Нечто подобное можно сказать об устном народном творчестве. Существует множество мифов, в которых прослеживаются удивительные параллели в сюжетных линиях. Тайлор в связи с этим замечает, что толкование с узкой точки зрения, с позиции данного мифа почти всегда оказывается недостаточным; исчерпывающее понимание содержания мифа возникает только тогда, когда анализируется группа сходных мифов, распространенных в различных частях света. Он пишет о том, как Геродот «разоблачает» легенду о детстве знаменитого царя Кира, который был якобы вскормлен собакой. Известный греческий историк говорит, что ребенок в действительности был воспитан женой пастуха, имя которой похоже на персидское слово, обозначающее собаку, откуда и произошла легенда, будто настоящая собака выкормила будущего царя.
Предположим, говорит Тайлор, что для данного случая это и верно. Но можно ли допустить, что история Ромула и Рема (в римской мифологии братья-близнецы — основатели города Рима) есть также отголосок действительного события с аналогичной игрой слов в имени кормилицы, которую звали Лупа (в переводе с латинского — волчица)?
Эти мифы совместимы с повсеместным поверьем, по которому душа человека может покинуть его тело и перейти в животное, птицу, рыбу и даже в растение, гору, реку, ветер, на звезду, луну; или, наоборот, какое-нибудь природное явление трактовалось как волевое действие живого существа. Так, например, водяные смерчи, часто появляющиеся у берегов Японии и Китая, считаются у местных жителей длиннохвостыми драконами. Появление аналогичного смерча на суше породило похожую группу мифов у арабов: при созерцании чудовищных образов, величественно перемещающихся по песчаной пустыне, бедуины воображают себе злых джиннов. Геродот и Эвгемер, а так же многочисленные их последователи, видели в мифических героях и богах некогда живших обычных людей, а сами мифы толковали как искаженные истории о реально произошедших событиях. Они утверждали, например, что Атлас (или Атлант) — это великий астроном и математик, который придал земле форму шара (по этой причине его изображали с земным шаром на плечах), что всемогущий Зевс, поражающий молниями титанов, был на самом деле критский царь, жестоко подавивший восстание своих подданных, что золотой дождь Данаи означал деньги, которыми была подкуплена ее стража, что Прометей лепил из глины фигурки людей, откуда заключили, что он создал из земли мужчину и женщину. Так, для каждой неправдоподобной истории присочинялась нечто, во что можно было поверить. Однако, утверждает Тайлор, попытка объяснить или интерпретировать каждый миф в отдельности мало что дает. Имеются некие глобальные логико-познавательные структуры и сквозные психолингвистические схемы, в которые укладывается большинство мифологических сюжетов. Эти структуры и схемы диктуются скорее не конкретными внешними обстоятельствами, а общим внутренним способом восприятия мира. Они, конечно, не изменились и сейчас. Поэтому то мироощущение, которое было свойственно первобытному обществу, во многом сохранилось и у современных культурных народов. Часто мировосприятие поддерживается сильными эмоциями — страхом, благоговением, ненавистью, любовью, — которые никуда не делись и сейчас: человек по-прежнему переживает их с той же силой, что и десять тысяч лет назад. Распределяя сходные мифы различных народов в однородные группы, мы получаем возможность проследить в мифотворчестве результаты психических процессов воображения и ассоциации, которые протекают по законам, аналогичным с лингвистическим законом реверберации и реминисценции (см. Реминисценция образа и реверберация звука). Мифологических групп, касающихся природных явлений, насчитывается не более трех-пяти десятков. Мифы, поясняющие зарождение неба и земли, появление человека, а также вызванные сменой дня и ночи, восходом и заходом солнца и луны, их затмениями, движением звездного неба, извержением вулкана, землетрясением, наводнением, засухой, водными и пылевыми вихрями, бурями на море и суше, дождевыми ливнями и снегопадами, на самом деле не так уж и много, если говорить об основных сюжетных линиях. Единообразие процессов человеческого воображения можно проследить, например, в поверьях, относящихся к затмению солнца. Тайлор указывает, что чаще всего затмение представляется как заглатывание солнца неким чудовищем. Затем какой-нибудь славный герой вспарывает живот у этого чудовища и выпускает красное солнышко на волю. На языке одного из первобытных племен солнечное затмение так и выражается словами «ягуар съел солнце». Затмение в восточных календарях обозначается изображением солнца в пасти дракона. Рассказы, принадлежащие к этой же группе, знакомы и европейской мифологии. К их числу принадлежит, в частности, сказка о Красной Шапочке. Красная Шапочка — солнце, волк — злое чудовище, охотник, вспоровший живот волку и выпустивший Красную Шапочку на свободу, является обязательным для такого рода дел славным героем. В действительности же, эта сказка есть отголосок разъясняющего мифа о солнечном затмении. Всем известна сказка о крокодиле, проглотившем солнце, и этому списку историй не будет конца Группа зарубежных авторов, возглавляемая профессором Эндрю Вилсоном, при содействии «Международного религиозного фонда» провела большую работу [2], основным выводом которой была мысль о глобальном единстве религиозной культуры, зафиксированной во множестве Священных писаний: Библии, Коране, Авесте, Ригведах, Упанишадах, а также в древних текстах китайских, тибетских, египетских мудрецов. Оказывается христиане, мусульмане, буддисты, конфуцианцы, даосцы, зороастрийцы, иудаисты, джайнисты, кришнаиты, представители других конфессий, быть может, сами того не подозревая, исповедуют одну и ту же религиозную доктрину и близкие духовно-нравственные ценности. Не только религиозная жизнь человека в семье и обществе, его богослужение и жертвоприношение сходны между собой, но и священные предания о грехопадении, потустороннем мире, жизни после смерти, спасении души, предопределенности существования имеют множество точек пересечения. Утверждение высшей реальности и страшной кары, стремление к очищению, освобождению и совершенствованию своего духа, любовь к ближнему, самоотречение во имя святого и светлого, бегство от известных бед, грехов и заблуждений — все это является неотъемлемой частью человеческих переживаний и размышлений. Скрытая вражда, неприязнь или открытая война, грубость, ненависть к соседям, агрессия в отношении слабых и незащищенных — это тоже, к сожалению, природа человека, а правильнее сказать, его животная основа.
Во «Всемирном писании» раскрывается первая, положительная сторона человеческого существа, вторая, отрицательная сторона часто открывается нам в реальной жизни. Рай и ад, рисуемый авторами священных книг почти что одними и теми же утопическими красками, интересны нам с точки зрения психологии и эпистемологии. Привлечь или отвратить верующего, какой бы религии он не придерживался, можно едиными для человеческой природы психологическими способами. Всё, что вызывает страх и тревогу, относится к аду, а всё, что вызывает удовлетворение и наслаждение, — к раю. ...Когда вы умрете, вы снова будете с теми, кого любите, но кто ушел раньше вас. Снова будете вы молоды и сильны, хотя, возможно, в день своей кончины вы будете стары и немощны. В земле духов расти маис, и все будут счастливы, неважно, были они хороши иль плохи при жизни. Так что смерти нечего бояться (Религия американских индейцев. Предания индейцев юма). ...Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их (Христианство. Откровение св. Иоанна Богослова 7:16, 17). ...И тут я вступил в рай. Своды его были из жемчуга, а солнце сделано из мускуса (Ислам. Хадис Букхари)» [2, с. 189 — 193].
| ||