«Система логики» Милля
Логику Милль определял, «как науку об операциях человеческого разума при отыскании истины» [5, с. 4]; «она есть учение как о самом процессе перехода от известных истин к неизвестным, так и о всех других умственных действиях, поскольку они помогают этому процессу. Таким образом, в нее входит процесс называния, так как язык есть настолько же орудие мысли, насколько и средство для сообщения наших мыслей. В нее войдут также и определение с классификацией... » [5, с. 9]. Именование, определение и классификация — это важнейшие умственные операции, по его мнению, влияющие на успешное обнаружение истины. В том, что логика, по крайней мере по своему главному назначению, не является формальной наукой, и в том, что добытая с помощью субъективных операций ума (именование, определение и классификация) истина обладает принципиальной новизной, Милль, похоже, нисколько не сомневался.
В его уме субъективные идеи по какой-то странной, «неформальной» логике превращались в объективные явления: «Та мысль, что для логики в приложении важнее всего отношение между двумя идеями, соответствующими подлежащему и сказуемому (а не отношение между соответствующими явлениями) кажется мне одним из наиболее роковых заблуждений, когда-либо вкрадывавшихся в философскую часть логики. В этом лежит, по моему мнению, главная причина того, что теория науки сделала столь мало успехов в течение последних двух столетий. В сочинениях по логике и смежным с ней областям философии духа, написанных уже после того, как в науку вкралась эта основная ошибка (хотя некоторые из этих сочинений написаны людьми необычайных дарований), почти всегда скрыто признается теория, что исследование истины состоит в рассмотрении и комбинировании идей или представлений и понятий о вещах, а не в изучении самих вещей» [5, с. 77-78].
Милль отводил, причем довольно неумело, доводы, высказанные против всесилия логики: «Противники логики говорили, что изучение анатомии мускулов не может научить нас пользоваться мускулами. Однако, — пытается парировать английский позитивист, — вопрос поставлен здесь не совсем правильно. Ведь, если деятельность того или другого из наших мускулов нарушена местным заболеванием или каким-либо другим физическим повреждением, то для того, чтобы его вылечить, знания анатомии окажутся совершенно необходимыми» [5, с. 10]. Доводы автора «Системы логики» не достигают своей цели, так как «пользоваться мускулами» и «вылечить» их какое-либо заболевание — вещи плохо сопоставимые. Мы ведь не говорим, что знание предмета логики может непосредственно помочь психиатру излечить психически ненормального больного, у которого нарушено логическое мышление. Психиатру нужны прежде всего какие-то специальные медицинские знания о функционировании мозга, логика же ему нужна постольку, поскольку самому оставаться достаточно адекватным человеком.
В другом месте Милль приводит похожий пример, который должен был, по его замыслу, показать тесную связь между логическими идеями и реальными явлениями: «Я не могу копать землю, не имея идеи земли, лопаты и всех остальных предметов, с которыми я работаю, и не приведя всех их в связь. Но если описать процесс копания как "втыкание одной идеи в другую", такое определение будет просто смешным» [5, с. 77]. Между тем, на современных языках логического программирования описание реальных событий для компьютера ведется в духе «втыкания идеи A в идею B», человек же может действовать без знания идей A и B, а имея только сами вещи.
К приведенному фрагменту, автор сделал следующее примечание: «Д-р Юэлль оспаривает это и спрашивает: "Должны ли мы сказать, что крот не мог бы рыть землю, если бы у него не было идеи земли, а также рыльца и лап, которыми он ее роет". Я не знаю, что происходит в душе крота, не знаю и того, какая степень сознательного восприятия может сопровождать его инстинктивные действия. Но человек пользуется лопатой, конечно, не инстинктивно; несомненно, он не мог бы ею работать, если бы не имел представлений о ней и о почве, для рытья которой он ее употребляет».
Опять-таки здесь контраргумент Милля бьет мимо цели. От крота доктора Юэлля в данном случае нельзя было просто так отмахиваться, как это сделал автор, поскольку он существует и роет землю реально, без каких бы то ни было логических понятий о земле и средствах рытья. Первобытному крестьянину вовсе не так уж и необходимы понятия и точные определения земли и мотыги, чтобы возделать пашню под будущую посадку сельскохозяйственных культур. Он, как и крот, делает свою работу инстинктивно или по крайней мере автоматически. Здесь обо всем позаботилась природа, ничего искусственного, что дает логика, ему не нужно.
Если толковать два последних примера (о мускулах и кроте) более общо, то получится, что для всякого человека знания законов логики необязательны, он и без них может свободно жить и выполнять любую профессиональную деятельность, в том числе, и работу ученого. Большинство землян понятия не имеют о логическом законе де Моргана и принципе двойственности, тем не менее, вполне справляются со своими повседневными нуждами.
От понимания Миллем предмета логики перейдем к базовым положениям его системы, которую с полным правом можно назвать философской, так как логическая система одновременно служила ему эпистемологией и мировоззрением. В «Системе логике», в частности, последняя книга (VI) посвящена «Логике нравственных наук», где наряду с нравственными проблемами он пытается решить психологические и социальные вопросы. Психологическую проблематику мы рассмотрим подробно в следующих разделах; моральные и социальные аспекты нас не особенно сейчас интересуют; главное внимание нам необходимо направить на гносеологию, которая рассматривается в первой книге.
«Тело, по учению новых метафизиков, — напоминает Милль, имея в виду прежде всего своих соотечественников, Локка и Беркли, — можно определить, как ту внешнюю причину, которой мы приписываем свои ощущения» [5, с. 50]. Со времен Локка утвердилась мнение, что «врожденных идей» не существует, будто все знания человек получает от переработки первичных ощущений. Предшественники Эйнштейна, Мах, Авенариус и Петцольд, с такой настойчивостью говорили об ощущениях и опытных наблюдениях, будто от них зависела жизнь и смерть исследователя. Такой сенсуализм или эмпиризм возник по причине не учета специфики формирования детского сознания путем его обучения взрослыми людьми.
В Древнем Китае, Индии, Египте, Вавилоне уже существовали школы, где в человека закладывались готовые матрицы познания: представления о числе, геометрической фигуре и более расширенные математические знания, которые усваиваются детским сознанием в силу авторитета учителя. При вступлении исследователя в самостоятельную жизнь они выглядят вполне «врожденными». Как бы там ни было, нет никаких оснований уделять столь много внимания ощущениям и опытным наблюдениям, с которых якобы начинается познание окружающего мира. Даже если речь идет об экспериментировании, то все равно оно не может осуществляться без всякого плана, какого-то заданного направления, ориентира. Если мы имеем дело с наукой, а не с разновидностью коллекционирования, факты или опытные данные можно собирать только в связи с некой концепцией — пусть самой предварительной, туманной, но все же чисто умственной схемой. Далее следует итерационный процесс: всякий последующий опыт корректирует предшествующую (если угодно «врожденную», внушенную или как-то иначе приобретенную) теоретическую модель, интегрирующую эмпирические данные.
По логике сенсуалистов в самом выгодном положении, с точки зрения познания мира, находятся новорожденные, поскольку их мозг свободен от каких-либо интеллектуальных схем, у них полученные из внешнего мира ощущения ничем не искажены; люди же, окончившие школу, колледж и университет, имеют гораздо меньше шансов на адекватное восприятие мира. Милль со своими единомышленниками хотел расчистить путь познанию, строго придерживаясь принципа: «Nibil est in intellectu quod non ante fuerit in sensu» — «Все свое содержание разум получает от ощущений», предполагая, что наша душа есть tabula rasa — чистая доска, что наши ощущения, а значит и знания, идут прямым ходом к нам из опыта.
Так, самым непосредственным путем, минуя разум, мечталось ему сделать внешний мир достоянием человека. Но все обернулось трагедией, когда для этой благородной цели применили логику: ничего, кроме вулканического извержения из пустых слов, она не породила.
Удивительное дело: слово субъект в логике обозначает то, о чем следует судить, а в физике или психологии эту роль выполняет слово объект, в то время как субъектом называют человека, который судит об объектах. Нет ли в этом смешении более глубокого смысла, чем это кажется на первый взгляд? Логик только и делает, что любуется своим мышлением, изучая со всех сторон самого себя, (т.е. субъект в терминах физика), так никогда и не добравшись до внешнего объекта исследования.
В любом случае наши знания не являются точным описанием наших ощущений: бесконечное раскладывание слов по классам тоже ничего не дает. Ноумены природы или вещи в себе улавливаются по разрозненным ощущениям и данным опыта с помощью математики. То, к чему позитивисты-логики относятся презрительно или, как минимум, пренебрежительно — гипотезам и моделям — является на самом деле единственным путем познания окружающего мира. Эти фантомы или рефлексии, которые презирал Ньютон (вспомните его: «Гипотез не измышляю») оказываются более реальными и полезными для всякого исследователя, чем ощущения-иллюзии и опыты-миражи (например, эксперимент Майкельсона – Морли).
Сенсуализм и эмпиризм породили релятивизм, относительность восприятия внешнего мира, что связано с агностицизмом или скепсисом в отношении познаваемости явлений. «Странным образом, — пишет Беркли, — среди людей преобладает мнение, что дома, горы, реки, одним словом, чувственные вещи имеют существование, природное или реальное, отличное от того, что их воспринимает разум. Но с какой бы уверенностью и общим согласием ни утверждался этот принцип, всякий, имеющий смелость подвергнуть его исследованию, найдет, если я не ошибаюсь, что данный принцип заключает в себе противоречие. Ибо, что же такое эти вышеупомянутые объекты, как не вещи, которые мы воспринимаем посредством чувств? А что же мы воспринимаем, как не свои собственные идеи или ощущения? И разве же это прямо-таки не нелепо, что какие-либо идеи или ощущения, или комбинации их могут существовать, не будучи воспринимаемы?» [8, с. 172].
Не вняв этому доводу своего предшественника, Милль начинает движение в сторону релятивизма ощущений: «Нет ни малейшего основания думать, — пишет он, — будто то, что мы называем чувственными качествами предмета, похоже на то, что присуще этому предмету в самом себе, что сродни с природой его самого. Причина, как таковая, не походит на свои следствия; восточный ветер не похож на ощущение холода, ожог не похож на пары кипящей воды. Почему же материя должна походить на наши ощущения? Почему внутренняя природа огня и воды должна быть похожа на впечатления, производимые этими предметами на наши чувства? Что дает нам право выводить из следствий что бы то ни было относительно причины, кроме того, что эта причина достаточна для проведения данного следствия? Поэтому можно с полным основанием установить, как вещь, очевидную саму по себе и в то же время допускаемую всеми, чьи взгляды следует принять теперь во внимание, что о внешнем мире мы не знаем и не можем знать абсолютно ничего, кроме испытываемых нами от него ощущений» [5, с. 53-54].
Это учение автор охарактеризовал как теорию «относительности человеческого познания». Действительно, релятивизм начинается тогда, когда человека (или наблюдателя), его ощущения (а если пойти дальше, то и его переживание, волю, существование) берут в качестве «меры всех вещей», когда внешний мир ставится в функциональную зависимость от каких-либо психологических качеств, когда все исследования подчинены утилитарным целям, когда от науки ждут единственного — успешного прогноза и абсолютно не интересуются, как он устроен в действительности, вне человека и его преимущественно меркантильных потребностей.
Против такого взгляда на мир написано так много, что нам приходится повторить общеизвестные доводы. Милль и все его предшественники и последователи недооценивают моделирующие и интегрирующие способности человеческого мозга. Первичные зрительные, слуховые, обонятельные и тактильные комплексы ощущений человеческий мозг перерабатывает в те представления, которые мы называем камнем, домом, деревом, стулом, книгой. Если нет существенных отклонений в функционировании мозга, то все эти образы-модели у всех людей одинаковые. Для более сложных объектов реальности, как например: структура атома, механизм распространения электромагнитного излучения, строение нашей галактики, т.е. когда прямые ощущения уже не действуют и человек вынужден прибегать к экспериментированию, представления людей об объектах начинают сильно отличаться друг от друга. В этом случае говорят уже о наличии нескольких или сложных теоретических представлений.
Когда позитивисты просят ученых ориентироваться на ощущения или только опытные данные, запрещая выдвигать гипотезы, они тем самым пытаются выключить по сути дела одну из основных функций мозга, ответственную за синтез объектов реальности. При этом они впадают в противоречия, постоянно и невольно проговариваясь о присутствии в их мозгу не только некой совокупности субъективных ощущений, но и цельных, объективно существующих тел, вещей, предметов, которые обладают отдельными свойствами.
Так, Милль пишет: «Качества тел суть, как мы сказали, признаки, основанные на ощущениях, которые вызывает в нашей душе присутствие того или иного тела перед нашими органами чувств» [5, с. 58]; «Мы начали свой перечень с состояний сознания. Мы тщательно отличили их от возбуждающих их предметов и от тех органов, которые их доставляют (или можно предполагать, что доставляют). Состояния сознания бывают четырех родов: ощущения, мысли, чувствования (эмоции), и хотения, или волевые акты» [5, с. 65]. Семантика этих обыкновенных предложений, которых тысячи, свидетельствует, что наш мозг (а значит и обыденный язык) работает совершенно иначе, чем думает автор. Мозг синтезирует образ независимого от восприятия цельного «тела» или «предмета», являющихся «перед нашими органами чувств» и «возбуждающих состояния сознания». Если бы мы воспринимали только ощущения и другие «состояния сознания», мы бы ничего не знали об органах, с помощью которых ощущения и состояния поступают в мозг.
Когда автор говорит об отношениях: «одна вещь похожа на другую; одна вещь непохожа на другую; один предмет близок к другому; один предмет далек от другого; один предмет впереди, сзади, рядом с другим, больше, равен, меньше другого; одна вещь есть причина или следствие другой; один человек есть хозяин или слуга, дитя или родитель, должник или кредитор, государь или подданный, поверенный или клиент и т.д.» [5, с. 58], он забывает, что эти отношения не являются ощущениями. Чтобы сказать, что «эти два дома одинаковые», «количество книг равно трем», «правое дерево выше левого», «молния является причиной грома», нужно включить элементарные интеграционные механизмы психики. Без них нельзя обойтись в обыденной жизни, тем более их роль повышается, когда речь заходит о предметах сложных и недоступных непосредственному наблюдению, которыми как раз и занимается наука.
Вообще, для обыкновенной жизни и профессиональной деятельности современного человека роль непосредственных ощущений тепла и холода, влажности и сухости, кислоты и солености крайне низка, так как среда обитания его выстроена так, что угрозы ожога, замерзания, промокания, высыхания, отравления чрезвычайно маловероятны. Голова современного человека постоянно занята представлениями высшего порядка: домом для домохозяйки, улицей для постового милиционера, самолетом для пилота, заводом для директора, страной для президента. Такую же незначительную роль ощущения выполняют и в современной науке. Писать сегодня в научных книгах: «Вода прозрачная и безвкусная», «Золото тяжелое и желтое», «Солнце излучает свет и тепло», значит опускаться на самый примитивный уровень знаний, характерный для первобытных эпох, когда интеграционные механизмы психики находились в самом зачаточном состоянии.
Между тем многие учебники школ и вузов полны подобных утверждений; авторы их упорно не хотят пользоваться математикой и приемами моделирования как самым развитым синтетическим методом познания природы; они всеми силами избегают конструктивных представлений, предпочитая им определения слов. Вся наука для них состоит в том, чтобы вычленить «существенные» качества из большой совокупности наблюдаемых свойств и соорудить некую иерархию «научных» терминов, на самом верху которой должен стоять наиболее бессодержательное понятие, обладающее максимальной общностью. Как назвать, как определить и как классифицировать — вот главные задачи любой схоластики, в том числе и миллевской логики. Милль, как это и положено всякому выдающемуся схоласту, родившемуся после Аристотеля, начинает пересматривать десять категорий великого перипатетика: субстанция, количество, качество, отношение, действие, претерпевание, место, время, положение, обладание, предлагая новую систему классов, под которую попадали бы все вещи, существовавшие, существующие и которые только получат существование. Не без интересно узнать, как матерый логик пользуется свой эпистемологической логикой.
«Таким образом, — итожит он, — в результате нашего анализа мы получаем следующий перечень или классификацию всех могущих иметь названия вещей: во-первых, чувства, или состояния сознания; во-вторых, духовные сущности, испытывающие эти состояния сознания; в-третьих, тела или внешние предметы, возбуждающие те или иные из этих состояний, а также те силы или свойства, благодаря которым тела возбуждают эти состояния... ; в-четвертых, последовательности и сосуществования, сходства и несходства между состояниями сознания... Впредь до выработки чего-либо лучшего этот перечень может заменить в качестве классификации всего существующего, категории Аристотеля» [5, с. 66].
Более нелогичного перечня, вытекающего из постулата о существовании только «состояний сознания», вывести невозможно. Милль не понимает, что у него нет средств для обнаружения «духовных сущностей» (т.е. людей), «тел или внешних предметов» и тех отношений между объектами, о которых он говорит в последнем пункте, где затрагиваются интеграционные функции мозга. Своей философией тотального ощущения он уровнял сновидения, галлюцинации, мечты и реальное наблюдение действительности. Для него теперь голод является теткой, своя душа — соседом, а брюхо — лукошко (по пословицам: Голод не тетка, душа не сосед; Голод не тетка, брюхо не лукошко), т.е. если существуют одни ощущения, то невозможно отделить внешние состояния сознания от внутренних. И хотя Милль тут же пытается оправдаться, «что эти последние включены сюда скорее в угоду общепринятым взглядам и потому, что их существование, как реальных сущностей, признано обиходной речью, с которой я не считаю благоразумным расходиться, чем потому, чтобы это было согласно со здравой философией», его классификацию вещей по четырем основным категориям следует признать абсолютно несостоятельной.
С аналогичной непоследовательностью во взглядах мы уже сталкивались, когда анализировали специальную теорию относительности. Там тоже релятивисты неожиданно предпочли выбрать комфортную, с точки зрения нормальной психики, классическую позицию взамен своей неудобной, релятивистской. Такая непоследовательность, по нашему мнению, связана как раз с нарушением или отсутствием у позитивистов и релятивистов интегрально-синтетического механизма. Психологически они просто не могут занять положения, откуда была бы видна вся их концептуальная постройка. Выводя предложение за предложением, они, как хромоногие путники, незаметно для себя приходят к тому же пункту своих рассуждений, из которого вышли, будучи еще детьми, т.е. с констатации независимой от человека реальности. К тому же имеются серьезные сомнения в том, что касается создания непротиворечивой релятивистской или позитивистской, основанной только на ощущениях и опыте, системы знаний.
Вечное занятие схоластов: определять и классифицировать, причем не среди более или менее однородных и ограниченных множеств, каковыми являются, например, множества рыб и минералов, а самых разнородных и бесконечных, каковыми являются, например, множества фактов или множества областей человеческих знаний. От классификации знаний, которая имеется и в «Системе логики», читатель, наверное, притомился, когда мы рассказывали о Даламбере и Конте. Давайте послушаем, что пишет наш логик о классификации фактов.
«Нельзя указать, — безапелляционно заявляет Милль, — ни одного случая, в котором по поводу факта или явления утверждалось бы что-нибудь другое, помимо одной из пяти выше перечисленных вещей: простого существования, той или другой последовательности, сосуществования, причинности и сходства» [5, с. 96]. «Мы разобрали далее, — повторяет он в другом месте, — разные роды предложений и нашли, что, за исключением чисто словесных, предложения могут утверждать пять различных фактов: существование, порядок в пространстве, порядок во времени, причинную связь и сходство» [5, с. 97]. Таков итог главы V «Смысл (содержание) предложений» книги I «Имена и предложения». Это весьма любопытное место в «Системе логике», когда перемешивается философские категории содержание и форма. Ничего подобного в математике не увидишь, так как в ней нет этих спекулятивных понятий: математическая форма является ее содержанием, а все математическое содержание заключено в его форме. Этот момент подробно анализируется в пятом разделе «Конструктивной математике» Недостатки логических высказываний.
Логический «закон исключенного третьего», согласно Миллю, является одним из самых ранних обобщений из нашего повседневного опыта. От единообразия и регулярного повторения к законам природы и закону всеобщей причинной связи — такова главная мысль автора «Системы логики». Нижеследующее является развитием этой идеи: «Когда мы рассматриваем, — пишет английский логик, — то единообразие порядка природы, какое предполагается в каждом индуктивном умозаключении из опыта, то одна из первых вещей, которую мы замечаем, состоит в том, что единообразие это собственно есть не одно единообразие, а ряд единообразий. Общая регулярность есть здесь результат частной регулярности: общий порядок природы постоянен потому, что постоянно течение каждого из отдельных явлений, ее составляющих. Каждый определенный факт неизменно встречается всякий раз, когда имеются в наличности известные обстоятельства, и не встречается, когда они отсутствуют; то же самое справедливо и относительно любого другого факта. Из сплетения отдельных нитей, связывающих одну с другой части того великого целого, которое мы называем "природой", образуется общая ткань, связывающая всю совокупность природы. Если A постоянно сопровождается D, B — E, C — F, то отсюда следует, что AB всегда сопровождает DE, AC — DF, BC — EF и, наконец, ABC — DEF. Так образуется общий характер регулярности, присущей всей природе, наряду и среди бесконечного многообразия» [5, с. 284-285].
Далее Милль разъясняет, что единообразие или регулярности в обычной речи называется «законами природы». Он приводит конкретные примеры, заменяя буквы A, B и т.д. давлением, температурой и т.д. Так, поднятие ртути в трубки Торричелли из-за высокого давление образует причинно-следственное отношение, а неизменная связь давления, температуры и объема является уже законом природы и Милль довольно подробно поясняет, почему это так. Суть дела, убежден он, заключается во всеобщности природных явлений. Законы Ньютона называются «законами» с большим правом, чем законы Кеплера. И вообще обосновать один закон природы, значит указать на белее общий другой закон.
«Слово "объяснение", — поясняет Милль, — употребляется здесь в его философском смысле. То, что обычно называется "объяснением одного закона при помощи другого", есть лишь подстановка одной тайны на место другой: оно нисколько не уничтожает таинственности общего строя природы. Ответить на вопрос: почему по отношению к более широким законам, мы в такой же степени бессильны, как и по отношению к законам частным. На место тайны, которая продолжает удивлять, объяснение только подставляет другую, которая вошла уже в обиход и перестала казаться тайной. Таково содержание понятия "объяснение", как оно понимается в обыденной речи. Процесс же, с которым мы имеем дело здесь, часто ведет к совершенно обратному: он сводит то явление, с которым мы освоились, к такому, относительно которого мы до того времени знали мало или даже вовсе ничего не знали.
Так, например, общеизвестный факт падения тяжелых тел на землю был сведен к всеобщему тяготению, или стремлению всех частиц материи друг к другу. Поэтому, постоянно надо иметь в виду, что, когда в науке говорится об объяснении того или другого явления, то под "объяснением" разумеют (или должны разуметь) либо указание на какое-нибудь не непременно более знакомое, а только более общее явление, частный случай которого составляет данное явление, либо указание на те или другие законы причинной связи, которые обусловливают данное явление своим совокупным или последовательным действием и из которых поэтому его условие могут быть дедуктивно выведены.
Каждый такой шаг приближает нас к ответу на ... вопрос: каково должно быть минимальное число и каковы именно должны быть те предположения, из которых существующий строй природы можно было бы дедуктивно вывести? Каковы те общие предложения, из наименьшего числа которых можно вывести все существующие в природе единообразия?» [5, с. 431].
Исходя из этой задачи познания мира и из этого понимания общности, Милль выстраивает пять индуктивных правил, как он говорит, «опытного исследования», а именно, правила: сходства, различия, смешенный случай, остатков и сопутствующих изменений. Он их подробно рассматривает и, в конце концов, формулирует так:
«Правило первое [метод сходства]. Если два или более случая подлежащего исследованию явления имеют общим лишь одно обстоятельство, то это обстоятельство — в котором только и согласуются все эти случаи — есть причина (или следствие) данного явления.
Правило второе [метод различий]. Если случай, в котором исследуемое явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, сходны во всех обстоятельствах, кроме одного, встречающегося лишь в первом случае, то это обстоятельство, в котором одном только и разнятся эти два случая, есть следствие, или причина, или необходимая часть причины явления.
Правило третье [соединенный метод сходства и различия]. Если два или более случая возникновения явления имеют общим лишь одно обстоятельство, и два или более случаев невозникновения того же явления имеют общим только отсутствие того же самого обстоятельства, то это обстоятельство, в котором только и разнятся оба ряда случаев, есть или следствие, или причина, или необходимая часть причины изучаемого явления.
Правило четвертое [метод остатков]. Если из явления вычесть ту его часть, которая, как известно из прежних индукций, есть следствие некоторых определенных предыдущих, то остаток данного явления должен быть следствием остальных предыдущих.
Правило пятое [метод сопутствующих изменений]. Всякое явление, изменяющееся определенным образом всякий раз, когда некоторым особенным образом изменяется другое явление, есть либо причина, либо следствие этого явления, либо соединено с ним какой-либо причинной связью» [5, с. 354-365].
Эти правила аналогичны правилам уличного движения, которые, разумеется, никакого отношения к познанию принципиального новых истин не имеют. При ближайшем рассмотрении все правила носят исключительно аналитический характер, т.е. являются дедуктивными, а не индуктивными. Во всех случаях на первом этапе исследователь должен иметь избыточную информацию, которую он тем или иным способом анализирует и отбирает что-то для себя приемлемое. Результат всегда будет беднее по содержанию, чем исходные данные — это плата за стремление к «всеобщности»; общее беднее частного. Метод синтеза или метод модельного конструирования, напротив, ведет от бедности к богатству.
Когда Кеплер по нескольким экспериментальным точкам орбиты Марса воссоздал всю его эллиптическую траекторию, он действовал синтетическим способом. Но он мог с одинаковым успехом, как и Птолемей, уложить эти немногие экспериментальные точки на две окружности, которые в древней астрономии называются «деферентом» и «эпициклом». Птолемей ведь тоже шел синтетическим путем, именно поэтому его следует отнести к истинным конструктивистам. Однако модель Солнечной системы по Копернику обладает более высоким синтетическим или интеграционным потенциалом, чем модель Птолемея; Кеплер чувствовал ее перспективность. То же самое нужно сказать и в отношении всемирного закона тяготения, который также является результатом синтетического мышления. Никакой анализ опытного массива не дал бы известную формулу; она качественно отличается не только от таблиц астрономических наблюдений, составленных Тихо Браге и Коперником, но и от эллиптических законов Кеплера и параболических законов Галилея. Произведя соответствующие геометрические построения, Ньютон перешел к синтезу более высокого уровня. Но еще до математических операций у него в голове возникла гипотеза, догадка и вера, что конкретный геометрический метод ему должен помочь.
Милль, не смотря на то, что посвятил индуктивному методу объемную третью книгу, был приверженец все же дедуктивного, силлогистического или аналитического метода познания в естествознании, ошибочно считая, что на основе этого метода Ньютон пришел к открытию своего всемирного закона тяготения. Здесь он делал ту же самую ошибку, что и с представлением о числе, которое, по его мнению, является экспериментальным обобщением: «Все числа должны быть числами чего-либо; нет чисел вообще, в отвлечении. Десять должно обозначать десять тел, десять звуков или десять ударов пульса. Но, с другой стороны, раз числа должны быть непременно числами чего-либо, они могут быть числами всего, чего угодно» [5, с. 228]. Далее он делал вывод о всеобщности. Но число пребывает в математике как раз в форме «отвлечения»; мы настаиваем на том, что число — это отвлеченная модель, возникшая в голове человека и существующая наряду с другими моделями, в частности, с эллипсом и центрально-симметричной силы притяжения, т.е. число не обязано пребывать вместе со звуками и ударами пульса.
Все рассуждения Милля о существовании третьего логическом пути (помимо индуктивного и дедуктивного), о выводе от частного к частному основываются на недоразумении. Кроме дедукции, т.е. вывода от известного общего к неизвестному частному, в логике ничего не существует. К примеру, дано общее правило: все люди смертны; известно, что Сократ человек; логический вывод: Сократ умрет. Мы можем предположить, что общее правило возникло из опыта, следовательно, скорее справедливо обратное утверждение: всякая дедукция является индукцией, но «логическая строгость» не апеллирует к числу опытных случаев: их может быть всего два или миллиард; в компетенцию строгой логики не входят рассмотрение вопросов психологической уверенности и обоснованности большой посылки, т.е. общего правила. Поэтому все выводы от частного к частному или от частного к общему не являются логическими (во всяком случае в строго формальном смысле слова). Когда даны всего три члена ряда: ab, ac, ad, и Милль вычленяет из него общий элемент a, такая процедура тоже попадает под дедукцию, а не индукцию или под случай от частного к частному. Хотя элемент a внешне и выступает в роли общего правила, с точки зрения логики вывода, он будет частным, наряду с частными элементами b, c и d. Если в большой посылке содержится заключение, значит, мы имеем дело с рядовым силлогизмом.
Кто сказал, что схоластика умерла? Нет, она жива и будет жить вечно. Всякая интеллектуальная форма, однажды возникнув, никогда не исчезает. В наши дни доля людей, мыслящих схоластическими категориями, нисколько не уменьшилась по сравнению со Средними веками; спекулятивный ум сегодня, как и пять веков назад, жаждет деятельности. Милль продолжил модернизацию схоластических традиций, заложенных еще античными скептиками, софистами и Аристотелем. Синтетический метод, на котором настаивают конструктивисты, видимо, можно отнести к тому, что получило в логике наименование «неполной индукции». Милль допускал вывод по схеме неполной индукции на основании «единообразия законов природы», но это основание, если вдуматься, само является результатом неполной индукции, что порождает «логический круг». Синтетический метод не попадает в логический круг, поскольку он создает открытую к дальнейшему уточнению математическую модель, которая сама по себе, внутренне непротиворечива. Новые экспериментальные данные могут противоречить модели, тогда новый синтез должен дать другую, непротиворечивую модель и так до бесконечности.
1. Бэкон, Фрэнсис.Сочинение в двух томах. Т.1. — М., 1971.
2. Вольтер. Философские сочинения. — М., 1988.
3. Локк, Джон. Сочинение в трех томах. Т.1. — М., 1985.
4. Конт О. Курс позитивной философии / Родоначальники позитивизма. Вып. 4. — СПб, 1912.
5. Милль Дж. Ст. Система логики. — М., 1914.
6. Милль Дж. Ст. Автобиография (История моей жизни). — М., 1896.
7. Герцен А.И. Джон Стюарт Милль и его книга «On Liberty» / Сочинения в двух томах. Т. 2. — М: Мысль, 1986.
8. Беркли Дж. Сочинения. — М.: Мысль, 1978.