химии; примерно так, как они трактуют понятия огня, воздуха, воды и земли, т.е. философски, а если физически, то в форме четырех фаз существования первичной материи: эфира (плазмы), газа, жидкости и твердого тела.

Alchemical symbolsАлхимические знаки из наиболее полного справочника «Medicinisch- Chymisch- und Alchemistisches Oraculum», Ulm, 1755. (Abstrahere » Alumen catinum)

В частности, понятие Серы автоматически подразумевает три других понятия — мужское начало, силу и причину. Соль нарождается подобно ребенку. Связь Троицы с Четверицей такая: Меркурий, холодный и жидкий, ассоциируется с водой и воздухом. Сера, сухая и теплая, ассоциируется с землей и огнем. Соль при этой проекции не участвовала, так как она результат. Но не надо думать, что эта какая-то установившаяся для всех алхимиков истина. Арнальд из Виллановы пишет: «Ртуть холодная и влажная благодаря Луне, она горячая и сухая благодаря Солнцу. Поэтому она обладает природой воды, земли, воздуха и огня».

О Меркурии-ртути древние египтяне узнали за 3000 лет до Р.Х. Соединение серы с ртутью дает киноварь (HgS) — сульфид ртути — кристаллическое вещество ярко-красного цвета, которое на открытом воздухе покрывается серой пленкой метацинбарита. Если плотность ртути составляет 13,6, киновари — 8,18, то метацинбарита — 7,7.

Широко известны также такие соединения ртути, как черная закись (Hg2O), сулема (HgCl) и каломель (Hg2Cl2). Подвергая киноварь обжигу (700 — 800°) легко получить чистую ртуть по следующей реакции: HgS + O2 → Hg + SO2.

Так совпало, что на территории Европы находится несколько богатейших залежей ртутных соединений — Альмаден (Испания), Монте-Амьята (Италия), Идрия (Балканы). В киновари 86 % ртути, но в рудах, считающихся богатыми, на ее долю приходится 8 %, а в бедных, но имеющих сегодня промышленное значение, — 0,8%. Ртуть обладает одним замечательным свойством — она способна растворять другие металлы, образуя твердые и жидкие растворы — амальгамы; она растворяет золото, серебро, цинк, свинец, медь, олово, натрий и др.

Именно это качество ртути ввело алхимиков в заблуждение. Они думали, что в основе всех металлов лежит ртуть; серебро и золото — это лишь различные степени очистки ее. Они даже говорили, «совершенства» ртути; латинское название ртути — Hydrargyrum — означает жидкое серебро. В горном деле она с давних времен использовалась для амальгамации золота. Однако некоторые металлы — железо, кобальт, никель — практически не поддаются амальгамации, поэтому чистую ртуть без большого риска ее загрязнения можно перевозить, скажем, в железных емкостях. Некоторые амальгамы широко известны, например, раствор олова (70 %) и ртути (30 %) используется для покрытия зеркал, раствор свинца (93 %), олова (3 %) и ртути (4 %) является хорошим припоем для пайки оцинкованных изделий и т.д.

Ртутные соли крайне ядовиты, особенно сулема, хотя она и используется в медицине в качестве антисептического средства; каломель является хорошим слабительным. Ртуть идет для приготовления зубных амальгам. Пары ртути вызывают заболевания всех органов человеческого организма: белковые молекулы легко адсорбируют ртуть, теряя при этом свои защитные свойства. При отравлении парами ртути у человека наблюдается головокружение, тошнота, ослабление пульса, набухание десен, ослабление памяти, обмороки. Отравление лечится молоком и яичным белком.

Несколько слов о сере, которая в природе встречается в свободном состоянии и связанном, главным образом, в виде сульфидов металлов, солей серной кислоты, а также как составная часть угля, сланцев и нефти. Сера в соединении с серебром (Ag2S) образует природный черный минерал аргентит, который используется для получения чистого серебра. Она, как и ртуть, серебро или золото, тоже известна с доисторических времен. Это — твердое вещество желтого цвета, которое не растворяется в воде, но хорошо растворяется, например, в бензоле. Из-за своей окраски получила латинское название Sulfur, что значит светло-желтая. В зависимости от температуры молекулы серы состоят из 1, 2, 4, 6 или 8 атомов.

Сера химически активный элемент и соединяется со всеми элементами, кроме инертных газов и йода. Важным исключением также является азот и золото, что дало повод алхимиком назвать серу «отцом металлов», а ртуть — их «матерью», сера — «мужское семя», а ртуть — «месячные отделения матери».

«Почтенный отец! — Обращается Арнольд из Виллановы к Сере. — Приблизь благоговейно ухо свое и внимай: ртуть есть семенная жидкость всех металлов, их первичный материал... О, отец, полный благочестия! Да увеличит в тебе Бог дух понимания, чтобы ты хорошо взвесил то, что я скажу сейчас. Элементы не могут быть зачаты иначе, как от собственной семенной жидкости. Эта жидкость и есть ртуть...» [1, c. 65].
Очеловечивание химических веществ — первый признак мифотворчества. Золото и серебро — это «здоровые» металлы, полные «жизненной энергии», идеальные «супруги», а все остальные, включая серу и ртуть, являются «грязными», «несовершенными» металлами, которые, однако, можно «очистить от скверны».

Авторы трактатов по алхимии Серу кодировали под самыми различными названиями: агент, мак, желтая медь, спирт, дух, красный человек, земля, царь, супруг, философское золото, лев, кобель и т.д. То же самое происходило с Меркурием и Солью, так что понять содержание трактата, зачастую, мог только автор. Приведем рецепт получения философского камня, описанного Раймондом Луллием (1235 — 1315).

«Возьми меркурий философов, обжигай его, пока не превратится в зеленого льва. Продолжай обжигание: он превратиться в красного льва. На песчаной бане нагрей красного льва с кислым спиртом винограда и выпаривай: меркурий обратится в род камеди, которую можно резать ножом. Положи камедь в перегонный снаряд и перегоняй: получишь безвкусную жидкость, спирт и красные капли. Стенки перегонного куба покроются, как тенью, легким налетом, а в пробирке останется истинный дракон, ибо он съест свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри его на камне, прикоснись раскаленным углем; он воспламенится: воспроизведешь зеленого льва. Пусть он съест свой хвост. Снова перегоняй: получишь жгучую воду и человеческую кровь — это и есть эликсир».
Расшифровка этого текста позволяет установить следующее соответствие: меркурий здесь является свинцом, зеленый лев — окись свинца, красный лев — сурик, черный дракон — порошок с углистым веществом, конечный продукт представляет собой уксусно-свинцовую соль, которая способна восстанавливать золото из растворов, содержащих соли золота.

Мистицизм проистекает оттого, что люди чрезвычайно легко производят проецирование, которому они затем предают исключительное значение. Проецирование одних символов на другие, тех на третьи и т.д. является любимым занятием мистиков. Символьная сущность мистицизма особенно заметна, когда мистики прибегают к числам, которые у них выступают в абсолютно несвойственном им качестве. В книгах по оккультным наукам можно найти следующую математическую операцию, известную под названием «теософическое сокращение».

Оно заключается в том, чтобы число, которое образовано из двух или нескольких цифр, свести к числу, состоящему из одной цифры. Достигается это путем сложения входящих в число цифр, например:

12 = 1 + 2 = 3,     666 = 6 + 6 + 6 = 18 = 1 + 8 = 9.

Известно и другая операция — «теософическое сложение». Для определения теософического результата числа, нужно сложить все цифры от единицы до самого числа включительно, например:

4 = 1 + 2 + 3 + 4 = 10,

7 = 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 = 28 = 2 + 8 = 10 = 1.

Отсюда у мистиков получается, что 1 = 4 = 7 = 10, причем это равенство понимается ими не в количественном отношении, а в качественном: Единица, Четверица, Семерица и Десятина, говорят они, одинаково совершенные числа.

Комментировать подобную «арифметику» бессмысленно, но мы все же сделаем одно короткое замечание. Если основанием для счета сделать не число 10, а скажем, 2 или 8, то вся эта система доказательства рухнет. Аналогичным образом алхимики работают с химическими элементами. Например, Василий Валентин считал своим большим достижением то, что ему удалось раскрыть тайну азота путем разложения этого слова на составляющие его буквы. «Азот заключает в себе всё, потому что он есть Α и Ω — начало и конец всего. Философы составили слово AZOT так: итальянцы ввели A и Z, греки — α и ω, евреи — алеф и тау; из соединения первой и последних букв и получилось это слово» [2, с. 49 — 50].

Рассказывают, будто Теофраст Парацельс носил с собой меч, на эфесе которого красовалось слово AZOT. Великий мистификатор считал, что в этом слове содержится искомая тайна алхимии. И крупнейший алхимик Ёзев Пернети писал, что «aleph и thau евреев, alha и omega эллинов, A и Z латинян» образуют чудное слово, в котором сосредоточена вся мудрость мира.

В данном случае мы имеем дело с каббалой, которая широко использовалась в алхимических исканиях, в частности, Парацельсом. Каббала учит разложению слов на буквы и определения их числового значения, например, золоту соответствует каббалистическое число 209. Джон Ди, особенно увлекался каббалой: меркурию, золоту и серебру он поставил три буквы еврейского алфавита (фе, тау и бет), а затем выводил из этого далеко идущие последствия. Число 544 он отнес на количество «творений», а число 772 — на количество «гниений».

Такая технология добывания знаний не может быть названа научной, о чем догадывались, видимо, и сами алхимики. Они называли свои занятия «Искусством Любви» или «Царским Искусством».

«Алхимический язык — это поэтика, — пишет Фернан Шварц, — обращенная главным образом к воображению: алхимические тексты не поддаются математической расшифровке, поскольку в них часто встречаются загадки, фантастические истории, героями которых являются создания, существующие лишь в воображении» [3, с. 9 — 10]. «Алхимическое знание, — продолжает он там же, — основывается на умении заставить нашу внутреннюю струну вибрировать в гармонии с внутренней струной того существа, которое мы желаем познать, идет ли речь о человеке, животном, растении или даже о камне — почему бы и нет?»
Эти возвышенные слова об алхимии резко контрастировали с прозой жизни. Хорошо известно из истории естествознания, что большинство алхимиков были откровенными шарлатанами и мошенники, которые обманными путями стремились сбыть любому, кто заплатит кругленькую сумму, пузырек какой-нибудь мутной, вонючей гадости, выдаваемой за эликсир молодости.

Парацельс не брал к себе в ученики людей, которые не были знакомы с астрологией. Все алхимики руководствуются заповедью Гермеса Трисмегиста (т.е. Гермеса Трижды Великого), написанной на Изумрудной скрижали, которая гласит: «То, что вверху, то и внизу». Эту сентенцию следует понимать так: законы астрологии (верха) должны повторять законы алхимии (низа). На Изумрудной скрижали также написано: «Солнце есть отец. Луна есть мать». Там не было написано, что «Меркурий есть ребенок», но это как бы подразумевалось. Ассоциация: золото — отец, серебро — мать, ртуть — ребенок напрашивается сама собой; она представляет собой высший аналог. Но есть еще низшее представительство: сера — отец, ртуть — мать, соль — ребенок.

У алхимиков отсутствовала общая договоренность, как понимать термин «меркурий». Под ним понимали ртуть, серебро для «делания» философского камня или метафизическое основания для философского камня. Поэтому возникала путаница относительно серебра и ртути, когда производилось проецирование типа золото — сера, серебро — меркурий, ртуть — соль.

Еще большая неопределенность возникала, когда эти Троицы проецировали на Четверицу качеств (теплое, холодное, влажное, сухое) или Четверицу стихий (огонь, воздух, вода, земля). Проекция астрологических тел на алхимические элементы была более устойчивая: Солнце — золото, Луна — серебро, Меркурий — ртуть, Сатурн — свинец, Юпитер — олово, Марс — железо, Венера — медь, причем первые два считались совершенными, остальные пять — несовершенные.

Где руководствуются каким-либо общим принципом, там приходит конец всякой науке. В античные времена Платон дал указания своим астрономам Академии, чтобы те придерживались принципа: планеты могут двигаться только по окружности, чем сгубил астрономию в зародыше. Эйнштейн выставил принципы относительности движения и постоянство скорости света, чем тоже прервал развитие физики. Так было и так будет всегда: чем выше общность предпосланных принципов, тем гибельнее их действие на науку. Алхимики слишком широко пользовались общими принципами, и первым среди них был такой: все металлы происходили от одного прародителя — герметического начала.

Но Гермес — это Меркурий, поэтому в этом месте у алхимиков возникали сложности, хотя генетический принцип, т.е. происхождение всех металлов от первичной материи, никто из алхимиков не отрицал: «Металлы сходны в сущности, — писал Альберт Великий, — они различаются своей формой». «Есть только одна первичная материя металлов, — писал Арнольд из Виллановы, — она принимает различные формы, смотря по степени их варки или жжения и мощности влияния агента природы». «Есть только одна материя для всех металлов и минералов, — писал Василий Валентин». «Природа камней одна, — писал Космополит, — как и природа других вещей» [2, c. 41].

Развитием герметического принципа служили такие утверждения как: «Земля не производит ничего, что не было бы посеяно в небе. Постоянные сношения между ними могут быть изображены пирамидой, вершина которой находится на Солнце, а основание на Земле» (Блез де Вижнер) или «Знай же, о сын мой и самый любимый из детей, что Солнце, Луна и звезды постоянно влияют на центр Земли (Валуа) [2, с. 46].

Парацельс считал, что земные металлы произошли от небесных, выражаясь весьма своеобразно: «Луна обязана Овну, Раку и Марсу своей твердостью и своей приятной звучностью. Она обязана Венере, Близнецам и Весам своей тугоплавкостью и своей плохой ковкостью. Наконец, Сатурн, Скорпион и Козерог дают ей плотность и однородное тело» [2, с. 47]. В этом отрывке фигурируют не названия, а астрологические знаки.

Символизм есть основа алхимии: все алхимические знания, собственно, и состояли в заучивании богатой символики, а все поиски алхимиков, зачастую, сводились к шифровке и дешифровке символов. Первичную материю они изображали в виде дракона или змеи (Уроброс), которая кусает свой хвост, что также символизирует бесконечность, время, метафизическое основание (рис. 1).

Рис. 1. Уроброс — дракон или змея, кусающая свой хвост, символизирует бесконечность, время, метафизическое основание или первичную материю.

Вообще, отправная точка могла быть выражена по-разному, например, крестом или какой-нибудь надписью вроде: всё — едино . Для ртути использовался астрологический символ Меркурия, но для Соли был придуман особый символ — круг, перечеркнутый крестом, для Серы существовало два символа — треугольник с крестом или треугольник с тремя стрелами. Такая неопределенность была скорее правилом, чем исключением. Меркурий, Сера и Соль отображались посредством Святой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа. Если в качестве основы брались только Сера — Отец и Меркурий — Мать, то символом могли служить две змеи или два дракона, при этом хвост одного находился в зубах другого (рис. 1). Сера и Меркурий могли быть представлены мужчиной и женщиной, королем, одетым в красное, и королевой, одетой в белое.

Король и королева Иногда серу обозначали символами золота, а Меркурий символами серебра, в частности, символами Солнца и Луны. Поскольку сера устойчивый элемент, ее изображали львом, а летучий Меркурий — орлом. Если Сера и Меркурий изображались двумя змеями, то «летучий» Меркурий принимал образ крылатой змеи, а Сера — бескрылой. Меркурию ставилось в соответствие также вода, молоко, белое покрывало, белый цветок и т.д., Сере — масло, кислое молоко, резина, латунь, огонь, земля, спирт, кровь и т.д., Соли — купорос, воздух, яд, кора и т.д.

Алхимией занимались с древнейших времен, но книги по этой тематике начали появляться после изобретения в середине XV века Иоганном Гутенбергом (1399 — 1468) техники книгопечатания. В Европе вышло 4675 книг по алхимии. На диаграмме вертикальные линии показывают число публикаций в год на всех европейских языках. Книги выходили неравномерно; можно выделить три пика с наибольшим количеством книг: 1560 – 1570, 1610 – 1620 и 1650 – 1685 гг. (второй пик соответствует «периоду Розенкрейцера»).

Ниже приводится Галерея алхимических и астрологических картинок Адама Маклина (Adam McLean's Gallery of alchemical and astrological images).


 

Adam McLean's Gallery of alchemical images

Adam McLean Адам Маклин (Adam McLean) — историк алхимических учений и исследователь герметических текстов и гравюрного искусства, которое использовалось для иллюстрации книг на эту тематику. Он — издатель более 40 книг, в период с 1978 по 1992 гг. редактор журналов Hermetic Journal и Magnum Opus Hermetic Sourceworks, а также создатель алхимических сайтов The Alchemy Web Site и www.alchemywebsite.com, работающих с 1996 года. Маклин создал более 1000 цветных изображений размером A2, которые записал на CD-ROM. В продажу поступают картинки размером А4, реже А3. Маклин восстанавливает также колоды гадательных карт. Его работы неоднократно выставлялись, например, в августе 2007 года на Эдинбургской выставке. С художественными произведениями по алхимии и астрологии можно познакомиться здесь: www.alchemywebsite.com/art

J.D. Mylius Philosophia reformata, Frankfurt, 1622.







Thurneisser Quinta Essentia, Leipsig, 1572.



Gallery Keys of Basil Valentine




Adam McLean's Gallery of astrological images

(1) Woodcut ofthe celestial sphere by Erhard Schön, 1515;
(2) William Cuningham The cosmographical glasse, 1559;
(3) Nativity Calendar of Leonhard Reymann, 1515;
(4) Title page from George Hartgill Generall calendars, 1594;
(5) Woodcut wheel of the planets;
(6) Engraving of Kepler's Platonic Universe from Mysterium Cosmographicum, Tübingen, 1596;
(7) Urania che sostiene l'Universo Nuremberg, 1503;
(8) Gregor Reisch, Margarita philosophia, 1503;
(9) Woodcut on title page of Messahalah de scientia motus orbis Nuremberg, 1504;
(10) Title page wooodcut from Proclus Sphaera, Paris, 1547.

( 1 ) ( 2 )
( 3 ) ( 4 )
( 5 ) ( 6 )
( 7 ) ( 8 )
( 9 ) ( 10 )

 
 

Астрология

В древней системе мира счет светилам велся, начиная от звездной сферы, т.е. первым, а значит и наиболее важным, «первородным» светилом был Сатурн, затем шли: Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий, Луна (Земля находилась в центре мира). Каждый час суток посвящался какому-нибудь из этих светил, причем соответствие осуществлялось последовательно, без всяких сбоев. Так, на 24-й час понедельника приходился Марс, следовательно, на 1-й час вторника будет приходиться Солнце (сутки начинались не в полночь, а с полудня). Пятница заканчивалась Луной, а понедельник снова начинался Сатурном. Суббота начиналась с Сатурна, значит это день Сатурна, воскресенье — день Солнца и т.д. Счет можно было начать с Луны или с какого-нибудь другого светила, да и сама последовательность отвечала ошибочной птолемеевой Системе мира, хотя последовательность небесных тел возникла задолго до него. Таким образом, возникла совершенно случайная система проецирования планетного ряда на дни недели (табл. 3)

Таблица 3

Если бы соответствие устанавливалось сегодня то необходимо было воспользоваться коперниковой, т.е. совершенно иной последовательностью, причем состоящей не из 7, а из 10 тел: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Солнце, Луна. Но дело происходило на заре человеческой цивилизации, так что случайная последовательность светил оказалась крепко связана с языком и традициями народов, населяющих Европу. Во французском, итальянском, испанском, португальском языках названия планет за всеми днями недели в основном сохранилось. Исключение составляет воскресенье — главный день недели, который христианская (доминиканская) церковь в честь св. Доминика (или Доминго) переименовала.

Русское слово воскресенье произошло от воскрешения Иисуса Христа. История с ним случилась такая. В пятницу утром, накануне пасхи его распяли; к трем часам дня он «испустил дух»; вечером мертвое тело городские власти отдали Иосифу, одному из учеников Иисуса; ближе к ночи он обернул тело в белый саван и положил в могильный склеп, чтобы после праздника пасхи его как следует похоронить. Прошла суббота, утром следующего дня Мария Магдалина, крепко, по-женски любившая Иисуса, обнаружила, что каменная плита, закрывающая вход в склеп, отодвинута, а тело куда-то исчезло. Она не хотела верить в его смерть: «Он воскрес!» — подумалось ей, о чем и сообщила его ученикам; она уверяла, что видела его в селении в обличие садовника. На самом деле, скорее всего, власти города во главе с Понтием Пилатом и высшее иудейское духовенство во избежание беспорядков распорядились вынести тело из склепа и где-нибудь, подальше от посторонних глаз, закопать.

Как бы там ни было, с этого дня в мире появился самый знаменитый миф, зародившийся в голове блудницы, «одержимой семью бесами», которую за ее грехи только-то и мог простить такой человек, как Иисус Христос. Именно ей «ангелы известили о воскрешении» возлюбленного. Так совпало, что это «воскрешение» пришлось на день Солнца. В немецком и во многих северных языках за воскресеньем все еще осталось название Солнца. В английском языке имеется три дня, которые отвечают планетам: Saturdey — день Сатурна (суббота), Sundey — день Солнца (воскресенье), Mondey — день Луны (понедельник). Язык — это система условностей и не важно, как образованы названия дней недели — от планет или от числительных, как в русском языке, вторник — второй, четверг — четвертый, пятница — пятый. Но кто бы мог подумать, что эта случайная проекция планет на дни недели всецело определит на долгие века бесконечные искания средневековых, да и нынешних ученых-астрологов.

В зависимости от внешнего вида и «поведения» светила делалась соответствующая интерпретация и производилась следующая проекция на новые ряды предметов. Планетам ставили в соответствие ряды металлов, растений, животных, птиц, рыб, минералов и, конечно же, мифологических персонажей — более древних, чем миф о Христе. Всё это цементировалось в один прочный монолит субкультуры, который, наряду с религией, наукой, литературой, живописью, будет существовать вечно, пока существует человек на земле. Первоначально эта гремучая смесь из астрологии и алхимии, зародившись где-то в Месопотамии и Египте, вбирала в себя всё, что ей более или менее подходило: что-то она взяла от пифагорейцев, что-то от стоиков, Платона, Аристотеля, Птолемея, Кеплера. Релятивисты XX века одарили ее бесценными спекулятивными технологиями, которых не знала древность, почему мы и говорим, что теория относительности будет жить вечно в сознании малообразованных людей.

Астрология и алхимия — это квинтэссенция формализма и феноменализма, а они держатся, как известно, на фантазиях — на свободной ассоциации и внешней аналогии, которые составляют красочные картины на основе резонанса понятий и представлений, реверберация звуков и реминисценции образов.

Так, например, Сатурн, имеющий тусклый свет и самую дальнюю орбиту (время обращения его вокруг Солнца составляет 29,5 лет), стал ассоциироваться со свинцом. Малая скорость его перемещения по небосводу астрологи и алхимики объясняли чрезвычайно огромной тяжестью этого элемента и, соответственно, планеты. Отсюда возникла ассоциация римского божества Сатурна с греческим божеством по имени Хронос — Время.

Время уничтожает все, что оно порождает: отсюда миф о Сатурне, «пожирающем своих детей» (рис. 2). Ядовитость свинца также переносилась на планету, поэтому в этот день опасались различных отравлений. Суббота — это день моления по усопшим, а значит день скорби и смирения перед судьбой, когда вспоминают о скоротечности жизни и мучительных болезнях. Такое дурное настроение приходит всякий раз после дня любви (дня Венеры), т.е. после пятницы, когда веселый гуляка в каком-нибудь трактире просадит все свои денежки.

Рис. 2. Сатурн был скверным стариком, который имел дурную привычку поедать своих детей. Рея родила Юпитера и на просьбу отца показать своего ребенка, вручила ему куклу, завернутую в пеленки. Греческий миф, в котором в роли римского бога Сатурна выступает Хронос (Время), повествует, что хитрость Реи не была раскрыта. Когда Юпитер (по-гречески, Зевс) подрос и возмужал, он сбросил с трона своего папашу. Помните, отцы, об участи Сатурна: будете иметь свинцовый характер и злой блеск в глазах, вас тоже ожидает печальный конец Сатурна.

Раньше суббота была траурным, черным днем недели; в этот день не рекомендовалось трудиться, так как астрологи пророчили, что в день Сатурна работа не пойдет, поэтому в этот день лучше вообще не выходить из дома. Но за счет инверсии сознания этот день, в конце концов, превратился в день отдыха и веселья.

В противоположность «свинцовому» Сатурну, Меркурий отождествлялся с ртутью — «вечно живым» металлом. Эта ассоциативная связь произошла потому, что данная планета находится ближе всего к Солнцу: время обращения его вокруг Солнца равно 88 суткам. И вот уже астролог пророчествует вам на среду заняться самыми важными для вас делами, так как, уверяет он, в этот день ваши дела пойдут «блестяще» и «скоро».

Таким образом, обыкновенная визуальная реминисценция превратила среду в благоприятный день для ведения серьезных дел. Меркурий как божество изображался с маленькими крылышками на ногах и голове. Он деловит и разумен, является покровителем торговли, где нужна сообразительность и расторопность. Высокая подвижность планеты обернулось вечным юношеством бога Меркурия, а медлительность Сатурна превратила бога Сатурна в малоподвижного старца. Он служил символом для таких профессий как рудокоп, гробовщик, сапожник, мусорщик, каменщик, гончар, церковный сторож. Сравните с занятиями Меркурия — торговец, секретарь, счетовод, посыльный, адвокат, путешественник, оратор, вор, мошенник и жулик.

Когда планеты проецировали на погоду, Меркурий обыкновенно связывался с ясным солнечным днем, с легкой грозой, при которой появляются радуга или с сухой, но ветреной погодой. Сатурн ассоциируется с холодами и морозами, промозглостью, затяжными дождями, пасмурными днями, при которых все небо покрыто свинцовыми тучами. Если говорить о цвете, то Сатурн проецировался на черную краску, а Меркурий — на многоцветие, так как ртуть имеет зеркальную поверхность. Отсюда в образе юноши Меркурия появляется лицемерие, холодность и закрытость.

Близость Меркурия к Солнцу, с одной стороны, и блеск ртути, с другой, предопределило выбор алхимиков химического элемента для получения золота. Они провели с ртутью столько научных экспериментов, что этот металл сделался символом науки. Так, неожиданно, бог торговли превращается уже в бога науки — Гермеса. Теперь уже скрытность и холодность юноши воспринимается не как хитрость торгаша, а как нежелание делиться тайным знанием природы. Молодой человек оказывается не по возрасту умен, только ум этот «змеиный», отличается от доброй мудрости поживших на своем веку людей. На старинных гравюрах Гермес изображался с магическим жезлом в руках, вокруг которого обвиваются две змеи — символ знанья (рис. 3).

Рис. 3. Две статуи Меркурия (Гермеса) — сына Юпитера: бегущий Меркурий установлен во Флоренции, автор ее Джованни де Болонья (1524 — 1608), и задумчивый Меркурий установлен в Париже, в Лувре, — эта скульптура является копией с античного прототипа. Трудно понять, как в этом прытком молодом человеке, исполняющем роль мальчика на побегушках, сочетались качества знатока всех наук и искусств — это с одной стороны. С другой, он покровительствует торговле и одновременно крадет пояс у Венеры, меч у Марса, стрелы у Купидона, трезубец у Нептуна. Видимо, воровство как-то ассоциировалось с торговлей.

Разумеется, имела место реминисценция ядовитости змеи и ртути. Подобная система проецирования, основанная на принципе ассоциации и внешнего сходства отдельных качеств, существует и для всех остальных светил (табл. 4).

Таблица 4

Картины ближнего и дальнего космоса получали дополнительное содержание оттого, что планеты, перемещаясь по звездному небу, попадали в различные зодиакальные созвездия: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы. Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Слово зодиак (греч. zodios) означает животное, по зодиакальным созвездиям составляется гороскоп (греч. hora — час, skopos — наблюдение), т.е. horoskpos — это время наблюдения 12 созвездий, через которые Солнце проходит при своем движении по эклиптике в течение года.

Захождение планеты в созвездие порождало множество новых ассоциаций. Каждая планета имеет по два «дома», Солнца и Луна по одному (рис. 4). Солнце определяет дневные дома (левая половина зодиакального круга), Луна — ночные дома (правая половина круга). Если человек родился ночью, значит его «родными домами» (дома обозначаются римскими цифрами) могут быть созвездия Рака (IV), Близнецов (III), Тельца (II), Овена (I), Рыбы (XII), Водолея (XI). Шесть других созвездий — Козерог (X), Стрелец (IX), Скорпион (VIII), Весы (VII), Дева (VI), Лев (V) — могут стать домами для тех, кто родился днем.

Рис. 4. Дома планет.

Заход планеты в свой дом называется доминацией (доминированием), а попадание в противоположное созвездие, т.е. в оппозицию, называется изгнанием из дома. Для понимания приводимого ниже текста нам понадобится еще несколько терминов, в частности, слово аспект, которое указывает на разницу в координатах двух светил. Назовем главные аспекты: секстиль указывает на разницу в 60°, квадрат — на разницу в 90°, тригон — 120° и оппозиция — 180°.

Таким образом, на человека, родившегося в соответствующее время года, расположение звезд и планет может оказывать либо дурное, либо благоприятное воздействие, причем многое зависит от общего расположения планет по зодиакальным созвездиям. Некоторые сочетания очень редки, например, так называемая Великая конъюнкция, при которой соединяются Сатурн с Юпитером.

Астролог владеет всеми «ключами домов», а значит, считается, что ваша судьба в его руках. Но так ли это? Мы знаем уже, с какими качествами связываются планеты Сатурн и Меркурий, поэтому нам можно заранее предугадать «предсказания» астролога. Если речь зайдет о Сатурне — жди на свою голову зловредных приключений, если вы как-то связаны с Меркурием, значит, вам будет сопутствовать удача. Теперь почитаем, что нам скажет профессиональный астролог, когда дело касается Сатурна.

Попадание этой планеты в I дом в дневное рождение «предвещает серьезные опасности и неблагополучия, ... человеку угрожает насильственная смерть. В доме I в ночном рождении Сатурн ... служит показателем душевных и телесных мук, усугубляя опасности, предвещаемые гороскопом».

Сатурн в дом II, дневного рождения «предвещает болезни, потери имущества и положения. При Марсе, находящемся в одном из кардинальных домов (I — VI — VII — X), при возрастающей Луне или при наличии квадрата или оппозиции Солнца к Сатурну — человеку угрожает опасность большого несчастья, в особенности при Луне, находящейся в VIII доме в оппозиции к Сатурну. При Марсе в VII доме человека ожидает насильственная смерть от руки партнера в браке. При возрастающей Луне в V доме в квадрате к Сатурну и Марсе в IV доме отец или мать задумают убить своего ребенка».

Если Сатурн попадает в III дом в дневное рождение, то это «предвещает корыстолюбие, жадность, скупость», в ночном рождении это «свидетельствует о пренебрежении к жизни».

«При соединении Сатурна в любом рождении с Меркурием и Луной поступки человека диктуются злым умыслом, а намерения почти никогда не удаются, путешествия всегда таят угрозу для жизни, а в отношении с близкими нет согласия. При квадрате или оппозиции Сатурна к Марсу человеку угрожает преждевременная смерть, причиной которой станет один из его поступков. При Сатурне в III или IX домах ... человека подстерегает опасность совершить убийство и понести наказание». Сатурн в IV доме в ночное рождение «предвещает заболевание желудка или органов грудной клетки, потерю имущества или положения. При [раскладе таком-то] ... брак не обещает быть многодетным, возможна потеря ребенка» [4, с. 167 – 168].
А вот, предсказания относительно Меркурия:
«Меркурий в I доме наделяет способностями к наукам и искусству; при благоприятных аспектах Сатурна, Юпитера или Солнца предвещает покровительство вышестоящих; ... при тригоне с Марсом — успех в делах или смягчение неблагоприятного предсказания; при благоприятном аспекте с Солнцем и Луной — удачу; в ночном рождении — благоприятствует развитию умственных способностей. Во II доме в дневном рождении Меркурий наделяет способностью к наукам и литературной деятельности, гордостью и властностью... В III доме предвещает блестящую карьеру священника, наделяет силой духа, находчивостью, удачливостью в делах; при наличии благоприятного аспекта (тригона или секстиля) с Юпитером наделяет блестящими художественными способностями; при благоприятном аспекте Марса к Меркурию и Юпитеру, расположенным вышеуказанным образом, — высокое положение в обществе и покровительство вышестоящих; в конъюнкции, секстиле или тригоне с Венерой в знаках Близнецов или Весов — успех и известность на музыкальном поприще. Меркурий в IV доме наделяет остротой ума; пораженный Сатурном и Марсом, находящимися в других кардинальных домах — брюзгливостью, подозрительностью, математическими способностями... Меркурий в VI доме наделяет красноречием... способностью к языкам и талантом скульптора...» [4, с. 212 — 213].
Сатурн в V «предвещает счастье», «стремительную карьеру и высокое положение», а Меркурий, наоборот, в V доме «наделяет скупостью», «предвещает сложности, связанные с приобретением и сохранением имущества, опасность ограбления», однако в целом Меркурий благоприятная планета, а Сатурн — нет. И вся эта астрологическая «теория» держится на самом ничтожном основании, на самой поверхностной ассоциации: Сатурн — невзрачная, серенькая звездочка — медленно и тяжело перемещающаяся по небосводу, а Меркурий — звезда яркая, быстро вращающаяся вокруг Солнца.

Древним мифам сегодня не верит никто, средневековой астрологии, по крайней мере, в нашей стране, верят миллионы, в теорию относительности верят все, между тем три названные сферы знаний о мире имеют одно и то же формально-феноменологическое основание. Пройдут столетия и имя Альберта Эйнштейна, как изобретателя теории путешествия во времени, будет красоваться вместе с именами великих мистиков, магов, алхимиков и астрологов вроде Альберта Магнуса, Иоганна Гейденберга, Теофраста Парацельса, Мишеля Нострадамуса, Якоба Бёме, Джона Ди, графа Сен-Жермена, Элифаса Леви и мадам Блаватской.

Я уверен, что по прошествии какого-то времени будут говорить, что он не только придумал теорию, но и сам путешествовал во времени. Через каких-нибудь два-три столетия люди будут ожидать его посещения из далекого прошлого. И он, действительно, явится к некоторым, кто будет ждать его, в соответствии со своими волшебными законами, сплюснутым по направлению своего движения. Какой-нибудь мистик будет всех уверять, что он прошедшей ночью точно видел промелькнувшего над крышей его дома укороченного Эйнштейна.

Бороться с предрассудками релятивистов так же тяжело и малоэффективно, как и с предрассудками астрологов и алхимиков. Задача будущей науки состоит в том, чтобы исключить из своей сферы и никогда не пускать людей с формально-феноменологическим складом ума. Наука должна быть закрыта от проникновения в нее неконструктивно думающих людей. Таким «ученым» как Новиков, Зельманов, Девис, Эверет, Уилер, Капра там делать нечего. Их дело «пускать» пузыри-вселенные, нам же нужно все силы сосредоточить на изучении мировой среды.

Астрология, как было сказано, тесно переплетена с алхимией. Это воссоединение произошло еще в глубокой древности прежде всего посредством четырех философских стихий: двенадцать зодиакальных знаков были спроецированы на огонь, воду, землю и воздух, а также на четыре человеческих темперамента, известные с времен Гиппократа: сангвиники, холерики, меланхолики и флегматики. Эта четверка, в свою очередь, была образована от другого соответствия, именно, проекции поведения людей на четыре жидкости: кровь, слизь, темную и светлую желчь, которые тесно связывались с четырьмя качествами, определяющие свойства материальных стихий: теплоты, холода, влажности и сухости.

В результате получился следующий расклад качеств: знаки огня — Овен, Лев, Стрелец — «воспламеняющийся» характер, активный и самоуверенный; знаки земли — Телец, Дева, Козерог — «приземленный» характер, материальный и расчетливый; знаки воздуха — Близнецы, Весы, Водолей — «легкий» характер, веселый и удобный для общения; знаки воды — Рак, Рыба, Скорпион — «холодный» характер, умный и скрытный. Каждая из четырех групп подразделялась на три степени интенсивности «элементной» природы; слабую и изменчивую (Близнецы, Дева, Стрелец, Рыбы); сильную и устойчивую (Телец, Лев, Скорпион, Водолей); главную или «кардинальную» (Овен, Рак, Весы, Козерог).

После этой незатейливой привязки знаков к четырем стихиям астролог сообщал вам ваш темперамент; свойства стихий — холода, тепла, сухости, влажности — им переносятся на характеры людей, день рождения которых попадает в соответствующий период времени. В гороскопах для таких людей начинают встречаться словосочетания: холодный ум, горячее сердце, сухарь, слезливость. Что касается исходных знаков, то предсказатели судеб у Весов непременно находят неустойчивый, колеблющийся нрав, Скорпионы у них обладают ядовитым нравом и в течение жизни они обязательно должны кого-нибудь ужалить и т.д. Таким образом, случайные узоры звездного неба, которым мифологическое мышление в стародавние времена сообщило жизнь воображаемых существ, стали связующим звеном между людьми и фантастическими небожителями.

В качестве подтверждающего примера приведем конкретные предсказания, взятые из уже цитированного выше сборника текстов, в частности, там пишется: если вы Овен, т.е. родились в период между 21 марта и 20 апреля, то вы обладатель «огненного нрава», «горячего характера».

«Люди, рожденные под этим знаком, — читаем мы "О влиянии звезд на человека", — обычно энтузиасты своего дела, первооткрыватели, честолюбивы, уверены в себе и своенравны... Отличительной чертой Овна является его активность, сочетающаяся с желанием руководить. Это знак честолюбия и устремленной вперед энергии... Все существо Овна, погружено в его планы и идеи... Чувство долго стоит у него на первом месте... Обладает природными качествами вождя...» [4, с. 142 — 143].
Если вы Телец, т.е. родились в период между 21 апреля и 20 мая, у вас «приземленный характер», «меркантильные интересы»: «Эгоизм Тельца проявляется в определенной скупости в решении материальных вопросов. Телец копит и сохраняет имущества. Он обладает неиссякаемым трудолюбием во всем, что касается сферы материальных интересов...» [4, с. 144]. Такая прямолинейная проекция поражает, но самым удивительным здесь является то, что люди этому верят и даже готовы платить немалые деньги, чтобы услышать весь этот бред.

Можно понять логику автора, когда он пишет, «что самым счастливым талисманом для Овна в январе будет гранат [алый], в феврале и марте — аметист [фиолетовый], в августе — сардоникс [светлый камень с красными, как языки пламени, прожилками], в декабре — рубин [красный]» — все эти цвета близки к огню. Здесь же автор пишет: «Камни созвездия, противоположного Овну (камни Весов), находясь в диссонансе с его натурой, могут разрушить благополучие и жизнь: алмаз, берилл, глазковые шпаты, хрусталь, опал, турмалин» [4, с. 143] — все эти камни имеют цвет воздуха, к которому принадлежат Весы, т.е. имеют прозрачный или белый цвет с радужными переливами, как у опала. Но вдруг у сказителя этого мифа возникают неожиданные ассоциации, он начинает безудержно фантазировать, нарушая всякую логику проецирования. Мне трудно объяснить, почему наш автор написал, например, так: «Если Рыбы управляют реками, а Скорпионы — морями, льдами и озерами, то Рак правит океаном» [4, с. 147]. Я бы Ракам поручил управлять озерами и реками, Рыбам — морями и океаном, а Скорпионам ничего бы не доверял, поскольку они далеки от воды, а тем более льда.

Известно, что зоология европейских астрологов не совпадает с зоологией китайских астрологов. В табл. 5 приведено соответствие, в которой различными полутонами выделены обозначены «треугольники духовного родства». В западной астрологии огню отвечала тройка Стрелец, Овен и Лев, в восточной астрологии огню отвечает Крыса, Дракон, Обезьяна, причем их называют почему-то созидателями; треугольник земли: Буйвол, Змея, Петух называют мыслителями; треугольник воздуха: Тигр, Лошадь, Собака — защитниками и треугольник воды: Заяц, Овца, Кабан — инициаторами (рис. 5).

Таблица 5

Рис. 5. Знаки восточного Зодиака.

Я подозреваю, что эти вторые характеристики придуманы для того, чтобы сгладить противоречия, возникшие при первичном проецировании; в каждый треугольник попадают слишком разнохарактерные животные. Ну, скажите, пожалуйста, какое отношение к воде имеют заяц, овца и кабан? Однако мне не понятно еще и другое; слова «созидатель», «мыслитель», «защитник» и «инициатор» очень сложно сопоставлять: одного и того же человека можно назвать и созидателем, и инициатором; вряд ли можно успешно защищать или созидать не поразмыслив предварительно и т.д. Поэтому произвол в интерпретации исходных астрологических параметров здесь неизбежен.

Китайский астролог характеры людей проецирует уже на восточную зоологию; человек, родившийся под знаком Крысы, будет иметь крысиные черты характера, под знаком Тигра — тигриные, а под знаком Змеи — змеиные . Для подтверждения этого тезиса воспользуемся книгой Теодора Лау «Китайский гороскоп».

«Человек, принадлежащий знаку Крысы, — пишет автор, — получает огромное удовольствие, когда учит или помогает другим. Это дает ему возможность показать, как он умен и хорошо информирован. Любознательные дети и студенты никогда не отталкивают Крысу, которая любит обсуждения и дискуссии по различным вопросам. Но при дебатах требует от собеседников полного внимания и активности.

Она поощряет к новаторству не только любимцев, но и знает, как побудить всех своих студентов заняться новыми, перспективными проблемами. Если же кто-либо останется безучастным к подобным призывам, не смотря на все педагогические усилия Крысы, то его непременно безжалостно выгонят, предварительно серьезно выбранив за лень и неблагодарность.

В качестве преподавателя Крыса умело пользуется слабостями студентов, чтобы заставить их учиться лучше. Обладая врожденным сарказмом и острым языком, рассерженная Крыса может быть очень язвительной и резкой. Вполне возможно, что подобная личность будет очень скупо раздавать похвалы и высокие оценки, оставаясь вечно неудовлетворенной успехами и прогрессом руководимого ею класса. Он устанавливает предельно высокие стандарты и ожидает, что большинство его учеников будет им соответствовать.

Конечно, такой человек склонен иметь любимчиков, и умным студентам ничего не стоит очаровать его, сделавшись более снисходительными и терпимыми. Любимым ученикам обычно удается уверить подобного индивидуума, что как преподаватель он мудр и способен все держать под контролем, и тогда им доступны всякого рода поблажки и послабления. Крысе-педагогу надо только удостовериться, что все признают его главенство. Убедившись в этом, подобная личность сможет расслабиться и стать более сговорчивой» [5, с. 58].

Не вызывает никаких сомнений, что в данном случае проводится прямая параллель между человеком с определенным набором характерных черт и повадками животного из отряда грызунов. Плохим учителям в школе или преподавателям в вузе учащиеся и студенты дают прозвище «Крыса». Некий собирательный образ такого горе-педагога здесь и представлен. Никакого отношения к науке, к расположению звезд на небе, а также к времени рождения человека этот образ, конечно же, не имеет. Чтобы убедиться в очевидном сходстве характеров людей и повадок животных, приведем из этого же сборника гороскопов еще два типажа. Для Тигра читаем:
«Начальника-Тигра лучше всего охарактеризовать двумя словами: непредсказуемый и непотопляемый. Ему, без сомнения, нравиться быть начальником и видеть себя сверхмощным локомотивом, толкающим вперед победоносную команду. Эта беспокойная личность своей напористостью и позитивной энергией заряжает энтузиазмом своих коллег; такой человек постоянно будет на один шаг опережать своих конкурентов. Он прекрасно уживается со всеми, а на свою популярность среди подчиненных отвечает искренней заботой о них.

Однако Тигр склонен отдавать предпочтение тем подчиненным, которые поют с ним в унисон, при этом он зачастую не знает, как скрыть свои чувства и вести себя беспристрастно и осмотрительно. Щедрый на похвалы, представитель Третьей Ветви может быть и таким же напористым критиком, причем свое мнение он меняет в считанные секунды. При его правлении будьте готовы к любым неожиданностям. Часто этот тип не может понять, почему столько шума из-за того, что он в тринадцатый раз изменил график и повестку дня. У него ведь просто возникла еще одна блестящая идея, вот и все. При работе с Тигром следует быть гибким и уметь в шутливой форме разряжать взрывоопасные ситуации, которые представитель Третьей Ветви создает поневоле, когда устает, становится подозрительным или пытается преодолеть им самим же установленные пределы допустимого» [5, с. 123].

Характеристика Змеи:
«В отличие от Дракона и Тигра, которые любят приключения и азартно выслеживают свою добычу, Змея не видит в этом совершенно никакой необходимости. Она будет терпеливо ждать добычи, не сходя с места. Известная поговорка — "не приходи к тому, кто умеет ждать". Это о Змее. Так как подобный человек внешне выглядит ленивым, не желающим делать лишних усилий, его порой могут посчитать несерьезным. Он может поздно по утрам вставать и днем понежиться на уютном диванчике. Однако его удивительная наблюдательность все время находится во включенном состоянии, и если что-то его заинтересовывает, то он оживает с поразительной скоростью. Скрытный и самолюбивый представитель Шестой Ветви обычно концентрируется на чем-то одном, пока не добивается здесь успеха. Он может быть сентиментальным и подвержен быстрой смене настроений [5, с. 197].
И вновь мы видим поверхностную аналогию с элементами фантазии. Привязка характерных черт психики человека к каким-либо объектам живой или неживой природы есть отличительное свойство первобытного мышления, которое, тем не менее, всегда было широко распространено во все времена и у всех народов.

Характеры людей — это, конечно, главная доходная статья астрологии, но астролог готов спроецировать звездное небо на что угодно, например, на растения, для которых так же прослеживается определенная закономерность. Если объектом внимания является Лев, то ему соответствуют: все экзотические растения, пальма, мускат, гранат, апельсиновое дерево, а если вы, например, Дева, для вас выбор растений будет попроще: рожь, пшеница, ревень, орешник. На долю Рака и Рыбы, выпадают, как сказано, все водные растения и т.д.

Знаки влияют на выбор лечебных трав, причем само растение разбивается на семь частей, соответствующих семи светилам: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Относительно седьмой части могут идти разночтения: это либо кора, либо пыльца, либо шипы и т.д. Надо ли говорить, что приготовление каждого зелья должно происходить тоже при строго определенном раскладе звезд и планет. Одни лекарства будут иметь силу только при полнолунье, другие — в полдень, причем, если Солнце закрыто тучами, лечебное свойство травы может улетучиться.

Если вы принимаете лекарства по совету астролога, вы не сможете ослушаться его в отношении соблюдения зодиакальной диеты. Ракам рекомендуется включать в свой рацион питания раков и крабов, Рыбам — рыбу, Львам — мясо, Тельцу и Овену — что-нибудь растительное, например, салаты (рис. 6).

Рис. 6. Гравюра XVIII в. из голландского издания «Сатирикона» Петрония. Этот античный сатирик, высмеивая нравы разлагающегося высшего римского общества, описал «космическую» трапезу. Мы видим на тарелках у гостей лежат: телец, овен, рыбы, рак и т.д. (этот и следующие рисунки взяты из [6]).

Лекарства — это область медицины, и вы, естественно, уже догадались, что астролог является самым компетентным врачом. С очень древних времен произведена проекция зодиакальных знаков на части тела: Овен — голова, Телец — шея, Близнецы — руки и плечи, Рак — легкие, Лев — сердце и печень, Дева — живот, Весы — почки, Скорпион — половые органы, Стрелец — бедра, Козерог — колени, Водолей — голени, Рыбы — ступни.

Таблица 6

В табл. 6 вписано следующее: oculos — глаза, caput — голова, femora — бедро, pedes — ноги, crura — голень, ventre — живот, cor — сердце, collum — шея, vereda — стыд, virilia — сила, genua — колено, pectus — грудь, guttur — глотка, talos — лодыжка, brachia — рука.

Саплин в своем словаре, написанном с проастрологических позиций, приводит множество рисунков, которые являются прекрасным иллюстративным материалом к нашей теме. Проекция знаков Зодиака и планет на лицо человека рассматривается отраслью астрологии, которая называется «метопоскопия». В связи с этим Саплин пишет:

«Ход линий и их глубина считаются соответствующими влияниям планет и, таким образом, постулируется возможность определения черт характера и судьбы человека. Метопосскопия является ветвью физиогномики, а ее принципы схожи с принципами хиромантии. Если линия на лбу слабая и прерывистая, — это указывает на слабость влияния соответствующей данной линии планеты, и, наоборот, если линия глубокая и длинная — это указывает на доминирующее влияние планеты. Например, линия Меркурия, когда она ярко выражена, указывает на высокий интеллект, хорошую память, способности к наукам, остроту и точность суждений» [6, с. 273].



Рис. 7. Проекция знаков Зодиака на родимые пятна, выступившие на лице (вверху). Проекция планет на лобные морщины (внизу).



Рис. 8. Хиромантия. Диаграммы в виде гороскопа, показывающая связь знаков Зодиака и планет с рукой. Линии руки и планеты по У. Беккеру «Lexicon der Astrologie», 1988.













Рис. 9. Проекция частей человеческого тела на зодиакальные знаки. Можно сказать и наоборот: проекция макрокосмоса на микрокосмос.

В словаре Саплина и в сборнике Михайлова и Скородума приводится географическая карта Марка Манилия (I до Р.Х.) из его поэмы «Астрономика» (рис. 10). На этой карте каждой стране или местности соответствовал свой зодиакальный знак. Кажется, в мире не осталось такого объекта, на который бы астрологи не спроецировали планеты и зодиакальные знаки. При этом всегда действуют примерно одни и те же законы: если объект парный, ему присваивается знак Близнецов, если объект связан с водой — знаки Рака или Рыб, если он движется медленно — знак Сатурна, если быстро — знак Меркурия и т.д.

Рис. 10. Проекция знаков Зодиака на страны
(из «Астрономики» Манилия).

В Средневековой Европе ночное небо с плывущими по нему планетами и созвездиями играло роль «генератора случайных событий», который всегда необходим при гадании. В качестве подобного генератора могут использоваться различные материальные носители: трещины на черепашьем панцире, линии руки, кофейная гуща, игральные кости или карты. Отличие астрологии от простого гадания заключается в том, что первая претендует на некое научное обоснование. Если в картах бубновый валет и пиковая дама, то здесь говорят об эфемеридах, апогее, тригонах — все выглядит научно и серьезно, в основе астрологии как будто бы лежит опытная наука — наблюдательная астрономия. Борода Глобы регулярно выступающего по телевидению со своим астрологическими прогнозами, и его уверенная манера держаться, я думаю, производит на всех домохозяек неотразимое впечатление. Но то, что эти сумасшедшие мамаши потом воспитывают в ужасной атмосфере суеверия и невежества своих детей, руководство телевизионным каналом знать не хочет.

Астрология — это феноменология, доведенная до своего абсурдного логического конца, когда какие-то внешние проявления объекта берутся в самом непосредственном виде и, таким образом, трансформируются в непосредственный символ. Здравомыслящие люди, живущие повседневными заботами, не видят таящихся в ней угроз. Больше того, игнорируя предсказания астрологов, они все же проявляют определенный интерес к своим гороскопам, поскольку находят их забавными и усматривают некоторую пользу. В самом деле, о чем может говорить проститутка в постели с мужчиной, как не о своем и его зодиакальном знаке.

Какая беда может случиться, если древнеримский поэт и мыслитель Манилий на своей географической карте скифам приписал знак Тельца, карфагенцам — знак Скорпиона, спартанцам — знак Стрельца, афинянам — знак Девы, персам — знак Овена? Это обыкновенная геральдика, скажет кто-то, и будет трижды прав. Но сегодня астрологическая экспансия принимает угрожающие масштабы, ее методы проникли в умы творческих людей, занятых исследовательской работой.

Когда философствующие феноменалисты требуют от физиков руководствоваться опытом, а при создании теории пользоваться только наблюдаемыми величинами и формальным методом, они не подозревают, что находятся в цепких когтях астрологов, которые начисто вытравили у них всякое здравомыслие сначала через суеверных мамаш, потом через их собственную забаву и, наконец, через многочисленные псевдонаучные публикации, лавиной обрушившиеся на человека XX века.


 
 

Толкование мифов Ф. Бэконом

Фрэнсис Бэкон
Фрэнсис Бэкон

Язык одновременно участвует в процессе предметного осмысления внешнего мира и в идентификации внутреннего состояния человека, при этом может происходить смешение двух названных сущностей: эмоциональное состояние человека принимается за нечто, что существует во внешнем мире, а существующее вне человека становится предметом его переживаний. Подобный синкретизм лежит в основе мифологического сознания, когда владеющий словом становится владельцем и вещи, т.е. слова и вещи делаются практически неразличимыми. Отсюда проистекает явление, получившее название магического заклинания. Маг пытается воздействовать на предметы непосредственно через речь — заклинание и заговор.

Сильные человеческие чувства в мифологическом сознании материализуются в чувственных носителях — боге и дьяволе, злодее и герое, черных и белых ангелах, которые помещаются субъектом куда-нибудь на небо или под землю, на заснеженные вершины гор или на дно океана, в тенистые рощи райского сада или в заснеженную тундру холодного Севера. Но в мифах наблюдается и обратный процесс, когда мощные природные стихии — гром, буря, извержение вулкана — становятся силами духовного свойства, и тогда уже невозможно различить, чего больше, например в греческом боге-громовержце Зевсе, овеществленного эмоционального страха или одухотворенной материальной стихии. Естественным психическим переживаниям — любви, ненависти, благоговения, чувствам страха, стыда и т.д. — сообщаются конкретные имена и образы добрых, злых, умных, хитрых, упрямых богов и героев.

В Новое время, когда проснулся необычайный интерес к античной культуре, видимо, Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) был один из первых, кто задумался над странным и запутанным содержанием мифа. В Предисловии к своей трактовке мифов, которые он изложил в трактате «О мудрости древних», он пишет:

«Для меня не является тайной, сколь податливую материю представляет миф, как легко его можно привлечь, а то и притянуть в подтверждение разных точек зрения и какое большое содержание заложено в нем, так что прекрасно можно найти в нем и такой смысл, о котором никогда раньше и не помышляли. Мне вспоминается также, что уже с давних пор прибегают к подобного рода толкованиям: ведь немало было тех, кто, желая в своих изображениях и выдумках опереться на авторитет древности, пытался для этой цели привлечь сказания поэтов, так что этот пустой обычай весьма распространен и отнюдь не нов. Ведь в свое время Хризипп, как толкователь снов, старался приписать древнейшим поэтам взгляды стоиков, и еще более неуклюже алхимики пытаются приложить к своим опытам шутливые и забавные рассказы поэтов о превращениях. Все это, повторяю, нам достаточно известно, и мы знаем этому цену: знаем с каким легкомыслием и сколь произвольно пользуются некоторыми аллегориями, и все же мы не хотим на этом основании отказаться от нашего намерения» [7, c. 228—229].
Это очень типичный подход к мифам: признать толкование содержания мифов «пустым обычаем», а вслед за этим написать: «и все же мы не хотим на этом основании отказаться от нашего намерения»; осудить предшественников за использование «авторитета древних» и тут же оправдать себя «преклонением перед прошлым»; признать, что миф можно «притянуть в подтверждение разных точек зрения», а потом упорно настаивать, что «тайный смысл уже с самого начала был заложен в мифе и старательно завуалирован его создателями» [7, с. 229]. Бэкон, вслушиваясь в имена богов и всматриваясь в их изображения, пишет:
«... Для кого может остаться неясным смысл и значение имен, если Метиды, жена Юпитера, ясно обозначает рассудительность, Тифон — надменность, Пан — вселенную, Немезида — возмездие и т.п.? И пусть никого не смущает то обстоятельство, что здесь порой что-то примешивается из истории, или кое-что говорится лишь ради красоты, или же допускаются хронологические ошибки, или из одного мифа что-то переносится в другой и вводится новая аллегория. Ведь все это неизбежно, ибо мифы были созданием людей, живших в разные эпохи и преследовавших различные цели: одни жили раньше, другие — позже, одних интересовала природа, других гражданские дела» [7, с. 229 — 230].
Бэкон истолковал 31 аллегорию, у него получилась следующие проекции: Кассандра — откровенность, Тифон — надменность, Циклопы — подручные террора, Нарцисс — себялюбие, Стикс — верность, Пан — тайны природы, Персей — воинственность, Эндимион — благоволение, Сестра гиганта (Энкелада) — молва, Актеон и Пенфей — любопытство, Орфей — философия, Уран — истоки, Протей — материя, Мемнон — призрачные юношеские надежды, Титон — пресыщение, жених Юноны (Юпитер) — нечто, вызывающее сочувствие, Купидон — движение атомов, Диомед — религиозный фанатизм, Дедал — изящное, но бездушное (механическое) выполнение чего-либо, Эрихтоний — обман, Девкалион — возрождение, Немезида — превратность вещей, Ахелой — воинственность, Дионис — проявление непозволительной страсти, Аталанта — выгода, Прометей — провидение, Икар — юношеская заносчивость, Сфинкс — ученость, Прозерпина — небесный (эфирный) дух, спрятанный под землей, Сирены — наслаждение, Метида — совет.

Он обращает внимание читателя на несуразности и противоречия в поведении и характерах персонажей, что неизбежно будет происходить при многократных наслоениях и небрежном копировании. Чтобы разжечь и поддерживать интерес, мифотворцы и рассказчики мифов присоединяли к сюжету самые причудливые подробности, комбинируя фантазию и вымысел с традициями и обычаями данной местности. Бэкон по поводу удивительных вымыслов, встречающихся в мифах, искренне удивлялся:

«Как, например, назвать выдумку о том, что Юпитер взял в жены Метиду, и, как только заметил, что она беременна, сразу же проглотил ее, и поэтому сам стал беременным и родил из головы своей вооруженную Палладу? Я полагаю, ни одному человеку даже во сне не могло присниться такое чудовищное, не укладывающееся в сознании измышление» [7, с. 230].

Рис. 11. Рождение Афины-Паллады (Минервы) из головы Зевса (Юпитера). Иллюстрация из книги "Meier Atalanta Fugiens. Oppenheim" (1618 г.).

Подобные сцены действительно выглядят очень и очень странно, отсюда к ним повышенный интерес. Паллада — героиня огромного числа древних мифов; чаще всего ее трактуют как материализованную совесть, но она имеет и множество других смысловых оттенков. Она — один из многих эпитетов греческой богини Афины, олицетворяющей мудрость и справедливое ведения войны. Возник этот эпитет благодаря Палладе — ближайшей подруге Афины. По другим легендам у нее была не подруга, а друг по имени Паллант. Имя Паллант, однако, в греческой мифологии носит несколько персонажей: Паллантом был младший сын афинского царя Пандиона, брат Эгея, дядя Тесея, убитый им в борьбе за власть над Афинами; Паллантом был гигант, убитый Афиной (она содрала с него кожу и надела ее на себя в качестве бронежилета); наконец, Паллантом был сын титана Крия и Эврибии, брат Астрея и Перса, супруг океаниды Стикс, которая родила богов, олицетворяющих рвение, мощь, силу и победу.

Cтатуя Афины Паллады. Так называемая "Парфенонская Афина" (Афинский музей; мрамор; копия — подражание древнегреческому скульптору Фидию)

Другие справочники по мифологии утверждают, что имя друга Афины было не Паллант, а Палладий. По одной версии Эней спас Палладия от огня пылающей Трои и привез его не в Афины, а в Рим. Этот мужественный Палладий потом несколько раз выручал римлян в борьбе за их независимость. И, как это отмечал Тайлор, все легенды, связанные с великим Римом, быстро проецировались на другие города, так что Палладий стал защитником свободы доброй дюжины римских городов. В этом качестве слово «палладий» выступало в роли священной статуи вообще. Последнее обстоятельство вызывает реминисценцию иного содержания. Дело в том, что Зевс послал с небес основателю Трои Дардану богиню Афину именно в виде статуи, которая и называлась Паллада. Потом Одиссей и Диомед украли эту конкретную статую Афины Паллады, лишив тем самым Трою могущества.

Афина — это греческая богиня мудрости; в римском мире ей противопоставлялась скорее не Паллада, а богиня по имени Минерва. Этимологически имя Минерва связано с этрусским богиней Менрве — покровительницей ремесел и защитницей городов, которая изображалась с копьем в руке и в военном снаряжении. Поэтому во времена господства Рима она сделалась защитницей ткачей, сапожников красильщиков, а потом и художников, поэтов, учителей, актеров всей империи. Олицетворяя женскую мудрость и житейский опыт, она не имела отношение к философии, астрономии и другим мужским наукам.

Во втором веке до Р.Х. она была уже одним из самых почитаемых богов Рима, наряду с Юпитером и Юноной входила в так называемую «капитолийскую триаду». В честь нее был отстроен храм на Авентине (один из семи римских холмов), а в Афинах весь Акрополь принадлежал ей. На многих картинах древних мастеров Минерва в шлеме римского легионера борется с пороками в виде богине Венеры и помогает Диане — покровительница рождения детей. У нее на груди в виде медальона часто красуется голова Горгоны (Медузы), у которой на голове вместо волос змеи; из змей может быть сплетено ожерелье. На шлеме в виде украшения размещали коней. По одной легенде змеи — символ мудрости, по другой — коварства; что они значат в каждом конкретном случае, трудно сказать. Медуза должна была вызывать трепет у всякого, кто приближался к богине, а кони символизируют быстроту мысли Минервы.

Диана-Артемида (Версаль)

Венера Медицейская (Ватикан)

Венера Милосская (Лувр)

Художники и скульпторы трактовали образ Афины-Паллады по-разному: каждый добавлял в него какую-нибудь свою деталь, которой не было в других образах. На рис. 12 показаны художественные образы одной и той же богине, которые, однако, имеет больше различных, чем сходных черт. Эти изображения взяты нами из замечательной историко-художественной монографии (по Рене Менару) «Мифы в искусстве старом и новом», где даются разъяснения ко всем рисункам. В нашей стране книга издавалась дважды — в 1900 и 1993 в Санкт-Петербурге, в ней представлены 285 иллюстраций мифологических персонажей.



Рис. 12. Художественные образы Афины-Паллады. В первом ряду изображены три древнегреческих монеты. Во втором ряду по центру показана сцена беседы Афины с Парисом; по краям — изображения Афины, на которых надет шлем с различной символикой (на обоих рисунках виден медальон с головой Медузы). В третьем ряду: античная статуя (слева), фреска из Неаполя (по центру) и статуя Фидия, скопированная Зимаром (справа).

Мудрость Афины наследственная: ее мать, первая супруга Зевса, звалась Метидой, что значит «Разумность». Эта Метида предсказала Зевсу, что она сначала родит дочь, а потом сына, который овладеет миром. Зевс испугался и по совету Геи (Земли) проглотил Метиду, после чего ему сделалось дурно: его череп от боли прямо-таки раскалывался на части. И тогда он попросил то ли Гефеста (Вулкана), т.е. бога-кузнеца, то ли Гермеса (Меркурия), т.е. своего сына, то ли Посейдона (бога морей), т.е. своего брата, разрубить топором голову и посмотреть, что же там такое, от чего так раскалывается голова. Возможно, метафорическая характеристика головной боли «раскалывается голова» здесь представлена непосредственным раскалыванием головы; возможно также, что здесь имела место ассоциация с разумностью Метиды: как еще можно родить Зевсу-мужчине богиню Мудрости от богини Разума, как не от своего головного мозга? Кажется, что автор мифа нашел вполне приемлемый выход.

Между прочим, тот факт, что Афина не была плодом плотской любви, а сразу возникла из головы Зевса, оправдывает ее неприязнь к женской слабости Венеры. Она так и останется рассудительной девой, которой чужды какие-либо страсти. Художники и скульпторы никогда не изображали ее обнаженной. Однако авторы «Энциклопедии символов», откуда мы взяли рис. 11, предложили совершенно иную версию.

«В акте рождения Афины, — пишут они, без труда просматривается азиатское представление об открытии третьего глаза — щель, которую Гефест пробивает в черепе Зевса по совету Гермеса, возможно, была проделана именно во лбу между глазами. То обстоятельство, что Афина, в отличие от других детей богов, не росла и не воспитывалась, а появилась на свет в полном росте и величии с победным кличем, указывает на то, что она — символ озарения Зевса» [8, c. 149 — 150].
Что же, и такая версия имеет право на существование. Идея третьего глаза для авторов, придерживающихся мистического мироощущения, вполне понятна.

Фрэнсис Бэкон — мастер дворцовых интриг и закулисных игр. С 1616 г. являлся членом Тайного совета, с 1617 г. — хранителем большой печати, а с 1618 г. — верховным лорд-канцлером и пером Англии. Король Яков I благоволил ему и часто доверял управлять страной. Рассказывают, будто в его время при Дворе особенно процветали казнокрадство и взяточничество. Гравюра, изображенная на рис. 11, была нарисована как раз в период его возвышения (потом он был обвинен в подкупе должностных лиц и коррупции и брошен в Тауэр, впрочем, ненадолго: вскоре он вновь заседал в парламенте). Как же он трактует этот миф?

«Смысл этого чудовищного и на первый взгляд весьма нелепого мифа, — пишет член Тайного совета, — как мне кажется, раскрывает тайные пружины власти. Он описывает, как ведут себя государи по отношению к своим советникам, заботясь о том, чтобы их авторитет и величие не только ни в чем не пострадали, но и преумножались бы и выросли в глазах народа. Ведь существует правильный и мудрый порядок, по которому государи крепко связаны со своими советниками, соединены как бы брачными узами и обсуждают с ними важнейшие дела, вполне основательно полагая, что это ни в коей мере не умаляет их величия. Когда же дело доходит до решения (а его можно уподобить родам), то они не позволяют членам совета принимать его, дабы не создалось впечатления, что постановление зависит от мнения совета; наоборот, государи обычно (за исключением тех случаев, когда они боятся навлечь на себя недоброжелательство) любое выработанное советом и как бы выношенное в чреве решение выдают за свое, так, чтобы казалось, что и само постановление, и его исполнение (а это последнее, поскольку всегда связано с проявлением власти и является выражением необходимости, очень тонко изображается в виде вооруженной Паллады) проистекает от них самих. Но мало того, что все это представляется как результат авторитета государей, их свободной, независимой, никому не подчиняющейся воли; государи хотят еще, чтобы решения считались рожденными из их головы, т.е. из их собственной мудрости и суждения» [7, c. 293].
И здесь нам всё становится понятно. Бэкон, как член Тайного совета при Королевском дворе, вполне естественно представил Метиду в виде коллективного совещательного органа Англии, а решительную Палладу — в виде постановления короля. Прямо по пословице: у кого что болит, тот про то и говорит. И так со всеми на протяжении многих веков: толкователи прекрасно видят явный субъективизм у других, тем не менее, свою собственную интерпретацию мифа выдают за образец объективности. Выстроить что-либо прочное и определенное на зыбком содержании мифа невозможно.

Культ Афины просуществовал вплоть до наступления христианской эпохи. У гностиков великая богиня Мудрости трансформировалась в женский логос, а, может быть, и в своеобразный женский Святой Дух, который отличался от мужского особой женской мудростью. Это Верховное Существо женского пола носило имя София.




1. Рабинович В.Л. Образ мира в зеркале алхимии. — М., 1981.
2. Пуассон Альберт. Теория и символы алхимиков. — М., 1995.
3. Шварц Фернан. Алхимия и духовная эволюция. В кн.: Теория и символы алхимиков. — М., 1995.
4. Звездный путь астрологии. Сборник оригинальных текстов с комментариями И. Михайловой и Н. Скородума. — М., 1993.
5. Теодора Лау. Китайский гороскоп. — М., 1995.
6. Саплин А.Ю. Астрологического энциклопедического словаря. — М., 1994.
7. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т.2. — М.: Мысль, 1972.
8. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. — М., 1995.


 


Hosted by uCoz